Научная статья на тему 'Влияние статуса тосэр на рынок труда моногородов'

Влияние статуса тосэр на рынок труда моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТОСЭР / МОНОГОРОД / SINGLE-INDUSTRY TOWN / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / SUPPLY AND DEMAND / НАЛОГ / TAX / РЕЗИДЕНТ ТОСЭР / RESIDENT OF PSEDA / PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS (PSEDA)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрычева Ирина Викторовна

Представлены данные анализа показателей рынка труда моногородов Российской Федерации со статусом ТОСЭР за 2015-2016 гг.: уровень безработицы; динамика самозанятости; коэффициент напряженности; динамика спроса и предложения на рынке вакансий; экспорт и импорт рабочей силы. Проблема исследования определяется тем, что специфичные проблемы рынка труда моногородов женская безработица, весомая доля неформальной занятости, скрытая безработица обусловливают необходимость развития и крупных, и малых предприятий. Также по результатам мониторинга вакансий интернет-порталов сформирован перечень основных работодателей в моногородах, получивших статус ТОСЭР в 2015-2016 гг. В рамках исследования проведен не только обзор количества рабочих мест, предоставленных резидентами ТОСЭР, но и дана оценка перспективности работы резидентов, в том числе для повышения занятости населения. Представлены данные, актуальные на 1 декабря 2017 г. Выявлено, что трудоустройство по заявленным проектам резидентов ТОСЭР не совпадает со свободными и заявленными на локальных рынках труда вакансиями. На данный момент выявлено более 30 неактивных и убыточных проектов, есть основания предполагать, что неактивные окажутся пустыми, а убыточные не будут расширять штат сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of status of the priority social and economic development areas on the labor of single-industry towns

The article presents data on the analysis of labor market indicators of the single-industry towns of the Russian Federation with the status of priority social and economic development areas (PSEDA) for 2015-2016: the unemployment rate; dynamics of self-employment; coefficient of tension; dynamics of supply and demand in the job market; export and import of labor. The research problem is caused by the fact that specific problems of the labor market of single-industry towns female unemployment, a significant share of informal employment, hidden unemployment cause the necessity of development of both large and small enterprises. In the article, based on the results of monitoring the vacancies of Internet portals, a list of the main employers in single-industry towns was formed, which received the status of PSEDA in 2015-2016. The survey not only reviewed the number of jobs provided by PSEDA residents, but also assessed the prospects for the work of residents, including for increasing employment. The results of the study are presented in tabular forms and are current as of December 1, 2017. As a result of the research, it was revealed that employment for the declared projects of PSEDA residents does not coincide with free vacancies and declared vacancies on local labor markets. At the moment, more than 30 inactive and unprofitable projects have been identified, there are reasons to assume that the inactive will be empty, and unprofitable projects will not expand staff.

Текст научной работы на тему «Влияние статуса тосэр на рынок труда моногородов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

УДК 331.5 JEL: J25

DO110.25513/1812-3988.2018.2.130-142

ВЛИЯНИЕ СТАТУСА ТОСЭР НА РЫНОК ТРУДА МОНОГОРОДОВ

И.В. Добрычева

Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета (Юрга, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 16 февраля 2018 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2018 г.

Ключевые слова

Рынок труда, ТОСЭР, моногород, спрос и предложение, налог, резидент ТОСЭР

Аннотация. Представлены данные анализа показателей рынка труда моногородов Российской Федерации со статусом ТОСЭР за 2015-2016 гг.: уровень безработицы; динамика самозанятости; коэффициент напряженности; динамика спроса и предложения на рынке вакансий; экспорт и импорт рабочей силы. Проблема исследования определяется тем, что специфичные проблемы рынка труда моногородов - женская безработица, весомая доля неформальной занятости, скрытая безработица - обусловливают необходимость развития и крупных, и малых предприятий. Также по результатам мониторинга вакансий интернет-порталов сформирован перечень основных работодателей в моногородах, получивших статус ТОСЭР в 2015-2016 гг. В рамках исследования проведен не только обзор количества рабочих мест, предоставленных резидентами ТОСЭР, но и дана оценка перспективности работы резидентов, в том числе для повышения занятости населения. Представлены данные, актуальные на 1 декабря 2017 г. Выявлено, что трудоустройство по заявленным проектам резидентов ТОСЭР не совпадает со свободными и заявленными на локальных рынках труда вакансиями. На данный момент выявлено более 30 неактивных и убыточных проектов, есть основания предполагать, что неактивные окажутся пустыми, а убыточные не будут расширять штат сотрудников.

THE IMPACT OF STATUS OF THE PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS

ON THE LABOR OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS

I.V. Dobrycheva

Yurga Technological Institute (Branch) of the National Research Tomsk Polytechnic University (Yurga, Russia)

Article info

Received February 16, 2018

Accepted March 25, 2018

Keywords

Labor market, priority social and economic development areas (PSEDA), single-industry town, supply and demand, tax, resident of PSEDA

Abstract. The article presents data on the analysis of labor market indicators of the single-industry towns of the Russian Federation with the status of priority social and economic development areas (PSEDA) for 2015-2016: the unemployment rate; dynamics of self-employment; coefficient of tension; dynamics of supply and demand in the job market; export and import of labor. The research problem is caused by the fact that specific problems of the labor market of single-industry towns - female unemployment, a significant share of informal employment, hidden unemployment - cause the necessity of development of both large and small enterprises. In the article, based on the results of monitoring the vacancies of Internet portals, a list of the main employers in single-industry towns was formed, which received the status of PSEDA in 2015-2016. The survey not only reviewed the number of jobs provided by PSEDA residents, but also assessed the prospects for the work of residents, including for increasing employment. The results of the study are presented in tabular forms and are current as of December 1, 2017. As a result of the research, it was revealed that employment for the declared projects of PSEDA residents does not coincide with free vacancies and declared vacancies on local labor markets. At the moment, more than 30 inactive and unprofitable projects have been identified, there are reasons to assume that the inactive will be empty, and unprofitable projects will not expand staff.

© И.В. Добрычева, 2018

1. Введение. Организация особых условий деятельности предприятий для улучшения социально-экономического положения регионов основывается, в первую очередь, на создании благоприятного инвестиционного климата. Так как основой развития региона и страны в целом является малый бизнес, в 2000-х гг. начинается процесс реализации всевозможных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Инвестиционная политика в 2000-2004 гг. в России, в соответствии с выводами Всемирного банка, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и Счетной палаты РФ, проводилась без учета влияния макроэкономической политики на отдельные рынки и регионы [1].

На данный момент, по данным ФНС, в России зарегистрировано более 5,8 млн субъектов малого бизнеса, на которых работает более 15,96 млн чел. Однако ФНС не учитывает количество неофициальных работников, незарегистрированных индивидуальных предпринимателей, надомников, фрилансеров и т. п. Возможности малого бизнеса для самореализации в век инноваций и технологий практически безграничны - недостаточно механизмов, позволяющих вывести самозанятых из теневого сектора экономики, обеспечить официальное трудоустройство всех работников микропредприятий, дать возможность развития малопривлекательных и материалоемких отраслей для диверсификации региона или территории.

Программы содействия развитию малого бизнеса условно можно разделить на федеральные, региональные, гранты, местные.

Федеральные программы проводятся с участием Минэкономразвития России, Корпорации МСП и «МСП Банк», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Минсельхоза России, Фонда развития промышленности ФГАУ «РФТР», Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), Российского экспортного центра.

Региональных программ и подпрограмм поддержки бизнеса насчитывается 190, некоторые их них уже завершены, по другим срок реализации указан до 2019-2020 гг. Бизнес может также рассчитывать на компенсацию за-

трат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств. Популярны также субсидии от Центра занятости на открытие собственного дела и грантовая поддержка.

Инструментами региональной политики, способствующими развитию среднего и малого бизнеса, являются особые режимы, позволяющие вести бизнес в благоприятных условиях.

История применения подобных режимов в России начинается в 1991 г., когда на территории Приморского края, Сахалинской, Кемеровской, Новгородской, Ленинградской, Калининградской, Читинской и Московской областей были созданы первые свободные экономические зоны.

Следующим шагом стало принятие Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». На 19 сентября 2017 г. в России создано 26 ОЭЗ четырех типов: 10 промыш-ленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 1 портовая и 9 туристско-рекреацион-ных1. Помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.

По мнению экспертов Счетной палаты РФ, относительно успешными из числа созданных ОЭЗ стали всего шесть, а разработанные программы не были реализованы в полном объеме и не доведены до конца. «Исходя из решений Правительства и Перечней объектов инфраструктуры ОЭЗ, общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон оценивается в общем - 334,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 224,5 млрд руб., за счет средств бюджетов регионов - 109,7 млрд руб. С 2006 по 2015 г. общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд руб., средств регионов - 64 млрд руб. А в 2016 г. на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 5,9 млрд руб.» Особо подчеркивалась низкая эффективность: притом что из федерального и региональных бюджетов было вложено 185,9 млрд руб., за 10 лет было создано лишь 18 177 рабочих мест2.

Дальнейшим этапом стало вступление в силу с 5 января 2012 г. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3, вводившим понятие «зон территориального развития» (ЗТР)

как части субъекта Российской Федерации, где должны создаваться благоприятные условия для инвесторов. В частности, инвесторам предлагалась государственная поддержка, а управление ЗТР возлагалось на специально созданные для этого администрации.

Что и эта мера не принесла ожидаемых результатов, уже в 2015 г. убедительно показали М.И. Емец и А.С. Пургин, указав на то, что ЗТР упоминались в стратегиях социально-экономического развития лишь нескольких субъектов Российской Федерации: республик Карачаево-Черкессия и Северая Осетия, Забайкальского края, Курганской области. Ими также указывалось на то, что только 13 субъектов Российской Федерации осуществляли деятельность, направленную на создание ЗТР, и только в восьми из них была произведена корректировка стратегий социально-экономического развития [2].

Нужно отметить, что логичным представляется создание ЗТР на территории наиболее уязвимых регионов, например в Кемеровской области, которая в списке лидеров по количеству моногородов. Здесь в целях социально-экономического развития 8 июля 2010 г. был принят закон № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования», а 19 октября -постановление № 451 «О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования», предусматривающих создание зон четырех типов: промышленно-производствен-ного, агропромышленного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного. На данный момент на территории Кемеровской области существует всего три зоны экономического благоприятствования: в Таштагольском районе, в Юрге и в Ленинск-Кузнецком.

Концепция «льготного» режима инвестиционной и предпринимательской деятельности получила дальнейшее развитие в связи с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Оценка эффективности таких территорий - дело будущего, пока можно лишь отметить определенные тенденции и предотвратить возможный неуспех.

2. Обзор литературы. Территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в истории инвестиционной политики России является абсолютно новым инструментом, хотя предпосылки его создания сложились еще в 1990-е гг. Значительных ис-

следований по данной тематике пока нет, но исследователи постоянно описывают опыт приме нения ТОСЭР в разных регионах страны. Авторами таких работ являются Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.Н. Кадыров, А.О. Манькова, Е.А. Мякишева, Н. Обухова, Е.С. Ручьева, С.Ю. Титова [2-10].

Особняком стоят работы исследователей опыта применения ТОСЭР за рубежом и предпосылки создания данных территорий -П.Л. Белоглазов, О.Ю. Митрофанова, К.С. Фи-щенко [11; 12].

Необходимо отметить, что опыт применения ТОСЭР недостаточно широк и за рубежом. Территории опережающего развития распространены в странах Азиатского региона, где была доказана их эффективность. Например, политика работы специальных экономических зон привела к высоким темпам экономического роста в Китае [13]. Опыт свободных экономических зон в странах Азиатского региона описывается в отчетах и научных публикациях [14-16]. Популярность таких экономических моделей приводит к их распространению по всему миру [17].

3. Цель, гипотеза и методы исследования. Целью данного исследования является оценка результативности воздействия условий социально-экономического механизма ТОСЭР на рынок труда моногородов. Задачи исследования обусловлены целью: оценить показатели рынка труда моногородов со статусом ТОСЭР в динамике и емкость резидентов ТОСЭР по возможному трудоустройству жителей моногородов.

Гипотеза исследования состоит в научном предположении, что резиденты ТОСЭР не настроены на работу в новых условиях, заявленные цифры трудоустройства завышены, и механизм реализации ТОСЭР требует доработки и тщательного контроля.

Методами исследования являются: метод выборочного исследования, метод сравнительного анализа, метод анализа нормативных актов.

4. Результаты исследования. Создание ТОСЭР первоначально было обусловлено необходимостью улучшения экономического положения Дальневосточного федерального округа (гл. 8 Федерального закона № 473-ФЗ). В дальнейшем данный инструмент было решено применять в отношении к прочим территориям со сложной экономической ситуацией, в отличие от Дальнего Востока - прежде всего в монопро-

фильных муниципальных образованиях (моногородах) (гл. 9 того же закона). Для резидентов ТОСЭР введены преференции ведения деятельности в таких зонах, что дает основание ожидать положительные результаты в ближайшие годы. Особые зоны могут создавать дисбаланс внутри экономик и требуют значительных ин-

фраструктурных инвестиций. Налоговые поступления при этом уменьшаются, хотя рост объемов торговли и появление большого количества новых рабочих мест компенсируют возможные минусы.

Статус ТОСЭР предполагает льготы в налогообложении (см. табл. 1).

Таблица 1

Условия налогообложения резидентов ТОСЭР

Налог / страховой взнос Величина, %

Общие условия РФ Резидент ТОСЭР

Налог на прибыль, в том числе: 20 5 (в течение 5 лет)

Федеральный бюджет 3 0 (в течение 5 лет)

Региональный бюджет 17 5 (в течение 5 лет)

Налог на имущество 2,2 0

Земельный налог 1,5 0

Страховые взносы, в том числе: 30 7,6 (в течение 10 лет)

Пенсионный фонд РФ 22 6 (в течение 10 лет)

Фонд социального страхования РФ 2,9 1,5 (в течение 10 лет)

Федеральный фонд ОМС 5,1 0,1 (в течение10 лет)

При этом капиталовложения резидентов должны быть не менее 500 тыс. руб. Предполагается рост экономики в сочетании с ее диверсификацией, в том числе на территориях моногородов. Статья 58 действовавшего до 1 января 2017 г. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусматривала, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам соответствующих фондов. Таким образом, будущий работник производства был защищен, а значит, спрос на рабочую силу предполагался меньшим предложения.

Безработица вынуждает жителей моногородов трудиться за «серую» и «черную» зара-

ботную плату, работать в условиях неполного рабочего времени, соглашаться на вакансии, требования к которым ниже уровня образования и квалификации соискателя. Цивилизованный рынок трудовых отношений, позволяющий уменьшить налоговое бремя для работодателя, должен стать максимально привлекательным для работников.

По результатам работы можно сделать некоторые предварительные итоги.

На 1 декабря 2017 г. в реестр была внесена информация о 78 резидентах ТОСЭР3. На ту же дату было зарегистрировано 37 моногородов, получиших статус ТОСЭР4, выступающих непосредственным объектом настоящего исследования.

Информация о ТОСЭР, которые будут в дальнейшем рассматриваться в настоящем исследовании, представлена в табл. 2.

ТОСЭР Регион Дата создания Количество резидентов Средняя заработная плата за 2015-2016 гг. (на ноябрь), руб.

Белогорск Амурская область 21.08.2015 - 24 248

Набережные Челны Республика Татарстан 28.01.2016 21 26 347

Гуково Ростовская область 28.01.2016 8 25 865

Усолье-Сибирское Иркутская область 26.02.2016 4 21 326

Таблица 2

Характеристика моногородов, получивших статус ТОСЭР

Окончание табл. 2

ТОСЭР Регион Дата создания Количество резидентов Средняя заработная плата за 2015-2016 гг. (на ноябрь), руб.

Юрга Кемеровская область 07.07.2016 1 18 045

Краснокаменск Забайкальский край 16.07.2016 4 22 797

Анжеро-Судженск Кемеровская область 19.09.2016 3 17 288

Краснотурьинск Свердловская область 19.09.2016 4 26 613

Надвоицы Республика Карелия 19.09.2016 1 -

Тольятти Самарская область 28.09.2016 20 23 967

Белебей Республика Башкортостан 29.12.2016 4 27 319

Кумертау Республика Башкортостан 29.12.2016 6 27 329

Примечание. Сост. по: Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. URL: http://economy.gov.ru/mmec/activity/sections/econ-reg/momtoringmonocily/2016160505; 11 инвесторов готовы стать резидентами ТОСЭР «Кумертау». URL: http://art-kumer-tau.ru/новости-события/новости/313-11-инвесторов-готовы-стать-резидентами-тосэр-«кумертау».html; TRUD.COM. URL: https://www.trud.com.

Большинство резидентов должны создать не менее 20 рабочих мест, однако в ТОСЭР Набережные Челны - 30 рабочих мест, а в более поздних по срокам создания ТОСЭР - Пет-ровск, Разуваевка, Сарапул, Вятские поляны, Южная Якутия - по 10 рабочих мест.

Для детального анализа особенностей рынка труда во всех перечисленных моногородах необходим большой объем данных, которые, к сожалению, в открытом доступе представле-

ны в разрозненном виде, не имеющем общей структуры. Однако с большой долей уверенности можно говорить, что эти рынки характеризуются диспропорциями спроса и предложения, невысокой заработной платой, безработицей среди молодежи.

Для объективации исследуем основные показатели рынка труда рассматриваемых моногородов (табл. 3).

Таблица 3

Показатели рынка труда моногородов, имеющих статус ТОСЭР

ТОСЭР Уровень безработицы Коэффициент напряженности на рынке труда Численность безработных, чел.

31.12. 31.12. 31.12. 31.12. 31.12. 31.12. 31.12. 31.12. 31.12.

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017

Белогорск 2,2 2,0 1,9 - 2,6 1,6 905 714 674

Набережные Челны 0,81 0,98 0,42 1,5 - 0,27 2646 1756 1120

Гуково - 1,3 1,13 - 0,7 0,5 293 434 348

Усолье-Сибирское - 1,17 0,84 - 1,4 1,3 - 486 352

Юрга 1,9 2,6 2,07 9,9 2,4 1,61 1286 1167 1168

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснокаменск - - 0,7 - - - 12251 9544 8291

Анжеро-Судженск 2,3 2,8 1,89 3,5 2,5 1,57 1027 1087 787

Краснотурьинск - - 3,5 - - - - - -

Надвоицы - - - - - - - - 426

Тольятти 1,9 1,9 1,2 - - - 8231 7997 5013

Белебей 1,55 1,44 1,16 2,6 3 1,8 803 749 602

Кумертау 1,28 1,17 1,06 3,5 2,4 1 443 364 406

Примечание. Сост. по: Управление занятости населения Амурской области. URL: http://zanamur.ru/nasha-deyatel-nost/zanyatost; Центр занятости населения г. Набережные Челны. URL: http://challytrud.ru; Газизова А.Я., Коваленко С.В. Борьба с безработицей - как приоритетная задача развития экономики в городе Набережные Челны // Инновационная наука. 2017. Т. 1. № 4. С. 63-64; Государственная программа «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2016 год» (утв. Постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан от 17 марта 2016 г. № 147). URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/429039697; Центр занятости населения города Гуково. URL: http://zan.donland.ru/Default.aspx?pageid=113989; Ми-

нистерство труда и занятости Иркутской области. URL: http://irkzan.ru/home/ministerstvodeyatel/rinok/rinoktruda.aspx; Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. URL: http://zabzan.ru/ reports; Интерактивный портал Управления труда и занятости Республики Карелия. URL: http://mintrud.karelia.ru/reports; Служба занятости Самарской области. URL: http://trud.samregion.ru/home/activity/pokazdeyat/analit.aspx; Анализ ситуации на рынке труда Республики Татарстан - итоги 2015 года: аналит. зап. / Федерация профсоюзов Республики Татарстан. Казань, 2016. 29 с. URL: http://www.proftat.ru/user/files/analis_trud_itogi_2015-11-04-2016.pdf; Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=124053&mid=128713& itemId=127000; Сравнительные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области 2016: стат. сб. Ростов н/Д., 2017. 394 с. URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ rostov/resources/ed435Ю042M9e139697df6ab3b46521/Сборник_города+и+районы.pdf; Интерактивный портал службы занятости населения Кемеровской области. URL: http://ufz-kemerovo.ru/barometer/employment; Информационный портал занятости населения Министерства семьи и труда РБ. URL: http://www.bashzan.ru/labor_market/2016-12-01.

Самым спорным показателем является показатель уровня безработицы - в отчетах он фигурирует как показатель зарегистрированной безработицы. Фактический уровень безработицы гораздо выше. Неразглашение показателей на рынке труда регионов и моногородов -свидетельство отсутствия значительных успехов (примером могут служить города Надвои-цы и Краснотурьинск). В общем, табл. 3 позволяет сделать вывод, что практически во всех исследуемых городах, данные по которым об-

По данным табл. 4 можно отметить, что большинство выбранных моногородов, на территории которых организованы ТОСЭР, до 2017 г. имели отрицательную динамику миграционного прироста, за исключением Гуково, однако тенденция к уменьшению разрыва наблюдается во всех исследуемых моногородах, за исключением Белогорска и Анжеро-Суд-

щедоступны, происходит снижение числа безработных (кроме Кумертау), уменьшение уровня зарегистрированной безработицы и коэффициента напряженности на 1 января 2018 г.

Население обычно покидает депрессивные регионы и моногорода. Соответственно, появление рабочих мест на новых предприятиях должно быть фактором снижения оттока населения и даже возможного прироста. В табл. 4 отражена динамика прироста возможной рабочей силы по выбранным моногородам.

женска. Причины положительного прироста, тем не менее, могут быть различны: в Юрге прирост численности населения произошел за счет притока военнослужащих по контракту. Хорошую динамику показывает Гуково, где, в соответствии с табл. 3, происходит уменьшение безработных и наблюдается значительный прирост населения.

Таблица 4

Динамика прироста населения (возможной рабочей силы) в моногородах,

имеющих статус ТОСЭР

ТОСЭР Число прибывших Число выбывших Прирост

2015 2016 2015 2016 2015 2016

Белогорск 2 002 1 961 2 260 2 276 -258 -315

Набережные Челны 8 218 8 751 9 710 9 478 -1 492 -727

Гуково 3 211 4 069 2 480 2 988 731 1 081

Усолье-Сибирское 1 148 1 343 1 837 1 847 -689 -504

Юрга 3 497 3 707 3 104 3 221 393 486

Краснокаменск 1 470 - 2 067 - -597 -

Анжеро-Судженск 1 985 1 889 2 445 2 551 -460 -662

Краснотурьинск 1 593 1 661 2 087 1 967 -494 -306

Надвоицы 269 223 322 290 -53 -67

Тольятти 14 391 14 503 22 576 17 250 -8 185 -2 747

Белебей 1 945 2 027 2 170 2110 -225 -83

Кумертау 189 - 230 - -41 -

Примечание. Сост. по: База данных показателей муниципальных образований. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/ munst; Информационный портал занятости населения Министерства семьи и труда РБ. URL: http://www.bashzan.ru/la-bor market/2016-12-01.

Оценка рынка труда моногородов проводилась с использованием ряда популярных ресурсов - TRUD.COM (https://www.trud.com/), «Работа в России» (https://trudvsem.ru/) и «Информационно-рекламный центр» (http://ir-cen-ter.ru/).

Выявлено, что основные отрасли, нуждающиеся в работниках, - производство, охрана, торговля, медицина. Меньшая потребность в работниках в транспорте и строительстве.

Основыми работодателями являются компании «Веста», «Веста-СФ», «Пятерочка», «Руссдрагмет», «Тинькофф», «РОСТ», «РОСТА», «ПрофРезерв», Area Job.

В табл. 5 по данным одного из популярных ресурсов представлена выборка рейтинга востребованных профессий на рынке труда исследуемых ТОСЭР. Таким образом, по версии данного сайта, наиболее востребованными в данных моногородах являются специальности низкой квалификации, а резиденты ТОСЭР не вошли в список крупных работодателей. Преобладают вакансии от компании «Тинькофф-кредитные карты», компаний, занимающихся набором работников вахтовым методом, торговых сетей, рассчитанных на потребителя с невысокой платежеспособностью.

Т аб л иц а 5

Рейтинг востребованности профессий на рынке труда рассматриваемых ТОСЭР

(по версии сайта TRUD.COM)

ТОСЭР Востребованность профессий

Белогорск Охранник - 148; уборщик - 37; интернет-менеджер - 30; грузчик, вахта - 30; машинист экскаватора - 29; менеджер магазина - 27

Набережные Челны Уборщик - 790; продавец-кассир - 720; медсестра - 448; наладчик станков - 418; водитель погрузчика - 405

Гуково Охранник - 205; продавец - 95; грузчик - 76; уборщик - 71; грузчик-комплектовщик -47

Усолье-Сибирское Охранник, вахта - 37; продавец - 29; няня - 28; медсестра - 22; электромонтер - 20

Юрга Медсестра -75; уборщик - 18; продавец - 17; водитель, вахта - 15; электромонтер - 14

Краснокаменск Уборщик - 72; уборщик производственных помещений - 66; няня - 32; младший воспитатель - 27; машинист экскаватора - 23

Анжеро-Судженск Слесарь - 44; медсестра - 25; продавец - 25; водитель погрузчика - 17; машинист экскаватора - 17

Краснотурьинск Уборщик - 61; охранник, вахта - 61; грузчик, вахта - 47; кассир - 45; грузчик-комплектовщик - 33; медсестра - 28

Надвоицы -

Тольятти Продавец - 398; уборщик - 359; медсестра - 230; слесарь - 225; охранник, вахта - 209

Белебей Уборщик - 55; продавец - 48; водитель погрузчика - 47; токарь-расточник - 46; грузчик - 45

Кумертау Продавец-кассир - 37; водитель погрузчика - 29; грузчик - 27; токарь-расточник - 23; уборщик - 23

Если судить по данным табл. 5, то пятерку самых востребованных профессий составляют грузчик, уборщик, продавец, медсестра, водитель.

При этом большинство из заявленных профессий едва ли требуют получения даже среднего профессионального образования. Таким образом, в моногородах «вымывается» слой интеллигенции и высококвалифицированных рабочих. Можно отметить, что наибольшее количество вакансий регистрируется в крупных городах (Набережные Челны, Тольятти), а показатель вакансии уборщика в 18 ед. для круп-

ного моногорода Юрга (около 80 000 жителей) - это, по сути, отсутствие вакантных рабочих мест со средней зарплатой и нормальными условиями труда. К тому же большинство вакансий дублируют друг друга.

Активность резидентов ТОСЭР также под сомнением. Большая часть резидентов - микропредприятия (численность работников до 15 человек), кроме малых ООО АПК «Камский» и ООО АПП «Энергомаш» и средних ООО «Кама Кристалл Технолоджи» и ООО «СлаСти». Выявлены предприятия, сведения о численности работников которых недоступны - ООО

«Полихим Системс», ООО «Татклиматмаш», ЗАО «Швея», ООО «ХАР», ООО «Гринхаус», АО «Атомспеццемент», ООО «БИА», ООО СП «Граниферт», ООО НПП «АММА», ООО «БП ПЛАСТ». Нужно отметить, что на рынке труда эти предприятия также неактивны.

Для подтверждения версии о низкой активности резидентов созданных ТОСЭР проведен анализ вакансий на сайтах центров занятости моногородов. Данные, актуальные на 1 декабря 2017 г., представлены в табл. 6.

Таблица 6

Вакансии резидентов ТОСЭР

Количество заявленных мест Количество вакансий

ТОСЭР Резидент в Интернете (поиск через «Яндекс») на сайте «Работа в России» (https://trudvsem.ru/)

Белогорск - - - -

Набережные АО «ИТЗ» 340 - -

Челны ООО АПК «Камский» 342 28 15

АО КМК «ТЭМПО» 1500 14 -

ООО «Техноанод» 34 - -

ООО «ЗаряД» 122 6 6

ООО «Полихим Системс» 31 - -

ООО «ТЭСК» 36 11 6

ООО «Венские вафли» 53 6 13

ООО «Татклиматмаш» 33 - -

ООО НПП «Челны-Агрегат» 33 - -

ООО «Кама Кристалл Технолоджи» 333 4 9

ООО «НЧТЗ» 249 - -

ООО «ЭКОРЕГИОН» 50 4 5

ООО «Чишмэ» 78 - -

ООО «ХАР» 375 - -

Гуково ООО «Термолант» 20 - -

ЗАО «Швея» 2200 4 2

ООО «Титан» 240 5 6

ООО «Европлита» 40 2 -

ООО «Квадро» 20 - 2

ООО «Медведь» 30 - -

ООО НПП «СССКЛ» 52 - -

ООО «Гринхаус» 332 - -

Усолье- ООО «СмС» - 3

Сибирское ООО «Усольмаш» - - 6

Юрга ООО «СИГ» 20 1 -

Краснока- АО «Атомспеццемент» 120 - -

менск ООО МЦ «Азбука здоровья» 30 9 -

ООО «Краснокаменскпромстрой» 30 1 -

ООО «КСК» - - -

Анжеро- ООО «АСМК» 20 1 -

Судженск ООО «МИР» 33 - -

ООО «ЛесПромМакс» 20 4 -

Красно- ООО Завод гибких труб «Уралтрубмаш» 49 - -

турьинск ООО «БКЗ» 90 25 -

ООО «Эпсилон» 55 1 -

ООО «ЛесКом Развитие» 163 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надвоицы ООО «Русский радиатор» 1 - -

Тольятти ООО «СлаСти» - - 1

ГК «АКОМ-Индастриал» 73 28 18

Окончание табл. 6

Количество заявленных мест Количество вакансий

ТОСЭР Резидент в Интернете (поиск через «Яндекс») на сайте «Работа в России» (https://trudvsem.ru/)

ООО «БИА» 35 - -

ООО СП «Граниферт» 23 - -

ТОР «ТЗПО» 60 2 4

ООО «Сарди Пекеджинг» 44 - -

ООО «БРАИС» 21 - -

ООО «ЗЕТТА» 23 - -

ООО «АКТИВ ТМК» 39 - -

ООО «ГРАН ЛИМИТЕД» 78 - -

ООО «Металлист-Тольятти» 48 - -

ООО «ТТСЗАКАЛКА» 54 - -

ООО «ХМ РУС» 40 - -

ООО «Завод КПД» 67 - 6

ООО «НТЦ Евровент» 78 28 4

Белебей ООО НПП «АММА» 170 - 2

ООО «БП ПЛАСТ» 20 - -

ООО «Белебеевский БК» - - -

Кумертау ООО «СЭРК» - - -

ООО «Элеватор» 627 - -

ООО «ОИЛТИММАШ» 1000 - 7

ООО АПП «Энергомаш» 60 - -

ООО Компания «СГПК» 25 - -

ООО «КПК» - -

В рамках исследования были рассмотрены основные показатели деятельности резидентов ТОСЭР в моногородах по данным отчетности крупнейшего портала проверки контрагентов (https://zachestnyibiznes.ru/). Наибольшее внимание, по нашему мнению, следует уделять резидентам, которые 1) работают с 2015/

2016 гг., но не имеют выручки за 2016 г. или значительных капиталовложений, являются убыточными, 2) имеют все признаки отсутствия активности.

Для анализа мы составили перечень наименее активных резидентов. Исключили из перечня предприятия, которые действуют с

2017 г., так как финансовая отчетность по ним еще не сформирована. В финансовой отчетности ряда предприятий не отражена хозяйственная деятельность. Моногородов с такими резидентами всего шесть, но наряду с крупными городами Тольятти и Набережные Челны, где доля малоактивных резидентов невысока, в перечень попали такие небольшие моногорода, как Гуково, Краснокаменск, Краснотурьинск (численность жителей около 60 тыс. чел.).

Надо отметить, что положительный опыт работы резидентов ТОСЭР есть. Например, в моногороде Набережные Челны очень много резидентов, работающих в прибыль. Но в менее крупных городах резидентов гораздо меньше. Они убыточны, не могут отдать бюджету вложенные средства. ТОСЭР как инструмент может не срабатывать на территориях, где нет достаточной инфраструктуры, рабочих рук, инженеров и местного спроса на какую-то продукцию / услугу.

В табл. 7 представлены выводы по анализу резидентов моногородов со статусом ТОСЭР.

Таким образом, 17 организаций-резидентов ТОСЭР работают в прибыль, еще 18 резидентов пока убыточны, что неизбежно на начальном этапе развития организации. Около 13 резидентов зарегистрированы в 2017 г., а значит, о результатах их деятельности пока сказать нечего, однако 14 резидентов-организаций по многим признакам могут быть признаны как возможно неактивные (23 %). Больше всего таких организаций в ТОСЭР Красно-каменск и Тольятти.

Таблица 7

Результат анализа резидентов ТОСЭР

ТОСЭР Прибыльные Зарегистрированы в 2017 г. Убыточные Возможно неактивные Всего

Белогорск - - - - -

Набережные Челны 5 - 7 3 15

Гуково 4 - 3 1 8

Усолье-Сибирское - 1 1 - 2

Юрга 1 - - - 1

Краснокаменск - - - 4 4

Анжеро -Судженск 1 1 - 1 3

Краснотурьинск - - 3 1 4

Надвоицы - - 1 - 1

Тольятти 2 7 2 4 15

Белебей 1 2 - - 3

Кумертау 3 2 1 - 6

ИТОГО 17 13 18 14 62

Примечание. Сост. по: Всероссийская система проверки контрагентов. URL: https://zachestnyibiznes.ru/.

Кроме того, 37 организаций-резидентов на данный момент относятся к микропредприятиям (численность персонала не более 15 чел.), 2 - к малым предприятиям (16-100 чел.) и 2 -к средним (101-250 чел.). Еще для 20 резидентов не обозначен тип предприятия по данным реестра субъектов МСП. Особое внимание обращают на себя микропредприятия, заявивших более 150 рабочих мест в своих инвестиционных проектах.

5. Заключение. Таким образом, только в исследуемых моногородах ожидается трудоустройство около 9 700 чел., однако по разным оценкам свободных вакансий всего порядка 110-180.

Если же судить по данным реестра субъектов МСП, то численность работников исследуемых предприятий не превышает 2 000 даже при условии учета самых больших возможных значений. Данные 2017 г. могут продемонстрировать иные результаты, однако успешных проектов в случае с введением ОЭЗ, ЗТР было недостаточно много.

Можно прогнозировать, что большая часть неактивных на данный момент проектов (мы предполагаем, что таких 13), окажутся пустыми, убыточные предприятия останутся микропредприятиями и не станут расширять штат сотрудников, а проблема безработицы так и не будет решена. Для нивелирования негативных тенденций необходимо усилить контроль над реализацией проектов.

Можно считать разумным контроль промежуточной и итоговой финансовой отчетно-

сти резидентов два раза в год. Заявляя о себе в качестве резидентов ТОСЭР, предприятия выкладывали планы своего развития, необходим также и публичный отчет о промежуточных результатах деятельности: количество трудоустроенных работников накопленным итогом, половозрастной состав работников, гражданство.

Гражданство работников резидентов ТОСЭР - отдельная тема для дискуссий. ТОСЭР создаются в моногородах для снижения уровня безработицы. При трудоустройстве иностранных граждан проблема не решается. Этот пробел в законодательной базе требует тщательной проработки.

Работодатель имеет право привлекать трудовые ресурсы в соответствии с собственными пожеланиями, однако резиденты ТОСЭР должны дать возможность каждому ознакомиться со списком вакансий (на сайте, через интернет-биржи и т. д.). Превентивной формой будет являться организация ежегодных, обязательных, доступных для каждого жителя моногорода обсуждений планов и результатов ТОСЭР путем онлайн-трансляций, работы открытых для вопросов и замечаний интернет-окон. Особое внимание нужно уделять моногородам, где нет или мало заявок от резидентов.

На данный момент говорить об эффективности реализации ТОСЭР сложно, так как заявленные требования (20 рабочих мест и 5 000 тыс. руб. вложений) не могут считаться оптимальными для абсолютно всех монопрофильных образований. Монопрофильные территории сильно отличаются как по количеству

жителей, так и по имеющейся инфраструктуре. В больших городах целесообразно увеличивать требования к предприятиям, например при создании среднего предприятия резидент должен обеспечить работой не менее 200 чел., при создании крупного - не менее 500 чел. В небольших моногородах имеет смысл применить условия ТОСЭР для совсем небольших компаний с незначительными инвестициями и малым количеством создаваемых рабочих мест.

Возможно, стоит рассмотреть вариант щадящих условий по типу ТОСЭР в отношении отдельных индивидуальных предпринимателей, создающих инновационную, нестандартную, востребованную продукцию или услугу на рынке моногорода, в части отчислений работодателя страховых взносов за работника.

Решения по неудавшимся проектам должны приниматься исходя из истории хозяйственной деятельности резидента. Если проект резидента был изначально «пустым», то возможно введение штрафных санкций. В каж-

дом отдельном случае должна работать комиссия. Вероятнее всего, эффективной мерой станет составление реестра руководителей компаний - резидентов ТОСЭР.

В целом, нужно отметить, что единственным условием, обеспечивающим возможность реально оценить данный инструмент управления, является абсолютная прозрачность хозяйственной деятельности резидентов.

Примечания

1 См.: Паспорта ОЭЗ России. URL: http://www. russez.ru/doc/doc.asp?obj=120217.

2 За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики // Счетная палата РФ: офиц. сайт. URL: http://www.ach.gov.ru/press_ center/news/26369.

3 Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/econreg/monitoringmonocity/2016160505.

4 См., напр.: URL: http://решение-верное.рф/to-ser-all.

Литература

1. Рябошапко В. П., Зеленский А. А., Митасев Л. И. Особенности современной государственной и региональной инвестиционной политики в России // Географические исследования Краснодарского края : сб. науч. тр. / отв. ред. А. В. Погорелов. - Краснодар : Куб. гос. ун-т, 2008. - С. 188-190.

2. Емец М. И., Пургин А. С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // Экономика, государство, общество. - 2015. - № 4 (23). -URL : http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/22/ (дата обращения: 20.11.2017).

3. Иванова О. П., Антонова И. С., Антонов Г. Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 260 с.

4. Кадыров В. Н. Проблемы социально-экономического развития моногорода на примере МО Краснотурьинск // Human Рrogress. - 2017. - Т. 3, № 7. - URL: http://progress-human.com/ images/2017/tom3_7/Kadyrov.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

5. Манькова А. О., Швецова Е. В., Салтыков М. А. Актуальные вопросы реализации запланированных инвестиционных проектов в рамках ТОСЭР «Надеждинский» // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2016. - № 1 (2). - С. 106-111.

6. Мякишева Е. А. Методологические аспекты стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь, 2015. - С. 502-507.

7. Обухова Н., Попова Л. И. Истоки и условия развития ТОСЭР в Хабаровском крае // Экономика, социология и право. - 2015. - № 3. - С. 58-60.

8. Ручьёва Е. С. Перспективы развития Приморского края в связи с реализацией запланированных инвестиционных проектов в границах ТОСЭР «Михайловский» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 41-1. - С. 125-131.

9. Титова С. Ю. Перспективы развития экспорта инновационной продукции Хабаровского края // Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и ее дальневосточных территорий : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. заоч. конф. - Хабаровск, 2014.- С. 165-169.

10. Титова С. Ю. ТОСЭР как перспективная форма поддержки предпринимательства на Дальнем Востоке России // Доминирующие принципы и факторы формирования территорий опе-

режающего социально-экономического развития : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. заоч. конф. - Хабаровск, 2015. - С. 186-189.

11. Митрофанова О. Ю., Белоглазов П. Л. Оценка влияния функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на экономику региона (на примере Хабаровского края) // Россия и Китай: вектор развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Благовещенск, 2017. - С. 74-76.

12. Фищенко К. С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития // Вопросы экономики и управления. - 2017. - № 1 (8). - С. 123-127.

13. Yue-man Yeung, Lee J., Kee G. China's Special Economic Zones // Eurasian Geography and Economics. - 2009. - Vol. 50, iss. 2. - P. 222-240. - DOI: 10.2747/1539-7216.50.2.222.

14. Free Economic Zones in Korea: The Future of Northeast Asia / Ministry of Finance and Economy Republic of Korea. - September 2003. - URL : http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/docu-ments/apcity/unpan018745.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

15. Asian economic integration report 2015: How can special economic zones catalyze economic development? - Mandaluyong City, Philippines : Asian Development Bank, 2015. - 150 p. - URL : https://www.adb.org/sites/default/files/publication/177205/asian-economic-integration-report-2015.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

16. Herlevi A. A. Economic Growth or Sowing the Seeds of Destruction? The Role of Economic Development Zones in China // Journal of Chinese political science. - 2017. - Vol. 22, iss. 4. - P. 675-689.

17. Xingping Wang, Kai Zhu, Yingcheng Li, Jiabo Xu. Applicability and prospect of China's development zone model in Africa // Chinese Geographical Science. - 2017. - Vol. 27, iss. 6. - P. 860-874.

References

1. Ryaboshapko V.P., Zelenskii A.A., Mitasev L.I. Osobennosti sovremennoi gosudarstvennoi i re-gional'noi investitsionnoi politiki v Rossii [Features of modern state and regional investment policy in Russia], in: Pogorelov A.V. (Ed.) Geograficheskie issledovaniya Krasnodarskogo kraya [Geographic research of the Krasnodar Krai], collection of scientific works, Krasnodar, Kuban State University publ., 2008, pp. 188-190. (in Russian).

2. Emets M.I., Purgin A.S. Sravnitel'nyi analiz instrumentov regional'noi politiki RF: osobye eko-nomicheskie zony, zony territorial'nogo razvitiya i territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomiche-skogo razvitiya [Comparative analysis of tools of regional policy of the Russian Federation: special economic zones, zones of territorial development and the priority social and economic development areas]. Ekonomika, gosudarstvo, obshchestvo, 2015, iss. 4 (23), available at: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/ 22/ (accessed date: November 20, 2017). (in Russian).

3. Ivanova O.P., Antonova I.S., Antonov G.D. Razvitie monogorodov i upravlenie investitsionnoi privlekatel'nost'yu [Development of single-industry towns and investment attractiveness management], Monograph, Moscow, INFRA-M publ., 2016, 260 p. (in Russian).

4. Kadyrov V.N. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya monogoroda na primere MO Krasnotur'insk [Problems of socio-economic development of a single-industry town on the example of the MO Krasnoturinsk]. Human Rrogress, 2017, Vol. 3, no. 7, available at: http://progress-human.com/ images/2017/tom3_7/Kadyrov.pdf (accessed date: November 20, 2017). (in Russian).

5. Man'kova A.O., Shvetsova E.V., Saltykov M.A. Aktual'nye voprosy realizatsii zaplanirovannykh investitsionnykh proektov v ramkakh TOSER "Nadezhdinskii" [Topical issues of the implementation of planned investment projects within the PSEDA "Nadezhdinsky"]. Nauka v sovremennom mire: prioritety razvitiya, 2016, no. 1 (2), pp. 106-111. (in Russian).

6. Myakisheva E.A. Metodologicheskie aspekty strategicheskogo upravleniya territoriei operezha-yushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Methodological aspects of strategic management of the PSEDA], in: Yazykovaya tolerantnost' kak faktor effektivnosti yazykovoi politiki, materials of the International scientific and practical conference, Perm, 2015, pp. 502-507. (in Russian).

7. Obukhova N., Popova L.I. Istoki i usloviya razvitiya TOSER v Khabarovskom krae [The origins and conditions of the development of the PSEDA in the Khabarovsk Krai]. Ekonomika, sotsiologiya i pravo, 2015, no. 3, pp. 58-60. (in Russian).

8. Ruch'yova E.S. Perspektivy razvitiya Primorskogo kraya v svyazi s realizatsiei zaplaniro-vannykh investitsionnykh proektov v granitsakh TOSER "Mikhailovskii" [Perspectives of development of the Primorsky Krai in connection with the implementation of planned investment projects within the boundaries of the PSEDA "Mikhailovsky"]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad, 2016, no. 41-1, pp. 125-131. (in Russian).

9. Titova S.Yu. Perspektivy razvitiya eksporta innovatsionnoi produktsii Khabarovskogo kraya [Prospects for the development of exports of innovative products of the Khabarovsk Krai], in: Sovershenstvovanie mekhanizmov razvitiya innovatsionnoi ekonomiki Rossii i eyo dal'nevostochnykh ter-ritorii, collection of articles on materials of the international scientific and practical correspondence conference, Khabarovsk, 2014, pp. 165-169. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Titova S.Yu. TOSER kak perspektivnaya forma podderzhki predprinimatel'stva na Dal'nem Vostoke Rossii [PSEDA as a perspective form of support of business in the Far East of Russia], in: Dominiruyushchie printsipy i faktory formirovaniya territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomi-cheskogo razvitiya, collection of articles on materials of the international scientific and practical correspondence conference, Khabarovsk, 2015, pp. 186-189. (in Russian).

11. Mitrofanova O.Yu., Beloglazov P.L. Otsenka vliyaniya funktsionirovaniya territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER) na ekonomiku regiona (na primere Khabarovskogo kraya) [Assessment of the impact of the functioning of the priority social and economic development area (PSEDA) on the economy of the region (on the example of the Khabarovsk Krai)], in: Rossiya i Kitai: vektor razvitiya, materials of the International scientific and practical conference, Blagoveshchensk, 2017, pp. 74-76. (in Russian).

12. Fishchenko K.S. Predposylki i usloviya sozdaniya territorii operezhayushchego razvitiya [Prerequisites and conditions for the creation of territories for advanced development]. Voprosy ekonomiki i upravleniya, 2017, no. 1 (8), pp. 123-127. (in Russian).

13. Yue-man Yeung, Lee J., Kee G. China's Special Economic Zones. Eurasian Geography and Economics, 2009, Vol. 50, iss. 2, pp. 222-240. DOI: 10.2747/1539-7216.50.2.222.

14. Free Economic Zones in Korea: The Future of Northeast Asia, Ministry of Finance and Economy Republic of Korea, September 2003, available at: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/docu-ments/apcity/unpan018745.pdf (accessed date: November 25, 2017).

15. Asian economic integration report 2015: How can special economic zones catalyze economic development?, Mandaluyong City, Philippines, Asian Development Bank, 2015, 150 p., available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/177205/asian-economic-integration-report-2015.pdf (accessed date: November 25, 2017).

16. Herlevi A. A. Economic Growth or Sowing the Seeds of Destruction? The Role of Economic Development Zones in China. Journal of Chinese political science, 2017, Vol. 22, iss. 4, pp. 675-689.

17. Xingping Wang, Kai Zhu, Yingcheng Li, Jiabo Xu. Applicability and prospect of China's development zone model in Africa. Chinese Geographical Science, 2017, Vol. 27, iss. 6, pp. 860-874.

Сведения об авторе

Добрычева Ирина Викторовна - ассистент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Адрес для корреспонденции: 652055, Россия, Юрга, ул. Ленинградская, 26 E-mail: dobrycheva@tpu.ru

Для цитирования

Добрычева И. В. Влияние статуса ТОСЭР на рынок труда моногородов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 130-142. - 001: 10.25513/1812-3988.2018.2.130-142.

About the author

Dobrycheva Irina Victorovna - assistant of the Department of Economics and Automatic Control Systems Postal address: 26, Leningradskaya ul., Yurga, 652050, Russia

E-mail: dobrycheva@tpu.ru

For citations

Dobrycheva I.V. The impact of status of the priority social and economic development areas on the labor of single-industry towns. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 2 (62), pp. 130-142. DOI: 10.25513/18123988.2018.2.130-142. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.