Научная статья на тему 'Метасистема ФГОС ВПО и возможности ее использования в системе подготовки кадров для промышленности'

Метасистема ФГОС ВПО и возможности ее использования в системе подготовки кадров для промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лычагин Михаил Васильевич, Лычагин Антон Михайлович

Предложен проект метасистемы для анализа совокупности федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с акцентом на направления, связанные с подготовкой кадров для промышленности. Выявлен ряд проблем, которые возникнут при использовании данных стандартов, и внесены рекомендации по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project of meta-system for the analysis of the set of the federal state educational standards of higher professional education of the third generation is proposed. The emphasis on areas related to training for the industry is made. A number of issues that arise from the use of these standards is identified. The recommendations for their resolution are presented.

Текст научной работы на тему «Метасистема ФГОС ВПО и возможности ее использования в системе подготовки кадров для промышленности»

11. Сербиновский, Б.Ю. Инновационная модель и интегрированная информационная среда в управлении университетом нового типа [Текст] / Б.Ю. Сербиновский, Б.Б. Сербиновский, Л.М. Егорова. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.

12. Кузьмин, М.Н. Концепция национальной школы [Текст] / М.Н. Кузьмин // Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы: доклады и сообщения научно-практ. конф. - М., 1995. - С. 3-47.

13. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /

Г.Н. Волков. - М.: Лсадеша, 1999.

14. Российское образование 2020 [Текст] : Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров. - 2008. - № 8. - С. 16-28; 2008. № 9. -С. 11-20.

15. Коулз, М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда [Текст] / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: ТК им. А.Н. Коняева, 2009.

УДК 378 + 338.26 + 004

М.В. Лычагин, А.М. Лычагин

МЕТАСИСТЕМА ФГОС ВПО И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Знаковым событием для отечественной системы высшего профессионального образования (ВПО) стал переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. По состоянию на 1 июля 2010 г. на официальном сайте Министерства образования и науки РФ (http://mon.gov.ru/ (^к/Г§08) были представлены приказы Минобр-науки России об утверждении ФГОС ВПО по направлениям подготовки: бакалавров - 102 приказа и файла со стандартом в качестве приложения к приказу, магистров - 110 файлов. Среди них с определенной долей условности 66 стандартов (32 для бакалавров и 34 для магистров) можно снабдить пометкой «кадры для промышленности». Анализ этих документов показывает, что при их применении у вузов возникнет ряд вопросов, связанных с уточнением терминологии, согласованием компетенций, учебных планов и программ и др. Для решения этих вопросов для системы ФГОС ВПО потребуется создать некоторую надстройку (метасистему) для развития ВПО с учетом требований стандартов третьего поколения. Опыт авторов доклада и ряда других специалистов по созданию и успешному применению в экономическом образовании метасистемы ЕсопЬй [1] побудил разработать проект и отдельные элементы метасистемы ФГОС ВПО (для технических и эконо-

мических направлений подготовки) и представить их сначала на обсуждение в рамках конференции «Экопром-2010», а затем, в более развернутом виде, в данной статье.

Рабочее определение метасистемы ФГОС ВПО. Под метасистемой ФГОС ВПО предлагается понимать совокупность методов, программных средств и рекомендаций по их применению, которые на основе множеств кодов направлений подготовки (список NP), идентификаторов степени подготовки (Ь - бакалавр, т -магистр) и файлов утвержденных стандартов (множество fgos) дают возможность специалисту по разным критериям сформировать, пополнить из других источников, проанализировать, сохранить, воспроизвести, сохранить в электронной форме, передать по каналам связи и совершить другие действия, которые доступны исходя из программно-технических средств и нормативно-правовых ограничений, с файлами алфавитно-цифровой, аудио-визуальной и всех других возможных форм передачи информации, относящейся к ВПО. Предполагается, что данное понимание будет уточняться в процессе применения метасистемы и развития ВПО.

Кратко охарактеризуем и проиллюстрируем отдельные элементы предлагаемой метасистемы на примере 66 ФГОС, которые мы считаем возможным отнести к промышленности (табл. 1).

Таблица 1

Обобщенная характеристика рассмотренных ФГОС

Степень подготовки Число компетенций

Код Направление подготовки общекультурных общепрофессиональных сумма компетенций

80000 Экономика и управление

80200 Менеджмент т 6 14 20

80500 Бизнес-информатика т 6 19 25

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

140100 Теплоэнергетика и теплотехника т 9 32 41

140400 Электроэнергетика и электротехника Ь 16 51 67

т 9 51 60

140700 Ядерная энергетика и теплофизика Ь 16 19 35

141100 Энергетическое машиностроение Ь 16 24 40

150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка

150100 Материаловедение и технологии материалов Ь 15 17 32

т 8 20 28

150400 Металлургия т 11 29 40

150700 Машиностроение Ь 16 26 42

т 10 26 36

151000 Технологические машины и оборудование Ь 18 26 44

т 10 26 36

151600 Прикладная механика Ь 23 17 40

т 13 24 37

151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Ь 21 55 76

т 10 74 84

160000 Авиационная и ракетно-космическая техника

160100 Авиастроение Ь 13 27 40

т 7 23 30

160400 Ракетные комплексы и космонавтика Ь 18 20 38

160700 Двигатели летательных аппаратов Ь 19 21 40

т 7 33 40

161000 Аэронавигация Ь 61 83 144

т 23 108 131

161100 Системы управления движением и навигация Ь 16 21 37

161700 Баллистика и гидроаэродинамика Ь 10 34 44

т 15 49 64

Продолжение табл. 1

Степень подготовки Число компетенций

Код Направление подготовки общекультурных общепрофессиональных сумма компетенций

180000 Морская техника

180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры Ь 21 18 39

т 11 29 40

180800 Корабельное вооружение Ь 21 19 40

т 11 29 40

200000 Приборостроение и оптотехника 0

200100 Приборостроение Ь 15 33 48

т 7 31 38

200400 Оптотехника Ь 15 32 47

т 7 30 37

200700 Фотоника и оптоинформатика Ь 15 41 56

201000 Биотехнические системы и технологии Ь 19 32 51

210000 Электронная техника, радиотехника и связь

210100 Электроника и наноэлектроника Ь 19 32 51

т 9 27 36

210400 Радиотехника Ь 12 32 44

т 9 27 36

210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Ь 12 22 34

т 6 22 28

211000 Конструирование и технология электронных средств Ь 19 32 51

т 9 27 36

220000 Автоматика и управление

220100 Системный анализ и управление т 9 27 36

220400 Управление в технических системах Ь 19 32 51

220700 Автоматизация технологических процессов и производств т 10 51 61

221000 Мехатроника и робототехника Ь 11 5 16

т 4 4 8

221400 Управление качеством Ь 18 19 37

т 7 13 20

221700 Стандартизация и метрология Ь 20 26 46

т 15 34 49

Окончание табл. 1

Степень подготовки Число компетенций

Код Направление подготовки общекультурных общепрофессиональных сумма компетенций

222000 Инноватика m 6 11 17

222600 Организация и управление наукоемкими производствами m 7 4 11

222900 Нанотехнологии и микросистемная техника b 19 28 47

m 9 44 53

240000 Химическая и биотехнологии

240100 Химическая технология b 6 23 29

m 15 18 33

240700 Биотехнология b 15 28 43

250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

250400 Технология лесозаготовительных и деревопе-рерабатывающих производств b 16 16 32

m 7 22 29

260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

262000 Технология изделий легкой промышленности b 15 17 32

m 8 19 27

Форма представления текстов ФГОС. Если ФГОС второго поколения были представлены в удобном для анализа формате *.doc, то новые ФГОС, хотя и представлены в формате *.pdf, но это просто отсканированный печатный текст. Для того чтобы с ним можно было работать при помощи средств MS Office, его потребовалось предварительно распознать при помощи программы FineReader. С точки зрения метасистемы представляется целесообразным представлять текст стандарта в виде веб-страницы с совокупностью гиперссылок на другие страницы и загружаемые файлы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Область и объекты профессиональной деятельности. Область определена в п. 4.1 ФГОС. Вопрос для специалистов: должны ли быть идентичными определения в стандартах для бакалавров и магистров с одинаковым кодом и названием направления? При сопоставлении выявлено использование трех вариантов.

Во-первых, это полная идентичность (см. 161700 Баллистика и гидроаэродинамика).

Во-вторых, в деятельности магистров в определении усилен исследовательский аспект (см. 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств).

В-третьих, существенное расхождение, которое заставляет думать о технической ошибке. Так, по направлению подготовки 160100 Авиастроение в стандарте бакалавра записано «методы, средства, способы разработки авиационных конструкций, проведение исследований и способы производства летательных аппаратов, способных устойчиво перемещаться в атмосфере и транспортировать различные грузы в соответствии с целевым назначением», а в стандарте магистра - «атмосферные летательные аппараты и системы их оборудования» (что почти полностью совпадает с объектом деятельности, указанном в п. 4.2).

В предлагаемой метасистеме ФГОС ВПО в п. 4.1 и 4.2 видятся следующие полезные ссылки, которые мы проиллюстрируем на примере летальных аппаратов.

1. На определения терминов. Например, в «Большой советской энциклопедии»: «Летательный аппарат, устройство для управляемого полёта в атмосфере планеты или космическом пространстве».

2. На соответствующие пункты общероссийских классификаторов. Прежде всего это «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007. В нем есть подраздел ЭМ «Производство транспортных средств и оборудования», в котором находим пункт 35.30 «Производство летательных аппаратов, включая космические» (содержит ряд подпунктов). В «Общероссийском классификаторе основных фондов» (ОК 013-94) в разделе «Средства транспортные» есть подклассы:

15 3531000 - Аппараты летательные воздушные; 15 3531010 - Аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие); 15 3531020 - Самолеты и вертолеты (самолеты пассажирские, самолеты специализированные гражданские, самолеты учебнотренировочные и спортивные, самолеты транспортногрузовые, вертолеты пассажирские, вертолеты транспортно-грузовые); 15 3532000 -Аппараты летательные космические; 15 3532010 - Корабли, станции и аппараты космические, включая спутники.

3. На сайты, на которых приведены фотографии, видеоматериалы, описания объектов профессиональной деятельности. Например, можно зайти на сайт Московского авиационного института (http://www.mai.ru), где есть факультет авиационной техники. Через страницу 102 кафедры проектирования вертолетов можно перейти на ссылку «Мир вертолетов», с которой можно осуществить путешествие на сайты ряда вертолетостроительных заводов России, виртуальные авиационные музеи и т. д. Причем, очень приятно, что авторы страницы дали оригинальные комментарии к ссылкам. Для музея «Все вертолеты мира»: «Уникальная коллекция - свыше 500 вертолетов из разных стран мира от Леонардо да Винчи до наших дней. Каталог вертолетов России, США, Европы; теория вертолетного полета, рекорды, авиакатастрофы, личности. Словарь авиационных терминов».

4. На сайты промышленных предприятий и других организаций, в которых выпускники мо-

гут трудиться после получения образования. Например, на сайт Улан-Удэнского авиацион-ногой завода (http://www2.uuaz.ru) - одного из ведущих предприятий авиационной промышленности и оборонно-промышленного комплекса России, почти 70 лет производящего военные и гражданские самолеты и вертолеты, которые успешно эксплуатируются по всему миру.

5. На сайты органов государственной власти и других организаций, которые контролируют процесс подготовки кадров и которые в будущем могут оказывать существенное влияние на профессиональную деятельность выпускника. Прежде всего, на сайт Министерства образования и науки РФ - для того, чтобы ознакомиться с соответствующими ФГОС.

Поскольку авторы данной статьи - экономисты, то в дальнейшем хотелось бы увидеть в подобной метасистеме описания, схемы, компьютерные модели и числовые иллюстрации к различным продуктам и технологиям с соответствующими финансово-экономическими «надстройками», которые созданы компетентными специалистами, и которые сопровождались бы кейсами, деловыми играми и другими средствами активизации обучения. Это было бы полезно как преподавателям экономики и менеджмента, которые принимают участие в подготовке бакалавров и магистров технической направленности, так и преподавателям технических дисциплин, поскольку жизнь современных предприятий - это симбиоз техники и экономики.

Определение количественных характеристик ФГОС, их сопоставление и контент-анализ текстов ФГОС. Во всех 66 рассмотренных ФГОС в п. 4.3 записано: «бакалавр (магистр) по направлению подготовки (приводятся шифр и название направления, например 210100 Электроника и наноэлектроника) готовится к следующим видам профессиональной деятельности». И далее указано от трех до шести видов. Построение сопоставительной таблицы показало, что во всех 66 документах присутствует термин «организационно-управленческая» деятельность. В 64 стандартах - «проектная» (про-ектно-конструкторская) и «научно-исследовательская», в 62 - «производственно-технологическая». В стандартах бакалавров 13 раз дополнительно встретилась «сервисно-эксплуатационная», или «эксплуатационная», деятель-

ность и 11 раз - «монтажно-наладочная». В стандартах магистров 18 раз упомянута «научно-педагогическая» («педагогическая») деятельность.

Затем в п. 4.4 всех стандартов производится раскрытие содержания указанных видов профессиональной деятельности, а в п. 5.1 в агрегированном виде приводятся соответствующие профессиональные компетенции. В ряде ФГОС для бакалавров перед компетенциями указанных основных видов деятельности приведены общепрофессиональные компетенции («способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики» и др.).

По рассмотренным 66 ФГОС для кадров промышленности число общекультурных компетенций находится в пределах от 4 до 61, а число профессиональных от 4 до 108. Очевидно, что чем больше компетенций, тем сложнее будет их согласовать по дисциплинам учебного плана.

Для решения проблемы согласования компетенций в ФГОС, учебных планов, программ дисциплин и оценочных средств можно рекомендовать следующие средства, которые на экономическом факультете НГУ использовались по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» (см. [2]).

Во-первых, в основу настройки была положена принятая в мировом сообществе предметная классификация публикаций, разработанная и постоянно обновляемая Американской экономической ассоциацией (www.aeaweb.org).

Во-вторых, при помощи метасистемы EconLit были проанализированы динамика и структура публикаций, отраженных в электронной библиографии EconLit в период 1992-2005 гг. по всем кодам предметной классификации, и выявлены как сложившиеся, так и формирующиеся области исследований. Эти результаты сопоставлялись с учебным планом по принципу «сложившиеся области» - базовые дисциплины, «формирующиеся области» - дисциплины по выбору.

В-третьих, для каждой предметной области на основе EconLit был составлен частотный словарь терминов, а также общий электронный частотный словарь экономической терминологии (в порядке уменьшения частоты по строкам таблицы MS Excel). По столбцам таблицы шли

дисциплины учебного плана по годам обучения. Таким образом, можно определить, какая учебная дисциплина отвечает за первое изучение термина и связанных с ним формул, графиков, примеров и т. п. в процессе обучения, какая его затем использует, а какая и в каком направлении развивает. Здесь могут возникать наборы возможных определений и моделей.

Например, на сайте EconLit помещен путеводитель по предметным областям. В этом путеводителе для макрообласти D Микроэкономика приведено 556 ключевых слов (отдельные термины и словосочетания). Частотный анализ записей EconLit, включающих в себя заглавия публикаций и их рефераты, за период 1992-2005 гг. показал, что в них встретилось 530 ключевых слов из данной предметной макрообласти. Термин «in-come» (доход) находился на пятом месте по частоте словоупотребления. Поэтому закономерно, что понятие «доход» должно осваиваться при изучении дисциплины «Микроэкономика». Но это же понятие входит в число ключевых слов EconLit для макрообласти E - «Макроэкономика и монетарная экономика», и там оно стоит на первом месте по частоте словоупотребления. Понятие «доход» также изучается в учебной дисциплине «Макроэкономика», которая в учебном плане идет следом за «Микроэкономикой». Поэтому в курсе «Макроэкономика» можно опереться на понятие «доход», которое было введено ранее в курсе «Микроэкономика», уточнить и развить его с учетом новой учебной дисциплины.

В-четвертых, предметный частотный словарь сопоставляется с частотными словарями и формулами компетенций согласно ФГОС. Заметим, что это легко сделать для любого ФГОС. Например, наиболее значимые слова в ФГОС для направления «Электроэнергетика и электротехника» в порядке уменьшения частоты (число в круглых скобках) и со сведением всех словоформ к словоформе с наибольшей частотой следующие: «способностью» (32); «готовностью» (24); «деятельности», «электротехнических», «электроэнергетических» (13); «использовать», «оборудования», «работы» (10); «исследования», «методы», «программ», «решения» (8); «научных», «объектов», «профессиональной», «разрабатывать», «современные», «технологии» (7); «новые», «управлять» (6); «испытания»,

«обеспечение», «области», «применять», «проводить», «продукции», «проектирования», «результаты», «технические», «технологическими» (5).

В-пятых, выделение наиболее значимых англоязычных терминов в процессе данной работы позволяет поставить перед преподавателями английского языка задачу освоения в первую очередь именно этих терминов с тем, чтобы студенты могли быстрее научиться читать литературу по своей предметной области на языке оригинала.

Связь с когнитивной психологией. Хотя термин «деятельность» является привычным, однако не следует забывать о его дискуссионно-сти. Так, в энциклопедиях (см. БСЭ) подчеркивается, что неотъемлемой характеристикой деятельности является ее «осознанность», т. е. связь с мышлением, интеллектом. Неразрывно связаны с интеллектом и такие ключевые термины ФГОС как «способность», «знать», «уметь», «владеть». Если в начале XX в. в психологии преобладала точка зрения, что для описания интеллекта индивида можно использовать единственный показатель (^), то в конце того же века все большее распространение получило мнение о наличии у человека нескольких видов

интеллекта (вербального, визуального, логико-математического, творческого и др.) [3]. В частности, Н. Херманн на основе обобщения данных исследования 15 тыс. человек пришел к выводу, что каждый человек имеет свою «карту мозга», и каждой профессии соответствует своя радарная диаграмма на «карте мозга». И эти «карты» надо учитывать при выборе профессии и обучении [4]. Различие индивидов по типам интеллекта подтверждают и результаты анкетирования студентов, которые проводились авторами по модифицированной методике Дж. М. Стайн [5] и 15-балльной шкале (табл. 2).

При чтении текстов ФГОС неизбежно возникают следующие вопросы: какова значимость отдельных видов деятельности? Как эти виды деятельности и соответствующие им компетенции будут сочетаться с индивидуальной «картой мозга» обучаемого, если исходить из наличия множества видов интеллекта?

На наш взгляд, с первого года обучения студентам надо дать возможность провести самооценку своих видов интеллекта, ознакомить с набором операциональных средств раскрытия собственного интеллектуального потенциала и помочь настроить эти средства на индивидуальную «интеллект-карту».

Таблица 2

Результаты самооценки по шести типам интеллекта студентами, обучавшимися по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» (870 анкет)

Показатели Тип интеллекта

вербальный визуальный логический творческий физический эмоциональный

Мужчины

Среднее 7,4 10,7 9,9 8,7 9,1 8,4

Минимум 0,5 4,5 1,0 4,0 1,0 1,5

Максимум 13,0 15,0 15,0 15,0 15,0 14,0

Размах 12,5 10,5 14,0 11,0 14,0 12,5

Женщины

Среднее 7,9 10,3 8,3 9,8 8,5 9,6

Минимум 2 4 3 4,5 2 1

Максимум 14 15 14,5 15 14,5 14,5

Размах 12 11 11,5 10,5 12,5 13,5

Примечание . Минимумы и максимумы рассчитаны по всем наблюдениям для соответствующего пола.

К значимости отдельных видов общекультурных и профессиональных компетенций можно подойти с позиции портфельного анализа: определить минимальные уровни компетенций, а затем предоставить возможность специализироваться: кто-то из студентов будет больше заинтересован в проектной деятельности, кто-то -в научно-исследовательской, кто-то - в организационно-управленческой. В перспективе, по-видимому, надо будет отказаться от единственной оценки по дисциплине (от 2 до 5), а оценивать качество индивидуального плана изучения дисциплины и степень его выполнения по каждому виду компетенций с выведением средневзвешенной оценки.

При рассмотрении психолого-педагогических аспектов ВПО с современных позиций возникает еще ряд вопросов, например: поскольку у каждого педагога своя «карта мозга», то насколько эта карта будет сочетаться с «картой» направления обучения и «картами» обучаемых?

С позиции наличия нескольких видов интеллекта целесообразно взять курс на разнообразие форм представления знаний (слова, схемы, модели, числовые примеры и т. п.) с тем, чтобы обучаемый имел возможность выбрать вариант,

который, обеспечивая цели приобретения необходимых знаний, умений и навыков, наилучшим образом соответствовал индивидуальным особенностям. Соответственно могут варьироваться и формы проверочных заданий. В нашей стране накоплен достаточно большой опыт активизации обучения по разным специальностям. Одним из направлений развития этой области может стать информационно-когнитивное моделирование [6].

Электронные библиотеки ведущих вузов в начале эпохи широкополосной сети Интернет. При подготовке данного доклада авторы совершили путешествие по сайтам кафедр 30 вузов (МГУ, СПбГУ и 28 национальных исследовательских университетов) с целью выявить, насколько доступны внешнему пользователю качественные научные и учебно-методические работы. На первое место, на наш взгляд, претендует сайт кафедры технологии, организации и экономики строительства СПбГПУ. Также можно особо отметить сайты кафедр 102, 204, 303, 405, 805, 902 МАИ. Есть еще ряд полезных сайтов. Но в целом задача наполнения фондов электронных библиотек вузов и обеспечения свободного доступа к ним через Интернет остается актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лычагин, М.В. Атлас публикаций по экономике на основе ЕсопЬк. 1992-2005 [Текст] / М.В. Лычагин, А.М. Лычагин, А.С. Шевцов; отв. ред. В.И. Суслов ; Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. - 400 с.

2. Мкртчян, Г.М. Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации [Текст] / Г.М. Мкртчян, М.В. Лычагин, А.М. Лыча-гин, А.С. Шевцов // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2007. - Т. 7. - Вып. 2. -С. 114-126.

3. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Па-

радоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. -СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

4. Herrman, N. Brain dominance Technology [Текст] / N. Herrman // Training and development handbook / Editor in chief R. Craig. - McGraw-Hill Book Co., 1988. - P. 349-358.

5. Стайн, Д. Расширение возможностей интеллекта [Текст] / Д. Стайн. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.

6. Лычагин, А.М. Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний [Текст] / А.М. Лычагин // Креативная экономика. - 2009. - № 8. -С. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.