Экономика труда и управление персоналом
121
2. Парушина Н.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы организации / Н.В. Парушина, Н.А. Лыт-нева // Аудитор. - 2012. - № 9. - С. 30-35.
3. Орлюк Н. Ю. Порядок отбора основных показателей деятельности организации и определение их целевых значений / Н.Ю. Орлюк // Управленческий учет. - 2013. - № 8. - С. 59-68.
4. Озерникова Т Г. Обеспечение системы управления человеческими ресурсами региона: научная и образовательная деятельность кафедры экономики труда и управления персоналом / Т.Г. Озерникова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - N 6 (74). - С. 177-182.
5. Мельников О.Н. Новые принципы управления трудовыми ресурсами предприятия // Российское предпринимательство. - 2001. - № 8 (20). -С. 105-111.
6. Поздеев В.Л. Оценка непрерывности деятельности предприятия в анализе хозяйственной деятельности / В.Л. Поздеев // Аудиторские ведомости. -2012. - № 1/2. - С. 22-28.
7. Ахлакова И.Р. Особенности инновационного управления трудовыми ресурсами в предпринимательских структурах / И.Р. Ахлакова // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 3. - С. 13-16.
трудовой потенциал оренбургской области
© Танатбаева Р.Е.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Современный этап развития России, инновационная направленность экономики и мировой финансово-экономический кризис предъявляют новые требования к качественно-количественной ресурсной обеспеченности национального воспроизводственного комплекса, что актуализирует трудовой потенциал как основной компонент экономического потенциала хозяйственной системы инновационно ориентированного типа.
Трудовой потенциал - одна из ключевых подсистем человеческого потенциала, его ядро [3]. От формирования, распределения и использования трудового потенциала регионов зависит не только эффективное воспроизводство человеческого потенциала страны, но и возможности ускорения темпов «догоняющего развития», перехода из разряда «развивающихся экономик» в «развитые». Кроме того, в условиях затянувшегося демографического кризиса стратегически важным становится поиск резервов и потенци-
Магистрант кафедры Управления персоналом, сервиса и туризма.
122 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
альных возможностей для устойчивого экономического роста в ситуации дефицита трудовых ресурсов.
Успех реализации идей модернизации российской экономики на основе инновационных технологий в целях устойчивого развития страны во многом зависит от эффективного управления ее трудовыми ресурсами на всех уровнях иерархии власти - федеральном, региональном, муниципальном.
Эффективность принятия согласованных управленческих решений по различным направлениям социально-экономической политики (занятости, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, развития социальной инфраструктуры, семейной политики и пр.) во многом зависит от объективной оценки состояния трудовых ресурсов региона и его муниципальных образований [4].
Актуальность рассмотрения вопрос данной проблематики объясняется тем фактом, что конкурентоспособность субъектов РФ при существующей неравномерности их социально-экономического развития во многом определяется достигнутым уровнем развития трудовых ресурсов региона с учетом всех трех стадий воспроизводства трудовых ресурсов: формирования, распределения и использования.
Трудовые ресурсы региона - часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к плодотворному труду и которая, кроме того, представляет потенциальную и действующую рабочую силу. В каждом регионе экономический рост зависит от трудового потенциала, а также от эффективного его использования.
Существует трактовка понятия ресурсного потенциала региона как совокупности реализуемых и нереализуемых возможностей результативного и продуктивного использования ресурсов территории в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей. Исходя из этого, следует учитывать не только количество, но и качество трудовых ресурсов [6].
Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал, представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются обшей численностью трудового потенциала, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.
Перейдем, непосредственно, к анализу трудового потенциала Оренбургской области за последние годы.
Самое кардинальное изменение в структуре рабочей силы в Оренбургской области в 2005-2012 гг. произошло в занятости по формам собственно-
Экономика труда и управление персоналом
123
сти, переформировавшийся оренбургский рынок труда стал совершенно иным. Больше половины занятых работают на частных предприятиях и организациях (64,3 %), доля занятых на предприятиях и организациях государственной и муниципальной собственности заметно ниже (28 %), смешанной собственности - только 4,6 % [5].
Развитие нового частного сектора области является индикатором структурных сдвигов в экономике и политике региона и страны. Согласно официальным оценкам, в России доля занятых в частном секторе выросла за период реформ с 13 % до 50-60 %. К сожалению, официальная статистика трактует понятие частного сектора расширительно, включая в его состав как предприятия, изначально создававшиеся как негосударственные, так и предприятия, ставшие таковыми в результате смены статуса при приватизации. При таком подходе в число частных предприятий попадают даже бывшие колхозы, так что оказывается, что частный сектор существовал уже во времена СССР и, скажем, в 1980 г. охватывал в Оренбургской области свыше 10 % всех занятых.
Две наиболее динамичные категории работающих в частном секторе -занятые на малых предприятиях и самозанятые.
Сопоставления масштабов занятости в сфере малого бизнеса затруднены ввиду различий в его определении. Какие-либо заключения о динамике занятости на российских малых предприятиях также едва ли возможны, поскольку критерии выделения таких предприятий неоднократно менялись. Кроме того, часть занятых в экономике (до 10 процентов) привлекается на условиях совместительства или договорам подряда. Это означает, что многие работники предпочитали подрабатывать на предприятиях малого бизнеса, не оставляя привычных мест на крупных и средних предприятиях. Говоря иначе, вторичная занятость в новом частном секторе служит прямым продолжением неполной занятости в традиционном секторе [7].
Естественные демографические процессы не могут способствовать пополнению численности трудоспособного населения в Оренбургском регионе.
Еще одна особенность настоящего периода - высокая занятость пенсионеров. Динамика последних лет показывает повсеместный рост доли работающих пенсионеров. По данным Пенсионного фонда по Оренбургской области, только за 2009-2011 гг. доля работающих среди женщин-пенсионеров выросла с 15,5 % до 19,2 %, среди мужчин - с 17,5 до 20,5 %. В большинстве случаев это вынужденный рост занятости. Пенсионерам приходится работать, чтобы компенсировать снижение доходов относительно других групп населения (средний размер пенсий все больше отстает от средней заработной платы) и найти средства на оплату непрерывно дорожающих услуг ЖКХ. Рост занятости пенсионеров повышает их экономическую независимость от государства, но ценой превращения в изгоев на рынке труда - пенсионеры, как правило, заняты на самых непрестижных рабочих местах в бюджетной сфере с минимальной оплатой труда [5].
124 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Работа по обеспечению занятости населения в 2012 году осуществлялась в соответствии с областной целевой программой содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2012 годы.
В I квартале 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2011 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» для предупреждения роста безработицы была разработана областная целевая программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2012 год. Данная Программа утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области от 16.03.2012 № 82-п. Соглашение между Правительством области и Рострудом о ее реализации подписано 23 марта [1].
В целях контроля за прохождением субсидий принято Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 116-п «Об утверждении порядка реализации и финансирования мероприятий областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2012 год» (в ред. Постановления от 10.09.2012 № 480-пп) [2].
Для ее успешного осуществления разработаны и утверждены:
- порядок реализации и финансирования программы,
- рекомендации по организации работы,
- типовые формы договоров по взаимодействию с гражданами,
- структура бизнес-плана.
Создана областная комиссия по принятию решения о предоставлении финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости. В целях оказания помощи гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью, министерством совместно с Оренбургским государственным аграрным университетом разработаны методические рекомендации по составлению бизнес-планов по основным видам предпринимательской деятельности.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 (ред. от 07.11.2009) О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (вместе с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации).
2. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 116-п «Об утверждении порядка реализации и финансирования мероприятий областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2012 год» (в ред. Постановления от 10.09.2012 № 480-пп).
Экономика труда и управление персоналом
125
3. Соболева И. Реализация трудового потенциала [Текст] / И. Соболева, И. Маслова, С. Белозерова // Человек и труд. - 2006. - № 9. - С. 17-21.
4. Сергеева Г.П. Трудовой потенциал страны [Текст] / Г.П. Сергеева, Л.С. Чижова. - М., 1982. - 64 с.
5. Чибилёв А.А. Географический Атлас Оренбургской области. - М.: Издательство ДИК, 2009. - 96 с.
6. Бакуменко Л.П. Методология статистического исследования качества жизни населения в регионе: автореф. дисс. ... док. экон. наук / Л.П. Бакуменко. - Москва: [б.н.], 2012.
7. Полевой И. Демография и миграция - важнейшие факторы формирования трудовых ресурсов в современной России / И. Полевой, А. Шуняев // Человек и труд. - 2012. - № 11. - С. 55-60.