Научная статья на тему 'Кадровый потенциал Челябинской области в условиях перехода к инновационной региональной экономике'

Кадровый потенциал Челябинской области в условиях перехода к инновационной региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / PERSONNEL POTENTIAL / INNOVATIONS / INNOVATIVE ECONOMY / HIGHLY SKILLED WORKERS / MIDDLE-LEVEL SPECIALISTS / TARGET PROGRAMS / INTEGRATED PROGRAM OF PERSONNEL CAPACITY BUILDING IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожушко Елена Анатольевна

Рассматривается один из основных факторов производства кадровый потенциал в условиях модернизации современной экономики. Средства, вложенные в инновационное развитие, не приносят должных результатов. Трудовые ресурсы не сформированы для выполнения задач, поставленных целями высокотехнологичного развития производственных процессов. Целью работы является анализ предпосылок формирования кадрового потенциала: демографическая составляющая и образовательная среда, определяющая подготовку нового квалифицированного работника для инновационной экономики региона. Проанализированы отчеты по освоению целевых средств, направляемых на развитие инновационной экономики региона. Определены основные причины отставания развития кадрового потенциала, замедляющие темпы выхода инновационных продуктов на мировые рынки. Разработаны основные направления комплексной программы подготовки кадров для инновационной экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Personnel Potential of the Chelyabinsk Region in the Context of Transition to an Innovative Regional Economy

The article considers one of the main factors of production of personnel potential in the conditions of modernizing the modern economy. Invested funds in innovative development do not bring proper results. Labour resources are not formed to fulfil the tasks set by the goals of high-tech development of production processes. The aim of the work is to analyze the prerequisites for the formation of human resources: the demographic component and the educational environment that determines the training of a new skilled worker for the region’s innovative economy. In addition, reports on the development of targeted funds directed to the development of the region’s innovative economy have been analyzed. The main reasons for the delay in the development of human resources are identi fied, which slow down the rate at which innovative products enter the world markets. The main directions of the comprehensive training program for the region’s innovative economy have been developed.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал Челябинской области в условиях перехода к инновационной региональной экономике»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 54—64.

УДК 332.1

ББК У04-640

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е. А. Кожушко

Южно-Уральский государственный аграрный университет, Троицк, Россия

Рассматривается один из основных факторов производства — кадровый потенциал — в условиях модернизации современной экономики. Средства, вложенные в инновационное развитие, не приносят должных результатов. Трудовые ресурсы не сформированы для выполнения задач, поставленных целями высокотехнологичного развития производственных процессов. Целью работы является анализ предпосылок формирования кадрового потенциала: демографическая составляющая и образовательная среда, определяющая подготовку нового квалифицированного работника для инновационной экономики региона. Проанализированы отчеты по освоению целевых средств, направляемых на развитие инновационной экономики региона. Определены основные причины отставания развития кадрового потенциала, замедляющие темпы выхода инновационных продуктов на мировые рынки. Разработаны основные направления комплексной программы подготовки кадров для инновационной экономики региона.

Ключевые слова: кадровый потенциал, инновации, инновационная экономика, высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена, целевые программы, комплексная программа формирования кадрового потенциала региона.

Формирование государственной политики страны, способной оторваться от сырьевой экономики и сформировать экономику, направленную на высокотехнологичные отрасли, выйти на мировой рынок инноваций, — важнейшая задача, стоящая перед руководством страны и руководителями регионов. Темпы продвижения в данном направлении зависят от того, насколько сформировано представление о целях и способах их достижения.

Традиционная для России научно-техническая политика ориентируется на создание нового знания, а не на его практическое применение. Инновационная экономика предполагает не только создание, но и практическое использование, быстрое внедрение всего нового, созданного знанием.

Инновации и инновационный путь развития как новое направление развития экономики привлекает многих исследователей. А. М. Петров отмечает, что инновации применимы в любой отрасли экономики и могут проявлять себя в следующем:

1) создание высокотехнологичных продуктов;

2) технологические инновации, положенные в основу создания продукта;

3) управленческие инновации по внедрению новых методов, приемов управления;

4) маркетинговые инновации в сфере распространения продукта, новые подходы, маркетинговые стратегии и т. д. [9].

А. А. Акаев считает, что для перехода к сбалансированной структуре экономики России необхо-

димо в текущем десятилетии реализовать инновационно-технологический прорыв, что невозможно с существующей системой подготовки кадров [1].

Модернизация экономики России на основе инноваций является одной из главных целей социально-экономической политики государства. Вложены значительные средства в стимулирование инноваций, однако существенных изменений в этой сфере пока нет. На мировом рынке гражданской и наукоемкой продукции доля РФ составляет 0,3 %, в то время как доля США — 36 %, Японии — 30 % [9].

По нашему мнению, кадровый потенциал, формирующий инновационную экономику региона, требует комплексного подхода и проработки отдельной программы подготовки новых трудовых ресурсов, способных решать задачи инновационной экономики.

Кадры являются неотъемлемым ресурсом производства, и от качества этого ресурса, его квалификации, образования, умения и навыков, накопленного опыта, состояния здоровья, активности, творческого начала, нравственных устоев, удовлетворенности условиями труда зависит отдача, на которую работник способен и готов ради процветания экономики своего государства.

Работы Р. И. Капелюшникова заключаются в анализе динамики спроса и предложения высококвалифицированной рабочей силы в российской экономике и изменении человеческого капитала

на основе профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы [3].

Г. Д. Беляева, А. Б. Макарец, Г. А. Федоренко обращают внимание на отсутствие у выпускников технических и инженерных университетов необходимых компетенций в области технологического предпринимательства [2]. Е. Д. Колегова, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, В. А. Федоров, Ф. Т. Хаматнуров рассмотрели проблемы существующей системы подготовки кадров и предложили новые модели подготовки высококвалифицированных кадров [8].

Кадровый потенциал — это экономическая категория, анализ которой нужно проводить с учетом тесной взаимосвязи с научно-техническим, трудовым, производственным потенциалом и рассмотрением экономических предпосылок развития данной ресурсной категории.

В кадровом потенциале можно выделить две составляющие: текущий и целевой потенциал. Текущий кадровый потенциал представляет собой персонал, который изначально рассматривается исключительно для выполнения основных операций производства. Целевой накопительный кадровый потенциал предназначен для решения задач стратегического развития, расширения производства, повышения его конкурентоспособности — это резерв, который требует своей системы регулирования [1].

На подготовку трудовых ресурсов в нашей стране до сих пор сильно влияет фундаментальная система, сложившаяся еще в СССР. С одной стороны, она имеет свои плюсы. С другой стороны, изменились функционирование трудовых ресурсов, их формирование в условиях современного быта и образования, а также требования, предъявляемые развитием науки и техники к человеческим ресурсам, предлагающим свои услуги, — современные квалифицированные работники должны удовлетворять им.

Экономику страны формируют экономики регионов, каждый из которых специфичен по климатическим, ресурсным и техническим условиям развития. Поэтому в каждом регионе должны присутствовать как общие, так и присущие только ему, уникальные методы формирования человеческого потенциала, способного принести максимальную отдачу в целях успешного развития региона.

Формирование трудового потенциала неотделимо от понятия его воспроизводства — биологического, здоровьесберегающего, образовательного, материально-вещественного и морально-эстетического обновления.

Биологическое воспроизводство полноценной рабочей силы осуществимо тогда, когда созданы

условия для создания семьи и рождаемости: жилищные, материальные, социальные.

Здоровьесберегающие условия создаются наличием определенных медицинских услуг, способствующих рождению, развитию и дальнейшему благоприятному формированию здоровых трудовых ресурсов, обеспечивающих экономику региона полноценной рабочей силой, способной приносить отдачу все время, определенное трудоспособным возрастом.

Здоровьесбережение в Челябинской области можно коротко представить следующими статистическими фактами: по численности врачей всех специальностей область занимает 64-е место среди российских регионов, обеспеченность врачами: 39,4 чел. на 10 000 чел. населения — 60-е место в РФ, по числу больничных коек 76,2 на 10 000 населения — 72-е1.

Образовательная составляющая формирования рассматриваемого фактора производства заключается в создании условий для обретения навыков и знаний, обусловливающих получение их обладателем соответствующих дивидендов в виде материального стимулирования. Все начинается с дошкольного образования, которое закладывает элементы будущего кадрового потенциала. Далее — школьное образование, на стадии которого определяется будущая профессиональная направленность единицы рабочей силы. После получения основного общего образования определяется профессиональная направленность трудового ресурса. В системе начального и среднего профессионального образования формируются рабочие кадры экономики; в системе высшего — ее интеллигенция. От соотношения этих двух систем и от их взаимосвязи с потребностями народного хозяйства зависит правильное распределение структуры рабочей силы и ее оптимальное использование с поддержанием естественного уровня безработицы в регионе.

Сформированный кадровый потенциал старается максимально дорого продать свои навыки и способности; для того чтобы это произошло, необходимо соответствующее стимулирование данного процесса со стороны работодателя. Отдавать все силы деятельности по найму работника побуждает не только материально-вещественная составляющая, но и морально-эстетическая удовлетворенность своим трудом, бытом, оснащением рабочего места и обеспечением времени отдыха вне работы [7].

Эффективность человеческого капитала — важнейший вопрос, который решает экономика,

1 Федеральная служба государственной статистики. 1999—2017. См.: http://www.gks.ru/.

так как это ресурс любого производства. Значимы также инвестиции в человеческий капитал: сколько вложений и какими они должны быть со стороны государства, частных компаний и самого человека для достижения оптимального уровня развития важнейшего фактора производства.

Учитывая, что второе десятилетие XXI в. ознаменовалось переходом всех стран к инновационной экономике, следует определить основные направления движения к ней нашей страны:

1) снижение доли в ВВП сырьевых отраслей и увеличение наукоемких и технологичных производств;

2) преодоление перехода от разрушенного советского индустриального могущества к совершенно новому типу мышления в производственном масштабе;

3) серьезная государственная поддержка научного потенциала страны;

4) поддержание внимания со стороны государства к подготовке принципиально новых кадров в технологичных отраслях;

5) создание заинтересованности бизнеса в новых кадрах и развитии наукоемких и технологичных производств [8].

Проблем перехода к инновационной экономике у государства предостаточно, но основной из них является подготовка для новых условий работы качественно нового работника с современным мышлением и уровнем подготовки.

Челябинская область, как известно, промышленный регион (до 40 % в ВРП), и прежде всего инновации в нашем регионе рассматриваются под призмой промышленного движения в экономике.

Ситуация на данный момент складывается не из лучших. Регион, по оценкам экспертов, «продолжает проседать» по ряду важных показателей.

По данным Челябинскстата, в январе 2017 г. основные показатели экономического развития составили (% к январю 2016 г.):

— индекс промышленного производства по основным видам деятельности — 104,4 %;

— продукция сельского хозяйства — 6246,0 млн р. (106,1 %);

— объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», — 4436,3 млн р. (93,3 %);

— оборот розничной торговли — 35 952,5 р. (93,5 %);

— объем платных услуг населению — 11 586,8 млн р. (95,9 %).

Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за январь — апрель 2017 г. составила 30 478,1 р. (106,3 % к январю — апрелю 2016 г.).

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 1-м квартале 2017 г. составила 9945 р.1

Правительственные аналитики прогнозируют дальнейшее снижение инвестиций в основной капитал и падение товарооборота. Рост по другим направлениям, по мнению независимых экспертов, будет в пределах погрешности, а о кардинальных подвижках в повышении качества жизни населения, по их оценкам, можно будет говорить только спустя два года. Положительную динамику экономике промышленного региона могут придать наметившийся рост цен на металлы, стабильное развитие Китая и частичная отмена санкций. При этом, как заключают эксперты, в текущих условиях не стоит ожидать серьезных «бюджетных инъекций» в реальный сектор, поскольку траты субъекта сохраняют социальную направленность, а статья «развитие» в казне сокращена до минимума. В 2017 г., по прогнозам, ВРП будет демонстрировать незначительный рост, в пределах 0,4 %. К 2019 г. показатель, согласно базовому варианту прогноза, должен увеличиться на 1,7 %.

В 2017 г. эксперты ожидают «относительного оживления промышленности» с темпом роста 2,9 %. Надежды возлагаются на увеличение экспорта, который в 2016 г. снизился на 13 %, а в 2017-м должен прирасти на 2 %. Позитивные ожидания связаны также с наметившимся увеличением цен на металлы, которые составляют 83 % в структуре экспорта, относительно стабильными прогнозами по развитию экономики Китая и возможностью частичной отмены санкций. Несмотря на подвижки, уверены аналитики, инвестиции в реальный сектор, а значит, и динамика развития останутся весьма скромными. По итогам 2016 г., спад инвестиций в основной капитал в Челябинской области составил 12,3 %. В 2017-м падение вложений снизится до коридора 2,5—4,8 %. Только в 2018—2019 гг., по правительственным прогнозам, возможен рост на 0,8—2,8 %. Положительная динамика будет достигнута, как утверждают чиновники, за счет реализации ин-вестпроектов крупных предприятий, в частности строительства нового агрегата непрерывного горячего цинкования ММК, реконструкции металлургического производства на «Карабашмеди» (входит в «Русскую медную компанию»). В целом ситуация с инвестициями будет зависеть от активности самих компаний.

1 См. Постановление губернатора Челябинской области от 27.04.2017 № 92: http://pravmin74.ru/npa/ postanovleшe-gubematora-chelyabmskoy-oЫasti-ot-27-aprelya-2017-goda-no-92-ob.

На данный момент основными источниками вложений остаются именно собственные средства предприятий. Доля банковских кредитов в структуре инвестиций, как отметили в региональном Минэкономразвития, за последние годы снизилась в 2,5 раза [10].

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения за ноябрь 2016 — январь 2017 г. составила в среднем 1852,8 тыс. чел., или 52,9 % общей численности населения области, из них 1722,0 тыс. чел. (92,9 %) экономически активного населения были заняты в экономике и 130,8 тыс. чел. (7,1 %) не имели занятия, но активно его искали1.

В Челябинской области в 2016 г. было на 2000 меньше рождений детей, чем в 2015-м. За 1-й квартал 2017 г. уже родилось на 1000 детей меньше, чем в предыдущем году за аналогичный период. Женщин репродуктивного возраста у нас стало меньше на 4000 чел.

Из табл. 1 видно, что демографическая ситуация становится более выровненной по сравнению с началом 2000-х гг., но прирост населения наблюдается в основном за счет миграции.

Положительный естественный прирост населения наблюдается с 2012 г., темп его очень незначителен по сравнению с падением, происходящим с 1997 г. Возрастной состав трудоспособного населения в структуре также уменьшается, в том числе за счет старения населения2. Анализ количества выпускников школы представлен в табл. 2.

1 См. официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области: http:// szn74.ru/.

2 Федеральная служба государственной статистики. 1999—2017. См.: http://www.gks.ru/.

За десятилетний период численность выпускников и на базе основного, и на базе общего образования уменьшилась в два раза.

Проанализировав выбор предметов для сдачи ЕГЭ выпускников школ за пятилетний период, можно сделать вывод, что традиционно высоким остается выбор обществознания — выше 50 %, затем идет история — 21 %, физика — 26 %, биология — 20 %, химия — 12 %, далее другие предметы (менее 10 %). Выпускники школ уже не один год нацелены на экономико-правовое и социальное направление профессиональной деятельности [7].

Основная проблема, как нам видится, заключается в формировании образовательной составляющей кадрового потенциала для инновационной экономики; должен быть создан производительный ресурс совершенно нового типа мышления. Составляющие такого ресурса — это рабочий нового уровня подготовки высшей квалификации и высший управленческий персонал, подготовленный не только к управлению таким рабочим, но и к продвижению бизнес-идей.

Вопрос в том, готовы ли профессиональные учебные заведения поставлять рабочего высокой квалификации и управляющего со знанием основ бизнес-планирования и инновационного управления, насколько способен педагогический состав учебных заведений к подготовке кардинально новых работников для инновационной экономики, достаточна ли связь учебных заведений с производством для приближения программ подготовки к практической деятельности будущего специалиста.

Сравнивая систему начального и среднего профессионального образования разных периодов,

Таблица 1

Демографические показатели в Челябинской области3

Год 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 3529,2 3478,8 3477,9 3482,7 3487,7 3493,6 3499,0

Удельный вес городского населения, % 81,7 82,0 82,1 82,2 82,4 82,5 82,6

Удельный вес сельского населения, % 18,3 18,0 17,9 17,8 17,6 17,5 17,4

Возрастной состав населения: • моложе трудоспособного; • трудоспособное; • старше трудоспособного 16,6 62,7 20,7 16,5 60.7 22.8 16,9 59,9 23,2 17,4 59,0 23,6 17,9 58,1 24,0 18,3 57,2 24,5 18,8 56,3 24,9

Коэффициент рождаемости (на 1000 чел.) 10,4 13,4 13,6 14,4 14,1 14,2 13,9

Коэффициент смертности (на 1000 чел.) 16,4 14,4 14,2 14,2 13,9 13,8 13,9

Коэффициент естественного прироста -6 -1 -0,6 0,2 0,2 0,4 0,0

Коэффициент миграционного прироста на 10 000 чел. населения -12 -8 19 13 12 16 10

3 См. официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области (http:// szn74.ru/).

можно заметить, что в советское время учебные заведения для подготовки специалистов среднего звена были в ведомственной подчиненности отраслевых министерств, чаще всего создавались для обеспечения определенных предприятий. Например, Троицкий энергостроительный техникум создавался для нужд строительства Троицкой ГРЭС, затем готовил работников для этой станции. Хорошая традиция шефства предприятий, для которых учебное заведение готовило кадры, позволяла не только обеспечивать достойные условия обучения и оказывать учебному заведению поддержку в ремонте помещений, но также давала возможность оборудовать классы техникой. Например, над колледжем промышленной автоматики шефствовал завод им. Колющенко, учащиеся были обеспечены практикой и в будущем рабочими местами [6].

Таблица 2

Количество выпускников школы основного и общего образования в Челябинской области

Показатель 2005 2015

Количество выпускников школы с основным образованием, тыс. чел. 45,7 28,0

Количество выпускников со средним общим образованием, тыс. чел. 26,1 12,3

Число вечерних общеобразовательных организаций, ед. 33,0 11,0

Численность обучающихся в вечерних общеобразовательных организациях, тыс. чел. 8,9 4,6

Анализ численности образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования представлен в табл. 3.

Из таблицы видно, что количество учебных заведений, обеспечивающих экономику Челябинской области рабочими кадрами, сократилось со 107 до 6, число обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров сократилось в три раза, так же как и выпускников этих учебных заведений.

Учреждения начального профессионального образования в последние годы постигла участь объединения не только на своем уровне, но и с техникумами, не всегда имевшими схожую специализацию, аналогичные задачи подготовки и одинаковые функции. В итоге эти организации были заняты налаживанием совместной работы, а не идеями выпуска современных кадров для экономики.

Таблица 3 Число профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих, численность обучающихся в них и выпускников в Челябинской области

Показатель 2005 2015

Число профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих, ед. 107 6

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел. 50,9 17,3

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, чел. на 10 000 населения 145 49

Выпуск студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел. 20,2 8,6

Выпуск студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, чел. на 10 000 населения 120 50

При этом многие учебные заведения начального профессионального образования существуют как социальные учреждения, позволяющие дать образование, а часто и жилье малообеспеченным и неблагополучным подросткам [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, как следует из табл. 4, сократилось незначительно, но произошло их переформатирование, часть учебных заведений соединили с вузами, часть объединили по два и три, некоторые учреждения начального профессионального образования переименовали в техникумы.

Таким образом, анализ числа этих образовательных учреждений не дает какой-либо адекватной оценки состояния учебных заведений. Но точно можно говорить о сокращении в два раза численности выпускников уровня среднего профессионального образования за десятилетний период.

Кроме этого, поступающие часто рассматривают средние профессиональные заведения не как законченное образование для дальнейшей работы на определенном предприятии, а как стартовую площадку для поступления в вуз в обход сдачи ЕГЭ [4].

Таблица 4

Число учебных заведений подготовки специалистов среднего звена, численность обучающихся в них и выпускников в Челябинской области

Показатель 2005 2015

Число профессиональных образователь- 70 60

ных учреждений, осуществляющих под-

готовку специалистов среднего звена,

ед., в том числе:

• государственных; 64 52

• частных 6 8

Число филиалов профессиональных об- 15

разовательных учреждений, осущест-

вляющих подготовку специалистов

среднего звена, ед., в том числе:

• государственных; 11

• частных 4

Численность студентов, обучающихся 81,9 61,2

по программам подготовки специали-

стов среднего звена, тыс. чел., в том

числе:

• государственных; 72,5 55,8

• частных 9,4 5,4

Численность студентов, обучающихся

по программам подготовки специали- 206 160

стов среднего звена, чел. на 10 000 на-

селения

Выпуск специалистов среднего звена, в 21,8 11,9

том числе:

• государственных; 18,8 10,5

• частных 3,0 1,3

Выпуск студентов, обучающихся по

программам подготовки специалистов 120 50

среднего звена, чел. на 10 000 населения

Анализ образовательных организаций высшего образования представлен в табл. 5, из данных которой можно сделать следующие выводы. Число высших учебных заведений за десятилетний период сократилось на пять, главным образом за счет объединений образовательных организаций, при этом в 1,5 раза увеличилось число филиалов в основном государственных учебных заведений. Численность студентов сократилась на 32 %

В стратегической программе принимают участие такие вузы, как национальный исследовательский университет ЮУрГУ, МГТУ им. Носова.

В ЮУрГУ было создано 60 инновационных предприятий, но, как сказал директор политехнического института С. Д. Ваулин в своем интервью сайту Cheldiplom.RU, такие предприятия получают только стартовый капитал, далее «не могут выйти в серию, чтобы получить оборотные фонды» и, если их не тащит инвестор, умирают,

поэтому стабильно работающих осталось порядка десяти1.

Таблица 5

Число учебных заведений высшего образования, численность обучающихся в них и выпускников в Челябинской области

Показатель 2005 2015

Число организаций высшего образова- 20 15

ния, ед., в том числе:

• государственных; 15 11

• частных 5 4

Число филиалов организаций высшего 21 30

образования, ед., в том числе:

• государственных; 11 21

• частных 10 9

Численность студентов, обучающихся 163,1 110,3

в организациях высшего образования,

тыс. чел., в том числе:

• государственных; 143,5 98,0

• частных 19,6 12,3

Численность студентов, обучающихся 464 315

в организациях высшего образования,

чел. на 10 000 населения, в том числе:

• государственных; 408 315

• частных 56 35

Выпуск специалистов с высшим об- 26,6 33,7

разованием всех уровней, тыс. чел., в

том числе:

• государственных; 23,0 30,1

• частных 3,6 3,6

В 2012 г. была утверждена «Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года». Согласно данному документу был проведен анализ развития исследовательской деятельности хозяйствующими структурами области; установлено, что восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

В Челябинской области реализовывались следующие целевые программы развития инновационной деятельности и инновационных проектов:

— в 2015 г. государственная программа Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015— 2017 годы» (Постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 № 594-П);

— в 2016 г. государственная программа Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской

1 См.: http://diplom.74.ru/text/right_choice/ 317801474875392.html.

области на 2016—2018 годы» (постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 623-П).

Показатели финансовой поддержки инновационного развития в Челябинской области отражены в табл. 6.

В результате анализа финансирования инновационного развития Челябинской области можно сделать вывод, что к 2014 г. финансирование было произведено только из областного бюджета по минимуму. Развитие кадрового потенциала финансировалось в основном областным бюджетом в пределах 1—3 % общих выделяемых средств на инновации и заключалось в проведении курсов повышения квалификации «Бизнес-планирование и управление инновационными проектами», «Проектное управление инновационным бизнесом»; обучение прошли 15—40 человек в Магнитогорске и Златоусте.

В 2015—2016 гг. система поддержки инновационной экономики изменилась в части предоставления налоговых льгот, субсидий на закупку оборудования и резидентам бизнес-инкубатора,

в части снижения ставки вознаграждения за поручительство, в части льгот по арендной плате, размещенным в ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор».

По данным отчета о реализации этих программ, были проведены мероприятия. Для резидентов ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» и представителей инновационных компаний — обучение по направлениям:

— в 2015 г. — «Развитие предпринимательства (управление предприятием)», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Техника продаж», «Директор по продажам», «Интернет-маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Оценка стоимости предприятия», «Защита интеллектуальной собственности» (патентование); организовано участие в 17 тренингах, 9 семинарах и 6 мастер-классах по вопросам менеджмента, маркетинга, продаж, управления инновациями, стратегического планирования и др.;

— в 2016 г. — «Управление персоналом», «Маркетинг», «Продажи», «Управление

Таблица 6

Финансирование инновационного развития Челябинской области областным и федеральным бюджетами1

Мероприятие 2009- -2010 2011- -2012 2013 2014

план факт план факт план факт план факт

Развитие инновационной инфраструктуры, млн р., в том 1,5 1,5 - - 5,0 5,0 3,0 3,0

числе:

• областной бюджет; 1,5 15 - - 1,0 1,0 3,0 3,0

• федеральный бюджет - - - - 4,0 4,0 - -

Информационная поддержка инновационной деятель- - - 1,1 0,66 0,4 0,27 0,4 0,26

ности, повышение уровня инновационной культуры,

млн р., в том числе:

• областной бюджет; - - 1,1 0,66 0,4 0,27 0,4 0,26

• федеральный бюджет - - - - - - - -

Финансовая поддержка субъектов инновационной дея- 16,0 28,34 58,55 56,97 46,25 45,61 2,57 2,54

тельности, млн р., в том числе:

• областной бюджет; 16,0 14,85 15,5 15,46 15,25 14,61 2,57 2,54

• федеральный бюджет - 13,49 43,1 41,51 31,0 31,0 - -

Развитие кадрового потенциала в инновационной сфере, 0,8 0,79 2,9 2,21 0,85 0,61 1,1 0,25

млн р., в том числе:

• областной бюджет; 0,8 0,79 0,9 0,29 0,85 0,61 1,1 0,25

• федеральный бюджет - - 2,0 1,91 - - - -

Продвижение инноваций на международные, межрегио- 1,15 3,67 2,5 2,49 2,5 2,49 2,23 2,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальные и областной рынки, млн р., в том числе:

• областной бюджет; 1,15 1,09 2,5 2,49 2,5 2,49 2,23 2,18

• федеральный бюджет - 2,57 - - - - - -

Всего по программе, млн р., в том числе: 20,01 34,72 65,05 62,33 55,0 53,98 9,30 8,23

• областной бюджет; 20,01 18,67 20,00 18,91 20,00 18,98 9,30 8,23

• федеральный бюджет - 16,06 45,05 43,42 35,00 35,00 - -

1 Таблица 6 составлена на основании данных, размещенных на официальном сайте Правительства Челябинской области (http://pravmin74.ru).

проектами», «Стратегическое управление бизнесом», «Бизнес-планирование», «Привлечение инвестиций», «Управление финансовыми ресурсами»; организовано участие в 26 тренингах, 10 бизнес-встречах, 7 семинарах и мастер-классах по вопросам бизнес-планирования, маркетинга, управления закупками, осуществления предпринимательской деятельности людьми с ограниченными возможностями и др.

Таким образом, можно обобщить результаты анализа формирования кадрового потенциала Челябинской области в целях обеспечения человеческими ресурсами региональной инновационной экономики:

1) демографическая ситуация становится более выровненной в сравнении с началом 2000-х гг., но прирост населения наблюдается в основном за счет миграции; с 2012 г. наблюдается положительный естественный прирост населения, но темп его очень незначителен по сравнению с падением, происходящим с 1997 года; возрастной состав трудоспособного населения в структуре также уменьшается, в том и за счет старения населения;

2) разрушена старая система начального профессионального образования, связь с производством потеряна; система подготовки специалистов среднего звена также пережила перестройку и не готова давать в полной мере конечный продукт, а именно высококвалифицированные рабочие кадры в достаточном количестве и качестве;

3) мало внимания со стороны государства инновационным предприятиям, созданным научным потенциалом учебных заведений; дотаций на их создание недостаточно для их постоянной работы;

4) поддержка целевых программ развития инновационной деятельности и инновационных проектов в Челябинской области стала более адресной, но при этом на развитие кадрового потенциала выделяются очень незначительные средства, мероприятия в этом направлении проводятся точечно и не совсем эффективно.

По нашему мнению, необходимы комплексный подход к кадровому потенциалу, формирующему инновационную экономику региона, и проработка отдельной программы формирования кадрового потенциала.

Комплексная программа по формированию кадрового потенциала для инновационной экономики должна содержать следующие положения:

1) в целях ресурсного обеспечения подготовки в новых условиях необходимо создание социального партнерства научных, производственных и образовательных структур, где у каждого должна быть своя роль в подготовке кадров нового образца;

2) изучение и формулирование квалификационных требований для подготовки специалистов и рабочих кадров для работы в новых условиях инновационной экономики региона;

3) организация двухуровневой подготовки рабочих высшей квалификации;

4) определение учебных заведений начального и среднего профессионального образования, включаемых в пилотный проект подготовки кадров высшей квалификации по специальностям, востребованным инновационными направлениями с закреплением предприятий, курирующих подготовку обучающихся в данных заведениях;

5) введение дисциплины «Инноватика» во всех образовательных программах инженерно-технических, естественно-научных, сельскохозяйственных специальностей;

6) осуществление переподготовки преподавательских кадров по преподаванию соответствующих технических дисциплин и бизнес-дисциплин и включению в программы элементов инновационного преподавания;

7) определение налоговой льготы для предприятий, работающих в инновационных отраслях экономики и направляющих средства для подготовки и переподготовки кадров, а также предоставляющих места и курирующих проведение стажировки.

Список литературы

1. Акаев, А. А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года / А. А. Акаев // Вопр. экономики. — 2012. — № 4. — С. 97—116.

2. Беляева, Г. Д. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Г. Д. Беляева, А. Б. Макарец, Г. А. Федоренко // Соврем. проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7572 (дата обращения 11.07.2017).

3. Капелюшников, Р. И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Часть 1 / Р. И. Капелюшников // Вопр. экономики. — 2012. — № 2. — С. 52—66.

4. Кожушко, Е. А. Воспроизводство человеческого капитала для сельского хозяйства в условиях дефицита кадров / Е. А. Кожушко // Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения д-ра ветеринар. наук, проф. Есютина Александра Васильевича, 30 марта 2016 г. — Троицк,

2016. — С. 147—150.

5. Кожушко, Е. А. Институциональные параметры регрессионных функций экономического роста с учетом человеческого капитала / Е. А. Кожушко // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Уральской государственной академии ветеринарной медицины и 100-летию дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Василия Григорьевича Мартынова. Секция 3: Современное состояние гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы и перспективы, 27 марта 2015 г. — Троицк, 2015. — С. 9—13.

6. Кожушко, Е. А. Недостатки системы дополнительного профессионального образования и реализации его в системе госзакупок / Е. А. Кожушко // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2013. — С. 80—84.

7. Кожушко, Е. А. Развитие методологии и практики инвестиций в человеческий капитал на региональном уровне / Е. А. Кожушко // Транспорт. дело России. — 2006. — № 11-1. — С. 66—67.

8. Подготовка рабочих кадров для инновационной экономики: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Е. Д. Колегова, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, В. А. Федоров, Ф. Т. Хаматну-ров // Вопр. упр. — 2012. — № 2. — URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/10/ (дата обращения 08.07.2017).

9. Петров, А. М. Переход экономики России к инновационному типу развития: формирование инновационных предприятий / А. М. Петров // Инновации в науке [Электронный ресурс] : сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 окт. 2011 г. — URL: http://sibac.info/conf/innovation/ iv/34478 (дата обращения 08.07.2017).

10. Щербов, А. Какое будущее ждет экономику России? [Электронный ресурс] / А. Щербов // Посреди России — POSREDI.RU : интернет-журн. — 2017. — URL: http://posredi.ru/2017-god-dlya-chelyabinskoj-oblasti.html/ (дата обращения 08.07.2017).

Сведения об авторе

Кожушко Елена Анатольевна — кандидат экономических наук, и. о. заведующего кафедрой педагогики и социально-экономических дисциплин Южно-Уральского государственного аграрного университета. Троицк, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 10 (406). Economic Sciences. Iss. 58. Рp. 54—64.

FORMATION OF THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE CHELYABINSK REGION IN THE CONTEXT OF TRANSITION TO AN INNOVATIVE REGIONAL ECONOMY

Ye.A. Kozhushko

South Ural State Agrarian University, Troitsk, Russia. [email protected]

The article considers one of the main factors of production of personnel potential in the conditions of modernizing the modern economy. Invested funds in innovative development do not bring proper results. Labour resources are not formed to fulfil the tasks set by the goals of high-tech development of production processes. The aim of the work is to analyze the prerequisites for the formation of human resources: the demographic component and the educational environment that determines the training of a new skilled worker for the region's innovative economy. In addition, reports on the development of targeted funds directed to the development of the region's innovative economy have been analyzed. The main reasons for the delay in the development of human resources are identi-

fied, which slow down the rate at which innovative products enter the world markets. The main directions of the

comprehensive training program for the region's innovative economy have been developed.

Keywords: personnel potential, innovations, innovative economy, highly skilled workers, middle-level specialists, target programs, integrated program of personnel capacity building in the region.

References

1. Akayev A.A. O strategii integrirovannoy modernizatsii ekonomiki Rossii do 2025 goda [On the strategy of integrated modernization of the Russian economy until 2025]. Voprosy ekonomiki [Issues of economics], 2012, no. 4, pp. 97—116. (In Russ.).

2. Belyayeva G.D. Podgotovka kadrov dlya innovatsionnoy ekonomiki v usloviyakh modernizatsii sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Training of personnel for an innovative economy in the context of modernization of the system of higher professional education]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=7572, accessed 11.07.2017. (In Russ.).

3. Kapelyushnikov R.I. Spros i predlozheniye vysokokvalifitsirovannoy rabochey sily v Rossii: kto bezhal bystreye? Chast' 1 [Demand and supply of highly skilled labour in Russia: who ran faster? Part 1]. Voprosy ekonomiki [Issues of economics], 2012, no. 2, pp. 52—66. (In Russ.).

4. Kozhushko Ye.A. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala dlya sel'skogo khozyaystva v usloviyakh defitsita kadrov [Reproduction of human capital for agriculture in conditions of shortage of personnel]. In-novatsionnye tekhnologii v sel'skokhozyaystvennom proizvodstve, ekonomike, obrazovanii: materialy mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 110-letiyu so dnya rozhdeniya doktora veterinarnykh nauk, professora Yesyutina Aleksandra Vasil'yevicha, 30 marta 2016 g. [Innovative technologies in agricultural production, economics, education: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of Doctor of Veterinary Sciences, Professor Yesyutin Alexander Vasilyevich, March 30, 2016]. Troitsk, 2016. P. 147—150. (In Russ.).

5. Kozhushko Ye.A. Institutsional'nye parametry regressionnykh funktsiy ekonomicheskogo rosta s uchetom chelovecheskogo kapitala [Institutional parameters of regression functions of economic growth with regard to human capital]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 85-letiyu Ural'skoy gosudarstvennoy akademii veterinarnoy meditsiny i 100-letiyu so dnya rozhdeniya doktora veterinarnykh nauk, professora Vasiliya Grigor'yevicha Martynova. Sektsiya 3: Sovremennoye sostoyaniye gu-manitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk: problemy i perspektivy, 27 marta 2015 g [Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Ural State Academy of Veterinary Medicine and the 100th anniversary of the Doctor of Veterinary Sciences, Professor Vasily Gri-gorievich Martynov. Section 3: Current state of humanitarian and socio-economic sciences: problems and prospects, March 27, 2015]. Troitsk, 2015. Pp. 9—13. (In Russ.).

6. Kozhushko Ye.A. Nedostatki sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i realizatsii ego v sisteme goszakupok [Disadvantages of the system of additional vocational education and its implementation in the system of public procurement]. Sovremennye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern problems of the humanities and natural sciences: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2013. Pp. 80—84. (In Russ.).

7. Kozhushko Ye.A. Razvitiye metodologii i praktiki investitsiy v chelovecheskiy kapital na regional'nom urovne [Development of methodology and practice of investment in human capital at the regional level]. Transportnoye delo Rossii [Transport business in Russia], 2006, no. 11-1, pp. 66—67. (In Russ.).

8. Kolegova Ye.D. Podgotovka rabochikh kadrov dlya innovatsionnoy ekonomiki: problemy i puti resheniya [Training of personnel for an innovative economy: problems and solutions]. Voprosy upravleniya [Management issues], 2012, no. 2. Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/10/, accessed 11.07.2017. (In Russ.).

9. Petrov A.M. Perekhod ekonomiki Rossii k innovatsionnomu tipu razvitiya: formirovaniye innovat-sionnykh predpriyatiy [The transition of the Russian economy to an innovative type of development: the formation of innovative enterprises]. Innovatsii v nauke: Sbornik statey po materialam IVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 31 oktyabrya 2011 g. [Innovations in science: a collection of articles

64

Е. А. Kowywxo

on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference, October 31, 2011]. Available at: http://sibac.info/conf/innovation/iv/34478, accessed 12.07.2017. (In Russ.).

10. Shcherbov A. Kakoye budushcheye zhdet ekonomiku Rossii? [What is the future of the Russian economy?]. Posredi Rossii — POSREDI.RU: internet-zhurnal [In the middle of Russia — POSREDI.RU: an online magazine], 2017. Available at: http://posredi.ru/2017-god-dlya-chelyabinskoj-oblasti.html/, accessed 08.07.2017. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.