Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ: ПРАВОВОЙ СТАТУС'

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ: ПРАВОВОЙ СТАТУС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
трудовое законодательство / миграционное законодательство / трудовая деятельность / патент / ответственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Приженникова А.Н.

Миграционное законодательство в последнее десятилетие стремительно развивается. Однако занятость в современной России выражается в активном использовании иностранной рабочей силы и на практике возникает проблема правового регулирования труда иностранных работников. Автор статьи обращает внимание на то, что необходимо развивать современную нормативно-правовую базу, что будет способствовать эффективному государственно-правовому регулированию миграционных отношений. В статье раскрываются ключевые дефиниции в этой области, анализируется современное состояние законодательства о трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ: ПРАВОВОЙ СТАТУС»

G^ ТРУДОВОЕ ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-403-411 ПРИЖЕННИКОВА Алёна Николаевна,

NIION: 2018-0076-9/21-215 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-414 доцент Департамента правового регулирования

экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ

(Финуниверситет), е-mail: mail@law-books.ru

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ: ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация. Миграционное законодательство в последнее десятилетие стремительно развивается. Однако занятость в современной России выражается в активном использовании иностранной рабочей силы и на практике возникает проблема правового регулирования труда иностранных работников.

Автор статьи обращает внимание на то, что необходимо развивать современную нормативно-правовую базу, что будет способствовать эффективному государственно-правовому регулированию миграционных отношений.

В статье раскрываются ключевые дефиниции в этой области, анализируется современное состояние законодательства о трудовой миграции.

Ключевые слова: трудовое законодательство, миграционное законодательство, трудовая деятельность, патент, ответственность.

PRIZHENNIKOVA Alena Nikolaevna,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department "Legal regulation of economic activity" Financial University under the Government of the RF

LABOR MIGRANTS: LEGAL STATUS

Annotation. Migration legislation has been developing rapidly over the past decade. However, employment in modern Russia is expressed in the active use of foreign labor, and in practice there is a problem of legal regulation of the labor of foreign workers.

The author of the article draws attention to the fact that it is necessary to develop a modern regulatory framework that will contribute to the effective state and legal regulation of migration relations.

The article reveals the key definitions in this area, analyzes the current state of legislation on labor migration.

Key words: labor legislation, migration legislation, labor activity, patent, liability.

Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилиза-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ционного) кода [17]. Президент РФ В.В. Путин в 2018 г. на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, сообщил, что подписал новую редакцию Концепции. Она направлена, в т.ч. на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание для соотечественников четких правил въезда в Российскую Федерацию и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо

говорили соотечественники, будут сняты. В этой связи, Президентом РФ были выделены правовые механизмы миграционной политики. Ими являются:

«добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России».

Исследуя вопросы правового регулирования труда работников-иностранцев можно сделать вывод, что необходимо качественно совершенствовать действующее миграционное законодательство с целью регулирования миграционной политики в соответствии с основными международными договорами и другими документами, принятыми в данной области и направленными, прежде всего на легализацию трудовой деятельности мигрантов, на защиту законных прав.

Важной гарантией реализации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений является взаимная ответственность сторон трудового договора. Ответственность за правонарушения в трудовой деятельности предусмотрена нормами трудового законодательства РФ. В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [14] лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Так, например, за период 2017 г. решения судов, основанные на применении норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ (по заработной плате) составляют 159 решений; основанные на применении нормы ст. 77 ТК РФ (общие основания прекращения трудового договора) - 40 [13].

Рассматривая статистику правонарушений в области трудового законодательства и анализируя причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, можно увидеть следующее. Продолжает оставаться:

неверное толкование работодателями, руководителями, должностными лицами организации норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [6];

несоблюдение норм охраны труда [7];

несоблюдение работодателем, руководителем процедуры увольнения работника [8];

невыплата заработной платы работникам

[2].

Количество мигрантов в России в настоящий момент составляет более 6 млн человек. Так, по данным на 1 ноября 2020 г., 1.3 млн иностранцев работали в России по патентам, в аналогичный период прошлого года — 1.7 млн человек. 85 тыс. иностранных граждан имеют разрешение на работу. 368 тыс. трудовых или гражданско-правовых договоров заключено с гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, говорится в сообщении.

Необходимо отметить, из сводки министерства, за 11 месяцев 2020 г. снизилось количество фактов постановки на миграционный учёт, оформленных приглашений и виз для иностранцев и лиц без гражданства. Видимо ситуация заключается в ограничениях из-за COVID-19.

Правовое положение иностранных граждан регламентируется большим числом нормативных правовых актов, среди которых не только национальное законодательство, но и нормы международного права, а также особый правовой режим, который предоставляется государством пребывания. С 1 ноября 2002 г. требования к осуществлению иностранными гражданами трудовой деятельности были определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [18] (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). В соответствии со ст. 13 данного Закона закреплена необходимость получения разрешения на работу временно пребывающему в России иностранному гражданину.

В Федеральном законе № 115-ФЗ установлено квотирование выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности и выдачи иностранным гражданам разрешений на работу. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере трудовой миграции осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруд России). Минтруд России, оказывая регулирующее воздействие на рынок труда через систему квотирования рабочих мест, в т.ч. определяет: правила формирования квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределения указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличения или уменьшения ее размера и установления резерва указанной квоты; правила формирования квоты на выдачу иностранным гражда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

нам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, распределения указанной квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличения или уменьшения размера указанной квоты и установления ее резерва; порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; правила определения исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Данное министерство осуществляет также подготовку в установленном порядке предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и др. Минтруд России выполняет функции компетентного органа, уполномоченного издавать акты, имеющие обязательную силу в отношении найма и трудоустройства российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации [9].

Федеральная служба по труду и занятости также содействует подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации [10].

С иностранными работниками работодатель должен заключить трудовой договор. При заключении трудового договора следует руководствоваться Рекомендацией № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах», а также Соглашением от 15.04.1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». Данное Соглашение распространяется на следующие государства: Таджикистан, Казахстан, Молдова, Украина, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Беларусь.

Статьей 67 ТК РФ предусматривается заключение трудового договора в письменной форме, причем в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон трудового договора. Такая дополнительная гарантия может быть полезна работнику в случае возникновения трудового спора. Для заключения трудового договора в определенных законом случаях предусматривается обязательное медицинское освидетельствование граждан (ст. 69, 213, 266, 328 ТК РФ), либо

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

наличие у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы в определенных условиях (ст. 324 ТК РФ).

Таким образом, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

В этой связи, надлежащее оформление приема на работу требует заключения письменного трудового договора, а также издания приказа (распоряжения) о приеме на работу, в которых следует отражать условия трудового договора, определяющие характер трудовой деятельности работника.

Так же ТК РФ подробно урегулировал процедуру оформления приема на работу. Так, ст. 65 ТК РФ предусматривает перечень документов, предъявляемых работником при заключении тру-

дового договора. Закон запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Это означает, что никакие правовые акты, кроме актов федерального значения, не могут расширить перечень документов, необходимых для заключения трудового договора. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Законом определены правила ведения трудовых книжек, и они должны строго соблюдаться.

С 2021 г. на впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности (электронной трудовой книжки), бумажные трудовые книжки не оформляются и не ведутся.

Вступление трудового договора в силу означает, что с этого момента его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные ст. ст. 21, 22 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 61 ТК РФ трудовой договор считается вступившим в силу, как общее правило, со дня его подписания обеими сторонами - работником и работодателем. Законом или иным нормативным правовым актом может быть определен иной момент вступления в силу трудового договора.

Трудовой договор, который заключается с иностранными работниками, имеет ряд особенностей. Так, согласно ст. 327.2 ТК РФ обязательными условиями трудового договора с данной категорией работников являются:

- о разрешении на работу или патенте (для иностранных граждан, пребывающих на территории РФ для осуществления трудовой деятельности в безвизовом режиме);

- о разрешении на временное проживание в РФ или виде на жительство, если иностранный гражданин постоянно проживает в РФ;

- об условиях оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в течение срока действия трудового договора, в т.ч. реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг, заключенного компанией-работодателем с медицинской организацией.

Необходимо отметить, что трудовое законодательство устанавливает ряд особенностей прекращения трудового договора с иностранным работником. Так, в силу ст. 327.6 ТК РФ в число оснований прекращения трудового договора отнесено:

- приостановление, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- аннулирование, окончание срока действия разрешения на работу или патента;

- аннулирование, окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство в РФ;

- окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования, прекращение действия договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином;

- приведение численности иностранных работников в соответствие с установленными нормативными актами ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.

Подводя итоги, можно сказать, что трудовой договор выполняет функцию трудовых правоотношений и призван индивидуализировать трудовые правоотношения применительно к личности работника и конкретного работодателя. Именно посредством трудового договора осуществляется обычно включение гражданина-работника в трудовой коллектив организации. С момента заключения трудового договора гражданин становится работником данной организации и на него полностью распространяется трудовое законодательство и действие локальных правовых актов нормативного характера, принятых в этой организации. Юридическое значение трудового договора служит основанием существования и развития трудового правоотношения: изменение сторонами условий трудового договора означает обычно переводы и перемещения по работе, т.е. изменение трудовых правоотношений, а расторжение трудового договора означает прекращение трудовых правоотношений.

Несмотря на некоторые недостатки в практике применения трудового договора, на сегодняшний день из всех форм реализации права граждан на труд, трудовой договор следует признать главной формой, т.к. именно он лучше всего отвечает потребностям трудовых отношений рыночной экономики, основанной на наемном характере труда.

Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Запрещается заключать срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов, т.к. срочный трудовой договор может быть заключен только по основаниям, предусмотренным ст. 59 ТК РФ.

Работодателю необходимо уведомить о приеме и увольнении иностранных граждан, Главное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

управление по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы, т.к. в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 1 июля 2016 г. ее функции и полномочия переданы в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

С момента заключения договора и на весь период его действия иностранец должен быть поставлен на миграционный учет. Во-первых, данные такого учета необходимо указывать в уведомлениях о заключении и расторжении договора. Во-вторых, если работник нарушит правила регистрационного учета, данное действие может повлечь наложение штрафа на работодателя. Таким образом, нарушением законодательства о трудовой миграции выступает административное правонарушение.

Обеспечение и защита трудовых прав граждан являются важным направлением деятельности государства, и становится все более актуальной в настоящее время. Указом Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, которая устанавливает простые, понятные для граждан правила, отвечающие цели, принципам и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек. В Концепции сказано, что одним из условий предотвращения и сокращения числа нарушений трудового законодательства, повышения эффективности организации труда является определенность, прозрачность и понятность требований трудового права, а также последствий их несоблюдения для сторон трудовых отношений - работника и работодателя.

Ответственность - сложное и многостороннее понятие. Оно имеет несколько значений. Концепция юридической ответственности была разработана О.С. Иоффе, С.Н. Братусем, Н.С. Мале-иным, М.Д. Шаргородским. В правовой науке нет единого мнения о понятии и сущности такой ответственности. Спектр суждений специалистов по такому вопросу здесь очень широк. Так, некоторые ученые считают, что юридическая ответственность есть санкция за правонарушение [1].

Юридическая ответственность различными учеными классифицируется на виды по определенным основаниям. Часто встречающимися являются такие основания, как деление по отраслевому признаку (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная); по форме осуществления (в судебном порядке, в административном порядке, в ином порядке); в зависимости от применяемых санкций

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

(карательная (штрафная), правовосстановитель-ная (имущественная)).

Ежегодно в России тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства привлекаются к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. В связи с неизменным увеличением числа прибывающих, обостряется проблема ужесточения ответственности за нарушения в сфере миграции.

В научной литературе под административной ответственностью понимается: «важное средство правовой охраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, опасность которых заключается в их значительной распространенности»; «реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных санкций к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение»; «применение органами управления (а в отдельных случаях - судьями, судами) к правонарушителям принудительных мер в порядке, установленном нормами административного права»; «комплексная правовая реакция государства на проявление административной противоправности, содержащей материально-правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения административных наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, установленные законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях» [3; 4; 11, с. 96 - 100].

Анализ судебной практики показывает, что большую часть дел об административных правонарушениях с участием иностранных граждан составляют дела по нарушению установленного порядка режима пребывания (проживания) в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ), а также незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности (ст. 18.10 КоАП РФ) и незаконное привлечение их к трудовой деятельности (ст. 18.15 КоАП РФ).

Проблема незаконной миграции стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность со стороны Правительства РФ. Незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто имеют отношение к другим видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Представляется, основными причинами совершения административных правонарушений в рассматриваемой области являются:

- отсутствие комплексной государственной системы предупреждения административных правонарушений и, как следствие, непродуктивность разрозненных мероприятий по их предупреждению;

- недостаточная эффективность системы наказания;

- слабая осведомленность населения по вопросам, касающимся правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Содержание данной нормы основывается на принципе государственного суверенитета, согласно которому каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно.

За нарушение трудовых прав работников в КоАП РФ отражены следующие составы административных правонарушений. Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Частью 3 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

В ст. 5.27.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена за нарушение требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

За нарушения прав работников, закрепленных в соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах, ответственность для работодателя предусмотрена ст. 5.28 - 5.34 КоАП РФ.

Статьей 5.34 КоАП РФ предусмотрено, в случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки у должностных лиц работодателя (организации) наступает административная ответственность.

Статьей 5.40 КоАП РФ предусмотрено, за принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа. Так, в соответствии со ст.

409 ТК РФ участие в забастовке, это добровольное право работников.

Статьей 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, законодательством РФ установлены дополнительные гарантии занятости инвалидов, в т.ч. путем квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов (ст. 16 ТК РФ).

За сокрытие страхового случая, в соответствии со ст. 5.44 КоАП РФ наступает административная ответственность. Так, в Трудовом кодексе отражены подробные действия руководителя при несчастном случае на производстве (ст. 229 - 231) и предусмотрена ответственность за нарушение нормы ст. 228 ТК РФ.

За незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10). Так, в данном случае, объектом правонарушений выступает режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Для работодателя за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15). За нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в т.ч. в торговых комплексах (ст. 18.16)). За несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17).

Предусмотрена административная ответственность и за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ).

Таким образом, главная роль в укреплении общественного порядка и общественной безопасности в сфере миграции, безусловно, принадлежит мерам административной ответственности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Данный факт свидетельствует о необходимости развития и совершенствования института административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в российском праве.

За нарушение трудового законодательства предусмотрена также гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, уголовное законодательство является по своей природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности [15].

Уголовная ответственность предусмотрена за: насилие или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу содержат признаки уголовно наказуемого деяния (например, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью - ст. 119 УК [16]); нарушение равноправия граждан в сфере труда (ст. 136 УК); нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека (ст. 143 УК); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК); невыплату заработной платы,пенсий,стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК); нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) и др.

Уголовная ответственность возникает по факту невыплаты заработной платы, где учитываются положения гл. 21 ТК РФ, а также исследуются коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, без которых невозможно установить сроки и размер задолженности, а соответ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственно, и правильно квалифицировать содеянное.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы приобрела особую актуальность в последние годы в условиях неблагоприятных условий развития отечественной экономики. Наиболее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела в отношении лиц, виновных в невыплате заработной платы, является заявление о преступлении (в среднем 53%). По результатам рассмотрения сообщения о преступлении может быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Заявления о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, в большинстве случаев поступают от лиц, в течение длительного времени не получавших установленные законом выплаты, значительно реже - от контролирующих органов, которым стало известно о совершенном деянии. Наряду с этим признаки состава анализируемого преступления достаточно часто обнаруживаются в ходе прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего выплату заработной платы и иных установленных законом выплат. По подавляющему большинству сообщений принималось решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Общероссийский показатель удельного веса по числу возбужденных уголовных дел от количества поступивших сообщений о преступлении составляет в среднем 9%.

Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие нарушения договорных обязательств имущественного характера или при причинении имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта. Внедоговорная ответственность наступает тогда, когда лицо, причинившее вред, не состояло с потерпевшим в договорных отношениях, в связи с чем такая ответственность устанавливается только законом.

За нарушение законодательства о труде виновные могут привлекаться к гражданско-правовой ответственности. Статья 151 ГК РФ [5] предоставляет суду право возложить на виновное лицо обязанность денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права или другие принадлежащие гражданину нематериальные блага.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При этом суд оценивает:

а) характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий;

б) наличие причинно-следственной связи между факторами, якобы причинившими вред, и наступлением вреда;

в) степень вины причинителя вреда, если только законом не предусмотрено возмещение вреда независимо от наличия вины.

Случаи, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, отражены в ст. 1100 ГК РФ:

- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

К гражданско-правовой ответственности

могут быть привлечены представительные органы работников, объявившие и не прекратившие забастовку после признания ее незаконной. Статья 417 ТК РФ устанавливает обязанность представительного органа работников возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой.

В заключение хотелось бы отметить, что трудовая миграция, способствуя формированию трудоспособного населения, значительно влияет на предложение рабочей силы на рынке труда России. Целесообразно унифицировать миграционное законодательство в единый правовой акт, в целях обеспечения прав и свобод граждан, так и для повышения эффективности реализации государственной миграционной политики.

Список литературы:

[1] Агеев А.А. Основные тенденции и особенности развития регионального законодательства об административной ответственности // Российский следователь. - 2016.- № 14.

[2] Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 г. № 66а-1246/2021 // СПС «Консуль-тантПлюс».

[3] Баранов В.А., Приженникова А.Н. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников: актуальные вопросы // Zbior artykutow naukowych «Economy. Panstwo i Prawo. Dyskusje o wspolczesnej nauki». - Люблин, 30.08.2015 - 31.08.2015.

[4] Баранов В.А., Приженникова А.Н. Трудовая миграция: актуальные вопросы // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2016. - № 4.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021).

[6] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.06.2021 г. по делу № 88-12274/2021 // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 г. № 88-16252/2021 // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 26. - Ст. 3528.

[10] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СЗ РФ. - 2004. - № 28, - ст. 2901.

[11] Приженникова А.Н. Правовое регулирование труда иностранных граждан: актуальные вопросы // Образование и право. - 2019. - № 5. -С. 96 - 100.

[12] РИА НОВОСТИ со ссылкой на МВД. URL: http: https://www.vedomosti.ru/society/ news/2020/12/16/851122-rossii-pochti-vdvoe-sokratilos-chislo-migrantov (дата обращения: 02.11.2021).

[13] Судебные и нормативные акты РФ// [Электронный ресурс]. URL: http://SudAct.ru Судебная практика по трудовым спорам (дата обращения: 02.02.2017); Судебные и нормативные акты РФ// [Электронный ресурс] //http://SudAct.ru Судебная практика по трудовым спорам (дата обращения: 02.02.2017).

[14] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

[15] Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Матейкович М.С.) («Судья». - 2018. - № 9) // Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. № 353-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Черепанцева Петра Петровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

«КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

[16] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).

[17] Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

[18] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021).

Spisok literatury:

[1] Ageev A.A. Osnovnye tendencii i osoben-nosti razvitiya regional'nogo zakonodatel'stva ob administrativnoj otvetstvennosti // Rossijskij sledova-tel'. - 2016. - № 14.

[2] Apellyacionnoe opredelenie Tret'ego apelly-acionnogo suda obshchej yurisdikcii ot 25.08.2021 g. № 66a-1246/2021 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Baranov V.A., Prizhennikova A.N. Osoben-nosti regulirovaniya rynka truda inostrannyh rabot-nikov: aktual'nye voprosy // Zbior artykutow nau-kowych «Economy. Panstwo i Prawo. Dyskusje o wspolczesnej nauki». - Lyublin, 30.08.2015 -31.08.2015.

[4] Baranov V.A., Prizhennikova A.N. Trudo-vaya migraciya: aktual'nye voprosy // APRIORI. Ceriya: Gumanitarnye nauki, 2016. - № 4.

[5] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 26.10.2021).

[6] Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii № 1 (2020) (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 10.06.2020) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

[7] Opredelenie Pervogo kassacionnogo suda obshchej yurisdikcii ot 07.06.2021 g. po delu № 88-12274/2021 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[8] Opredelenie Shestogo kassacionnogo suda obshchej yurisdikcii ot 09.09.2021 g. № 88-16252/2021 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 iyunya 2012 g. № 610 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Min-

isterstve truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2012. - № 26. - St. 3528.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 iyunya 2004 g. № 324 "Ob utverzhdenii Polozheniya o Fed-eral'noj sluzhbe po trudu i zanyatosti" // SZ RF. - 2004. - № 28, - st. 2901.

[11] Prizhennikova A.N. Pravovoe regulirovanie truda inostrannyh grazhdan: aktual'nye voprosy // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 5. - S. 96 - 100.

[12] RIA NOVOSTI so ssylkoj na MVD. URL: http: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/12 /16/851122-rossii-pochti-vdvoe-sokratilos-chislo-mi-grantov (data obrashcheniya: 02.11.2021).

[13] Sudebnye i normativnye akty RF// [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://SudAct.ru Sudebnaya praktika po trudovym sporam (data obrashcheniya: 02.02.2017); Sudebnye i normativnye akty RF// [Ele-ktronnyj resurs] //http://SudAct.ru Sudebnaya praktika po trudovym sporam (data obrashcheniya: 02.02.2017).

[14] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 g. № 197-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 06.10.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021).

[15] Ugolovnaya otvetstvennost' za narushenie trudovogo zakonodatel'stva i inyh aktov, soderzhash-chih normy trudovogo prava (Matejkovich M.S.) ("Sud'ya". - 2018. - № 9) // Opredelenie Konstitucion-nogo Suda Rossijskoj Federacii ot 27 fevralya 2018 g. № 353-O "Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhalob grazhdanina Cherepanceva Petra Petrovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu per-voj stat'i 261 Trudovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'ej 145 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii" // SPS "Konsul'tantPlyus". Dokument opublik-ovan ne byl.

[16] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 22.08.2021).

[17] Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 g. № 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj poli-tiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[18] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ (red. ot 02.07.2021) "O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 31.10.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.