УДК 331.5:332.1
Бобрешова И.П.
Оренбургский государственный университет E-mail: Inna_bobreshova@mail.ru
КОНЪЮНКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В современных условиях, складывающиеся рыночные отношения, поставили вопрос о формировании совокупности рынков, главнейшим из которых является рынок труда. На рынке труда формируется важнейший производственный ресурс - человеческий потенциал страны.
Рынок труда сложный механизм, который различается по различным признакам, свойствам и степенью развитости. Формирование регионального рынка труда осуществляется весьма неодинаково из-за неоднородности территории, хотя закономерности их становления и функционирования в своей основе являются общими.
Изучение регионального рынка труда невозможно без изучения специфических особенностей региона. Это позволит воссоздать более полную картину общенационального рынка труда, разграничить общие и специфические принципы функционирования рынка труда.
Исследование региональных рынков труда является важнейшей задачей экономики, поскольку на сегодняшний день регион является самостоятельным субъектом хозяйствования и может сам строить свою экономическую политику в рамках решения местных проблем, не затрагивая интересы других регионов. Необходимо отметить, что в системе регулирования рынка труда, на сегодняшний день, остается весьма актуальной проблема формирования конъюнктуры рынка труда как в стране, так и в регионе.
Существующий дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда обусловил необходимость использования комплексного подхода к исследованию конъюнктуры рынка труда Оренбургской области с позиции соотношения ее количественных и структурных характеристик. На основе проведенного исследования выделены основные недостатки регулирования конъюнктуры регионального рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, конъюнктура рынка труда, региональный рынок труда, спрос и предложение, уровень занятости и безработицы.
Конъюнктура рынка труда представляет собой различные аспекты функционирования рынка труда. Так, к важнейшим элементам конъюнктуры рынка труда относят спрос и предложение на труд, их структуру и соотношение; абсолютные размеры, структуру и уровень занятости и безработицы среди трудоспособного населения.
В литературе приводятся две позиции относительно определения общего термина конъюнктуры. Первое - это совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Второе - это совокупность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.
Рынок труда, который входит в состав рыночной подсистемы, имеет большое значение для региональной экономики, поскольку он обеспечивает социально-экономическое развитие и стабильность региона, а также удовлетворяет потребности его населения [2].
Рынок труда снабжает все подсистемы региона трудовыми ресурсами, так как люди являются основным экономическим ресурсом, и их эффективное использование напрямую обуслав-
ливает общее состояние региональной экономики. Рынок труда является индикатором уровня социально-экономического развития региона.
При изучении рынка труда необходимо рассматривать не только отдельные элементы, такие как спрос и предложение на данном рынке, а особенности их соотношения и взаимодействия. Это позволяет определить особенности спроса и предложения, которые находят свое отражение в конъюнктуре рынка труда [9].
Рынок труда является специфическим рынком, на котором в качестве товара выступает рабочая сила, поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может. Поэтому основными элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рынка труда и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда [6].
В разных странах рынки труда имеют некоторые как общие элементы, или компоненты, так и специфические особенности. Они характе-
ризуют структуру данного рынка. В зависимости от целей анализа структурирование можно осуществить по разным критериям [15].
Для того чтобы дать оценку социально-экономическому состоянию рынка труда в Оренбургской области необходимо проанализировать современное состояние на данном рынке. В связи с этим, анализу подлежат важнейшие элементы, характеризующие конъюнктуру рынка труда: уровень занятости и безработицы, возрастной и профессионально-квалификационный уровень занятых и безработных, а также необходимо проанализировать отрасли экономики в разрезе спроса и предложения на рынке труда [1].
Экономически активное население анализируемого региона - это лица обоего пола в возрасте от 15 до 73 лет, которые обеспечивают предложение рабочей силы для производства товаров и услуг [5]. В таблице 1 представлена численность экономически активного населения Оренбургской области.
Из таблицы 1 видно, что количество безработных за рассматриваемый период снизилось на 65,9% в 2014 году по отношению к 2010 году. Однако данный показатель остается достаточно высоким: в 2014 г. составил 4,5% от общего числа экономически активного населения Оренбургской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области.
Численность экономически активного населения Оренбургской области, по итогам обследования по проблемам занятости, в июне 2015 года составила 1025,6 тыс.человек, в их числе 982,1 тыс.человек, или 95,8% экономи-
чески активного населения были заняты в экономике и 43,5 тыс.человек (4,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Уровень зарегистрированной безработицы к концу июня 2015 года составил 1,4% [10].
Распределение численности занятых в экономике по половозрастным группам по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Оренбургской области за последние пять лет показало, что большую долю среди занятых составляют работники в возрастной группе от 30 до 49 лет. За отчетный период данный показатель имеет тенденцию к снижению, но остается достаточно весомым среди численности занятых в экономике. Данная ситуация объясняется тем, что работники в данном возрасте достаточно квалифицированы, имеют профессиональные навыки и большой опыт работы, не склонны менять место работы и квалификацию и, соответственно, представляют так называемое трудовое ядро как для работодателя так и для экономики в целом.
Кроме того, выявлена тенденция снижения занятых в экономике в возрасте до 20 лет, что можно объяснить тем, что молодые люди отдают предпочтение получению высшего образования, а затем приступают к трудовой деятельности. Численность занятых в экономике в возрастной группе от 55 до 59 возрастает, так за анализируемый период данный показатель увеличился с 6,9% в 2010 году до 8,1% в 2014 году. Данная тенденция показывает проблему увеличения количества населения в предпенсионном и пенсионном возрасте.
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014г.
Численность экономически активного населения, тыс. чел. 1062,8 1049,4 1040 1063,5 1042,2
в том числе:
- занятые в экономике; 985,8 983,4 984,3 1010,9 995,8
- безработные. 77,0 66,0 56,0 52,6 46,4
Численность экономически активного населения,% 100 100 100 100 100
в том числе:
- занятые в экономике; 92,8 93,7 94,6 95,1 95,5
- безработные. 7,2 6,3 5,4 4,9 4,5
Таблица 1. Динамика экономически активного населения Оренбургской области за 2010-2014 гг., тыс.чел.
В таблице 2 представлено распределение численности занятых и безработных в экономике по уровню образования в Оренбургской области за 2009-2013 гг [13].
Ситуация на рынке труда Оренбургской области показывает, что в численности занятых в экономике преобладают работники со средним профессиональным и с высшим образованием. Данная ситуация говорит о том, что работодатели повышают требования к определенным знаниям, навыкам и умениям работников, что связано с внедрением на предприятия Оренбургской области нового оборудования и новых технологий производства и оказания услуг. Причем для эффективной деятельности предприятий и организации, внедряемых в свою деятельность инновации необходимы как грамотные руководители и специалисты, так и высококвалифицированные рабочие.
Большую долю безработных из числа экономически активного населения Оренбургской области составляют лица, имеющие общее среднее образование, причем их количество возросло за анализируемый период, что говорит о проблеме невостребованности работников без специального профессионального образования на рынке труда.
В настоящее время в Оренбургской области разработаны и реализуются ряд программных документов, оказывающих влияние на ситуа-
цию в сфере занятости населения и на рынке труда, предусматривающие меры по созданию и сохранению рабочих мест, обеспечению дополнительных гарантий трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.
Для безработных граждан Службой занятости населения Оренбургской области организовано обучение по профессиям, востребованным на рынке труда.
За январь-июль 2015 года при содействии органов труда и занятости нашли работу 18322 человека (на 0,2% больше, чем за январь-июль 2014 года), из них 8950 человек трудоустроены на постоянную работу, 9372 человека - на временную работу (рисунок 1).
На профессиональное обучение было направлено 2150 человек (в 1,3 раза больше аналогичного периода 2014 года), из них 2065 безработных (в 1,3 раза больше), 62 женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в 1,4 раза больше) и 23 пенсионера, стремящихся возобновить трудовую деятельность (в 1,8 раза больше аналогичного периода 2014 года).
С начала 2015 года в органы труда и занятости от работодателей поступили сведения о наличии 43 тыс. вакансий. Заявленная предприятиями потребность в рабочей силе на 01.08.2015 составила 11215 человек [8].
Таблица 2. Распределение численности занятых и безработных в экономике по уровню образования в
Оренбургской области за 2009-2013 гг.,%
Год Всего,% Высшее профессиональное Среднее профес-сиональ ное Начальное профессиональное Среднее полное (общее) Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего
Занятых в экономике
2009 100 17,9 25,5 35,7 14,6 4,7 0,5
2010 100 21,8 26,3 32,7 14,8 4,1 0,3
2011 100 21,5 26,7 32,1 14,4 4,5 0,8
2012 100 22,7 29,8 20,9 20,3 5,6 0,7
2013 100 23,6 31,6 19,3 20,1 5,0 0,4
Безработных
2009 100 5,5 30,1 40,0 16,2 7,2 -
2010 100 10,8 21,2 34,9 17,9 14,7 0,5
2011 100 11,0 22,1 32,8 22,1 10,3 1,7
2012 100 13,4 22,4 20,8 30,0 12,3 1,1
2013 100 13,9 29,6 20,2 29,1 6,8 0,5
Самым востребованным видом обучения является переподготовка, ее прошли 48% безработных, первоначальную подготовку получили 42% граждан, повысили свою квалификацию 10%.
В Оренбургской области обучение безработных граждан было организовано в 71 учебном заведении области. Среди них учреждения среднего, начального, дополнительного профессионального образования, а также учебные центры Министерства труда и занятости населения Оренбургской области. Обучение проводилось по 92 профессиям и специальностям, пользующимся повышенным спросом работодателей, их них 65% обучаемых приходится на долю рабочих.
Кроме того, в настоящее время в Оренбургской области существуют определенные сложности трудоустройства выпускников окончивших высшие учебные заведения и профессиональные колледжи. Каждый год на рынок труда выходит большое количество специалистов и многие из них попадают в статус безработных [12].
Показатели выпуска специалистов из высших и средне-специальных учебных заведений Оренбургской области
~ ТЫС. Ч " "
представлены в таблице 3.
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что каждый год рынок труда пополняется специалистами. И большую долю из них составляют выпускники высших учебных заведений. На
протяжении пяти лет прослеживается тенденция роста выпускников высших учебных заведений, так: в 2010 г. их число составило 14683 человека, в 2014 г. - 15718 человек. Число выпускников средних учебных заведений за пять лет сократилось на 26%, в 2010 г. их число составляло 12511 человек, а в 2014 г. - 9235 человек.
Можно говорить о том, что с каждым годом разница между специалистами высших учебных заведений и специалистами средних специальных учебных заведений увеличивается. Так в 2010 г. данная разница составляла 1,1 раза, в 2011 г. - 1,3 раза, 2012 г. - 1,5 раза, 2013 г. - 1,6 раза, а в 2014 г. она увеличилась до 1,7 раз. Это говорит о том, что на рынок труда с каждым годом увеличивается поток людей с высшим образованием. На сегодняшний день рынок труда Оренбургской области не может трудоустроить всех выпускников с высшим образованием.
На 17 августа 2015 года основными профессиями (специальностями) пользующимися спросом на рынке труда Оренбургской области со стороны работодателей являются:
- врач различной специализации;
- медицинская сестра;
9,37
¡'.18
¡'.11
8.95
на п •:■ стоя н н у ю раб от; I на вре ме иную рабог,'
январь-июль 2015
январь-июль 2014
Рисунок 1. Трудоустройство граждан Оренбургской области
Таблица 3. Выпуск специалистов и подготовка квалифицированных рабочих и служащих в учебных заведениях профессионального образования Оренбургской области, человек
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Выпуск специалистов из высших учебных заведений: 14683 15939 16243 16105 15718
в том числе государственных и муниципальных. 12687 13456 13783 13737 13263
Выпуск специалистов из средних специальных учебных заведений: 12511 11880 10882 9717 9235
в том числе государственных и муниципальных. 12272 11706 10649 9444 9005
- менеджер;
- электросварщик;
- дорожный рабочий;
- подсобный рабочий;
- дворник
- рабочий по благоустройству территории [11].
Сегодня рынок труда Оренбургской области перенасыщен специалистами с высшим образованием гуманитарного профиля, в то время как в экономике нужны квалифицированные специалисты по рабочим профессиям (водители, газорезчики, каменщики, кровельщики, маляры, монтажники, трактористы, пекари, продавцы, плотники, повара, токари, электромонтеры, фрезеровщики, штукатуры, швеи и др.). В среднем на 1 чел. по данным профессиям приходится от 2 до 5 вакансий.
Сложнее всего трудоустроиться гражданам, имеющим такие профессии, как бухгалтер, ветеринарный врач, зоотехник, техник, экономист, юрисконсульт (на 1 заявленную вакансию по этим специальностям претендуют от 2 до 3 чел.).
Большая часть вакансий сосредоточена в областном центре, где в среднем на 1 ищущего работу приходится от 1 до 3 вакансий, в то время как в сельских территориях вакансии практически отсутствуют на 1 вакансию претендуют от 3 до 11 чел.
Одним из выходов из данной ситуации является перераспределение рабочей силы (межтерриториальная трудовая мобильность). Однако сдерживающим фактором в развитии трудовой мобильности в нашей области, как и в целом по России, является отсутствие жилья, как для временного проживания, так и для постоянного, объектов социальной инфраструктуры, нежелание граждан, особенно молодежи, переселяться в сельскую местность. В результате остаются длительно не заполняемыми вакансии врачей, учителей в большей части в отделенных от областного центра территориях.
Так же, в Оренбургской области отсутствует единая программа подготовки кадров. Продолжается подготовка специалистов в различных учреждениях профессионального образования без учета потребностей отраслей экономики.
Положение не изменится до тех пор, пока основными заказчиками подготовки специ-
алистов не станут работодатели, причем отвечающие по закону за обеспечение работой выпускников, подготовленных по их заказу, а федеральные и местные органы власти не перейдут к формированию ежегодных планов приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения с учетом прогноза рынка труда.
Значительным фактором, затрудняющим трудоустройство молодежи, является ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, что обусловлено, отсутствием опыта работы, качеством профессиональной подготовки, хотя в целом их уровень образования в данной возрастной категории выше, чем у других групп населения [7].
Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации на рынке труда Оренбургской области необходима грамотно разработанная и осуществляемая социально-экономическая политика. Важнейшей проблемой на современном этапе является государственное регулирование занятости населения и эффективное использование трудовых ресурсов, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения.
Рынок труда представляет собой важнейший индикатор уровня социально-экономического развития экономики региона, реализуемой посредством эффективной государственной и региональной политики, в частности разработанных программ содействия трудоустройства и социальной защиты населения. Показатели конъюнктуры регионального рынка труда, такие как занятость и безработица относятся к числу основных макроэкономических показателей оценки текущего состояния и перспектив развития экономики, инвестиционной привлекательности региона, потенциальных рисков и возможностей для развития бизнеса [3].
Для предотвращения кризисных ситуаций социально-экономического положения регионов разработаны программы в сфере региональной политики содействия занятости населения, которая включает разработку структуры и направлений подготовки высококвалифицированных специалистов всех уровней, необходимых для развития экономики региона, разработку программ по привлечению и трудоустройству мигрантов, реализацию эффективных мер со-
циальной защиты населения трудоспособного возраста включая безработных.
Начиная, с 2010 года отмечается подъем экономики Оренбургской области: увеличилась численность экономически активного населения, сократилась численность граждан, трудящихся в режимах вынужденной неполной занятости, снизилась численность зарегистрированных безработных граждан. В 2012-2014 годах на рынке труда области сохранялась стабильная ситуация, в области зафиксирован один из самых низких уровней регистрируемой безработицы среди субъектов Российской Федерации [4].
В настоящее время приоритетным направлением государственной политики в сфере занятости населения является Государственная программа «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014-2020 годах» (далее Программа) с последними изменениями от 18.05.2015 года №341-пп [8].
Основной целью Программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Задачами Программы являются:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;
- недопущение роста напряженности на рынке труда;
- создание условий для вовлечения в трудовую деятельность граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- определение потребности в привлечении иностранной рабочей силы, прибывающей в Оренбургскую область на основании визы;
- содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников;
- обеспечение защиты трудовых прав граждан;
- обеспечение социальной стабильности в обществе.
В 2014-2020 годах предполагается не допустить превышения уровня безработицы в среднегодовом исчислении (по методологии МОТ) более чем на 5,2%, регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении - более чем на 1,3% и коэффициента напряженности на рынке труда - более 1,3 незанятых граждан на одну вакансию.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, способствующих созданию правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Действие Программы направлено на:
- недопущение социальной напряженности в Оренбургской области;
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
- сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;
- интеграцию граждан с ограниченными возможностями здоровья в трудовую среду;
- привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики области;
- повышение внимания к проблеме улучшения условий и охраны труда в целях сохранения трудоспособности населения на протяжении профессиональной карьеры;
- развитие системы социального партнерства в сфере труда [14].
Таким образом, проведенный анализ конъюнктуры рынка труда Оренбургской области показал наличие определенных недостатков регионального регулирования.
Во-первых, отсутствует целостный механизм регулирования конъюнктуры рынка труда.
Во-вторых, на рынке труда в Оренбургской области существует дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, т. к. спрос на рабочие специальности превышает предложение, а предложение специалистов с высшим образованием превышает спрос на них.
В-третьих, несоответствие уровня подготовленности кадров с теми требованиями, которые предъявляет работодатель. Рынок труда нестабилен, подвержен конъюнктурным колебаниям, поэтому вузы не всегда, вовремя и должным образом реагируют на такие изменения.
В-четвертых, не в полной мере учитывается зависимость между прогнозируемым спросом на рабочую силу и количеством выпускников образовательных учреждений.
В-пятых, существует сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения. В настоящее время в структуре безработных доминирующее
положение занимают женщины в возрасте 30-49 лет, а также молодежь от 20-24 лет.
В-шестых, отсутствует престиж рабочих специальностей, безработные граждане с высшим образованием не всегда соглашаются на вакансии рабочих профессий.
В-седьмых, региональный рынок труда ощущает сокращение численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте.
Следовательно, для устранения имеющихся проблем на рынке труда Оренбургской области необходимо разработать и реализовать конкретные дополнительные меры по регулированию рыночной конъюнктуры. Требуется активизация роли муниципального управления в использовании методов программно-целевого регулирования, способствующих социально-экономическому развитию Оренбургской области.
06.08.2015
Список литературы:
1. Аралбаев, А.Т. Особенности рынка труда Оренбургской области. / А.Т. Аралбаев, Г.Г. Аралбаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №8. - с. 60-64.
2. Лапаева, М.Г. Теоретические аспекты регионального развития в современных условиях / М.Г. Лапаева, А.Н. Гирина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №8. - с. 119-123.
3. Куценко, Е.И. Инновационная политика как инструмент перехода к устойчивому развитию региона / Е. И. Куценко // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. - №3. - с. 79-84.
4. Оренбургская область. Правительство. О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года: [постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 г. №551-пп] // Оренбуржье. - 2010. - №134.
5. Российский статистический ежегодник 2014. - М.: Издательство «Росстат», 2015. - 717 с.
6. Докашенко, Л.В. Роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики. / Л.В. Докашенко //- Вестник Оренбургского государственного университета.- 2011. - №13. - с. 141-146.
7. Никулина, Ю.Н. Методология и практика прогнозирования потребностей регионального рынка труда в молодых специалистах (на примере Оренбургской области) / Ю.Н. Никулина // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2014. - №3. - с. 5-11.
8. Мониторинг ситуации на рынке труда Оренбургской области. [Электронный ресурс] // Портал правительства Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.orenburq-qov.ru/info/Economics/trud/mon2015/ (дата обращения 14.07.2015)
9. Буланов, В.С. Рынок труда: учебник. / В.С. Буланов, Н.А. Волгин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2010. - 479 с.
10. Численность экономически активного населения Оренбургской области за июнь 2015 года [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/reso-urces/22dd6a8048cd0a4da014f0f7eaa5adf2/n10.pdf/ (дата обращения 14.07.2015)
11. Министерство труда и занятости населения Оренбургской области. [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.xn--80ajgxcbo.xn--p1ai/rinoktruda/vostprof.html (дата обращения 21.08.2015)
12. Социальное положение и уровень жизни населения Оренбургской области: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. 2014. - 454 с.
13. Труд и занятость в Оренбургской области: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2014. - 146 с.
14. Постановление Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года №836-пп «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Министерство труда и занятости населения Оренбургской области [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.xn--80ajgxcbo.xn--p1ai/ prog/program.html/ (дата обращения 15.08.2015).
15. Курнышев, В.В. Региональная экономика: основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 272 с.
Сведения об авторе:
Бобрешова Инна Петровна, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. (3532) 372448, e-mail: Inna_bobreshova@mail.ru