Научная статья на тему 'Трудовая жизнь работников сельского хозяйства: проблема качества'

Трудовая жизнь работников сельского хозяйства: проблема качества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Салахутдинова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая жизнь работников сельского хозяйства: проблема качества»

тифицировать препятствия для будущего его развития, а также определить сильные и слабые стороны.

Исходя из анализа потенциала развития отдельных сельских поселений, нами проведено зонирование территории района.

Зонирование проведено с помощью реберного графа, в котором ребра соединяют сельские округа, имеющие общую границу. Используя построенный реберный граф и результаты расчетов различия сельских округов, была проведена группировка округов по правилу ближнего соседа, при условии наличия общих границ. Группировка позволила выделить 6 зон, которые во многом соответствуют природно-географическому делению и сходству направлений социально-эконом ического развития.

На основе выявленных потенциалов развития, возможностей и угроз нами были разработаны стратегические направления развития Баймакского муниципального района, привязанные к данным 6 зонам, имеющим потенциал для реализации определенных проектов.

Для обеспечения социально-экономического развития Баймакского муниципального района для каждой из зон, нами предложена реализация одного трех приоритетных муниципальных проектов: «Развитие АПК», «Развитие туризма», «Развитие традиционных народных промыслов» - своего рода «точек роста» местной экономики.

Решение социально-экономических проблем периферийных территорий зачастую видится односторонне и используемые сегодня подходы к их решению, в основном, исходят из концептуальной ос-

новы, которая отражает реалии уже отходящей в прошлое централизованно-директивной хозяйственной системы. Доминирует убеждение, что ключ к решению острейших социально-экономических проблем периферийных территорий заключается в государственных дотациях и инвестициях. Однако очевидно, что возможности для содержания за счет госбюджета территорий-реципиентов, для преодоления депрессивности огромных периферийных территорий с помощью государственных инвестиций объективно будут сужаться. Главным направлением решения названных проблем должно стать рациональное использование имеющегося у данных территорий производственного, материально-технического, социального, историко-культурного и природно-рекреационного потенциала на основе радикального повышения роли хозяйственных инициатив «снизу» и существенной активизации социально-экономической активности населения.

Источники

1. Республика Башкортостан в 1991-1995 гг. (Сообщение Госкомстата Республики Башкортостан) // Известия Башкортостана. - 1995. - 13 декабря.

2. АПК: тактика и стратегия реформ. Выступление Президента РБ М.Г. Рахимова на расширенном заседании Кабинета Министров РБ 1 февраля 2001 г. // Республика Башкортостан. - 2001. - 3 февраля.

3. Не кнутом, так пряником. Интервью Премьер-министра Башкортостана Р. И. Байдавлетова // Республика Башкортостан. - 2002. - 11 января.

4. Паспорт муниципального района Баймакский район за 2008 г.

ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА

Р.Р. Салахутдинова, к. соц. н., доц. Башкирской академии государственной службы и управления при

Президенте Республики Башкортостан

Современные социально-экономические преобразования в России вызывают изменения социально-трудовых отношений. Все это отражается и на оценке населением своего реального социально-экономического состояния, которая осуществляется, на основе анализа качества трудовой жизни (КТЖ). В этой связи исследование качества трудовой жизни, его факторов и составляющих, характеризуется особой актуальностью.

В рамках настоящего исследования мы остановились на изучении КТЖ работников сельского хозяйства - категории, одновременно и проблемной, и стратегически важной для сохранения продовольственной безопасности и культурной целостности страны и ее регионов. Учитывая, что сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную региональную специфику, данный вопрос рассмотрен на примере Республики Башкортостан (РБ). Эмпирическую базу исследования составили следующие источники: научные труды; материалы статистики; нормативно-правовые акты; результаты проведенного социологического обследования -анкетного опроса работников сельского хозяйства РБ. (Объем выборки составил 435 человек)

При оценке КТЖ работников сельского хозяйства мы применяли следующие показатели оценки: условия труда; организация труда; оплата труда; содержательность труда; социально-правовая защищенность субъектов социально-трудовых отношений. Оценка удовлетворенности трудовой жизнью нами определялась применительно к работникам, ра-

ботодателям, государству и обществу. Применительно к работнику КТЖ по указанным показателям оценка производилась посредством социологического опроса, на основе учета удовлетворенности той или иной составляющей каждого из показателей. В отношении других субъектов (работодатель, общество, государство) применяется дополнительная совокупность характеристик и методов исследования: анализ локальных и нормативных актов, государственных программ, нормативных договоров; анализ статистической информации; результаты наблюдения, а также иных методов исследования. В ходе исследования состояния КТЖ работников сельского хозяйства, по каждому из показателей обозначенных выше, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, оценка такого показателя КТЖ как условия труда работников сельского хозяйства осложнялась рядом обстоятельств, а именно отсутствием статистических данных, характеризующих число мест с вредными и опасными условиями труда, окончательных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда по отрасли. Все это не позволило адекватно оценить такой показатель как условия труда. Однако это косвенно свидетельствовало о низком качестве организационной работы в сфере обеспечения безопасных условий труда в сельском хозяйстве. В связи с этим, анализ условий труда производился на основании оценки удовлетворенности условиями труда работниками и косвенных характеристик, отражающих уровень произ-

1 ■ 1

водственного травматизма в сельском хозяйстве. Результаты опроса работников свидетельствуют о крайне низком уровне удовлетворенности работниками основными характеристиками условий труда. Так, большинство опрошенных работников, отмечали, что не удовлетворены организацией техники безопасности (56,7%); санитарно-гигиеническими условиями труда (57,2%); степенью физических нагрузок (47,1%). О проблемах в организации безопасных условий труда свидетельствует и достаточно высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями. Велико в сельском хозяйстве и количество несчастных случаев со смертельным исходом. По этому показателю сельское хозяйство занимает «почетное» четвертое место, уступая «пальму лидерства» лишь таким отраслям как строительство, обрабатывающие производство, транспорт и связь.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что сельском хозяйстве страны проблеме создания безопасных условий труда, в том числе вопросам его охраны, уделяется недостаточное внимание. Уровень же качества трудовой жизни по условиям труда может быть оценен как крайне низкий, что предусматривает необходимость изменения подходов к управлению данной сферой.

Во-вторых, при оценке показателя организации труда к числу характеристик, позволяющих оценить организацию труда, были отнесены следующие: режим труда и отдыха, трудовая дисциплина, простои, обеспеченность средствами труда (оборудование, материалы и т.д.). Во многом вопросы организации труда лежат на работодателе и, соответственно, общество и государство не могут оказать существенного влияния на этот процесс. Основным механизмом воздействия на указанную сферу является установление соответствующих норм и организация контроля, за их соблюдением и исполнением. Анализ действующего законодательства свидетельствует, что основные нормы, определяющие основные принципы организации труда сложились, вместе с тем, отдельные аспекты требуют совершенствования действующей нормативно-правовой базы. В основу анализа сложившегося уровня организации труда в сельском хозяйстве были положены результаты социологического опроса. Оценивая удовлетворенность работников сельского хозяйства организацией труда, мы пришли к выводу, что данный показатель качества трудовой жизни находится на низком уровне. Так, более половины респондентов не удовлетворены организацией труда в своей организации. В числе характеристик организации труда наиболее приемлемым по уровню удовлетворенности является режим труда и отдыха. Такой уровень организации труда в сельском хозяйстве, обусловлен не только субъективными причинами, связанными с эффективностью (менеджмента), но и объективными причинами.

В-третьих, при оценке такого показателя КТЖ, как оплата труда, мы оценивали удовлетворенность работников сложившейся в сельском хозяйстве уровнем заработной платы, соотношение заработной платой с прожиточным минимумом, уровнем оплаты в других отраслях. Следует отметить, что только 13,6% работников удовлетворены размером заработной платы, тогда как 74,7% - не удовлетворены им. При этом нужно иметь ввиду, что данная оценка носит субъективный характер, хотя и официальная статистика демонстрирует нам чрезвычайно низкий уровень оплаты в отрасли сравнительно со средней по стране, Республике и

другим отраслям. В сельском хозяйстве разрыв в средней оплате труда между 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемыми работниками является одним из самых высоких по отраслям экономики -19,3. Кроме того, наблюдается и высокий уровень отраслевой дифференциации в оплате труда. Так, размер заработной платы работника, занятого в сельском хозяйстве Республики Башкортостан, остается низким и составляет 38% от средней заработной платы в экономике и 28,5% - в промышленности. Для сравнения, в 1990 г. эти показатели составляли, соответственно, 96 и 89% . Все это свидетельствует о том, что такой показатель качества трудовой жизни, как оплата труда, находится на низком уровне.

В-четвертых, оценка содержательности труда сельских тружеников основывалась на рассмотрении социально-психологической структуры труда в данной отрасли, а именно - его раскрытие через оценку эмоционального отношений к самому процессу труда. Как и в случае с организацией труда, оценка данного показателя оценивалась, прежде всего, на основе субъективных характеристик. В ходе исследования данного показателя нами рассматривались следующие характеристики: оценка работниками своего социального статуса (положение на работе, успех), определение возможности влияния на социальный статус; удовлетворенность отдельными характеристиками содержательности труда; удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень КТЖ по содержательности труда может быть оценен как удовлетворительный.

В-пятых, при оценке такого показателя как социально-правовая защищенность работников сельского хозяйства мы пришли к заключению о том, что в этой сфере выявляются отдельные позитивные сдвиги. В частности, можно констатировать, что внешняя среда для социально-правовой защиты (нормативно-правовые акты, государственные программы, отраслевые соглашения, коллективные договоры, структуры защиты - суды, контролирующие органы, отраслевой профсоюз и т.д.), в целом, сформирована. Однако реальная защита находится на крайне низком уровне. Об этом свидетельствуют и данные социологического опроса. Придавая значение «слабости», и «зависимости» наемных работников, особенно в сельском хозяйстве, приоритетной задачей становится создание соответствующих условий направленных на повышение правовой культуры участников социально-трудовых отношений и социальной ответственности бизнеса.

Проведенный анализ КТЖ работников сельского хозяйства показывает, что оно находится по большинству показателей на низком уровне. Данное обстоятельство свидетельствует о системном кризисе социально-трудовой сферы сельского хозяйства. Все это требует изменения подхода к государственному и общественному регулированию социально-трудовых отношений складывающихся в сельском хозяйстве. Следует отметить, что политика в социально-трудовой сфере носит не системный, а «реанимационный» характер. Решение лишь отдельных проблем (повышение уровня оплаты труда, снижение ее дифференциации по отраслям, создание нормативных актов регулирующих социально-трудовые отношения и т.д.) не позволяет осуществлять эффективное, целенаправленное управление в основной сфере - сфере труда. Именно в связи с

этим, за кадром остается отраслевая, возрастная, территориальная, субъектная специфика социально-трудовой сферы. Получается, что в отношении практически одной проблемы - труд в сельском хозяйстве - могут действовать несколько государственных программ.

Разработка и, самое главное, реализация системы мер направленных на повышения качества

трудовой жизни, с учетов приведенных выше параметров позволит существенно сказаться на состоянии социально-трудовой отношений в сельском хозяйстве страны и тем самым сформировать благоприятные условия для выполнения сельским хозяйством новой роли в экономике и обществе

1.5. Сельское хозяйство и развитие культуры

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-03-27306 а/В.

И.В. Нечаева, к.социол.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

Многофункциональность сельского хозяйства предполагает исследование его разнообразных функций и значений для жизни общества. Особое место в данном разнообразном наборе занимает анализ культуры, в первую очередь, именно из-за ее основополагающего значения в жизни любого социума и тех уникальных проекций, которые она накладывает на все, без исключения, проявления экономической и социальной жизни. Уникальность и специфика феномена сельской культуры состоит в том, что она обладает особым механизмом устойчивости и воспроизводства, своего особого преломления событий и процессов, зачастую внося значительные коррективы, в том числе и в процессы модернизации.

В современных исследованиях культура постепенно становится главным инструментом объяснения текущих социальных трансформаций. Объединяя в своем смысловом содержании вектор социокультурной активности, она одновременно обладает мощным механизмом закрепления и воспроизводства выработанных ценностей, образцов и норм, которые прочно закреплены в традиционных идеях и социальной памяти социума. В связи с этим важно подчеркнуть методологический подход, состоящий в том, сельский социум как культурная система будет рассматриваться и как результат активной деятельности людей и как его регулятор, развивающий либо тормозящий изменения.

С началом аграрного реформирования возлагались большие надежды на то, что процессы модернизации смогут опираться на инновационные стили экономического поведения, однако до настоящего времени их доля скромна и тенденций массового следования им пока не отмечено. Объяснить это можно тем, что та социально-экономическая реальность, в которой индивиду предстоит реализовать свой инновационный потенциал, мало этому способствует. Она характеризуется параметрами нестабильности, неопределенности жизни, невозможностью ставить долгосрочные цели. Рост рисков непредсказуемого развития событий служит дополнительным моментом, удерживающим сельчан в нишах традиционного мировоззрения, воспроизводя социокультурные приоритеты, выраженные в коллективистских предпочтениях. Анализ социологических данных полученных в 2002 и 2007 гг. лабораторией социальной структуры и социодинамики села Института аграрных проблем РАН1 подтвер-

1 Здесь и далее результаты социологических исследований проведенных лабораторией социальной структуры и

ждают вывод о том, что именно выраженное стремление сельчан к элементам социальной стабильности во многом продолжает оставаться основой воспроизводства традиционных социокультурных параметров социума, которые противоположны по смысловым значениям элементам модернизации. Так, социальная стабильность прочно вошла в перечень элементов смысла хорошей жизни и удерживает там лидирующие позиции. После самых важных в индивидуальном контексте для каждого индивида ценностей - хорошего здоровья членов семьи и прочных семейных отношений, уверенность в завтрашнем дне стоит на третьем месте в рейтинге как в 2002 г., так и в 2007 г. (52,6% - 2002 г.; 38,1% - 2007 г. соответственно). Тогда как альтернативу «быть хозяином в своем деле» выбрало только 9,9% сельчан в 2002 г. и 15,1% в 2007 г. В самосознании крестьянина понятие социальная стабильность и самостоятельная инновационная деятельность, которая предусматривает большой элемент риска и неопределенные ситуации в корне противоположные понятия. Сельский социум в течение последних 8-10 лет продолжает стабильно воспроизводить базовую ценность о сущности справедливого устройства общества. На протяжении данного периода стабильным остается число тех, кто считает, что в справедливом обществе люди должны жить примерно одинаково (2002 г. -57,3%; 2007 г. - 54,9% сельских респондентов).

Стремление к элементам стабильности не является самодовлеющим фактором, одновременно во внимание берется прагматический расчет и социокультурная приверженность к хорошо освоенному способу трудовой занятости. Так, при ответах на вопрос «Если для Вашей семьи важна работа в коллективном хозяйстве, то почему?» первое место заняли основы надежности существования в виде постоянного заработка (28,3% респондентов - 2007 г.). Далее, по степени убывания были названы - помощь в ведении ЛПХ (13,1%), возможность совместить работу с домашними делами (12,6%). Привычная и хорошо освоенная трудовая занятость в колхозах и совхозах на протяжении многих десятилетий сформировали неосознанную культурную приверженность коллективным формам трудового объединения. Она продолжает выступать в роли социокультурного фактора, влияющего на трудовые предпочтения жителей се-

социодинамики села Института аграрных проблем РАН (Саратовская область, квотная выборка, 1993 г (Ы - 470), 2002 г. (Ы - 457), 2007 г. (Ы - 193)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.