Кудрявцева О. В.
Экономический механизм формирования и использования рабочей силы на селе: монография. - Тверь: «АгросферА» ТГСХА, 2010. - 141 с.
Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии О.В. Кудрявцевой «Экономический механизм формирования и использования рабочей силы на селе». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 1.3 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА СЕЛЕ
1.3. Особенности формирования сельского рынка труда и занятости
Рынок труда в процессе воспроизводства трудовых ресурсов выполняет одну из важнейших стадий их распределения и перераспределения по рабочим местам, он также является связующим звеном между формированием и использованием рабочей силы.
Сельский рынок труда представляет собой часть национального общероссийского рынка труда и, следовательно, подчиняется общим закономерностям его развития и функционирования, но в тоже время имеет свою специфику.
В литературе встречаются и другие названия этого рынка - аграрный или рынок в аграрной сфере [102, с. 5]. Использование названия «сельскохозяйственный рынок труда», строго говоря, не точно отражает его сущность. В сельской местности кроме аграрной деятельности существуют и другие виды занятий.
Рынок труда на селе представляет собой сложную систему отношений, включающую конкретные рынки конкурирующей рабочей силы, называемые сегментами. Сегментация сельского рынка труда может осуществляться по территориальному, отраслевому, демографическому, профессиональноквалификационному признакам.
По территориальным характеристикам рынок труда на селе можно разделить на национальный, региональный, районный, муниципальный, локальный и поселенческий [102, с. 19].
Национальный сельский рынок труда как единое целое может функционировать только в условиях свободного перераспределения рабочей силы между локальными рынками труда, поэтому выделение его в качестве самостоятельного сегмента пока еще достаточно условное. На него оказывают влияние многие факторы: географическое положение, протяженность территории, неравномерное расположение сельских населенных пунктов друг от друга, неразвитость социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры, отсутствие цивилизованного рынка жилья, слабая мобильность рабочей силы, отсутствие единого информационного поля предлагаемых вакансий.
Региональные рынки труда (республиканские, краевые, областные) в целом имеют те же признаки, что и национальный. Данные рынки включают в себя районные рынки, которые ограничиваются административнотерриториальным делением. Как правило, такие рынки между собой сильно дифференцированы.
Муниципальные рынки формируются на уровне отдельных сельских администраций: они небольшие, компактные, с четко выраженным центром притяжения рабочей силы. На данных рынках можно наблюдать за процессами, происходящими в сфере занятости, отслеживать число безработных и влиять на структуру занятости на основе разрабатываемых по установленной форме на уровне муниципальных образований балансов трудовых ресурсов в профессионально-отраслевом разрезе.
Локальные и поселенческие рынки труда представляют замкнутое пространство с сильно выраженным центром притяжения рабочей силы, как правило, это небольшие автономные рынки. Основное отличие данных рынков друг от друга в том, что локальные формируются в пределах определенной территории вне зависимости от конкретных административных границ под влиянием социально-экономических связей, а поселенческие - на уровне отдельных или группы взаимосвязанных сельских поселений, к ним можно отнести кустовые центры.
Все многообразие территориальных рынков можно свести к двум моделям: внешний и внутренний. Внешний сельский рынок труда представляет собой систему социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок в значительной степени характеризуется через текучесть кадров, здесь также следует подчеркнуть, что векторы движения трудовых ресурсов действуют не только в рамках сельской местности, но и направлены в сторону городских рынков.
Внутренний рынок труда на селе - это система социально-трудовых отношений, ограниченная одним предприятием.
По отраслевому признаку сегментацию можно разделить на рынок сельскохозяйственного и несельскохозяйственного труда. Данный сегмент полезен для подробного изучения конъюнктуры спроса и предложения в сельской местности, выявления масштабов аграрной занятости и форм ее проявления для разработки мер по расширению несельскохозяйственных видов деятель-
ности. Более углубленный анализ может потребовать сегментации по типам занятости, выделяя ее в коллективных и в личном подсобном хозяйствах.
Выделение в качестве самостоятельного сельского общенационального рынка труда достаточно условно, так как пока он не оформился из-за отсутствия развитой инфраструктуры, единого информационного поля. В зачаточном состоянии находится сельский рынок жилья, который должен обеспечивать свободное движение рабочей силы. Кроме того, целесообразно выделение так называемых локальных рынков труда, которые представляют собой ареалы сильного притяжения рабочей силы, формирующиеся вне зависимости от конкретных административных границ под влиянием экономических и социальных связей.
По мнению Л. А. Плотицыной, на формирование рынка труда в Тверской области влияют следующие особенности [107].
1. Историко-генетические: давность освоения и заселения; поступательно-возвратный процесс освоения.
2. Условия развития: интенсивное вовлечение в хозяйственный и культурный оборот природных, социальных, экономических и культурных (эколо-го-культурных) ресурсов; наличие мощного производственного и научнотехнического потенциала, высококвалифицированной рабочей силы; ресурсный лимит развития, обусловленный нарастающим дефицитом водных, топливно-энергетических, сырьевых и прочих видов ресурсов; высокий уровень развития инфраструктуры и одновременно наличие диспропорций в ее обеспеченности; высокая степень урбанизации и сложная демографическая ситуация в сельской местности.
3. Географические: высокий уровень территориальной концентрации производства и населения; поляризация освоенности.
4. Уровень развития: высокий уровень градостроительной и хозяйственной освоенности территории; значительная дифференциация развития.
5. Структурные: завершенность формирования структуры производства; основа экономики - промышленность, вокруг которой формируется сочетание функций обслуживания: строительство, транспорт, сфера НИОКР, высшее и среднее специальное образование.
6. Технико-экономические: старение и износ оборудования; большая грузоподъемность транспортно-экономических связей районов; чрезмерно высокие затраты на сырье и производство продукции; необходимость реконструкции и модернизации существующих предприятий, в том числе производственной инфраструктуры.
7. Экологические: критическое эколого-демографическое состояние.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками Тверской области
присущи некоторые специфические черты.
1. Транзитный тип хозяйства - эту главную особенность региона предо-апределило экономико-географическое положение Тверской области. Она расположена на Волжском водном пути, между столичными городами Москва и Санкт-Петербург, и в двух секторах радиально-концентрической схемы Московского транспортного узла - в полимагистральном треугольни-
ке Москва- Санкт-Петербург-Рига (и Вентспилс) и в контактной зоне Северо-Запада и Московского региона.
2. Для области характерна высокая степень магистрализации всех дорог и коммуникаций. При этом уровень развития транспорта, энергетики, водного хозяйства (и его ядра - водоснабжения) имеет региональный характер, поскольку в основном зависит от финансовых средств и областного бюджета. Пользование этими объектами инфраструктуры области носит межрегиональный характер, соответственно местных источников финансирования эксплуатации и дальнейшего развития этих объектов социально-экономической системы области недостаточно.
3. Специализация хозяйств может быть определена как дополняющая и обслуживающая Московский регион, в частности, ведется активное освоение территории области (реакреационное, сырьевое, промышленное и пр.) соседними экономически более сильными регионами (преимущественно Москвой и Московской областью).
4. Современное состояние экономики в целом депрессивное, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона, а также характере формирования рынка труда и занятости, определяет особенности трудовой мобильности экономически активного населения области и форм миграции.
5. Критическое демографическое и экологическое состояние, в том числе стремительно нарастающая депопуляция населения, сложнейшая демографическая ситуация в сельской местности. Так, наличие транзитных транспортных коридоров (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Рига - Вентспилс, Москва - Углич), а также широтных и меридиональных подземных газоне-фтепроводов создали зону повышенной экологической опасности для жителей области и соседних регионов. Присутствие на территории Тверской области Калининской АЭС и Конаковской ГРЭС также представляет собой потенциальный источник угрозы экологической безопасности региона и соседних областей.
Сельский рынок труда существует в специфических условиях развития сельских территорий, воспроизводства сельского населения и трудового потенциала, связанных во многом с особенностями функционирования сельского хозяйства - ведущей отрасли сельской экономики. По мнению Б. П. Панкова и Е. А. Цырендорживаевой [102, с. 45], на его формирование оказывают большое влияние следующие особенности: специфика формирования спроса, предложения и цены рабочей силы; монопсонический характер занятости; высокая доля аграрной занятости, значительный уровень ручного и немеханизированного труда, сезонные колебания; низкое качество рабочей силы (по уровню образования, профессиональной подготовки, восприимчивости к нововведениям); диспаритет цен на реализацию сельскохозяйственной продукции и цен на промышленную продукцию.
Перечисленные выше особенности сельскохозяйственного рынка труда необходимо дополнить такими, как слабая социальная защищенность и низкий уровень оплаты труда сельских тружеников.
Основные особенности рассмотрим более подробно. Формирование спроса на рабочую силу в сельской местности связано, как считает Б. П. Панков и Е. А. Цырендоржиева В. [там же], с абсолютным и относительным снижением численности занятых в сельском хозяйстве, низким или даже неэластичным спросом на труд, проявляющимися эффектами «масштаба» и «замещения», неравномерным размещением рабочих мест и др.
Специфика формирования предложения труда обусловлена демографическими процессами, когда при увеличении численности населения в трудоспособном возрасте отсутствует прирост рабочих мест. Большое влияние оказывают неравномерное расселение сельского населения на территории, низкий уровень образования и качество трудовых ресурсов. Что касается особенностей сельского рынка труда, связанных с предложением рабочей силы, то здесь в отличие от городских рынков труда актуальным является развитие тех сегментов рынка труда, которые позволят повысить эффективность использования труда молодежи и женщин.
Формирование цены рабочей силы на селе связано с ее низкой эластичностью при высокой эластичности цен на сельскохозяйственные продукты.
Особенностью сельского рынка труда, функционирующего в условиях несовершенной конкуренции, является монопсонический характер цены рабочей силы. Территориальная удаленность производственных предприятий в сельском хозяйстве не позволяет работнику без затруднения перейти с одного предприятия на другое. Из-за ограниченности сферы приложения труда вне сельского хозяйства и отсутствия полной инфраструктуры найти работу на селе намного труднее, чем в городе. Усугубляет ситуацию и тот факт, что спрос на труд в сельском хозяйстве носит сезонный характер.
Коме того, специфика сельского рынка труда связана с высокой долей аграрной занятости, значительным уровнем немеханизированного труда, видами используемого оборудования, масштабом применения труда, сезонными колебаниями.
Современное состояние экономики сельского хозяйства в целом не способствует развитию рынка труда, а ведет лишь к повышению уровня безработицы. В связи с этим произошли существенные изменения в характере экономической активности сельского населения. Уровень безработицы в деревне выше, чем в городе, а занятости - ниже, значительная часть экономически активного населения переместилась из сферы товарного производства в сферу экономического выживания - в домашнее и личное подсобное хозяйства. Рабочих мест на сельском рынке труда намного меньше, чем свободной рабочей силы. В соответствии с либеральной концепцией это должно было привести к росту конкуренции, поскольку ведет к повышению предложения рабочей силы. Конкуренция - это основной механизм рынка труда, который призван содействовать повышению активности людей в поиске подходящей работы.
Занятость населения в сельской местности мало исследована. Не разработана четко концепция занятости сельского населения в условиях перехода к рыночной экономике. В Законе «О занятости в РФ» от 19.04.1991 г. № 1032-1
(далее Закон о занятости) не рассматриваются и не учитываются особенности занятости на селе, нечетко определен статус сельского безработного.
Провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту от безработицы (ч.3 ст.37) и предусмотренные в Законе о занятости социальные гарантии для безработных носят в основном декларативный характер [47]. Действующие нормы не обеспечивают (в нарушении ч. 1. ст.7 Конституции РФ) достойной жизни и свободного развития человека, ищущего работу и признанного в установленном порядке безработным [146]. Установленный с 1 января 2005 года размер минимального (720 руб.) и максимального (2880 руб.) пособия по безработице до 31 декабря 2008 года не повышался, а прожить на него просто не представлялось возможным. Лишь рост безработицы в связи с финансовым кризисом стал основанием для увеличения пособия по безработице: с 1 января 2009 года минимального - до 850 руб. и максимального - до 4900 руб. [85], тогда как величина прожиточного минимума в Тверской области для трудоспособного гражданина на первый квартал 2009 года определена в 5346,18 руб. [78]. Автор согласен с мнением Н. П. Фофановой [ 146] о целесообразности устанавления изменяющегося поквартального размера пособия по безработице, стипендий с учетом величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
В Трудовом кодексе РФ (часть четвертая, раздел XII) отражены особенности регулирования труда отдельных категорий работников: женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, руководителей организаций, лиц работающих по строительству, и др. [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Как справедливо заметили Т. И. Гуляева и Н. А. Миронова, в этом законодательном документе не рассмотрено регулирование труда сельских тружеников, за исключением небольшой главы 46 (ст. 293 - 296), посвященной особенностям регулирования труда работников, занятых на сезонных работах [27]. Кроме того, в Трудовом кодексе завуалированно написано о предоставлении сокращенной рабочей недели женщинам, работающим в сельской местности: «федеральным законом устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для следующих категорий работников (педагогических, медицинских и других работников)».
Принятый несколько лет назад Трудовой кодекс не оказал серьезного влияния на экономические отношения: трудовые отношения не стали более стабильными, устойчивыми, не появилось и стимулов к внутрифирменным инвестициям в человеческий капитал [27].
Особенностями сельского рынка труда в плане социально-трудовых отношений являются весьма ограниченные возможности большинства его участников в ведении социального диалога. Так, наемные работники небольших по размеру предприятий, надомники, занятые в ЛПХ, практически лишены возможностей защиты со стороны профсоюзов. Главная экономическая задача профсоюзов - повышение заработной платы и улучшение условий труда. Однако даже на крупных сельскохозяйственных предприятиях работники, ни юридически, ни экономически, ни психологически не сформировались как полноценные субъекты, не говоря уже о наемных работниках не-
больших организаций и занятых в личных подсобных хозяйствах. Профсоюзы не в силах защитить интересы крестьянства, а коллективный договор пока еще не стал важным инструментом регулирования трудовых отношений на сельскохозяйственных предприятиях.
Качественный состав работников - как особенность сельского рынка труда - не отвечает современным требованиям. Идет старение кадров, сельскохозяйственные предприятия испытывают дефицит рабочих и специалистов. Неразвитая система подготовки и переподготовки делает неконкурентоспособным сельскую рабочую силу на рынке труда, что особенно резко проявляется в сравнении с городскими жителями. Вследствие низкого образовательного уровня снижается способность к инновациям и нововведениям.
Существующая система образования, по мнению В. Стрельцова и В. Новикова [131], недостаточно учитывает реальные потребности сельского рынка труда, агропромышленного комплекса, самих носителей рабочей силы, уровень их конкурентоспособности. В условиях интенсивно реализующихся в стране социально-экономических преобразований, внедрения инновационных технологий в аграрное производство изменяются и возрастают требования к профессиональным качествам кадров сельскохозяйственных организаций. Поэтому, как считают В. Стрельцов и В. Новикова [131], основная задача аграрного образования на современном этапе - это ориентированная на практику подготовка, нацеленная не столько на фундаментализацию образования, сколько на формирование широкой профессиональной компетенции рабочей силы. Отсюда стратегическим направлением для АПК должен стать переход к модульному принципу организации образовательных программ, что позволит обеспечить большую гибкость системы аграрного образования, ее адаптивность и ориентированность на индивидуальные потребности конкретного обучающего, работодателя, запросы рынка труда, требования конкретной местности, аграрной сферы в целом [там же].
Как и все аграрные образовательные учреждения, сельские профессиональные училища в процессе перехода к рыночной экономике и проводимых реформ оказались в крайне тяжелом положении. За эти годы сельским училищам практически не выделялись средства на приобретение современных тракторов, автомобилей и других сельскохозяйственных машин. Физический и моральный износ учебной техники, отсутствие средств на приобретение топлива негативно сказываются на качестве практического обучения выпускников училищ. Они не овладевают достаточными навыками работы на современной сельскохозяйственной технике, комплектования и подготовки агрегатов к работе, их технического обслуживания и, приходя на производство, не справляются с работой. Из-за сокращения государственноколлективного сектора сельские учреждения начального профессионального образования лишились традиционных источников материальной и финансовой поддержки, осложнилось положение с предоставлением рабочих мест для прохождения практики как завершающего этапа обучения, что также отрицательно сказалось на качестве профессиональной подготовки выпускников и их закрепляемости на производстве [там же].
Автор согласен с В. Стрельцовым и В. Новиковым [131], что сочетание и эффективное использование различных типов учебных заведений и производства позволят повысить качество обучения в соответствии с требованиями аграрного рынка, осуществить переход к подготовке квалифицированных кадров преимущественно широкого профиля, мобильных, способных к самостоятельному образованию, повышению квалификации на протяжении всей трудовой деятельности. Наиболее перспективным типом учебных учреждений должны стать техникумы, интегрированные с производственными объединениями и предприятиями.
На фоне социальной бедности с традиционными для нее категориями населения (семьи многодетные, неполные и с высокой иждивенческой нагрузкой, одинокие пенсионеры и др.) вызывает тревогу рост экономической бедности, когда работоспособные граждане не обеспечивают себе приемлемый уровень жизни. Поэтому, как отмечают Т. И. Гуляева, Н. А. Миронова [27], получение работы, наличие рабочих мест, занятость сами по себе уже не могут застраховать сельского труженика от бедности, а тем более - служить источником благосостояния.
Несмотря на рост заработков за пять последних лет почти в 2,6 раза, по уровню оплаты труда сельское хозяйство отстаёт от народного хозяйства более чем в 2 раза. Так, в 2007 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве РФ составила 6 144 руб., в то время как в промышленности она составляет 12 879 руб., а в народном хозяйстве - 13693 руб. [118, с. 184]. Месячная заработная плата на сельхозпредприятиях меньше прожиточного минимума в 43 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Тверской области, где в 2007 году она составила 5 529 руб., в промышленности - 11 021 руб., в народном хозяйстве - 10 177 руб. [135, с. 66]. Следовательно, отрасли, чье производство организовано на сельскохозяйственном сырье, ежегодно обеспечивают работникам оплату труда в два с лишним раза выше, чем в сельском хозяйстве.
Неплатежи заработной платы резко повысили значимость других доходов для населения. На первом месте стоят доходы от личного подсобного хозяйства, на втором - пособия, дотации, компенсации. Выжить крестьянину удаётся в основном за счёт своего приусадебного хозяйства. При этом возникают трудности с обработкой земельного участка и уходом за выращиваемыми культурами. Раньше помощь оказывали сельскохозяйственные предприятия. С прекращением деятельности колхозов и совхозов на селе вернулись к обработке земельных участков вручную. Большинство селян - люди преклонного возраста, пенсионеры. Работать в огороде, выращивать даже для себя продукцию становится всё труднее, а поэтому будит постоянно наблюдаться сокращение производства продукции в хозяйствах населения и её реализация на рынках [58, с. 45].
В целом мы согласны с Т. И. Гуляевой и Н. А. Мироновой [27], что для эффективного функционирования рынка труда в аграрном секторе необходимо создание системы государственной поддержки отечественного сельского товаропроизводителя посредством льготного кредитования, фискальной политики, предоставления дотаций, субсидий и других инструментов, способствующих выравниванию отраслевых различий в уровне получаемых доходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов. - М.: Юнити, 2000. - 407 с.
2. Бабынина Л. Чем определяется эффективность // Человек и труд. -
2007. - № 5. - С. 82-84.
3. Баранов А.А. Предупредить дешевле, чем лечить // ВВП. - 2008. -№ 10. - С. 150-153.
4. Бауер Д. и др. Экономика сельскохозяйственного предприятия. - М.: ЭКО Нива, 1999. - 282 с.
5. Бердникова Ю. А. Некоторые аспекты формирования трудового потенциала в условиях конкурентоспособности территории // Вопросы экономических наук. - 2007. - № 2. - С. 22-24.
6. Берзинь И.Э. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253 с.
7. Беседина В.Н. Производительность труда и эффективность использования трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - № 6. - С. 49-52.
8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: «Дело Лтд», 1994. - 720 с.
9. Богданова Л.П. Социальное воспроизводство региональной общности: содержание, процессы, механизмы: монография. - Тверь: ТвТУ,
2006. - 252 с.
10. Богдановский В.А. Факторы роста производительности труда в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 7. - С. 23-26.
11. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997.- 1280 с.
12. Бондаренко Л.В., Хоменко Г.Ф. Рынок труда специалистов сельского хозяйства. - М., 2004. - 158 с.
13. Бондаренко Л.В., Шаяхметов И.Т. Методические основы формирования социальной инфраструктуры села. - М., 2000. - 66 с.
14. Бреев В. Д. Человек и производство. - М.: Мысль, 1989. - 264 с.
15. Бухалков М.И., Гагарина М.П. Экономическая оценка использования трудового потенциала на предприятиях региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. -№ 3 (29). - С.29 -36.
16. Быстров С.Л. Формирование и эффективное использование рабочей силы сельскохозяйственных предприятий (на материалах Тамбовской области): Дис. ...канд. экон. наук. М., 2001.- 186 с.
17. Вишневский А. Меньше матерей, больше стариков: Беседа о новой
волне демографического кризиса // Огонек. - 2008. - № 18-19. - С. 1619.
18. Восколович Н.А. Целевые программы и национальные проекты как инструменты повышения эффективности общественных расходов // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 10. - С. 78-83.
19. Врублевский В. К. Развитой социализм: труд и НТР: Очерки теории труда. - М., 1984. - 116 с.
20. Гвозденко А., Антонова Н. Демографическая ситуация в сельской местности // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 9. - С. 38-39.
21. География Тверской области: Книга для учителя / сост. и отв. ред.
А.А. Ткаченко; упр. нар. образования администрации Тверской обл., ТвГУ. - Тверь, 1992. - 289 с.
22. Г орелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1989. - 208 с.
23. Горшенина Е.В. Регион-субъект РФ как социально-экономическая система: монография. - Тверь: ТвГУ, 2008. - 107 с.
24. Горшенина Е.В. Социально-экономическое состояние региона:
учебное пособие по дисциплине «Регионалистика». - Тверь:
ТГСХА, 2004. - 100 с.
25. Горшенина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. - Тверь: ТвГУ, 1999. - 160 с.
26. Грегова Е.Я. Трудовые ресурсы - основной производственный фактор предприятия в современной рыночной экономике // Управленческое консультирование. - 2006. - № 2. - С. 133-139.
27. Гуляева Т.И., Миронова Н.А. Формирование и использование трудового потенциала в аграрной экономике: монография. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2008. - 248 с.
28. Демьяновская О. Выход школьников на рынок труда как начало формирования индивидуальных трудовых практик // Человек и труд.
- 2008. - № 4. - С. 35-37.
29. Долгушкин Н. Национальные проекты - как механизм устойчивого развития сельских территорий // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - № 1. - С. 17-22.
30. Долгушкин Н. К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства (Вопросы теории и практики). - М.: ФГНУ «Росинформагро», 2001. -304 с.
31. Долгушкин Н.К., Новиков В.Г. Категории «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «кадры», сущность и содержание // Аграрная наука.
- 2001. - №4. - С. 11-12.
32. Дорофеев А. Система непрерывного аграрного образования // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 7. - С. 18-19.
33. Дошкольные образовательные учреждения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской
области. - Тверь, 2006. - 40 с.
34. Дошкольные образовательные учреждения в 2007 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 40 с.
35. Дубровский В.В. Роль и значение управления человеческими ресурсами на промышленном предприятии // Вопросы экономических наук. - 2007. - № 23 - С. 17-20.
36. Дудина О.И., Зеленков В.И. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий // Кадры предприятия. - 2007. - № 4. - С. 88-95.
37. Естественное движение населения Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2004.- 67 с.
38. Естественное движение населения Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2005.-71 с.
39. Естественное движение населения Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2006.- 71 с.
40. Естественное движение населения Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 71 с.
41. Естественное движение населения Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2008.- 79 с.
42. Ефимов В. Демографическая политика и формирование трудового потенциала страны // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. - № 2. - С. 8-10.
43. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: учебник.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
44. Жиленкова Е.П. Оценка формирования и использования трудовых ресурсов в промышленности Брянской области // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 23-32.
45. Илышев А., Багирова А., Павлова Л. Демографическая программа: приоритеты и механизмы ее реализации // Экономист. - 2008. - № 6.
- С. 46-51.
46. Карпухин С.С., Бутов А.Г. Воспроизводство рабочей силы в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 1972.- 192 с.
47. Конституция Российской Федерации. - М.: Известия, 1993. - 127 с.
48. Конфоркин А.Н. О взаимосвязи занятости населения и трудовой миграции // Вестник Тверского государственного университета: Серия «Экономика». - 2005. - № 10. - С. 82-85.
49. Корнев В. М. Предпосылки формирования комплекса образовательных услуг в сельском хозяйстве // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 12. - С. 60-69.
50. Корнюшина Т. А. Влияние социально-гигиенических условий на сохранение трудовых ресурсов // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 2. - С. 44-46.
51. Костаков В., Попов А. Интенсификация использования трудового
потенциала // Социология труда. - 1982. - №7.- С. 61.
52. Котляр А. О субъектах и объектах рынка труда // Человек и труд. -2003.- № 5. - С.30-32.
53. Краснопевцева И.В. Применение методов корреляционно-
регрессионного анализа при изучении влияния качества рабочей силы на уровень производительности труда // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 12. - С. 70-75.
54. Кузьмина Н. М. Проблемы оценки кадрового потенциала предприятий региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 2. - С. 78-79.
55. Кунельский Л. Трудовой потенциал и повышение эффективности его использования // Коммунист.- 1984. - №14.- С.27.
56. Кязимов К.Г. Качество рабочей силы России // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 2. - С. 35-43.
57. Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю., Филатов Д.С. Мониторинг трудовых выпускников как основа социального партнерства // Инновационные модели подготовки специалистов, ориентированные на региональный рынок труда: материалы научно-практической конференции.- Тверь: ТвГУ, 2009. - С. 33-37.
58. Маркаянц А.Б. Принципы построения тарифной системы в сельскохозяйственных организациях // АПК: экономика, управление. -
2006. - № 12. - С. 41-43.
59. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Издательство политической литературы, 1960. - Т.23. - 516 с.
60. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости с предотвращением безработицы (политико-экономический аспект). - М.: Экономика, 1990.- 207 с.
61. Машенков В.Ф., Мальцев И.Е. Формирование и использование рабочей силы в сельском хозяйстве. - М.: Агропромиздат, 1988. - 159 с.
62. Методологические положения по статистике. Вып.1: Госкомстат России. - М., 1998. - 673 с.
63. Миграция населения Тверской области в 1999 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2000.- 50 с.
64. Миграция населения Тверской области в 2000 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2001.- 50 с.
65. Миграция населения Тверской области в 2001 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2002.- 54 с.
66. Миграция населения Тверской области в 2002 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2003.- 51 с.
67. Миграция населения Тверской области в 2003 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2004.-57 с.
68. Миграция населения Тверской области в 2004 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2005.- 57 с.
69. Миграция населения Тверской области в 2005 году // Тверской
областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2006.- 57 с.
70. Миграция населения Тверской области в 2006 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 44 с.
71. Миграция населения Тверской области в 2007 году / Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2008.- 50 с.
72. Миграция населения Тверской области в 2008 году // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2009.- 50 с.
73. Минуллина Н.В. Региональные особенности развития трудовых ресурсов села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 5. - С. 61-62.
74. Мониторинг ценностных ориентаций сельской молодежи для оценки ее трудового потенциала в условиях переходной экономики / В.Г. Новиков, О. А. Яковлева, Н.П. Щербаков и др. - М.: ФГНУ «Росин-формагротекс», 2004. - 140 с.
75. Мошкова Л.Е. Инновационный подход в организации эффективного партнерства «вуз-работодатель» // Инновационные модели подготовки специалистов, ориентированные на региональный рынок труда: материалы научно-практической конференции.- Тверь: ТвГУ, 2009. - С. 45-50.
76. Населенные пункты Тверской области, 2007 год // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 237 с.
77. Населенные пункты Тверской области, 2009 год // Тверской областной комитет государственной статистики.- Тверь, 2009.- 168 с.
78. О величине прожиточного минимума населения Тверской области за I квартал 2009 года: Постановление администрации Тверской области от 08.05.2009 № 197- па / Информационный Сайт органов государственной власти. - 2009. - 8 мая. - Режим доступа к ст.: mailto :it@web. region. tver.ru
79 . О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области: Закон Тверской области // Тверские ведомости. - 2007. - 28 декабря (Закон Тверской области от
21. 12. 2007. № 163 - ЗО с изменениями от 19.04. 2008. № 38 - ЗО).
80. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 30 июля (Постановление Правительства РФ от 14.07. 2007. № 446).
81. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 22 мая (Федеральный закон от 19.05. 1995. № 8 - ФЗ в ред. от 01.03.2008).
82. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, име-
ющих детей: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 01 января (Федеральный закон от 29.12. 2006. № 256 -ФЗ).
83. О жилищном фонде за 2007 год / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. Тверь, 2008. - 50 с.
84. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 1 января. - Ст. 27 (Федеральный закон РФ от 29.12 2006. № 264 -ФЗ в ред. от 30.12.2008).
85. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год: Постановление правительства РФ // Российская газета. - 2008. - 12 декабря (Постановление правительства РФ от 08.12.2008. № 915).
86. О региональной программе Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы: Постановление администрации Тверской области // Тверская жизнь. - 2007. - 1, 6 декабря (Постановление администрации Тверской области от 07.11 2007. № 328- па).
87. О состоянии физической культуры и спорта в Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь,
2008.- 35 с.
88. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 2 апреля (Постановление Правительства РФ от 02.04. 2007. № 172).
89. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 9 декабря (Постановление Правительства РФ от 03.12 2002. № 858 в ред. от 02.06.2008).
90. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием: Постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 25 сентября (Постановление Правительства РФ от 25.09. 1995. № 942).
91. Об областной целевой программе «Государственная поддержка АПК Тверской области на 2006- 2008 годы»: Закон Тверской области // Тверские ведомости. - 2007. - 28 декабря (Закон Тверской области от 20.12.2007. № 157- ЗО с изменениями от 29 октября 2008 года).
92. Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года: Указ президента РФ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 15 октября (Указ Президента РФ от 09.10. 2007. № 1351).
93. Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области до 2010 года: Постановление
Тверской области // Тверская жизнь. - 2007. - 14 декабря (Постановление Тверской области от 27.10. 2007. № 371-па).
94. Образование Тверской области, 2007 год // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2006.- 80 с.
95. Образование Тверской области, 2008 год // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007. - 114 с.
96. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1997. - 571 с.
97. Оникиенко В.В. Вопросы методологии и методики исследования трудовых ресурсов. - Киев: Наукова думка, 1978. - 176 с.
98. Основные показатели медицинского обслуживания населения Тверской области за 2006 год // Медицинский информационный центр. -Тверь, 2007. - 67 с.
99. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость и безработица: учебник. -М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368 с.
100. Панков Б.П. Рынок труда на селе и его регулирование (вопросы теории и практики). -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агрипресс, 2007. - 267 с.
101. Панков Б.П., Малахова В.Я. Региональная дифференциация сельской бедности и пути ее снижения / Социально-трудовая сфера российского села: проблемы и пути их решения. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. - С. 101-112.
102. Панков Б.П., Цырендоржиева Е. А. Региональные проблемы занятости и рынка труда на селе. - М., 2006. - 148 с.
103. Паньшин А.В. Особенности регионального аграрного рынка труда Липецкой области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 3. - С. 65-67.
104. Паронян А. С. Трудовые ресурсы аграрного сектора бассейна Курской магнитной аномалии: формирование и использование. - Курск: Изд-во арендного предприятия «Курск», 1994. - 288 с.
105. Пациорковский В.В. Сельская местность: проблемы и перспективы сельского расселения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 8. - С. 47-49.
106. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социальное исследование. - 2007. - № 12. - С.58-69.
107 Плотицына Л. А. Теоретико-методологические аспекты становления региональных рынков труда: монография. - М.: Финансовая академия, 2003. - 205 с.
108. Психомахов Х. Факторы и условия воспроизводства трудового потенциала // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005.
- № 4. - С. 7-11.
109. Рабочие материалы Департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области.
110. Разумов А., Дрямов В. Качество рабочей силы в системе нацио-
нальных приоритетов // Человек и труд. - 2006. - № 11. - С. 11-12.
111. Разумов А. А., Дрямов В. П. Качество рабочей силы: от теории к практике // Уровень жизни населения и регионов России. - 2007. -№ 8-9. - С. 87-92.
112. Райзберг Б. А., Доценко Е.Ю. Сущность и роль программно-целевого планирования и управления в реализации государственной социально-экономической политики // Вопросы экономических учений. -
2007. - № 6. - С. 113-119.
113. Распределение населения Тверской области по полу и по возрасту на 1 января 2003 и 2004 года // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2005.- 58 с.
114. Распределение населения Тверской области по полу и по возрасту на 1 января 2005 года // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2006.- 50 с.
115. Распределение населения Тверской области по полу и по возрасту на 1 января 2006 года // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 50 с.
116. Распределение населения Тверской области по полу и по возрасту на 1 января 2007 года // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2008. - 50 с.
117. Розов В.Е. Формирование и использование рабочей силы в условиях его интенсивного развития. - Тверь, 1996. - 87 с.
118. Российский статистический ежегодник.: Стат. сб. / Росстат. - М.,
2007. - 826 с.
119. Ротарь Т.В. Формирование качества рабочего персонала сферы социально-бытового обслуживания // Социальная политика и социология. - 2008. - №1. - С. 138-141.
120. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: Изд-во «МИК», 1997. - 160 с.
121. Семенова И.С. Экономические характеристики и проблемы системы дошкольного образования Московской области // Вопросы экономических наук. - 2007. - № 5. - С. 126-128.
122. Семин А. Н. Экономическая оценка технического потенциала сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 1. - С. 20-23.
123. Семин А.Н. Программа «Уральская деревня»: цели, проблемы и механизм реализации // АПК: экономика, управление - 2008. - № 3. -С. 25-29.
125. Сергеева Г.П., Чижова Л.С. Трудовой потенциал страны. - М., 1982.-64 с.
126. Скаржинский М. И. и др. Трудовой потенциал социалистического общества. - М.: Экономика, 1987. - 101 с.
127. Смирнова О.В. Рыночные преобразования в здравоохранении // Рыночные преобразования в переходной экономике: сб. науч. трудов. -
Тверь: ТвГУ, 2005. - С. 152-162.
128. Соболева С.В., Чудаева О.В. О новой демографической политике России: региональный аспект // Регион. Экономика и социология. -2006. - № 3. - С. 121-138.
129. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию: Ежегодный доклад по результатам мониторинга (девятый выпуск).- М., 2008. - 226 с.
130. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов / под ред. Б.И. Башкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 703 с.
131. Стрельцов В., Новиков В. Единство образовательной и кадровой политики - основа эффективного использования трудовых ресурсов в аграрной сфере // Международный сельскохозяйственный журнал. -
2009. - № 3. - С. 28- 30.
132. Строительный комплекс Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2008. - 67 с.
133. Сушков В. Профессиональная ориентация сельской молодежи // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - № 7. - С. 15.
134. Тверская область в 2003 г. // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2002.- 290 с.
135. Тверская область в 2007 г. // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2006.- 290 с.
136. Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития: монография. - М.: Изд-во «Экономика». - 2004. -321 с.
139. Трудовые ресурсы: эффективность использования / И.С. Маслова,
В.М. Москович, А.Г. Косаев и др. - М.: Наука, 1988. - 264 с.
140. Учебные заведения начального профессионального образования области // Тверской областной комитет государственной статистики. -Тверь, 2007.- 19 с.
141. Учебные заведения начального профессионального образования области // Тверской областной комитет государственной статистики. -Тверь, 2008.- 19 с.
142. Учреждения культуры Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2007.- 23 с.
143. Учреждения культуры Тверской области // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2008.- 23 с.
144. Ушачев И.Г. Производительность и мотивация труда - важнейшие факторы экономического развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 1. - С. 2-10.
145. Филлипов Н.Н. Деградация человеческого потенциала на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 7. - С. 13-16.
146. Фофанова Н.П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства // Современное право. - 2009. - № 5. - С. 58- 61.
147. Хозяйства населения Тверской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. - Тверь, 2004. - 65 с.
148. Хозяйства населения Тверской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. -Тверь, 2005. - 65 с.
149. Хозяйства населения Тверской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. -Тверь, 2006. - 65 с.
150. Хозяйства населения Тверской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. - Тверь, 2008. - 65 с.
151. Холодов П. Эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. -2006. - № 10. - С. 33.
152. Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования // Человек и труд. - 2006. - № 12. С. 40-43.
153. Численность населения по полу и отдельным возрастным группам на 1 января 2001 г. // Тверской областной комитет государственной статистики. - Тверь, 2002.- 53 с.
154. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление персоналом. - 2008. - № 8. - С. 50 - 54.
155. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 399 с.
156. Шумаков Ю.Н. Сельская школа и сельская экономика // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - № 4. - С. 21.
157. Экономика предприятия: учебник / под ред. И. А. Сафронова - М.: «Юрист», 2000. - 584 с.
158. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. - 736 с.
159. Экономика труда / под ред. Н. А Горелова - СПб.: Питер, 2007. - 704 с.
160. Экономика труда: учебник для вузов / под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова. - М.: Экономика, 1991.- 304 с.
161. Экономика трудовых ресурсов / под общ. ред. В. Д. Арещенко. -Минск: Высшая школа, 1985. - 160 с.
162. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 831 с.
163. Эпштейн Д. Финансовый кризис сельскохозяйственных предприятий России // Международный сельскохозяйственный журнал. -2001. - № 3. - С.12-21.