Научная статья на тему 'Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении'

Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15220
1570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СТАЖ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / ТРУДОВОЙ СТАЖ / ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ / ПЕРИОД ПРОЖИВАНИЯ / КОНВЕНЦИИ МОТ / SOCIAL SECURITY LEGISLATION / SOCIAL SECURITY LAW / SOCIAL SECURITY PERIOD / TIME IN EMPLOYMENT / GENERAL AND SPECIALIZED PERIODS OF TIME IN EMPLOYMENT / PERIOD OF RESIDENCY / ILO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Тамара Карловна

Новейшие изменения в законодательстве о социальном обеспечении дают основание утверждать, что понятие стажа должно рассматриваться в более широком плане и соответствовать его международно-правовому значению. В международных правовых актах по вопросам социального обеспечения термин «стаж» обозначает достаточно объемное по своему содержанию понятие, которое включает периоды, связанные или не связанные с уплатой взносов, а также продолжительность проживания в стране. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, общее определение стажа можно сформулировать следующим образом: «Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат». Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж можно разделить на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. Каждый из основных видов стажа включает общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of time in employment in the light of the latest amendments to the social security legislation

The newest amendments in social security legislation allow one to stat that the definition of time in employment should be regarded in its broader aspect and correspond to its international legal meaning. In the international legal acts on social security issues the term « time in employment» has a rather wide scope, and it includes periods related or unrelated to payment of fees, as well as period of residency within the state. Following the tendency of inclusion of all of the periods bearing legal consequences in the social guarantees law into the time in employment, the general definition of time in employment may be shaped as follows «Time in employment in social security law as a matter of legal value (legal fact) is a summary period of work and other activities with or without payment of labor insurance, other periods included into it according to legislation, and in some cases the periods of residency within the state, if these periods are related to the right to various types of social security guarantees and (or) they influence the amount of relevant monetary payments. Based upon this definition the time in employment may be divided into three main types: «time in labor employment» 2) «insured period», 3) «residency period». Each of the main types of time in employment includes general and specialized time in employment. Specialized time in employment may have subdivisions depending on specific periods defining the right of a person to various monetary payments or natural compensations.

Текст научной работы на тему «Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении»

ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Т.К. Миронова*

Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении

Аннотация. Новейшие изменения в законодательстве о социальном обеспечении дают основание утверждать, что понятие стажа должно рассматриваться в более широком плане и соответствовать его международно-правовому значению. В международных правовых актах по вопросам социального обеспечения термин «стаж» обозначает достаточно объемное по своему содержанию понятие, которое включает периоды, связанные или не связанные с уплатой взносов, а также продолжительность проживания в стране. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, общее определение стажа можно сформулировать следующим образом: «Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) — это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат». Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж можно разделить на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. Каждый из основных видов стажа включает общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Ключевые слова: законодательство о социальном обеспечении, право социального обеспечения, стаж, страховой стаж, трудовой стаж, общий и специальный стаж, период проживания, конвенции МОТ.

Стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), но и исчисление размера денежных выплат. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан. На протяжении последних десятилетий стаж как правовое понятие не остается неизмененным, а демонстрирует новые грани проявления своей сущности.

Начало 2015 г. ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона «О страховых

пенсиях»1 (далее — Закон о страховых пенсиях) и появлением новелл в действующих законах, которые можно рассматривать как новый этап развития представлений о стаже. Происшедшие изменения демонстрируют повышение юридической значимости стажа в праве социального обеспечения, усложнение данного понятия, появление его новых видовых особенностей. Вместе с тем такое развитие не приводит к формированию общего подхода к пониманию самого стажа и не способствует выделению четких критериев его классификации.

Исследование законодательных новаций представляет научный интерес в контексте более

1 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. № 2 (ч. II) (поправка).

*

© Миронова Т.К., 2015

Миронова Тамара Карловна — доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [mtk2009@mail.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

общего анализа современных особенностей понимания стажа для целей социального обеспечения и уточнения его видового разнообразия. В этой связи актуальным представляется обращение к международным правовым актам, содержащим нормы о социальном обеспечении.

Термин «стаж» широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих конвенциях Международной организации труда2 (далее — МОТ). В конвенциях МОТ не содержится определения понятия стажа. Однако интерпретация содержания данного понятия в его международно-правовом значении, как правило, не различается, поскольку указаны основные признаки данного понятия. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), термин «стаж» означает либо период, в течение которого уплачивались взносы, либо стаж работы, либо продолжительность проживания в данной стране, либо какое-то сочетание этих условий3.

Приведенное положение показывает, что в международных правовых актах применяется достаточно объемная по своему содержанию интерпретация понятия стажа. Она включает понимание стажа в его традиционном общем смысле — как продолжительности работы и иной деятельности, так и в особом смысле, который связывается с периодом уплаты взносов и его продолжительностью. При этом необходимо констатировать, что уплата взносов выделяется как специфический критерий, характеризующий понятие стажа. Различные виды стажа могут либо включать данный критерий, либо он может отсутствовать. Исходя из этого, в конвенциях МОТ применяются термины «периоды страхования»; «периоды работы по найму»; «периоды профессиональной деятельности»; «периоды уплаты членских взносов»; «периоды, в течение которых не уплачивались членские взносы»4.

Специальный смысл понятию стажа придает его понимание в конвенциях МОТ как критерия, определяющего длительность проживания

2 См. напр.: Конвенции МОТ № 25, 35-40, 44, 45, 48, 53, 56, 57, 74, 83, 101, 102, 110, 118, 121, 125, 128, 130, 132, 146, 157, 158, 168, 188. Ссылки на конвенции МОТ приводятся по сборнику: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. Т. I: 1919-1956; Т. II: 1957-1990. Женева: Международное бюро труда, 1991.

3 Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) // Конвенции и рекомендации... Т. I. С. 1055-1086.

4 Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной

системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982) // Конвенции и рекомендации. Т. II. С. 1971-1982; Конвенция МОТ № 48 «Об установлении системы междуна-

родного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из

страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (1935) // Конвенции и рекомендации.

Т. I. С. 361-369 и др.

в стране, с которым связывается право на отдельные виды социального обеспечения5.

Ввиду того, что правовое содержание понятия стажа является критерием наличия или отсутствия права на различные виды пенсий, пособий, других денежных выплат и непосредственно влияет на исчисление их размеров, необходимо в этой части проанализировать российское законодательство о социальном обеспечении.

Определение стажа как родового понятия в российском законодательстве о социальном обеспечении отсутствует. Отсутствие единого определения стажа не препятствует весьма широкому использованию различных терминов, включающих слово «стаж». В частности, в российском законодательстве о социальном обеспечении встречаются такие термины, как «стаж»; «трудовой стаж»; «общий трудовой стаж»; «страховой стаж»; «стаж на соответствующих видах работ»; «стаж государственной гражданской службы»; «стаж службы (выслуга лет)»; «выслуга лет (трудовой стаж)»; «стаж государственной службы»; «стаж муниципальной службы»; «страховой (трудовой) стаж»; «трудовой (страховой) стаж», «профессиональный стаж» и др. Такое разнообразие терминов при отсутствии четких и однозначных определений большинства понятий, обозначаемых указанными терминами, свидетельствует о недостаточной проработке понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения. Даже в тех случаях, когда в законах закрепляется легальное определение какого-либо вида стажа, это определение чаще всего не является единым для законодательства о социальном обеспечении в целом.

В последние годы наибольшую юридическую значимость в праве социального обеспечения приобрел страховой стаж. Следует отметить, что термин «страховой стаж» применяется для обозначения данного понятия в общем смысле (без привязки к конкретному виду обязательного социального страхования), а также для обозначения страхового стажа в рамках конкретного вида такого страхования (например, в системе обязательного пенсионного страхования).

В ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»сформулировано общее определение: «страховой стаж» — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов6. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях, «стра-

5 Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962) // Конвенции и рекомендации. Т. II. С. 1330-1337; Конвенция МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969) // Конвенции и рекомендации. Т. II. С. 1581-1599.

6 Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

ховой стаж» — суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Зачастую в действующем законодательстве о социальном обеспечении термином «страховой стаж» обозначается такой вид стажа, как «общий страховой стаж». Следовательно, один и тот же термин «страховой стаж» обозначает три различных понятия.

Наличия в законодательстве формулировки понятия страхового стажа, даже с учетом его разного смыслового наполнения, недостаточно, так как право на досрочное пенсионное обеспечение по старости связано с понятиями «стаж на соответствующих видах работ» и «стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Обе указанные разновидности относятся к такому виду стажа, как «специальный страховой стаж». Данный термин в законодательстве о социальном обеспечении вообще не используется.

Понятие страхового стажа применяется также в институте пособий и иных денежных выплат — это «страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Содержание данного понятия раскрывается через перечисление включаемых в указанный стаж периодов7.

До 2002 г. право на пенсионное обеспечение определяла установленная продолжительность «трудового стажа» с выделением двух его видов — общего и специального трудового стажа. В современном российском законодательстве о социальном обеспечении понятия «трудовой стаж» и «общий трудовой стаж» по-прежнему применяются.

Если обратимся к понятию «общий трудовой стаж», то увидим следующее. Во-первых, в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»8 (далее — Закон о трудовых пенсиях) понятие общего трудового стажа формулируется в целях определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав. Несмотря на то, что данное определение начинается со слов: «под общим трудовым стажем понимается», фактически данное понятие раскрывается через перечисление периодов работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов до 01.01.2002 г., которые включаются в общий трудовой стаж. Можно было бы согласиться с таким подходом к формулированию понятия, если бы эта статья не содержала два определения общего трудового стажа (п. 3 и 4

ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). В этой связи проблема неоднозначности понимания общего трудового стажа усугубляется включением различного набора периодов в каждом из определений.

Во-вторых, иное понимание общего трудового стажа предусматривает новая редакция ч. 2 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»9 (далее — Закон от 12.02.1993), согласно которой в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г.; б) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета трудовых пенсий до 2015 г.; в) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях. Таким образом, в Законе от 12.02.1993 в общий трудовой стаж включается и трудовой, и страховой стаж.

Следует отметить, что отсутствует не только единое понятие общего трудового стажа. Одним из видов стажа является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы»10. Общего определения понятия «специальный трудовой стаж» законодательство не содержит (данный термин не применяется вообще), как нет и определения понятия «выслуга лет».

Ряд законов устанавливает особые требования к различным периодам, суммарная продолжительность которых дает дополнительные права по социальному обеспечению отдельным категориям лиц. Например, особую разновидность стажа составляют периоды работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дающие право на установление доплаты к пенсии этим лицам11. Специфическое

7 Ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.

8 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.

9 Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

10 Определение понятия «стаж государственной гражданской службы» сформулировано в ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831. (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении).

11 Федеральный закон от 21.11.2001 № 155-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской

авиации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49.

Ст. 4561.

юридическое значение имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с которым связано право граждан на получение жилищных субсидий при выезде из указанных районов и местностей и осуществляется определение размера этих субсидий12.

До 01.01.2015 в законодательстве о социальном обеспечении право на отдельные виды социального обеспечения не связывалось с конкретной продолжительностью проживания в стране. С указанной даты вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Данное законоположение свидетельствует о том, что понятие стажа по российскому законодательству о социальном обеспечении стало более объемным и приблизилось к его международно-правовому пониманию.

Требование постоянного проживания при определении права иностранных граждан и лиц без гражданства на различные виды социального обеспечения и ранее было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Например, в соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, право на трудовую пенсию имели иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Закона о страховых пенсиях. Понятие «постоянное проживание» обусловлено получением вида на жительство, что предполагает определенный период проживания в стране13. Однако впервые в ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении установлена минимально необходимая продолжительность проживания в стране, определяющая право на получение конкретного вида пенсии.

Итак, необходимость четкого разграничения различных видов стажа и закрепления в законодательстве соответствующих им дефиниций обусловлены потребностями не только теории, но и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность в законодательстве понятийного аппарата отраслевого института стажа требует внимания ученых и специалистов как в части формирования общего понятия стажа, так и в части выделения критериев дифференциации различных его видов.

В российской науке права социального обеспечения на уровне самостоятельных исследований вопросы стажа рассматривались Д.Г. Вихро-вым и А.В. Менкеновым14. Различные аспекты, касающиеся стажа, затрагивались при рассмотрении ряда научных проблем в диссертационных исследованиях и монографической литературе15, а также в отдельных публикациях16. Вопросы, связанные с понятием стажа и его классификацией, находят отражение в учебниках и учебно-методической литературе по праву социального обеспечения17.

Определения стажа, содержащиеся во многих учебниках и научных публикациях, свидетельствуют о том, что авторы, как правило, используют термин «трудовой стаж» в качестве обобщающего, собирательного понятия. Формулировки определений различных видов стажа чаще всего совпадают с их легальными определениями либо имеют небольшие отличия. В составе общего понятия «трудовой стаж» выделяется такой его вид, как «страховой стаж».

С указанным подходом к пониманию трудового и страхового стажа сложно согласиться. Между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа имеются весьма существенные различия. Понятие страхового стажа (в отличие от трудового стажа — общего и специального) связано с уплатой страховых взносов, и это — важнейший отличительный признак. Страховой стаж — не просто периоды работы и

12 Федеральный закон 25.10.2002 № 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4188; 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4560.

13 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

14 См.: Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2013; Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2001.

15 См.: Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли. Киров: Изд-во ВятГГУ 2011. С. 168-169; Бутенко Е.И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 18, 22-23 и др.

16 См.: Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 1. С. 83-87; Чупрова Е.В. Предотвращение ограничения конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в процессе совершенствования законодательства РФ // Вестник Академии Ген. прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). С. 14-20; Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан РФ // Вестник РГГУ 2013. № 3 (104). С 123-129; Филиппова И.А. Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права // Вестник Нижегородского университета. 2011. № 3-1. С. 267-273; Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 64-70 и др.

17 См. напр.: Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / отв. ред. Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2014. С. 138-166; Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. С. 119; Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2011 и др.

иной деятельности, с которыми связано право на различные виды социального обеспечения, а еще и уплата в течение этих периодов страховых взносов. Поэтому данный вид стажа следует рассматривать не как вид трудового стажа, а как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения.

Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться отдельные периоды (военная служба, периоды ухода за малолетними детьми и др.18), в течение которых не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Но этот же закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, за счет средств федерального бюджета Пенсионному фонду компенсируются расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж19. Средства федерального бюджета учитываются в качестве своего рода «страховых взносов» за отдельные не страховые периоды и определяют пенсионные права отдельных категорий граждан, которые в этом случае приобретают статус застрахованных лиц20.

Отграничение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу, разные юридические последствия наличия того или иного стажа. При этом не имеет значения тот факт, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Определяющим фактором для приобретения права на отдельные виды социального обеспечения в первом случае является уплата страховых взносов (работодателем за застрахованное лицо либо самим застрахованным), а во втором — отсутствие такой обязанности либо отсутствие юридического значения уплаты взносов (даже если она осуществляется).

Учитывая положения международных правовых актов и следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, можно сформулировать общее определение стажа:

Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) — это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат.

Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж подразделяется на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. В каждом из основных видов выделяется общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Таким образом, проблема более широкого подхода к пониманию стажа и выработке критериев его классификации, являясь в основе своей теоретической, имеет непосредственный выход на правоприменительную практику. Научно обоснованная разработка понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения на основе общего понятия стажа будет способствовать преодолению разобщенности и бессистемности законодательства о социальном обеспечении, исключению случаев дублирования терминов и понятий. Позитивным результатом этого будет совершенствование содержания правовых норм и практики их применения.

Библиография:

1. Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2011. 180 с.

2. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. 185 с.

3. Бутенко Е.И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2010. 28 с.

4. Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 27 с.

5. Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 64—70.

6. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. 2013. № 3 (104). С 123-129.

18 Это так называемые нестраховые периоды.

19 Ст. 17 Федерального закона от 15.12.2011 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

20 Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ.2011. № 23. Ст. 3266; 2012. № 50 (ч. 5). Ст. 6966; 2013. № 27. Ст. 3466.

7. Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.

8. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров I отв. ред. Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2014. 456 с.

9. Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения I/ Северо-Кавказский юрид. вестник. 2014. № 1. С. 83—87.

10. Филиппова И.А. Трудовой стаж как категория права социального обеспечения и трудового права I/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3—1. С. 267—273.

11. Чупрова Е.В. Предотвращение ограничения конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в процессе совершенствования законодательства Российской Федерации I/ Вестник Академии Ген. прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). С. 14-20.

References (transliteration):

1. AgashevD.V. Pravosocial'nogoobespechenija: kurslekcij. Tomsk: Izd-vo CNTI, 2011. 180 s.

2. Blagodir A.L. Pravo social'nogo obespechenija: sistema otrasli. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2011. 185 s.

3. Butenko E.I. Osobennosti juridicheskih faktov v prave social'nogo obespechenija Rossii (teoreticheskij aspekt): avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. SPb, 2010. 28 s.

4. Vihrov D.G. Strahovoj stazh i ego juridicheskoe znachenie v prave social'nogo obespechenija: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2001. 27 s.

5. Zhavoronkov R.N. O priobretenii strahovogo stazha, neobhodimogo dlja ustanovlenija trudovoj pensii po invalidnosti I/ Zhurnal rossijskogo prava. 2011. № 3. S. 64-70.

6. Korsanenkova Ju.B. Znachenie strahovogo stazha v pensionnom obespechenii grazhdan Rossijskoj Federacii I/ Vestnik RGGU. 2013. № 3 (104). S 123-129.

7. Menkenov A.V Trudovoj stazh i ego rol' v prave social'nogo obespechenija: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2013. 26 s.

8. Pravo social'nogo obespechenija Rossii: uchebnik dlja bakalavrov I otv. red. Je.G. Tuchkova. M.: Prospekt, 2014. 456 s.

9. Sulejmanova G.V. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovanija porjadka ischislenija trudovogo stazha v celjah pension-nogo obespechenija I/ Severo-Kavkazskij jurid. vestnik. 2014. № 1. S. 83-87.

10. Filippova I.A. Trudovoj stazh kak kategorija prava social'nogo obespechenija i trudovogo prava I/ Vestnik Nizhegorod-skogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2011. № 3-1. S. 267-273.

11. Chuprova E.V. Predotvrashhenieogranichenijakonstitucionnogopravagrazhdannapensionnoeobespechenie v processesov ershenstvovanijazakonodatel'stvaRossijskojFederacii II VestnikAkademii Gen. prokuratury RF. 2014. № 1 (39). S. 14-20.

Материал поступил в редакцию 6 апреля 2015 г.

Definition of time in employment in the light of the latest amendments to the social security legislation

MIRONOVA, Tamara Karlovna — Doctor of Law, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law

of the Kutafin Moscow State Law University.

[mtk2009@mail.ru]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

127224, Russia, Moskva, ul. Shirokaya, d. 13, k. 1, kv. 168.

Review. The newest amendments in social security legislation allow one to stat that the definition of time in employment should be regarded in its broader aspect and correspond to its international legal meaning. In the international legal acts on social security issues the term « time in employment» has a rather wide scope, and it includes periods related or unrelated to payment of fees, as well as period of residency within the state. Following the tendency of inclusion of all of the periods bearing legal consequences in the social guarantees law into the time in employment, the general definition of time in employment may be shaped as follows «Time in employment in social security law as a matter of legal value (legal fact) — is a summary period of work and other activities with or without payment of labor insurance, other periods included into it according to legislation, and in some cases the periods of residency within the state, if these periods are related to the right to various types of social security guarantees and (or) they influence the amount of relevant monetary payments. Based upon this definition the time in employment may be divided into three main types: «time in labor employment» 2) «insured period», 3) «residency period». Each of the main types of time in employment includes general and specialized time in employment. Specialized time in employment may have subdivisions depending on specific periods defining the right of a person to various monetary payments or natural compensations.

Keywords: social security legislation, social security law, social security period, time in employment, general and specialized periods of time in employment, period of residency, the ILO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.