Научная статья на тему 'Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права'

Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8517
1160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ СТАЖ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ / НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ / ВЫСЛУГА ЛЕТ / ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА / SENIORITY / PENSIONABLE SERVICE / SPECIAL SENIORITY / CONTINUOUS SENIORITY / LENGTH OF SERVICE / SENIORITY CALCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филипова Ирина Анатольевна

Трудовой стаж понятие важное для каждого работника и потенциального пенсионера, он влияет на размер пенсии, на возраст выхода на пенсию при наличии определенных условий. За последние годы размер и порядок подсчета трудового стажа неоднократно менялись. В статье представлен обзор прежнего и действующего законодательства, а также предполагаемые изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIORITY AS A CATEGORY OF THE SOCIAL SECURITY LAW AND THE LABOUR LAW

Seniority is an important concept for each worker and any potential pensioner, since it influences the size of the pension and retirement age under certain conditions. During the last years, the figures and the procedure for calculating seniority changed several times. The article presents a review of the former and the current legislation, and also the prospective changes.

Текст научной работы на тему «Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (1), с. 267-273

267

УДК 349.3

ТРУДОВОЙ СТАЖ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРУДОВОГО ПРАВА

© 2011 г. И.А. Филипова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

irinafilipova@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.04.2011

Трудовой стаж - понятие важное для каждого работника и потенциального пенсионера, он влияет на размер пенсии, на возраст выхода на пенсию при наличии определенных условий. За последние годы размер и порядок подсчета трудового стажа неоднократно менялись. В статье представлен обзор прежнего и действующего законодательства, а также предполагаемые изменения.

Ключевые слова: трудовой стаж, страховой стаж, специальный трудовой стаж, непрерывный трудо-

вой стаж, выслуга лет, исчисление стажа.

Значение трудового стажа

Под трудовым стажем традиционно понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности лица, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой. До пенсионной реформы конца XX - начала XXI века трудовой стаж был важнейшей категорией трудового права и права социального обеспечения, отделившегося именно от трудового права. По действовавшему до

01.01.2002 г. Закону Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон РФ о пенсиях 1990 г.) для получения права на пенсию в размере 55% от заработка женщине необходимо было иметь 20 лет трудового стажа, мужчине - 25 лет. Таким было минимальное требование к общему трудовому стажу, за каждый сверх этого отработанный год прибавлялся 1% [1].

В новой пенсионной модели трудовому стажу придается несколько меньшее значение. С

01.02.2002 г. действует Федеральный закон от

17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), установивший иной порядок пенсионного обеспечения [2]. В данном нормативном правовом акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие «страховой стаж» - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2 Закона о трудовых пенсиях). Минимальный страховой

стаж для назначения трудовой пенсии - всего 5 лет.

В то же время на будущее значение трудового (страхового) стажа снова возрастает в связи с принятием новой редакции Закона о трудовых пенсиях от 27.12.2009 г. В соответствии с ней с

01.01.2015 г. Законом о трудовых пенсиях предусмотрено установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости при продолжительности страхового стажа для мужчин - 30 лет, а для женщин - 25 лет. Устанавливаемый фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), уменьшается на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин [3].

В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

- общий трудовой стаж;

- страховой стаж;

- специальный трудовой стаж;

- непрерывный трудовой стаж (причем последний не имеет значения для отношений в области социального обеспечения и остается востребованным только при трудовых отношениях).

Общий трудовой и страховой стаж

В статьях, публикуемых в современных периодических изданиях, в том числе и юридического характера, нередко отождествляются понятия «общий трудовой стаж» и «страховой

стаж». На самом деле общий трудовой стаж и страховой стаж - разные юридические понятия.

Общий трудовой стаж исчислялся только для целей пенсионного обеспечения, его подсчитывали до 01.01.2002 г. В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях после 01.01.2002 г. исчисляется страховой стаж.

Страховой стаж имеет две разновидности:

- для целей пенсионного обеспечения (рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий») [4];

- для назначения пособия по временной нетрудоспособности (считается в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам») [5].

Таким образом, можно в быту отождествлять фактический общий трудовой стаж и страховой стаж в том случае, когда речь идет только о пенсиях.

В соответствии со статьей 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж, рассчитываемый для целей пенсионного обеспечения, включаются следующие периоды:

- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Причем Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» положения первого пункта вышеуказанной статьи

признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, так как позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Конституционный суд признал безусловную обязанность всех работодателей уплачивать страховые взносы, с целью обеспечения нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования, но не допускает возможности ущемления прав работников при нарушении законодательства работодателем [6].

Наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона о трудовых пенсиях, в страховой стаж засчитываются также периоды, указанные в статье 11:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [7];

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребен-ком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием

возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Любой из указанных периодов засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы.

Таким образом, новое пенсионное законодательство уменьшило формальное значение трудового стажа по сравнению с прежним пенсионным законодательством. Главное сейчас -число лет, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему и фиксировались на личных счетах персонифицированные пенсионные обязательства государства перед каждым конкретным застрахованным работником. Если есть пять таких лет, гражданин получает право на трудовую пенсию. Причем не обязательно все пять лет работать: женщины могут включить в этот стаж два отпуска по уходу за ребенком, по полтора года каждый (то есть три года из пяти), мужчины - двухгодичный период службы в Вооруженных силах. В указанные нетрудовые периоды граждане выполняют важнейшие социальные функции (женщины - воспроизводства населения, мужчины - защиты Отечества) и оплату этих периодов в пенсионной системе осуществляет за них государство.

Каждый отработанный год свыше минимальных пяти лет означает дополнительный объем поступлений (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии), которые заработал застрахованный. Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов, тем больше величина пенсионного капитала и, следовательно, величина заработанной пенсии.

В будущем, с 2015 г., в страховой стаж, влияющий на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, будут включаться не все периоды, учитываемые при определении права на трудовую пенсию по старости, предусмотренные на сегодняшний день статьями 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях. Не будут включаться:

- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах;

- период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (пункт 19 статьи 14 Закона о трудовых пенсиях).

Таким образом, по законодательству, действовавшему до 01.01.2002 г., в стаж женщины-матери включалось время ухода за каждым ребенком в возрасте до трех лет плюс 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. После 01.01.2002 г. и в настоящее время - включаются периоды временной нетрудоспособности, в течение которых уплачивались пособия по беременности и родам и период ухода за каждым ребенком до 1.5 года (но не более трех лет в общей сложности). С

01.01.2015 г. женщины вообще не смогут повысить фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за счет периодов получения пособия по беременности и родам (останется включенным в стаж лишь отпуск до

1.5 года на каждого ребенка, но не более трех лет в целом).

Это вряд ли является оправданным с точки зрения гарантированности государством принципа всеобщности права на социальное обеспечение. Нельзя не учитывать периоды, когда человек по объективным причинам лишен возможности работать (например, женщина, находящаяся в декретном отпуске). Государство, признающее себя социальным и правовым, должно сохранить включение в страховой стаж наравне с работой таких наиболее значимых с социальной точки зрения периодов. Поэтому, вполне возможно, до наступления 2015 г. поправки, внесенные в Закон о трудовых пенсиях, будут вновь пересмотрены.

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ о пенсиях 1990 г.

В обновленном законодательстве понятие «специальный трудовой стаж» фактически не присутствует. Тем не менее то, что в ранее действовавшем Законе РФ о пенсиях 1990 г. называлось специальным трудовым стажем, сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Законом о трудовых пенсиях предусмотрены прежние правила исчисления специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы. С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и т.д., а также пенсия за выслугу лет.

Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении времени начала выплаты пенсии в связи с трудом на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они, соответственно, трудились не менее 10 лет и 7.5 года и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

Особым видом специального трудового стажа является выслуга лет. Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия. Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, составляют:

- военнослужащие;

- государственные служащие гражданской и правоохранительной службы;

- муниципальные служащие.

Пенсии за выслугу лет для военнослужащих и госслужащих урегулированы Законом Российской Федерации от 2.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом

от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8]. Пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, соответственно, - законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований. Применительно к Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду пенсии за выслугу лет для государственных служащих области и муниципальных служащих города предусмотрены Законом Нижегородской области от

24.06.2003 г. № 48-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» [9] и Постановлением Городской думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2008 г. № 64 «Об утверждении положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде» [10].

В советское время пенсии за выслугу лет могли назначаться многим категориям граждан: работникам здравоохранения, педагогам, творческим работникам, спасателям, шахтерам и т.д. В настоящее время все они имеют право на получение досрочной пенсии по старости с учетом специального трудового стажа в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Досрочные пенсии по старости не являются пенсиями по выслуге лет, так как последние предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» только в качестве пенсий по государственному пенсионному обеспечению (фактически - еще и муниципальному), их выплата производится за счет средств федерального, регионального или местного бюджета.

Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж является оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника. Ранее непрерывный трудовой стаж включал продолжительность последнего непрерывного периода работы у одного или нескольких работодателей. Действовавшие до 2007 г. «Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию», утвержденные Постановлением Совета Министров

СССР от 13.04.1973 г. № 252 [11], устанавливали, что такой стаж сохраняется, если:

- перерыв в работе при переходе с одного места работы на другое не составил более одного месяца;

- гражданин уволился по собственному желанию и без уважительной причины, а перерыв между работами не превышает трех недель и т.д.

С 01.01.2007 г. непрерывный трудовой стаж утратил юридическое значение в сфере социального обеспечения в связи с тем, что Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 02.03.2006 г. № 16-О «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» признал применение непрерывного стажа для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (больничного) противоречащим Конституции Российской Федерации [12]. Теперь размер пособия по временной нетрудоспособности исчисляется на основании трудового (страхового) стажа и зависит только от периодов, в течение которых уплачивались страховые взносы. При исчислении размера пенсии непрерывный трудовой стаж также не учитывается.

И тем не менее непрерывный трудовой стаж как юридическая категория не исчез бесследно. В коллективных договорах организаций, локальных нормативных правовых актах он используется и в настоящее время. Непрерывный стаж может иметь значение при получении работником дополнительных благ, в частности:

- надбавка к заработной плате (% от оклада);

- право на предоставление субсидии на приобретение жилья;

- дополнительный отпуск;

- право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата работников.

Эти блага являются мерой поощрения за длительные отношения работника со своим работодателем, они призваны обеспечить устойчивость трудовых отношений и повысить эффективность труда. Разумеется, в этом случае учитывается только стаж работы у последнего работодателя.

Исчисление трудового стажа

Общий порядок исчисления стажа работы: периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности (1 : 1). Прежним пенсионным законодательством, действовавшим до

01.01.2002 г. (Законом РФ о пенсиях 1990 г.), допускалось исчисление стажа в повышенном размере. Так, в тройном размере (1 день за 3) исчислялось:

- пребывание в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в военных соединениях в период боевых действий, а также время лечения вследствие военной травмы;

- период трудовой деятельности в блокадном Ленинграде;

- время содержания под стражей, пребывание в местах заключения и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и после реабилитированных.

В двойном размере исчислялись:

- работа в лепрозориях и противочумных учреждениях;

- работа во время Великой Отечественной войны, за исключением районов, оккупированных неприятелем;

- военная служба по призыву;

- нахождение в Ленинграде в период блокады.

Исчисление стажа в полуторном размере применялось по отношению:

- к времени работы на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях;

- к работе в качестве хирурга, анестезиолога, медсестры в хирургическом, реанимационном отделениях или отделении интенсивной терапии и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующий закон о трудовых пенсиях не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.

Вместе с тем Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» [13] установил, что нормы Закона о трудовых пенсиях по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухуд-

шения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Тем самым при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).

После введения в действие с 01.01.2002 г. Закона о трудовых пенсиях такая возможность не допускается. Исчисление страхового стажа, имевшего место после указанной даты, производится в соответствии с требованиями названного закона.

Этот же вопрос рассматривался Конституционным судом и ранее, в 2002 г., сразу после вступления в силу Закона о трудовых пенсиях. В Определении Конституционного суда от

05.11.2002 г. № 320-0 «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Конституционный суд Российской Федерации указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию сохраняются в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права [14].

Так, например, по желанию лица в качестве расчетного размера трудовой пенсии может быть принята сумма пенсии, исчисленная по нормам Закона РФ о пенсиях 1990 г. без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В этом случае время пребывания лиц в спецпоселениях (местах ссылки) включается в стаж в тройном размере независимо от возраста этих лиц.

Служба в армии засчитывается в общий трудовой стаж в силу действия нормы части 3 пункта 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях. По общим правилам, которые законодательно определены в этой статье, служба в армии засчитывается в общий стаж в одинарном размере в силу действия нормы статьи 11 Закона о трудовых пенсиях. Одновременно для включения в стаж нужно, чтобы до или после армии (перерыв между армией и работой неважен) была

работа по трудовому договору или другая деятельность, на которой человек подлежал обязательному пенсионному страхованию. Если же лицу не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до

01.01.2002 г. должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере - это следует из рассмотренного выше Постановления Конституционного суда Российской Федерации от

29.01.2004 г. № 2-П.

И все же на сегодняшний день имеются периоды работы, исчисление которых производится в кратном размере. Так, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня [15].

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву -один день военной службы за два дня работы [16]. Правда, такой расчет производится только для выплат по больничному листу (пособие по временной нетрудоспособности), а не для пенсий, страховой стаж для которых рассчитывается в обычном порядке.

Заключение

В завершение темы стоит сказать, что, скорее всего, в обозримом будущем значение трудового стажа снова будет расти. Как показывает зарубежная практика, продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, в мире выше, чем предполагается сделать в России с 2015 г. Трудовой стаж для получения пенсии в полном объеме для граждан Великобритании, Германии, Италии - не менее 35 лет независимо от пола работника. Граждане Франции до сих пор выходили на пенсию в 60

лет, если они платили пенсионные отчисления в течение 40,5 года. С внесением изменений во французское пенсионное законодательство в ноябре 2010 г. французам придется уходить на пенсию не в 60 лет, как это было раньше, а в 62 года, необходимая продолжительность трудового стажа к 2012 г. составит 41 год, а с 2013 г. будет увеличена до 41 года и трех месяцев. Вопрос об увеличении продолжительности стажа работы поднят и на Украине, в соответствии с законопроектом, внесенным в Верховную раду в декабре 2010 г., предполагается повышение необходимого для получения пенсии трудового стажа до 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин. Обратим внимание, что разница в стаже для мужчин и женщин предусмотрена только законодательством стран, бывших ранее советскими республиками. В остальных европейских странах независимо от гендерных различий требования к стажу одинаковы, так как страховой стаж «зарабатывается» каждым работником и рассчитывается без дискриминации в отношении мужчин, продолжительность жизни которых и так меньше в сравнении со средней продолжительностью жизни представительниц слабого пола.

Список литературы

1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

2. Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52. Ч.1. Ст. 4920.

3. Собрание законодательства РФ. 28.12.2009. № 52. Ч.1. Ст. 6454.

4. Собрание законодательства РФ. 05.08.2002. № 31. Ст. 3110.

5. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 09.04.2007. № 15.

6. Собрание законодательства РФ. 16.07.2007. № 29. Ст. 3744.

7. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. № 9. Ст. 328.

8. Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.

9. Правовая среда. 09.07.2003. № 27(473).

10. .День города. Нижний Новгород. 25.04.2008. № 33(250).

11. Собрание постановлений Правительства

СССР. 1973. № 10.

12. Собрание законодательства РФ. 10.04.2006. № 15. Ст. 1642.

13. Собрание законодательства РФ. 09.02.2004. № 6. Ст. 450.

14. Собрание законодательства РФ. 03.02.2003. № 5. Ст. 500.

15. Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. №

11. Ст. 1146.

16. Собрание законодательства РФ. № 22. 01.06.1998. Ст. 2331.

SENIORITY AS A CATEGORY OF THE SOCIAL SECURITY LAW AND THE LABOUR LAW

I.A Filipova

Seniority is an important concept for each worker and any potential pensioner, since it influences the size of the pension and retirement age under certain conditions. During the last years, the figures and the procedure for calculating seniority changed several times. The article presents a review of the former and the current legislation, and also the prospective changes.

Keywords: seniority, pensionable service, special seniority, continuous seniority, length of service, seniority calculation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.