Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе'

Некоторые аспекты профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦИДИВ / RELAPSE / ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF RECIDIVISM / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хотькина Ольга Константиновна

Анализируются причины, порождающие преступность в местах лишения свободы и условия, способствующие их совершению, рассматриваются мероприятия общей и индивидуальной профилактики рецидивной преступности. Результатом исследования явилось определение проблемных аспектов профилактической деятельности в уголовноисполнительной системе, особенностей и мер, способствующих эффективному исполнению наказаний в виде лишения свободы, тем самым снижающих уровень рецидивной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хотькина Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PREVENTION ACTIVITIES IN THE PENAL SYSTEM

The reasons that generate crime in places of deprivation of liberty and conditions conducive to their commission are analyzed, and measures of general and individual prevention of recidivism are considered. The result of the study was the identification of problematic aspects of preventive activities in the criminal-executive system, features and measures that contribute to the effective execution of sentences in the form of imprisonment, thereby reducing the level of recidivism.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе»

УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

О.К. Хотькина

Анализируются причины, порождающие преступность в местах лишения свободы и условия, способствующие их совершению, рассматриваются мероприятия общей и индивидуальной профилактики рецидивной преступности. Результатом исследования явилось определение проблемных аспектов профилактической деятельности в уголовно-исполнительной системе, особенностей и мер, способствующих эффективному исполнению наказаний в виде лишения свободы, тем самым снижающих уровень рецидивной преступности.

Ключевые слова: рецидив, профилактика рецидивной преступности, уголовно-исполнительная система.

Профилактика рецидива преступлений - задача правоохранительных органов, которая решается целым комплексом мер, зависящих от компетенции данных органов. Уголовно-исполнительная система (далее - УИС), деятельность которой напрямую связана с исполнением и отбыванием наказаний, также ведет работу по профилактике рецидива преступлений. Эффективность мер общей и специальной профилактики, зависит от тщательного изучения причин и условий пенитенциарного рецидива.

Недостатки в деятельности УИС также являются условиями совершения повторных преступлений лицами, отбывающими наказание, в особенности, осужденными к лишению свободы. К ним можно отнести: упущения в охране и надзоре; слабая требовательность к соблюдению норм режима; низкий уровень воспитательной работы; слабая организация профилактической работы и др.

Изоляция осужденных от общества преследует цель, прежде всего, устранить условия для совершения ими новых преступлений, таким образом, снизить рецидив преступности. Совершение преступлений в местах лишения свободы значительно облегчается из-за недостатков в охране осужденных и надзоре за ними. Надзор предназначен для своевременного предупреждения и пресечения возможных преступлений со стороны лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, контроля за соблюдения ими норм режима. Сейчас в целях надзора все шире применяются технические средства [1, с. 27]. Однако следует отметить, что эффективность надзора зависит еще и от правильной организации его со стороны контролерского состава и оперативной части. Надзор за осужденными должны осуществлять в той или иной мере все сотрудники УИС, в том числе и те, для которых это не является основной их обязанностью.

Слабая требовательность к соблюдению норм режима порождает у осужденных уверенность в безнаказанности за их нарушение. В то же время систематическое нарушение режима содержания нередко приводит к совершению более серьезных противоправных поступков и, наконец, к

133

преступлению. Исследования показывают, что примерно две трети преступлений в местах лишения свободы приходится на долю злостных нарушителей режима. Фактор справедливости требований имеет также немаловажное значение. Необоснованные, несправедливые требования, неправильно наложенные взыскания, грубость иногда провоцируют осужденных на совершение преступлений, нередко направленных против сотрудников колоний.

Низкий уровень воспитательной работы образует вакуум в формировании сознания у осужденного, который заполняется воздействием на него со стороны самих осужденных, зачастую с наиболее выраженной антисоциальной направленностью. Это не только создает условия, способствующие совершению преступлений, но и формирует у осужденных субъективные причины для совершения новых преступлений.

Наконец, слабая организация профилактической работы в учреждениях, исполняющих наказания виде лишения свободы, в свою очередь, также создает условия для преступных деяний со стороны осужденных. Как бы хорошо ни были организованы исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия, осуществление специальных профилактических мероприятий среди осужденных необходимо. В противном случае работе по выявлению, изучению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению в местах лишения свободы, не будет уделяться должного внимания.

Для устранения рассмотренных причин и условий совершения преступлений в УИС необходимо осуществление целого ряда мероприятий общей и индивидуальной профилактики. Общепрофилактические мероприятия должны проводиться с учетом оперативной обстановки в каждом учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы, наличия имеющихся там сил и средств, передового опыта других исправительных колоний, творческого подхода к устранению выявленных недостатков. Индивидуальная профилактика направлена на устранение субъективных причин совершения конкретными лицами тех или иных преступлений и объективных условий, способствующих этому. Здесь, прежде всего, следует отметить большое профилактическое значение индивидуальной воспитательной работы, проводимой сотрудниками УИС с осужденными с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности [2, с. 234].

Кроме того, специфика профилактической деятельности УИС проявляется и в том, что меры индивидуальной профилактики осуществляются здесь в условиях отбывания правонарушителями наказания за совершенное преступление [3, с. 39]. В этом есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным следует признать применение к осужденным наряду с карой также мер исправительного воздействия, играющих важную профилактическую роль. Применение кары, в частности лишение осужденного такого существенного блага, как свобода, постоянно, на протяжении всего срока наказания, воздействует на его психику, напоминает ему о содеянном,

заставляет задуматься над своим прежним поведением, переосмыслить его, наконец, вызывает опасение вновь испытать подобные страдания в случае повторного совершения преступления. В этой части кара, реализуемая через нормы режима, выполняет воспитательно-профилактическую функцию. Некоторые нормы режима не содержат карательных элементов, являются чисто воспитательным средством. Это нормы регулирующие распорядок дня, отношение осужденных с администрацией, друг к другу и др. Соблюдение их приучает осужденных к дисциплине, правильному образу жизни, установлению должных отношений с коллективом. Все это также важно в профилактическом плане.

В настоящее время учреждения и органы, исполняющие наказания в виде лишения свободы, располагают значительными и многообразными средствами воспитательного воздействия на осужденных. Так, широко практикуется применение мер поощрения в отношении лиц, вставших на путь исправления, начиная с улучшения условий содержания и заканчивая переводом в исправительное учреждение с более мягким режимом, а также условным и условно-досрочным освобождением.

Однако наряду с этим наказание в виде лишения свободы имеет и негативную сторону, затрудняющую осуществление индивидуальных профилактических мероприятий. Лишение свободы связано с изъятием осужденного из обычных условий жизни в обществе, с разрывом многих социально полезных связей (семьей, родственниками, друзьями и др.) и помещением его в искусственную микросреду, состоящую в основном из таких же, как и он, преступников. Эта среда оказывает, особенно на впервые осужденного, нередко отрицательное воздействие. Однако профилактическая деятельность УИС не заканчивается с освобождением осужденных от наказания. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, не позднее чем за шесть месяцев до освобождения ведут подготовку осужденных к жизни на свободе. Так, в соответствии с Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (от 13 января 2006 г. № 2), подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, начинается не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы. Она включает в себя проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, а так же позволяет выяснить, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе.

Особенность профилактической деятельности УИС проявляется еще и в том, что проводятся мероприятия по предупреждению таких преступлений, которые характерны только для уголовно-исполнительной системы, например, такие как побег из мест лишения свободы или из-под стражи - ст. 313 УК РФ; уклонение от отбывания лишения свободы - 314 УК РФ; дезорганизация

деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества - 321 УК РФ. Имеет некоторую специфику профилактика и иных общеуголовных преступлений, так как она осуществляется с учетом особенностей изоляции, микросреды, режима содержания осужденных и т.п.

Заметим, что преступления, совершаемые осужденными в местах лишения свободы, относятся к рецидивной преступности, которая представляет собой повышенную опасность для общества.

Пенитенциарная преступность подрывает авторитет государственных органов в борьбе с преступностью, веру граждан в способность этих органов оградить их от преступных посягательств. Наконец, факты совершения любых преступлений в местах лишения свободы, где за осужденными осуществляется надзор, проводятся воспитательно-профилактические мероприятия, являются из ряда вон выходящими случаями, в силу чего они представляют повышенную общественную опасность.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что специфика профилактической деятельности УИС проявляется в следующем:

- профилактические мероприятия проводятся в основном в условиях исполнения наказания в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений;

- осуществлению профилактических мероприятий способствует применение к осужденным предусмотренных законом основных средств исправления;

- профилактическая деятельность осложняется негативными процессами, связанными с отбыванием наказания;

- учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществляют профилактику не только преступлений, которые специфичны только для мест лишения свободы, но и иных преступлений, которые в общей своей совокупности приобретают в связи с этим еще больший повышенный характер общественной опасности;

- осуществление индивидуальных профилактических мероприятий продолжается и после освобождения осужденных от наказания.

Индивидуальная воспитательная работа, проводимая сотрудниками УИС с осужденными с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности, а также более детальное изучение личности преступников-рецидивистов могут способствовать решению таких задач, как:

- профилактика рецидивной преступности;

- выявление причин и условий отклоняющегося поведения осужденных в период отбывания наказания в местах лишения свободы;

- определение методов психолого-педагогического воздействия на осужденных;

- выявление возможной предрасположенности к совершению противоправных действий как в исправительных колониях, так и после отбытия наказания.

В совокупности все это, безусловно, будет повышать эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы и профилактике рецидивной преступности.

Список литературы

1. Белкин В.Ю. Безопасность в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 8. С. 27 - 30.

2. Полтарыгин Р.В. Теоретическое исследование особенностей институтов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. Вып. 1. Ч. II. С. 232-237.

3. Смирнов Л.Б. Уголовное наказание в виде лишения свободы в механизме социального регулирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. Вып. 3. Ч. II. С. 37-46.

Хотькина Ольга Константиновна, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры, [email protected], Россия, Рязань, Академия ФСИНРоссии

SOME ASPECTS OF PREVENTION ACTIVITIES IN THE PENAL SYSTEM

O.K. Khotkina

The reasons that generate crime in places of deprivation of liberty and conditions

conducive to their commission are analyzed, and measures of general and individual prevention of

recidivism are considered. The result of the study was the identification of problematic aspects of preventive activities in the criminal-executive system, features and measures that contribute to the effective execution of sentences in the form of imprisonment, thereby reducing the level of recidivism.

Key words: relapse, prevention of recidivism, criminal-executive system.

Khotkina Olga Konstantinovna, cand. jurid. in Science, lecturer, [email protected], Russia, Ryazan, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.