E.V. NAUMOV*
POST-PENITENTIARY CONTROL AND SUPERVISION IN PREVENTION OF RECIDIVISM:
STATEMENT OF THE QUESTION
УДК 343.85 ББК 67.515 Н34
Аннотация: в статье определяется место контроля и надзора в системе предупреждения рецидива преступлений, приводится характеристикаличности рецидивиста. Проблема рецидивной преступности рассматривается с позиции исторического опыта и направлений, определяемых директивными актами.
Ключевые слова: рецидивная преступность, контроль, надзор.
ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НАУМОВ*
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ
* Соискатель (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@vandex.ru.
Annotation', in the article the author defines the role of control and supervision in prevention of recidivism, describes the personality of a recidivist and considers the recidivism from a position of historical experience and the directions determined by directive acts.
Key words: recidivism, control, supervision.
Рецидивная преступность - наиболее опасный, действительно угрожающий национальной безопасности криминальный феномен, вызывающий обоснованное беспокойствогосударства -объективно требует особого правоохранительного контроля. Именно состояние уголовно наказуемого рецидива преступлений в своей совокупности выступает не только неким качественным показателем общего характера преступности, но и явной демонстрацией эффективности правоохранительной деятельности в целом. Более того, укрепление позиций рецидивной преступности становится «криминальной воронкой» для первичной преступности, «втягивает» неопытных преступников в орбиту расширения криминального влияния, цементирует и воспроизводит преступность в новых поколениях.
Как известно, именно отсутствие антикри-миногенного предупредительного результата неизбежно влечет за собой увеличение количества новых преступлений, совершаемых лицами, уже попадавшими в поле зрения правоохранительных органов.
Решение этой проблемы является отнюдь не только прерогативой правоохранительных органов, ведь рецидивная преступность - это концентрированное последствие всех недоработок просчетов, недоразумений и просто явных провалов курса уголовной политики. Вспоминая известное с конца XIX в. и давно ставшее крылатым выражение классика криминологии Ш. Лакас-саня о том, что каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает, можно с уверенностью сказать, что рецидивная преступность есть результат и одновременно пока-
Криминология
Криминология
затель всех издержек общественного развития. В связи с этим оптимальная организация практической превентивной работы по недопущению повторного совершения преступлений одними и теми же правонарушителями становится делом огромной государственнойважности.
Перспектива этой превентивной работы видится в безусловной гуманизации системы уголовных наказаний и соответствующей такой гуманизации реструктуризации занятых в этой сфере государственныхучреждений. Собственно, именно в этом и состоит суть уголовно-исполнительной реформы. Такая гуманизация имеет прямое отношение к решению проблемы рецидивной преступности, посколькутради-ционная для российского прошлого эскалация уголовной репрессии лишь закрепляет известные криминальные навыки лиц, лишает их возможности социальной адаптации.
До недавнего времени криминальная обстановка в России характеризовалась устойчивым ростом количества зарегистрированных преступных посягательств. Их пик пришелся на 2006 г. и составил, по официальным данным, 3 млн 885 тыс. преступлений. В последующие годы прослеживается устойчивая положительная динамика снижения числа ежегодно регистрируемых преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие, что обусловлено позитивными изменениями в соци-ально-экономическойсфере и уголовно-судебной политике Российской Федерации.
Вместе с тем определенную обеспокоенность вызывает состояние рецидивной преступности. В ближайшие годы она может негативно сказаться на общем состоянии национальной безопасности нашего государства.
Уровень рецидива среди лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы в 2011 г. и начале 2012 г., составил 42,9 %.
Личность рецидивиста характеризуется нравственной деградацией, отсутствием положительных жизненных установок, социальной дезадаптацией и проявлением криминальной деструктивности в поведении. Удельный вес рецидивистов, страдающих теми или иными психическими расстройствами в рамках вменяемости, составляет 57,6 %. До 80 % рецидивистов злоупотребляютспиртными напитками. Особого внимания заслуживает проблема потребления наркотических средств, так как общая деградация личности в этом случае наступает в 15-20 раз быстрее, чем в результате употребления алкоголя.
Изложенное обусловливает необходимость принятия мер по оптимизации существующих
мер и изысканию новых, более эффективных средств по предупреждению рецидива преступлений, а также совершенствования контроля и надзора за лицами, ранее судимыми и склонными к совершению новых преступлений.
Лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем со стороны как органов государства, так и общественности ради их успешной пост-пенитенциарой адаптации и предотвращения совершения ими новых преступлений. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах доказал целесообразность установления подобного контроля. В юридической литературе такой контроль называют постпе-нитенциарным, профилактическим. Его суть -наблюдение за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер.
Мы полагаем, что высокий уровень рецидивной преступности частично объясняется как раз ослаблением деятельности государственных органов по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, отсутствием должного административного надзора. Такое негативное положение дел свидетельствует о том, что контроль за освобожденными резко ослаблен, а это в определенной мере способствует росту уровня рецидивной преступности бывших осужденных.
Ряд исследователей подчеркивают необходимость осуществления действенных мер постпе-нитенциарного воздействия в отношении лиц, отбывших наказание, в постпенитенциарный период (с момента освобождения из ИУ до истечения срока погашения или снятия судимости). В период погашения судимости могут применяться меры постпенитенциарного воздействия, которые заключаются в ограничениях лиц, отбывших наказание, в правах (свободах), интересах и в выполнении некоторых обязанностей как разновидность уголовно-правового принуждения, которое является структурным элементом процесса постпенитенциарной адаптации освобожденных (специфическое правовое принуждение, выступающее в качестве завершающей стадии реализации уголовной ответственности)1.
Цели мер постпенитенциарного воздействия заключаются в следующем: 1) предупреждение совершения судимыми лицами новых преступлений; 2) оказание воспитательного воздействия, закрепление результатов исправительного процесса; 3) дополнение карательного воздействия, реализуемого в ИУ, комплексом право-
ограничений в постпенитенциарной период; 4) создание условий для постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных от наказания.
Как показывают исследования, 83 % бывших осужденных оценивают ограничения в правах в постпенитенциарный период как допо лни-тельное наказание, применяемое помимо приговора суда. В связи с этим необходимо, во-первых, юридическое определение порядка назначения исполнения правоограничений в пост-пенитенциарный период, чтобы у населения было правильное представление о правовом принуждении на заключительной стадии реализации уголовной ответственности, и было исключено расхожее мнение о завершении государственно-правового реагирования на факт совершения преступления в момент освобождения из исправительного учреждения; во-вторых, более четкое регулирование правоограни-чений, что позволит с большей эффективностью осуществлять процесс постпенитенциарной адаптации освобожденных.
Правоограничение включает в себя прежде всего ограничения, вытекающие из административного надзора над лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение: а) тяжкого или особо тяжкого преступления; б) преступления при рецидиве преступлений; в) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства
либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации2.
Считаем необходимым отметить действия законодателя по обеспечению реализации указанных установлений. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» на последнюю возложена обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судомзапретов и ограничений, участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание в виде лишения свободы или наказание в виде лишения свободы условно (п. 12 ч. 1 ст. 12). Одновременно данным Федеральным законом полиции предоставлено право применять в процессе указанного контроля (надзора) предусмотренные меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (п. 11 ч. 1 ст. 13).
Рассматриваемая проблема была предметом исследования многих авторов: А.И. Алексеева, Н.С. Артемьева, А.Ф. Зелинского, И.И. Карпе-ца, Н.А. Коломытцева В.Н. Кудрявцеву Н.П. Журавлева, В.С. Жгутова, Н.Ф. Кузнецовой, А.С. Мих-лина, А.Б. Сахарова, Ю.В. Солопанова, С.С. Сте-пичева, И.В. Шмарова, А.М. Яковлева.
Состояние рецидивной преступности обусловливает необходимость изыскания средств, позволяющих повысить роль контроля и надзора в сфере предупреждения преступлений лицами, отбывающими наказание. Этого требуют и новые концептуальные подходы к вопросам развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, уголовно-исполнительной системы и предупреждения рецидива преступлений, выраженные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», протоколеоперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 г. «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации», Федеральном законе «О полиции».
1 См.: ГоробцовИ.В. Проблемы реализации мер постпенитенциарноговоздействия автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург 1995. С. 14.
2 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Федер. закон от 6 апреля 2001 г. № 64-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 апр.
Криминология