Научная статья на тему 'Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации'

Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
11092
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ СТАЖ / WORK EXPERIENCE / СТРАХОВОЙ СТАЖ / NATIONAL PENSION INSURANCE CONTRIBUTIONS / ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИЯ / PENSION / ПЕНСИОННЫЕ ПРАВА ЛЮДЕЙ / PENSION RIGHTS OF PEOPLE / CONTRIBUTORY WORK EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаненкова Юлия Борисовна

Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и юридическое значение основного вида трудового стажастрахового стажа, от наличия которого зависит сегодня право граждан Российской Федерации на определенный вид трудовой пенсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of a contributory work experience on pension rights of the citizens of the Russian Federation

This article is devoted to the analysis of the pension legislation that regulates the concept, content and role of one of the types of work experience – a contributory work experience which depends upon the rights of Russian citizens to receive a certain type of the contributory retirement pension.

Текст научной работы на тему «Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации»

Ю.Б. Корсаненкова

ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и юридическое значение основного вида трудового стажа - страхового стажа, от наличия которого зависит сегодня право граждан Российской Федерации на определенный вид трудовой пенсии.

Ключевые слова: трудовой стаж, страховой стаж, взносы на обязательное пенсионное страхование, пенсия, пенсионные права людей.

В условиях реформы российского пенсионного обеспечения 2002 г. изменяется содержание трудового стажа, его значение, появляются новые виды трудового стажа, например страховой стаж.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ»1 (далее -Закон о пенсиях 1990 г.) выделял два вида трудового стажа: общий трудовой и специальный трудовой стаж, - раскрывал их содержание и указывал их юридическое значение. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности. С его учетом устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях - пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), с его учетом устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Действующее пенсионное законодательство - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»2 (далее - За-

© Корсаненкова Ю.Б., 2013

кон о трудовых пенсиях) - предусматривает следующие виды стажа: страховой стаж, общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж. Но общий трудовой стаж существенно отличается от общего трудового стажа, существовавшего до 1 января 2002 г., по своему содержанию и юридическому значению. По новому закону он имеет значение только для определения размера пенсии гражданам, работавшим до 1 января 2002 г.

В настоящее время происходит замена института общего трудового стажа институтом страхового стажа.

С 1 января 2002 г. назначение трудовых пенсий связано именно со страховым стажем. Наличие страхового стажа - это обязательное условие назначения трудовых (страховых) пенсий: пенсии по старости, по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. В случае назначения трудовой пенсии по старости требуется определенная продолжительность страхового стажа - не менее пяти лет. Таким образом, право на трудовую пенсию связано с наличием страхового стажа, а в некоторых случаях - с наличием определенной продолжительности страхового стажа. В этом и состоит юридическое значение страхового стажа.

Содержание понятия страхового стажа раскрывается в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из определения страхового стажа можно выделить две группы периодов. Первую группу составляют страховые периоды, т. е. периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Вторую группу составляют периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.

Страховой стаж, с учетом которого с 1 января 2002 г. определяется право на пенсию, учитывает периоды до 1 января 2002 г. и периоды после этой даты и включает в себя две названные группы периодов: страховые и нестраховые.

Страховыми являются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога и еди-

ного налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Иными словами, в страховой стаж включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую на территорию России работник подлежал обязательному пенсионному страхованию.

Суть обязательного пенсионного страхования состоит в том, что работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своих работников, денежные средства которого расходуются на выплату трудовых пенсий при наступлении соответствующего страхового случая: достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца.

Статья 10 Закона о трудовых пенсиях предусматривает включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, в случаях: предусмотренных законодательством РФ; предусмотренных международными договорами РФ; в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»3.

Статья 29 предусматривает добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан РФ, работающих за пределами РФ и осуществляющих уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) за себя. Также данная статья предусматривает возможность добровольной уплаты страховых взносов в ПФР одним физическим лицом за другое. Однако следует отметить, что в данном случае периоды уплаты страховых взносов не связаны с периодами работы этих застрахованных лиц, и в силу этого, по смыслу ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, они не образуют страхового стажа4. Например, если супруг добровольно вступает в отношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве страхователя своей неработающей супруги и в течение пяти лет уплачивает за нее страховые взносы в ПФР, то на жену будет открыт индивидуальный лицевой счет, где образуется ее расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55 лет она не приобретет права на трудовую пенсию, поскольку у нее нет периодов работы или иной деятельности, образующих страховой стаж.

Вторая группа периодов - нестраховые, т. е. они не связаны с уплатой страховых взносов в ПФР, но законодатель позволяет их засчитывать в страховой стаж в силу социальной значимости или некоторых других обстоятельств. Эти периоды перечисляются в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. К ним относятся:

1) период прохождения военной и приравненной к ней службы. Виды службы, приравненной к военной, указываются в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»5;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Речь идет о получении таких страховых пособий, как пособие по беременности и родам (право на которое возникает у женщины на основании больничного листа) и пособия по временной нетрудоспособности6;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Период ухода за ребенком может иметь место как в отношении работающего родителя и находящегося в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, так и неработающего родителя.

Право на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предусмотрено Трудовым кодексом РФ. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» этот отпуск может использоваться не только матерью, но и отцом, а также родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Этот период связан с получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Но следует иметь в виду, что в страховой стаж засчитывается только период ухода, осуществляемого одним из родителей. При наличии нескольких детей в страховой стаж засчитываются периоды ухода за каждым ребенком, если только они не совпадают по времени.

Ранее согласно Закону о пенсиях 1990 г. в общий трудовой стаж засчитывался период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. Как видно, сравнение норм прежнего и ныне действующего пенсионного закона, сократившего в два раз период ухода одного из родителей за каждым ребенком, свидетельствует об умалении пенсионных прав граждан, имеющих детей. Данная норма существенно ухудшает положение многодетных матерей (женщин, родивших и воспитавших пять и более детей до восьмилетнего возраста), а также одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего его до восьми лет, которым согласно ст. 28 Закона о трудовых пенсиях может быть установлена досрочная трудовая пенсия по достижении возраста 55 лет

и наличии страхового стажа не менее 15 лет. В прежнем Законе о пенсиях 1990 г. данные категории женщин также имели право на пенсию по старости на льготных основаниях, т. е. при достижении 55 лет, однако вместо страхового стажа им необходимо было иметь не менее 15 лет общего трудового стажа, в который, в частности, включались обучение по дневной форме обучения, уход за каждым ребенком (в общей сложности - девять лет). Нынешнее пенсионное законодательство делает практически недостижимым для рассматриваемой категории женщин получение досрочных пенсий по старости, так как период учебы в страховой стаж не включается, а время ухода за детьми ограничено всего тремя годами (к тому же для включения его в страховой стаж необходимо, чтобы до или после этого нестрахового периода у женщины был хотя бы один день работы);

4) в отношении безработных граждан в страховой стаж включается период получения ими пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда по направлению Государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Следует заметить, что период нахождения на учете в службе занятости и период получения пособия по безработице могут не совпадать во времени. Период получения пособия по безработице ограничивается во времени и различается в зависимости от категории безработных граждан и причин их увольнения с работы;

5) следующий период, засчитываемый в страховой стаж, касается двух категорий граждан: лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц. В страховой стаж включаются периоды содержания таких лиц под стражей и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Засчитывая эти периоды в страховой стаж, законодатель, по-видимому, пытается компенсировать перенесенные этими лицами не по своей вине страдания;

6) в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Понятие трудоспособного лица не раскрывается в этой статье. При определении трудоспособных лиц следует, по-видимому, обратиться к ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», которая определяет круг нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца при назначении им пенсии по случаю потери кормильца. Нетрудоспособность граждан опре-

деляется с точки зрения возраста, состояния здоровья и некоторых других обстоятельств.

С точки зрения возраста к нетрудоспособным гражданам относятся еще нетрудоспособные, т. е. дети (граждане, не достигшие 18 лет) или уже нетрудоспособные - граждане, достигшие 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). К нетрудоспособным гражданам также относятся дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

С точки зрения здоровья к нетрудоспособным относятся инвалиды любой группы. Таким образом, периоды ухода, осуществляемого нетрудоспособными лицами, по смыслу п. 6 не включаются в страховой стаж;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Ранее в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости по Закону о пенсиях 1990 г., включался аналогичный период, но период вынужденной безработицы у супругов военнослужащих связывался с отсутствием у них возможности трудиться именно по имеющейся специальности. Следует также отметить, что он не ограничивался максимальным размером;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Все эти нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды, т. е. если до или после них был хотя бы один день

работы. Данное условие - новелла Закона о трудовых пенсиях 2001 г. - носит дискриминационный характер.

Таким образом, в настоящее время в страховой стаж не включается целый ряд периодов, которые ранее по Закону о пенсиях 1990 г. включались в общий трудовой стаж: период обучения; период нахождения на инвалидности I или II группы, если ее причиной явилась производственная травма или профессиональное заболевание; периоды, связанные с Великой Отечественной войной.

Примечания

Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920. Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под общ. ред. М.Ю. Зурабова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2007. С. 457.

Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С. 102.

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.