Рисунок 7 - Оптимальная последовательность обхода
Список литературы Костевич Л. С. Математическое программирование: Информ. технологии оптимальных решений: Учеб.пособие / Л. С. Костевич. — Мн.: Новое знание, 2003, 150 с.
2. Карты Гугл https://www.google.ru/maps/....
3. Задача коммивояжера - метод ветвей и границ. http://galyautdinov.ru/post/zadacha-kommivoyazhera
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Рыжкова Алина Николаевна
Аспирант кафедры Административного права и процесса, ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический
университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва
NEW LEGISLATION ON LABOR MIGRATION
Alina Ryzhkova, Post-graduate student of the Department of Administrative Law and Procedure, VPO "Moscow State Law University OE Kutafin (MSAL)", Moscow АННОТАЦИЯ
Начало 2015 года ознаменовалось вступлением в силу нескольких законодательных актов, связанных с порядком пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ. Целью настоящего исследования является анализ вступивших в силу изменений и оценка их эффективности в борьбе с незаконной миграцией. Особое внимание уделено административной ответственности за нарушение миграционного законодательства и миграционной амнистии для нелегальных трудовых мигрантов. ABSTRACT
In the beginning of 2015 marked the entry into force of several laws related to the order of the stay and employment of foreign nationals in the Russian Federation. The purpose of this study is to analyze the amendments and assess their effectiveness in the fight against illegal migration. Particular attention is paid to administrative responsibility for violation of immigration laws and immigration amnesty for illegal migrant workers.
Ключевые слова: административная ответственность, трудовая миграция, иностранный работник, иностранная рабочая сила, разрешение на работу, патент, трудоустройство, миграционная амнистия.
Keywords: administrative responsibility, labor migration, foreign worker, foreign labor, work permit, patent, employment, immigration amnesty.
Процесс реформирования законодательства о трудовой миграции актуален для России. Подтверждением этого является принятие Президентом РФ «Концепции государственной миграционной политики Российской Фе-
дерации на период до 2025 года [1] и внесение изменений в миграционное законодательство. Начало 2015 года ознаменовалось рядом таких изменений. В особенности на данную область права повлиял Федеральный закон от
24.11.2014 N 357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
Во-первых, в этом акте законодатель закрепил виды получаемых иностранным гражданином документов на осуществление трудовой деятельности в зависимости от режима пребывания в Российской Федерации. В случае, если иностранный работник приезжает в порядке, требующем получения визы, он вправе осуществлять трудовую деятельность, получив разрешение на работу. Если иностранный гражданин прибыл в порядке, не требующем получения визы, то он вправе работать на основании патента. При этом заявление о выдаче разрешения на работу в случае, когда Правительством РФ установлены квоты на выдачу таких разрешений, рассматривается с учетом этих квот. Квоты на выдачу патентов иностранцам из «безвизовых» стран не предусмотрены.
Во-вторых, долгожданным изменением для трудящихся мигрантов и работодателей стало появление возможности в рамках статьи 13.3. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3] приобретать патенты не только для работы у физических, но и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это право также предоставляется частным нотариусам, адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, или иным лицам, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Сама процедура предоставления документов для получения патента была дополнена рядом нововведений:
1) установлен срок предоставления документов для получения патента - 30 календарных дней с момента въезда на территорию РФ (п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
2) помимо ранее закрепленного перечня документов, иностранный гражданин обязан предоставить действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (пп. 4 п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
3) введена обязанность предоставлять документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют
опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (пп. 5 п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
4) требование о предоставлении документа, подтверждающего владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации (пп. 6 п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; порядок подтверждения указан в ст. 15.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Данное положение введено и в отношении получения разрешения на работу (пп. 5 п. 2 ст. 6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
5) в случае, если иностранный гражданин предъявляет пакет документов на получение патента с нарушением 30-дневного срока с момента пребывания в РФ, то ему необходимо оплатить установленный размер штрафа и предоставить вместе с пакетом документов на патент документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента (пп. 7 п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
6) установлено требование предоставлять документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания (пп. 8 п. 2 ст. 13.3. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Безусловно, изменения в области законодательства о трудовой миграции, а также практика привлечения иностранных граждан к административной ответственности в данной сфере отразились на реформировании положений об административной ответственности.
Получая законное право работать на территории РФ, трудовые мигранты, зачастую, осуществляют трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Как показывает судебная практика (например, см. Решение № 7-166(1) 7166/2014 от 8 октября 2014 г. Тамбовский областной суд (Тамбовская область) [4], суды приходили к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ - осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение
либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, - поскольку нарушение иностранным гражданином при осуществлении трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, положений п. 4.2 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не допущено, в связи с чем, суд прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В связи с этим законодатель дополнил ч.1 статьи 18.10. КоАП РФ и ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ, справедливо включив положения об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ в состав правонарушения и о привлечении работодателем иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Новой для трудовых мигрантов стала часть 4 ст. 18.10. КоАП РФ, которая предусматривает нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом. К таким сведениям относится заключение иностранным гражданином в течение срока действия разрешения на работу нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок обращения в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу, составляет семь рабочих дней (п. 17 ст. 13.4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
В связи с тем, что с 1 января 2015 года вступил в силу п. 8 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», работодатель обязан уведомлять уполномоченный территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о заключении и прекращении договоров с трудовым мигрантом, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ была дополнена данными положениями, в том числе, конкретизирован срок уведомления - в течение трех рабочих дней с даты заключения или прекращения договора.
Из части 5 ст. 18.15. КоАП РФ исключено положение об обязанности работодателя уведомлять соответствующий орган о расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Данное изменение вызвано исключением таких положений из п. 13 ст. 13.2. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Изменена часть 2 ст. 18.16 КоАП РФ. Согласно данной норме привлекаются субъекты административных правонарушений, которые предоставляют на торговых объектах (в том числе торговых комплексах), помещения
другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента. Ранее упоминание о патенте в данной статье отсутствовало.
Глава Федеральной Миграционной службы России Константин Ромодановский [5], выступил с идеей поддержки миграционной амнистии для нелегальных иностранных работников. Само предложение об амнистии было сформулировано в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину, представленном в апреле 2014 года.
Суть данной меры заключается в том, что трудовой мигрант при наличии административных правонарушений, например, с разрешительными документами (патентом, разрешением на работу), срок которых истек, но не имеющий иных нарушений может в определенное время добровольно прийти в уполномоченные органы исполнительной власти и получить легальный статус без применения к нему мер административной ответственности. С заявлением о легализации предлагается одновременно предоставлять подтверждение об уплате иностранным гражданином соответствующих налогов. Разработкой данного законопроекта занимается Фонд поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» при поддержке Посольства Швейцарии и Международной организации по труду (Бюро МОТ в Москве).
По данным вице-президента фонда «Миграция XXI век» Наталии Власовой [6], с 1980 по 2005 год в мире было проведено более 25 таких акций, в результате которых смогли перейти на легальное положение 6 миллионов иностранных работников. В нашей стране миграционная амнистия готовилась в 2005 - 2006 годах, но так и не состоялась.
На первом этапе установления миграционной амнистии прежде всего необходимо разрешить ряд вопросов, а именно определить: категории мигрантов, в отношении которых целесообразно проведение процедур по урегулированию их правового статуса; какие структуры (органы) должны принимать участие в ходе миграционной амнистии; каким требованиям (критериям) должен соответствовать мигрант, претендующий на участие в миграционной амнистии; какие документы необходимо предъявлять мигранту для участия в миграционной амнистии; какие документы подтверждающие наличие урегулированного правого статуса должны выдаваться мигрантам; какие предложения необходимо разработать по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере трудовой миграции, в т.ч. по принятию соответствующего законодательного акта и других нормативных правовых актов, предусматривающих механизм проведения легализации; какую роль будут играть работодатели и профсоюзы в миграционной амнистии; виды гарантий мигрантам и работодателям, участвующим в миграционной амнистии.
Сегодня в рамках концепции миграционной амнистии уже удалось выделить примерный перечень требований к иностранному трудовому мигранту, который смо-
жет пройти процедуру по урегулированию правового статуса на территории РФ. К таковым относятся: законный въезд на территорию России; гражданство одного из государств СНГ; въезд и нахождение на территории России до момента начала проведения легализации свыше 1 года; отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами; отсутствие запрета на въезд в Россию в связи с административным выдворением или депортацией, а также другими установленными законодательством и международными соглашениями причинами; отсутствие заболевания наркоманией, или одного из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также отсутствие заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) [7].
Безусловно, проект закона об установлении миграционной амнистии должен быть прежде всего представлен на рассмотрение компетентным государственным органам. Однако, представитель бюро Международной организации труда в Москве Наталья Хофманн, изучившая опыт миграционной амнистии в разных странах, считает, что после завершения работы над проектом по реализации миграционной амнистии необходимо предпринять еще ряд мер. Первое - усиление действий полиции и пограничной службы против нелегалов. Второе - повышение контроля за рынком труда. Третье - проведение политики
интеграции для легальных мигрантов. И четвертое - сотрудничество со странами их происхождения, приема и транзита.
Список литературы
1. Официальный сайт Президента России: http:/ /kremlin.ru /acts/15635 (Последнее посещение 04.02.2015г.). Дата публикации на сайте 13.06.2012г.
2. СЗ РФ. 01.12.2014. N 48. ст. 6638.
3. СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. ст. 3032.
4. Официальный сайт Тамбовского областного суда http://oblsud.tmb.sudrf.ru/ (последнее посещение 04.02.2015г.).
5. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России http://www.fms.gov.ru/ - последнее посещение 21.01.2015г.
6. Официальный сайт Фонд поддержки социальных проектов "Миграция XXI век" http://mirpal.org/ (Последнее посещение 21.01.2015г.)
7. Сборник «Разработка инициативы по проведению в РФ разовой миграционной амнистии», март 2013г. Сборник подготовлен по результатам дискуссий экспертами Фонда «Миграция XXI век», Власовой Н.И., Кравцовым В.В., Матвеевой И.Г., под общей редакцией Президента Фонда Поставнина В.А.
ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Суденко Владимир Егорович,
кандидат юридических наук, доцент, Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика», г. Москва
INTERESTS OF A HUMAN AS OBJECT OF CRIME
Sudenko Vladimir Egorovich, Candidate of Juridical Sciences, docent, Law Institute of Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), associate professor of the department "Criminal law, Criminal process and Criminalistics", Mo scow АННОТАЦИЯ
Рассматриваются вопросы, относящиеся к определению объекта преступления, мнения различных учёных в области уголовного права.
Ключевые слова: объект, преступление, интересы, общественные отношения, уголовный закон. ABSTRACT
The questions dealing with determining of object of crime and opinions of various specialists of criminal law have been considered in the paper.
Keywords: object, crime (offence), interests, social relations, criminal law.
Современное общество нашей страны, продолжая своё реформирование, с неизбежностью выдвигает проблему пересмотра отдельных утверждений, выработанных и сформулированных в период существования Советской России общественными науками. Правовые науки не являются исключением и пытаются пересмотреть весьма значительное количество теоретических положений, которые раньше принимались за бесспорную и не требующую доказательств непреложную истину.
Среди довольно важных теоретических проблем юриспруденции, исследуемых весьма длительное время, применительно к теме данной статьи, являются проблемы корреляции частного и публичного в уголовно-правовой
науке, своеобразности охраны частных интересов уголовно-правовыми средствами, определение того объекта преступления, который получил в уголовном праве наименование непосредственного.
Когда мы говорим о непосредственном объекте преступления, то он предстаёт перед нами при преступном посягательстве, нарушающем законные интересы человека и гражданина либо создающем угрозу их нарушения.
В уголовно-правовой доктрине на сегодняшний день вряд ли найдётся более дискуссионный вопрос, чем вопрос об объекте состава преступления. Существует огромнейшее количество теорий и определений объекта преступления, в том чисел объект как норма права, объект