ТРУПОВЙЯ МИГР0С1ИЯ и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЗвПЙПНОЙ ЕВРОПЫ
БЕЗБОРОДОВА Т.М.
к.э.н., заведующая кафедрой «Менеджмент и маркетинг»
Омского института (филиала) РГТЭУ
Аннотация: В настоящей статье определены экономические выгоды стран - доноров и принимающих стран, вызванные трудовыми миграциями, охарактеризована роль трудовой миграции в экономической интеграции Западной Европы.
Ключевые слова: трудовая миграция, страны-доноры, страны-реципиенты, экономические издержки, экономические выгоды.
Миграция рабочей силы является частью структурных изменений в экономике. В литературе отсутствует однозначная оценка роли миграции. Господствует представление, подтвержденное исследованиями трудовых миграций в странах ЕС, что трансграничное перемещение рабочей силы содействует экономическому росту. Очевидны и связанные с этим издержки - дополнительная нагрузка на инфраструктуру и социальную сферу, сокращение трудовых ресурсов в странах, отдающих рабочую силу, проблемы распределения доходов.
Исследования на уровне микроэкономики выявляют факторы, предопределяющие принятие индивидуальных решений о миграции или побуждающие работодателей к найму иностранной рабочей силы. Существенными стимулами к эмиграции называют разницу между доходами имеющимися и ожидаемыми в стране иммиграции, возможность найти надежное рабочее место, а в дальнейшем добиться разрешения на проживание.
Работодатели заинтересованы в использовании труда мигрантов не только в связи с расширением производственных возможностей. Иностранная рабочая сила, увеличивая предложение на рынке труда в определенном квалификационном сегменте страны, облегчает выживание предприятий, которые испытывают конкурентное давление, но располагают ограниченным капиталом для инвестиций в рационализацию.
Согласно территориально-структурным моделям масштаб межстрановых миграционных потоков предопределяется сочетанием таких факторов в регионе эмиграции, как безработица, прирост населения, бедность, экономическая стагнация, а в регионе иммиграции -нехватка рабочей силы, быстрый экономический рост и рост занятости. Действуют также факторы значительного разрыва в уровне заработной платы между регионом эмиграции и иммиграции, а также географической удаленности, языковой и культурной дистанций [1]. Аргументы, подкрепляющие эти модели, хорошо вписываются в неоклассическую теорию, согласно которой миграция может выравнивать региональные различия в уровне заработной платы. Рынки труда сегментированы и регулируются, так что миграция может выступать лишь как один из факторов выравнивания заработной платы и безработицы.
По данным Международной организации миграции (далее: МОМ) в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей [4], причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.
Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.
Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство западноевропейских стран благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.
Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой
миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.
Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км. от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.
На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».
Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.
Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.
Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).
Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно ниже, чем коренного населения, их профессионально-квалификационная структура имеет более выраженную поляризацию, отражающую особенности современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны, на высококвалифицированных специалистов, а с другой - на временных, в том числе сезонных, рабочих.
Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30% ВВП. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит и так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики.
Таблица 1 - Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран
в 1 996 году [3, с.42]
Иностранное население (ИН) (тысяч человек) Доля ИН в структуре населения (%) Иностранная рабочая сила (ИНР) (тысяч человек) Доля ИНР в составе рабочей силы (%)
Бельгия 912 9 196 6,5
Великобритания 1972 3,1 878 3,4
Германия 7314 8,9 2559 9,1
Италия 109,1 2 332 1,7
Франция 3597 6,3 1573 6,2
Швейцария 1338 19 709 17,9
Эффективность внешней трудовой миграции зависит и от сложившейся в стране социально-экономической ситуации, структурных и динамических характеристик ее хозяйственного строя.
Правильно организованный иммиграционный процесс способен увеличить ВВП на одного занятого, причем рост производительности совокупного труда произойдет за счет увеличения численности даже неквалифицированной рабочей силы.
Между развитыми странами давно уже ведется острая борьба за высококлассных специалистов и инвесторов. Реализуются всевозможные программы привлечения этой группы мигрантов на постоянное место жительства. Следует также отметить, что предпринимательская деятельность и самозанятость среди иммигрантов распространены шире, нежели среди местного населения.
Считается, что высококвалифицированная рабочая сила оказывает, как правило, позитивное долгосрочное влияние на хозяйственное развитие, тогда как воздействие неквалифицированной весьма неоднозначно. Последнее обусловлено тем, что, с одной стороны, широкое привлечение дешевой рабочей силы в те или иные отрасли может привести к снижению производительности труда, с другой - элементарная нехватка работников губительна для любого производства. Кроме того, заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению, а также росту квалификации местных кадров и тем самым - повышению производительности их труда.
Значительная экономия на оплате труда иммигрантов увеличивает доходы предпринимателей и, как правило, способствует росту инвестиционной активности. В 60-70-е годы в ФРГ и во Франции (в отраслях, где работало много иностранцев) замещение труда капиталом происходило гораздо быстрее. Кроме того, содействуя повышению трудовой мобильности, иммигранты обеспечивают предпринимателям определенную экономию и на издержках, связанных с движением капитала.
В то же время использование дешевого труда может замедлить модернизацию производства. Так произошло, например, в ФРГ, где в 60-70-е годы иммигранты широко привлекались к работе на небольших предприятиях с устаревшим оборудованием в сферах строительства и угледобычи, судостроении, сталеплавильной и текстильной промышленности. В 80-е годы, в период структурной перестройки, эти отрасли понесли большие потери.
В целом иммиграция позитивно влияет на развитие любого производства, поставляя ему не только рабочие руки, специальные знания, высокую и порой редкую профессиональную квалификацию, но и инвестиционные ресурсы. Она не только поддерживает традиционные отрасли, но и во все большей мере питает первоклассными специалистами новейшие высокотехнологичные секторы.
Иммиграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для принимающей страны. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социальнодемографической. Так, в Канаде, Австралии, Швейцарии и США, где на долю иностранцев приходится существенная часть национального производства, эти последствия достаточно серьезны и системны, а зависимость экономики - ярко выражена. В большинстве же развитых стран иммиграция выполняет скорее вспомогательную роль, содействуя корректировке диспропорций на рынке труда, нормальному функционированию производства, активизации инвестиционного процесса. Таким образом, в макроэкономическом плане иммиграция, как правило, приносит принимающей стране значительную выгоду (если не происходит превышения ее иммиграционной емкости).
Итак, международная трудовая миграция — объективный многогранный процесс, движимый как экономическими, так и внеэкономическими факторами, который стране-донору приносит определенные преимущества:
- сокращается уровень безработицы и расходы по ее социальному обслуживанию;
- граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая тем самым платежный баланс страны;
- эмигрантами нередко осуществляется личное инвестирование в отечественную экономику (путем покупки у себя на родине средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д.);
- часть эмигрантов возвращается домой, привозя с собой капитал, достаточный для начала бизнеса. В результате в относительно менее развитых странах возникают малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность;
- стране — экспортеру рабочей силы поступают средства от налога с прибыли фирм-посредников, работающих в данной: сфере деятельности;
- страны — экспортеры имеют валютные поступления от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, образование и т.д.
Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.
Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.
Помимо перечисленных выше преимуществ в государственный бюджет страны-экспортера рабочей силы поступают и прямые платежи, которые вносят в виде налогов эмигранты, если это закреплено в законодательстве или межправительственными соглашениями.
В целом же реальные поступления от международной миграции в национальную экономику страны - экспортера рабочей силы оказываются часто весьма значительными, это наглядно показано на примере стран с наибольшим объемом получаемых денежных переводов. Так, в Индии и Республике Корея они превышали $ 1 млрд. в год, а в Турции и Пакистане достигали в отдельные годы — $ 3 млрд., что стало второй статьей дохода после выручки от экспорта товаров. Переводы в другие страны также содействовали финансовой и экономической стабилизации как семей рабочих, так и самих государств.
Переводы, поступающие от мигрантов в страны исхода, составляют ежегодно около 70 млрд. долларов, при этом Германия ($ 5,3 млрд.), Франция ($ 2 млрд.) и Великобритания ($ 1 млрд.) входят в первую пятерку стран по количеству отправляемых денег после Саудовской Аравии ($ 16 млрд.) и США ($ 12 млрд.) [5, с.26-35]. Не отстает в этом процессе и Россия. Так, по итогам 2008 года объем денежных переводов из России трудящихся мигрантов на семьям родину по официальным данным составил $ 4,5 млрд., по неофициальным - до $ 18 млрд. [2]. Не случайно, поэтому, для стран Западной Европы в последние годы началась новая фаза переосмысления своей внутренней и внешней национальной политики в отношении иностранцев, проживающих в этих странах.
Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.
К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся:
- рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя на родине, а за рубежом;
- мигрирует наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технического интеллигенции («утечка мозгов») отрицательно влияет на научный потенциал страны;
- массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин отражается на демографической ситуации.
Подавляющее большинство исследований международных организаций и отдельных ученых доказывают позитивное воздействие использования иностранных рабочих на хозяйственное развитие стран-реципиентов. Однако в преддверии XXI в. странах Европы, как Западной, так и Восточной, развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических последствий миграции рабочей силы. Противники импорта рабочей силы утверждают, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в странах Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных, поэтому приток иммигрантов поднимает еще выше уровень безработицы и, как следствие, повышение социальной напряженности, преступности, нередко на почве межнациональных конфликтов.
Литература:
1. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - N 3. - С.47-57.
2. Безбородова, Т.М. Проблемы и практика налогообложения доходов трудовых мигрантов // Налоги и финансовое право, 2010, № 6 (с. 191 -193)/
3. Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России/ Под ред. Г.Витковской; Междунар. орг. по миграции. Моск. исслед. программа по миграции. - М.: Г ендальф, 2002. - с. 351.
4. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты // Отв. ред. Ж.А. Зай-ончковская. Москва, 2003/ - с. 286.
5. Рыбаковский Л., Шапиро В. Факторы межрайонной миграции населения (Куда и зачем едут люди/ М-во высш.и сред. спец. образования СССР. Науч.-техн. совет. Секция Народонаселения; Гл. ред. Д.И. Валентай. - М.: Статистика, 1979. - с. 111.