Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы территорий опережающего социально-экономического развития Кемеровской области: проблемы и перспективы'

Трудовые ресурсы территорий опережающего социально-экономического развития Кемеровской области: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОРИТЕТЫ / ОГРАНИЧИТЕЛИ / HUMAN RESOURCES / PRIORITY DEVELOPMENT AREAS / LABOR MARKET / ECONOMIC ACTIVITIES / PRIORITIES / CONSTRAINTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганченко Диана Николаевна

В современных экономических условиях актуальной задачей является поиск и внедрение инновационных инструментов в ускорении социально-экономического развития территорий. Одним из них выступают проекты территорий опережающего социально-экономического развития. В настоящей статье рассматривается один из аспектов создания условия для успешной реализации таких проектов обеспеченность трудовыми ресурсами. В работе исследованы: сложившееся соотношение в структуре экономики региона, в том числе с рассмотрением роли профильных видов деятельности; динамика общей численности населения территорий опережающего развития региона и доля занятых в их экономике; состояние, структура и движение трудовых ресурсов. На основе полученных результатов исследования определен основной состав факторов, играющих роль ограничителей в развитии трудовых ресурсов, и проведена их классификация в логике причин, определяющих общее движение на рынке труда и модификацию качества трудовых ресурсов. Полученные группы факторов легли в основу разработки подходов к регулированию рынка труда в исследуемых территориях региона, способные создать условия для его структурно-целевой координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor resources of the territories of priority socio-economic development of the Kemerovo region: problems and prospects

In the current economic conditions, the urgent task is the search and implementation of innovative tools to accelerate socio-economic development of territories. One of the projects territories of priority socio-economic development. This article discusses one aspect of creating the conditions for successful implementation of such projects is the availability of labor resources. The paper examines: the current ratio in the structure of the regional economy, including examining the role of the specialized activities; the dynamics of the total population of the territories of priority development of the region and the share of employment in their economies; as, the structure and movement of human resources. Based on the results of the study identified primary factors that play a role of constraints in manpower development, and their classification in the logic of the reasons for the General movement in the labor market and modification of the quality of labour resources. Obtained groups of factors formed the basis of developing approaches for the regulation of the labour market in the study areas in the region that can create the conditions for its structural-target coordination.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы территорий опережающего социально-экономического развития Кемеровской области: проблемы и перспективы»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Трудовые ресурсы территорий опережающего социально-экономического развития кемеровской области: проблемы и перспективы

Ганченко Д.Н. 1

1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Новокузнецк,

В современных экономических условиях актуальной задачей является поиск и внедрение инновационных инструментов в ускорении социально-экономического развития территорий. Одним из них выступают проекты территорий опережающего социально-экономического развития. В настоящей статье рассматривается один из аспектов создания условия для успешной реализации таких проектов - обеспеченность трудовыми ресурсами. В работе исследованы: сложившееся соотношение в структуре экономики региона, в том числе с рассмотрением роли профильных видов деятельности; динамика общей численности населения территорий опережающего развития региона и доля занятых в их экономике; состояние, структура и движение трудовых ресурсов. На основе полученных результатов исследования определен основной состав факторов, играющих роль ограничителей в развитии трудовых ресурсов, и проведена их классификация в логике причин, определяющих общее движение на рынке труда и модификацию качества трудовых ресурсов. Полученные группы факторов легли в основу разработки подходов к регулированию рынка труда в исследуемых территориях региона, способные создать условия для его структурно-целевой координации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовые ресурсы, территория опережающего развития, рынок труда, экономические виды деятельности, приоритеты, ограничители.

Labor resources of the territories of priority socio-economic development of the Kemerovo region: problems and prospects

Ganchenko D.N. 1

1 Novokuznetsk institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education, Kemerovo State University, Russia

Россия

АННОТАЦИЯ:

Введение

2014 года широкий общественный резонанс получили вопросы, связанные с проектами по формированию территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), представляемые как инновационный подход в решении вопросов развития механизмов привлечения инвестиций в регионы. В современных иссле-

дованиях данного феномена основное внимание уделяется вопросам непосредственного проектирования инноваций [3] (Volchkova, Votyakova, Vorobeva, Nedospasova, Nedospasov, 2017) и условиям и механизмам привлечения инвестиций в такого рода территории [19] (Shalaeva, 2018), а также исследованию их связи с региональной экономикой [2] (Beloglazov, Mitrofanova, Tretiak, 2016) и особенностей организации и функционирования ТОСЭР на территориях со специфическими характеристиками, такими как моногорода, ЗАТО [15] (Puchkin, 2017) и другие. Однако следует отметить, что на этом фоне неоправданно мало внимания уделяется вопросам обеспечения трудовыми ресурсами такого рода проектов и их перспективных видов деятельности. Этот аспект создания и функционирования территорий опережающего развития послужил предметом настоящего исследования.

В Кемеровской области в соответствии действующим нормативно-правовым регулированием социально-экономического развития сформировано четыре территории опережающего социально-экономического развития. Необходимость их формирования и организации функционирования объединяет одна глобальная задача - сформировать условия для интенсификации социально-экономического развития. В этом смысле ТОСЭР позиционируется и как будущий локомотив развития в рамках реги-

ABSTRACT:_

In the current economic conditions, the urgent task is the search and implementation of innovative tools to accelerate socio-economic development of territories. One of the projects territories of priority socio-economic development. This article discusses one aspect of creating the conditions for successful implementation of such projects is the availability of labor resources. The paper examines: the current ratio in the structure of the regional economy, including examining the role of the specialized activities; the dynamics of the total population of the territories of priority development of the region and the share of employment in their economies; as, the structure and movement of human resources. Based on the results of the study identified primary factors that play a role of constraints in manpower development, and their classification in the logic of the reasons for the General movement in the labor market and modification of the quality of labour resources. Obtained groups of factors formed the basis of developing approaches for the regulation of the labour market in the study areas in the region that can create the conditions for its structural-target coordination.

KEYWORDS: human resources, priority development areas, labor market, economic activities, priorities, constraints

JEL classification: J20, J21, J29 Received: 22.01.2019 / published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ganchenko D.N. (Diana.ganchenko0mai1.ru)

CITATION:_

Ganchenko D.N. (2019) Trudovye resursy territoriy operezhayuschego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti: problemy i perspektivy [Labor resources of the territories of priority socio-economic development of the Kemerovo region: problems and prospects ]. Ekonomika truda. 6. (1). - 193-208. doi: 10.18334/et.6.1.39773

она, и как локалитет, в границах которого с применением инструментов внешнего регулирования формируется основа его социально-экономического развития.

Несмотря на стратегическую значимость проектов ТОСЭР, недостаточность внимания вопросам обеспеченности трудовыми ресурсами таких территорий, как одного из слагаемых элементов успешного функционирования экономики региона, может послужить причиной низкой результативности проектов как в масштабах профильных организаций-резидентов ТОСЭР, так и в масштабах всего региона. Это обуславливает целесообразность проработки корректирующих мер, оптимально встраиваемых в реализуемые и потенциальные проекты.

Цель исследования заключается в формировании адаптивных подходов обеспечения трудовыми ресурсами ТОСЭР региона с учетом временного фактора и про-ектно-инновационной ориентации векторов развития экономики. В ходе исследования решаются задачи по определению структуры экономики, приоритетных видов деятельности ТОСЭР, состояния и динамики уровня их обеспеченности трудовыми ресурсами, а также причин их обуславливающих.

Научная новизна полученных результатов состоит в классификации факторов, ограничивающих развитие трудовых ресурсов ТОСЭР, и разработке на их основе подходов по целевому регулированию трудовых ресурсов в интересах интенсификации социально-экономического развития.

Основой исследования послужили отечественные и зарубежные работы, посвященные общим и частным вопросам формирования и развития трудовых ресурсов, занятости (Армстронг М., Веснин В., Старикова Л., Шапиро С. и др.), а также социально-экономическому развитию территорий (Гранберг А., Маршалова А., Сурнин В., Шабашев В., Шпинер Р. и др.) и их взаимообусловленности. Многогранность вопросов обеспечения трудовыми ресурсами ТОСЭР предопределила использование в качестве основы исследования системного подхода, баланса трудовых ресурсов региона, методы обработки статистической информации, общенаучные методы анализа и синтеза.

ТосЭр региона и приоритетные виды деятельности

Основное направление движения по дорожным картам ТОСЭР Кемеровской области обозначено как уход от существенной зависимости от состояния и деятельности градообразующих организаций. Такой подход к обоснованию направлений соци-

ОБ АВТОРЕ:_

ГанченкоДиана Николаевна, старший преподаватель, канд. эконом. наук (Diana.ganchenko0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ганченко Д.Н. Трудовые ресурсы территорий опережающего социально-экономического развития Кемеровской области: проблемы и перспективы // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 193208. Сог 10.18334М.6.1.39773

900000

800000

700000

600000

о

о. 500000

X г- 400000

5

300000

200000

100000

□ прочее

2014

2012

2013

□государственное управление. безопасность, социальное страхование 2015

В операции с недвижимым имуществом, аренда, услуги □транспорт и связь

■ оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочих бытовых изделий

23,0%

5,7% -7,6%" 7,6% 9,6%

16,5%

29,8%

2016

□добычаполезных ископаемых

Рисунок 1. Динамика и структура ВРП Кемеровской области Источник: составлено на основе [17]

ально-экономического раз вития в целом оправдан. Поск ольку даже незначительна е изменение негативного характера в показателях деятельности такого рода организаций приводит к ощутимому снижению количественных и качественных характеристик экономики не только конкретных муниципальных образований, но и региона в целом. Прежде всего, изменения проявляется в динамике и структуре ВРП (рис. 1).

При увеличении ВРП практически на 19,5% структура экономики на протяжении 5 лет остается относительно стабильной с преобладанием сырьевой направленности при незначивельном наращении весомости добывающей и обрабатывающей нромышлен-ности в регионе (в категорию прочих отнесены сферы экономики, имеющие менее 5% вклада в ВРП: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, строительство, финансовая деятельноств, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение и друеие). Такая ситуация нозволяет говорить о томе, что традицьон-ные меры [1] по развитию альтернативных направлений экономики региона не дают существенных результатов в изменении ее структуры.

С целью решения поставленной задачи перед ТОСЭ13 региона организациям, являющимся их действующими и потенциальными рмзьдентами, предлагаетсе внушительный арсенал методов и механизмов, к числу которых относятся: многоступенчатое информационное сопровождение, значительные налоговые преференции,формиро-вание инвестиционных и инновационных площадок, цифровые и сетевые технологии, проработка административных регламентов, а также механизмы поддержки административно-методического характера со стороны региональных и муниципальных орга-

нов власти и другие [13, 14]. Формирование действующего портфеля инструментария по стимулированию развития территорий направлено на расширение потенциала резидентов ТОСЭР в реализации приоритетных видов детальности (табл. 1).

Таблица 1

Основные параметры ТОСЭр Кемеровской области

Город Цель создания условия создания Профиль видов деятельности

действующий приоритетный

Юрга Создание более 2000 - г. Юрга и более 3500 - г. Анжеро-Судженск новых рабочих мест, привлечение дополни-тельных инвестиции, увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования Создание рабочих мест: для новых организаций - не менее 20 ед. в течение первого года машино-стро-ение производство строительных материалов, рыбное хозяйство, транспортная логистика, легкая промышленность

Анжеро-Судженск добыча и переработка угля нефтепереработка, деревообработка, машиностроение, пищевая промышленность, развитие инфраструктуры города

Прокопьевск Диверсификация экономики города, повышение инвестиционной привлека-тель-ности, создание более 2100 - г. Прокопьевск и более 1500 - г. Новокузнецк постоян-ных рабочих мест и привлечение инвес-тиций в объем 9,3 млрд руб. - г. Прокопьевск, и более -3,3 млрд руб. -г. Новокузнецк Создание рабочих мест организациями: для новых - не менее 10 ед. в течение первого года; для действующих - не менее среднесписочной численности работников за последние 3 года. Привлечение иностранной рабочей силы не более 25% от общей численности добыча угля перерабатывающая промышленность, сервисное обслуживание

Новокузнецк металлургия (черная и цветная) химическая промышленность, медицина, строительство

Источник: [1, 9-12]

С позиции практиков и законодателей потенциал проектов ТОСЭР в создании условий для общего социально-экономического развития должен раскрываться одновременно путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Однако для целей привлечения инвестиций разработан целый арсенал методов и механизмов, а вопрос создания рабочих мест, обеспеченных соответствующими трудовыми ресурсами, имеет определенные пробелы.

Специфические параметры трудовых ресурсов в ТОСЭР и регионе

С одной стороны, современный рынок труда и трудовые ресурсы в России в целом достаточно глубоко исследуются. Обобщение результатов ряда исследований позволяет заключить, что рынок труда сегодня характеризуется практически повсеместно следующими специфическими тенденциями: наблюдается развитие внутреннего краудсорсинга [5] (Kotlyarov, 2016), формирование и развитие нестандартных форм занятости [4, 6-8, 16, 18] (Dolzhenko, 2014; Kotlyarov, 2015; Kotlyarov, 2015; Kotlyarov, 2015; Tsjokhla, Simchenko, Pavlenko, 2016) при росте официальной безработицы и стремительном старении населения [17].С другой стороны, характер трудовых ресурсов и рынок труда в регионах довольно самобытны. В результате чего формируются их специфические характеристики, требующие соответствующих мер регулирования возможных трудностей в обеспечении трудовыми ресурсами экономики и отдельных видов деятельности.

«Вершину айсберга» предполагаемых трудностей ТОСЭР Кемеровской области в этой сфере можно охарактеризовать путем оценки динамики и сопоставления показателей численности населения ТОСЭР и числа занятых в экономике (рис. 2).

При общей! регионально0 тенденции снижения численнос то населения (на 1,2% с 2013о.по 2017 г.) и сокращения занятых в экономике (на 6,1% за этот же период) в исследуемых территориях ситуация неоднозначна. В г. Новокузнецк и в г. Юрга

тыс. чел.

Новокузнецк Прокопьевск Анжеро-Судженск Юрга

Рисунок 2. Общая численность населения и число занятых в экономике городов, получивших статус ТОСЭР Источник: составлено на основе [17]

Анжеро-Судженск 60,0 50,0

Юр га

48.8

36,!

20,6

47,9

52,4

Новокузнецк

24,5

Прокопьевск

—•—2013

-•-- 2017

Рисунок 3. Изменение доли занятых в ТОСЭР Источник: составлено на основе [17]

отмечается прирост численности населения в пределах 0,5% от общей численности за счет миграционных потоков внутреннего и внешнего характера. В тоже время в г. Прокопьевск и в г. Анжеро-Судженск наблюдается сокращение численности населения в пределах 5%, что обусловлено как общим ухудшением социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, так и миграцией населения в агломерационные центры региона (г. Новокузнецк и г. Кемерово) и за пределы региона. Не малую роль в формировании динамики занятых в экономике играет и старение населения. Так, уровень участия в населения (15-72 лет) в рабочей силе региона в целом снизился с 67,7% до 65,9% за пять лет. В результате в регионе наблюдается снижение доли занятых в экономике от общей численности с 51,9% до 49,3% за этот же период. На этом фоне наблюдается ощутимый отток высококвалифицированных кадров в трудоспособном возрасте в более благоприятные территории (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск, г. Краснодар). В совокупности действие факторов относительно формирования трудовых ресурсов в ТОСЭР региона привело к тому, что доля занятых в городах ТОСЭР снижается (рис. 3).

Следует отметить, что наибольшее снижение доли рассматриваемого показателя приходится на г. Юрга. Такое изменение при сохранении тенденции способно привести к необратимым структурным изменениям не только на рынке труда, но и в целом в экономике города.

Детализированную картину обеспеченности трудовыми ресурсами ТОСЭР региона и состояния рынка труда позволит составить оценка структуры занятости и движения трудовых ресурсов (рис. 4).

200 ЫиО51ААЮОиИЫАЬА-ЬАВОШЕСОАОУ^ '2019 Рапиагу-МагсЫ

государств енное управление, обеспечение безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальное обеспечение 6%

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 3%

деятельность про ф ессиональная. научнаяи техническая 3%

добыча полезных ископаемых 10%

деятельность по операциям с недвижимым имутцеств о м 3 %

деятельность финансовая и страховая 2%

деятельность гостиниц и предприятий общественного тшгания2%

транспортировка и хранение 9%

деятельность

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 16%

Рисунок 4. Структура занятых в экономике региона по видам деятельности в 2017 г.

Источник: составлено на основе [17]

Ориентация на сырьевое производство и обработку отражается соответствующим образом и на структуре занятости, доля занятости в которых составляет порядка 22%. Следует отметить, что структура численности занятых на крупных и средних предприятиях (формирующих специализацию региона) значительно не менялась за последние 5 лет. Сокращение деловой активности по отраслям не составляющих основу специализации региона проявляется, прежде всего, в сворачивании структуры ВРП в разрезе экономических видов деятельности по ряду направлений (торговля - 1,4%, транспорт и связь - 0,6%, недвижимость и аренда - 1,8%, финансовая деятельность - 0,1%, гостиничный бизнес - 0,2%, строительство - 2,0%). Это отразилось на изменении коэффициента замещения рабочей силы (рис. 5).

Основной причиной изменения роста показателя в сырьевых отраслях выступает ориентация экономически активного населения на относительную стабильность самого рабочего места и более гарантированный доход, невзирая на определенные издержки трудовой миграции, вызванные сменной отрасли. Изменение значений коэффициента стало следствием действия таких факторов, как: более существенное сокращение реальных доходов по сравнению с другими сферами, развитие технологий, сокращение числа организаций при одновременном хоть и незначительном, но увеличении числа рабочих мест в смежных сферах и другие.

Рисунок 5. Коэффициент замещения рабочей! силы в регионе по видам деятель ности Источник: составлено на основе [17]

Систематизируя данные о состоянии трудовых ресурсов в ТОСЭР Кемеровской области, сложившихся и необходимых тенденциях в их изменении, отраженных в официальных материалах и оценочном прогнозе потребности в них, сформированном в территориальных представительствах федеральной службы занятости населения по Кемеровской области, представляется возможным определить тренд потребности на ближайшие пять лет (рис. 6).

Представленные результаты оценки потребности в трудовых ресурсах в ТОСЭР показывают увеличение дефицита трудовых ресурсов с учетом профиля экономических видов деятельности в ТОСЭР региона практически на 20%. Такая ситуация побуждает к поиску не только первопричин данной ситуации, но действенных способов ее изменения.

У = = 1 рт2 ^гм&с+езпв

2020 2021 2022 2023 2024

Прогноз потребности в трудовых ресурсах.........Полиномиальная (Прогноз потребности в трудовых ресурсах)

Рисунок 6. Потребность в трудовых ресурсах: ТОСЭР Кемеровской области Источнир: составлено -отор ом

г Демографические:

- общее снижение численности населения;

- высокая смертность населения н трудоспособном возрасте;

- старение население и трудовых ресурсов;

- интенсивность трудовых

^ миграционных потоков (отток)

Профессионально-

ментальные: - потеря престижа инженерных специальностей и базовых рабочих профессий

Образовательные:

- «массовизация» высшего образования;

- сворачивание внутрифирменной подготовки и повышения квалификации кадров;

- не соответствие системы образования потребностям модернизированных предприятий

Ограничители развития рынка труда ТОСЭР Кузбасса

( Производственные:

- сектор крупного и среднего бизнеса отраслей региональной специализации обеспечивает организацию порядка 75% рабочих мест;

- рост уровня требований к качеству рабочей силы по технолого-производственным параметрам;

- развитие внутреннего \краудаораиpга

Социально-бытовые: - по ряду показателей обеспеченности социально значимыми услугами ТОСЭР региона отстают от средних показателей региона и Сибирского федерального округа

' Рыночные:

- несоответствие профессиональной квалификационной структуры спроса интересам соискателей;

- общее снижение уровня овладения профессиональными компетенциями у соискателей;

- увеличение разрыва уровня оплаты труда между высоко квалицированными кадрами (категории У1Р) и сотрудниками (соискателями) среднего звена;

- рост уровня безработицы с одновременным ^увеличением нестандартной занятости у

Рисунок 7. Ограничители развития рынка труда, характерн ые для ТОСЭР Кемеровской области

Источник: разработано автором

Перспективы развития трудовых ресурсов в Тосэр региона

Обобщение полученных результатов позволяет выделить факторы, выступающие в роли ограничителей развития трудовых ресурсов и рынка труда Действие таких факторов многогранно и выступает основанием их классификации. В качестве ее критериев целесообразно использовать причины, определяющие общее движение на рынке труда и модификацию трудовых ресурсов (рис. 7).

Действие данных факторов, с одной стороны, очевидное и по отдельности не имеющее значительного резонанса для экономики. С другой стороны, их совокупное действие достаточно интенсивное и имеющее при сохранении силы воздействия стратегическое значение для развития ТОСЭР и региона в целом. Результат их воздействия может колебаться от невозможности создать оптимальный резерв трудовых ресурсов для обеспечения приоритетных видов деятельности ТОСЭР до формирования не восполняемого дефицита квалифицированных трудовых ресурсов.

Способы снижения и обнуления действия факторов-ограничителей на развитие рынка труда и трудовые ресурсы следует искать в системно-функциональном подходе к развитию территории, сочетающим необходимость решения совокупности задач, стоящих перед разноуровневыми субъектами социально-экономического развития в соответствии с действующим российским законодательством. Оценка трудовых, экономических и социальных элементов, составляющих основу развития территории и представленных в современном законодательстве, позволяет их структурировать по характеру применения. Проецирование полученной структуры на сферу трудовых ресурсов позволяет выделить традиционный (реализующий интересы действующих региональных и местных органов власти), компетентностный (представляющий в основном интересы молодого поколения трудовых ресурсов в формировании высокого уровня мастерства овладения профессиональными компетенциями) и про-ектно-сетевой (ориентированный на стратегические задачи развития государства и федеральную социально-экономическую политику) подходы в регулировании обеспеченности ТОСЭР трудовыми ресурсами (табл. 2).

При имеющихся позитивных и негативных характеристиках каждого из подходов ни один из них в настоящее время, в связи с интенсивностью изменения общих социально-экономических условий, не способен в полной мере решить поставленную задачу по обеспечению трудовыми ресурсами отдельных видов экономической деятельности. Поэтому наиболее рациональным в решении задачи является сочетание всех трех подходов, основываясь на критериях эффективности и результативности их использования в решении тактических и стратегических задач развития, как со стороны властных структур, так и со стороны хозяйствующих субъектов.

заключение

Сохранение негативных тенденций в изменении характеристик трудовых ресурсов ТОСЭР Кемеровской области уже в ближайшей перспективе приведет к наращи-

Таблица 2

характеристика подходов в решении задач по развитию трудовых ресурсов

тосэр

Подход

Основные механизмы и методы

достоинства

недостатки

- Открытие новых направлений подготовки в образовании;

- организация альтернативных форм занятости для молодежи;

- содействие самозанятости граждан, в том числе и пенсионеров;

- перевод неформальной занятости в формальную самозанятость.

- Временной горизонт реализации 1-3 года (краткосрочный);

- разработаны определенные методико-правовые аспекты мер для органов власти на федеральном и региональном уровне._

- Формирует временную относительную устойчивость рынка;

- имеет частично принудительный характер для соискателей.

Формирование системы управления стимулирования роста количества и качества профильных трудовых ресурсов ТОСЭР, включающей координацию движения трудовых ресурсов на основе межмуниципального партнерства в рамках региона и организации Центра стажировок для выпускников образовательных организации высшего и среднего профессионального образования, имеющих достаточно высокие рейтинги овладения профессиональными компетенциями

- Временной горизонт реализации 2-4 года (среднесрочный);

- имеет преимущественно добровольный характер для соискателей;

- обеспечивает целевое формирование профильных трудовых ресурсов, соответствующее потребностям рынка.

- Ориентация на узкий сегмент трудовых ресурсов;

- зависит от заинтересованности эконо-миче-ских агентов в квалифицированных сотрудниках

- реализация за счет средств местного и регионального бюджетов.

Усиление темпов социально-экономического развития (включая трудовой спектр) за счет роста числа организаций, осуществляющих технологические инновации и инвестиционные проекты. Общее ускорение внедрения цифровых технологий в промышленности страны, региона и ТОСЭР, а также в социальной сфере.

- Аккумулирование ресурсов акторов сети [20-22] (Мёпап^ 2004; Меи1етап, 2008);

- организационно-эко-номи-ческая поддержка региональ-ных и федеральных властей;

- преимущественно добровольный характер для соискателей;

- формирует более устойчи-вую систему отношений по формированию и распределению трудовых ресурсов в интересах экономики региона и ТОСЭР.

- Высокозатратный;

- временной горизонт реализации 3-5 лет (долгосрочный);

- подход в стадии формирования.

Источник: составлено автором

ванию существенности дисбаланса между профессиональной структурой трудовых ресурсов и потребностями работодателей ТОСЭР. Как следствие, потенциально возможно опережение темпа роста стоимости рабочей силы над темпом роста производительности труда, а также существенной модификации структуры занятости, не отвечающей ни современной специализации региона, ни приоритетным направлениям экономической деятельности в ТОСЭР. Сокращение дисбаланса трудовых ресурсов можно достичь путем реализации синтеза традиционного, компетентностного и про-ектно-сетевого подходов, основанного на принципах системности и рациональности. Детализация механизмов реализации представленных подходов по развитию трудовых ресурсов ТОСЭР региона является предметом дальнейших исследований.

ИСТОЧНИКИ:

1. Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: https://ako.ru (

дата обращения: 15.12.2018 ).

2. Белоглазов П.Л., Митрофанова О.Ю., Третьяк С.Н. Роль ТОСЭР в развитии регио-

нальной экономики: изучение опыта КНР // Россия – Китай: вектор развития: материалы научно-практической конференции; под общ. ред. О. А. Цепелева. Благовещенск, 2016. - с. 42-45.

3. Волчкова И.А., Вотякова И.В., Воробьева Е.С., Недоспасова О.П., Недоспасов А.А. Моделирование инновационного развития муниципальных образований в условиях формирования ТОСЭР Томской области // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-1(86). - с. 351-355.

4. Долженко Р.А. Трансакционные издержки использования новых форм трудовых

отношений // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 4. - с. 110-118.

5. Котляров И.Д. Внутренний краудсорсинг: попытка анализа экономической и орга-

низационной природы // Вестник НГУЭУ. - 2016. - № 1. - с. 164-173.

6. Котляров И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтраль-

ные // Journal of Economic Regulation. - 2015. - № 4. - с. 28-36. - doi: 10.17835/20785429.2015.6.4.028-036.

7. Котляров И.Д. Нестандартные формы занятости - хорошо забытое старое? // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. -2015. - № 8(24). - с. 108-113.

8. Котляров И.Д. Проблемы регулирования нестандартных форм занятости // Journal of

Economic Regulation. - 2015. - № 1. - с. 55-66. - doi: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.055066.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Анжеро-Судженск» : постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 941. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204803.

10. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новокузнецк»: постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 № 278. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_293332.

11. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Прокопьевск»: постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2018 № 1470. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_312722.

12. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Юрга» : постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 641. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_201664.

13. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ : принят Государственной Думой 23.12.2014 г. (ред. от 27.12.2018 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962.

14. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородо: постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 г. № 614 (ред. от 26.04.2017 г.)в). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_181759.

15. Пучкин М.Б. Теоретические подходы к стратегическому управлению ТОСЭР ЗАТО атомной отрасли // Сибирский журнал науки и технологий. - 2017. - № 4. - c. 981-992.

16. Симченко Н.А., Волошин А.И., Романюк Е.В. Теоретические аспекты нестандартных форм занятости на рынке труда в современных экономических условиях // Kant. - 2018. - № 2(27). - c. 337-340.

17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области:. [Электронный ресурс]. URL: http://kemerovostat.gks.ru ( дата обращения: 13.12.2018 ).

18. Цёхла С.Ю., Симченко Н.А., Павленко И.Г. Исследование трансформаций на рынке труда Республики Крым в контексте модернизации экономики региона // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 1(57). - c. 120-123.

19. Шалаева Н.И. Создание ТОСЭР (территорий опережающего социально-экономического развития) как один из способов привлечения инвестиций в Приморский край // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 8(97). - c. 750-752.

20. Networks in Economic and Business History: A Theoretical Perspective // German Historical Institute London Bulletin. - 2011. - № 2. - p. 17-49.

21. Menard C. The Economics of Hybrid Organizations // Journal of Institutional and Theoretical Economics. - 2004. - № 160. - p. 345-376.

22. Meuleman L. Public Management and the Metagovernance of Hierarchies, Networks

and Markets. The Feasibility of designing and managing style combinations. Heidelberg:

Physica-Verl. [Электронный ресурс]. URL: http://link.springer.com/book/10.1007/978-

3-7908-2054-6 ( дата обращения: 25.11.2018 ).

references:

Networks in Economic and Business History: A Theoretical Perspective (2011). German Historical Institute London Bulletin. (2). 17-49.

Beloglazov P.L., Mitrofanova O.Yu., Tretiak S.N. (2016). Rol TOSER v razvitii regionalnoy ekonomiki: izuchenie opyta KNR [The role of the ADZ in the development of regional economy: a study of the experience of China] Russia & China: development vector. 42-45. (in Russian).

Dolzhenko R.A. (2014). Transaktsionnye izderzhki ispolzovaniya novyh form trudovyh otnosheniy [Transaction costs of using the new forms of labor relations]. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (4). 110118. (in Russian).

Kotlyarov I.D. (2015). Nestandartnye formy zanyatosti - khorosho zabytoe staroe? [Atypical employment - rather forgotten, than new?]. Mnogourovnevoe obschestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki. (8(24)). 108-113. (in Russian).

Kotlyarov I.D. (2015). Nestandartnye formy zanyatosti: pozitivnye, negativnye, neytralnye [Atypical Employment: Positive, Negative and Neutral Forms]. Journal of economic regulation. 6 (4). 28-36. (in Russian). doi: 10.17835/20785429.2015.6.4.028-036.

Kotlyarov I.D. (2015). Problemy regulirovaniya nestandartnyh form zanyatosti [Atypical employment: an attempt at theoretical analysis]. Journal of economic regulation. 6 (1). 55-66. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.055-066.

Kotlyarov I.D. (2016). Vnutrenniy kraudsorsing: popytka analiza ekonomicheskoy i organizatsionnoy prirody[Internal crowdsourcing: an attempt at analysis of economic and organizational nature]. Vestnik NSUEM. (1). 164-173. (in Russian).

Meuleman L. Public Management and the Metagovernance of Hierarchies, Networks and Markets. The Feasibility of designing and managing style combinationsHeidelberg: Physica-Verl. Retrieved November 25, 2018, from http:// link.springer.com/book/10.1007/978-3-7908-2054-6

Menard C. (2004). The Economics of Hybrid Organizations Journal of Institutional and Theoretical Economics. (160). 345-376.

Puchkin M.B. (2017). Teoreticheskie podkhody k strategicheskomu upravleniyu TOSER ZATO atomnoy otrasli[Theoretical approaches to strategic management of toser in the nuclear industry zato]. Sibirskiy zhurnal nauki i tekhnologiy. 8 (4). 981-992. (in Russian).

Shalaeva N.I. (2018). Sozdanie TOSER (territoriy operezhayuschego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya) kak odin iz sposobov privlecheniya investitsiy v Primorskiy kray [Creation of a TOSER (territories of advanced socio-economic development) as one of the ways to attract investment in the coastal region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8(97)). 750-752. (in Russian).

Simchenko N.A., Voloshin A.I., Romanyuk E.V. (2018). Teoreticheskie aspekty nestandartnyh form zanyatosti na rynke truda v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [The orising aspects of employment's non-standard forms in modern economics'' labor market]. Kant. (2(27)). 337-340. (in Russian).

Tsjokhla S.Yu., Simchenko N.A., Pavlenko I.G. (2016). Issledovanie transformatsiy na rynke truda Respubliki Krym v kontekste modernizatsii ekonomiki regiona [Research of transformation on the labor market in the Republic of Crimea in the context of modernization of the region's economy(Russia, Simferopol')]. Problems of modern economics. (1(57)). 120-123. (in Russian).

Volchkova I.A., Votyakova I.V., Vorobeva E.S., Nedospasova O.P., Nedospasov A.A. (2017). Modelirovanie innovatsionnogo razvitiya munitsipalnyh obrazovaniy v usloviyakh formirovaniya TOSER Tomskoy oblasti [Modeling of innovative development of municipalities in conditions of formation of TASED Tomsk region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-1(86)). 351-355. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.