Научная статья на тему 'Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации'

Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мкртчян Г. М., Лычагин М. В., Лычагин А. М., Шевцов А. С.

Экономический факультет Новосибирского государственного университета за 40 лет своего существования накопил определенный опыт постоянного обновления преподавания экономических дисциплин. В статье освещаются: переход к постоянному мониторингу экономических знаний на основе крупнейших электронных библиографических баз (EconLit и др.); создание и использование для согласования учебных дисциплин и выявления новых областей исследования «карт» взаимосвязей между областями экономических исследований и частотных терминологических словарей; активизация изучения экономических дисциплин и использование компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мкртчян Г. М., Лычагин М. В., Лычагин А. М., Шевцов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Teaching at Faculty of Economics in Novosibirsk State University: Traditions and Innovations

The faculty of economics of Novosibirsk state university for 40 years of the existence has saved up a certain experience of constant updating of teaching of economic disciplines. In this article the following directions are displayed: transition to constant monitoring of economic knowledge on the basis of the largest electronic bibliographic bases (EconLit and others); creation and use for the coordination of subject matters and search of new areas of research of «maps» of interrelations between fields of economic researches and frequency terminological dictionaries; activation of studying of economic disciplines and use of computer technologies.

Текст научной работы на тему «Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 378.096 + 371.3 +33

Г. М. Мкртчян ', М. В. Лычагин 2, А. М. Лычагин 3, А. С. Шевцов 4

1 2 4 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: 1 [email protected]; 2 [email protected]; 4 [email protected]

3 Институт экономики и антикризисного управления ул. Садовническая, 77, стр. 1, Москва, 115035, Россия

E-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Экономический факультет Новосибирского государственного университета за 40 лет своего существования накопил определенный опыт постоянного обновления преподавания экономических дисциплин. В статье освещаются: переход к постоянному мониторингу экономических знаний на основе крупнейших электронных библиографических баз (EconLit и др.); создание и использование для согласования учебных дисциплин и выявления новых областей исследования «карт» взаимосвязей между областями экономических исследований и частотных терминологических словарей; активизация изучения экономических дисциплин и использование компьютерных технологий.

Преподавание экономических дисциплин в НГУ ведется со дня основания университета (1959 г.), подготовка экономистов - с 1962 г. в рамках отделения экономической кибернетики гуманитарного факультета. С лета 1967 г. началось самостоятельное летоисчисление экономического факультета НГУ.

Прошедшие 40 лет знаменательны как рядом традиций, обеспечивающих необходимую почву для постоянного обновления и роста, так цепью инноваций в преподавании, которые позволяют поддерживать ориентацию на лучшие мировые образцы. В настоящей статье предпринята попытка выделить наиболее примечательные моменты подобных взаимосвязей с учетом положений «Стратегии развития ЭФ НГУ на период до 2015 г.».

От системного анализа к систематизации и мониторингу экономических знаний

Принцип системности являлся одним из краеугольных камней при создании Сибирского отделения АН СССР 50 лет назад. Это видно из знаменитого «треугольника Лаврентьева»: наука - практика - образование. Поэтому с первых дней своей деятельности НГУ был интегрирован в систему научно-исследовательских институтов СО АН. Формирование факультетов и их отделений проводилось под патронажем соответствующих профильных институтов. В результате реализации этой стратегии основным шефом экономического факультета был и остается Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН.

О том, что изучали студенты первых лет ЭФ НГУ, может поведать следующая выписка из зачетной книжки выпускника 1972 г. по специальности «Экономическая кибернетика» со специализацией «экономист-математик»: история КПСС; марксистско-ленинская философия; политическая экономия капитализма и социализма; основы научного коммунизма; математический анализ; высшая алгебра с элементами геометрии; общая теория статистики; экономическая статистика; теория вероятностей и математическая статистика; математическое программирование; планирование народного хозяйства; экономико-математические модели социалистического хозяйства; технология важнейших отраслей промышленности; финансы и кредит; экономика, организация и планирование промышленного производства; вычисли-

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 2 © Г. М. Мкртчян, М. В. Лычагин, А. М. Лычагин, А. С. Шевцов, 2007

тельные машины, программирование на ЭВМ, численные методы; введение в современный анализ; исследование операций; оптимальное отраслевое планирование; размещение производительных сил; введение математических методов в эконометрику; основы экономической кибернетики; иностранный язык; планирование в экономическом районе; история экономических учений; основы научного управления; современные проблемы экономики и экономической политики; физическое воспитание; производственная практика (на заводе); плановоэкономическая практика в областных и плановых комиссиях; практика в НИИ; гражданская оборона; три курсовые работы - по политэкономии социализма, по планированию народного хозяйства, по специальности; несколько спецкурсов; государственный экзамен по политической экономии и защита дипломной работы.

Из приведенного списка видно, что дисциплины экономической и математической направленности органично дополняют друг друга. С первого курса особое внимание уделялось формированию у студентов системного видения своей специальности. В наиболее развитом виде это осуществлялось в дисциплине «Основы научного управления» (9 семестр), занятия по которой вел директор ИЭОПП СО АН СССР академик А. Г. Аганбегян. В частности, большое внимание уделялось системному анализу - методологии решения проблем. Тогда только что появились переводы книг Э. Квейда [1] и С. Оптнера [2]. Позднее лекционные материалы по данной дисциплине вошли в книгу А. Г. Аганбегяна «Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики» [3], которая активно использовалась в учебном процессе ЭФ НГУ 1.

Изучение системного анализа - это один из примеров, подтверждающих тот факт, что преподаватели ЭФ НГУ всегда стремились рассматривать проблемы отечественной экономики в контексте мировых тенденций как в области экономической теории, так и в сфере практики. Этому способствовали фонды библиотеки ИЭОПП СО АН СССР, в которых были зарубежные статистические ежегодники, монографии и научные журналы. Среди последних был, в частности, и «Журнал экономической литературы» (The Journal of Economic Literature - JEL), ведущий реферативный журнал англоязычных публикаций по экономике, который издается Американской экономической ассоциацией (АЕА).

С наступлением трансформационного периода в стране, с изменением конъюнктуры рынка труда и усилением практической направленности подготовки специалистов потребовался полный пересмотр содержания экономического образования. Для реализации этих задач факультет организовал стажировку преподавателей (свыше 60 человек) в университетах-парт-нерах в Западной Европе и США с целью освоения новых дисциплин и ознакомления с современными методами преподавания 2. В рамках работы по обновлению преподавания на ЭФ НГУ с учетом международных требований было решено использовать новый подход: наложить учебные планы и программы ЭФ НГУ на «карту экономических знаний», сформированную на основе анализа потоков научных публикаций.

На первом этапе этой работы М. В. Лычагин и А. М. Лычагин подсчитали число журнальных статей по всем микродескрипторам предметной классификации JEL в каждом выпуске JEL в 1991 и 1994 гг. и в целом по указанным годам. Затем были сосчитаны суммарные данные по более крупным делениям (по мезо- и макродескрипторам) и определены наиболее значимые разделы. Результаты были оформлены в виде совокупности соответствующих таблиц. Данные о значимости макродескрипторов по журнальным статьям были сопоставлены с соответствующими результатами по диссертациям на соискание степени PhD - «доктор философии». Методика расчетов и результаты были опубликованы (с разрешения АЕА) в книге «Финансовые инновации: зарубежный опыт» [4. С. 17-52], которая вышла с грифом ЭФ НГУ.

1 «В комплексном подходе берет свои истоки системный анализ как научная дисциплина. С одной стороны, развивается так называемая общая теория систем, весьма абстрактная дисциплина, содержащая логический и математический анализ различных понятий, связанных с функционированием систем вообще независимо от их конкретного содержания. С другой стороны, развивается прикладная ветвь этого научного направления, получившая название системный анализ» [3. С. 144].

2 Финансовое обеспечение велось за счет шести крупных грантов по линии TEMPUS (TACIS), DAAD, Академической службы Госдепартамента США, займа Всемирного банка.

В последующие годы работа в данном направлении углублялась и развивалась: потоки англоязычных публикаций по экономике сопоставлялись с новыми поступлениями в ГПНТБ СО РАН [5]; был расширен анализируемый период и проведено сопоставление журнальных публикаций в JEL с публикациями в сети Social Science Research Network (www.ssrn.com) [6].

Но принципиально новых результатов в области систематизации и мониторинга экономических знаний удается достичь при использовании EconLit - самой большой и авторитетной электронной библиографической базы англоязычных публикаций, которая создана и ведется Американской экономической ассоциацией (АЕА) [7]. Эта база поставляется на компакт-дисках со специальной программой WinSPIRS 5.0 для работы с ними.

Программа WinSPIRS 5.0 дает возможность просматривать выбранные записи и производить их сохранение на жестком диске в текстовом формате. При этом можно сохранить как все доступные поля, так и специально отобранные (например, только заглавия документов, опубликованных в некотором году). Однако эта программа не дает возможности проранжиро-вать публикации, с тем чтобы найти разделы-«чемпионы» по каким-то критериям. Для этого надо делать поиск по каждому микродескриптору (а их 757), заносить полученные значения в Excel, а потом обрабатывать для выявления структуры, рангов и динамики публикаций. Подобная значительная дополнительная работа потребуется в случае, если результаты поиска по микродескрипторам записывать в виде текстового файла на жесткий диск. Уже эти ограничения побудили создать метасистему EconLit.

Метасистема EconLit представляет собой совокупность методов, программных средств и рекомендаций по их применению, которые на основе множеств записей о публикациях в EconLit и DE (совокупность предметных дескрипторов для 20 макро-, 130 мезо- и 757 микрообластей экономических исследований) формируют по разным критериям массивы алфавитно-цифровой информации о публикациях, включенных в EconLit, представляют эти массивы в удобной для восприятия и последующей обработки форме (включая вывод на экран ЭВМ и печать на принтере и в типографии) и добавляют показатели и формы их представления, которые можно получить с помощью тех или иных методов обработки алфавитно-цифровой информации (эконометрические, искусственные нейросети и т. п.). В качестве основного программного средства используется программа EconLitProject, разработанная А. С. Шевцовым. По результатам работы программы информация может выдаваться в формате либо MS Excel, либо MS Word. Базовый вариант выдачи информации в виде таблиц Excel: по строкам - предметные дескрипторы в возрастающем порядке, по столбцам - годы и сумма по годам в целом, в ячейках таблицы - число публикаций с данным дескриптором за каждый год и в целом.

В табл. 1 представлены данные о динамике публикаций по 20 макрообластям предметной классификации JEL-АЕА, в табл. 2 дана структура публикаций в разрезе тех же макрообластей. В табл. 3 приведено сопоставление наименований макрообластей экономических исследований согласно предметной классификации и организационно-методических нововведений, реализованных на ЭФ за последние 15 лет.

В частности, в классификации JEL существует макрообласть «Право и экономика». Поэтому на ЭФ НГУ открылась новая специальность - «Экономика и право». На смену дисциплине «Политическая экономия» пришли «Микроэкономика» и «Макроэкономика», для которых есть свои значимые исследовательские аналоги. На долю макрообластей F «Международная экономика» и J «Экономика труда и демография» в 1992-2005 гг. приходилось 8-10 % всех англоязычных публикаций. Поэтому было логично ввести в учебный план дисциплины «Экономика труда» и «Международная экономика». Аналогичным образом от макрообласти G «Финансовая экономика» был осуществлен переход к дисциплине «Финансовая экономика» для магистрантов, а от макрообласти H «Экономика общественного сектора» - к учебной дисциплине с тем же названием.

Появился ряд новых дисциплин по выбору, которые были призваны учесть мировые тенденции. Примером может служить спецкурс «Либерализация электроэнергетики», который является ответом на отражение значимых перемен в этой отрасли, которые произошли и продолжают происходить в разных странах мира, в том числе и в России.

Таким образом, на факультете есть необходимые предпосылки и методы, чтобы постоянно поддерживать состав и содержание учебных дисциплин согласно мировым тенденциям.

Таблица 1

Динамика всех публикаций согласно предметным макродескрипторам в 1992-2005 гг.

DE 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого

А 734 899 813 940 972 1080 1032 1032 823 779 797 638 636 534 11709

В 2248 1702 1989 1702 1684 1822 2250 1978 1925 2167 1838 2306 2021 1377 27009

С 1865 1741 1977 2017 2986 3579 2815 3281 3129 3037 3025 3156 3544 3249 39401

D 4178 3991 4480 5331 5934 6637 7315 7447 6823 7306 7399 8190 9109 6740 90880

Е 3993 4060 4279 4654 5565 6380 6220 6307 6188 6798 7334 7843 7760 6498 83879

F 5104 5141 5202 5255 6777 7464 8169 8813 9283 9070 9197 10098 10407 8065 108045

G 3377 3654 3583 3821 4649 5300 5556 6422 7150 8123 8763 9573 9458 7826 87255

Н 2181 2134 2152 2617 3259 3629 3879 3834 4126 4352 4745 4828 5298 3920 50954

I 1519 1637 1882 1981 2477 2604 2833 3154 4010 4505 4706 5099 5110 4122 45639

J 4077 4456 4928 5166 6045 6690 7256 6917 8767 9247 9207 9778 10768 8134 101436

К 747 860 676 703 902 1188 1165 1382 1589 1435 1585 1585 1905 1511 17233

L 3722 3936 4540 5213 6047 6860 7508 8185 8466 8313 9236 9651 10782 8816 101275

М 1200 1002 1350 1402 1646 1494 1819 2021 2634 2468 2864 3329 3451 2793 29473

N 1433 1645 1671 1722 2011 2012 1922 1734 2325 2058 2002 2506 2914 1804 27759

О 5532 5268 5576 6538 7515 9115 10697 11989 13909 13730 15105 16058 16931 12407 150370

Р 2482 2501 2745 2693 2938 3465 3609 3809 4756 4413 5301 4576 5377 3761 52426

Q 3627 3393 3568 4254 4469 5130 5127 6508 6543 6430 8184 7977 7883 6202 79295

R 1516 1620 1488 2293 3227 2602 3000 3505 3717 4227 4732 5024 5471 3994 46416

У 21 39 112 846 1018

Z 73 46 82 48 57 180 181 340 522 643 679 809 1019 855 5534

S 49608 49686 52981 58350 69160 77231 82353 88658 96685 99101 106720 113063 119956 93454 1157006

Таблица 2

Структура всех публикаций согласно предметным макродескрипторам

в 1992-2005 гг., %

DE 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 СЯ О

А 1,48 1,809 1,535 1,611 1,405 1,398 1,253 1,164 0,851 0,786 0,747 0,564 0,530 0,571 1,012

В 4,532 3,426 3,754 2,917 2,435 2,359 2,732 2,231 1,991 2,187 1,722 2,040 1,685 1,473 2,334

С 3,759 3,504 3,732 3,457 4,318 4,634 3,418 3,701 3,236 3,065 2,835 2,791 2,954 3,477 3,405

D 8,422 8,032 8,456 9,136 8,58 8,594 8,882 8,4 7,057 7,372 6,933 7,244 7,594 7,212 7,855

Е 8,049 8,171 8,076 7,976 8,047 8,261 7,553 7,114 6,4 6,86 6,872 6,937 6,469 6,953 7,250

F 10,29 10,35 9,819 9,006 9,799 9,665 9,919 9,94 9,601 9,152 8,618 8,931 8,676 8,63 9,338

G 6,807 7,354 6,763 6,548 6,722 6,863 6,747 7,244 7,395 8,197 8,211 8,467 7,885 8,374 7,541

Н 4,396 4,295 4,062 4,485 4,712 4,699 4,71 4,324 4,267 4,391 4,446 4,270 4,417 4,195 4,404

I 3,062 3,295 3,552 3,395 3,582 3,372 3,44 3,557 4,147 4,546 4,410 4,510 4,260 4,411 3,945

J 8,218 8,968 9,301 8,853 8,741 8,662 8,811 7,802 9,068 9,331 8,627 8,648 8,977 8,704 8,767

К 1,506 1,731 1,276 1,205 1,304 1,538 1,415 1,559 1,643 1,448 1,485 1,402 1,588 1,617 1,489

L 7,503 7,922 8,569 8,934 8,743 8,882 9,117 9,232 8,756 8,388 8,654 8,536 8,988 9,434 8,753

М 2,419 2,017 2,548 2,403 2,38 1,934 2,209 2,28 2,724 2,49 2,684 2,944 2,877 2,989 2,547

N 2,889 3,311 3,154 2,951 2,908 2,605 2,334 1,956 2,405 2,077 1,876 2,216 2,429 1,93 2,399

O 11,15 10,6 10,52 11,2 10,87 11,8 12,99 13,52 14,39 13,85 14,154 14,203 14,114 13,28 12,996

Р 5,003 5,034 5,181 4,615 4,248 4,487 4,382 4,296 4,919 4,453 4,967 4,047 4,482 4,024 4,531

Q 7,311 6,829 6,734 7,29 6,462 6,642 6,226 7,341 6,767 6,488 7,669 7,055 6,572 6,636 6,853

R 3,056 3,26 2,809 3,93 4,666 3,369 3,643 3,953 3,844 4,265 4,434 4,444 4,561 4,274 4,012

У 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,020 0,034 0,093 0,905 0,088

Z 0,147 0,093 0,155 0,082 0,082 0,233 0,22 0,383 0,54 0,649 0,636 0,716 0,849 0,915 0,478

* В среднем за весь период.

Таблица 3

Связь макрообластей и организационно-методических нововведений на ЭФ НГУ

DE Наименование Организационно-методические нововведения

А Экономика в целом и обучение Кафедра общего экономического образования, журнал «Экономика в школе»

В Школы экономической мысли и методология Д. «История экономических теорий», 4-й курс, существенное обновление

С Математические и количественные методы Д. «Эконометрия», «Теория игр» и другие обновления тем и методов

Б Микроэкономика Д. «Микроэкономика», 1-й курс

Е Макроэкономика и монетарная экономика Д. «Макроэкономика» и «Кредитно-денежные системы», 2-й курс

Б Международная экономика Д. «Международная экономика», 3-й курс

в Финансовая экономика (экономика финансов) Создание кафедры «Финансы и кредит», Д. «Финансовая экономика» для магистрантов, новые спецкурсы, темы и методы

Н Экономика общественного сектора Д. «Экономика общественного сектора», 3-й курс

I Здоровье, образование и благосостояние Включение соответствующих тем в разные основные и дополнительные учебные дисциплины

} Экономика труда и демография Д. «Экономика труда», 3-й курс

К Право и экономика Специальность «Экономика и право», открытие кафедры правоведения

Ь Индустриальная организация Д. «Теория отраслевых рынков»

М Деловое администрирование и экономика бизнеса; маркетинг; учет Специальность «Менеджмент», открытие кафедры менеджмента, Д. «Маркетинг», «Бухгалтерский учет»

N Экономическая история Д. «Экономическая история», 1-й курс

О Экономическое развитие, технологические изменения и рост Д. «Инновационный менеджмент»

Р Экономические системы Учет в ряде учебных дисциплин

0 Экономика сельского хозяйства и природных ресурсов; экологическая экономика и экономика окружающей среды Д. «Экономика природопользования»

я Экономика города, села и регионов Д. «Региональная экономика», модификация дисциплин и тем

У Смешанные категории —

ъ Другие специальные темы Включение соответствующих тем в разные основные и дополнительные учебные дисциплины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Д. - учебная дисциплина.

Частотные словари терминов для более полного согласования и наполнения учебных дисциплин и развития научных исследований студентов и аспирантов

Исследования показывают, что одни и те же термины используются с разной частотой и смысловым наполнением в разных предметных областях. В силу динамизма хозяйственной жизни происходит быстрое обновление экономической лексики. Появление электронных словарей типа Lingvo существенно облегчает работу по переводу терминологической лексики. Однако, с точки зрения специалистов-экономистов, которым приходится постоянно работать с современной англоязычной литературой, существующие англо-русские специализированные словари нуждаются в постоянном совершенствовании и обновлении. По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы на новом качественном уровне может стать разработка частотно-ассоциативных словарей экономической лексики на базе EconLit. Такие словари могут не только стать эффективным помощником для более быстрого освоения конкретной предметной области, дополняя средства типа Lingvo, Promt и др., но и послужить источником надежной информации для исследовательской и практической работы, связанной с подготовкой учебных и лексикографических материалов в системе обучения переводчиков и экономистов. Эта работа проводится в НГУ преподавателями ЭФ в содружестве со специалистами факультета иностранных языков. К настоящему времени созданы пробные варианты частотных словарей англоязычных терминов, которые встретились в полях «Заглавие» и «Реферат публикации» в записях EconLit для всех 757 микрообластей за период 1992-2004 гг. Если взять микрообласть J240 - Человеческий капитал; квалификация; выбор профессии; производительность труда (формальные программы подготовки; обучение на рабочем месте), которая привлекает все большее внимание, из общего перечня слов исключить общеграмматические слова и общенаучные термины и из набора схожих словоформ оставить только словоформы с наибольшей частотой, то получится следующий список 300 наиболее важных англоязычных терминов (число после двоеточия - частота):

capital: 3617; education: 3506; training: 3416; human: 3322; productivity: 2653; growth: 2600; labor: 2349; market: 1875; workers: 1869; model: 1860; wage: 1779; employment: 1697; data: 1657; economic: 1513; effects: 1445; earnings: 1294; results: 1252; evidence: 1223; work: 1170; skills: 1093; schooling: 1085; new: 1031; analysis: 1005; returns: 986; firms: 978; countries: 973; level: 928; income: 927; development: 921; job: 912; high: 866; impact: 860; policy: 829; investment: 811; social: 810; performance: 773; change: 761; empirical: 729; differences: 728; role: 710; rate: 702; economy: 698; unemployment: 697; occupational: 680; production: 643; public: 630; technology: 606; survey: 603; inequality: 600; states: 597; sector: 594; time: 589; women: 585; quality: 585; information: 580; estimates: 579; research: 576; manufacturing: 576; relative: 574; demand: 571; general: 536; important: 534; learning: 533; industry: 524; united: 519; relationship: 506; system: 503; period: 483; years: 477; significant: 474; gender: 473; distribution: 473; experience: 461; college: 461; theory: 458; programs: 451; vocational: 447; men: 443; structure: 442; national: 429; international: 429; individual: 429; case: 427; university: 417; costs: 415; characteristics: 415; trade: 407; factors: 404; attainment: 402; process: 399; measures: 399; private: 398; participation: 397; ability: 396; Germany: 389; variables: 383; family: 383; accumulation: 372; technical: 368; management: 367; implications: 365; knowledge: 348; force: 348; students: 345; mobility: 341; supply: 340; efficiency: 339; welfare: 334; output: 331; outcomes: 328; government: 327; equilibrium: 327; choice: 322; groups: 320; graduates: 320; endogenous: 319; associated: 316; gap: 306; sample: 305; future: 304; age: 303; youth: 301; resources: 300; people: 295; benefits: 291; determinants: 286; population: 281; index: 281; support: 279; business: 279; part: 278; immigrants: 277; value: 272; panel: 268; pay: 266; suggests: 265; incentives: 256; specific: 255; formation: 254; bias: 250; health: 249; account: 248; framework: 246; transition: 243; set: 239; function: 237; institutions: 236; evaluation: 235; female: 234; conditions: 234; regional: 233; current: 232; influence: 231; selection: 229; service: 228; local: 227; degree: 227; problem: 225; practices: 225; unskilled: 224; types: 224; real: 223; alternative: 223; innovation: 222; terms: 221; trends: 220; issues: 219; economics: 217; household: 216; extent: 214; hypothesis: 213; European: 213; consistent: 213; order: 211; size: 210; decisions: 208; convergence: 208; dynamics: 206; activities: 206; physical: 204; children: 204; tax: 203; context: 203; UK: 202; potential: 201; career: 200; key: 199; foreign: 198; world: 197; longitudinal: 197; second-

ary: 196; affect: 196; American: 195; segregation: 193; Britain: 192; migration: 191; union: 190; methods: 188; aggregate: 186; patterns: 185; opportunities: 185; male: 185; financial: 185; hours: 184; background: 184; OECD: 181; compared: 180; on-the-job: 179; status: 177; probability: 177; standard: 174; perspective: 172; reform: 171; R&D: 171; control: 170; organization: 169; academic: 168; progress: 164; search: 163; poor: 163; Japan: 163; Canada: 163; investigate: 161; improve: 161; way: 160; review: 160; need: 159; similar: 158; minimum: 158; long-term: 158; life: 158; sources: 157; behavior: 157; gains: 156; areas: 156; matching: 153; south: 152; long-run: 152; good: 152; literacy: 151; heterogeneity: 151; strategies: 150; apprenticeship: 149; overall: 148; optimal: 148; poverty: 147; contribution: 146; competitiveness: 146; adjustment: 145; discrimination: 144; language: 143; political: 142; traditional: 141; addition: 141; effort: 140; stock: 139; rural: 139; premium: 138; nature: 137; France: 137; basis: 136; Australia: 136; product: 135; marginal: 135; advantage: 134; primary: 133; east: 133; composition: 133; allocation: 133; computer: 132; cohort: 132; net: 131; adult: 131; society: 130; environment: 130; capita: 130; view: 129; urban: 129; risk: 129; companies: 129; transfer: 128; success: 128; contrast: 127; white: 125; cognitive: 125; class: 125; turnover: 124; tests: 124; econometric: 124; scale: 123; integration: 123; fertility: 123; consumption: 123; share: 122; qualifications: 122; evolution: 122; duration: 121; multiple: 120; agents: 120; personal: 119.

Можно использовать и вариант обратного частотного терминологического словаря или определение координат терминов в предметных областях. Сущность данного метода заключается в следующем. Выбирается некоторое экономическое понятие, выраженное одним или несколькими словами, например: «реальные опционы» (real option). При помощи программы WinSPIRS 5.0 в EconLit за анализируемый период находятся все записи, в заданных полях которых (например, в заглавиях и рефератах) встречается это слово или словосочетание. Полученные записи в виде текстового файла сохраняются на жестком диске. Затем при помощи программы EconLitProject осуществляется обработка этого текстового файла и получаются файлы в формате Excel или Word, данные которых показывают, насколько часто исследуемый термин употреблялся в публикациях со всеми возможными микро-, мезо- или макродескрипторами. Фрагмент подобного анализа приведен в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что в 1992 г. в публикациях, учтенных в EconLit, не было ни одной работы, в заглавии и реферате которой встретился бы термин «реальный опцион» в единственном или множественном числе. В 1993 г. отмечено 11 публикаций с этим термином, причем более половины из них имеют дескрипторы макрообласти G «Финансовая экономика». Четыре предметные ссылки отмечены в микрообласти G310 «Планирование капвложений и анализ их эффективности; инвестиции в основные фонды и изучение запасов» и две - в G130 «Определение цен опционов и фьючерсов». В 1994-1995 гг. наблюдается некоторый спад, а затем происходит резкое увеличение интереса к новому методу оценки решений в реальном секторе. На приведенной «карте» видно, что происходит трансфер методологии в другие предметные области: G320 «Политика финансирования; финансовый риск и управление риском; капитал и структура собственности»; D920 «Межвременной выбор фирмы и ее рост, инвестиции или финансирование»; 0320 «Управление технологическими инновациями; исследования и разработки»; F230 «Многонациональные фирмы; международный бизнес (международная конкурентоспособность)»; D810 «Критерии для принятия решения при риске и неопределенности»; E220 «Капитал; инвестиции (включая запасы); мощности»; G120 «Оценка активов (установление цен на активы); объем торговли; процентные ставки по облигациям»; Q160 «Исследования и разработки; сельскохозяйственные технологии; распространение сельскохозяйственного опыта»; F310 «Обмен валют (валютные курсы; интервенции; валютные резервы; валютные кризисы)»; Q120 «Микроанализ фермерских предприятий, домашние хозяйства фермеров и рынки ресурсов для фермерских хозяйств».

Если использовать образное сравнение, то мы видим как бы волну, которая быстро заполняет все новые и новые строки-области. Или, как из глубин моря (гладь белых клеток) начинают появляться участки суши, на которых «произрастают» реальные опционы. Подобные «карты» на основе EconLit можно построить для любой алфавитно-цифровой информации, включенной в записи, например: имя автора; учреждение, в котором работает автор; источник библиографических данных; адрес в Интернете; страна или регион, и, конечно, для любого предметного дескриптора. В последнем случае для микрообластей как бы будет производить-

Таблица 4

REAL OPTION (или OPTIONS) во всех макрообластях и в наиболее значимых микрообластях

DE 1992 1993 1994 1995 1996 1997 199B 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого Sum DS, %

G 6 1 B B 21 15 19 50 33 59 45 4B 313 33,26

L 1 1 5 3 B 16 12 20 30 24 120 12,75

Q 1 1 1 6 4 B 12 5 27 29 16 110 11,69

D 2 4 4 4 7 13 B 17 16 17 92 9,777

O 2 4 12 9 6 14 14 6 67 7,120

F 2 1 3 5 B B 3 7 9 9 55 5,845

R 1 2 1 3 6 5 6 11 35 3,719

E 1 2 1 5 3 7 2 10 31 3,294

M 1 2 3 7 7 4 7 31 3,294

H 1 4 1 2 2 B B 2 2B 2,976

C 2 2 1 6 1 2 2 2 1B 1,913

P 5 2 2 3 2 14 1,488

J 3 2 1 7 13 1,382

A 1 2 2 5 0,531

K 1 3 4 0,425

I 1 2 3 0,319

B 1 1 0,106

Z 1 1 0,106

Итого 0 11 2 2 10 19 46 43 76 134 B2 1B0 170 166 941 100,0

G310 4 2 4 12 2 11 22 11 23 21 16 12B 13,60

G130 2 3 1 6 10 1 15 5 12 7 12 74 7,864

G320 1 1 3 4 10 9 5 B 41 4,357

D920 2 2 3 3 4 6 7 5 32 3,401

O320 2 4 4 3 7 7 1 2B 2,976

F230 2 2 5 2 3 5 2 1 22 2,338

DB10 3 2 6 1 2 3 3 20 2,125

E220 2 1 4 5 1 2 15 1,594

G120 1 1 2 4 4 2 14 1,488

Q160 1 3 6 2 1 13 1,382

F310 1 1 4 2 3 1 12 1,275

Q120 1 1 1 3 3 1 10 1,063

ся заполнение матрицы 757 x 757. Если бы каждая публикация имела только один предметный дескриптор, то на главной диагонали в строках и столбцах этих дескрипторов появилось бы число публикаций. Если будут сочетания нескольких дескрипторов, то соответствующие числа займут другие клетки.

«Карты» взаимосвязей предметных микрообластей

Подсчет числа взаимосвязей между предметными областями экономических исследований является, на наш взгляд, самым важным результатом создания и использования метасистемы EconLit. Если использовать для этого программу WinSPIRS 5.0, то надо набрать в окне поиска 573 049 (757 Ч 757) раз выражение типа «G210 in de and G280 in de», получить на дисплее ответ и где-то его зафиксировать. Если на один такой проход тратить 15 секунд, то для обработки всей матрицы, если мы будем работать без перерывов 8 часов в день, потребуется 298 дней. Это только для микродескрипторов. А ведь надо проделать подобную работу при помощи того

или иного алгоритма агрегирования для 130 мезодескрипторов и 20 макродескрипторов. С помощью же программы ЕсопЬйРгсуеС; расчет и запись на жесткий диск всех 757 «карт» взаимосвязей в готовом для печати виде, занимающих в Атласе почти 300 страниц [7. С. 114-400], потребовал на ПЭВМ средней мощности 15 минут. Причем, как видно из приведенных данных на [Там же. С. 95-99], подобные «карты» можно формировать для всех типов публикаций. Эти карты помогают при формировании университетских программ учебных дисциплин и при выявлении новых направлений научных исследований.

Например, возьмем микрообласть 0310 «Планирование капиталовложений и анализ их эффективности; инвестиции в основные фонды и изучение запасов», которая оказалась наиболее значимой в табл. 4. За период 1992-2005 гг. 3 289 публикаций, учтенных в ЕсопЬй, имели этот микродескриптор. Но одновременно 619 публикаций кроме дескриптора 0310 имели микродескриптор 0320 «Политика финансирования; финансовый риск и управление риском; капитал и структура собственности». Иначе говоря, в 18,8 % случаев при изучении области 0310 потребуются знания из области 0320. Но есть еще пересечение с рядом других микрообластей: М110 «Управление производством» - 314 публикаций; Е220 «Капитал; инвестиции (включая запасы)» - 288; М41 «Бухгалтерский учет» - 218; Б920 «Межвременной выбор фирмы и ее рост, инвестиции или финансирование» - 205. Если использовать сжатую запись «Атласа публикаций» [7], возникает следующая картина:

Ш289: в31. Ш19: в32. Ш14: М11. Ш88: Е22. Ш18: М41. Ш05: Б92. Ш75: О32. Ш62: в12. Ш60: Ь60. Ш30: Б23. Ш28: О16. Ш26: в21. Ш20: Н25. Ш16: в34. Ш7: в24. Ш6: Н32. Ш3: Ь25. Ш6: Ь11. Ш0: Ь23. Ш4: в14. Ш3: Б24. Ш1: Б82. Ш8: М13. Ш6: Б81. Ш0: Р31. Ш9: Ь14. U57: в13. U55: в35. U52: О33. Ш1: 011. U49: Ь13. U48: Б21, Б21, М12. U47: О14. Ш2: Ь51. U38: Е32, М10. Ш6: Я32. U35: Б31, М21, Р34. Ш3: Е44. U32: Б23, J24, Ь21, Ь33. U31: О19. Ш9: Е52. U27: Б83, в33. U26: в28, Ь71. U25: в23. Ш4: Ь22, М52. U23: Ь65, О31. Ш1: Б43, в22, Ь62. U20: в15, в38, Н24, Ь63, Ь81, Ь86, Ь96, О12. U19: С51, Е62. Ш8: Ь61, Ь94. Ш7: М14. U16: С61, в10, Ь92, О34, О47, Р21. U15: в30, Н21, Ь98, М31, М53. Ш4: Е43, J33, Ь64, Ь72, 012, 028. U13: Е31, в20, Н54, Н87, Р33. Ш2: С53, J23, Ь24, Я33. U11: в18. Ш0: Ь52, Ь80, Ь93, 052. Ш: С44, Е24, Б34, К22, Ь83, 041, Я58. U8: О30, Я42. U7: А22, Б84, Е12, Б32, Н43, 131, J52, Ь12, О17, О41. Ш: В31, С23, Б61, Б72, Е51, Б14, 111, 151, Ь43, Ь70, О11, О38, Р23, 014, 025, 048, 058, Я31, Я41. U5: Е27, Н30, Ь16, Ь20, Ь66, Ь95, М51, О23, Р43, 013, 030, 031, Я11. U4: Б52, Н22, Н23, 121, Ь32, Ь67, Ь73, М37, N62, Р24, 011, 020, 021, Я30. U3: В22, С33, С88, Б33, Б44, Б80, Б86, Е10, Е23, Е25, Б13, Б15, Б36, Б41, Н31, Н56, J54, К21, К32, К34, Ь31, Ь40, Ь68, Ь74, М30, О13, О40, Р12, 023, 032, Я12, Я23, Я51. Ш: А20, А23, В21, В51, С15, С20, С22, С52, С63, С67, С78, Б62, Б63, Б90, Е01, Е41, Е58, Е65, Б30, Б33, в19, в39, Н72, 122, 141, J53, К13, Ь10, Ь15, Ь69, М50, N82, О22, Р16, Р26, Р27, Р51, 022, Я38, Я53. U1: А12, А14, В29, В52, В53, С30, С34, С45, С65, С71, С72, С73, С90, С92, Б11, Б12, Б13, Б14, Б18, Б31, Б42, Б45, Б51, Б58, Б70, Б74, Б91, Е21, Б17, Н20, Н55, Н57, Н61, Н63, Н70, Н71, Н73, Н74, Н81, 110, 118, Л6, 121, J22, J32, J44, J58, 161,171, К11, К31, К33, К42, Ь41, Ь42, Ь53, Ь82, Ь90, Ь91, Ь97, М40, М42, М54, М55, N14, N15, N22, N23, N24, N25, N63, N65, N73, N81, N83,

О15, О18, О21, Р13, Р32, Р36, 016, 018, 024, 040, 042, 051, 053, 055, Я34, Ъ10, Ъ13.

U0: А10, А11, А13, А19, А21, А29, А30, А31, А32, А39, В00, В10, В11, В12, В13, В14, В15, В16, В19, В20, В23, В24, В25, В30, В32, В40, В41, В49, В50, В54, В59, С00, С01, С02, С10, С11, С12, С13, С14, С16, С19, С21, С24, С25, С29, С31, С32, С35, С39, С40, С41, С42, С43, С46, С49, С50, С59, С60, С62, С68, С69, С70, С79, С80, С81, С82, С87, С89, С91, С93, С99, Б00, Б01, Б02, Б10, Б19, Б20, Б29, Б30, Б39, Б40, Б41, Б46, Б49, Б50, Б53, Б57, Б59, Б60, Б64, Б69, Б71, Б73, Б78, Б79, Б85, Б89, Б99, Е00, Е11, Е13, Е17, Е19, Е20, Е26, Е29, Е30, Е37, Е39, Е40, Е42, Е47, Е49, Е50, Е59, Е60, Е61, Е63, Е64, Е66, Е69, Б00, Б01, Б02, Б10, Б11, Б12, Б16, Б18, Б19, Б20, Б22, Б29, Б35, Б37, Б39, Б40, Б42, Б43, Б47, Б49, Б50, Б51, Б52, Б53, Б54, Б59, в00, в29, Н00, Н10, Н11, Н19, Н26, Н27, Н29, Н39, Н40, Н41, Н42, Н44, Н49, Н50, Н51, Н52, Н53, Н59, Н60, Н62, Н69, Н75, Н76, Н77, Н79, Н80, Н82, Н83, Н89, 100, 112, 119, 120, 123, 128, 129, 130, 131, 132, 138, 139, J00, 101, J08, Л0, Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л7, Л8, Л9, J20, J26, J28, J29, J30, J38, J39, J40, J42, J43, J45, J48, J49, J50, J59, J60, J62, J63, J64, J65, J68, J69, J70, J78, J79, J80,181, J82, J83, J88, J89, К00, К10, К12, К14, К19, К20, К23, К29, К30, К35, К39, К40, К41, К49, Ь00, Ь17, Ь19, Ь29, Ь30, Ь39, Ь44, Ь49, Ь50, Ь59, Ь78, Ь79, Ь84, Ь85, Ь87, Ь88, Ь89,

L99, M00, M19, M20, M29, M39, M49, M59, N00, N01, N10, N11, N12, N13, N16, N17, N20, N21, N26, N27, N30, N31, N32, N33, N34, N35, N36, N37, N40, N41, N42, N43, N44, N45, N46, N47, N50, N51, N52, N53, N54, N55, N56, N57, N60, N61, N64, N66, N67, N70, N71, N72, N74, N75, N76, N77, N80, N84, N85, N86, N87, N90, N91, N92, N93, N94, N95, N96, N97, O10, O20, O24, O29, O39, O42, O49, O50, O51, O52, O53, O54, O55, O56, O57, P00, P10, P11, P14, P17, P19, P20, P22, P25, P28, P29, P30, P35, P37, P39, P40, P41, P42, P44, P45, P46, P47, P48, P49, P50, P52, P59, Q00, Q01, Q10, Q15, Q17, Q19, Q26, Q27, Q29, Q33, Q34, Q38, Q39, Q43, Q49, Q50, Q54, Q56, Q57, Q59, R00, R10, R13, R14, R15, R19, R20, R21, R22, R29, R39, R40, R48, R49, R50, R52, R59, -Y, Z00, Z11, Z12, Z19.

Особое значение имеют 416 микрообластей, у которых с микробластью G310 за рассматриваемый период не было пересечений по дескрипторам. Известно, что во многих случаях новое находится на пересечении (границах) разных областей. Таким образом, соединяя G310 с областями, перечисленными после U0, можно получить не менее 416 потенциально новых направлений экономических исследований. Обоснованность подобного подхода подтвердил опыт подготовки и успешной защиты кандидатских диссертаций преподавателями и аспирантами ЭФ НГУ.

Например, С. В. Бекарева в диссертации «Оценка национальных рынков электроэнергии методами классификации и визуализации данных» (2005 г.) осуществила систематизацию публикаций по данной теме, отраженных в библиографических базах EconLit-AEA за период 1992-2003 гг., Social Science Research Network по состоянию на начало 2005 г. и изданиях Международной ассоциации экономики энергетики (по 2004 г. включительно). На основе этого было показано место экономики электроэнергетики и ее государственного регулирования. Анализ взаимосвязи экономики электроэнергетики с другими направлениями экономических знаний на основе EconLit помог выявить перспективные методы оценки национальных рынков электроэнергии (НРЭ). В частности было обнаружено, что искусственные нейронные сети, которые активно использовались в последние годы при изучении финансовых и ряда других проблем, слабо использовались для исследования проблем экономики электроэнергетики. Этот метод совсем не применялся для оценки НРЭ. Поэтому автор применил вариант искусственных нейросетей - саморганизующиеся карты Кохонена - к новой области: оценке национальных рынков электроэнергии и получил новые результаты относительно путей развития НРЭ в мире и в России.

Активизация изучения экономических дисциплин

и использование компьютерных технологий

Термин «активизация» в своем обычном смысле - это побуждение к активной, более энергичной, оживленной деятельности. Этому могут способствовать специальные активные методы обучения (АМО), имитационные и деловые игры (ИИ и ДИ) 3. Приятно отметить, что 75 лет назад, 21-23 июня 1932 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) была проведена первая в мире деловая игра. В ней моделировался завершающий период пуска новопостроенного Лиговского завода пишущих машин. Эксперимент ЛИЭИ доказал техническую осуществимость игрового имитационного моделирования такого сложного процесса, как пуск цеха, и выявил большое число мероприятий по сокращению пускового периода. В США метод ДИ начал применяться во второй половине 1950-х гг. («Игра руководителей» -1956 г., игра «БМБ» - 1957 г. и др.).

В 1980-е гг. в преподавании экономических дисциплин в нашей стране наблюдался рост интереса к созданию и применению активных методов обучения. Новосибирск во главе с

3 «Под имитационной игрой... понимается воспроизведение в условной обстановке и при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности деятельности руководителей или участников коллективов, созданных для труда. Под деловой игрой (ДИ) как разновидностью имитационных игр понимается воспроизведение деятельности руководящих работников предприятий и организаций и специалистов в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности» [8. с. 3]. «Понятие “имитационная игра” нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия, как “ролевые игры”, “конфликтные игры”, “игры для принятия решений”, “деловые игры”, “компьютерная имитация на базе деловой игры” и др.» [9. с. 12].

ИЭОПП и ЭФ НГУ стал одним из признанных центров по созданию и применению АМО и ДИ [8]. Признанием этого стал факт проведения 21-25 сентября 1981 г. в новосибирском Академгородке III Межведомственной школы-семинара по данному направлению 4.

К числу инновационных в данной области (охватывающих разные стороны экономики), можно отнести следующие разработки преподавателей ЭФ НГУ 1970-1980 гг.: ДИ «Предприятие - министерство» [10], ДИ «Саяны» [11], ДИ «Управление проектом» [12], ДИ «Мировая экономика» [8. С. 96-99], ДИ «АСПР» (Автоматизированная система плановых расчетов) [Там же. С. 101-104], ДИ «РОБОТ» (Развитие объединений отраслей» [13], ДИ «ВОПРОС» (Валовой общественный продукт - статистика) [Там же], «КОДИФИК» (Комплекс деловых игр по финансированию и кредитованию промышленности») [14], ДИ «ПЛАСТ» (План и стимулы в производственном объединении) [15], деловые игры и ситуации по бухгалтерскому учету [16; 17].

Интеграция науки, образования и практики проявилась и при создании ряда деловых игр. В частности, при создании базового варианта ДИ «ПЛАСТ» использовались данные ряда новосибирских предприятий, которые студенты ЭФ НГУ собрали за время производственной практики. ДИ «ПЛАСТ» использовалась для обучения руководителей и специалистов промышленных предприятий, которые проходили обучение на специальном факультете по переподготовке руководящих кадров. Ряд руководителей заинтересовал комплекс моделей технико-экономического планирования, входящий в программное обеспечение игры. Эти модели при помощи руководителей и студентов-дипломников адаптировались к условиям отдельных предприятий. В результате предприятия получали новые средства выработки плановых решений, а НГУ пополнял свой банк предприятий, модели и информация о которых потом использовались в процессе обучения и научных исследований [18]. Интересный эксперимент был осуществлен в 1983 г., когда группа студентов НГУ проходила планово-производственную практику на нескольких малых предприятиях г. Барнаула. Их работа позволила подготовить необходимую базу для разработки планов предприятий в режиме диалога с ЭВМ на базе центра удаленного доступа [19].

В период перехода к рыночным отношениям ЭФ НГУ смог создать ряд новых методов активного обучения, которые позволяли ускорить освоение того нового, что вошло в экономическую жизнь страны в области финансов, кредита, биржевого дела и др. [20]. Поскольку у студентов и магистрантов появилось больше возможностей совмещать учебу с работой в реальных субъектах хозяйствования, то это позволило разнообразить состав изучаемых объектов и обогатить фактологическую и методическую базы курсовых и дипломных работ.

Все шире стала использоваться практика привлечения руководителей и специалистов разных сфер народного хозяйства для чтения как отдельных лекций, так и лекционных курсов, для консультирования по выпускным и дипломным работам. Большим подспорьем служило и служит то, что такими преподавателями стали бывшие выпускники ЭФ НГУ. Причем некоторые из них получили ученые степени в зарубежных (М. Болотов, А. Предтеченский, Н. Смирнов и др.) и отечественных (А. Бекарев, Д. Некрасов и др.) диссертационных советах.

Преподавателями НГУ была подготовлена и издана серия учебников и учебных пособий по основным учебным дисциплинам (их более 20), в которых вопросы экономики и управления освещаются с позиции последних достижений мировой экономической науки. Все раньше студенты начинают знакомиться с классификацией JEL-AEA и возможностями, которые открывает применение авторитетных библиографических баз и других источников информации. EconLit активно используется при изучении методологии экономических исследований, при подготовке курсовых и выпускных работ, магистерских диссертаций.

В последние годы в мире при переходе к обществу, основанному на знаниях, стало появляться все больше работ, расширяющих привычные представления об исследовании и обучении. С одной стороны, компьютерные технологии открывают новые возможности для накопления, систематизации и представления данных в самых разных формах (в том числе и мультимедийной). С другой стороны, все больше растет понимание того, что никакая ЭВМ не

4 Значительная часть журнала «ЭКО» (1982. № 9) была посвящена данному событию и ряду ДИ.

в силах тягаться с интеллектом человека. Поэтому наблюдается рост интереса к методам раскрытия и использования интеллектуального потенциала.

Одним из примеров может служить создание и постоянное обновление сайта ЭФ НГУ. Сайт факультета приобретает все большую значимость, он становится первым местом, куда идет человек в поиске информации, является визитной карточкой факультета.

Ранее сайт имел жестко заданную структуру, модификация сайта занимала значительное время и могла производиться только специалистом в области web-программирования. Сейчас сайт построен на базе известной системы Mambo 4.5 (CMS), которая позволяет редактировать структуру и информацию сайта группе ответственных пользователей, которые не являются web-специалистами. Встроенный редактор очень похож на программу Word, с которой знакомы многие пользователи компьютера.

Вместо жестко заданной структуры появилась система, которая редактируется и модифицируется в зависимости от требований времени, позволяет быстро вносить изменения. Посетители сайта могут воспользоваться встроенным текстовым поиском для быстрого перехода на страницы с необходимой информацией.

Разработан легкий дизайн. Исполненные в модном стиле web 2.0 страницы позволяют правильно индексироваться и отображаться в поисковых системах, что повысит рейтинги сайта в мировой сети, и позволит пользователям быстро находить факультет в мировой паутине. Кроме этого сайт оптимизирован для работы на слабых и медленных Интернет-линиях. Разрабатываются модули для общения посетителей: форум, фотоальбом выпускников, персональные страницы преподавателей. Осуществляется связь с университетскими службами.

Разработка сайта идет в направлении интеграции в учебный процесс, персонификации информации. Основная идея - представить необходимую информацию для пользователя на близких страницах, а после регистрации сайт позволит найти интересующую информацию как можно быстрее. Студенты могут заменить расписание, преподаватели выкладывать учебные материалы, результаты тестов и контрольных, а в дальнейшем проводить тесты online.

Очевидно, что одной статьи недостаточно, чтобы осветить все многообразие инновационных работ, которые были проведены и продолжают активно проводиться на ЭФ НГУ. Но уже из приведенных примеров (скорее, зарисовок) видно, что ЭФ НГУ, опираясь на здоровые корни традиций стремится сделать все возможное, чтобы знания и умения, приобретаемые его выпускниками, отвечали перспективным мировым потребностям и тенденциям.

Список литературы

1. Квейд Э. Анализ сложных систем. Методология анализа при подготовке военных решений. М.: Сов. радио, 1969.

2. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. радио, 1969.

3. Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979.

4. Финансовые инновации: зарубежный опыт / М. В. Лычагин, Б. Скотт-Квинн, В. И. Суслов и др.; отв. ред. М. В. Лычагин, В. И. Суслов. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997.

5. Финансовые инновации: методы изучения: В 2 т. / М. В. Лычагин, Л. Б. Меламед, В. И. Суслов и др.; отв. ред. М. В. Лычагин, Л. Б. Меламед, В. И. Суслов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. С. 42-58.

6. Анализ структуры научных публикаций по экономике / М. В. Лычагин, А. М. Лычагин, А. С. Шевцов, С. В. Бекарева; отв. ред. В. И. Суслов. Новосибирск, 2004.

7. Лычагин М. В., Лычагин А. М., Шевцов А. С. Атлас публикаций по экономике на основе EconLit. 1992-2005 гг. / Под ред. В. И. Суслова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007.

8. Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск, 1981.

9. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами. СПб.: НПО «Мир и Семья», 2002.

10. Сыскина Н. В. Деловая игра «Предприятие - министерство». Новосибирск, 1974.

11. Малов В. Ю., Сыскина Н. В. Деловая игра «Саяны». Новосибирск, 1975.

12. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры и АСУ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979.

13. ЛычагинМ. В., ТалышеваЛ. П. Деловые игры и конкретные ситуации в экономической статистике. Учеб. пособие. Новосибирск, 1980.

14. Лычагин М. В. Комплекс деловых игр по финансированию и кредитованию промышленности. Учеб. пособие. Новосибирск, 1981.

15. Лычагин М. В. План и стимулы в производственном объединении (деловая игра). Учеб. пособие. Новосибирск, 1982.

16. Лычагин М. В., Комаров В. Ф. Деловая игра «Бухгалтерский учет»: Учеб. пособие. Новосибирск, 1983.

17. Лычагин М. В. Решение задач по бухгалтерскому учету в режиме диалога с ЭВМ. Учеб. пособие. Новосибирск, 1988.

18. Лычагин М. В., Мироносецкий Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия. Новосибирск: Наука, 1986.

19. Оптимизация планов производства. Новосибирск: Наука, 1987.

20. Лычагин М. В. Финансы и кредит: популярно о сложном. Новосибирск, 1992.

Материал поступил в редколлегию 15.05.2007

G. M. Mkrtchan, M. V. Lychagin, A. M. Lychagin, A. S. Shevtsov

Modernization of Teaching at Faculty of Economics in Novosibirsk State University:

Traditions and Innovations

The faculty of economics of Novosibirsk state university for 40 years of the existence has saved up a certain experience of constant updating of teaching of economic disciplines. In this article the following directions are displayed: transition to constant monitoring of economic knowledge on the basis of the largest electronic bibliographic bases (EconLit and others); creation and use for the coordination of subject matters and search of new areas of research of «maps» of interrelations between fields of economic researches and frequency terminological dictionaries; activation of studying of economic disciplines and use of computer technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.