УДК 316.346.32
В. П. Кошарный, Н. В. Корж
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи. На основе социологического исследования, проведенного среди студентов-старшекурсников вузов г. Пензы, анализируется трудовая мотивация студенческой молодежи в зависимости от материального благосостояния их родителей, предлагается типология студенческой молодежи в зависимости от отношения к работе.
Ключевые слова: ценности, трудовая мотивация, социально-психологическая установка.
Abstract. The article considers labor values and aims of modern student youth. On the basis of the sociological research conducted among undergraduate students of higher education institutions of Penza, the authors analyze the labor motivation of student youth depending on material well-being of their parents and offer the typology of student youth depending on their relation to work.
Key words: values, labor motivation, social psychological aim.
Российское общество за последние десятилетия претерпело значительные изменения, которые отразились не только на всех сферах жизнедеятельности людей, но и на их сознании. Современное молодое поколение выросло в новом, реформированном обществе.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодежи, негативного влияния средств массовой информации, насаждения психологии общества потребления происходит трансформация ценностных основ. Дифференциация и материальное расслоение общества, возникшие в современных социально-экономических условиях, негативно влияют на ценности и ориентации в сфере труда молодого поколения россиян и стимулируют его отчуждение от трудовой деятельности.
В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у молодого поколения значительно изменилось. В этом плане возросла и актуальность проблематики, связанной с выявлением особенностей структуры и иерархии трудовых ценностей студенческой молодежи. Сущность и природа ценностных ориентаций молодого поколения нашли отражение в работах отечественных социологов: М. К. Горшкова [1], Д. Л. Кон-стантиновского, Г. А. Чередниченко [2], Г. Б. Кошарной, Л. В. Рожковой [3] и других. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества проводится социологами с целью выявления степени его инновационного потенциала адаптации к новым социальным условиям. От того, какие ценности будут сформированы у современного молодого поколения, во многом зависит дальнейшее развитие российского общества [4].
Результаты социологического исследования, проведенного в 2009 г. среди студентов-старшекурсников (N = 420) г. Пензы, позволили выявить ценностную структуру современной молодежи, которую преимущественно
составляют традиционные ценности. По-прежнему главное значение для молодых людей имеет ценность семьи (74,8 %). В ряду жизненно важных ценностей большую популярность имеют ценность здоровья (70 %) и материального благополучия (64,5 %).
Трудовая деятельность занимает важное место в жизни каждого человека, в том числе и молодого поколения. Среди приоритетных целей, которых собираются достичь большинство молодых людей с помощью будущей работы, можно выделить материальный достаток, статус, самореализацию. Однако результаты исследования показали, что, несмотря на значимость «труда» для молодежи, данная ценность не входит в ядро ценностной структуры студенческой молодежи.
Ценность интересной работы в структуре жизненных ценностей студентов располагается только на четвертом ранговом месте (41,3 %). Нужно отметить, что ценность работы для студенческой молодежи более значима, чем для старшего поколения. В последних исследованиях базовых ценностей населения, проведенных под руководством Н. И. Лапина (2010 г.), ценность работы занимает только восьмом место в сознании россиян [5, с. 28-36].
У современной молодежи, которая выросла уже в постсоветской России, сформированы новые ценности и установки, в том числе и в трудовой сфере. Анализ социологических исследований в области трудовых отношений позволил выявить различия в трудовых установках у различных категорий населения (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ трудовых ценностей
Категории населения
Работающие россияне (п = 6663), 2007 г.* Молодежь (от 14 до 30 лет) (п = 2000), 2009 г.** Студенческая молодежь (п = 420), 2010 г.***
Высокий заработок (96 %) Хороший заработок (79,2 %) Хорошая оплата труда(89 %)
Надежное место работы (75 %) Интересная работа (48,2 %) Возможность карьерного роста (66 %)
Интересная работа (66 %) Хорошие условия труда (39,7 %) Возможность самореализации (38 %)
Удобный график работы (61 %) Социальные гарантии (30,4 %) Комфортные условия труда(32 %)
Примечание. * - исследование, проведенное в рамках международной программы «Поколения и гендер» Независимым институтом социальной политики (Москва, 2007 г.) (п = 6663); ** - общероссийское исследование, проведенное Центром социального развития и маркетинга в 21 субъекте РФ (2009) (п = 2000); *** - результаты авторского исследования, г. Пенза (п = 420).
Данные, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод, что для всех категорий населения в первую очередь важна материальная сторона трудовой деятельности. «Надежное место работы» ценится только среди работающего населения. Такие результаты свидетельствуют о том, что взрослое поколение, пережившее нестабильное положение на рынке труда, вызванное экономическими кризисами, в большей степени ценит свое место работы, чем
молодежь. Большое значение россияне отводят ценностям «интересная работа» и «удобный график работы». Трудовые ценности работающей и неработающей студенческой молодежи имеют отличия. Так, для работающей молодежи важны содержательная сторона деятельности, условия труда, а также социальные гарантии. Молодые люди, ознакомившиеся с предложениями на рынке труда, кроме материального вознаграждения, обращают внимание на содержание работы, условия, в которых им предстоит работать, и гарантии, которые им предоставляет работодатель.
Работа воспринимается студентами как средство для достижения успеха в жизни, признания и уважения окружающих, определенного положения в обществе. Именно поэтому с помощью будущего труда юноши и девушки хотели бы получить высокий заработок и профессионально самореализоваться.
Стремясь добиться финансовой независимости, юноши и девушки начинают работать, совмещая учебу с вторичной занятостью.
Среди причин, которые мешают молодым людям работать во время учебы, почти половина опрошенных неработающих студентов (47,6 %) называют следующую: они считают работу не совместимой с учебой (рис. 1).
112%
□ Считаю, что работа не совместима с учебой
□ Не могу найти работу
□ Не могу найти подходящую работу по специальности
□ Не могу найти работу за такие деньги, которые устраивали бы меня
□ Не хочу
□ Другое
Рис. 1. Причины, которые мешают студенческой молодежи совмещать работу с учебой (в процентах от числа опрошенных, п = 267 - неработающие студенты)
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что работа для большинства юношей и девушек, обучающихся в вузе, играет второстепенную роль. На данном этапе работа в сочетании с учебой для студентов выступает инструментальной ценностью, так как в большей степени они работают ради заработка и опыта работы, а не для реализации своих способностей. Кроме того, вторичная занятость может оказывать негативное влияние на успеваемость студентов, так как неусвоенный материал, преподаваемый в вузе, способен снизить конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Еще один негативный момент — это потребительское отношение работодателей к студенту как к работнику. Зачастую работодатели стараются максимально загрузить таких работников, при этом не видя в них в дальнейшем будущих специалистов. Кроме того, в отношении студентов-работников
часто происходят нарушения правовых норм, регулирующих наем (например, прием на работу без заключения трудового договора), увольнение, а также установление продолжительности рабочего дня и др.
Остальные причины, которые мешают респондентам работать, — это трудности в нахождении работы, а также работа не по специальности либо работа за то материальное вознаграждение, которое устраивало бы респондента. Следует отметить, что только малая доля студентов не хочет работать (5,2 %).
Мотивы, побуждающие студентов работать в зависимости от материального благосостояния их родителей, относительно одинаковые, однако структура мотивации малообеспеченных студентов имеет свои особенности (табл. 2).
Таблица 2
Причины, побуждающие студентов работать в зависимости от благосостояния их родителей (в процентах от числа опрошенных; п = 153 - работающие студенты)
Мотивы, побуждающие студентов работать Высокий уровень благосостояния родителей, % Средний уровень благосостояния родителей, % Низкий уровень благосостояния родителей, %
Необходимость заработать деньги на жизненно необходимые вещи 18,4 17,2 26,8
Достижение материального благополучия 22,4 19,4 19,5
Самореализация 6,1 13,0 7,3
Построение карьеры 22,4 8,4 7,3
Приобретение профессионального опыта, связанного с будущей специальностью 12,2 11,4 19,5
Работа дает чувство самостоятельности и независимости 10,2 16,8 4,9
Необходимость платить за учебу 0 1,7 2,4
Необходимость платить за жилье 2 3,8 0
Необходимость помогать своей семье 6,1 8 12,2
ИТОГО 100 100 100
Данные табл. 2 показывают, что у работающих студентов, у которых уровень благосостояния родителей высокий, первое место занимают достижение материального благополучия (22,4 %), построение карьеры (22,4 %), а необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи (18,4 %) - только на втором месте. Для данной группы студентов одинаково важны материальная и профессиональная составляющие их работы. Чаще всего эти молодые люди совмещают учебу с работой в семейном бизнесе. Для
респондентов, у которых уровень благосостояния родителей средний, наиболее важными являются достижение материального благополучия (18,4 %), необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи (17,2 %). Студенты, у которых уровень благосостояния родителей низкий, первостепенным считают необходимость зарабатывать деньги на жизненно необходимые вещи (26,8 %), а уже затем - достижение материального благополучия (19,5 %) и приобретение профессионального опыта (19,5 %). Еще одной особенностью, характерной для данной группы, является выраженная потребность помогать своей семье (12,2 %).
Таким образом, проведенное исследование показало, что для студентов из малообеспеченных семей главным является материальный стимул, побуждающий их работать. Приобретение профессионального опыта - это еще одна возможность получить в будущем высокооплачиваемую работу. В результате материальные потребности этих респондентов теснят другие мотивы, такие как самореализация, построение карьеры, приобретение чувства самостоятельности и независимости. Что же касается среднеобеспеченных и высокообеспеченных студентов, то их мотивационная структура несколько иная. Для них важен не только материальный мотив, заставляющий их работать, но и приобретение профессионального опыта, построение карьеры, а также самореализация. Самореализация, т.е. реализация своего личностного потенциала, а также собственных способностей и интересов в процессе трудовой деятельности, позволяет молодым людям повысить собственный социальный статус, свою самооценку. Именно поэтому самореализация включает в себя поиск молодежью своего места в обществе, процесс самовыражения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в труде.
Данные социологического опроса позволили выявить представления студенческой молодежи о модели «хорошей работы» (данные представлены в табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Какое содержание Вы вкладываете в понятие «хорошая работа»?
(в процентах от числа опрошенных по каждой группе)
Работающие Неработающие
Варианты ответов студенты, п = 153, % студенты, п = 267, %
Хорошая оплата труда 32,3 31,1
Возможность карьерного роста 20,8 24,3
Самореализация, самоутверждение 10,3 15,2
Престижность места работы 7,9 7,7
Возможность межличностного 2,8 2,6
общения
Комфортные условия труда 13,3 10,0
Удобный график работы 9,4 6,6
Предоставление социальных льгот 2,8 2,2
Другое 0,2 0,3
Итого 100 100
36,9 % работающих студентов в понятие «хорошая работа» вкладывают хорошую оплату труда; 63,1 % неработающих студентов также отдают предпочтение хорошей оплате труда. Для 32,6 % работающих респондентов вторым по значимости мотивом при выборе хорошей работы является возможность карьерного роста, что значительно меньше, чем у неработающих респондентов (67,4 %).
Следующим по значимости критерием при понимании «хорошей работы» у 42,9 % работающих студентов выступают комфортные условия труда, четвертое ранговое место у 27,7 % работающих респондентов занимает самореализация. Неработающие студенты распределили ранговые места противоположным образом. Для 72,3 % неработающих опрошенных самореализация занимает третье ранговое место, и только на четвертом месте стоят комфортные условия труда (для 57,1 % опрошенных респондентов). Еще следует отметить, что для значительной доли работающих студентов (44,4 %) важным является удобный график труда, у неработающих студентов (63 %) пятое ранговое место занимает престижность места работы.
Все респонденты отметили, что хорошая работа должна отвечать таким требованиям, как достойная оплата труда и возможность карьерного роста. Это, вероятнее всего, связано с тем, что для молодых людей важно быть независимыми и с помощью профессии продвинуться по карьерной лестнице.
Небольшие различия при понимании «хорошей работы» у работающих и неработающих студентов можно объяснить отсутствием опыта работы у неработающих юношей и девушек. Так, для работающих респондентов немаловажными являются комфортные условия труда, удобный график работы, т.е. те факторы, которые непосредственно влияют на работу человека.
Обучаясь в вузах, молодые люди формируют в своем сознании модели адаптационного поведения на рынке труда, которые соответствуют их жизненным установкам. Как отмечал американский социолог Р. Мертон, социальная структура влияет на выбор индивидом того или иного поведения; при этом люди могут переходить от одной альтернативы к другой по мере того, как они вовлекаются в различные виды социальной деятельности. В настоящее время «богатство приобрело высокую символическую ценность» [6, с. 256]. Исходя из этого, молодые люди вырабатывают определенные установки, которые они будут реализовывать в зависимости от своих притязаний. Так, кто-то хочет много трудиться и при этом иметь высокий заработок; кто-то, не претендуя на высокое вознаграждение, стремится иметь много свободного времени; кто-то совсем не хочет прилагать никаких усилий, но при этом получать высокую заработную плату и т.д. На основе этого можно проанализировать установки, которые наиболее близки сегодняшней молодежи (рис. 2).
В зависимости от того, какие социально-психологические установки в сфере труда преобладают среди студенческой молодежи, ее условно можно дифференцировать на следующие группы.
К группе «прагматиков» относится больший процент респондентов (44 %). Данные студенты хотели бы много работать и при этом много зарабатывать, для того чтобы удовлетворить свои потребности. Данные показывают, что молодые люди, относящиеся к данной группе, в дальнейшем хотели бы организовать собственный бизнес и реализовать себя в нем (46,7 %). То
обстоятельство, что молодое поколение не утратило желания трудиться, является положительной тенденцией. Однако высокая оплата труда не всегда гарантирует высококвалифицированный труд и работу по специальности, что приводит к потере квалификации, утрате ценности профессионального образования.
□ Много работать и хорошо зарабатывать
□ Иметь интересную работу независимо от заработка
□ Иметь небольшой заработок, но много свободного времени
□ Иметь стабильную работу со всеми социальными гарантиями
□ Не работать, не учиться,но иметь все, что хочется
Рис. 2. Социально-психологические установки, которые наиболее близки современной молодежи (в процентах от числа опрошенных, п = 420)
«Консерваторы» хотели бы иметь стабильную работу со всеми социальными гарантиями (35 % молодых людей). Молодежь, отдающая предпочтение такой работе, стремится к стабильному будущему, так как сегодняшний высокий заработок не всегда сопровождается компенсациями и социальными гарантиями в дальнейшем. Это прежде всего сверхурочная работа, отсутствие ежегодного отпуска, неоплачиваемые больничные и т.д. Стабильная работа с социальными гарантиями предполагает наличие гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Молодые люди, желающие работать в соответствии с «легальным соцпакетом», предпочитают трудиться в бюджетных организациях, на госпредприятиях (53,25 %).
К группе «общественников» (13 %) относятся юноши и девушки, которые хотели бы иметь интересную работу независимо от заработка. Такие молодые люди отдают предпочтение содержательной стороне работы. Как правило, это люди, увлеченные своим делом, т.е. в первую очередь им важно получать удовольствие от работы, которую они выполняют. Данная группа молодежи выбирает организацию, которая отвечала бы их требованиям, предъявляемым к работе. Для них главное — не форма собственности предприятия, а работа, в которой они будут заинтересованы (40 %).
6 % молодых людей, которых можно отнести к группе «сибаритов», выразили желание не работать, не учиться, но при этом иметь все, что хочется. Молодые люди, которые придерживаются такой позиции сейчас, в дальнейшем будут прилагать минимум своих усилий для обеспечения себя материальными благами. В большинстве случаев молодые люди, придерживающиеся такой позиции, в дальнейшем не хотят работать совсем (50 %). Но же-
5,9%
34,8%
2,4%
13,1%
лание иметь все, что хочется, может подтолкнуть данных индивидов к проявлению девиантного поведения.
И лишь малая доля респондентов относится к «гедонистам». Молодежь этой группы стремится иметь небольшой заработок, но при этом много свободного времени (2 %). В исследованиях трудовых ценностей населения В. С. Магун такую стратегию в сфере труда определяет как «комфортный материализм» [7, с. 31]. В данном случае происходит снижение уровня социальных запросов, т.е. данные студенты не хотят трудиться и не стремятся посредством работы достичь жизненного успеха, но из-за необходимости они готовы выполнять работу, которая требует минимальных временных затрат, соответственно, такая занятость будет низко оплачиваться. Эти молодые люди предпочитают временные подработки либо не работать совсем (16,7 %). По мнению респондентов, единственным плюсом при такой занятости является наличие свободного времени, которое они могут тратить по своему усмотрению.
Желание ориентироваться на требования современного рынка труда отражается в предпочтениях студенческой молодежи к формам занятости в различных секторах экономики. Смена форм собственности и системы хозяйствования не только определили институциональные изменения в трудовой сфере, углубление его социально-экономической неоднородности, появление новых видов занятости, но и изменили мотивационные характеристики трудовой деятельности.
В настоящий момент наличие различных форм собственности, свобода предпринимательства повлияли на самореализацию молодежи в экономической сфере. Результатом адаптации к новым экономическим условиям у населения, в том числе и у молодежи, явилась установка на возможность работы по найму на частных предприятиях. Кроме того, многие студенты хотели бы организовать собственный бизнес.
Таким образом, будущие специалисты делают свой выбор в пользу собственного бизнеса или работы в частном секторе, рассчитывая при этом на более высокий уровень оплаты, чем на предприятиях государственной формы собственности. При такой закономерности проявляется еще один отрицательный момент, который заключается в том, что в молодом возрасте юноши и девушки не задумываются о социальном пакете, а такая составляющая социального пакета, как пенсионные отчисления, для них в настоящее время играет второстепенную роль. Молодые люди чаще согласны получать высокую заработную плату «в конверте», чем иметь социальную защищенность в дальнейшем. В результате государственные учреждения, которые могут предложить пусть невысокую заработную плату, но полный социальный пакет, не пользуются популярностью у будущих специалистов. Такие процессы ведут к потере в промышленности, науке, образовании молодых специалистов, а для тех, кто уходит в коммерческие фирмы, — к потере квалификации. Происходит обесценивание знаний и отдельных специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается на сознании студенческой молодежи, формируя ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы в будущем. Наблюдаются положительные тенденции в отношении к труду среди студенчества. Несмотря на то, что ценность работы не вошла в тройку значимых жизненных ценностей, тем не менее практически
все студенты хотят быть занятыми, иметь работу; лишь 1,4 % молодых людей не хотят работать совсем.
В заключение следует подчеркнуть, что в сознании молодых людей присутствуют различные модели поведения. Анализ побудительных мотивов, которые заставляют студентов работать, показал, что на первом месте оказались материальные стимулы, независимо от благосостояния их семьи. Ответы работающих и неработающих студентов позволили сделать вывод о модели «предпочитаемой работы», которая включает в себя высокую оплату труда, а также возможность карьерного роста. В целом для большинства девушек и юношей наиболее распространенной в трудовой сфере является социальнопсихологическая установка «много работать и хорошо зарабатывать». На основании результатов социологического исследования разработана типология моделей адаптационного поведения студентов на рынке труда в зависимости от их социально-психологических установок. Результаты исследований показывают, что, обучаясь в вузе, молодежь формирует определенные установки, которые собирается реализовать в будущем. Положительным является то, что большая часть будущих специалистов хочет реализовать себя, затратить максимум своих усилий, но при этом получить большое вознаграждение за свой труд.
Список литературы
1. Горшков, М. К. Молодежь России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков, В. В. Петухов, А. Л. Андреев, В. А. Аникин и др. - М. : Институт социологии РАН, 2007. - 95 с.
2. Константиновский, Д. Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа / Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская. — М. : ЦСП, 2002. - 170 с.
3. Кошарная, Г. Б. Ценности модерна в ориентациях современной студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. — № 1. - С. 64-76.
4. Корж, Н. В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи / Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. — № 1. - С. 56-63.
5. Лапин, Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социологические исследования. -2010. — № 1. - С. 28-36.
6. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. — М. : АСТ : АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
7. Магун, В. С. Как меняются российские трудовые ценности / В. С. Магун // Отечественные записки. - 2007. - № 3. - С. 23-39.
Кошарный Валерий Павлович доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Пензенский государственный университет
Kosharny Valery Pavlovich Doctor of philosophy, professor, head of sub-department of philosophy, Penza State University
E-mail: [email protected]
Корж Наталья Владимировна
кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
УДК 316.346.32 Кошарный, В. П.
Трудовые ценности и установки студенческой молодежи / В. П. Кошарный, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 126-135.
Korzh Natalya Vladimirovna Candidate of sociological sciences, senior lecturer, sub-department of sociology and human resource management,
Penza State University