Научная статья на тему 'Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний'

Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОКОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / INFORMATION AND COGNITIVE MODELING / DIGITAL LIBRARIES AND BIBLIOGRAPHIES / ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELS / КОГНИТИВНЫЕ СРЕДСТВА / COGNITIVE TOOLS / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОГРАФИИ И БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лычагин А.М.

В статье предлагается определение информационно-когнитивного моделирования. Дается характеристика входящих в него трех групп взаимосвязанных подсистем (электронные библиографии, библиотеки, средства работы с ними и метасистемы на их основе; системы информационно-математического моделирования и системы специальных когнитивных средств).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лычагин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a definition of information and cognitive modeling. We give a characterization of its three groups of interrelated subsystems (electronic bibliographies, libraries, work tools and based on them meta-systems; systems of mathematical modeling and special cognitive means).

Текст научной работы на тему «Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний»

предметные знания или...

знания предмета

информационно-когнитивное моделирование

и его роль в экономике знаний

При дальнейшем формировании цивилизации знаний все большую роль будет играть «креативное познание, т.е. познание, соединяющее сознание с осознанием. Фактически информационно-когнитивное моделирование из вспомогательного средства познания превратится в результат» [1, с. 21]. Поиск в Интернете при помощи www.google.ru 1.06.2009 в варианте «с точной фразой» показал, что «информационное моделирование» в разных падежах было обнаружено 23889раз. «Когнитивное моделирование» - 4165 раз. По сравнению с результатами аналогичного поиска, проведенного 7.02.2009 [2] для первого словосочетания прирост числа словоупотреблений в сети составил 3,2%, а для второго - 40%(!). «Информационно-когнитивное моделирование» (далее ИКМ) по итогам и того, и другого поиска встретилось всего один раз со ссылкой на монографию [1]. Поэтому представляется целесообразным уточнение этого понятия с позиции включаемых

инструментов и областей применения.

Если исходить из иерархии «данные -информация - знания», и понимать под знаниями «концентрированную и общественно (либо личностно или коллективно) апробированную информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира» [1, с. 27-28], то под ИКМможно понимать постоянно обновляемую систему возможных в настоящее время средств сбора, обработки, накопления, представления, восприятия и усвоения данных, информации и знаний для принятия решений в некоторой предметной области.

Применительно к экономической науке в качестве основы при выделении предметных областей исследования целесообразно

Лычагин А.М.

канд. экон. наук, доцент,

доцент кафедры

антикризисного

управления,

Институт

экономики

и антикризисного

управления

anton@lychagin.ru

применительно

к экономике

и управлению

„в системе

интеллектуально-когнитивного моделирования _можно

_iвыделить три

взаимосвязанные группы подсистем,

_которые, в свою

очередь, являются

_достаточно

_сложными

_системами

га

использовать предметную классификацию, которая разработана, постоянно обновляется и публикуется Американской экономической ассоциацией (АЕА) (см. www. econlit.org). В этой классификации, которая используется всеми ведущими научными экономическими журналами мира, выделено 20 макрообластей, 130 мезообластей и 770 микрообластей. Также можно использовать предметные области, выделенные в Паспорте специальностей ВАК, в отечественных библиотечно-библиографических классификациях и т.п.

Применительно к экономике и управлению в системе ИКМ представляется возможным выделить следующие три взаимосвязанные группы подсистем, которые, в свою очередь, вляются достаточно сложными системами. Сратко рассмотрим состав этих групп, неко-орые примеры и возможности применения в научных исследованиях, практике управления и обучении.

1 группа. Электронные библиографии, библиотеки, средства работы с ними и метасистемы на их основе. Легко можно удостовериться, что до настоящего времени основные публикации по экономическим наукам в мировой литературе представлены на английском языке. Основным источников сведений о таких публикациях служит электронная библиография EconLit, созданная АЕА и сопряженная с реферативным журналом The Journal of Economic Literature (JEL).

До середины 2006 г. члены АЕА могли раз в год получать эту библиографию на компакт-дисках и работать с ними при помощи специальных программ типа WinSpirs 5.0. С 2006 г. члены АЕА могут пользоваться EconLit в онлайновом режиме. Вместе с тем все варианты доступа к записям этой библиографии, предлагаемые АЕА, не позволяют получить системное представление о научных публикациях по экономике, в частности, значимости отдельных предметных областей.

В 1997 г. при участии автора статьи были разработаны и опубликованы [3] первые «карты», которые давали возможность определить значимость областей экономических исследований (согласно классификации АЕА) для журнальных статей и докторских диссертаций для начала 1990 годов.

В монографии [4], которая вышла на русском и английском языках, был дан анализ публикаций, отраженных в JEL, за период 1994—2002 гг. Важным этапом стало создание метасистемы EconLit [5], которая дала возможность для 1992—2005 гг. в разрезе всех макро-, мезо- и микрообластей классификации АЕА оценить динамику и структуру публикаций, определить значимость взаимосвязей между предметными областями и найти «белые пятна» на карте исследований.

По существу в этой метасистеме реализованы такие методы инновационного менеджмента, как анализ публикационной активности и структурно-морфологический анализ. Предусмотрена связь метасистемы EconLit с рядом авторитетных электронных библиотек (например, Social Science Research Network -www.ssrn.com), в том числе размещенных на сайтах международных организаций (www. imf.org, www.bis.org и др.). Как показал опыт последующих лет, созданные средства оказались полезными для решения следующих задач:

• уточнения учебных планов и программ при обучении экономистов в вузе [6].

• выявления сложившихся и новых направлений исследований в ряде предметных областей (экономика электроэнергетики [7], региональная экономика [8], экономика сельского хозяйства [9], предпринимательство [10], бухгалтерский учет [11], применение экономико-математических методов [12, 13] и др.).

• создания частотных словарей экономических терминов [14].

2 группа. Системы информационно-математического моделирования. В эту группу можно отнести:

Ключевые слова:

информационно-

когнитивное

моделирование,

электронные

библиографии

и библиотеки,

экономико-

математические

модели, когнитивные

средства

-----цету;

ЧуанЪ i ™E

га

легко можно

_удостовериться,

что до настоящего _времени основные

публикации

„по экономическим наукам в мировой литературе представлены на английском _языке

• средства описания информационной структуры объектов (сущностей, атрибутов, ключей) с идентификацией отношений между ними (например, построение модели по методологии IDEF1, решения Autodesk для информационного моделирования зданий, система 1C и т.п.);

• различные экономико-математические методы и модели (в частности, перечисленные в классификации АЕА для макрообласти C «Математические и количественные методы»;

• программы для контент-анализа текстов и разработки частотных словарей экономических понятий;

• более агрегированные когнитивные модели (семантические сети, ментальные модели, кон-

альные схемы и другие). ппа. Системы специальных когни-вных средств. Эти средства представля-собой адаптацию методов когнитивной психологии к экономике и управлению. Они нужны для того, чтобы эффективно строить и использовать визуально-семантические сети и осуществлять ментальную навигацию по этим сетям для соединения разнородных форм представления данных, понятий, информационно-программных и модельных средств и других элементов познавательной инфраструктуры для обоснования решений во взаимосвязи научных, образовательных и собственно управленческих аспектов. Сюда можно отнести «интеллект-карты» Т. Бьюзена, метод «многомерного развертывания» [15], «сегментации ментального пространства» [16] и др.

Системы, входящие в каждый из «блоков» ИКМ, можно использовать как отдельно, так и в их взаимном дополнении. Например, в процессе преподавания финансово-кредитных дисциплин в ряде случаев целесообразно начинать изложение не с реальных примеров, а используя информацию специально сконструированных простейших «дидактических» предприятий с минимальным числом элементов и параметрами равными единице. Например:

а) длительность производственного цикла -1 день;

б) предприятие выпускает один вид продукции, для производства которой требуется одни вид материала;

в) выпуск продукции в день - 1 тонна;

г) расход материала на 1 т продукции -1 тонна (потерь нет), цена за 1 т материала -1 тыс. руб. и т.п.

Затем происходит последовательное усложнение ситуации вплоть до данных реальных объектов. При формулировании задачи применяются во взаимосвязи разные формы представления информации (словесное описание, схема, формула, число). Созданные модели и данные могут использоваться для имитации и сравнительного анализа разных механизмов управления. Сведения о последних получаются из метасистем, базирующихся на электронных библиографиях, библиотеках и статистических базах.

в 1997 г.

при участии

автора статьи

были разработаны

первые «карты»,

которые давали

возможность

определить

значимость

областей

экономических

исследований

для журнальных

статей

и докторских

диссертаций

для начала

1990 годов

Литература

1. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

2. Лычагин А.М. Информационно-когнитивное моделирование и его роль в антикризисное управлении предприятием // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Десятый всерос. симпозиум, Москва, 14-15 апр. 2009 г.: материалы симпозиума. Секция 2: Модели и методы разработки стратегии предприятия / [под. ред. Г.Б. Клейнера]. - М. : РАН, Центр. экон.-матем. ин-т, 2009. - С. 119-120.

3. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Экономика и финансы на страницах «Журнала экономической литературы» (пример составления «карты знаний») // Финансовые инновации: зарубежный опыт / под ред. М.В. Лычагина, В.И. Суслова. - Новосибирск : Наука, 1997. - Гл. 1.1. - С. 17-44.

4. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С., Бекарева С.В. Анализ структуры научных публикаций по экономике / отв. ред. В.И. Суслов; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2004.

системы, входящие

_в каждый

_из «блоков»

_ИКМ, можно

_использовать

_как отдельно,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гк и в их взаимном _дополнении

Ш -

па

5. Лычагин М. В., Лычагин А. М., Шевцов А. С. Атлас публикаций по экономике на основе Есо^и. 1992-2005 гг. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2007.

6. Мкртчян Г.М., Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2007. - Т. 7, вып. 2. -С. 114-126.

7. Бекарева С.В., Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Экономика электроэнергетики в системе мирового экономического знания в 1992-2003 годах // Энергетика России в XXI веке: развитие, функционирование, управление : доклады Всерос. конф., 12-15 сент.

005 г., г. Иркутск / под общ. ред. Н.И. Воропая. Иркутск : ИСЭМ СО РАН, 2005. - С. 583-592. . Лычагин М.В., Суслов В.И., Лычагин А.М. Новые направления региональных исследований в англоязычной научной литературе // Регион: экономика и социология. - 2008. -№ 3. - С. 241-254.

9. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Экономика сельского хозяйства: новое в англоязычной научной литературе // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 2009. - № 1. - С. 96-103.

10. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Новые направления исследований в области предпринимательства за рубежом // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2008. - Т.

8. вып. 2. - С. 161-169.

11. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Структура предметной области «Бухгалтерский учет»: библиометрический анализ // Активизация изучения учетных проблем : Сб. науч. тр. -Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, СибУПК, 2005. - Разд. 1. - С. 25-36.

12. Мкртчян Г.М., Лычагин М.В., Лычагин А.М. Роль математических и количественных методов в исследовании проблем экономики природопользования // Вестник Новосибирского государственного университета.

Серия: Социально-экономические науки. -2008. - Т. 8, вып. 2. - С. 55-62.

13. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Математические и количественные методы в управлении предприятиями (оценка по данным Есо^и за 19922008 гг.) // Использование экономико-математических методов в науке, управлении и образовании : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 10-11 апреля 2009 г. / [под ред. О.П. Зайцева, Б.А. Аманжоловой, О.Н. Чащина].

- Новосибирск : Сиб. ун-т потреб. кооп., 2009.

- С. 219-224.

14. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С., Бекарева С.В. Опыт создания частотного словаря современной английской экономической лексики // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - Т. 4, вып. 1. - С. 103-106.

15. Лычагин А.М., Лычагин М.В., Меламед Л.Б. Методы многомерного развертывания // Финансовые инновации: Методы изучения / отв. ред. М.В. Лычагин, Л.Б. Меламед, В.И. Суслов. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. -Т. I, § 1.4. - С. 86-115.

16. Лычагин А. М. Детализация системно-интеграционной теории предприятия при помощи метода замощения ментального пространства. // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Девятого всеросс. симпозиума. Москва, 15-16 апреля 2008 г. Секция 1. / Под ред. проф. Г.Б. Клейнера.

- М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С. 102-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.