10. Maliagin, A. I., Mulukayev, R. S., Epifanov, A. E. History agencies of internal affairs of our country. — Moscow, 2005.
11. Melnikova, E. B. Justice on juvenile affairs: history and up-to-dateness. — Moscow, 1990.
1 См.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 338.
2 СУ РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227.
3 См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. Часть. 1. М, 1954. С. 419.
4 СУ РСФСР 1919. № 66. Ст. 590.
5 СУ РСФСР 1920. № 68 . Ст. 308.
6 См.: Семернева Н.К. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением мер воспитательного характера. Свердловск, 1969. С. 8.
7 Инструкция комиссии по делам несовершеннолетних. СУ РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83.
8 См.: Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект / /
Адвокатская практика. 2005. № 6.
9 СУ РСФСР. 1931 № 38 . Ст. 301.
10 Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск, 1999. С. 26.
11 См.: Приказ МВД России от 18.12.03 № 1005 «Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
12 См.: Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1957. № 51. С. 25.
13 Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.
14 Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.
15 Leitmotiv — «главный, ведущий мотив» — преобладающая главная тема, идейный тон направления, доминирующее начало в деятельности, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
УДК 347.5 Д. Е. Дробов*
Привлечение к административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы
В статье анализируются различные подходы к понятиям «иностранный работник», «использование и привлечение иностранной рабочей силы». Проведенный автором анализ позволяет сформулировать авторское определение исследуемого понятия и дополнения в действующее законодательство.
Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный работник, использование и привлечение иностранной рабочей силы.
D.E. Drobov*. Attraction to administrative liability of infringement of rules of attraction
and use of foreign labor. In article use and attraction of foreign labor are analyzed various approaches to concepts «the foreign worker», the analysis carried out by the author allows to formulate author’s definition of investigated concept, to formulate additions in the current legislation.
Keywords: labor migration, the foreign worker, use and attraction of foreign labor.
Административное правонарушение в области трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) субъекта трудовых правоотношений, посягающее на трудовые права и свободы граждан, за которое КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материально-правовым основанием административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы граждан (фактическое основание), урегулированные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и охраняемые нормами административного права, устанавливающими административную ответственность за их нарушение (нормативное основание)1.
В целях правильной квалификации административных правонарушений, наряду с «традиционными» составами административных правонарушений в области трудовых отношений, которые включены в главу 5 КоАП РФ (ст. 5.27-5.34, 5.42, 5.44) и объектами которых являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, следует выделять и другие затрагивающие сферу трудовых правоотношений административные правонарушения, в которых правила трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы о труде, выступают в качестве дополнительного объекта правонарушения (ст. 5.7, 18.10, 18.13, 20.26 КоАП РФ).
* Дробов, Дмитрий Евгеньевич. Адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7302423. E-mail: [email protected]
* Drobov, Dmitry Evgenjevich. The post graduate student of the Administrative Law of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 9 февраля 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Конституционное право, административное право
Сравнительно недолгие рамки совместного действия (с 2002 г.) КоАП РФ, принятого с учетом принципов построения правового демократического государства, закрепившего новые составы административных правонарушений и новую систему административных наказаний, распространившего сферу своего влияния на юридических лиц, и ТК РФ, кардинально изменившего подходы к регулированию трудовых отношений, предопределили недостаточную разработанность теоретических основ административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права2.
Вопрос порядка привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы актуализирует обращение к проблеме ответственности юридических лиц. Институт административной ответственности юридических лиц — это совокупность большого числа правовых норм, регулирующих комплекс вопросов, связанных с определением, установлением, регламентацией и применением особого рода государственного принуждения. Применительно к юридическим лицам следует подчеркнуть то обстоятельство, что до недавнего времени большую часть их института ответственности составляли нормы материального права, устанавливающие систему административных наказаний, конкретные составы административных правонарушений и регламентирующие др. вопросы.
Многие авторы отмечали необходимость уделить более пристальное внимание процессуальным аспектам привлечения к административной ответственности, имея в виду прежде всего коллективные субъекты права3.
Проблемы административной ответственности, связанные с теорией административных наказаний, всегда находились и в сфере различных научных интересов, как общетеоретических, так и отраслевых4.
В основе истоков определения государственного принуждения лежат признаки, вытекающие из основных характеристик государства, которые достаточно популярно рассматриваются в государствоведческой литературе5.
Наиболее предпочтительна формулировка административной ответственности (в ретроспективном смысле) как возникающего в связи с совершением лицом административного правонарушения особого состояния ограничения его прав и свобод, обусловленного административным преследованием и административным наказанием такого лица6.
В контексте административно-принудительных мер административное наказание — исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью карательного воздействия на правонарушителя.
Памятуя о равных условиях административной ответственности физических и юридических лиц, можно утверждать, что правила виновной ответственности физических лиц распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти правила по своей природе могут быть к ним применимы. Вина юридического лица выражается в вине его работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Это вполне объяснимо тем, что деятельность юридического лица неизменно выражается в форме индивидуальных или коллективных актов (деяний) его членов7. Исполняя свои конкретные служебные обязанности, работники тем самым реализуют функции данного юридического лица8. Стало быть, перед третьими лицами, включая государство, деятельность юридического лица выступает как обезличенная деятельность его работников, и наоборот, служебная деятельность конкретных работников выглядит как деятельность самого юридического лица, участниками которого они являются9. Вследствие этого ответственность за служебные действия работников всегда принимает форму ответственности самого юридического лица.
До июля 2003 г. нормы об ответственности за нарушение порядка трудоустройства иностранцев на федеральном уровне фактически отсутствовали. Субъекты РФ самостоятельно устанавливали вид и размер подобной ответственности. К примеру, в Москве действовал Закон от 22 октября 1997 г. № 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы», по которому ответственность в виде штрафа для должностных лиц колебалась от 10 до 20 МРОТ за каждого нелегального работника, а для организаций — от 50 до 100 МРОТ. Для самих же работников, нарушивших миграционное законодательство, ответственность была от 5 до 20 МРОТ10.
Этот закон впоследствии утратил силу в связи с принятием КоАП РФ и Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно ст. 18.15, под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранца понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранцев административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранцев (в т.ч. иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Величина штрафов за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности напрямую зависит от количества работающих на предприятии «нелегалов», т.е. штраф, предусмотренный пп. 1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ, надо умножить на их число.
Говоря об административной ответственности, необходимо иметь в виду еще два нововведения:
— во-первых, помимо штрафов, теперь к работодателям может быть применена такая мера ответственности, как административное приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не может достичь цели административного наказания;
— во-вторых, срок давности по нарушениям, связанным с нелегальной миграцией, увеличен с двух месяцев до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Все принятые Правительством России решения и меры по наведению порядка в сфере трудовой миграции направлены в первую очередь на то, чтобы собрать информацию о работающих в нашей стране мигрантах, а впоследствии отрегулировать миграционные потоки в зависимости от ситуации в разных сферах экономики и в разных регионах нашего государства11.
Административное правонарушение, посягающее на правила привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, характеризуется виновностью деяния12. Большая доля исследуемых правонарушений, в т.ч. и грубые, совершаются именно с прямым умыслом.13
Можно заключить, что административное правонарушение, посягающее на правила привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации, — это отдельный (особый) вид виновных, противоправных, общественно вредных (антиобщественных) деяний в форме действия или бездействия, причиняющих вред установленному порядку управления по обеспечению режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, за совершение которых на основании административного законодательства применяются меры административной ответственности.
В целях совершенствования законодательства в миграционной сфере необходимо разработать и принять следующие федеральные нормативные акты: Федеральный закон «О миграции в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ о взаимодействии ФМС России и Федерального почтового агентства РФ при осуществлении миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства14.
Изучение правоприменительной практики свидетельствует, что судьями при квалификации административных правонарушений в данной сфере достаточно часто допускаются ошибки. Представляется, что причинами появления таких ошибок являются особенности миграционного законодательства, которое в настоящее время весьма динамично развивается. Кроме того, многие ошибки возникают из-за того, что правоприменители не всегда уделяют должное внимание этой весьма сложной категории дел об административных правонарушениях, имеющих определенную специфику. Так на взгляд А.В. Литвиненко15, наибольший интерес представляют следующие квалификационные ошибки.
Неверное определение понятия «трудовая деятельность» при квалификации содеянного по ст. ст. 18.10, 18.16 КоАП РФ ввиду применения положений ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой под трудовой деятельностью иностранного гражданина в Российской Федерации понимается работа на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также положений трудового законодательства.
Иностранный работник не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ, а его работодатель — по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ даже в том случае, когда работник осуществляет трудовую деятельность по иной специальности, нежели указано в его разрешении на работу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ или ст. 18.15 КоАП РФ, отсутствует, если иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и имеющий разрешение на работу у одного работодателя, осуществляет трудовую деятельность у нескольких работодателей на территории того субъекта Российской Федерации, где ему выдано разрешение.
Считаем целесообразным и своевременным шагом на пути совершенствования административного законодательства предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правовой запрет на незаконную эксплуатацию труда работодателем (как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином) иностранных граждан (работников) в случае использования труда нелегальных мигрантов без заключения с ними соответствующих гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) и трудовых договоров.
Список литературы
1. Аскеров, М. С. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : специальность 12.00.14. — М.: Моск. ун-т МВД России, 2007.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право России. — М., 2000.
3. Бахрах, Д. Н. Виды административного принуждения // Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности : учен. зап. ВНИИСЗ. — Вып. 5. — М., 1965. — С. 91-99.
4. Белинский, Е. С. Вопросы вины в налоговом законодательстве // Государство и право. — 1996.
- № 6. - С. 47-53.
5. Бойко, С. В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.14. — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2003.
6. Гетман, Я. Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. : специальность 12.00.14. — Ростов-на-Дону: Ростовск. юр. ин-т, 2007.
7. Ермоленко, А. С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в РФ // Налоговый вестник. — 2003. — № 9.
8.Литвиненко, А. В. Административные правонарушения в области трудоустройства иностранных граждан в РФ: ошибки квалификации / / Электронный ресурс. Система «Консультант-плюс».
9. Максимов, И. В. Административные наказания квалификации // Электронный ресурс. Система «Консультант-плюс».
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Конституционное право, административное право
10. Мишунина, Л. Л. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации / под общ. ред. А.П. Сунцова : учебное пособие. — Тюмень: Тюменская областная Дума; ТГУ, 2004.
11. Полякова, Н. В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: содержание, проблемы и основные направления совершенствования правоприменительной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : специальность 12.00.14. — Воронеж, 2008.
12. Смирнов, В. Т., Собчак, Л. Л. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве : учеб. пособие. — Л., 1983.
13. Тебряев, Л. Л. Вина причинителя вреда в деликтных обязательствах // Юрист. — 2002. — № 3.
- С. 28-34.
14. Шилов, Ю. В. Административная ответственность юридических лиц (процессуальный аспект)
: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.14. — Омск, Омская акад. МВД России, 2003.
15. www.reg№um.ru/№ews/898012.html.
Literature
1. Askerov, M.S. Administrative deportation from the Russian Federation a foreign citizen or stateless person. — Moscow, 2007.
2. Bachrach, D.N. Administrative law in Russia. — Moscow, 2000.
3. Bachrach, D. N. Types of administrative coercion // Problems of improving the legislation on administrative responsibility : Scientists. app. VNIISZ. — Vol. 5. - Moscow, 1965. — Р. 91-99.
4. Belinsky, E.S. Questions of guilt in the tax law // State and law. — 1996. — № 6. — S. 47-53.
5. Boiko, S.V. Administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons. — St.-Petersburg,
2003.
6. Getman, Y. B. Administrative responsibility for violation of labor laws and other normative legal acts containing norms of labor law. — Rostov-on-Don, 2007.
7. Ermolenko, A. S. Attracting foreign citizens to conduct work in the Russian Federation // Tax Bulletin.
— 2003. — № 9.
8. Litvinenko, A. V. Administrative violations in the employment of foreign citizens in Russia: training error // Electronic resource. The system «Consultant Plus».
9. Maximov, I. V. Administrative penalties skills // Electronic resource. The system «Consultant Plus».
10. Mishuninа, A. A. Administrative responsibility for violation of the stay of foreign citizens in the Russian Federation. — Tyumen, 2004.
11. Polyakova, N. V. administrative deportation from the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons: content, challenges and key issues for improving law enforcement. — Voronezh, 2008.
12. Smirnov, V. T., Sobchak, A. A. General theory of tort liabilities in the Soviet civil law. — Leningrad, 1983.
13. Tebryaev, A. A. Fault of a tortfeasor in tort liabilities // Lawyer. — 2002. — № 3. — Р. 28-34.
14. Shilov, Y. V. Administrative liability of legal persons (procedural aspect). — Omsk, 2003. 15. www.reg№um.ru/№ ews/898012.html.
1 Гетман Я. Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. С. 8-9.
2 Бойко С.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: Автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Санкт-Петербург, 2003. С. 4-7.
3 Шилов Ю. В. Административная ответственность юридических лиц (Процессуальный аспект) Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 4-8.
4 Максимов И.В. Административные наказания. // Электронный ресурс. Система «Консультант-плюс».
5 Бахрах Д.Н. Виды административного принуждения // Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности: Учен. зап. ВНИИСЗ. Вып. 5. М., 1965. С. 92.
6 Максимов И.В. Указ. соч.
7 Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л., 1983. С. 82
8 см.: Белинский Е.С. Вопросы вины в налоговом законодательстве // Государство и право. 1996. № 6. С. 49.
9 Тебряев А.А. Вина причинителя вреда в деликтных обязательствах // Юрист. 2002. № 3. С. 29.
10 Ермоленко А.С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в РФ / / Налоговый вестник. 2003. № 9.
11 www.regNgum.ru/Noews/898012.html
12 См. ч. 2 ст. 2.2. КоАП РФ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Сг. 1.
13 Мишунина А.А. Административная ответственность за нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской
Федерации. Тюмень, 2004. С. 80.
14 Подробнее о содержании этих актов: Полякова Н.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: содержание, проблемы и основные направления совершенствования правоприменительной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2008. С. 7-11.
15 Литвиненко А.В. Административные правонарушения в области трудоустройства иностранных граждан в РФ: ошибки квалификации / / Электронный ресурс. Система «Консультант-плюс».