СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Л
социальную систему, где беднейшие слои живут в ужасающих условиях. Правительственная доктрина Индии до последнего времени связывала вопросы сокращения бедности с экономическим ростом страны. Как показывает опыт других развивающихся стран, никому не удается решить эту проблему без определенных мер и реформы в области распределительных отношений.
На современном этапе в Индии приходят к выводу, что без текущей социальной политики, направленной на снижение масштабов бедности и неравенства, определения их оптимальных уровней с точки зрения, как экономического роста, так и сохранения человеческого капитала, невозможно радикально решить проблему нарастающего социально-экономического расслоения, угрожающего безопасности страны.
Литература
1. Гринин Л.Е. «Дракон» и «тигр»: модели развития и перспективы // Историческая психология и социология истории. — 2013. — № 1.
2. Drnze J., Sen A. An Uncertain Glory: India and its Contradictions. — Princeton University Press, 2013.
3. Datt G., Ravallion M. Shining for the Poor Too? // Economic and Political Weekly. — 2010. — V. 45, N 7.
4. Gandhi M.K. (1937), editorial published in Harijan, 5 June; partly reprinted in Narayan (1968).
5. Ghosh A. Pathways through financial crisis: India // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. — 2006. — Т. 12, №. 4.
6. National Sample Survey Office (2001b), Key Indicators of Household Consumer Expenditure in India 2009-2010 (New Delhi: NSSO).
7. How Modi Can Unleash India // The Economist. 24.05.2014
8. Asian Development Bank (2012), Asian Development Outlook 2012: Confronting Rising Inequality in Asia (Manila, ADB).
9. World Bank (2011), Perspectives on Poverty in India: Stylized Facts from Survey Data (Washington, D.C: World Bank).
10. Субботин А. Кирпичики БРИКС. Альянс быстроразвивающихся стран составит конкуренцию лидерам // Газета Поиск. — 2014. — № 10-11.
11. Касты — это только в Индии! — Tourweek. 3.01.2015 — Сайт: http://tourweek.ru/articles/world/258985
12. Ambedkar B.R. (2011), Reminiscences of Untouchability, reprinted from Government of Maharashtra (1979-98), vol. 12 (New Delhi: Critical Quest).
13. Ajit D., Donker H., Saxena R. Corporate Boards in India: Blocked by Caste? // Economic and Political Weeklyio — 2012. — V. 47, N 32.
14. Sachar Committee Report (Government of India, 2006).
15. Chandrasekhar C.P., Ghosh J. (2011). Women’s Work in India: Has Anything Changed, Macroscan, August; Сайт: http:www. marcoscan.org.
16. Aakella K.V., Kidambi S. Challenging Corruption with Social Audits // Economic and Political Weekly. — 2007. — V. 42, N 5.
17. Central Information Commission (2012), Annual Report 2011-12 (New Delhi: CIC).
18. Dutta K., Robinson A. (1995), Rabindranath Tagore: The Myriad-Minded Man (New York: St. Martin’s Press).
19. Bhagwati J., Panagariya A. Why Growth Matters. How Economic Growth in India Reduced Poverty and the Lessons for Other Developing Countries. A Council on Foreign Relations Book. Public Affairs, New York, 2013.
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ
О.Е. Кислова,
аспирант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета
olga_kislova@yahoo.com
В статье проанализированы основные причины трудовой миграции в некоторых странах Европы и выявлены последствия от миграции для принимающих мигрантов стран. Для анализа были взяты наиболее развитые страны Европы — лидеры по числу притока иностранной рабочей силы за последние десятилетия — Франция, Великобритания и Германия.
Ключевые слова: трудовая миграция, страны исхода, страны приема, низкоквалифицированная рабочая сила.
УДК 331.556.4 ББК 65
Начиная с 50-х гг. XX века страны Западной Европы стали миграционным реципиентом, принимая значительные потоки мигрантов из Восточной Европы, стран Азии и Африки. Это связано, прежде всего, с бурным индустриальным ростом во Франции в послевоенный период, распадом колониальной системы к концу 1950-х гг. и появлением новых независимых государств в Азии и Африке. Был инициирован крупномасштабный импорт низкоквалифицированной рабочей силы. За два с небольшим десятилетия (с 1950 по 1973 гг.) в регион прибыло около 20 млн. иностранных работников, большая часть из которых — выходцы из третьих стран — были сосредоточены в Германии, Великобритании и Франции, составив к 1973 г. 10-12% рабочей силы [1, c. 20]. Согласно статистике, в 2013 г. в Германию по разным мотивам прибыло 9 845 244 иностранцев, в Великобританию — 7 824 131, Францию — 7 439 086 [2]. По сравнению с другими
странами Европейского Союза (ЕС), Германия, Франция и Великобритания в последние десятилетия занимают лидирующие позиции по числу прибывающих иностранцев.
Связи между бывшими метрополиями и колониями, основанные на ранних миграционных потоках и семейных связях, общности языка и возможность получения гражданства стали определяющими в закономерности расселения мигрантов во Франции и Великобритании, которые в свое время имели значительное число колоний.
Основы миграционных связей между Германией и Турцией были заложены при подписании в 1960-е годы двухсторонних соглашений между этими странами о найме рабочей силы. Это было связано, прежде всего, с трудовыми связями, возникшими в послевоенный период. Однако, несмотря на приостановление организованной миграции после 1964 г. она трансформирова-
295
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
лась в иную форму и стала миграцией по линии воссоединения семей, но главная причина оставалась экономическая.
Расширение интеграционных процессов в Европе способствовало миграционным потокам, существующим исторически, и создало новые. Такая идея, как свободное экономическое пространство подразумевает отсутствие преград для передвижения ресурсов, в том числе рабочей силы и капитала. Подписание Шенгенского соглашения еще более облегчило передвижение трудовых мигрантов в пределах европейского пространства. Кроме того ЕС постоянно расширяется в географическом отношении, что снимает барьеры на пути миграции из стран — новых членов ЕС. Подобные миграционные связи существуют в виде потоков приграничных рабочих между Германией и Польшей.
Как видно из таблицы 1, основными странами исхода мигрантов в 2013 году были развивающиеся страны Азии и Африки, что обусловлено, в первую очередь, длительными культурными, политическими и языковыми связями между этими странами — бывшими колониями и их колониальными державами (Великобритания и Франция). Неравномерность экономического и демографического развития этих стран, а также ряд других причин обусловили крупные миграционные потоки между ними.
Таблица 1
Количество мигрантов по основным странам исхода, 2013 [2]
Страны приёма Основ- ные страны исхода Количество прибывших, тыс. чел. Доля от общего числа прибывших, % Общее число прибывших, тыс. чел.
Германия Турция 1 543 787 15,7 9 845 244
Польша 1 146 754 11,6
Велико- британия Пакистан 476 144 6,1 7 824 131
Индия 756 471 9,7
Франция Алжир 1 406 845 18,9 7 439 086
Марокко 911 046 12,2
По утверждению И. Цапенко, «ключевым условием миграции населения является разрыв между группами стран в уровне экономического развития и соответственно в уровне и качестве жизни населения» [3, c. 16]. Уровень и качество жизни между основными странами исхода и притока мигрантов в рассматриваемых нами странах существенно отличаются. Как видно из таблицы 2, данное различие выражается в более низком значении ВВП на душу населения, продолжительности жизни, обучения в школе и других факторов в странах исхода, по сравнению со странами приёма мигрантов. Так, по данным таблицы 2, в 2013 г. ВВП на душу населения Турции составил 8,5 тыс. долл., что составляет примерно 22,2% соответствующего показателя в Германии, в Алжире 3,2 тыс. долл. или 9,4% от ВВП Франции, в Пакистане — 773 долл. или 2% от ВВП Великобритании.
По оценке Международной организации труда (МОТ), в странах-донорах миграционных потоков с высоким уровнем доходов средний уровень заработных плат не превышает 20% аналогичного показателя в странах — реципиентах [7, с. 59]. Разрыв в уровне оплаты труда лиц схожей квалификации в странах исхода и приёма иностранной рабочей силы в некоторых странах может достигать 10-кратного, а иногда и 30-кратного размера. Немаловажную роль, побуждающую покинуть место своего постоянного жительства, играет уровень образования и состояние здравоохранения.
Как видно из таблицы 2, среднее количество лет обучения в школе в странах исхода в 3 раза меньше, по сравнению со странами приёма. Это только цифры, которые не затрагивают качество образования, при учёте которого разрыв в уровне образования будет ещё больше. Доступность медицинской помощи в странах исхода на крайне низком уровне. Всё это свидетельствует о низком человеческом капитале большинства жителей стран исхода мигрантов.
296
Таблица 2
Сравнительные показатели уровня экономического и социального развития стран исхода и притока
мигрантов, 2013
Страна ВВП на душу населения (тыс. долл.) Ожидаемая продолжи-тельность жизни при рождении, лет Врачи, на 10,000 населения* Среднее число лет обучения в школе* Доля грамот-ного насе-ле-ния, %
Страны приёма
Германия 38219,83 80,7 36,9 12,9 99
Франция 34250,17 81,8 33,8 11,1 99
Велико- британия 37569,79 80,5 27,7 12,3 99
Страны исхода
Турция 8483,33 75,3 17,1 7,6 94,1
Польша 10584,80 76,4 20,7 11,8 99,7
Пакистан 772,90 66,6 8,1 4,7 54,9
Индия 1123,20 66,4 6,5 4,4 62,8
Алжир 3215,21 71,0 12,1 7,6 72,6
Марокко 2462,17 70,9 6,2 4,4 67,1
* данные за 2012 год
Составлено и рассчитано по данным: [4, с. 160, 188; 5; 6]
Однако, несмотря на низкий уровень социально-экономического развития, развивающиеся страны показывают более высокие темпы прироста населения, в отличие от развитых стран. Демографический дисбаланс между странами исхода и приёма мигрантов обусловлен, прежде всего, различиями в уровне рождаемости и смертности (табл. 3), степени урбанизации, вовлечённости женского населения в общественное производство (табл. 4) и отношения к семье и других факторов. Рассмотрим некоторые из них.
Как видно из таблицы 3, почти все страны исхода показывают естественный прирост населения, в несколько раз превышающий аналогичный показатель стран приёма мигрантов (за исключением Польши, где при низком коэффициенте естественного прироста населения наблюдается высокий уровень безработицы).
Быстрый рост населения, не обеспеченное соответствующим трудоустройством и, как следствие, материально не способное обеспечить себя и членов своей семьи, создаёт избыток трудовых ресурсов, устремлённых попасть на заработки или для постоянного жительства в наиболее развитые страны Европы, в которых существует нехватка трудовых ресурсов.
С 60-х гг. XX-го века в странах ЕС коэффициент рождаемости упал почти в два раза, достигнув такой ситуации, при которой не обеспечивается простого воспроизводства поколений.
Таблица 3
Коэффициент рождаемости, смертности и естественного прироста населения (на 1000 населения) [6]
Страны Родившихся Умерших Естеств. прирост населения
1990 2000 2013 1990 2000 2013 1990 2000 2013
Страны приёма
Германия 11,4 9,3 8,4 11,6 10,2 11,2 -0,2 -0,9 -2,8
Великоб- ритания 13,9 11,4 12,3 11,1 10,2 9,3 2,8 1,2 2,9
Франция 13,4 13,3 12,6 9,3 8,9 9,0 4,1 4,4 3,6
Страны исхода
Турция 26,1 21,5 17,2 8,2 6,4 6,1 17,8 15,1 11,1
Алжир 32,2 19,6 24,3 6,2 5,3 4,3 26,1 14,3 19,9
Пакистан 40,3 31,2 23,8 10,1 8,0 6,7 30,3 23,2 17,1
Индия 30,7 25,6 20,2 10,6 8,9 7,4 20,1 16,7 12,9
Польша 14,3 9,8 9,9 10,2 9,5 1,3 4,1 0,3 8,6
Марокко 30,0 22,0 18,7 7,1 6,1 4,8 22,9 16,0 14,0
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Л
По некоторым оценкам, в ближайшие несколько десятилетий население ЕС уменьшится на 12% [8, c. 575]. Ситуация с нехваткой трудовых ресурсов ещё более усугубляется в определенные периоды и в некоторых сферах занятости, где чаще всего используется труд мигрантов. Например, в сельском хозяйстве в период сбора урожая, туризме по определённым видам работ, в промышленности и т.д. Некоторые виды работ из перечисленных для местных жителей сопряжены с определёнными трудностями — низкой оплатой труда при тяжёлых условиях, которые не позволяют им соглашаться на предложенные условия труда.
На демографическую ситуацию стран Западной Европы оказывают существенное влияние отношение к официальному браку и состояние семейных отношений, которые существенно отличаются от стран Азии и Африки, в большей части из которых сохраняется традиционный уклад семьи, развод осуждается. Большинство стран Западной Европы отошли от традиционных семейных ценностей, в чём можно убедиться по статистике браков и разводов (на 1000 чел. населения): число зарегистрированных браков во Франции за 20 лет сократилось с 7,78 в 1991 г. до 3,54 в 2011г., т.е. почти в два раза, а число разводов осталось практически на прежнем уровне — 1,85 и 1,99 соответственно [6]. Похожая ситуация складывается и в других странах Западной Европы. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на количестве детей, которых в официальном браке, как правило, рождается больше.
Следующим фактором, оказывающим влияние на демографическую ситуацию страны, является средний возраст вступления в брак. Традиционно браки, заключенные в более раннем возрасте, сопровождаются большим количество рождённых детей. Данная тенденция чаще всего встречается в странах с тёплым климатом. Об этом писал ещё А.Маршалл: «...в тёплых странах можно наблюдать ранние браки и высокую рождаемость» [9, с. 270]. Это утверждение находит свое подтверждение в рассматриваемых нами странах исхода мигрантов — Азии и Африки: высокий уровень естественного прироста населения в условиях тёплого климата.
Значительное влияние на уровень рождаемости, как было уже сказано выше, влияет уровень образования женского населения фертильного возраста и его занятость в общественном производстве. Как видно из таблицы 4, почти половина занятого населения в экономике стран приёма — женского пола. Высокий уровень образования стимулирует женскую часть населения к участию в общественном производстве в ущерб семье, что сдерживает желание иметь более одного ребёнка и отрицательно сказывается на демографической ситуации в стране.
Таблица 4
Численность занятых в экономике (тыс. чел.)
и доля женщин среди них
Страны 2000 2005 2009
Германия 36466 36654 38797
В т. ч. женщин 15998 16684 17938
Доля женщин в численности занятых (в %) 43,87 45,5 46,23
Великобритания 27366 28666 28923
В т. ч. женщин 12517 13192 13475
Доля женщин в численности занятых (в %) 45,74 46,02 46,6
Франция 23331 24977 25691
В т. ч. женщин 10486 11627 12203
Доля женщин в численности занятых (в %) 44,9 46,5 47,5
Составлено и рассчитано по данным: [10, с. 52, 54]
Воздействие миграции на экономический рост стран-реципиентов миграционных потоков находится в зависимости от многих факторов, и прежде всего, от характеристик мигрантов.
Как правило, высококвалифицированная рабочая сила позитивно влияет на динамику хозяйственного развития страны, и наоборот, приток неквалифицированного контингента рабочей силы оказывает негативные последствия на экономическое развитие принимающих стран. Данное обстоятельство показывает, что повсеместное использование неквалифицированных специалистов может привести к снижению уровня производительности труда в тех секторах экономики, где чаще всего привлекается труд мигрантов.
В первый период трудовой миграции в ФРГ иностранная рабочая сила была занята в основном в сфере строительства — более 40%. В последнее время труд мигрантов в странах Европы всё больше занимает нишу третичного сектора. Так, в 2001-2002 гг. 80% рабочих мест Великобритании, на которых трудились мигранты, приходился на третичный сектор, 37% — на «прочие услуги». Большая часть этих рабочих мест связана с использованием неквалифицированного труда, как например услуги по уборке или общественное питание. Во Франции 51 тыс. иностранцев на дому осуществляют уход за престарелыми и детьми [11, с. 62].
По данным некоторых исследований, мигранты способствуют сбалансированному функционированию экономики, выполняя общественно необходимые работы и заполняя те ниши, в которых наиболее сильно проявляется структурная нехватка рабочей силы. Например, в ФРГ в 60-70-е годы иностранные работники работали в тех отраслях, на которые приходился наибольший рост хозяйственного развития страны: автомобильной индустрии, химической промышленности, электроэнергетике, сталелитейном производстве. К тому же использование иностранной рабочей силы, занятой в сфере неквалифицированного труда, не препятствовало проведению рационализации в данных отраслях.
Однако в некоторых случаях замена дешёвого труда мигрантами замедляет процесс модернизации производства и снижает его конкурентоспособность. Как, например, случилось в ФРГ в 50-60-е годы, когда в результате повсеместного использования труда мигрантов продолжали действовать небольшие предприятия с устаревшим оборудованием. В результате в тех отраслях, где особенно широко применялся труд мигрантов, не обновлялась производственная база, что привело к большим потерям в годы структурной перестройки экономики 80-х годов таких отраслей, как угледобыча, судостроение, сталеплавильная промышленность, текстильная индустрия, строительство [3, с. 125].
Спрос со стороны стран ЕС на низкоквалифицированную рабочую силу вызван в первую очередь потребностью в трудовых ресурсах в области услуг, что вызвано ростом доходов, расширением среднего класса и возрастающим участием женщин в трудовых процессах. Данный спрос может быть удовлетворен мигрантами, для которых заработная плата в стране пребывания даже на низкооплачиваемых рабочих местах во много раз превышает уровень дохода в собственной стране.
Очевидно, что в долгосрочной перспективе экономика может расти только за счет повышения производительности труда, которое происходит в результате роста квалификации работников и совершенствований в результате внедрения НТП в средства производства. Если приток мигрантов будет состоять в основном из неквалифицированных работников, то средний уровень квалификации населения (если считать вместе с мигрантами) снижается. Следовательно, приезд неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы уменьшает темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. И наоборот, привлечение высококвалифицированных иностранных работников может благотворно сказаться на экономическом развитии принимающих мигрантов стран.
По результатам проведённого анализа можно сделать вывод, что использование иностранного труда и миграция в целом оказывает положительное влияние на динамику экономического роста принимающих стран. Но, не смотря на это, в некоторых секторах экономики эффект от трудовой миграции может быть прямо противоположным.
297
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН_____________________________________________
Литература
1. Stalker P The Work of Strangers: A Survey of International Labour Migration. Geneva: ILO, 1994. — 327 p.
2. Данные ООН по миграции за 2013 г. URL: http://esa.un.org/unmigration/TIMSO2013/migrantstocks2013.htmtfmsdo (дата обращения: 3.10.2014)
3. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран /Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. — Academia, 2009. — 384 с.
4. Human Developmet Report 2014. N.Y.: UNDP, 2014. — 160, 188 рр.
5. URL: http://www.tradingeconomics.com/country-list/gdp-per-capita (дата обращения: 24.03.2015)
6. Nation Master. URL: http://www.nationmaster.com/country-info/stats/People (дата обращения: 1.04.2015)
7. Global Economic Prospects 2006: Economic Implications of Remittances and Migration. Wash.: World Bank, 2006, p. 59
8. Revue d’economie politique. 2001. №4. Р. 575
9. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 416 с.
10. Россия и страны — члены Европейского союза. 2011: Статистический сборник / Росстат. M., 2011, с. 52, 54
11. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. — 454 с.
298