Научная статья на тему 'КОМПОЗИТОР ШИ ГУАННАНЬ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ'

КОМПОЗИТОР ШИ ГУАННАНЬ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИ ГУАННАНЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КОМПОЗИТОРЫ КИТАЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У М.

Статья посвящена актуальной проблеме изучения жизни и творчества китайского композитора Ши Гуаннаня в социально-политическом и культурном контексте времени его жизни. Личность композитора мало изучена в современных научных работах китайских музыковедов, несмотря на высокую общественную оценку творчества Ши Гуаннаня. В настоящее время биографические исследования с уточнением влияния контекста на судьбы китайских музыкантов приобретают все большую актуальность. Это связано не только с тем, что подобный исследовательский ракурс позволяет систематизировать факты, события, тенденции развития музыкального искусства в непростых условиях социокультурного развития Китая в прошлом веке, но и осознать суть популярности многих композиторов прошлого у современных слушателей. В центре внимания находятся вопросы, связанные с ролью семьи в музыкальном развитии одаренного ребенка Ши Гуаннаня, которые рассматриваются в сравнении с судьбами других китайских композиторов. Особый интерес исследователя вызывает период обучения композитора в Центральной консерватории в конце 50-х - начале 60-х годов. Это время небывалого подъема во всех сферах музыкальной культуры Китая, проходившего под влиянием СССР в годы от провозглашения Китайской народной республики (1949 год) до начала Культурной революции (1966 год). В статье затронуты параллельные тенденции в творчестве поколения молодых китайских и советских композиторов начала 1960-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSER SHI GUANNAN IN THE CONTEXT OF HIS TIME

The article is devoted to actual problem of studying the life and work of Chinese composer Shi Guannan in socio-political and cultural context of his time. The personality composer is little studied in modern scientific works of Chinese musicologists, despite high public appreciation of Shi Guannan's work. Currently, biographical studies with the clarification of the influence of the context on the fate of Chinese musicians are becoming increasingly relevant. This is due not only to fact that such a research perspective allows us to systematize the facts, events, and trends in the development of musical art in the default conditions of the socio-cultural development of China in the last century, but also to understand the essence of the popularity of many composers of the past among modern listeners. The focus is on issues related to the role of the family in the musical development of the gifted child Shi Guannan, which are considered in comparison with the fate of other Chinese composers. Of particular interest to the researcher is the period of the composer's training at the Central Conservatory in the late 50s-early 60s. This is a time of unprecedented growth in all spheres of Chinese musical culture, which took place under the influence of the USSR in the years from the proclamation of the People's Republic of China (1949) to the beginning of the Cultural Revolution (1966). The article deals with parallel trends in the work of a generation of young Chinese and Soviet composers of the early 1960s.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИТОР ШИ ГУАННАНЬ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ»

DOI: 10.26086/NK.2021.60.2.014 УДК 78.071.1

© У Минмин, 2021

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), аспирант кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии E-mail: 1293318273@qq.com

КОМПОЗИТОР ШИ ГУАННАНЬ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Статья посвящена актуальной проблеме изучения жизни и творчества китайского композитора Ши Гуанна-ня в социально-политическом и культурном контексте времени его жизни. Личность композитора мало изучена в современных научных работах китайских музыковедов, несмотря на высокую общественную оценку творчества Ши Гуаннаня. В настоящее время биографические исследования с уточнением влияния контекста на судьбы китайских музыкантов приобретают все большую актуальность. Это связано не только с тем, что подобный исследовательский ракурс позволяет систематизировать факты, события, тенденции развития музыкального искусства в непростых условиях социокультурного развития Китая в прошлом веке, но и осознать суть популярности многих композиторов прошлого у современных слушателей.

В центре внимания находятся вопросы, связанные с ролью семьи в музыкальном развитии одаренного ребенка Ши Гуаннаня, которые рассматриваются в сравнении с судьбами других китайских композиторов. Особый интерес исследователя вызывает период обучения композитора в Центральной консерватории в конце 50-х - начале 60-х годов. Это время небывалого подъема во всех сферах музыкальной культуры Китая, проходившего под влиянием СССР в годы от провозглашения Китайской народной республики (1949 год) до начала Культурной революции (1966 год).

В статье затронуты параллельные тенденции в творчестве поколения молодых китайских и советских композиторов начала 1960-х годов.

Ключевые слова: Ши Гуаннань, исторический контекст, Культурная революция, композиторы Китая, Центральная консерватория, революционные песни, музыкальные жанры

© Wu Mingming, 2021

Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

Postgraduate Student of the Department of Music Education and Training

at the Institute of Theater, Music and Choreography

COMPOSER SHI GUANNAN IN THE CONTEXT OF HIS TIME

The article is devoted to actual problem of studying the life and work of Chinese composer Shi Guannan in socio-political and cultural context of his time. The personality composer is little studied in modern scientific works of Chinese musicologists, despite high public appreciation of Shi Guannan's work. Currently, biographical studies with the clarification of the influence of the context on the fate of Chinese musicians are becoming increasingly relevant. This is due not only to fact that such a research perspective allows us to systematize the facts, events, and trends in the development of musical art in the difficult conditions of the socio-cultural development of China in the last century, but also to understand the essence of the popularity of many composers of the past among modern listeners.

The focus is on issues related to the role of the family in the musical development of the gifted child Shi Guannan, which are considered in comparison with the fate of other Chinese composers. Of particular interest to the researcher is the period of the composer's training at the Central Conservatory in the late 50s-early 60s. This is a time of unprecedented growth in all spheres of Chinese musical culture, which took place under the influence of the USSR in the years from the proclamation of the People's Republic of China (1949) to the beginning of the Cultural Revolution (1966).

The article deals with parallel trends in the work of a generation of young Chinese and Soviet composers of the early 1960s.

Key words: Shi Guonnan, historical context, Cultural Revolution, Chinese composers, Central Conservatory, revolutionary songs, musical genres

Для того, чтобы объективно оценить истинный вклад композитора в историю музыкальной культуры своей страны, необходимо рассмотреть его личность и деятельность в контексте того времени, которое формировало его взгляды, художественные устремления, являлось питательной почвой для творчества. Это прекрасно выразил Гёте в своей автобиографии «Поэзия и правда. Из моей жизни», практически кратко описав стратегию биографических исследований: «Главная задача биографии, по-видимому, состоит именно в том, чтобы обрисовать человека в его отношениях к своему времени и показать, насколько целое было враждебно ему; насколько оно ему благоприятствовало, как он составил себе взгляд на мир и людей и как он отразил его во внешнем мире в качестве художника, поэта, писателя» [3, с. 15].

Актуальность работы с контекстом особенно очевидна в отношении жизни художников минувшего века, который отмечен глобальным развитием конфликтов, революций, мировых войн, трагедиями холокоста, гетто и репрессий, отразившихся на судьбах целых народов и отдельных личностей.

Признание большого исторического значения композитора Ши Гуаннаня для китайской музыки выражается не только в определениях «певец эпохи», «народный музыкант», сопровождающих каждое упоминание о нем, но и во многих знаках общественной памяти о композиторе. Среди них: открытие Площади и Концертного зала имени композитора Ши Гуаннаня в городе Цзинь хуа; преобразование в 2017 году Музыкальной консерватории Педагогического университета провинции Чжэцзян в Музыкальную консерваторию и Исследовательский институт музыки и культуры имени Ши Гуаннаня; проведение посвященных ему симпозиумов («Музыкальное творчество и исполнительское мастерство Ши Гуаннаня» в Чжэцзянском педагогическом университете 16 апреля 2017 года), конференций. В 2018 году на праздновании 40-летия реформ и открытости Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет торжественно поздравили 100 пионеров реформ. Среди них был единственный композитор — Ши Гуаннань.

И все-таки, не смотря на большое количество работ, посвященных Ши Гуаннаню, изучение его жизни, условий формирования мировоззрения, эстетических ориентиров, осмысление творчества композитора в трудах китайских исследователей до сих пор представляется не полным.

Биографические статьи о Ши Гуанна-не — это преимущественно беллетристика, воспоминания, в которых преобладает пересказ общеизвестных фактов, событий жизни композитора, где личная, эмоциональная интонация повествования авторов преобладает над научным осмыслением. К числу таких биографий можно отнести: Ли Шуси «Воспоминания о Ши Гуан-нане: человек смертен, а талант нет» [4], Ду Ин «История Ши Гуаннаня» [3], Мин Янь «От певца эпохи до народного музыканта» [5] и др.

Во всех этих работах имеется один общий недостаток. Жизнь и творчество Ши Гуаннаня не достаточно вписаны в контекст своего времени, не выявлены факторы, формировавшие его композиторскую индивидуальность, совершенно отсутствует изучение связей творчества композитора с традициями европейской и советской музыки, влияние которых на музыкальную культуру Китая в ХХ веке было ощутимым и менялось на разных этапах ее развития.

Как известно, развитие искусства тесно связано с социально-политическими событиями. Это характерно для любой страны, но в Китае ХХ века эта взаимосвязь проявилась, пожалуй, наиболее ярко, порой, довольно в жесткой форме. История Китая в прошлом веке отличается сложностью, драматичностью, частой сменой идеологического курса, влияющего на вектор развития искусства. Это отражалось и на судьбах китайских композиторов.

В первой половине ХХ века (1910-1949 годы) возникает активный культурный обмен между Востоком и Западом. Влияние европейской музыкальной культуры на китайскую происходило в том числе и через близлежащую Японию, где в начале века большое внимание уделялось обучению музыке с использованием элементов образовательной системы Франции в сочетании с содержанием и методами преподавания, которые сформировались в США. Также существовала практика приглашения зарубежных музыкантов и педагогов. Таким образом, Япония в то время опережала Китай в усвоении европейского опыта и оказала влияние на реформы китайского образования.

Тенденции прямого и опосредованного европейского влияния через систему образования можно проследить на примере ряда известных китайских композиторов.

Так, выдающийся китайский педагог, композитор, музыковед, общественный деятель Сяо Юмэй (1884-1940), будущий создатель Шанхайской государственной консерватории (1927 год), начав обучение игре на фортепиано и вокалу в

Японии, продолжил свое образование с 1912 по 1919 год в Германии, сначала в Лейпцигской высшей школе музыки, а затем в Берлинском университете. Композитор Сянь Синхай (1905-1945) обучался в Париже (1930-1935) скрипичному искусству под руководством П. Обердорфера, а композиции у В. Д. Энди, Л. Кура и П. Дюка. Китайский скрипач, композитор, педагог Ма Сыцун (1912-1987) учился игре на скрипке в консерваториях Нанси и в Париже (1923-1929 годы), там же, во Франции, осваивал композицию (с 1930 года).

С точки зрения существовавших в Китае тенденций в сфере профессионального музыкального образования, и как пример влияния политических событий на жизнь художника очень показательна судьба китайского композитора Цзян Вэнье (1910-1983). В 1917 году он был отправлен родителями в японскую школу в Сямыне, в 1923 году переехал в Японию и начал там заниматься музыкой, пел в опере Фудзивары, изучал композицию с Косау Ямадой. В 1935 году Цзян Вэнье познакомился с русским композитором Александром Черепниным. Напомним, что помимо европейской культуры, в этот же период не менее существенную роль для развития китайской музыкальной культуры сыграли музыканты из числа русских эмигрантов, приехавших в Китай после Октябрьской революции и гражданской войны в России. Среди тех, кто оставил заметный след в этой области — Б. Захаров, В. Шушлин и А. Че-репнин. В 1937 году началась японско-китайская война (1937-1945). В 1938 году Цзян Вэнье, получив предложение работать в педагогическом университете Пекина, вернулся в Китай, но в этот момент, Пекин находился под японской оккупацией. Композитор сотрудничал с коллаборационистским движением, сочинял песни в поддержку японской политики, а после окончания войны был арестован и провел в заключении десять месяцев.

Можно уверенно сказать, что политическая история Китая являлась существенным фактором, повлиявшим и на формирование личности, и на творчество Ши Гуаннаня.

Композитор прожил довольно короткую жизнь, всего 50 лет (1940-1990). А период его профессионального становления и активной творческой деятельности занимает всего 35 лет. Жизненный пусть композитора можно разделить на четыре периода:

1 период — до 1956 года. Он вбирает в себя детство и юность будущего композитора до поступления в консерваторию.

2 период — середина 50-х - 1966 год. Это период его учебы в консерватории, начало твор-

ческой деятельности в годы, предшествующие Культурной революции.

3 период — 1966-1976 годы. Жизнь и творчество Ши Гуаннаня в период культурной революции в Китае.

4 период — с 1976 по 1990 год (меньше 15 лет). Период творческой зрелости, активной общественной деятельности композитора в «эпоху открытости».

В данной статье мы остановимся на реконструкции контекста жизни и творчества Ши Гу-аннаня в первый и второй периоды — с рождения до 1966 года.

Согласно принятой в литературе периодизации, с 1940 года начинается период Новой китайской музыкой. Этот год является и датой рождения Ши Гуаннаня. Он родился 22 августа 1940 года в деревне Е поселка Юаньдун района Цзиньдун провинции Цзиньхуа в самый разгар японско-китайской войны под обстрелами японских самолетов в импровизированной больнице, построенной из бамбука.

Его уникальная музыкальная одаренность проявилась очень рано. Уже с пяти лет его считали вундеркиндом, так как мальчик не только очень хорошо пел, но и постоянно сочинял песни и стихи.

Роль семьи Ши Гуаннаня в его начальном музыкальном развитии значительно отличается в сравнении со многими другими композиторами его поколения.

К примеру, китайский композитор Чэнь Ган (1935 год) первое музыкальное образование получил в своей семье. Будущего композитора, пианиста и педагога Ван Цзяньчжун (1933-2016), родившегося в Шанхае, родители начали обучать игре на фортепиано в возрасте 10 лет. Композитор Чжао Цзипин (1945) родился в провинции Хэбэй в семье художника, учился в школе при Сиань-ской музыкальной консерватории. Практически ровесник Ши Гуаннаня пианист, композитор и педагог Лю Шикунь (1939) родился в Тяньцзине, считался вундеркиндом. Родители начали обучать его игре на фортепиано с трехлетнего возраста, в пять лет он уже выступал на сцене, а в десятилетнем возрасте завоевал первенство на Всекитайском конкурсе юных пианистов в Шанхае.

Судьба Ши Гуаннаня с самого детства развивалась совсем по-иному сценарию и это обусловлено особенностями его семьи, которая была непосредственно связана с политической историей страны. Родители Ши Гуаннаня не имели никакого отношения к искусству, были профессиональными революционерами. Отец, Ши Фулян, родился в крестьянской семье в деревне Е уезда

Цзиньхуа провинции Чжэцзян. С юности он был привержен революционным идеям, участвовал в подготовке создания Коммунистической партии, был известным политическим активистом и служил секретарем ЦК Коммунистического союза молодежи. Он переводил марксистско-ленинские труды, написал и опубликовал множество экономических монографий. После провозглашения КНР занимал должность заместителя министра труда, являлся одним из главных организаторов Демократической национальной строительной ассоциации.

Будучи профессором Шанхайского университета, Ши Фулян женился на своей студентке Чжун Фугуан, которая родилась в округе Цзянц-зинь провинции Сычуань (ныне район Цзянцзинь города Чунцин) и тоже рано присоединилась к революционному движению. Чжун Фугуан была первой женщиной-солдатом Военной академии Вампу1. В 1927 году она работала инструктором кадетского отряда девушек. Ее ученицей была герой Чжао Имань2. После войны против Японии Чжун Фугуан поехала в Чунцин, чтобы заниматься изданием газеты, в которой была директором по общим вопросам, а ее муж Ши Фулян — главным редактором.

Ши Гуаннань был музыкальным самородком. Трудно поверить, что уникально одаренный ребенок родился в совершенно не музыкальной семье. В отличии от упоминаемых композиторов-современников, тоже очень рано обнаруживших свои способности, в семье Ши Гуаннаня никто специально не занимался музыкальным обучением мальчика, не было у него и известных учителей. Родители могли только по мере своих возможностей поддержать его рано возникший интерес к музыке. В доме был старый проигрыватель с ручным приводом. Отец помогал сыну ставить пластинки, в свободное время они вместе пели. Было бы интересно восстановить, что было записано на этих пластинках, какая музыка формировала музыкальные вкусы будущего композитора, но сведений об этом нет.

Известно, что в четыре года мать отвела Ши Гуаннаня в начальную школу, где в это время работала директором. В городе Чунцин проводился музыкальный конкурс для учащихся начальной школы. Школа рекомендовала для участия в нем Ши Гуаннаня, талант которого уже был для всех очевиден. Интересно то, что учитель музыки обучал его одной песне, а Ши Гуаннань сочинил свою с очень поэтичным тестом: «Настала весна, цветут персики, летают птицы, и на деревьях кричат желтые утки. Они счастливы, я тоже счастлив, мы все счастливы». Удивительно, но уже в этой

детской песне Ши Гуаннаня ощущается влияние народной китайской поэзии, со свойственной ей поэтичностью восприятия природы. Песня произвела огромное впечатление, заняла второе место, а пятилетний автор получил приз.

Важным моментом для творческой биографии будущего композитора стало событие, произошедшее с ним во время обучения в Пекинской средней школе №101. В середине лета 1956 года в Народном театре проходил концерт Молодежного хора Китайского национального радио. Придя на этот концерт, Ши Гуаннань услышал со сцены свою песню «Ленивая Дуня» и Вальс, который, как пишут, после этого исполнения «распространился со скоростью лесного пожара по Циндао». Они были написаны Ши Гуаннанем, когда ему было всего двенадцать лет. А летом 1957 года в Пекине был издан сборник из 30 китайских и зарубежных народных песен «Песня старого Летнего дворца», в котором были опубликованы песни Ши Гуаннаня под различными псевдонимами. Несколько песен были подписаны псевдонимом Неэров, в котором легко узнается имя популярного автора многих известных песен, китайского композитора Не Эра3.

Семья не могла серьезно способствовать развитию музыкального таланта Ши Гуаннаня, а вот культурный контекст музыкальной жизни Китая этого времени был настолько насыщенным, что не мог не повлиять на молодого музыканта. Именно этот аспект не раскрыт ни в одной работе, посвященной композитору, и является перспективной задачей нашего исследования.

В сфере культуры и искусства Китая период 1949-1966 отмечен тесными связями с СССР. Хуан Пин пишет: «После образования КНР, Советский Союз стал первой страной, наладившей с нами дружеские связи <...>. Во всех областях — военной, научно-технической, а также в области культуры, образования и искусства Советский Союз помогал готовить и растить свои кадры <...> 14 февраля 1950 года в Москве был подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между КНР и СССР. Тем самым был открыт путь для широкомасштабного сотрудничества между КНР и СССР. При содействии правительств обеих стран, Советский Союз посылал различных специалистов для помощи Китаю» [7, с. 11].

Большой интерес представляет собой статья В. Виноградова «Композиторы нового Китая», опубликованная в журнале «Музыкальная академия» в 1958 году, и передающая впечатления автора от посещения Китая и знакомства с его музыкальной жизнью. Несмотря на естественную для того времени идеологическую окраску, статья

дает очень ценную информацию о невероятной активности развития во всех сферах музыкальной культуры Китая.

В первую очередь автор обращает внимание на колоссальный расцвет самодеятельного творчества. На каждом предприятии, в учреждениях, во многих сельскохозяйственных кооперативах работали сотни тысяч самодеятельных музыкальных кружков (хоры, оркестры, оперные труппы).

Упоминает В. Виноградов и о Первом всекитайском музыкальном фестивале, дата которого (август 1956 год) совпадает с тем концертом, на котором были исполнены произведения Ши Гуаннаня.

На концертных и театральных сценах китайских городов звучат произведения самых разнообразных жанров (классическая опера, традиционные оперы, музыкальные спектакли на современные темы, симфонические, камерные произведения, кантаты, хоры, песни, музыка для духовых оркестров, ансамблей народных инструментов), исполняются сочинения профессиональных композиторов и народная музыка тысячелетней давности, песни, написанные современными композиторами и музыкальный фольклор различных регионов Китая. В концертах и по радио в Пекине, Шанхае, Ухани, Тяньцзине звучит европейская, русская и особенно часто советская музыка.

Впечатляет издательская деятельность. В Китае конца 1950-х годов работают более 20 музыкальных журналов, в том числе журнал «Детская музыка». Издаются ноты с произведениями зарубежных, советских, современных китайских композиторов, книги о музыке, сборники музыковедческих работ, выпущено прекрасное трехтомное издание произведений, зафиксированных древней нотацией. Членами Всекитайского союза музыкантов на тот момент являлись свыше 200 композиторов и музыковедов.

Влияние советской музыки на творчество китайских композиторов огромно. Виноградов пишет: «Современное музыкальное творчество в Китае находится на том этапе развития, который переживали и переживают многие композиторы наших братских республик: закладываются основы национальной профессиональной музыки, идут усиленные поиски элементов новой формы, происходит первичное накопление их. При этом проявляется очень бережное, а временами даже охранительное отношение к народным музыкальным традициям. Композиторы крайне осторожно, скупо используют арсенал новых выразительных средств, опасаясь нарушить первозданную чистоту прекрасного народного мелоса» [2, с. 134].

Участие советских специалистов в области музыкальной культуры в те годы было широкомасштабным. Был взят курс на изучение передового советского опыта в сфере образования. Вклад русских музыкантов в развитие китайского образования уже в первой половине ХХ века был значителен. Эта тема достаточно хорошо раскрыта во многих исследовательских работах. Но именно во второй половине века советско-китайское взаимодействие в этой области приобретает более планомерный характер. Китайское правительство приглашало для работы большое количество профессоров из СССР. Методика музыкальной педагогики в Шанхайской консерватории, Центральной консерватории (с 1949 года находившейся в Тяньцзине, а в 1958 году переехавшая в Пекин) складывалась именно по советской модели.

В 1956 году, в возрасте 16 лет Ши Гуаннань поступил в Центральную консерваторию, время обучения в которой является очень важным для понимания контекста формирования молодого композитора.

Основание консерватории в Тяньцзине совпадает с датой основания Китайской народной республики — 1 ноября 1949 года. В 1958 году она переехала в Пекин. У Центральной консерватории глубокие корни, она аккумулировала опыт нескольких учебных заведений, которые были ее предшественниками. Это: Государственная музыкальная консерватория Цинмугуань в Чунцине, построенная в 1940 году (переехавшая в Нанкин в 1945 году и переименованная в Нанкинскую государственную музыкальную консерваторию), берущая свое начало от музыкального факультета Яньцзинского университета, основанного в 1927 году, и музыкального факультета колледжа литературы и искусств Университета Северного Китая, основанного в 1939 году, музыкального факультета Пекинского национального колледжа искусств Бэйпина, Гонконгской музыкальной консерватории Чжунхуа, Шанхайской музыкальной консерватории Чжунхуа, основанного в 1946 году, музыкального факультета Северо-восточной академии литературы и искусств Лу Синя и др.

Концепция формирования молодых музыкантов в Центральной консерватории определялась теми педагогами, известными китайскими композиторами, которые работали в ней в данный период.

Так, ректором консерватории с 1949 года был Ма Сыцун (1912-1987), скрипач и композитор, о котором мы уже упоминали. Получив европейское образование, как скрипач и композитор, он выступал с исполнением музыки европейских композиторов и собственной. До Центральной

консерватории он руководил консерваториями в Шанхае, Тайбэе, Тяньцзине, Нанкине, был вице-президентом Ассоциации китайских музыкантов, а также редактором журнала «Музыкальное творчество».

Наиболее значительные сочинения Ма Сы-цуна — симфонии № 1, 2 (1941, 1959 годы), поэма «Тибет» (1941 год), сюита «Песня о лесах и горах» (1954 год), Струнный квартет (1938 год), Концерт для скрипки (1944 год), сюита «Внутренняя Монголия» (1937 год), «Мадригал» (1944 год), кантаты, патриотические хоры, песни. О композиторском творчестве Ма Сыцуна В. Виноградов пишет: «Директор Тяньцзинской консерватории Ма Сыцун — один из ведущих композиторов Китая. Музыкальное образование он получил в Париже. В его ярко индивидуальной музыке национальные традиции органически сочетаются с некоторыми влияниями французской школы. В своих инструментальных сочинениях Ма СыЦун тяготеет к красочности, импровизаци-онности, предпочитая "затуманенные", функционально неопределенные звучания <...>. В музыке Ма Сыцуна много поэтически красивых страниц, написанных просто, с темпераментом. К ним относится, например, зажигательное "Каприччио" для скрипки и фортепиано, основанное на народных уйгурских мелодиях» [2, с. 135].

Композиторы, подобные Ма Сыцуну, стремились сформировать у своих учеников академический фундамент знаний основ композиторского творчества, базирующийся на европейских традициях.

Изучение европейской музыки, классических форм и жанров найдет отражение и в творчестве Ши Гуаннаня. В дальнейшем им будут написаны следующие произведения европейской ориентации: Концерт для фортепиано, до минор, Струнный квартет «Юность», оркестровая пьеса «Маленькая девочка, разбившая чашку с часуй-ма», пьеса для скрипки «Берег реки Жуйли».

Огромную роль в судьбе Ши Гуаннаня сыграл и другой китайский композитор, работавший в консерватории — заместитель ректора консерватории, декан факультета композиции, знаменитый профессор Цзян Динсянь.

Цзян Динсянь, как и многие китайские музыканты, являлся учеником русского композитора А. Н. Черепнина, которому принадлежит большая роль в определении стратегии развития китайской композиторской школы. Глубоко проникшись национальной культурой Китая, Черепнин считал, что китайским композиторам нужно не столько подражать европейской музыке, сколько обращать свой взор вглубь китайского традиционного

искусства. Думается, что понимание Черепниным проблем становления национального искусства было обусловлено его причастностью к русской композиторской школе, которая еще в XIX веке обрела свое национальное лицо. Представители русской культуры щедро делились этим опытом с молодыми китайскими музыкантами.

Пенфей Сунь пишет о Черепнине: «Относительно концепции китайской музыки А. Н. Че-репнин считал, что, в отличие от европейской музыки, ей не обязательно постепенно проходить этапы классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма и т. д. — достаточно совершить один решающий скачок и сразу же перейти к модерну. При этом очень важно, чтобы модерн здесь гармонично сочетался с китайским этническим колоритом, только так он может стимулировать развитие китайской музыки <...>. Учениками Черепнина были Хэй Люйтин, Цзян Динсянь, Лю Сюэнань, Чэнь Тяньхэ, Тань Сяолинь и другие композиторы, внесшие свой вклад в развитие современной китайской музыки, которая благодаря его учению смогла обрести национальный характер и постепенно выйти на мировую арену» [6, с. 92].

Цзян Динсянь, наряду с такими композиторами, как Хуан Цый (1904-1938), Цин Чжуй (1893-1959), Чжао Юаньжэнь (1892-1982), Сяо Юмэй (1884-1940) внес большой вклад в китайскую камерно-вокальную музыку, жанр художественной песни, которая возникла в процессе европеизации и была поднята этими композиторами до достаточно высокого уровня [1].

Композитор работал и в жанре симфонической музыки. В частности, касаясь популярных в 1940-1950-е годы революционных, исторических тем. Примером может являться его симфоническая поэма «На туманных реках» (1959).

Именно Цзян Динсянь оценил и поверил в талант Ши Гуаннаня на приемных экзаменах в консерваторию. В связи с отсутствием начального музыкального образования у Ши Гуаннаня существовали большие пробелы в теории, он не владел фортепиано. Это снижало его шансы на поступление в профессиональное учебное заведение. Когда он решил поступать в консерваторию, родители, жившие очень скромно, купили у одного американца старое пианино Steinway. Впоследствии этот инструмент станет реликвией. Именно на нем Ши Гуаннань напишет свои будущие популярные песни («Сыграй на бубне и спой песню», «На поле надежды», «Тостовая песня», «Виноград Турфана созревает», «Земля влюбленных», «Если ты хочешь узнать меня», «Бамбук Феникса под лунным светом»), за ним будет зани-

маться со своими учениками, в будущем известными китайскими вокалистами, исполнителями его песен — Гуань Муцунь, Инь Сюмэй и Тонг Тисинь.

С помощью матери Ши Гуаннань находит частного учителя по фортепиано — госпожу Линь, которая сначала отказывалась заниматься, так как учила только маленьких детей, а Ши Гу-аннаню было уже 16 лет. Но, уже спустя полгода, на вступительном экзамене в консерваторию он исполнял Сонату соль мажор В. А. Моцарта.

Вот как описывает его поступление в консерваторию Ли Шуси: «Стандартные предметные экзамены поставили Ши Гуаннаня в тупик. Даже исполнение простой фортепианной сонаты Моцарта далось ему нелегко. Тогда он сыграл свободным стилем, которым хорошо владел, произведение для малой флейты «Пастушок», которое знал и любил. Но увы, этот стиль был достаточно примитивен, и не соответствовал требованиям. В экзаменационной комнате начались разговоры. Однако, профессор Цзян, похоже, оценил настойчивость и упорство испытуемого» [4].

Композитор Цзян Динсянь предложил Ши Гуаннаню исполнить еще какие-нибудь произведения, и молодой музыкант сыграл свою песню «Поток», а затем исполнил еще несколько знакомых произведений из сычуаньской оперы, шао-синской оперы, хэбэйской драмы пинцзюй и пекинской оперы.

Спустя некоторое время, Ши Гуаннань получил письмо от профессора Цзян Динсяня: «Ши Гуаннань, так как ваши базовые музыкальные знания слишком низки, результат вашего экзамена не соответствует требованиям для поступления, поэтому вы не можете быть допущены к обучению на курсе бакалавриата. Однако, мы считаем, что у вас многообещающее будущее в области композиции, и так как вы еще достаточно молоды, рекомендуем принять вас в музыкальный колледж при нашей консерватории на два года обучения» [4].

Профессор Цзян Динсянь точно определил наличие у Ши Гуаннаня не просто творческих способностей к композиции, но и его глубоко своеобразный талант.

В музыкальном колледже при консерватории, благодаря целеустремленности и природным данным, Ши Гуаннаню удалось быстро догнать своих сокурсников по всем направлениям, а со временем даже стать старостой группы.

Говоря о контексте, формирующем творческую личность, мы понимаем, что он имеет большое значение в качестве питательной среды для развития таланта. Но это не значит, что он «подчиняет» себе его развитие. Художник, обладаю-

щий волей, использует получаемые знания, опыт для того, чтобы найти свой путь, раскрыть свою индивидуальность. Эта воля и индивидуальность присутствовали у Ши Гуаннаня и еще больше окрепли во время учебы.

За период семилетнего обучения в Центральной музыкальной консерватории Ши Гу-аннань понял, что даже хорошее академическое образование не является достаточным для того, чтобы он мог реализовать свои идеи в творчестве. Он был твердо уверен, что настоящий источник музыки находится в обществе, в народе. Это совпадало с тенденциями развития национального искусства того времени, которые были основаны на претворении в творчестве современных композиторов традиций народной китайской музыки.

В связи с этим Ши Гуаннань проявил огромный интерес к исследовательской работе в фольклорных экспедициях. В частности, он принял участие в экспедиции в районы проживания этнических меньшинств провинции Юньнань, по результатам которой был составлен сборник народных песен. Ши Гуаннань с большим энтузиазмом впитывал сущность этнической, народной музыки, обогащая этим свой музыкальный опыт.

Тексты собранных народных песен с сочиненными на них мелодиями, а также популярные народные песни, он часто исполнял на концертах и музыкальных праздничных вечерах в консерватории. Это не всегда приветствовалось педагогами. Но Ши Гуаннань настойчиво двигался в сторону насыщения своего творчества народным материалом.

Возникают любопытные параллели с этапами развития русской национальной композиторской школы. Интерес к изучению и систематизации фольклора характерен для периода становления национальной композиторской школы в России в XIX веке. Но еще более очевидны связи с советской музыкой начала 60-х годов ХХ века.

В российских вузах в конце 1950-х - начале 1960-х годов тоже проводились фольклорные экспедиции. В частности, Ленинградская консерватория в 1959 и 1962 году совместно с Институтом литературы Академии Наук СССР (Пушкинским домом) организовала фольклорные экспедиции в деревни Чухломского района Костромской области, а также в деревни Алеховщины, Лодейно-польского района Ленинградской области. Под руководством профессора Ф. А. Рубцова студенты и аспиранты консерватории собрали интересный и богатый материал, который послужил источником творческих размышлений и будущих произведений молодых композиторов. Материал

экспедиций активно использовался новым поколением советских композиторов — В. Гаврили-ным, Г. Беловым, Б. Тищенко, С. Слонимским и др. Возникло целое направление в советской музыке, названное «новой фольклорной волной».

К моменту окончания консерватории, Ши Гуаннань, сочинил большое количество песен, более ста из них были опубликованы. Это привлекло внимание музыкального сообщества. Здесь мы должны упомянуть еще одного композитора, заместителя директора Центральной консерватории — Люй Цзи, тоже сыгравшего важную роль в поддержке молодого композитора Ши Гуаннаня.

Люй Цзи (1909-2002) родился в Сянтане, провинции Хунань и с раннего возраста интересовался народной музыкой, научился играть на нескольких традиционных инструментах. Он учился в Шанхае, в 1931 присоединился к Левой драматической лиге в Шанхае, а в 1935 году к Коммунистической партии Китая. В отличие от Ма Сыцуна и Цзян Динсяня, Люй Цзи представлял то направление в китайской музыке, которое было связано революционным песенным творчеством.

Виноградов писал: «Огромное распространение в Китае получила массовая революционная песня. Родоначальниками китайского песенного творчества были активные борцы за "новую музыку" Си Синхай и Не Эр <...> Китайские массовые песни родились в лоне борьбы за национальную независимость и свободу против внешних интервентов и внутренних врагов. Самое характерное в массовых песнях — несгибаемая сила духа и вера в окончательную победу народа» [2, с. 137]. Наряду с Люй Цзи представителями этого направления являлись Ма Кэ, Ли Хуанчжи, Мао Юань, Ван Синь, Цюй Сисян, Сяо Хэ.

С 1949 Люй Цзи был председателем Всекитайской ассоциации музыкальных работников, им написано много статей по вопросам музыкальной культуры Китая. В 1950-е годы он неоднократно бывал в СССР (в 1954 возглавлял делегацию китайских музыкантов), публиковал статьи в журналах «Советская музыка» и др.4

В 1963 году на конференции, посвященной творчеству китайских композиторов в Наньни-не, именно Люй Цзи, как председатель Китайской музыкальной ассоциации, высоко отозвался о творчестве начинающего композитора Ши Гуаннаня: «У автора прослеживается стиль, дух и мелодия эпохи. Он еще молодой человек. Не Эр было 23 года, когда он умер, Ши Гуаннаню из Тяньцзиня сейчас также 23 года. Не Эр жил в тяжелую и страшную эпоху, его произведения отражают трагическую атмосферу пробуждения

и борьбы молодежи того времени. Ши Гуаннань же живет сегодня. Его произведения наполнены оптимистической, здоровой и прогрессивной атмосферой нашего времени» [4].

Подводя итоги о роли культурно-исторического контекста в формировании композитора Ши Гуаннаня, отметим, что условия семьи профессиональных революционеров не могли в полной мере содействовать развитию одаренного ребенка. Однако, этот период жизни Ши Гуаннаня совпадает с невероятно ярким этапом в развитии китайской музыкальной культуры, который не мог не обогатить музыкальное сознание будущего композитора.

Атмосфера Центральной консерватории, в которой работали педагоги, композиторы, представляющие разные направления китайского музыкального искусства, творчество которых было базировалось на усвоении опыта европейской, русской, советской музыки, а также развитии национальных традиций, не только сформировала профессиональные знания Ши Гауннаня, но и позволила укрепиться молодому композитору в понимании своих стремлений и определить наиболее близкие сферы творчества. В начале 1960-х годов основным жанром в творчестве Ши Гуан-наня является песня. Песенное творчество композитора в тематическом плане развивает идеи популярной в те годы в Китае революционной массовой песни, а в музыкальном плане опирается на народную песенную культуру, которую пристально изучает молодой композитор.

Примечания

1 Академия Вампу — военная школа для подготовки революционных офицерских кадров Китая. Официально открыта 16 июня 1924 года Сунь Ят-сеном.

2 Чжао Имань (1905-1936) — китайская женщина, боец сопротивления против Императорской армии Японии в Северо-Восточном Китае, находившимся под оккупацией японского марионеточного государства Маньчжоу-го. В 1936 году была схвачена и казнена японскими войсками. Чжао Имань стала в Китае национальным героем.

3 Не Эр (настоящая фамилия и имя — Не Шоу-синь) — китайский композитор. С юности играл на национальных музыкальных инструментах, затем учился играть на фортепиано и скрипке, изучал европейскую теорию музыки. С 1931 года жил в Шанхае, играл в известном в те годы эстрадном ансамбле «Свет полной луны» (основатель — композитор Ли Цзиньхуэй), который сотрудничал с Объединенной китайской кинокомпанией. Автор популярных песен, оперы «Ураган

над Янцзы», музыки к спектаклям и кинофильмам. Наиболее известен «Марш добровольцев» на слова Тянь Ханя из фильма «Дети бури и облаков» (1935 год), с 1949 года — Государственный гимн КНР. Погиб при невыясненных обстоятельствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 О китайской народной музыке // СМ. 1953. No. 11. С. 62-65; Музыкальная культура Нового Китая // СМ. 1954. No. 4. С. 126-130; О некоторых вопросах музыкальной теории и критики // О китайской музыке. 1958. Вып. 1.

Литература

1. Ван Шижан. Жанры камерно-вокальной лирики европейского типа в китайской музыке 1920-1940 гг. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https:// science-education.ru/pdf/2015/2/469.pdf (дата обращения: 10. 03.2021).

2. Виноградов В. Композиторы нового Китая // Музыкальная академия. 1958. №5. С. 131-140.

3. Гёте И. В. Поэзия и правда. Из моей жизни / пер. с нем. Н. А. Холодковского. М.: РИ-ПОЛ классик, 2020. 332 с.

4. Ли Шуси. Воспоминания о Ши Гуаннане: человек смертен, а талант нет. Успехи и неудачи двадцати восьми с половиной выдающихся людей: комментарии // Информационно-развлекательный интернет-портал «Новая волна»: раздел досуга. URL: https://zj.zjol.com. cn/news/613560.html (дата обращения: 10. 03.2021).

5. Мин Янь. От певца эпохи до народного музыканта // К 70-летию со дня рождения Ши Гу-аннаня и 20-летию со дня его смерти: материалы выступлений. Пекин: Народная музыка, 2010. С. 3-15.

6. Пенфей Сунь, Мин Минлян. Черты китайского стиля в произведении А. Н. Черепнина «Пять концертных этюдов» (op. 52) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 49. С.87-93.

7. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дис. ... канд. искусствовед. СПб., 2008. 20 с.

8. Чжан Кэу. Сяо Юмэй и его роль в становлении современного китайского музыкознания:

автореф. дис. ... канд искусствовед. Н. Новгород, 2017. 21 с.

References

1. Wang, Shizhang (2015), "Genres of chamber-vocal lyrics of the European type in Chinese music of 1920-1940", Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education] [Electronic], no. 2, part 1, available at: https://science-education.ru/ pdf/2015/2/469.pdf (Accessed 10 March 2021).

2. Vinogradov, V. (1958), "Composers of New China", Muzykal'naya akademiya [Music Academy], no. 5, pp. 131-140.

3. Goethe, I. V. (2020), Poeziya i pravda. Iz moyey zhizni [Poetry and truth. From my life], translated by Kholodkovsky, N. A., RI-POL classic, Moscow, Russia.

4. Li, Shuxi (2017), "Memories of Shi Guangnan: Man is mortal, but talent is not. The successes and failures of twenty-eight and a half outstanding people: comments", Novaya volna [New Wave], available at: https://zj.zjol.com.cn/news/613560. html (Accessed 10 March 2021).

5. Min, Yan (2010), "From the singer ofthe era to the folk musician", K 70-letiyu so dnya rozhdeniya Shi Guannanya i 20-letiyu so dnya yego smerti: materialy vystupleniy [To the 70th anniversary of the birth of Shi Guannan and the 20th anniversary of his death: materials of performances], Folk Music, Beijing, China, pp. 3-15.

6. Penfei, Sun and Min, Mingliang (2019), "Features of the Chinese style in the work of A. N. Cherepnin «Five Concert Etudes» (op. 52)", Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 49, pp. 87-93.

7. Huang, Ping (2008), "The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese piano school", Abstract of Ph. D. dissertation, Musical Art, Russian State Pedagogical University named after AI Herzen, Saint-Petersburg, Russia.

8. Zhang, Keu (2017), "Xiao Yumei and his role in the development of modern Chinese musicology", Abstract of Ph. D. dissertation, Musical Art, Glinka Nizhny Novgorod State conservatoire Nizhny Novgorod, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.