Научная статья на тему 'ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ И СЯО ЮМЭЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ В ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ И СЯО ЮМЭЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ В ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЯО ЮМЭЙ / ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ / КИТАЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШАНХАЙСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Кэу

В статье исследуется вклад в китайское музыкальное образование двух выдающихся деятелей первой половины XX века Цай Юаньпэя и Сяо Юмэя, благодаря которым состоялось становление профессионального музыкального образования в Китае в 20-30-е годы, осуществилось открытие крупных образовательных центров - «Ассоциации исследования музыки», музыкального факультета при Пекинском университете, Шанхайской консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAI YUANPEI AND XIAO YOUMEI: THE CREATIVE TANDEM IN THE HISTORY OF CHINESE MUSIC EDUCATION IN THE FIRST HALF OF THE XXTH CENTURY

The article is devoted to the contribution of the two extraodinary Chinese activists to the Chinese music education in the first half of the XXth century - Cai Yuanpei and Xiao Youmei, because of them the formation of professional music education in China in the 20-30th years occured, and the opening of the major educational centers came true - «Music Research Association», Music Department of Beijing University, the Shanghai Conservatory.

Текст научной работы на тему «ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ И СЯО ЮМЭЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ В ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Чжан Кэу, 2016 УДК 78.071

ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ И СЯО ЮМЭЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ В ИСТОРИИ КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В статье исследуется вклад в китайское музыкальное образование двух выдающихся деятелей первой половины XX века Цай Юаньпэя и Сяо Юмэя, благодаря которым состоялось становление профессионального музыкального образования в Китае в 20-30-е годы, осуществилось открытие крупных образовательных центров — «Ассоциации исследования музыки», музыкального факультета при Пекинском университете, Шанхайской консерватории.

Ключевые слова: Сяо Юмэй, Цай Юаньпэй, китайское музыкальное образование, Шанхайская консерватория

Первые десятилетия XX века принято считать начальным этапом становления профессионального музыкального образования в Китае. Это сложное время в истории страны: период окончания династии Цин с господством феодализма, империалистических нашествий на Китай западных стран и становления буржуазного строя. Как отмечали многие китайские историки, к началу XX века Китай серьезно отстал в развитии от западных стран, следствием чего явилось «зачаточное» состояние музыкального образования и науки. Активизации этой отрасли во многом послужило «Движение школьных песен»1, благодаря которому появилось первое поколение китайских педагогов-музыкантов — Шэнь Синьгун, Цзэн Чжиминь, Ли Шутун, проповедующих идеи сочинения и распространения песен, а шире — музыки в общеобразовательных учреждениях Китая. Движение изменило отношение к музыке китайского общества, музыкальное образование стало уважаемо. Под влиянием «Движения школьных песен» музыка как обязательный предмет вошла в образовательные заведения разного уровня и стала неотъемлемой составляющей образовательной системы Китая. Этому факту имеются многочисленные свидетельства, в частности, Чэнь Ин приводит одно из них: «В 1902 году известный педагог Цай Юаньпэй (Ш^^) вводит пение как особый предмет обучения в женской школе Ай Гуо (Шанхай)» [3, с. 12]. Цель инициаторов «Движения...» была ясна: она реализовывала конфуцианскую идею — поднять культуру общества, улучшить его нравственные нормы посредством музыки.

Просветительские идеи были подхвачены выдающимися деятелями образования Китая — Цай Юаньпэем (1868-1940) и Сяо Юмэем

(1884-1940). Они принадлежали к разным профессиям и имели разницу в возрасте, но их личностное становление имело много общего: оба получили высшее образование в Лейпцигском университете, оба в разные годы занимали пост ректора Шанхайской консерватории. Их творческий путь непрерывно пересекался, и это неслучайно, так как они были мотивированы на достижение единой цели — поднять китайское музыкальное образование на уровень, соответствующий развитию европейских культурных сообществ.

Цай Юаньпэй с момента создания Китайской республики (1 января 1912 г.) занимал важные государственные должности: министр просвещения Китайской республики, ректор Пекинского университета. Цай Юаньпэй не был музыкантом, однако всеми силами претворял идею эстетического воспитания в китайское образование, стимулировал развитие разных направлений музыкальной деятельности. В частности, при поддержке министра Цай Юаньпэя в 1919 году была создана «Ассоциация исследования музыки» (^Ь^^^й^Й^) при Пекинском университете (далее — «Ассоциация»). Также он содействовал открытию в 1920 году «Музыкального журнала», редакция которого функционировала при «Ассоциации».

Идеей Цай Юаньпэя, которую он последовательно воплощал в жизнь, было улучшение нравственности в обществе. Достижение реальных результатов виделись им не в религии, как это утвердилось в мировой практике: «Нравственное воспитание совершенствуется эстетическим воспитанием», — писал он в своей статье «Целевая установка образования» («Й1жн») (цит. по: [6, с. 43]). Понятие «эстетическое воспитание»

напрямую связывалось им с музыкой, благодаря поддержке Цай Юаньпэя музыкальное образование в 10-20-х годах XX века в Китае начало интенсивно развиваться.

Сяо Юмэй принадлежал к числу немногих китайских музыкантов, получивших профессиональное музыкальное образование в Европе. Выдающийся деятель китайского музыкального искусства, педагог, композитор2, дирижер3, он был первым китайским исследователем, защитившим диссертацию (в Лейпциге) по музыковедческой тематике и получившим ученую степень4. Будучи прекрасным педагогом, в 1920-е годы преподававшем в Пекинском университете, Пекинском женском высшем педагогическом университете и Шанхайской консерватории, он серьезно пополнил фонд учебников музыки5.

Первые профессиональные контакты Сяо Юмэя и Цай Юаньпэя относятся к 1911-1912 годам. После Синьхайской революции 1911 года Сяо Юмэй получил должность секретаря президента Нанкинского временного правительства Сунь Чжуншань (Сяо Юмэй познакомился с Сунь Чжуншань еще во время обучения в Японии, в 1902-1909 годы). По свидетельствам биографа Сяо Юмэя Ляо Фушу, в период работы в должности секретаря Сяо Юмэй выразил желание «изучать музыку и получить образование в Германии» [5, с. 9]. Вероятно, именно тогда он подал ходатайство в Министерство просвещения Китая о предоставлении ему этой возможности. Однако желаемое исполнилось не сразу: первый президент Китайской республики Сунь Чжуншань был свергнут, это положило конец деятельности Нан-кинского временного правительства, что послужило причиной отъезда Сяо Юмэя в марте 1912 года в родную провинцию Гуандун. В октябре этого же года он получил разрешение от министра просвещения Китая Цай Юаньпэя (1868-1940), с которым они познакомились во время государственной службы в Пекине, на поездку в Германию с целью продолжения образования.

По возвращении в Китай Сяо Юмэй был приглашен на работу в Пекинский университет Цай Юаньпэем, который в этот период занимал должность ректора. В 1920-е же годы Сяо Юмэй был вовлечен в деятельность «Ассоциации исследования музыки» (^Ь^^^й^Й^) («Инь юэ чуань си со» (^^{^^ЯЯ)), организованной Цай Юаньпэем.

Уже в первых публикациях Сяо Юмэя 1920-х годов в «Музыкальном журнале», существовавшем на базе «Ассоциации», обнаруживается близость его взглядов к устремлениям Цай Юаньпэя. Если обобщить положения, высказанные в печати

обоими деятелями, то они могут быть сформулированы в следующих тезисах:

1. Создание в Китае музыкального образовательного учреждения, не уступающего по качеству обучения европейским консерваториям.

2. Воспитание национальных музыкальных кадров путем привлечения педагогов с Запада, использования лучших образцов западной образовательной системы.

3. Всемерное развитие музыкальной науки.

4. Сосредоточение внимания на проблемах музыкального воспитания в китайском обществе.

Позднее Сяо Юмэй был назначен руководителем «Ассоциации». Цай Юаньпэй не только всячески покровительствовал своему младшему коллеге, но и прислушивался к его дальновидным советам. Так, в 1922 году по инициативе Сяо Юмэя «Ассоциация исследования музыки» была реорганизована в музыкальный факультет при Пекинском университете («Инь юэ чуань си со» руководство которого взял на себя декан Цай Юаньпэй6.

Просветительская миссия педагогов была продолжена в рамках педагогической деятельности. Перед Сяо Юмэем стояла задача подготовки исполнительских кадров, которые бы обеспечивали осуществление концертной деятельности в Китае. По его рекомендации и при поддержке Цай Юаньпэя в 1922 году на музыкальном факультете Пекинского университета был создан небольшой симфонический оркестр под руководством Сяо Юмэя. В период с 1923 по 1927 год оркестр дал 42 концерта, в программах которого прозвучала не только европейская классика, но оркестровые переложения китайской традиционной музыки.

Важнейшей миссией, осуществленной творческим тандемом «Цай Юаньпэй — Сяо Юмэй», стала организация первой китайской консерватории как центра высшего профессионального музыкального образования европейского образца. Она была открыта в Шанхае в 1927 году. Предыстория этого события упоминается Ляо Фушу: «В течение мая и июня 1927 года Сяо Юмэй был наслышан, что в Нанкине будет открыта Академия7 под руководством Цай Юаньпэя. Сяо Юмэй предложил ему свой план создания консерватории...» [5, с. 31]. История показала, что план Сяо Юмэя был принят. Однако сам инициатор не встал во главе вновь открывшегося учебного заведения, заняв должность заместителя ректора. Первым ректором Шанхайской консерватории стал Цай Юаньпэй, но занимал этот пост недолго — с ноября 1927 по сентябрь 1928 года. С этого времени и до 1940 года консерваторию возглавлял Сяо Юмэй8.

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Встает вопрос: почему пост ректора достался Сяо Юмэю не сразу? Дело в том, что личность Сяо Юмэя не особенно была известна в широких общественных кругах Китая. По воспоминаниям Ляо Фушу, именно Цай Юаньпэй, имея большой авторитет и возглавив крупный образовательный центр, мог «пробудить общественное уважение к музыкальному образованию» [5, с. 34].

Возглавляя крупные образовательные центры, Цай Юаньпэй и Сяо Юмэй имели много общего в ведении организационно-образовательной политики. Преследуя цель создания высокого профессионального уровня образования, оба привлекали к работе лучших педагогов-музыкантов Китая и из-за рубежа. Так, Цай Юаньпэй пригласил на работу в Пекинский университет выдающегося китайского мастера-исполнителя на гуцинь и пипа Ван Лу (1877-1921). Этому образцу следовал и Сяо Юмэй: «Сяо Юмэй придавал большое значение профессионализму педагогических кадров. С 1927 по 1937 год в консерватории работало более 40 педагогов, из них 28 были специально приглашены из других стран. Примечательно, что большую часть иностранцев составляли русские музыканты: И. Шевцов, Б. Захаров, В. Шушлин, З. Прибыткова, С. Аксаков, Б. Лазарев и А. Черепнин» [2, с. 18].

Для обоих деятелей становление музыкального образования заключалось не только в организации музыкально-просветительских и музыкально-образовательных учреждений разного уровня, а шире — в создании базы для развития разных направлений музыкальной культуры Китая: музыкального исполнительства и композиции, музыкальной науки и образования. Их попытки привлечь внимание к указанным проблемам мы можем наблюдать в статьях и очерках китайских СМИ тех лет. В частности, Цай Юаньпэй писал: «В Китае наблюдается серьезное отставание науки, однако это не значит, что среди китайской нации нет умных людей» [9, с. 78]. Решение проблемы Цай Юаньпэй видел в обращении к научному знанию и создании образовательной системы, что, по его мнению, могло уберечь Китай от дальнейшего отставания в социальном развитии по сравнению с другими странами [4, с. 2].

В одном из предисловий к выпуску «Музыкального журнала» Цай Юаньпэй высказывал мысль о необходимости «принятия западных инструментов и европейской нотации» для того, чтобы иметь возможность совершенствовать практику китайской музыки [10, с. 396]. Отсутствие единой системы нотной записи Сяо Юмэй считал одной из важнейших причин отставания китайской музыки от музыки европейских стран

[8, с. 638]. Как известно, в начале XX века в Китае была распространена цифровая нотация — «оригинальный способ письменной записи музыки для тех, кто не знает нотную грамоту» [1, с. 6]. Однако цифровая нотация имеет ряд серьезных недостатков, и главный из них — неудобство записи аккордов (см. об этом подробнее: [1, с. 7]). Реализация идеи перехода к более совершенной европейской линейной нотации осуществлялась в Китае достаточно длительный период, однако первые шаги на этом пути были сделаны Сяо Юмэем, который разработал серию учебников «по новой системе обучения».

Цай Юаньпэй и Сяо Юмэй с исключительным почтением относились друг к другу, что нашло отражение в публицистической литературе тех лет: «Цай Юаньпэй активно поддерживал Движение 4 мая, всемерно поощрял эстетическое воспитание и музыкальную деятельность Сяо Юмэя» [7, с. 147]. В свою очередь Сяо Юмэй высоко ценил вклад Цай Юаньпэя в китайское образование. Впоследствии он напишет в одной из своих работ: «Благодаря господину Цай Юань-пэю китайское художественное образование развивается, а музыкальное образование стало уважаемо» (цит. по: [11, с. 67]).

Творческий тандем «Цай Юаньпэй — Сяо Юмэй», состоявшийся в 20-30-х годах XX века, сделал возможным осуществление грандиозных образовательных проектов в Китае, таких как создание «Ассоциации исследования музыки», музыкального факультета при Пекинском университете, Шанхайской консерватории и др. Как видим, Цай Юаньпэй в силу своего авторитета и интуиции давал им первоначальное развитие, а Сяо Юмэй доводил эти начинания до логического завершения. Музыкальное образование Китая встало на профессиональный путь, а первая китайская консерватория явилась образцом для других музыкально-образовательных учреждений: Частной гуанчжоуской консерватории (1932), музыкального факультета Академии искусств им. Лусюнь (1938), Северо-западной консерватории (1943), Гонконгской чжунхуаской консерватории (1947)и др.

Цай Юаньпэй и Сяо Юмэй дали китайскому музыкальному образованию мощный импульс, который позволил в дальнейшем воспитать многих замечательных талантов (Дин Шаньдэ, Сянь Синхай, Ли Хуаньчжи, Хэ Люйтин), прославивших музыкальную культуру Китая в XX веке.

Примечания 1 «Движение школьных песен» (^Ж^^) связано с распространением в начале XX века в Китае

1.

2.

3.

песен, принадлежащих народностям Японии, Европы, Америки, в которых оригинальные тексты заменены текстами на китайском языке и зафиксированы с помощью цифровой нотации.

2 Сяо Юмэй — автор ряда произведений для фортепиано, струнного квартета, для медных духовых инструментов, песен на стихи китайского поэта-революционера И Вэйчжай.

3 В период обучения в Германии Сяо Юмэй освоил основы искусства дирижирования. Из-за отсутствия аудиозаписей трудно судить об уровне его дирижерской техники, тем не менее в историю китайской музыки он вошел как первый 4. китайский музыкант, вставший за дирижерский пульт симфонического оркестра.

4 Сяо Юмэй имел ученую степень доктора философии. Согласно образовательной системе Германии первой половины XX века целью кон- 5. серваторий было обучение композиторов и исполнителей, а теоретики музыки, готовившие научные исследования, выходили на их защиту в 6. университетах. После защиты диссертации соискатель удостаивался степени доктора философии.

В немецких университетах того периода научное знание делилось на две области: естественные и 7. гуманитарные науки. Соответственно соискатели, защитившие диссертации по гуманитарным дисциплинам, получали «философскую» степень. Подобная градация сохранилась и в современном Китае: в частности, после окончания музыкального факультета вуза студенты получают степень бакалавра гуманитарных наук.

5 Среди учебников Сяо Юмэя, нашедших широкое применение в учебной практике: «Очерки истории западной музыки»

1920-1923) для студентов музыкального факультета Пекинского женского высшего педагогического университета, «Собрание настоящей музыки» для средних и высших школ, или высшего образования («^Й®», 1922), «Собрание новых песен» для средних и высших школ, или для высшего образования («^^Л®», 1923), «Учебник пения по 9. новой системе обучения» для средних школ в 3-х тетрадях («^ОТ^^», 1924).

6 На факультете были созданы пять кафедр: фортепиано, западных струнных инструментов, две 10. кафедры традиционных струнных инструментов — гуцинь и пипы, кафедра китайской традиционной оперы куньцюй.

7 Академия — это высший административный орган Китая, имеющий все полномочия, 11. касающиеся организации научной работы в стране.

8 По материалам официального сайта Шанхайской консерватории: http://www.shcmusic.edu.cn/ mtro_14.aspx?tid=14.

Литература Сунь Лу. Цифровая нотация в музыкальной практике новой китайской нотации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 4. С. 6-11. Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте фортепианной музыки XX века. Дис. ... канд. искусств. Ростов-на-Дону, 2015. 231 с. Чэнь Ин. Адаптация европейских музыкальных традиций в Китае на примере «школьной песни» // Музыкальная культура народов мира. 2014. № 1. С. 12-15.

«ХШ^ШтЫШШ» (Ли Вэнь-бинь. Рассуждение о концепции музыкального образования Цай Юаньпэя: реф. магистра. Чжэцзян: Чжэцзянский педагогический университет, 2011. 74 с.)

5. ШШЖ «Й&Ш^» (Ляо Фушу. Биография Сяо Юмэя. Ханчжоу: Академия искусств Чжэцзян, 1993. 74 с.)

«ФДШЖ^ШШ^В^ (18402000)» (Сунь Цзинань. Летопись китайской музыкальной истории (1840-2000). Цзинань: Шаньдунское образование, 2004. 669 с.)

(Сяо Юмэй. Что такое музыка? Иностранные музыкальные учебные заведения. Что такое музыковедение? Почему китайское музыкальное образование не развивается? // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2004. Т. 1. С. 143-147.)

шжш

(Сяо Юмэй. Факты развития западной музыки и причины отставания китайской традиционной музыки // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя. Шанхай: Шанхайская консерватория, 2004. Т. 1. С. 637-638.) ШЛШ ^ (Цай Юаньпэй.

Великие люди в кругах науки // Гао Пиншу. Полное собрание сочинений Цай Юаньпэя. Пекин: Чжунхуа, 1989. Т. 7. С. 77-78.) Ш^п ^Т'Ш (Цай Юаньпэй.

Предисловие к «Музыкальному журналу» // Гао Пиншу. Полное собрание сочинений Цай Юаньпэя. Пекин: Чжунхуа, 1984. Т. 3. С. 396-397.)

Й» (Цзян Сяочунь. Музыкальные образовательные концепции Цай Юаньпэя и их влияние // Исследование музыки. 1999. № 2. С. 65-67.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.