Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРИЧИНЫ, СНИЖЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА'

АНАЛИЗ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРИЧИНЫ, СНИЖЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1390
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРИЧИНЫ НЕОДНОКРАТНОГО СОВЕРШЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ И ПОСПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАДЗОРНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРИЧИНЫ / СНИЖЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ANALYSIS OF RECIDIVISM / ANALYSIS OF SOCIO-CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF RECIDIVISM / CAUSES OF REPEATED RECIDIVISM / PENITENTIARY AND PENITENTIARY POLICY / PENAL SYSTEM / SUPERVISORY CONTROL / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / CAUSES / REDUCTION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Радий Владимирович

В статье рассматривается анализ рецидивной преступности, ее причин, снижение и профилактика преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишкин Радий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECIDIVISM ANALYSIS: CAUSES, REDUCTION, PREVENTION

The article examines the analysis of relapse crime, its causes, crime reduction and prevention.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПРИЧИНЫ, СНИЖЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА»

Анализ рецидивной преступности: причины, снижение, профилактика

Р.В. ШИШКИН,

старший преподаватель кафедры уголовной политики (Академия управления МВД России) E-mail: lvovich.1990@mail.ru

Recidivism analysis: causes, reduction, prevention

R.V. SHISHKIN,

senior lecturer of the department criminal policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.235.1

В статье рассматривается анализ рецидивной преступности, ее причин, снижение и профилактика преступности.

Анализ рецидивной преступности, анализ социально-криминологической характеристики рецидивной преступности, причины неоднократного совершения рецидивной преступности, пенитенциарная и поспе-нитенциарная политика, уголовно-исполнительная система, надзорный контроль, административный надзор, причины, снижение, профилактика.

The article examines the analysis of relapse crime, its causes, crime reduction and prevention.

Analysis of recidivism, analysis of socio-criminological characteristics of recidivism, causes of repeated recidivism, penitentiary and penitentiary policy, penal system, supervisory control, administrative supervision, causes, reduction, prevention.

На территории Российской Федерации уровень рецидивной преступности среди лиц, неоднократно судимых за ранее совершенные преступления и осужденных за умышленные тяжкие преступления, в период 2017—2019 годы пошёл на спад в сравнении с периодом прошлых лет. Однако такая тенденция не даёт оснований считать эту проблему решенной.

Сегодня около 58 % обвинительных приговоров [8] вынесено в отношении лиц, неоднократно судимых за совершённые тяжкие и умышленные преступления, в том числе преступления среднего вреда и тяжкого вреда, за которые понесли реальные сроки наказания. Такая ситуация, имея положительную динамику, прежде всего складывается ввиду эффективной деятельности уголовно-исполнительной и судебной системы во взаимодействии с другими правоохранительными органами, формирующими жесткие критерии по обжалованию действий исправительных учреждений в судебных

органах при разных инстанциях. В свою очередь уровень преступности в России за период 2010— 2019 гг. снизился в 1,6 раза, или на 38 %, соответственно число заключенных сократилось в 1,2 раза, или на 18 % [8].

Вопрос рецидива преступлений у лиц, ранее осуждённых к реальному отбыванию наказаний, становится всё более актуальным в условиях общего снижения преступлений и предпринимаемых государством мер по обеспечению правопорядка, связанного с профилактикой такой категории преступности.

Анализ социально-криминологической характеристики преступности за последние три года (2017—2019) показал, что более половины (97 617; 2019 г. — 97 354) преступлений совершено лицами, ранее судимыми, совершавшими тяжкие и умышленные средней тяжести противоправные деяния с реальными сроками отбывания наказания. Удельный вес таких преступлений составил 58 % (2019 г. — 56,9 %) от всех предварительно расследован-

ных преступлений. Из них каждое третье преступление (30,4 %) совершено в состоянии алкогольного опьянения (2019 г. — 31,4 %). По сравнению с аналогичным периодом 2018 и 2019 гг. количество таких преступлений уменьшилось на 4,5 % (с 53 682 до 51 241) [8].

Вместе с тем вопросам совершенствования пенитенциарной политики, связанной с тюремной системой, на федеральном уровне уделяется особое внимание. Так, в 2010 г. была принята «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»1. Одной из приоритетных целей Концепции ставилось «сокращение рецидива преступлений, совершавших лицами, ранее отбывавшими наказание в местах лишения свободы, что предполагалось сделать в условиях пенитенциарной системы и эффективной социально-психологической работы в местах не столь отдаленных с учетом проведения мероприятий по социализации лиц, отбывших наказание и освободившихся из мест для отбывания наказаний, в том числе с привлечением гражданского общества для совместного взаимодействия по интеграции, адаптации таких лиц в общество нашего государства».

Однако причины неоднократного совершения лицами преступлений, в том числе умышленных, относящихся к средней тяжести, оставались без надлежащего внимания должностных лиц правоохранительной системы и их реагирования на происходящие негативные последствия, что отражает негативную реакцию на поведении лиц, совершающих рецидив преступлений и оставшихся безнаказанными. Безнаказанное поведение лиц, склонных к противоправно -му поведению, и слабого отношения к реагированию на них со стороны должностных лиц правоохранительных органов приводит к последствиям социального негативного характера, связанного с преступностью таких лиц. К таким последствиям, связанным с профессиональной деятельность правоохранительных органов, можно отнести следующие факторы: слабое правовое сознание некоторых должностных лиц, их несвоевременное реагирование на преступления, совершаемые территориально на участках обслуживания, неправильно оцененное противоправное деяние, т. е. квалификация (правовая оценка), а также сбор доказательственных следов преступления, прочие ошибки при избрании мер реагирования, пресечения, заключения, расследования, правильность процессуальных действий в целом и т. д. Неоспоримую

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: пост. Правительства РФ № 1772-р.

роль в комплексе причин и условий рецидивной преступности занимает неправильное выполнение режима пенитенциарной политики, которое заключается в нарушении законных постулатов, при которых необходимо соблюдать все правила и режим, установленных в том числе в пенитенциарной системе. Так как в данном институте исправительных работ для лиц, отбывающих наказания за совершенные преступления, проводится необходимая работа, направленная на перевоспитание, исправление поведения, антиобщественных взглядов на правила поведения, установленных в социальном обществе, и дурных негативных привычек подобающих субкультуре и т. д. Пенитенциарной политике мало избежать отрицательного влияния на осуждённых лиц со стороны их внутренней субкультуры и среды их общения в местах лишения свободы. Это значительно может усугубить нравственное положение личности лиц, в том числе впервые попавших в такие места, и которые уже имели такой отрицательный опыт и после отбывания уголовного наказания совершали повторно преступления. Это ухудшит положение и затруднит задачу по исправлению лиц, отбывающих наказание в пенитенциарной системе России.

При таком раскладе рецидивную опасность представляют лица (с рецидивным прошлым), которые в силу многих обстоятельств жизни криминального мира слабо или вообще не поддаются моральному воспитанию и нравственному исправлению, отторгая нормы и правила поведения, установленные в обществе. Такое поведение злостного рецидивиста также воздействует на поведение нарушителей режима пребывания в учреждениях, предусмотренных пенитенциарной системой для отбывания наказаний, в том числе осужденных, совершающих преступления в таких местах, и тех лиц, которые не оставляют мысли о продолжении преступной деятельности и после освобождения [7]. Предупреждение преступлений — это одно из направлений уголовной политики российского государства, в том числе и рецидивной преступности, что подразумевает осуществление комплекса мероприятий профилактического воздействия, направленных на выявление причин и условий, способствующих такой преступности2. В то время, как совокупность профилактических мероприятий входит в государственную систему мер, в том числе как социально-экономического, организационно-правового, информационно-социального обеспечения, так и вос-

2 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 № 182-ФЗ // Собр. законодательства РФ от 27 июня 2016. № 26. Ч. I. Ст. 3851.

питательного воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений разной тяжести, а также мер специально-криминологического и индивидуального характера. В свое время это отмечалось в различной литературе советского периода, в том числе известный криминолог А. А. Герцензон высказал мнение о том, что уголовная политика реализуется в процессе применения как специальных мер (криминалистических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, криминологических), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицинских и т. д.) [3].

Приоритетным направлением в государственной политике остается уровень общесоциальной профилактики, в том числе направленной на предупреждение рецидива преступных действий лиц с криминальным прошлым. По нашему мнению, необходимо проведение ряда политических шагов с реформированием экономического аспекта в обществе. Так, пенитенциарная система, её совершенствование должны быть направлены на профилактическую работу и на улучшение нравственного и психологического климата, в том числе общего оздоровления обстановки в стране, то есть организацию и проведение мероприятий, осуществляемых на общесоциальном уровне, в том числе связанных с социально-экономическим положением населения, организационным досугом, культурно-нравственным, религиозным, историческим, идеологическим и т. д. Кроме того, специфика рецидивной преступности требует от правоохранительной системы усовершенствования мер правового воздействия на лиц, уже ранее попадавших в поле зрения пенитенциарной системы, признанных судом рецидивным поведение после совершения повторного тяжкого или умышленного преступления средней тяжести и отбывавших неоднократно за это поведение наказания. Необходимо обращать внимание на вероятность последствий, исходящих от рецидивной преступности, и реагировать на первое преступление (тяжкое или умышленное преступление средней тяжести) лиц их совершивших, т. е. на преступления, которые определенно влияют на рецидивоопасность, и ответственность за совершения повторного противоправного деяния и преступления такого характера. Профилактика преступлений рецидивного характера в рамках предварительного следствия и разбирательства судебными органами включает в себя все процессуальные действия, что должно повлиять на прозрачность и неотвратимость наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся

за рецидив совершенных преступлений, в том числе на избрание меры пресечения, что повлияет и на создание препятствий для продолжения преступной деятельности [1, 4, 5, 6] таких лиц. Весьма важно правильно создать условия для организации профилактической, предупредительной деятельности, направленной на ликвидацию притонов лиц с рецидивным прошлым и склонных к совершению противоправных действий. Также важное место занимает и оптимизация в назначении наказания для категории рецидивной преступности.

Наказание с целью воздействия на лиц, склонных к рецидиву преступлений, должно быть индивидуализированным и снисходительным, прозрачным и неотвратимым, с учетом личностных особенностей преступных лиц и характера общественной опасности. В том числе не следует приговаривать всех без разбора к лишению свободы, особенно лиц, впервые совершивших противоправные деяния. Их можно направить на путь переосмысления и дать возможность исправиться перед обществом, а за повторно совершенные противоправные деяния рецидивного характера наказывать по всей строгости установленной ответственности в законе. В месте с тем во главе деятельности по профилактике рецидивной преступности стоит пенитенциарная система, ее уголовно-исполнительная работа включает в себя исправительные учреждения, осуществляющие специальные меры исполнения наказаний.

Пенитенциарная политика, направленная на профилактику рецидивной преступности в местах лишения свободы, сопряжена с достаточно серьёзными затруднениями, которые в процессе ее осуществления возникают с вопросами о необходимости сочетать разные средства воздействия на лиц, отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы. Также в пенитенциарную профилактику рецидива преступлений включены мероприятия, направленные на дифференциацию и индивидуализацию личности преступных элементов и осужденных лиц, отбывающих наказание за преступления рецидивного характера, связанную с их деформационным внутренним состоянии и взглядом на произошедшее в результате совершенных ими преступлений (как умышленных преступлений средней тяжести, так и тяжких). Такая деятельность позволит эффективно осуществлять жесткий контроль со стороны уголовно-исполнительной работы и должностных лиц за режимом, установленным в их системе, в том числе осуществлении контроля за поведением лиц, отбывающих наказание и их общение в среде злостных рециди-

вистов, а в случае появления групп с противоправным поведением, желающих противостоять режиму учреждения и внутреннему распорядку, склонных совершать правонарушения внутри таких заведений, создавать на них воздействие на разобщение таких групп с выявлением среди них лидеров и лиц, создающих такие группы (так называемых авторитетов).

Для более эффективного воздействия на лидеров и лиц так называемых местных авторитетов, являющихся злостными рецидивистами, необходимо подходить индивидуально к каждому из них и в установленном законом порядке использовать меры ограничения для их передвижения с помощью усиленной изоляции. Такие меры принудительного воздействия и изоляции лидеров, авторитетов от общей группы всех осужденных позволит снизить уровень конфликтной ситуации между администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы и осужденными (арестантами), нередко переходящие в насильственные преступления против сотрудников данной системы, в том числе и захват их в заложники. На современном этапе представители разных конфессий имеют достаточно возможности для участия в процессе исправления и воздействия на осужденных с точки зрения формирования системы [9] мнений и нравственного сознания, в том числе религиозного воспитания и отношения к ближнему. Такое воздействие со стороны религиозных духовных покаяний весьма действенно, это весьма полезно и определяет дальнейшие взгляды осужденных. Однако необходимо учитывать и важнейшую часть составной деятельности по предупреждению и профилактики дальнейшего поспенитенциарного поведения лиц, освободившихся из мест лишения свободы [2], связанного с мерами их социализации в общественную жизнь после длительного отсутствия в жизни общества и его развития, так называемый период адаптации и безболезненного вливания в такую жизнь, а также обустройством их как в быту, так и трудовой деятельности. Вместе с тем такая работа, связанная с адаптацией осужденных лиц, еще отбывающих наказание в местах пенитенциарной системы, проводится с другими правоохранительными органами, в том числе органами внутренних дел с учетом выяснения обстоятельств предполагаемого места отбывания и пребывания по месту дислокации, жительства близких родственников и других мест, указанных арестантом.

Несмотря на все трудности, связанные с социально-экономическими и бытовыми проблемами, в том числе трудоустройства

и места жительства, некоторые вопросы решаются положительно. Всё это достаточно неэффективно в условиях современности и цифровизации экономики как российского государства, так и всего мира. Необходимо к данному вопросу подходить с учётом изменяющихся положений как в целом в обществе, так и отдельных граждан, в том числе и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к которым должно быть пристальное внимание со стороны пенитенциарной системы во взаимодействием с другими правоохранительными органами, в том числе с органами исполнительной власти и местного самоуправления по созданию единой системы государственной профилактики ранее судимых после отбытого срока наказания и их реабилитации в условиях социализации обратно в общество. Эффективное воздействие на поведение таких лиц связано, прежде всего, с оказанием помощи от всех субъектов поспенитенциарной профилактики. К таким мерам относится создание реабилитационных центров по социализации ранее судимых лиц, чтобы они смогли безболезненно войти (влиться) в жизнь далеко ушедшего вперед общества и трудоустроиться по ранее полученным профессиям, специальностям, в том числе оказание помощи таким лицам в переобучении или переквалификации, связанные с условиями новых технологий и цифровиза-ции экономических отношений в стране.

Таким образом, получим и социальный контроль над ранее судимыми лицами, в том числе с применением административных ресурсов правоохранительной системы так называемым административным надзором.

Если говорить о социальном контроле, то такие меры являются более чем эффективным инструментом для воздействия на лиц такой категории, в случае нарушения ими условий надзорного контроля [3]. Контроль и административный надзор направлены, прежде всего, на адаптацию, предупреждение новых возможных преступлений, оказание на них воздействия воспитательного характера. Первостепенное значение в деятельности государственной системы профилактики, а именно рецидивной преступности, имеет общесоциальное профилактическое воздействие, в том числе с применением усилий, цель которых связана с выявлением и устранением причинного комплекса как рецидива преступлений, так и в целом преступности.

К таким мерам, как общесоциальная профилактика рецидивной преступности, необходимо относить:

— повышение социально-экономического уровня населения как на региональном, так и государственном уровнях;

— повышение социального благополучия жизни, в том числе бытовом обеспечении населения (единой тарификации сферы бытовых услуг) как на региональном, так и государственном уровнях;

— повышение доступности досуговых, спортивных учреждений для отдыха, занятия спортом, оздоровления населения;

— возобновление и повышение необходимости в укреплении общественного контроля и воздействия через коллективные порицания на лиц с отклоняющимся поведением, в том числе в случае совершения преступлений небольшой или средней тяжести впервые передавать на перевоспитание трудовым коллективам (в организации, независимо от формы собственности, будь это юридическое или физическое лицо, в том числе до момента полного перевоспитания, что необходимо предусмотреть внесением изменений в уголовный закон);

— повышение общественного контроля, связанного с трудовыми коллективами и членами их семей, мерами социально-бытового воспитания несовершеннолетних как в семье, быту, так и дальнейшей их судьбе, связанной с поступлением в учебные заведения, а также их трудоустройстве.

Меры специальной профилактики преступлений рецидивного характера направлены на:

— повышение правосознания лиц, ранее судимых за преступления рецидивного характера;

— совершенствование деятельности правоприменителей в сфере обеспечения методики выявления, раскрытия и расследование преступлений, связанных с рецидивом как совершенных тяжких, так и умышленных преступлений средней тяжести;

— на совершенствование правоохранительных органов в части обеспечения правосудия над лицами, уклоняющимися от уголовного преследования и оставшимися безнаказанными после совершения противоправных деяний;

— совершенствование пенитенциарной системы, направленное на реформирование

связанного в том числе с дифференциацией осужденных по категориям преступлений и общественной опасности причиненной от их преступной деятельности обществу и отдельным гражданам;

— совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, судебной практики и повышения наказания для лиц с рецидивным прошлым, совершаемых повторные преступления такой категории;

— совершенствование и реформирование системы профилактики алкоголизации и наркотизации общества, в том числе лиц, склонных, после употребления к совершению противоправных действий криминального характера;

— усиление контроля всех субъектов профилактики рецидивной преступности, в том числе правоохранительных органов как на федеральном, так и региональном уровнях, а также органами местного самоуправления и общественными организациями по социальной адаптации и реабилитации лиц, ранее судимых, освободившихся из мест лишения свободы, и возращению такой категории к нормальной общественной жизни и др.

В заключение необходимо сказать, что правоохранительным и другим государственным органам необходимо налаживать взаимодействие с религиозными конфессиями, так как такой подход поможет дифференцировано и индивидуально воздействовать на лиц с криминальным прошлым, формировать негативное отношение на преступную субкультуру в дальнейшей их жизни и на изменение взглядов на нормальную, адекватную жизненную позицию. Взаимодействие государственной власти в лице её органов, должностных лиц, исполняющих системное обеспечение пенитенциарной и поспенитенциарной политики, с различными религиозными конфессиями эффективно будет проявлять себя в жизни не только ранее судимых граждан, но и выводить на новый уровень отношения между ранее судимыми лицами и остальным обществом, что позволит, на наш взгляд, безболезненно такой категории граждан войти в нормальное русло общественных отношений.

Список литературы:

1. Артюхов А. Е., Королев И. А. О результатах оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе со взяточничеством (по материалам МВД по Республике Карелия) // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-ро-

зыскной деятельности органов внутренних дел. М., 2016.

2. Гапеенок Д. Е., Королев И. А. Контроль деятельности предприятии и организации как стратегия ликвидации источников финансирования организованной преступно-

сти // Научный портал МВД России. 2012. № 3 (19).

3. Герцензон А. А. Уголовное право и социология (проблемы социологии уголовного права и уголовной политики). М., 1970.

4. Королев И. А. Личность и мотивация террориста // Закон и право. 2019. № 3.

5. Королев И. А. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции.// Закон и право. 2019. № 1.

6. Королев И. А. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью // Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с криминальным автобизнесом: вопросы теории и практики: Всероссийская науч.-практич. конф. М., 2015.

7. Королев И. А. Уголовно-правовое обеспечение борьбы с преступностью // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. ст. М., 2015.

8. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс] URL: Шр8://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics (дата обращения: 07.09.2020).

9. Чекуристов А. П., Королев И. А. История становления розыскной работы в российском государстве // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. ст. М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.