Научная статья на тему 'Труды, зовущие вперед (к 100-летию со дня рождения профессора И. П. Суслова)'

Труды, зовущие вперед (к 100-летию со дня рождения профессора И. П. Суслова) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / RELIABILITY / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / BIBLIOMETRIC ANALYSIS / ПРЕДМЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ JEL / JEL SUBJECT CLASSIFICATION / ECONLIT / STATISICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лычагин Михаил Васильевич, Талышева Любовь Пантелеймоновна

Представлены краткие биографические сведения о видном отечественном статистике, профессоре Новосибирского государственного университета И. П. Суслове, показана его роль в разработке и применении активных методов обучения. Основное внимание уделено фундаментальному труду «Основы теории достоверности статистических показателей». Библиометрический анализ на основе данных электронной библиографии EconLit с позиции ключевых слов и предметных областей, подкрепленный содержательным анализом, позволил сделать вывод о том, что в целом ряде положений ученый «показывал дорогу» к проблемам XXI в., предлагая также возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лычагин Михаил Васильевич, Талышева Любовь Пантелеймоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEEDINGS CALLING FORWARD (100th ANNIVERSARY OF PROFESSOR IVAN SUSLOV)

The paper presents a brief biographical information about prominent Russian statistics, Professor of Novosibirsk State University Ivan P. Suslov. We show his role in the development and application of active learning methods. Emphasis is placed on fundamental work «Bases of the theory of reliability of statistical indicators». We present the results of the bibliometric analysis of this book. This analysis is based on data from the EconLit with the position of keywords and JEL subject areas. The authors of the paper try to show that Suslov’s works showed the way to the problems of the XXI century, as well as possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Труды, зовущие вперед (к 100-летию со дня рождения профессора И. П. Суслова)»

К ЮБИЛЕЮ

М. В. Лычагин 1 2, Л. П. Талышева 1

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

2 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

lychagin@nsu.ru, pochta@orthgymn.ru

ТРУДЫ, ЗОВУЩИЕ ВПЕРЕД (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА И. П. СУСЛОВА)

Представлены краткие биографические сведения о видном отечественном статистике, профессоре Новосибирского государственного университета И. П. Суслове, показана его роль в разработке и применении активных методов обучения. Основное внимание уделено фундаментальному труду «Основы теории достоверности статистических показателей». Библиометрический анализ на основе данных электронной библиографии БсопЬИ с позиции ключевых слов и предметных областей, подкрепленный содержательным анализом, позволил сделать вывод о том, что в целом ряде положений ученый «показывал дорогу» к проблемам XXI в., предлагая также возможные пути их решения.

Ключевые слова: статистические показатели, достоверность, активизация обучения, библиометрический анализ, предметная классификация ШЬ, БсопЫ.

Введение

По мере взросления и накопления жизненного опыта почти каждый человек все чаще задумывается о своих корнях, вспоминает людей и обстоятельства, которые существенно повлияли на его судьбу. Думается, что это применимо и к организациям, особенно тем, чья миссия неразрывно связана с образованием. Новосибирский государственный университет, недавно преодолевший 55-летний жизненный рубеж, вступил в пору зрелости и укрепления своей позиции в международных рейтингах. С радостью ежедневно всматриваясь в растущую громаду нового корпуса, он не забывает своих преподавателей - тех, кто десятки лет назад строил то, что стоит за гордой аббревиатурой НГУ. В замечательную плеяду первых профессоров Новосибирского государственного университета по праву входит экономист Иван Петрович Суслов.

В предлагаемой статье, посвященной 100-летию со дня рождения И. П. Суслова, авторы предприняли попытку не только дать краткие биографические сведения, но и с позиций современности и научного анализа раскрыть значение ряда положений его трудов. Поэтому с точки зрения предметной классификации JEL статья относится к микрообласти B31 История экономической мысли: индивиды.

Круг научных интересов профессора И. П. Суслова был широк. Если провести привязку содержания его трудов к предметной классификации JEL, то это B4 Экономическая методология; А2 Экономическое образование; некоторые вопросы статистики и эконометрии, которые входят в деления макрообласти С Математические и количественные методы. Если внимательно вчитаться в содержание этих трудов, то можно увидеть, что ряд положений,

Лычагин М. В., Талышева Л. П. Труды, зовущие вперед (к 100-летию со дня рождения профессора И. П. Суслова) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 144-153.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 1 © Лычагин М. В., Талышева Л. П., 2015

УДК 330

JEL B31, A22, C00

соображений и приложений как бы «прокладывают дорогу» вперед, к проблемам и методам начала XXI в. На некоторых примерах мы попробуем показать, как именно это происходит.

Авторам статьи посчастливилось сначала слушать лекции профессора И. П. Суслова, затем работать под его руководством на кафедре конкретной экономики и статистики экономического факультета НГУ, писать и издавать учебные пособия под его редакцией. И продолжать черпать и усваивать не только экономические и педагогические знания, но и то, что в современном менеджменте называется «неявные знания»: интеллигентность, чуткость к людям, ответственность к порученным делам, любовь к Родине.

Краткие биографические сведения

Иван Петрович Суслов родился 11 марта (26 февраля по старому стилю) 1915 г. в семье крестьянина в поселке Юрья Кировской области (тогда - Вятской губернии). В 14 лет сразу после окончания 6-го класса начал работать конторщиком. И в течение последующих семи лет занимал разные счетно-бухгалтерские должности, но при этом всегда уделял большое внимание самообразованию.

В 1928 г. семья переехала в Свердловск, а в период 1932-1935 гг. - в с. Голышманово Тюменской области.

В 1936 г. И. П. Суслов вернулся в Свердловск и поступил на последний курс рабфака Свердловского государственного университета. После его окончания переехал в Ленинград и в 1937 г. поступил учиться в Ленинградский финансово-экономический институт, который окончил в 1941 г. По окончании института был послан на работу в г. Архангельск, где по август 1942 г. служил старшим инструктором госдоходов.

Иван Петрович с детства был инвалидом по зрению, на военный учет был поставлен и призван в Красную армию только в 1942 г. В армии он служил до августа 1946 г. В боях не участвовал, его служба протекала в Архангельском и Беломорском военных округах. Окончил курсы младших лейтенантов, был командиром взвода 205 ОБС, служил в отдельном резервном полку офицерского состава, был судебным секретарем военного трибунала округа, инструктором финансового отдела округа.

В 1946 г. Иван Петрович поступил в аспирантуру Ленинградского финансово-экономического института, которую закончил в 1949 г. с защитой диссертации. Докторскую диссертацию защитил в 1965 г.

1949-1958 гг. - ассистент, старший преподаватель, доцент Ленинградского финансово-экономического института.

1958-1968 гг. - заведующий кафедрой статистики Ленинградского государственного университета.

1968-1981 гг. - переезд в Новосибирск и работа старшим научным сотрудником Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР. В этот же период по совместительству постоянно работает в Новосибирском государственном университете: 1968-1969 гг. - профессор кафедры применения математических методов в экономических исследованиях; 1969-1973 - заведующий кафедрой конкретной экономики и статистики; 1974-1981 гг. - заведующий кафедрой политической экономии Института повышения квалификации НГУ.

За время своей научной и преподавательской деятельности И. П. Суслов опубликовал около 50 работ общеметодологического, учебно-методического и конкретно-экономического характера. Имел девять правительственных наград, в том числе медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945) и орден Октябрьской Революции (1971).

Жизненный путь прервался 22 апреля 1981 г.

Роль профессора И. П. Суслова

в разработке и применении активных методов обучения

Начнем анализ трудов И. П. Суслова с учебно-методических позиций. Еще свежи в памяти насыщенные дни, посвященные подготовке к аккредитации НГУ, которая прошла в марте

2015 г. Каждый преподаватель в процессе этой интенсивной работы не раз заглядывал в тексты федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» 1.

В каждом из четырех перечисленных ФГОС ВПО присутствует п. 7.3 в следующей формулировке: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». Установлены нормативы (в процентах аудиторных занятий) по удельному весу занятий, которые должны проводиться в интерактивных формах: направление «Экономика»: бакалавриат - 20, магистратура - 40; направление «Менеджмент» бакалавриат - 30, магистратура - 50.

Пункт 7.3 с аналогичными требованиями можно найти и во ФГОС ВПО для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Управление персоналом», «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление» 2, а также для магистров, избравших направления подготовки «Финансы и кредит» и «Государственный аудит» 3.

Здесь надо напомнить два момента, касающихся понятий и истории вопроса.

1. В литературе можно найти ряд определений того, что такое «игра» применительно к экономике и управлению. «Под имитационной игрой ... понимается воспроизведение в условной обстановке и при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности деятельности руководителей или участников коллективов, созданных для труда. Под деловой игрой (ДИ), как разновидностью имитационных игр, понимается воспроизведение деятельности руководящих работников предприятий и организации и специалистов в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности» [1. С. 3]. «Деловые игры имитируют организационно-экономическое взаимодействие распорядительных центров (РЦ) в тех или иных хозяйственных структурах» [2. С. 4]. «Управленческой имитационной игрой будем называть игру, являющуюся имитационной моделью функционирования организации» [3. С. 56].

Все авторы согласны с тем, что указанные игры являются активными (в современной трактовке «интерактивными») средствами обучения.

2. Ряд зарубежных авторов пальму первенства в разработке и применении деловых игр присуждают США и Американской ассоциации менеджмента, в 1956 г. разработавшей имитационную игру, которая относительно принятия решений и построения модели уже содержала основные характерные признаки производственной деловой игры (management game). Однако приоритет принадлежит СССР: 21-23 июня 1932 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте была проведена деловая игра, в которой моделировался завершающий период пуска Лиговского завода пишущих машин. В ходе эксперимента удалось наметить ряд мер по сокращению пускового периода. В США метод ДИ начал применяться во второй половине 1950-х гг. («Игра руководителей» - 1956 г., игра «АМА» - 1957 г. и др) [1].

В 1950-1980 гг. в США и других странах мира росло число ДИ, создавались новые виды игр (например, телевизионные), наряду с ручными все большее распространение получали машинные игры, возникали особо сложные и длительные игры (ДИ по перспективному пла-

1 URL: http://fgosvo.ru/uploadfdes/fgos/8/20111115140416.pdf;

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140436.pdf; http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110321083200.pdf;

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110326211205.pdf (дата обращения 02.04.2015).

2 URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140457.pdf;

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110412233031.pdf; http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140517.pdf; http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110321083238.pdf; http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140535.pdf;

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110321083330.pdf (дата обращения 02.04.2015).

3 URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110325140508.pdf;

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110325140556.pdf (дата обращения 02.04.2015).

нированию института Карнеги в США длилась 37 недель), расширялись возможности тиражирования ДИ.

В СССР возрождение ДИ в 1950-е гг. связывалось с работой Московского методологического кружка под руководством Г. П. Щедровицкого, в котором создавались и проводились организационно-деятельностные игры для ситуаций с высокой степенью неопределенности и для решения сложных комплексных проблем. В 1970-1980-е гг. наблюдается «игровой бум», появляются целые школы деловых игр в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске. В Новосибирске такой «точкой роста» стала кафедра конкретной экономики и статистики экономического факультета НГУ, которую возглавлял профессор И. П. Суслов. «Первой ласточкой» стала деловая игра «Предприятие-министерство», которую в 1972-1973 гг. разработала и опробовала в учебном процессе Н. В. Сыскина [4].

Положительный резонанс, произведенный ДИ «Предприятие-министерство», дал импульс для разработки и применения в учебном процессе ЭФ НГУ деловых игр и конкретных ситуаций в курсе «Экономическая статистика». До этого использовалось традиционное решение задач. И. П. Суслов, как лектор по данному предмету, всемерно поддерживал и направлял работы по активизации обучения по экономической статистике. В результате М. В. Лычаги-ным и Л.П. Талышевой были разработаны и в 1980 г. опубликованы в учебном пособии под редакцией проф. И. П. Суслова деловые игры «РОБОТ» и «ВОПРОС» [5].

Деловая игра «РОБОТ» (развитие объединений отраслей) посвящена анализу динамики статистических показателей в различных отраслях промышленности. Особое внимание уделяется новой системе экономических показателей, вводимых в XI пятилетке. Представлены ручной и машинный варианты игры. Деловая игра «ВОПРОС» (валовой общественный продукт - статистика) посвящена анализу материальных и финансовых взаимосвязей между отраслями в процессе воспроизводства валового общественного продукта. Обе игры предполагают анализ ряда конкретных ситуаций, разработанных на основе данных, приводимых в ежегодниках «Развитие народного хозяйства СССР».

По страницам монографии И. П. Суслова

«Основы теории достоверности статистических показателей»

Для более глубокого анализа этого выдающего произведения [6] приведем в сжатом виде оглавление книги, заменив словосочетание «статистические показатели» сокращением СтП.

Глава I. Достоверность СтП, ее значение. 1. Понятия достоверности и ошибок СтП.

2. Значение достоверности СтП. 3. Из истории вопроса о достоверности СтП.

Глава II Причины (происхождение) ошибок. Неправильные теоретические концепции. 1. Принципиальная невозможность точного отображения социальной действительности СтП. 2. Ошибки несовершенства социально-экономической теории. 3. Ошибки несовершенства статистической теории. 4. Ошибки несовершенства аппарата моделирования. Ошибки интерпретации.

Глава III. Причины (происхождение) ошибок. Неправильное и несплошное измерение, преднамеренные искажения. 1. Ошибки регистрации. 2. Ошибки исчисления.

3. Ошибки несплошной регистрации и несплошного исчисления. 4. Ошибки преднамеренных искажений.

Глава IV. Формы ошибок. 1. Единичные ошибки. 2. Систематические ошибки. 3. Случайные ошибки.

Глава V. Контроль за достоверностью СтП, способы обнаружения и меры по предотвращению (уменьшению) ошибок: 1. Критическая оценка, способы обнаружения и устранения ошибок СтП. 2. Меры по предотвращению и уменьшению ошибок СтП.

Глава VI. Количественная оценка достоверности СтП. 1. Вопрос о совокупной ошибке СтП. 2. Виды достоверности СтП. 3. Уровни достоверности СтП.

Как видим, наиболее часто в приведенных названиях встречаются слова «достоверность», «показатель», «статистический», «ошибка».

Для связи содержания монографии И. П. Суслова и мировых экономических проблем воспользуемся EconLit - самой полной и авторитетной электронной библиографией по экономическим наукам (https://www.aeaweb.org/econlit), в которой учтены публикации за период 1886-2014 гг.

Методика получения данных, представленных в табл. 1, состояла в следующем:

1) при помощи электронного словаря ABBYYLingvox5 находились наиболее значимые с экономической точки зрения варианты перевода на английский язык ключевых слов монографии;

2) полученные англоязычные термины вводились в поисковое окно EconLit;

3) находились частоты словоупотреблений термина для ситуаций, когда термин входил в заглавие публикации, и для трех смежных периодов времени: 1886-1980; 1981-2000; 2001-2014 гг.;

4) в дополнение к абсолютным значениям определялись соответствующие удельные веса терминов в общем числе публикаций.

В качестве отправной точки в табл. 1 взят ключевой термин достоверность и шесть вариантов его перевода на английский язык. В столбцах 2-4 представлено число публикаций, которые в указанные периоды имели соответствующий англоязычный термин в заглавии. В столбцах 5-7 приведены удельные веса для тех же терминов и периодов в процентах по отношению к общему числу публикаций в EconLit. Жирным шрифтом выделены термины, удельный вес которых постоянно рос по трем периодам.

Среди вариантов перевода термина «достоверность» наблюдается постоянный рост удельного веса варианта confidence (синонимы доверие, убежденность, секретность, доверительная вероятность). Второй по частоте словоупотреблений термин - credibility (достоверность; правдивость, доверие), с чемпионским удельным весом в 1981-2000 гг. Третий термин - reliability - наряду с достоверностью переводится как «надежность». Его удельный вес в последние годы растет. Четвертый термин, число публикаций с которым превышает в период 2001-2014 гг. 100 единиц, - это validity. Электронный словарь Lingvo вариант перевода «достоверность» дает для компьютерных вычислений. Для экономики приведены варианты «действительность», «законность», «обоснованность», «вескость». По числу публикаций в последние два периода преодолен уровень 100 единиц. Но динамика удельного веса имеет волнообразный характер.

Но в целом удельный вес шести вариантов перевода термина «достоверность» растет и приближается к 0,3 %, что свидетельствует об актуальности данной проблематики и в начале XXI в. Близок к 0,3 % и суммарный удельный вес англоязычных синонимов термина «ошибка», несмотря на снижение удельного веса в последнем периоде.

Ключевые слова монографии, учтенные в разделе «Прочие термины», имеют разнонаправленные характеристики. Для термина «теория» в период 2001-2014 гг. наблюдается уменьшение абсолютных и относительных значений по сравнению с 1981-2000 гг. Аналогичные выводы можно сделать и для термина «эконометрический». Устойчивая тенденция к росту наблюдается для терминов «индикатор», «риск», «волатильность» и «оценка». Снижение удельного веса при росте абсолютных значений произошло у терминов «индекс» и «стабильность». Удельный вес остальных терминов менялся волнообразно.

Углубление библиометрического анализа при помощи данных EconLit позволяет сделать вывод о том, что монография И. П. Суслова о достоверности, изданная в 1979 г., может рассматриваться в качестве экономической энциклопедии и спустя 45 лет. Для этого достаточно сосчитать число предметных микрообластей, которые охватывают публикации, имеющие в заглавиях хотя бы один из терминов confidence, credibility, reliability, validity, trustworthiness, authenticity. В период 1991-2002 гг. таких областей оказалось 353. Всего же в предметной классификации JEL в 2002 г. было 737 микрообластей. Иначе говоря, книга И. П. Суслова в большей или меньшей мере затронула 48 % предметных микрообластей. За период 2003-2014 гг. дополнительно было охвачено проблематикой «достоверность» 174 микрообласти (прирост на 50 %). Поскольку на начало 2014 г. в классификации JELctuto 822 микрообласти, то новый процент охвата составил уже 64 %.

Распределение публикаций с термином «достоверность» в заглавии по макрообластей предметной классификации JEL и двум рассматриваемым периодам представлено в табл. 2.

Таблица 1

Результаты библиометрического анализа ключевых слов монографии И. П. Суслова «Основы теории достоверности статистических показателей»

Термин в заглавиях работ 18861980 19812000 20012014 18861980 19812000 20012014

Число работ и темп роста 141 415 510 426 747 411 3,61 1,46

Ч исло работ Процент от общего числа

«Достоверность»

confidence 52 323 698 0,037 0,063 0,093

credibility 8 624 521 0,006 0,122 0,070

reliability 78 227 439 0,055 0,044 0,059

validity 87 188 360 0,062 0,037 0,048

trustworthiness 3 5 74 0,002 0,001 0,010

authenticity 0 2 27 0,000 0,000 0,004

Итого 228 1 369 2 119 0,161 0,268 0,284

«Ошибка»

error 427 1 674 1 954 0,302 0,328 0,261

mistake 10 49 113 0,007 0,010 0,015

fault 10 57 100 0,007 0,011 0,013

blunder 2 5 2 0,001 0,001 0,000

miscalculation 0 6 5 0,000 0,001 0,001

Итого 449 1 791 2 174 0,318 0,351 0,291

Прочие термины

theory - теория 5 864 16 259 13 889 4,147 3,185 1,858

indicator - показатель 226 1 002 2 169 0,160 0,196 0,290

index - индекс 809 1737 3 218 0,572 0,340 0,431

risk - риск 1 200 7 875 18 478 0,849 1,543 2,472

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Statistical - статистический 707 1 398 1 683 0,500 0,274 0,225

volatility - изменчивость 19 2 047 6 445 0,013 0,401 0,862

econometric - эконометриче-ский 964 3 292 2 492 0,682 0,645 0,333

measure - мера 681 2 291 4 181 0,482 0,449 0,559

Evaluation - оценка 935 3 424 5 419 0,661 0,671 0,725

stability - стабильность 841 2 494 3 215 0,595 0,489 0,430

imperfection - несовершенство 41 192 271 0,029 0,038 0,036

Таблица 2

Распределение публикаций с термином «достоверность» в заглавии по предметным макрообластям 1БЬ

Код Наименование 19912002 19912014 Прирост Темп роста

A Экономика в целом и обучение 13 39 26 3

B История экономической мысли и методология 24 68 44 2,83

C Математические и количественные методы 208 804 596 3,87 *

D Микроэкономика 185 729 544 3,94

E Макроэкономика и монетарная экономика 513 1248 735 2,43

F Международная экономика 376 669 293 1,78

G Финансовая экономика 122 616 494 5,05

Окончание табл. 2

Код Наименование 19912002 19912014 Прирост Темп роста

н Экономика общественного сектора 40 174 134 4,35

I Здоровье, образование, благосостояние 61 235 174 3,85

I Демография и экономика труда 74 225 151 3,04

к Право и экономика 17 56 39 3,29

ь Индустриальная организация 110 486 376 4,42

М Бизнес-администрирование, экономика бизнеса, маркетинг, учет 65 310 245 4,77

N Экономическая история 23 80 57 3,48

0 Экономическое развитие, технологические изменения и рост 175 540 365 3,09

Р Экономические системы 54 144 90 2,67

Экономика сельского хозяйства и природных ресурсов 100 355 255 3,55

я Экономика города, села, регионов, недвижимости, транспорта 31 179 148 5,77

У Вспомогательные категории 0 87 87 -

2 Другие специальные темы (экономика культуры и др.) 10 117 107 11,70

Итого 2 201 7 161 4 960 3,25

* Жирным шрифтом выделены темпы роста, превышающие среднее значение 3,25.

Как видим из данных табл. 2, в действующей предметной классификации 1ЕЬ не осталось ни одной предметной макрообласти, в которой бы не присутствовали микрообласти с публикациями, в заглавиях которых был англоязычный термин, имеющий смысл «достоверность».

Следующие микрообласти в наибольшей степени (не менее 50 работ) тяготеют к проблематике достоверности (первое число в круглых скобках после названия - общее число работ рассматриваемого вида за 1991-2014 гг., второе число - темп роста по отношению к 19912002 гг.):

Е52 Монетарная политика (231; 2,3). Е31 Уровень цен; инфляция; дефляция (193; 2,3). Б31 Обмен валют (192; 1,6). Е58 Центральные банки и их политика (156; 2). Б33 Международные монетарные соглашения и учреждения (142; 1,5). Б12 Экономика потребителя: эмпирический анализ (137; 4,5). 213 Экономическая социология; экономическая антропология; социальная и экономическая стратификация (107; 15,3). Е32 Колебания деловой активности; циклы (96; 4). 019 Международные связи и их влияние на развитие; роль международных организаций (93; 1,9). 012 Оценка активов; объем торговли; процентные ставки по облигациям (90; 7,5). Б83 Поиск; обучение; информация и знания; коммуникация; доверие (80; 11,4). Я41Транспорт: спрос, предложение, перегруженность («пробки»); безопасность и аварии; транспортный шум (78; 4,6). М41 Бухгалтерский учет (71; 5,1). Б72 Политические процессы: поиски ренты, лоббирование, выборы, законодательные органы и поведение при голосовании (71; 3). 032 Политика финансирования; финансовый риск и управление риском; капитал и структура собственности; стоимость фирмы; гудвилл (66; 6,6). 023 Фискальная и монетарная политика в развитии (64; 3,2). 022 Страхование; страховые компании; актуарные исследования (64; 2,9). 016 Экономическое развитие: Финансовые рынки; сбережения и капиталовложения; корпоративные финансы и управление (64; 2,7). Б36 Финансовые аспекты экономической интеграции (63; 1,3). 021 Банки; депозитные учреждения; институты

микрофинансирования; ипотеки (62; 3,9). 011 Макроэкономический анализ экономического развития (61; 4,1). М31 Маркетинг (60; 2,5). Q26Возобновляемые ресурсы и их сохранение: рекреационные аспекты природных ресурсов (56; 1,4). 011 Выбор портфеля; инвестиционные решения (55; 7,9). С22 Модели с одним уравнением регрессии; единственные переменные: динамические ряды; динамические квантильные регрессии; динамические модели с учетом обработки (54; 3). С53 Методы прогнозирования; методы имитации (53; 3,5). Ь94 Электроэнергетика (53; 3,5). 014 Информация и рыночная эффективность; анализ событий; инсайдерская торговля (51; 5,1). Б81 Критерии для принятия решения в условиях риска и неопределенности (50; 2,4).

В период 2003-2014 гг. интерес к проблемам достоверности стал наблюдаться в следующих микрообластях исследований (в круглых скобках - общее число работ; приведены области, в которых не менее 10 публикаций):

Ь25 Эффективность деятельности фирмы: размер, диверсификация и масштаб (37). 001 Финансовые кризисы (30). Q54 Климат, природные катастрофы, глобальное потепление (24). Б14 Сбережения домашних хозяйств; личные финансы (22). М42 Аудит (18).С21 Модели с одним уравнением регрессии; единственные переменные: межсекторальные модели; пространственные модели; модели с учетом эффекта обработки; квантильные регрессии (17).С46 Специфические распределения; специфическая статистика (17). Б03 Поведенческая экономика: принципы (16).С58 Финансовая эконометрика (14). М48 Бухгалтерский учет и аудит: государственная политика и регулирование (13). Б85 Формирование сетей и анализ: теория (11). Н83 Государственное администрирование, учет и аудит в госсекторе (11). С00 Математические и количественные методы: общее (10). Н75 Местные органы власти: здоровье, образование, благосостояние, государственные пенсии (10). Ь81 Розничная и оптовая торговля; электронная коммерция (10). Ь93 Авиатранспорт (10).

Если теперь перейти к более внимательному изучению содержания книги И. П. Суслова, то можно найти ряд предупреждений о том, как не следует использовать статистические показатели. К сожалению, эти предупреждения оставили без внимания и те, кто разрабатывал систему плановых показателей и экономических стимулов, определенных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г., и те, кто создавал законы, постановления и положения, определявшие рыночные преобразования в 1990-е гг. Многие из них полезны и при принятии решений в XXI в. Вот только один пример.

«Явления объективного мира постоянно изменяются, развиваются. Для правильного отображения развивающейся действительности необходимо пересматривать, совершенствовать показатели. В связи с этим возникает задача оценки степени изменчивости, "чувствительности" показателей, т. е. их реагирования на изменения факторов, на новую схему (модель) расчета, на ошибки в исходных данных» [6. С. 9]. «К значительной неустойчивости ведут модели, по которым результатный показатель получается из отношения величин, в свою очередь исчисленных как разности соответствующих показателей» [6. С. 10].

В 1980-е гг. в СССР для промышленных предприятий была введена система плановых показателей и экономических стимулов, в которой использовались как приростные показатели (темпы роста прибыли, заработной платы и др.), так и показатели в виде отношений (затраты на рубль товарной продукции, рентабельность). Включение этих показателей в имитационную систему и проведение расчетов на условных и реальных данных предприятий различных отраслей показало, что уже в полностью детерминированном варианте наблюдалось рассогласование плана и стимулов. Это рассогласование возрастало по мере интенсификации производства и учета случайных факторов [7. С. 111-157].

В 1990-е гг. в России при переходе к рынку в анализе инвестиционных проектов и при оценке финансовой устойчивости предприятий активно стали использоваться показатели, основанные на отношении величин (чистая текущая стоимость, внутренняя норма доходности, коэффициент текущей ликвидности и т. п.). При этом сверх разумных приделов распространилась мода на так называемые «нормативные значения коэффициентов». Появились даже инструкции о том, как можно инициировать процедуры банкротства предприятия, когда текущий коэффициент ликвидности меньше двух. Но если более внимательно прочитать даже зарубежные учебники, в которых предлагались подобные методы, то в большинстве серьезных работ авторы подчеркивают: в ряде случаев (диверсификация, инновации и т. п.) оцен-

ка при помощи коэффициентов (тем более в сопоставлении с «нормативными» значениями, полученными на основе статистической обработки прошлых данных) может давать искаженную картину. Именно о такой опасности предупреждал И. П. Суслов.

Выводы

В рамках статьи невозможно дать полное, исчерпывающее представление о творческом наследии профессора И. П. Суслова. Но и то немногое, что удалось сделать, позволяет утверждать: в своих трудах ученый предупреждал о многих грядущих проблемах XXI в., указывая не только путь, который с неизбежностью ведет к ним, но и возможности их преодоления.

Хотя в работах И. П. Суслова мы не найдем досконально расписанных эконометрических моделей, но то, что он сказал в одной из своих работ, на наш взгляд, можно смело использовать в качестве эпиграфа ко многим трудам по эконометрии. В своих «Основах теории достоверности статистических показателей», словно предвидя бурные десятилетия, ожидающие нашу страну и все мировое сообщество в целом, И. П. Суслов писал: «Приближенность социальных измерений, наличие погрешностей в статистических показателях имеют своей причиной прежде всего вероятностную природу подавляющего большинства общественных явлений, т. е. зависимость от ряда внешних неконтролируемых случайных обстоятельств и причин, которые приводят (и не могут не приводить!) к неопределенным результатам при их измерении. Следовательно, большинство статистических показателей... содержит погрешность» [6. С. 13].

Как перекликаются эти слова ученого, сказанные им еще в 1979 г., с современными подходами, показывающими ограниченность моделей общего равновесия в нынешних условиях и целесообразность обращения внимания на неравновесные состояния. Многие ученые сейчас предлагают методы управления «на грани хаоса» и использования ошибок как необходимых средств для нахождения нового.

Весь творческий путь профессора И. П. Суслова - это пример скрупулезного, бережного, но вместе с тем и подлинно инновационного отношения к науке и образованию. В своей деятельности Иван Петрович был открыт для всего нового, творческого, не боялся эксперимента. И своим ученикам он передавал не только знания и умения, но прежде всего тягу к исследовательскому поиску. Отражением непрестанного творческого поиска ученого служат его труды, которым, наряду с новаторством, свойственна глубина и основательность суждений, исходящих из великолепного знания материала. Благодаря такому сочетанию многие положения его трудов не утратили своей ценности со временем, а наоборот, «опередив время», зазвучали как никогда актуально в наши дни, согласуясь с базовыми положениями современной науки и менеджмента.

Вспоминая об Иване Петровиче как о замечательном ученом, мыслителе, творце, нельзя не сказать и о тех его неповторимых качествах человека, коллеги, учителя, которые навсегда запечатлелись в сознании людей, лично знавших его. Большой ученый, профессионал своего дела, он был очень доброжелательным, тактичным, отзывчивым человеком, образцом высокой духовности. Все, чему он учил своих студентов, было безупречным с точки зрения нравственных принципов. Подлинный интеллигент и просветитель, профессор И. П. Суслов своим жизненным примером оказал огромное влияние на становление мировоззрения не одного поколения своих учеников - выпускников Новосибирского государственного университета.

Список литературы

1. Бирнштейн М. М., Жуков Р. Ф, Тимофеевский Т. П. Возникновение и состояние советских и зарубежных деловых игр // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1981.

2. Гидрович С. Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М.: Экономика, 1976.

3. Ефимов В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980.

4. Сыскина Н. В. Деловая игра «предприятие-министерство»: Учеб. пособие для студентов НГУ / Под ред. Г. В. Гренбэка; Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1974. 80 с.

5. Лычагин М. В, Талышева Л. П. Деловые игры и конкретные ситуации в экономической статистике: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Суслова; Новосиб. гос. ун-т., Мин-во. высш. и сред. спец. образования РСФСР. Новосибирск, 1980. 82 с.

6. Суслов И. П. Основы теории достоверности статистических показателей / Отв. ред. К. К. Вальтух; ИЭОПП СО АН СССР. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1979. 304 с.

7. Лычагин М. В, Мироносецкий Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия / Отв. ред. В. Л. Макаров; Новосиб. гос. ун-т., Мин-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, ИЭОПП СО АН СССР. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. 295 с.

Материал поступил в редколлегию 01.03.2015

М. V. Lychagin 1 2, L. P. Talysheva 1

1 Novosibirsk State University 2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

2 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS 17 Lavrentiev Ave, Novosibirsk, 630090, Russian Federation

lychagin@nsu. ru, pochta@orthgymn. ru

PROCEEDINGS CALLING FORWARD (100th ANNIVERSARY OF PROFESSOR IVAN SUSLOV)

The paper presents a brief biographical information about prominent Russian statistics, Professor of Novosibirsk State University Ivan P. Suslov. We show his role in the development and application of active learning methods. Emphasis is placed on fundamental work «Bases of the theory of reliability of statistical indicators». We present the results of the bibliometric analysis of this book. This analysis is based on data from the EconLit with the position of keywords and JEL subject areas. The authors of the paper try to show that Suslov's works showed the way to the problems of the XXI century, as well as possible ways to solve them.

Keywords: statisical indicators, reliability, active learning, bibliometric analysis, JEL subject classification, EconLit.

References

1. Birnshtejn M. M., Zhukov R.F., Timofeevskij T. P. Vozniknovenie i sostojanie sovetskih i zarubezhnyh delovyh igr. Aktivnye metody obucheniya I delovye igry. Novosibirsk, IJeiOPP SO AN SSSR, 1981.

2. Gidrovich S. R., Syroezhin I. M. Igrovoe modelirovanie jekonomicheskih processov (delovye igry). Moscow, Ekonomika, 1976.

3. Efimov V. M., Komarov V. F. Vvedenie v upravlencheskieimitacionnyeigry. Moscow, Nauka, 1980.

4. Syskina N. V. Delovaja igra «predprijatie-ministerstvo»: Ucheb. posobie dlja studentov NGU. ed. Grenbjeka G.V.; Novosib. gos. un-t. Novosibirsk, 1974, 80 p.

5. Lychagin M. V., Talysheva L. P. Delovye igry i konkretnye situacii v ekonomicheskoj statistike:ucheb. posobie. ed. Suslova I. P; NGU, Min. vyssh. isred. spec. obrazovanija RSFSR. Novosibirsk, 1980, 82 p.

6. Suslov I. P. Osnovy teorii dostovernosti statisticheskih pokazatelej. K. K. Val'tuh (ed.) IJeOPP SO AN SSSR. Novosibirsk, Nauka, 1979, 304 p.

7. Lychagin M. V., Mironoseckij N. B. Modelirovanie finansovoj dejatel'nosti predprijatija. V. L. Makarov (ed.) NGU, Min. vyssh. isred. spec. obrazovanija RSFSR, IJeOPP SO AN SSSR. Novosibirsk: Nauka, 1986, 295 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.