ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Е.Б. Яковлева,
профессор кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета
В статье рассматриваются исторические этапы миграционных процессов в европейских странах и их современное состояние. Дана характеристика данных процессов в России. Предложен принципиально новый подход к подготовке и привлечению трудовых мигрантов в российскую экономику.
Ключевые слова: трудовая миграция, миграция, миграционные процессы в Европе, новые принципы работы с мигрантами в РФ
УДК 331.5 ББК 65.248, 65240
Миграция — процесс перемещения больших масс людей имеет двухтысячелетнюю историю. Можно сказать, что формирование народонаселения Евразии произошло благодаря его постоянному перемещению в IV—VII вв. в результате Великого переселения народов или «этнической революции». В результате масштабного переселения, смешения различных племён (гуннских, германских, сарматских, славянских и др.) появились современные этносы: французы, англичане, испанцы и другие нации, заселившие современную Европу. Значительную роль в этом процессе сыграло установление Христианской религии. Основной целью перемещения больших масс людей был захват новых земель для развития земледелия и скотоводства.
Следующим этапом «смешения народов» считается период, охватывающий VN-VШ вв. В течение этих веков Арабский халифат захватил Сирию, Месопотамию, Северную Африку, часть Испании, Афганистан, частично территории Средней Азии, часть территорий Кавказа (в нынешних границах Азербайджан, Армению, Восточную Грузию). Язык и религия арабов, смешение материальной и духовной культуры оказали влияние на народы завоёванных стран. В течении 1Х-ХШ вв. Халифат постепенно распался.
Особенно интенсивно развивались миграционные процессы в эпоху Великих географических открытий с конца XV до середины XVII вв. В этот период наиболее активными были такие страны, как Португалия, Испания, Англия, Голландия. Мореплавателями из этих стран были открыты Австралия, Океания, значительная часть Африки, Америка. В середине XV в. в Западных странах был значительный рост народонаселения. Одновременно появились суда, технически способные перевозить на дальние расстояния большое количество людей. Поэтому в данный период времени миграционные потоки из Старого света на вновь открытые территории приобрели массовый характер. Россия также не осталась в стороне от этих процессов, осваивая огромные территории Сибири.
В XX веке основной импульс для активного перемещения рабочей силы дали две мировые войны, прошедшие на территории Европы. Большое число погибших во Второй мировой войне и массовые разрушения требовали дополнительной рабочей силы в европейских государствах, которые несмотря на большие потери обладали большим потенциалом к восстановлению высокого уровня жизни, чем многие колониальные регионы земного шара. Поэтому большие потоки мигрантов из стран южной Европы, Северной Африки и Юго-Восточной Азии прибывали в страны Северной и Центральной Европы, постепенно ассимилируясь среди местного населения.
В начале XXI века войны, развязанные на Ближнем Востоке (в Ираке, Ливии, Сирии), дали новый толчок потоку мигрантов, направившихся за поиском мирной и благополучной жизни в Европейские страны. Определённая аморфность стран — членов Евросоюза, невозможность защитить свои границы, псевдо либеральные ценности, которые были провозглашены руководством ЕС, могут привести к трагедии не только тех людей, которые пострадали от навязанных им военных действий, но и жителей тех европейских государств, куда направились миллионные толпы беженцев. Разница в перемещении рабочей силы в IV—XVII вв. не только в том, что прошло 12 веков с начала первых территориальных переселений народов, а в том, что за это время произошло образование новых этносов
со сложившимся менталитетом, особенностями вероисповедания и образом жизни, государственными образованиями с присущими им границами, закреплёнными международными соглашениями.
Сравнивая причины, цели и задачи перемещения большого количества людей в разные исторические эпохи, можно сделать вывод, что они значительно отличаются. В Древние века — это перемещение на чужие территории, ещё не оформившиеся как самостоятельные государства с целью освоения новых земель и поиска дополнительных средств для собственного существования. История расширения Арабского халифата и захвата Сирии, Палестины, Египта и др. государств, вплоть до Испании и Франции, происходившая в Средние века, была связана с кровопролитными войнами, попыткой военной силой удержать захваченные территории, и назвать этот период мирной миграцией населения — уже не получается. В XX-XXI вв. смысл миграционных процессов принципиально изменяется. Это поиск более благополучной жизни в странах с развитой экономикой со стороны приезжающих, и привлечение дополнительных рабочих рук — со стороны государств, принимающих мигрантов.
Глобализация экономических процессов очень остро ставит вопрос о неоднозначных последствиях миграции рабочей силы. В 2013 г. в мире за пределами своей страны проживало 232 млн. чел., что составляет 3,2% мирового населения. Россия по рейтингу ООН занимала в данном году второе место по количеству мигрантов после США. Использование мигрантов в национальном производстве имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относят:
• Удешевление производства товаров, и, как следствие повышение их конкурентоспособности;
• Удовлетворение потребности рынка труда в низко квалифицированной, дешёвой рабочей силе;
• Расширяется спрос на товары на внутреннем рынке, что стимулирует национальное производство к росту;
• В том случае, если мигранты официально оформлены на работу, они платят налоги, но они не участвуют в социальных программах (выплата пенсий, пособий, в случае увольнения, не требуется дополнительных затрат на их профессиональную подготовку)
Отрицательные последствия имеют многоаспектный характер. К экономическим проблемам следует отнести:
• сдерживание развития НТП и снижение качества выпускаемой продукции;
• снижение образовательного и профессионального уровня работников;
• уменьшение уровня оплаты труда национальных работников, за счёт найма более дешёвой рабочей силы (мигрантов);
• «утечка» части финансовых ресурсов в виде переводов и прямого вывоза денежных средств в другие государства.
Гораздо больше проблем имеет социокультурный аспект:
• это соперничество с другими этническими группами на основе различий в религиозных и культурных традициях;
• потеря своей идентичности со стороны коренного населения данной территории;
• демографическая безопасность страны;
• конфликты с местным населением на бытовом уровне. Особенно ярко данные противоречия проявились в странах ЕС
в результате массовой миграции населения из стран Ближнего Востока и северной Африки в 2015-2016 гг.
Причины усиления миграционных потоков в конце XX — начале XXI столетия вызваны значительной дифференциацией уровня жизни в разных странах и целых регионах. Средства массовых коммуникаций делают эту информацию доступной во всех регионах мира, вызывая тем самым у людей чувство незаслуженной несправедливости. Но, если обратить внимание на уровень ВВП на душу населения и ряд других основных социально-экономических показателей, характеризующих экономическое развитие стран, входящих в десятку признанных в международном рейтинге, как наиболее благополучных, то это будут такие страны, как Катар (1 место), Люксембург (2 место), ОАЭ (3 место), далее идут Норвегия, Сингапур, США (6 место), Швейцария, Нидерланды, Ирландия и Австрия (10 место)1. Среди стран, входящих в десятку самых богатых и благополучных в мире, только США (45,8 млн. мигрантов — 1 место в мире)2 пользуются большой привлекательностью, принимая у себя самое значительное количество мигрантов. Европейские страны, в которые в настоящее время хлынули потоки беженцев, не входят в десятку наиболее благополучных, за исключением Швейцарии, Нидерландов, Ирландии и Австрии, которые не пользуются особым спросом у мигрантов. Следовательно, решающими в выборе дальнейшего места проживания являются другие факторы. Значительную роль в данном вопросе играют, на наш взгляд, причины, связанные с либеральностью законодательства в вопросах выплаты пособий и обеспечения социальных гарантий, политическая и социальная стабильность Европейских стран. Другим решающим стимулом является демографическая ситуация в развитых странах, связанная с низкой рождаемостью. В мире в целом суммарный коэффициент рождаемости постоянно снижается. Если в середине XX столетия он составлял 4,95, то в период 2010-2015 гг. — лишь 2,793. В основных Европейских странах данный показатель колеблется от 1,4 до 2,0 (такой «высокий» показатель суммарного коэффициента рождаемости характерен только для Франции. В остальных странах он ниже)4. Одновременно в странах Ближнего Востока и Южной Азии, где рождаемость значительно выше, образуется «пузырь» избыточного народонаселения, который в поисках жизненного пространства вынужден мигрировать в страны с развитой социально-экономической системой и высоким уровнем развития экономики (табл. 1). Особенно остро этот вопрос стоит в тех регионах, где ведутся военные действия.
Таблица 1
Естественный прирост населения в странах — донорах мигрантов и в странах — реципиентах в 2014 г.5
Страны — доноры мигрантов Естественный прирост населения Страны — реципиенты мигрантов Естественный прирост населения
1 Алжир 19,68 1 Великобритания 2,88
2 Афганистан 24,72 2 Германия -2,87
3 Египет 18,52 3 Греция -2,20
4 Ливан 9,85 4 Австрия -1,62
5 Пакистан 16,61 5 Бельгия -0,77
6 Сирия 16,25 6 Венгрия -3,46
7 Турция 10,75 7 Испания 0,88
8 Ирак 22,28 8 Италия -1,26
9 Иран 12,29 9 Финляндия -0,16
10 Тунис 16,9 10 Франция 3,43
11 Швеция 2,47
Из данных таблицы 1 видно, что естественный прирост населения в европейских странах, принимающих мигрантов, в 10-12 раз ниже, чем в тех странах, из которых бежит население в поисках лучшей жизни.
Прибывающая в виде мигрантов рабочая сила, это, как правило, низко квалифицированные работники, которые частично находят рабочие места, соответственно своему уровню
профессиональной подготовленности, но в большей степени рассчитывают на благополучное существование за счет социальных пособий. Это не только наносит серьёзный ущерб обществу, но и создаёт конфликтную ситуацию внутри этих стран на национальной основе.
Миграционная политика Западных Европейских стран прошла несколько периодов развития. В послевоенное время (конец 40-х, 50-е — 60-е годы ХХ столетия) она характеризовалась политикой «открытых дверей» относительно мигрантов, объяснявшейся недостатком собственной рабочей силы и низким приростом коренного населения. В данный период правительства этих стран устраивал приток даже не квалифицированной рабочей силы. Особенно активную политику в данных вопросах занимала Франция, первая открывшая двери выходцам из своих бывших колоний. За ней последовали Великобритания, Германия и другие страны Западной Европы. В данный период времени в качестве барьера для переезда работников из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Индии выступали только свидетельства о состоянии здоровья. Уровень квалификации или её отсутствие никого не волновал. Следует отметить тот факт, что международная политика и законодательство в большей степени отстаивало позиции мигрантов, чем законодательства отдельных европейских стран относительно своей внутренней политики в направлении этой категории граждан.
По мере насыщения европейских стран неквалифицированной рабочей силой, требования к профессиональной подготовке приезжающих стали возрастать и к концу 60х годов возросли многократно. В середине 70-х годов в результате возникших «шоков предложения», т.е. роста цен на энергоносители, возникла необходимость в перестройке структуры производства, начали развиваться энергосберегающие технологии, сфера высокотехнологичных услуг, которые требовали соответствующей подготовки рабочей силы. Потребность в низко квалифицированной рабочей силе значительно снизилась, поэтому и от мигрантов теперь требовалась профессиональная подготовка.
Ученые в различных исследованиях, давали разную оценку миграционной и интеграционной политики стран ЕС:
• Политика Германии и Франции оценивалась как политика сегрегации;
• Великобритании — как политика расового разделения;
• Швеции — как политика ассимиляции;
• Голландии и Испании как политика с акцентами на права этнических меньшинств.
Политика мультикультурализма, проводимая руководителями Евросоюза, приводит к социально-экономической напряжённости в европейских странах, ложится серьёзным бременем на их государственные бюджеты. Наиболее «щедрые» условия для приёма мигрантов предлагаются Германией (выплаты в первые 3 месяца — 143 евро, затем — 216 евро + бесплатное питание в центрах приёма), Великобританией (бесплатное размещение, 201,4 евро ежемесячные выплаты), Францией (государством предоставляется жильё и бесплатное медицинское страхование + пособие в 343,5 евро в месяц). Именно эти страны, по данным Евростата, стали наиболее притягательными для мигрантов. В результате 35% беженцев устремилось в Германию (441,8 тыс. человек), Венгрию (174,4 тыс. чел. — рассматривается вновь прибывшими как транзитная страна, в силу очень низких пособий, всего 22,76 евро в месяц), Франция занимает 6 место по количеству мигрантов — 70,5 тыс. человек. Общее количество мигрантов, прибывших в Европу в 2015 г. составило 1,25 млн. беженцев, что превышает в 2,2 количество прибывших в 2014 г.6
России, как стране принимающей массу мигрантов из стран Азии и Украины, бывших ранее республиками СССР, следует сделать серьёзные выводы из ситуации, сложившейся в настоящее время в Европе. По численности мигрантов наша страна в 2013 г. занимала второе место в мире после США. В 2013 г., по данным ООН, количество мигрантов в Россию составило 11 млн. человек7. Следующая по численности мигрантов шла Германия — 9,8 млн. чел. Причины массовой миграции в РФ
из стран ближайшего окружения, отчасти схожи с теми, которые складываются в Европейских странах, т.е. низкий уровень жизни и политическая нестабильность в странах — донорах мигрантов. Но есть и своя специфика, которая отразилась на демографической ситуации в нашей стране8:
• Сложная социально-экономическая обстановка в стране в начале 90-х годов, связанная с трансформационным кризисом, начавшимся в экономике, снижение рождаемости в стране, одновременно рост численности населения в странах, бывших ранее республиками СССР.
• Конфессиональный состав населения России со сложившимся менталитетом относительно состава семьи, снижение количества браков среди основной массы населения, увеличение количества разводов. Одновременно улучшение данных показателей среди мусульманского населения.
• Степень урбанизации населения страны, который составляет в РФ 73%, что является высоким показателем. Среди городского населения уровень рождаемости составляет 85,7% от соответствующего показателя в сельской местности.
• Уровень грамотности и образования населения, особенно женщин, содействует высокой занятости женского населения в общественном производстве и не способствует рождению большого количества детей.
Экономические вопросы тесно связаны не только с демографическими, но и с политическими проблемами, а также с экономической ситуацией в странах, принимающих мигрантов. В России около 90% составляют мигранты из ближнего зарубежья, преимущественно из стран СНГ. Но, начиная с 2015 г. дополнительно на территории РФ оказалось 266,8 тыс. вынужденных мигрантов, 89,1% из которых лица, получившие временное убежище9. (вынужденные мигранты включают в себя численность лиц, получивших временное убежище, беженцев и вынужденных переселенцев). Основная часть — это прибывшие из Украины, в связи с теми политическими событиями, которые там происходят. Если в 2014 г. численность данной категории лиц из Украины составляла тысячную долю от вновь прибывших, то в 2015 г. они составили 87,9% данной категории лиц, в основной массе это беженцы и лица, получившие временное убежище. Значительное количество перемещённых лиц прибывает в Россию из Узбекистана, Грузии, Таджикистана, Киргизии. Общее количество мигрантов (вместе с вынужденными) составило в 2014 г. менее 1% от общего числа занятых в экономике. [9] Это незначительное количество по сравнению с европейскими странами, где проживает порядка 8-12% не европейцев.
В свете последних событий в Европейских странах и в России, миграционные процессы обретают, в первую очередь, политическое значение, а затем уже экономическое. Сложная политическая обстановка, связанная с распространением экстремального ислама, требует более тщательного подбора людей, желающих (с разными целями) пересечь национальные
границы. Учитывая это обстоятельство, России также следует принять превентивные меры для упреждения возможных негативных последствий неконтролируемой миграции, в основном из вновь образованных государств средней Азии, преимущественно с мусульманским вероисповеданием. По информации ФМС, на 5 февраля 2015 г. в России находились 4 341 тыс. мигрантов из стран Центральной Азии, включая 2185 тыс. граждан Узбекистана, 984,3 тыс. — Таджикистана, 606,7 тыс. — Казахстана, 540 тыс. — Киргизии и всего 24,5 тыс. — Туркменистана, с которыми у нас существует визовый режим10. Из приезжающих мигрантов 85% составляют мусульмане11. Большая часть приезжающих в РФ мигрантов имеет только среднее образование (42%), 27% — среднее специальное, 25% — незаконченное среднее, и только 6% — высшее образование. Из приведённых данных следует, что абсолютное количество мигрантов представляют неквалифицированную рабочую силу, в то время как уровень подготовки российских работников значительно выше: 32,2% имеют высшее образование, 44,8% — среднее профессиональное, 22,7% — среднее образование12. Низкий образовательный уровень и профессиональная подготовка, снижают качество рабочей сила на национальном рынке. Это тормозит внедрение новых технологий и современной техники.
Следует отметить, что в Советском Союзе ранее был наработан определённый опыт в плане подготовки и использования рабочей силы из национальных республик. Подготовка рабочей силы определённых специальностей велась на плановой основе, которая позволяла готовить специалистов необходимого профиля и распределять их в те регионы, и на те предприятия, которые нуждались в данных специалистах. Рассматривая данный вопрос, необходимо, прежде всего, обратиться к вопросу знания и использования русского языка на постсоветском пространстве. Здесь нужно отметить, что из всех республик, входящих ранее в СССР, только Беларусь сохранила государственный статус русского языка. Все остальные вновь образованные государства используют его как официальный язык (Казахстан, Киргизия), язык межнационального общения (Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина), а некоторые, считают его иностранным языком (Азербайджан, Армения, Грузия, и три прибалтийских государства). Нас в данном случае интересует то, как основные страны, поставляющие мигрантов в Российскую Федерацию, способствуют адаптации своих граждан на российской территории. Незнание русского языка значительно усложняет данный процесс. В Узбекистане, основном «поставщике» мигрантов в РФ только 20% населения активно владеют русским языком, в Таджикистане (2-е место по количеству мигрантов) — только 16% свободно говорят по-русски, в Казахстане — 65%, в Киргизии — 30%, в Туркмении — всего 2-3%13.
Знание языка страны пребывания мигрантов — это одна сторона проблемы. Другая — это владение определённой
Таблица 2
Численность специальных учебных заведений и численность учащихся в них в 1985/86 и 2007/08 учебных годах14
Республики / Страны В СССР в 1985/86 уч. годах В странах, основных поставщиков мигрантов в РФ в 2007/08 уч. годах Сравнительная характеристика за 12 лет
Число средних специальных учебных заведений Численность учащихся в них, всего, тыс. чел. Число средних специальных учебных заведений Численность учащихся в них, всего, тыс. чел. По численности учебных заведений По численности учащихся в них тыс. чел.
Азербайджан 77 76,2 60 53,5 - 17 - 22,7
Армения 66 47,9 106 31,1 - 40 - 16,8
Беларусь 139 160,5 204 155 - 65 - 5,5
Грузия 91 54,1 140 9,4 + 49 - 37,1
Казахстан 246 277,6 460 499,5 + 214 +221,9
Кыргызстан 45 50,9 82 43,4 + 37 - 7,5
Молдова 53 60,6 49 31,3 - 4 - 29,3
Россия 2566 2478,3 2799 2408 + 233 - 70,3
Таджикистан 39 40,2 52 34 - 13 - 6,2
Узбекистан 249 281,7 1192 11195 + 943 + 913,4
Украина 731 808,9 553 441,3 - 178 - 367,6
специальностью, что обеспечивается системой образования и специальной подготовкой в странах «донорах» мигрантов. За последние десятилетия в большинстве стран, бывших ранее республиками в составе СССР, значительно ухудшилась подготовка в средних специальных учебных заведениях:
Из данных табл. 2 видно, что, несмотря на то, что количество учебных заведений возросло в 5 странах, количество обучающихся уменьшилось практически во всех странах, за исключением двух (Казахстан и Узбекистан). Но есть государства, где, несмотря на увеличение учебных заведений, количество обучающихся, т.е. получающих специальную профессиональную подготовку, уменьшилось. Это такие страны, как Грузия, Кыргызстан, Россия. Это отразилось на внутреннем рынке труда. При наличии безработицы в России, в регионах не хватает квалифицированных специалистов. В сочетании с плохим знанием русского языка, приезжающих мигрантов работодатели стараются использовать только на низко квалифицированных видах работ. Такая же ситуация складывается по специалистам с высшим образованием.
В предыдущие годы ФМС занимала пассивную позицию, ограничиваясь только регистрацией прибывающих мигрантов.
Только в 2015 г. работники этой службы стали контролировать состояние здоровья, следить за покупкой патентов, уплатой налогов и совершением правонарушений в предыдущие годы со стороны прибывающих. Активная миграционная политика отличается тем, что страна, принимающая большое количество мигрантов, должна на той территории, с которой они прибывают, совершать отбор работников необходимых специальностей, используя подготовку по определённым направлениям и направлять в регионы, где наибольшая потребность в их использовании.
С учётом снижения естественного прироста населения России на протяжении двух десятилетий (с 1992 по 2012 гг.), недостатка квалифицированных специалистов рабочих специальностей, большого притока мигрантов, не имеющих достаточной подготовки, возможно, необходимо начать подготовку специалистов рабочих специальностей непосредственно на территории тех стран, которые являются основными поставщиками рабочей силы на российский рынок труда. Для этого необходимо принятие согласованных решений на правительственном уровне. В таком случае, миграционные потоки примут целенаправленный, управляемый характер.
1 http://madamvera.ru/rabota-i-biznes/dengi/10-samyh-bogatyh-stran-mira.html (дата обращения 20.02. 2016)
2 http://basetop.ru/reyting-stran-po-chislu-migrantov/ ( дата обращения 20.02. 2016).
3 https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 20.02. 2016)
4 Российский статистический ежегодник. - М., Росстат, 2015. - С.671
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_естественному_приросту_населения (дата обращения 10. 06. 2016)
6 Кравченко Л. И. Миграционный кризис в цифрах. http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope (дата обращения 13. 10. 2016)
7 http://basetop.ru/reyting-stran-po-chislu-migrantov/ ( дата обращения 20.02. 2016).
8 См. Яковлева Е.Б., Кислова О.Е. Демографическая ситуация в России и проблемы трудовой миграции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Экономика, 2015, вып. 1, с.6.
9 Расчёты произведены автором на основании данных «Россия в цифрах, 2015. - М., Росстат, 2015. - С. 85, 87, 91.
10 http://www.stoletie.ru/obschestvo/zachem_rossii_20_millionov_migrantov_650.htm
11 https://www.ridus.ru/news/215351.html (дата обращения 16. 10 2016)
12 См. данные: Труд и занятость в России, 2015, М., Ростат, 2015, с.44.
13 Демоскоп № 251-252 19 июня-20 августа 2006 г. А. Арфеев Сколько людей говорят и будут говорить по-русски? (Дата обращения 14. 10. 2016)
14 Народное хозяйство СССР в 1985 г., М., ЦСУ СССР, 1986, с 510; http://cis.rudn.ru/doc/355 (дата обращения 14. 10 2016)