Научная статья на тему 'THE CHARACTER OF THE MUSICAL-HISTORICAL WORKS CHINESE MUSICOLOGIST XIAO YOUMEI'

THE CHARACTER OF THE MUSICAL-HISTORICAL WORKS CHINESE MUSICOLOGIST XIAO YOUMEI Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЯО ЮМЭЙ / ГУГО РИМАН / КИТАЙСКОЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Кэу

В статье предпринят обзор трудов на музыкально-историческую проблематику китайского музыковеда, педагога и композитора первой половины XX века Сяо Юмэя. Выясняется их значение для истории китайского музыковедения, выявляются наиболее актуальные проблемы, получившие развитие в трудах последователей музыковеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE CHARACTER OF THE MUSICAL-HISTORICAL WORKS CHINESE MUSICOLOGIST XIAO YOUMEI»

© Чжан Кэу, 2016

УДК 78.072.2

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ СЯО ЮМЭЯ В КИТАЙСКОМ МУЗЫКОВЕДЕНИИ

В статье предпринят обзор трудов на музыкально-историческую проблематику китайского музыковеда, педагога и композитора первой половины XX века Сяо Юмэя. Выясняется их значение для истории китайского музыковедения, выявляются наиболее актуальные проблемы, получившие развитие в трудах последователей музыковеда.

Ключевые слова: Сяо Юмэй, Гуго Риман, китайское музыковедение, музыкально-исторические исследования

Фигура Сяо Юмэя (1884-1940) — выдающегося музыкального деятеля, педагога, композитора первой половины XX века — широко известна не только в Китае, но и в мировом музыкальном сообществе: он стал одним из главных инициаторов создания первой китайской государственной консерватории — Шанхайской (1927), а впоследствии ее ректором. Но, как правило, в тени организаторских и педагогических достижений остается вклад Сяо Юмэя в китайское музыковедение, которое в 1920-е годы находилось на заре своего становления.

За годы недолгой жизни музыковед создал диссертацию, значительное количество учебных пособий и статей на темы о музыкальном просвещении, методологии музыкального образования, теории музыки, анализе музыкальных произведений и пр. Среди них наибольший интерес для нас представляют многочисленные работы на музыкально-историческую проблематику. Их место в китайском музыковедении можно в полной мере оценить, только имея общее представление о ситуации, предшествующей появлению Сяо Юмэя.

Китайские музыкальные традиции имеют глубокие корни, однако до начала XX века следует констатировать отсутствие работ в Китае, рассматривающих исторические процессы развития китайской музыки в их динамике. Труды древних китайских философов, так или иначе затрагивающие музыкальную проблематику, — книга песен «Шицзин», труды Дай Шэна «Ли цзы», Шэнь Ко «Мэн си би тань» Ш»), имели в основе содержания этические проблемы воспитания нравственности в обществе посредством музыки, и лишь отчасти проясняли отдельные вопросы нотации, исполнения на различных инструментах и пения.

Подтолкнули развитие китайского музыковедения в целом, и его исторической ветви, в частности, социальные и политические события, произошедшие в Китае во второй половине

XIX века. Пережив глубокий экономический кризис, продолжавшийся почти 100 лет, военные поражения1, китайцы начали осознавать: только за счет внедрения западных технологий возможно принципиально поднять экономику Китая на должный уровень, лишь изучение научной мысли Запада и ее адаптация на китайской почве позволит развиваться государству в дальнейшем. Следуя общемировой тенденции, на рубеже веков китайские музыканты начали осуществлять попытки подведения музыки под научную базу. Этому способствовал опыт западных стран и Японии, который они перенимали, уезжая за границу на обучение. Только в начале XX века понятие о музыке как о самостоятельной области научного знания начало проникать в сознание людей.

Первым и существенным шагом на пути развития китайского музыкознания в области истории музыки стало написание и защита Сяо Юмэем докторской диссертации на факультете философии Лейпцигского университета весной 1916 года2. Он стал первым китайцем, получившим философскую докторскую ученую степень3.

Диссертация Сяо Юмэя «Анализ истории оркестров Китая до XVII века»4, созданная на немецком языке под научным руководством Гуго Римана, до настоящего времени сохраняет за собой значение первого исследования об истории древнекитайской инструментальной культуры. Однако этот бесценный материал не мог быть в полной мере использован в китайском музыковедении по причине языкового «барьера». Диссертация была переведена на китайский язык только в 1988 году китайским историком, педагогом, музыкантом Ляо Фушу (1907-2002).

Монументальный труд Сяо Юмэя может являться объектом специального исследования, но учитывая ограниченные объемы статьи, кратко обобщим лишь основные моменты ее содержания.

Диссертация охватывает древнейшие периоды развития китайской инструмен-

тальной культуры — около 3000 г. до н. э. и до 1700 г. н. э. Здесь представлена подробная классификация и описание конструкции древнейших китайских музыкальных инструментов, последовательно рассмотрены коллективные формы музицирования в каждую из династий: Суй (589-617), Тан (618-906), Сун (960-1276), Юань (1277-1367), Мин (1368-1643) и период до 1700 г. династии Цин (1164-1911). Синкретич-ность искусства Древнего Китая объясняет обращение Сяо Юмэя не только собственно к музыкальным явлениям, но и к ряду вопросов, связанных с искусством танца.

В исследовании автором была предпринята классификация инструментальных коллективов разных династий, так называемых «оркестров»5. Согласно их практической функции они подразделялись на два вида: оркестры для ритуальных жертвоприношений (гусюань дэнгэ Й^) и дворцового музицирования.

Диссертация Сяо Юмэя послужила точкой отсчета китайского исторического музыкознания, а проблемы, обозначенные автором, нашли продолжение в дальнейших музыкально-исторических трудах, созданных уже на китайском языке. В связи с этим нельзя обойти вниманием масштабный труд «История музыки Китая» современника Сяо Юмэя, музыковеда и педагога Е Бохэ (1889-1945)6.

Руководствуясь просветительскими и образовательными задачами, Сяо Юмэй продолжил музыкально-историческую линию в рамках многочисленных учебных пособий, дающих базовые знания по истории западной и китайской музыки.

В период работы на музыкальном факультете Пекинского женского высшего педагогического университета с 1920 по 1923 год (преподавал дисциплину «История музыки Запада») Сяо Юмэй разработал учебник «Очерки истории западной музыки» — первый труд,

изданный в Китае, освещающий историко-му-зыковедческие проблемы Запада. Основным его содержанием стал обзор биографий европейских композиторов ХУШ-Х1Х веков — Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, а также наиболее значимых произведений, составляющих их творческое наследие. Отметим, что в учебнике приводится глава, посвященная истории фортепиано. (Дело в том, что в первой половине XX века фортепиано только начинает входить в музыкальный обиход, однако приобщение студентов к этому инструменту считалось стратегически важным для дальнейшего развития музыкального образования в Китае.) Сяо Юмэй ограничился изложением фактологического мате-

риала, связанного с биографией и творчеством западных композиторов, что, вероятнее всего, было обусловлено целью восполнения полного дефицита информации о музыкальной культуре Запада. По нашему мнению, недостатком данного пособия является отсутствие комментариев автора, дающих понимание специфики западной музыки, общественного контекста, в котором происходило ее развитие.

В апреле 1931 года Сяо Юмэй опубликовал первую статью из серии «Очерки эволюции китайской традиционной музыки» («ФДЙ^^ (^)) в журнале «Музыкальное искусство». Как нам видится, материал серии представляет собой переработанные разделы диссертации музыковеда, который в статьях излагается более обобщенно.

К сожалению, к настоящему времени утрачены все выпуски данного издания, кроме № 1. Обратимся к содержанию первой статьи. Здесь автор рассматривает состояние развития музыки в династию Чжоу по определенному содержательному плану:

1. Организация лада.

2. Диапазон и конструкция инструментов.

3. Нотация.

4. Анализ музыкальных произведений.

5. Развитие музыкальных теорий.

6. Музыкальные заведения и педагогика.

7. Биографии музыкантов [5, с. 391].

Представленный план говорит о том, что Сяо Юмэй пытается системно рассмотреть музыкальные явления эпохи с разных сторон. Если обратиться к содержанию труда «Катехизис истории музыки» (нем. «Katechismus der Musikgeschichte»)7 его научного руководителя Гуго Римана, то становится очевидным общность в выборе спектра проблемных вопросов. В первой части книги Гуго Риман анализирует историю музыкальных инструментов, звуковые системы и особенности нотописания древней эпохи, средневековья и Нового времени. Вторая часть посвящена древнейшим формам музыки разных цивилизаций, истории григорианского пения, происхождению монодии с сопровождением. Как видим, вопросы развития китайской музыки, интересующие Сяо Юмэя, в большинстве аспектов совпадают с проблемами, рассмотренными Гуго Риманом в «Катехизисе истории музыки».

В 1938 году по инициативе Сяо Юмэя-рек-тора в число учебных дисциплин Шанхайской консерватории вводится новый предмет «Эволюция древней музыки». В короткие сроки им же были подготовлены к изданию материалы курса,

которые нашли воплощение в учебнике «Эволюция древней музыки» («|0^^^»)8. Данный труд синтезирует в себе предыдущие научные разработки Сяо Юмэя в этой области.

Временной диапазон рассматриваемых музыкальных явлений простирается от династии Чжоу (1046 до н. э.) до династии Цин (1911 н. э.). Уже на первых страницах учебника автор ставит проблему отсутствия объективных данных о древнейшей китайской истории. Упоминая о существовании книги «Династийные истории» («- + И&») (с династии Чжоу до 1644 года) и ее разделе о музыке, где приводятся сведения о ритуальной музыке (ли-юэ), составе оркестров, Сяо Юмэй вынужден констатировать, что они являются далеко не полными. Его критика касается отсутствия причинных связей между явлениями, в связи с чем он говорит о необходимости устранения этого недостатка в современных исследованиях древней музыкальной культуры. Как видим, Сяо Юмэй делает попытки изменить метод изучения истории музыки, который, по его мнению, не должен сводиться к перечислению фактов. Аргументы автора сводятся к необходимости выстраивания методологической системы изучения музыки, которая позволит вскрыть сущностные, глубинные проблемы тех или иных явлений.

В учебнике «Эволюция древней музыки» Сяо Юмэй вновь предпринимает системный обзор музыки разных династий по плану, изложенному в статье 1931 года. Однако он предстает в несколько преобразованном виде:

1. Структура и диапазон инструментов.

2. Содержание и стиль музыкальных произведений.

3. Лады музыкальных произведений.

4. Биографии музыкантов (композиторов).

5. Размышления о музыке: какая связь между музыкой и жизнью? [6, с. 683].

Большую ценность для китайского исторического музыкознания представляет содержание первого пункта (скорее всего, основой послужили материалы диссертации). В учебнике описаны древнейшие виды китайских инструментов, их конструкция и материал изготовления, в частности: чжун — бронзовый или железный колокол, духовой инструмент сюань, представляющий собой глиняный полый шар с несколькими отверстиями. Кроме этого, Сяо Юмэем перечислены источники, послужившие материалом научного исследования — книга песен «Шицзин» («115»), книга ритуалов «Лицзи» («^Ь!й»). Сяо Юмэй выясняет, что первыми китайскими инструментами стали ударные и духовые. Что касается струнных,

то свидетельство их существования в период Чжоу еще не найдено, как не обнаружены и иероглифы, их обозначающие.

Автор предпринимает краткую классификацию инструментов, разделяя их на более простые — например, каменная плита «цин», и инструменты более сложной конструкции, составленные из простых инструментов, — бяньцин и бяньчжун, «представляющие собой деревянную раму с двумя горизонтальными брусками, на которой подвешены несколько каменных плит (цин) или бронзовых колоколов (чжун)» [2, с. 25]. Инструментарий предстает в процессе его эволюционного развития: так, усовершенствование бяньцин и бяньчжун привело к «классическому варианту» конструкции этих инструментов, состоящему из 16 плит или колоколов, настроенных по хроматической шкале по полутонам.

Также Сяо Юмэй приводит сведения о музыкальных произведениях династии Чжоу, первичных жанрах музыки, основываясь на первом собрании книги «Шицзин». Как выяснил исследователь, жанровая классификация музыки Чжоу выстраивалась в зависимости от сферы ее применения: фэн (народная музыка), я (дворцовая музыка), сун (музыка для ритуальных жертвоприношений).

Кроме перечисленных проблем, в учебнике Сяо Юмэя также нашли отражение вопросы музыкальной теории, нотации и функционирования образовательных заведений, в которых велось обучение музыке. Как видим, автор опускает проблему эволюции строя, отсылая читателя в изучении данного вопроса к монографии Ван Гуанцы «История музыки Китая»9.

В пятом пункте плана «Размышления о музыке: какая связь между музыкой и жизнью?»10 Сяо Юмэй обращается к философской проблеме. Вопросы философии музыки неоднократно поднимались в Древнем Китае, в частности, с ними мы встречаемся в конфуцианском учении, где музыка рассматривается как важное средство политического и социального воздействия [2, с. 30]. Спустя многие века Сяо Юмэй вновь использует конфуцианскую идею: сделать посредством музыки общество совершеннее. И это не единичный случай. В первой половине XX века в связи с социальными катаклизмами конфуцианские идеи становятся особенно актуальны: многие современники Сяо Юмэя — Цай Юаньпэй, Ван Гуанцы — также считали себя приверженцами Конфуция.

Подводя итог размышлениям о роли музыкально-исторических трудов Сяо Юмэя в истории китайского музыковедения, следует подчеркнуть,

что научные изыскания выдающегося китайского деятеля XX столетия имели под собой в основном педагогические задачи. Развитие науки и образования в Китае начала XX века были взаимообусловленными процессами: отсутствие полноценных исследований в области истории музыки делали невозможным развитие образовательного процесса по дисциплинам истори-ко-музыковедческого профиля. Обращение Сяо Юмэя к архаическим истокам китайской музыки и создание общей картины западноевропейской музыки являются главными его достижениями, давшими первоначальный импульс развитию исторической ветви китайского музыковедения, которую в первой половине XX века продолжил Ван Гуанцы, а во второй — Ян Иньлю (1899— 1984), Лю Цзайшэн (род. 1937) и многие другие музыковеды.

Примечания

1 Правительство династии Цин потерпело поражение в Первую (1840-1842) и Вторую опиумную войну (1856-1860), Осаду Посольского квартала в Пекине (1900). В 1894 году началась Первая Японо-китайская война, которая также была проиграна в связи с некомпетентностью действий правительства династии Цин, вынужденно был подписан «Симоносекский договор», в результате чего Япония получила право господствовать в г. Тайвань в течение 50 лет.

2 Согласно образовательной системе Германии первой половины XX века, целью консерваторий была подготовка исключительно композиторов и исполнителей, поэтому музыковеды, готовившие научные исследования, выходили на их защиту в университеты.

3 В немецких университетах того периода научное знание делилось на две области: естественные и гуманитарные науки. Соискатели, защитившие диссертации по гуманитарным дисциплинам, получали «философскую» степень.

4 Нем. «Eine geschichtliche Untersuchung über das chinesische Orchester bis zum 17. Jahrhundert», в кит. переводе «ФД^^^Ж^» или

МФД^ЪШЙШМ«».

5 В Древнем Китае понятие «оркестр» — наиболее обобщающее определение ансамбля исполнителей на традиционных китайских инструментах. В каждую из династий термины, обозначающие «оркестр», менялись, например, «я юэ» — оркестр династии Чжоу, «цзи» — обозначение инструментального коллектива периода Суй и Тан, «юньшао юэ» — оркестр династии Тан.

6 Первая часть труда Е Бохэ была издана в городе Чэнду в 1922 году (позже диссертации Сяо Юмэя

на шесть лет). Она состоит из трех глав, где последовательно описаны события истории музыки Китая с древнейших времен через эпоху правления легендарного императора Хуанди (2717-2599 гг. до н. э.), династий Чжоу, Цинь до династии Тан. Вторую часть, включающую музыкальную историю династий Сун, Юань, Мин и Цин, автор завершил около 1930 года, но, к сожалению, она была утеряна. В труде автором поднимаются вопросы истоков вокального и инструментального искусства в Китае, эволюции инструментов, нотации, ладов и др.

7 Первая и вторая части труда Г. Римана были изданы в Лейпциге в 1888-1889 годах, переведены на русский язык музыкальным критиком и педагогом Н. Д. Кашкиным (1839-1920) в 1896-1897 годах.

8 Сяо Юмэй не конкретизировал в названии область своих научных изысканий, поэтому следует уточнить, что материалы курса и учебник были посвящены проблемам древней китайской музыки.

9 В третьей главе своего труда Ван Гуанцы подробно излагает взгляды древнекитайских музыкантов относительно вопросов строя: Цзин Фана (77-37 до н. э.), Хэ Чэнтяня (370-447), Цай Юань-дина (1135-1198), Чжу Цзайюя (1536-1611) и др.

10 По мнению автора статьи, именно взгляды Сяо Юмэя содействовали появлению новой дисциплины, которая в настоящее время преподается в китайских музыкальных вузах — философии искусства.

Литература

1. Риман Г. Катехизис истории музыки: История музыкальных инструментов. История звуковой системы и нотописания / пер. с нем. Н. Д. Кашкина. М.: КД Либроком, 2015. 159 с.

2. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). СПб.: Планета музыки, 2011. 544 с.

3. й^Ш

ШЩ%» (Сяо Юмэй. Анализ истории оркестров Китая до XVII века // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2004. Т. 1. С. 42-142.)

4. Й^Ш (Сяо Юмэй. Очерки истории западной музыки // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2004. Т. 1. С. 173-204.)

5. ЙЖШ «ФДШТС^^Ш» (±) (Сяо Юмэй. Очерки эволюции китайской традиционной музыки (№ 1) // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя.

Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2004. Т. 1. С. 391-398.) 6. (Сяо Юмэй. Эволюция

древней музыки // Чэнь Линцюнь, Ло Цинь. Полное собрание сочинений Сяо Юмэя. Шан-

хай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2004. Т. 1. С. 682-733.) 7. «П+ШР (Чжу Чжоу.

Обозрение «Истории музыки Китая» Е Бохэ // Исследование музыки. 1988. № 1. С. 11-15.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.