Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА'

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садырова Мансия Сапаргалиевна, Мухтарова Карлыгаш Сапаровна

В статье рассматривается трансформация трудовых ценностей современной казахстанской молодежи в условиях модернизации казахстанского общества в период современного глобального экономического кризиса. Выявлены гендерные особенности трудовых ценностей молодого поколения и сконструирована иерархия жизненных ценностей молодежи. Результаты данных эмпирического социологического исследования показывают наличие существенных гендерных различий в трудовых ценностях современной казахстанской молодежи, проявляющихся в стремлении женщин к автономным ценностям (саморазвитие), а мужчин - к материальным ценностям. Влияние глобальных трансформационных процессов на казахстанское общество, а также кризисные явления в экономике в 2010-е гг. явились импульсом к снижению популярности традиционных ценностей, связанных со стремлением к самореализации в трудовой деятельности, на трудовую мотивацию молодежи. Однако важными для казахстанской молодежи остаются такие ценности, как «интерес к труду» и «результаты труда». В ходе исследования выявлена корреляция трудовых ценностей с реальными мотивами выбора профессии и стратегиями занятости современной казахстанской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садырова Мансия Сапаргалиевна, Мухтарова Карлыгаш Сапаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR VALUES AND LABOR MOTIVATION OF MODERN URBAN YOUTH OF KAZAKHSTAN

The article examines the transformation of labor values of modern Kazakhstani youth in the conditions of modernization of Kazakhstani society during the current global economic crisis. The gender peculiarities of the labor values of the young generation were revealed and a hierarchy of life values of young people was constructed. The results of empirical sociological research data show the presence of significant gender differences in the labor values of modern Kazakh youth, manifested in the desire of women for autonomous values (self-development), and men - for material values. The impact of global transformation processes on a Kazakhstani society, as well as the crisis phenomena in the economy in the 2010s were an impetus to a decrease in the popularity of traditional values associated with the desire for self-realization in labor activity, on the labor motivation of young people. However, such values as “interest in labor” and “labor results” remain important for Kazakhstani youth. The study revealed the correlation of labor values with the real motives of occupational choice and employment strategies of modern Kazakhstani youth.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА»

SOCIOLOGY

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 30-35. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 30-35.

Научная статья

УДК 316.752-053.81(574)

https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.3

Трудовые ценности и трудовая мотивация современной городской молодежи Казахстана

Мансия Сапаргалиевна Садырова1, Карлыгаш Сапаровна Мухтарова2

12Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан 1petroval4@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0001-8016-6278 2https://orcid.org/0000-0002-7881-9070

Аннотация. В статье рассматривается трансформация трудовых ценностей современной казахстанской молодежи в условиях модернизации казахстанского общества в период современного глобального экономического кризиса. Выявлены гендерные особенности трудовых ценностей молодого поколения и сконструирована иерархия жизненных ценностей молодежи. Результаты данных эмпирического социологического исследования показывают наличие существенных гендерных различий в трудовых ценностях современной казахстанской молодежи, проявляющихся в стремлении женщин к автономным ценностям (саморазвитие), а мужчин - к материальным ценностям. Влияние глобальных трансформационных процессов на казахстанское общество, а также кризисные явления в экономике в 2010-е гг. явились импульсом к снижению популярности традиционных ценностей, связанных со стремлением к самореализации в трудовой деятельности, на трудовую мотивацию молодежи. Однако важными для казахстанской молодежи остаются такие ценности, как «интерес к труду» и «результаты труда». В ходе исследования выявлена корреляция трудовых ценностей с реальными мотивами выбора профессии и стратегиями занятости современной казахстанской молодежи.

Ключевые слова: Казахстан, молодежь, трудовые ценности, ценностные ориентации, трудовая мотивация, экономическая социология

Финансирование: работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, грант № 85, AP14870735.

Для цитирования: Садырова М.С., Мухтарова К.С. Трудовые ценности и трудовая мотивация современной городской молодежи Казахстана // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 30-35. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.3.

Original article

Labor Values and Labor Motivation of Modern Urban Youth of Kazakhstan

Mansiya S. Sadyrova1H, Karlygash S. Mukhtarova2

12Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan 1petroval4@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0001-8016-6278 2https://orcid.org/0000-0002-7881-9070

Abstract. The article examines the transformation of labor values of modern Kazakhstani youth in the conditions of modernization of Kazakhstani society during the current global economic crisis. The gender peculiarities of the labor values of the young generation were revealed and a hierarchy of life values of young people was constructed. The results of empirical sociological research data show the presence of significant gender differences in the labor values of modern Kazakh youth, manifested in the desire of women for autonomous values (self-development), and men - for material values. The impact of global transformation processes on a Kazakhstani society, as well as the crisis phenomena in the economy in the 2010s were an impetus to a decrease in the popularity of traditional values associated with the desire for self-realization in labor activity, on the labor motivation of young people. However, such values as "interest in labor" and "labor results" remain important for Kazakhstani youth. The study revealed the correlation of labor values with the real motives of occupational choice and employment strategies of modern Kazakhstani youth.

Keywords: Kazakhstan, youth, labor values, value orientations, labor motivation, economic sociology Funding: the reported study was funded by the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, grant № 85, AP14870735.

For citation: Sadyrova M.S. & Mukhtarova K.S. (2022) Labor Values and Labor Motivation of Modern Urban Youth of Kazakhstan Resume. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 30-35. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.3 (In Russian).

Введение. Трансформация трудовых ценностей всегда была в центре внимания социологов Казахстана. Особое внимание изучению этого процесса стало уделяться в период радикальных рыночных преобразований, в ходе которых воспитанные советским обществом социальные

© Садырова М.С., Мухтарова К.С., 2022

установки и отношение к трудовой деятельности существенным образом изменились. Эти перемены больше всего затронули такую важнейшую социально-демографическую группу, как городская молодежь. Исследователи давно отмечают, что для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от коллективистской составляющей к индивидуалистской (Караваева, 2004: 38). Однако и в рыночных условиях мотивация и отношение к труду являются определяющим фактором стратегии выбора профессии и карьерного роста.

Интерес к изучению трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи объясняется тем, что в любом государстве молодежь - это будущее страны и ее экономики, и вопросы ее адаптации к существующим социально-трудовым отношениям являются во многом приоритетными для молодежной политики. Что касается теоретико-методологических основ изучения трудовых ценностей и трудовой мотивации, то в социологии и экономической социологии еще с XIX в. сформированы соответствующие подходы и модели. Этим вопросам пристальное внимание уделял Э. Дюркгейм (Дюркгейм, 1991), а уже во второй половине XX в. М. Рокич сформировал две ценностные группы из 36 ценностей (sets of values) под названием «Ценностная шкала Ро-кича» (Rokeach Value Scale) (Rokeach, 1973; Rokeach, Ball-Rokeach, 1989). Не меньший интерес вызывают и классические исследования трудовых ценностей Ш. Шварца и У. Билски (Schwartz, Bilsky, 1990), Р. Инглхарда (Inglehart, 2008). Можно выделить четыре группы исследователей трудовых ценностей, характеризующиеся особенностями их теоретического подхода.

Первая группа ученых (наиболее широкая) связывают формирование трудовых ценностей с основными социальными ориентациями личности и социальных групп (Зимин, 2012; Селиванова, 2013; Ядова, 2012; Тощенко, 2014). Вторая группа, изучая ценности, акцентируют внимание на мотивационной структуре трудового поведения личности (Сурина, 1999). Третья группа обращает внимание на важность целепологания в структуре ценостей (Юлдашев, 2001). Четвертая группа ученых анализируют ценности с социально-психологической точки зрения (Магун, Руднев, 2011; Миланченко, 2012; Абдирайымова, 2005). Наличие всех этих подходов было принято во внимание при проведении эмпирического исследования и анализе его результатов. Исследователи и во второй половине 2010-х гг. подтверждают как наличие таких подходов, так и важность их учета в современных исследованиях ценностей молодежи Казахстана (Калиев, Ашимханова, 2018; Калдыбаева, Мустаева, Окасова, 2018).

Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи. Комплексный анализ особенностей трансформации ценностных ориентаций молодежи в Казахстане был осуществлен в ходе ряда эмпирических социологических исследований, проведенных социологами Казахстана в первой половине 2010-х гг., когда негативные тенденции, вызванные глобальнми изме-ненями и экономическим кризисом, уже стали ярко проявляться в казахстанском обществе, влияя на ценности молодежи.

Материалами статьи послужили данные исследования Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, материалы проекта World Values Survey в Казахстане и исследования авторов данной статьи, проведенные в 2010-2015 гг. В последнем исследовании была задействована молодежь от 16 до 29 лет. Выборка составила 500 чел. (индивидуальное стандартизированное интервью). В качестве респондентов была привлечена молодежь семи районов г. Алматы. Выборка репрезентативная. При 95 % верного интервала статистическая ошибка не превышает ± 3,1 %.

Из-за сохранения указанных тенденций во второй половине 2010-х - начале 2020-х гг. их влияние ощущается и по сей день1. Например, в исследовании Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан представлена следующая иерархия жизненных ценностей респондентов: семья - 63,7 %, здоровье - 58,0 %, достаток -34,9 %, благополучие - 31,7 %, труд - 31,5 %, профессионализм - 22,15 % (Нысанбаев, 2011). Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующей тенденцией стала максимализация доходов, но не столько путем повышения квалификации и профессионального роста, т. е. самореализации в труде, сколько путем минимизации социальных рисков (при выходе на рынок труда) и затрат трудовой энергии.

В первую пятерку жизненных ценностей молодежи г. Алматы входят семейное счастье (68,2 %), собственное здоровье, здоровье близких (53,2 %), стремление к интересной и прибыльной работе (51,4 %), профессионализм (32,4 %), достижение благ своим трудом (31,0 %), достижение богатства (25,2 %) (табл. 1).

1 Нурбай Р. Будущее Казахстана: Результаты исследований ценностей, ожиданий и стремлений молодежи [Электронный ресурс] // Strategy 2050 : Обзорно-аналитический портал. 2021. 29 октября. URL: https://clck.ru/32TNUW (дата обращения: 09.09.2022).

ЭОСЮЬООУ

Таблица 1 - Жизненные ценности молодежи г. Алматы (2014 г.), %

Жизненные ценности Процент ответивших

Семейное счастье 68,2

Собственное здоровье, здоровье близких 53,2

Стремление к интересной и прибыльной работе 51,4

Исполнение долга перед Всевышним 34,4

Профессионализм 32,4

Достижение благ своим трудом 31,0

Помощь обществу, выполнение общественного долга 25,4

Достижение богатства 25,2

Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующими ценностями в сфере социально-трудовых отношений все больше становятся ценности материального характера наряду с такими традиционными ценностями, как семья и здоровье, которые, впрочем, в нынешних условиях также определяются материальным благополучием.

Структура трудовых ценностей современной молодежи Казахстана. Трудовые ценности занимают особое место в структуре жизненных ценностей молодежи. В результате исследования нами выделены автономные, материальные, статусные, социальные и гибридные трудовые ценности (табл. 2).

Таблица 2 - Трудовые ценности молодежи г. Алматы (2014 г.), %

Трудовые ценности Процент ответивших

Высокая зарплата 47,4

Интересная работа 44,8

Гарантии сохранения рабочего места 37,0

Результаты труда 36,8

Хорошие отношения с коллегами по работе 33,6

Благоприятные условия для карьерного роста 31,0

Возможности для личностного и профессионального роста 30,0

Автономные ценности включают личностное и профессиональное развитие (31,0 %), независимость и автономность (4,8 %), интересную работу (44,8 %), возможность работать независимо (30,0 %), творческую свободу и возможности самореализации (10,4 %), повышение образования, результаты труда (36,8 %), инициативность и трудолюбие (30,0 %). Группа молодежи, сделавшая ставку на указанные ценности, имеет высокий профессиональный потенциал и является кадровым резервом в экономической и управленческой сфере Казахстана.

Структура материальных ценностей включает такие компоненты, как финансовое благополучие, зарплата (47,4 %), условия труда (26,2 %), гарантии занятости и стабильность (37,0 %), достижение материального благосостояния (22,2 %), оснащенность рабочих мест необходимым высокотехнологичным оборудованием и другие ценности, которые касаются материальных благ (26,2 %). Для опрошенных также важное значение имеют гарантии сохранения рабочего места, т. е. стабильность занятости (7,7 %).

Статусные ценности в основном проявляются в приоритете карьерных целей (31,0 %), стремлении к власти, престижу и влиянию. Ориентация на статусные ценности характерны для молодежи от 25-29 лет, т. е. для тех, кто уже имеет определенный профессиональный опыт и стремится его использовать для повышения своего социального статуса.

Социальные ценности включают благоприятные взаимоотношения в социальной группе (7,0 %), альтруизм, труд на благо общества (5,7 %), помощь нуждающимся (3,9 %), безопасность труда, социальную ответственность, удовлетворенность трудом (3,4 %). Данные ценности характерны для всех групп респондентов. Слабое влияние на мотивацию социальных ценностей становится проявлением существенного роста индивидуализма городской молодежи в сфере современных социально-трудовых отношений Казахстана.

К гибридным ценностям относятся использование служебного положения (6,2 %), коррупция (0,6 %), легкая работа, гибкий график работы (9,6 %), лоббирование, вера в удачу, нарушение дисциплины, принуждение и готовность применения любых способов для достижения личных целей и т. д. Следует обратить внимание на то, что у казахстанской молодежи эти ценности на трудовую мотивацию влияют все же слабо.

В целом анализ полученных данных подтверждает, что современная молодежь в иерархии трудовых ценностей первое место отдает высокой зарплате (47,4 %), интересной работе (44,8 %), гарантиям сохранения рабочего места (37,0 %). Тем не менее данные исследования показывают,

что для казахстанской молодежи также важны и такие ценности, как интерес к труду (44,8 %) и результаты труда (36,8 %). Они тоже формируют трудовую мотивацию молодежи, оказывая пока еще существенное влияние на заинтересованность в трудовой деятельности и выбор профессии.

Гендерная специфика трудовых ценностей казахстанской молодежи. Данные исследования свидетельствуют, что в гендерном аспекте в жизненных ценностях казахстанской молодежи сохраняется влияние традиционных ценностей. Мужчины (14,6 %) и женщины (13,3 %) почти одинаково отдают предпочтение ценности семьи. Стремление к интересной и прибыльной работе предпочитает мужская половина респондентов (11,5 % мужчин, 9,7 % женщин). К обретению любимой специальности, профессии стремятся женщины (1,9 % мужчин, 2,6 % женщин), а мужчины - к доходной работе (6,0 % мужчин, 4,4 % женщин). Необходимо также отметить, что среди молодежи 3,5 % мужчин и 6,0 % женщин хотят «жить среди образованных и культурных людей». Современные молодые девушки Казахстана стремятся не отставать от требований современного рынка труда. Экономическая свобода, индивидуализм и конкурентоспособность для них играют важную роль. Результаты исследования выявили качественные изменения в мотива-ционной структуре современной молодой женщины Казахстана.

В целом, если сравнить иерархию жизненных ценностей современной казахстанской молодежи в гендерном аспекте, наблюдается стремление женщин к автономным ценностям (саморазвитию), а мужчинам присущ интерес к материальным ценностям. Данную тенденцию подтверждают результаты исследования World Values Survey в Казахстане (Нысанбаев, 2011) и других исследований начала 2020-х гг.1 В частности, мужчины (11,6 %) больше стремятся к интересной и прибыльной работе, чем женщины (9,7 %). Мужчины наиболее ответственны в выборе направления профессиональной деятельности. Однако лишь 2,6 % женщин и 1,9 % мужчин мотивированы работать по выбранной профессии. Хотя ответы респондентов показывают, что у женщин в качестве ценности все же преобладает работа по выбранной профессии, что свидетельствует о сохранении в этой социально-демографической группе стремления к саморазвитию в трудовой деятельности. Для казахстанской городской молодежи менее важны такие ценности, как стремление к почету и признанию (2,2 % мужчин, 2,9 % женщин), качественному образованию (2,6 % мужчин, 2,6 % женщин). Для мужчин в профессиональной деятельности более важна высокая зарплата (17,6 % мужчин, 14,9 % женщин) и свобода (6,4 % мужчин, 4,2 % женщин), для женщин - благоприятные условия труда (14,3 % мужчин, 14,9 % женщин) и его содержательность («интересная работа») (10,8 % мужчин, 13,4 % женщин), признание результатов труда со стороны общества (5,6 % мужчин, 7,8 % женщин). Интересно, что в условиях экономического кризиса социальным пакетам и социальным гарантиям респонденты уделили мало внимания (3,8 % мужчин, 4,3 % женщин).

Заключение и выводы. В результате исследования выявлено три группы городской молодежи Казахстана, различающихся приверженностью трудовым ценностям и ориентацией на самореализацию в трудовой деятельности.

Первая группа респонденов в достижении трудовых ценностей доверяют только себе (68,1 %). Среди них 66,7 % мужчин и 69,3 % женщин. Эти данные показывают, что для казахстанской городской молодежи характерно уменьшение патерналистических настроений и увеличение индивидуалистических установок.

Вторая группа мотивирована на достижение высокого уровня дохода с приложением минимальных усилий (социальные связи семьи). Так, респонденты ориентированы на поддержку со стороны родственников и друзей (11,4 %), на удачу (9,9 %). Данная группа молодежи характеризуется инфантильностью, неуверенностью в себе и ориентацией на помощь извне. В данной группе также низкий уровень социальной, в том числе трудовой и профессиональной, адаптации и идентификации.

Третья группа характеризуется крайне низким уровнем трудовой мотивации. Для нее неинтересен размер дохода и качество трудовой деятельности. Такое отношение - результат инертности, неуверенности молодежи в своих профессиональных способностях и социально-трудовых условиях в целом. Молодежь, входящая в данную группу, не совсем уверена в себе и своих профессиональных компетенциях (33,0 %), их социальная и профессиональная активность находится на низком уровне. Часть молодежи данной группы вообще уверена в том, что при потере рабочего места они не смогут найти новую работу и могут надолго остаться нетрудоустроенными (37,0 %).

Влияние глобальных трансформационных процессов на казахстанское общество, а также кризисные явления в экономике в 2010-е гг. стали импульсом к снижению популярности традиционных ценностей, связанных со стремлением к самореализации в трудовой деятельности, на трудовую мотивацию молодежи. Однако, несмотря на негативные тенденции, все же важными для казахстанской молодежи остаются такие ценности, как интерес к труду и результаты труда.

1 Нурбай Р. Будущее Казахстана.

SOCIOLOGY

Список источников:

Абдирайымова Г.С. Ценностные ориентации современной молодежи: социологический анализ. Алматы, 2005. 215 с. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии / пер. с фр. М., 1991. 572 с. Зимин В.А. Политическая модернизация в России. Самара, 2012. 155 с.

Калдыбаева О.В., Мустаева Ф.М., Окасова Г.Е. Установки молодежи современного Казахстана на проявление социальной активности // Society and Security Insight. 2018. № 3. С. 36-57. https://doi.org/10.14258/ssi(2018)3-02.

Калиев Т.Б., Ашимханова Д.Э. Ценностные и трудовые установки в жизненных планах современной молодежи Казахстана // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социологические науки. 2018. № 2 (50). С. 82-87. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М., 2004. 395 с.

Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности - 2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2011 / отв. ред. М. Горшков. М., 2011. Вып. 10. С. 244-280.

Миланченко А.О. Ценность труда в современном российском обществе // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 514-517. Нысанбаев А.Н. Мир ценностей независимого Казахстана. Алматы, 2011. 245 с.

Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентации и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 80-86.

Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М., 1999. 183 с. Тощенко Ж.Т. Экономическое сознание и поведение: четверть века спустя (конец 1980-х - начало 2010 гг.) // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 51-63.

Юлдашев Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 146-151. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 114-125.

Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31, iss. 1-2. Pp. 130-146. https://doi.org/10.1080/01402380701834747.

Rokeach M., Ball-Rokeach S.J. Stability and Change in American Values Priorities // American Psychologist. 1989. Vol. 44, no. 5. Pp. 775-785. https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.5.775.

Rokeach M. The nature of human values. New York, 1973. 438 p.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58, no. 5. Pp. 878-891. https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.5.878.

References:

Abdiraiymova, G.S. (2005) Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi: sotsiologicheskii analiz [Value Orientations of Modern Youth: Sociological Analysis]. Almaty, Izdatel'stvo BAUR. (In Russian)

Dyurkgeim, E. (1991) O razdelenii obshchestvennogo truda: Metod sotsiologii [On the Division of Social Labor: A Method of Sociology]. Moscow, Nauka. (In Russian)

Inglehart, R. (2008) Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006. West European Politics. 31 (1-2), 130-146. Available from: doi:10.1080/01402380701834747.

Kaldybaeva, O.V., Mustaeva, F.M. & Okasova, G.E. (2018) Attitudes of the youth of modern Kazakhstan to implement social activity. Society and Security Insight. (3), 36-57. Available from: doi:10.14258/ssi(2018)3-02. (In Russian)

Kaliev, T.B. & Ashimkhanova, D.E. (2018) Value and work attitudes in the life plans of today''s youth in Kazakhstan. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. (2), 82-87. (In Russian)

Karavaeva, V.A. (2004) Sotsial'nyi portret uchashcheisya molodezhi [Social Portrait of Student Youth]. Moscow, Infra-M. (In Russian)

Magun, V.S. & Rudnev, M.G. (2011) Bazovye tsennosti - 2008: skhodstva i razlichiya mezhdu rossiyanami i dru-gimi evropeitsami [Basic Values - 2008: Similarities and Differences between Russians and Other Europeans]. In: Gorshkov, M. (ed.) Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik - 2011 [Russia Reforming: Yearbook - 2011]. Moscow, Institut sotsiologii RAN. p. 244-280. (In Russian)

Milanchenko, A.O. (2012) Tsennost' truda v sovremennom rossiiskom obshchestve [The Value of Labor in Modern Russian Society]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. (4), 514-517. (In Russian)

Nysanbaev, A.N. (2011) Mir tsennostei nezavisimogo Kazakhstana [The World of Values of Independent Kazakhstan]. Almaty, KM MON RK. (In Russian)

Rokeach, M. & Ball-Rokeach, S.J. (1989) Stability and Change in American Values Priorities. American Psychologist. 1989. 44 (5), 775-785. Available from: doi:10.1037/0003-066X.44.5.775.

Rokeach, M. (1973) The nature of human values. New York, Free Press.

Schwartz, S.H. & Bilsky, W. (1990) Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-cultural Replications. Journal of Personality and Social Psychology. 58 (5), 878-891. Available from: doi:10.1037/0022-3514.58.5.878.

Selivanova, S.K. (2008) Dynamics and relationships of value orientations and vital goals of urban adolescents. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. (8), 80-86. (In Russian)

Surina, I.A. (1999) Tsennosti. Tsennostnye orientatsii. Tsennostnoe prostranstvo: voprosy teoriiimetodologii [Values. Value Orientations. Value Space: Issues of Theory and Methodology]. Moscow, Sotsium. (In Russian)

Toshchenko, Zh.T. (2014) Economic consciousness and behavior after a quarter of century (late 1980th to early 2010th). Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. (7), 51-63. (In Russian)

Yadova, M.A. (2012) Sovremennoe i traditsionnoe v tsennostyakh postsovetskoi molodezhi [Modern and Traditional in the Values of Post-Soviet Youth]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. (1), 114-125. (In Russian)

Yuldashev, L.G. (2001) Teorii tsennosti v sotsiologii: vchera i segodnya [Theories of Value in Sociology: Yesterday and Today].Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. (8), 146-151. (In Russian)

Zimin, V.A. (2012) Politicheskaya modernizatsiya v Rossii [Political Modernization in Russia]. Samara, Izdatel'stvo Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. (In Russian)

Информация об авторах М.С. Садырова - доктор социологических наук, профессор факультета философии и политологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби, Алматы, Республика Ка-хастан.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=427340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.С. Мухтарова - доктор экономических наук, профессор кафедры международных отношений и мировой экономики, Казахского национального университета имени Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=390987.

Information about the authors M.S. Sadyrova - D.Phil. in Sociology, Professor, Department of Philosophy and Political Science, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=427340.

K.S. Mukhtarova - D.Phil. in Economics, Professor, Department of International Relations and World Economy, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=390987.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.