Научная статья на тему 'ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ '

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовой коллектив / осужденные / взаимодействие / общественные институты / субъекты профилактики / labor collective / convicts / interaction / public institutions / subjects of prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищук Ярослав Григорьевич, Алексашкин Илья Николаевич

В статье рассматриваются возможности привлечения трудовых коллективов к профилактике преступности и включения их в систему предупреждения повторных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor collective in the crime prevention system

The article examines the possibilities of involving labor collectives in crime prevention and including them in the system of preventing repeat crimes.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _425 УДК 343.2.7

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Labor collective in the crime prevention system

ИЩУК Ярослав Григорьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовной политики

Академии управления МВД России.

Россия, г. Москва, 5-й Новоподмосковный пер., 1.

E-mail: yar-vyatka@yandex.ru;

АЛЕКСАШКИН Илья Николаевич,

слушатель факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России

Академии управления МВД России.

Россия, г. Москва, 5-й Новоподмосковный пер., 1.

E-mail: iliya2208@yandex.ru;

ISHCHUK Yaroslav G.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Policy Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, Moscow, 5th Novopodmoskovny lane, 1. E-mail: yar-vyatka@yandex.ru;

ALEKSASHKIN Ilya N.,

student of the Faculty (training of heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, Moscow, 5th Novopodmoskovny lane, 1. E-mail: iliya2208@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются возможности привлечения трудовых коллективов к профилактике преступности и включения их в систему предупреждения повторных преступлений.

Abstract: the article examines the possibilities of involving labor collectives in crime prevention and including them in the system of preventing repeat crimes.

Ключевые слова: трудовой коллектив, осужденные, взаимодействие, общественные институты, субъекты профилактики.

Keywords: labor collective, convicts, interaction, public institutions, subjects of prevention.

Для цитирования: Ищук Я.Г., Алексашкин И.Н. Трудовой коллектив в системе профилактики преступлений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 425-428. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_425.

For citation: Ishchuk Ya.G., Aleksashkin I.N. Labor collective in the crime prevention system // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 425-428. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_425.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2023

Эффективная реализация задач, стоящих перед органами внутренних дел, напрямую зависит от поддержки, которую может оказать население в сфере правопорядка. Соответственно, важным направлением деятельности органов внутренних дел является развитие социального партнерства. Статья 10 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ закрепляет возможность взаимодействия полиции с общественными объединениями, организациями и гражданами. Решение проблем предупреждения преступлений связано с максимально возможным расширением взаимодействия полиции с различными общественными организациями и объединениями, к которым можно отнести и трудовой коллектив. Трудовой коллектив представляет собой организационно и юридически оформленное объединение трудящихся, совместно работающих на предприятиях и в организациях различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Трудовой коллектив имеет значительный потенциал в профилактике рецидивной преступности, так как располагает эффективными средствами общественного воздействия на правонарушителей.

Практика привлечение трудовых коллективов в профилактике противоправного поведения широко использовалась в СССР. Трудовой коллектив брал осужденных «на поруки» т.е. ручался за него и общими усилиями всячески влиял на его «перевоспитание». Коллектив непосредственно активно участвовал в жизни каждого члена сообщества.

В рамках Петербургского международного экономического форума генеральный директор «АвтоВАЗа» Соколов М.Ю. в своем выступлении отметил, что планирует привлечь «сотни» осужденных к принудительным работам к производственному процессу и им будут платить зарплату1. Считая, что трудотерапия является наиболее эффективным средством воздействия на человека и профилактику деструктивного поведения.

В настоящее время более 26 000 осужденных к принудительным работам, были привлечены к производственному процессу в 1700 учреждениях. Так же, в коммерческие организации были трудоустроены еще несколько тысяч осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. В 2022 г. их число составляло около 9300 человек.

Практика привлечения осужденных граждан к принудительным работам расширяется и становится «эффективным способом устранения дефицита трудовых ресурсов». Труд осужденных к принудительным работам пользуется огромным спросом среди работодателей - по итогам 2022 г. охват трудом таких осужденных составил 99%.2

1 https://www.rbc.ru/business/17/06/2023/648ce2959a79477816cbeb28

2 Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/08/10/989384-vo-fsin-rasskazali-o-sprose-biznesa-na-trud-osuzhdennih (дата обращения 10.09.23)

Необходимо отметить, что в современной России половина осужденных от общего числа лиц, совершивших преступление во время отбывания наказания условно, не были ни трудоустроены, ни учились.1 Кроме того, сам факт постоянной трудовой деятельности имеет значение для ресоциализации и решения вопроса о досрочной отмене уголовно-правовой меры и снятии судимости. Трудовая занятость осужденных, в соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, является одним из основных средств исправления осужденных.

В этом свете интересно обратиться к вопросу о возможностях трудового коллектива в деятельности по предупреждению повторных преступлений не только осужденных к исправительным работам, но и других категорий лиц, ранее совершивших преступления.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопо-слушного поведения. Именно социализация осуждённых в рамках трудового коллектива может в полной мере сформировать и уважительное отношение к коллегам, а значит определённой части общества, труд поможет выступить с одной стороны и средством исправления осуждённого и тем источником, который позволяет преодолеть трудную жизненную ситуацию, включая материальное обеспечение и понимание важности деятельности и возможности будущего развития. Советский опыт показал, что через данную деятельность прививаются традиции и определённые правила поведения, что приводит к правопослушному поведению. Важными аспектами исправления и формирования правопослушного поведения являются: отказ от криминальных и асоциальных связей, полноценная трудовая деятельность, стремление к социально-приемлемым формам личного проявления и досуга и др.2

Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы лиц, которые могут, либо в обязательном порядке участвуют в трудовой деятельности:

> Лица, осужденные к обязательным работам.

> Лица, осужденные к исправительным работам.

> Лица, осужденные к ограничению свободы.

> Лица, осужденные к принудительным работам (имеют свою специфику).

> Лица, в отношении которых применяется пробация.

> Лица, в отношении которых применено условное осуждение.

> Лица, находящиеся под административным надзором.

Необходимо учитывать, что эффективность привлечения указанных лиц к труду на различные предприятия я зависит от ряда факторов:

Первым фактором является соотношение представляемых льгот предприятию с числом привлекаемых лиц, получаемых выгод предприятия от такого труда, связанных с этим рисков и возможностями задействования профилактического потенциала.

Вторым фактором является соответствие квалификации этих лиц к требованиям производства. Если осужденные не подходят к производственной деятельности предприятия, то их работа может оказаться неэффективной.

Третьим фактором является количество лиц, которые могут удовлетворить потребности предприятия - их фактическое наличие. Если количество осужденных слишком низкое, это может не принести существенных выгод предприятию.

Четвертым фактором является общение этих лиц с коллективом предприятия. Если осужденные не располагаются к сотрудничеству и не уважают коллектив, то это также может негативно сказаться на их эффективности работы.

Пятым фактором является социальная реабилитация осужденных. Если осужденные получают определенные навыки и опыт на предприятии, это может способствовать их успешной адаптации в обществе.

Таким образом, для анализа эффективности направления осужденных на предприятие необходимо учитывать квалификацию осужденных, количество направляемых осужденных, их взаимодействие с коллективом, а также их социальную реабилитацию.

Отметим, что проблема повторной преступности в России остается актуальной уже более 20 лет. В последнее десятилетие уровень лиц, совершивших повторные преступления составляет более 50% от всех выявленных лиц.

Число выявленных лиц, совершивших преступления

1987 1991 1997 2001 2007 2011 2017 2022

Всего лиц, совершивших преступление 969 388 956 258 1 372 161 164 4242 967 103 1 041 340 967 103 818 986

Повторно совершивших преступление 206 818 226 689 397 026 429 421 541 541 401 894 541 541 483 683

% от числа 21% 24% 29% 26% 56% 38% 56% 59%

1 Маликова Н.Б., Москвитина М.М. О некоторых аспектах трудоустройства условно осужденных // Вестник Пермского института ФСИН России № 1,2021 С.48

2 Маликова Н.Б., Москвитина М.М. О некоторых аспектах трудоустройства условно осужденных // Вестник Пермского института ФСИН России № 1, 2021 С.48 (46-52)

Обратимся к советской модели профилактики повторных преступлений с участием трудовых коллективов. В Советский период система профилактических мер функционировала не обособленно, а органически вплеталась в процесс управления, который в свою очередь действовал как метод профилактики1, одним из элементов данной системы являлись трудовые коллективы. Борьба трудовых коллективов с негативными социальными факирами осуществлялась через реализацию всех его функций, комплексно пронизывало всю его деятельность.

Статус трудовых коллективов был закреплен в ст. 8 гл. 1 Конституции СССР, в соответствии с которой трудовые коллективы осуществляли и такую специфическую деятельность, как предупреждение правонарушений. Более того Коммунистическая партия Советского Союза обязывала активизировать работу по предотвращению правонарушений непосредственно в коллективах, поднять их роль и ответственность в этом деле2.

Конкретные профилактические мероприятия определялись особенностями и возможностями предприятия, но в каждом случае проводился анализ:

- состояния и динамики правонарушений, совершенных работниками предприятия за определённый период, причины и условия им способствующие;

- личность правонарушителя;

- особенностей предприятия, благоприятно влияющие на профилактику правонарушений, и особенности, которые могут негативно сказаться на работающих осужденных;

- реализованных профилактических мероприятий;

- возможностей правового воспитания;

- административно-территориальной расположенности и субъектов профилактики, находящихся в этих границах

- возможностей задействования иных субъектов профилактики и их координация (обмен информации, проведение мероприятий в рамках единой программы, проведение совместных профилактических мероприятий и т.д.)

Давно доказано, что трудоустройство и рабочий коллектив способствуют тому, что у осуждённого начнется процесс перехода внутренних антиобщественных установок к пониманию положительных аспектов правомерного поведения, его дальнейших жизненных перспектив и т.д.

В Советский период эффективность функционирования системы предупреждения повторных преступлений определялось нормативным, управленческим, организационным и ресурсным обеспечением. Так, в качестве звеньев данного механизма выступали органы власти и управления, органы и учреждения образованием и культуры, трудовые коллективы, общественные организации. Центральным органом управления являлись партийные органы. На районом уровне имелись боле 40 органов, учреждений, организаций, на которые нормативно были возложены профилактические функции.

Основные субъектами рассматриваемого направления профилактической деятельности являются:

1. Уголовно-исполнительные инспекции, которые являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

2. Органы внутренних дел, которые участвуют в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

3. Предприятия на которых трудятся осужденные.

4. Организации социального обслуживания. Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание

5. Иные субъекты.

Роль отдельных звеньев профилактической системы по уровням, масштабам, функциям, средствам конечным результатам обеспечивается процессом планирования самостоятельных и совместных действий всех звеньев. В результате достигается четкое соотношение содержания профилактической деятельности каждого звена с его основными задачами, функциями, средствами; согласованность действий этих звеньев для решения комплексных задач.

Планирование профилактических мер в трудовом коллективе рассматривается как составная часть единого комплексного планирования предупреждения правонарушений и преступлений в административно-территориальной единице (районе, городе и т.п.).

При планировании борьбы с правонарушениями уголовно - исполнительной инспекции (как основанного субъекта профилактики) необходимо исходить из неоднородности контингента правонарушителей, проводить в соответствующих подразделах плана дифференцированный подход не только к индивидуально-воспитательной работе но и к воспитательно-профилактической работе в трудовом. Иными словами, нужно предусмотреть в обобщенном виде необходимость разработки в каждом случае индивидуальной программы воздействия на каждого осужденного (в рамках единой методической системы), с учетом степени «запущенности» личности, интенсивности и мотивов отклоняющегося поведения, предпочитаемой микросреды и степени адаптации в коллективе, характера бытовых условий и т.д.

Центральным элементом в рассматриваемом направлении деятельности трудового коллектива является профилактическая работа. Индивидуально-профилактическая работа должна отражать прежде всего следующие вопросы:

- круг субъектов этой деятельности;

1 Государство, демократия и трудовой коллектив в развитом социалистическом обществе,. М., 1977 с. 189.

2 См. Материалы xxv съезда КПСС. Политиздат, 1976, с.78.

- организацию сбора информации о наличии оснований корректировки мероприятий программы (положительная либо отрицательная характеристики);

- порядок анализа информации и принятия на ее основе управленческих решений в рамках индивидуальной профилактики;

- обеспечение условий для изучения личностных особенностей образа жизни лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика, и соотнесения принимаемых мер с причинами противоправного поведения;

- координацию усилий трудового коллектива и других субъектов профилактики;

-контроль и проверку реализации эффективности мер индивидуальной профилактики.

Основные направления:

- меры по нравственному и правовому воспитанию;

- непрерывный социальный контроль;

- меры помощи лицами, оказавшимися в неблагоприятных условиях жизни или в конфликтной ситуации

- меры по устранению или смягчению действий, способствующих совершению конкретных преступлений

- меры по исправлению и социальной адаптации осужденных в трудовом коллективе

- меры по профилактике конфликтов и созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Криминологическое планирование предупреждения повторных преступлений охватывает следующие уровни:

1. Базовые меры общесоциального характера, обеспечивающие устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в процессе решения более общих задач социального развития.

2. Меры общего-социального характера, обеспечивающие решение профилактических задач в процессе развития и совершенствования системы отдельных элементов процесса ресоциализации (трудоустройство, психологическая поддержка, правовое просвещение и т.д.).

3. Меры обще-криминологического характера, целенаправленные на ограничение и устранение отрицательных явлений, не сводящихся к сфере преступлений, но оказывающих влияние на состояние и динамику повторной преступности. Выявление лиц, оказывающих отрицательное влияние на трудящихся осужденных.

4. Меры специально-криминологические, которые направлены на предупреждение повторных преступлений, а именно:

а) меры оздоровления отрицательной микросреды и устранения криминогенных ситуаций;

б) целенаправленные позитивно-корректирующие меры воздействия на трудящихся осужденных

Криминологическое планирование профилактических мероприятий в отношении трудящихся осужденных в первую очередь требует организацию своевременного единого информационного-аналитического обеспечения субъектов данной деятельности, определение получения и порядка реализации информации о поведении трудящегося осужденного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективным видится и привлечение к сотрудничество лиц из числа таких коллективов для негласного наблюдения за осужденными, привлеченных к трудовой деятельности на предприятии. В коллективе сравнительно легко могут быть выявлены лица, находящиеся под негативным влиянием со стороны своего окружения (не обязательно трудового, в большинстве случаев - досугового) или пытающихся оказать такое влияние на коллег по работе, факторы, способствующие неблагоприятному развитию исправления осужденного, причины и условия, которые могут детерминировать совершение повторного преступления со стороны осужденного и т.д.

Представляется целесообразным и заключение двухсторонних (многосторонних) соглашений о сотрудничестве между МВД, ФСИН, организациями, органами местного самоуправления и т.д. (крупными предприятиями), на которых осуществляют трудовую деятельность осужденные. В данных соглашениях возможно предусмотреть условия определения в организации ответственных лиц, которые могут собирать и анализировать криминологически важную информацию об осуждённом и его окружении и условия участия организации в реализуемых мероприятиях.

Требуется разработка программы стимулирования государством деятельности организаций, предоставляющих рабочие. Правовой основой такого стимулирования могут явится положения ч.3 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2016 № 183-Ф№ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Представляется кране важным проведение научно-исследовательских работ по темам, связанных с определением возможностей, правовой основы, принципами, методикой, информационно-аналитическим обеспечением, планированием и прогнозированием результатов деятельности трудовых коллективов в рамках профилактики правонарушений трудящихся осужденных.

Библиография:

1. https://www.rbc.ru/business/17/06/2023/648ce2959a79477816cbeb28

2. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/08/10/989384-vo-fsin-rasskazali-o-sprose-biznesa-na-trud-osuzhdennih (дата обращения 10.09.23)

3. Маликова Н.Б., Москвитина М.М. О некоторых аспектах трудоустройства условно осужденных // Вестник Пермского института ФСИН России. 2021. № 1. С. 48.

4. Государство, демократия и трудовой коллектив в развитом социалистическом обществе. М., 1977. С. 189.

5. Материалы xxv съезда КПСС. Политиздат, 1976. С. 78.

References:

1. https://www. rbc.ru/business/17/06/2023/648ce2959a79477816cbeb28

2. Statements. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/08/10/989384-vo-fsin-rasskazali-o-sprose-biznesa-na-trud-osuzhdennih (date of appeal 09/10/23)

3. Malikova N.B., Moskvitina M.M. On some aspects of the employment of probationers // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2021. No. 1. p. 48.

4. The state, democracy and the labor collective in a developed socialist society. M., 1977. p. 189.

5. Materials of the xxv Congress of the CPSU. Politizdat, 1976. p. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.