Научная статья на тему 'Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Польши и стран Прибалтики'

Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Польши и стран Прибалтики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1070
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА / ПОЛЬША / СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ / ЛАТВИЯ / ЛИТВА / ЭСТОНИЯ / МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / "УТЕЧКА УМОВ" / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габарта Анджей Артурович, Воротников Владислав Владиславович

В статье рассматриваются особенности феномена трудовой миграции населения Польши и стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) как государств нетто-экспортеров рабочей силы. После вступления в ЕС в 2004 г. эти страны вследствие своего отставания в социально-экономическом развитии от государств ЕС-15, а также избытка квалифицированной рабочей силы стали специализироваться на её экспорте. На основе компаративного анализа исторической ретроспективы и современного состояния трудовой миграции и её воздействия на национальные хозяйства, а также социально-политическое развитие в статье выделяются характерные черты этого явления для каждой из исследуемых стран. Кроме того, отмечена специфика прибалтийских государств, где отъезд значительной массы трудоспособного и социально активного населения парадоксальным образом позволил в условиях начала мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. снизить социальную напряженность. Высокий уровень миграции влечёт тяжёлые последствия для их социально-экономического развития; при этом доля “неграждан” в общем объёме трудовых мигрантов не является значительной и не оказывает существенного влияния на общую динамику миграционных процессов в Латвии и Эстонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Польши и стран Прибалтики»

УДК 339, 331.55 Владислав ВОРОТНИКОВ, Анджей ГАБАРТА

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛЬШИ И СТРАН ПРИБАЛТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности феномена трудовой миграции населения Польши и стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) как государств нетто-экспортеров рабочей силы. После вступления в ЕС в 2004 г. эти страны вследствие своего отставания в социально-экономическом развитии от государств ЕС-15, а также избытка квалифицированной рабочей силы стали специализироваться на её экспорте. На основе компаративного анализа исторической ретроспективы и современного состояния трудовой миграции и её воздействия на национальные хозяйства, а также социально-политическое развитие в статье выделяются характерные черты этого явления для каждой из исследуемых стран. Кроме того, отмечена специфика прибалтийских государств, где отъезд значительной массы трудоспособного и социально активного населения парадоксальным образом позволил в условиях начала мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. снизить социальную напряженность. Высокий уровень миграции влечёт тяжёлые последствия для их социально-экономического развития; при этом доля "неграждан" в общем объёме трудовых мигрантов не является значительной и не оказывает существенного влияния на общую динамику миграционных процессов в Латвии и Эстонии.

Ключевые слова: Центральная Европа, Польша, страны Прибалтики, Латвия, Литва, Эстония, миграция, трудовая миграция, "утечка умов", миграционные потоки, денежные переводы.

Одним из проявлений глобализации и интернационализации мирового хозяйства является международная миграция рабочей силы. Под ней понимается перемещение рабочей силы из одной страны в другую для обеспечения её занятости.

© Воротников Владислав Владиславович, к.и.н., старший преподаватель кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России, научный сотрудник Центра североевропейских и балтийских исследований ИМИ МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76. E-mail: [email protected] Габарта Анджей Артурович - к.э.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76. E-mail: an-

[email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62016125136

Существует множество теорий, объясняющих феномен международной трудовой миграции. В обобщённом виде его можно объяснить следующими факторами.

Миграцию рабочей силы порождают различия в социально-экономическом развитии стран. В странах, находящихся на более высоком уровне экономического развития, в которых происходит рост национального хозяйства, наблюдается дефицит рабочей силы, а значит, есть спрос на иностранную рабочую силу. Обычно рабочая сила перемещается из стран, богатых трудовыми ресурсами, в страны, богатые капиталом. Помимо этого, приток мигрантов восполняет демографическую убыль экономически активного населения в развитых странах, столкнувшихся с демографическим кризисом. Миграция также может рассматриваться с точки зрения осуществления инвестиций в человеческий капитал и быть нацелена на повышение благосостояния семей мигрантов. Принято считать, что трудовая миграция не ведёт к возникновению конкуренции в принимающей стране. Обычно мигранты находят своё применение в рамках "так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжёлыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста" [Ломакин, 2007: 249].

В странах Центральной Европы и Прибалтики феномен трудовой миграции имеет длинную историю и прошёл несколько этапов. В конце XIX - начале XX вв., в период формирования капиталистических отношений, территории, входящие в состав современных государств Прибалтики и Польши, в основном находились на аграрной стадии экономического развития. Население деревень активно мигрировало в промышленно развитые центры, такие как Варшава, Рига, а также эмигрировало в другие страны, чаще всего в США и страны Латинской Америки.

Продолжение миграции в межвоенный период также определялось экономическими причинами, а активное перемещение населения в годы Второй мировой войны и после - уже политическими. Последняя волна миграции в конце 1980-х -1990-е гг. была связана с ухудшением социально-экономической ситуации в Польше и странах Прибалтики в условиях форсированного политического и экономического транзита, вытеснением некоренного населения Прибалтики и, вместе с тем, улучшения доступа к западным рынкам труда для трудовых мигрантов, а также рынка получения образовательных услуг для молодежи из этого региона.

Одним из последствий вступления Польши и стран Прибалтики в ЕС в 2004 г. стал рост трудовой миграции. Основной причиной оттока рабочей силы являются диспропорции в социально-экономическом развитии этой группы стран по сравнению со "старыми" членами ЕС (ЕС-15), проявившиеся в уровне доходов населения. Другой важной причиной трудовой миграции стал высокий уровень безработицы.

По состоянию на начало 2015 г. население Польши составляло около 38,5 млн чел. - 8% населения ЕС [Польская статистическая служба, 2016]. Характерными чертами польской возрастной структуры общества были низкие темпы естественного прироста населения, рост продолжительности жизни, старение населения.

В отличии от Польши государства Прибалтики обладают гораздо меньшим количеством населения (Латвия - 1,968 млн чел., Литва - 2,888 млн чел., Эстония -1,311 млн чел., что соответствует примерно 0,39%, 0,57% и 0,26% (суммарно -1,22% от всей численности населения ЕС соответственно) [Центральное статистическое управление Латвии, Департамент статистики Литвы, Статистика Эстонии, 2016], которое, к тому же, за последние два с половиной десятилетия сократилось, по данным официальной статистики, примерно на 20-25%.

Накануне вступления Польши и стран Прибалтики в ЕС в 2004 г. ВВП на душу населения по ППС был в два раза меньше, чем средний показатель по ЕС и составлял около 13 тыс. долл. США. Для сравнения: в аналогичный период подушевой ВВП по ПСС в Германии составлял - 30,7 тыс. долл., США, Ирландии - 38 тыс. долл. США, Великобритании - 33,1 тыс. долл. США, Голландии - 35,2 тыс. долл. США. В 2004-2015 гг. Польша и страны Прибалтики смогли увеличить ВВП на душу населения по ППС почти в два раза, но, несмотря на это, значительный разрыв в уровнях доходов населения между этой группой государств и странами ЕС-15 сохранялся. В 2015 г. подушевой показатель ВВП по ППС Польши составлял 69,4% от уровня ЕС, Латвии - 64,5%, Литвы - 73,6%, Эстонии - 74,6% [Всемирный банк, 2016]. При этом у жителей государств региона Центральной Европы, в том числе Польши, и стран Прибалтики степень удовлетворенности качеством своей жизни и результатами социально-экономической трансформации в последние годы снижается [Дрыночкин, 2015: 55], что, в совокупности, способствует усилению миграционных процессов.

Таблица 1.

ВВП на душу населения по ППС в 2004-2015 гг. (в тыс. долл. США)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЕС 26,5 27,7 30,0 31,8 33,2 32,4 33,2 34,6 35,2 36,1 36,9 37,7

Латвия 12,5 14,1 16,6 19,0 19,9 17,0 17,4 19,5 21,1 22,6 23,5 24,3

Литва 13,3 14,7 16,7 19,3 20,8 18,3 20,1 22,5 24,5 26,5 27,7 27,7

Польша 13,0 13,8 15,1 16,9 18,0 19,1 20,9 22,5 23,6 24,5 25,3 26,1

Эстония 14,7 16,6 19,3 21,8 22,5 20,2 21,1 24,0 25,9 27,2 28,1 28,1

Источник: [Всемирный банк, 2016].

Вступление этих стран в ЕС означало для их граждан открытие европейского рынка труда. Первыми, кто открыл свой рынок труда для трудовых мигрантов из стран Центральной Европы и Прибалтики в 2004 г., стали Великобритания, Ирландия, Швеция. В 2006 г. их примеру последовали Финляндия, Португалия, Испания, Италия, Греция, в 2007 г. - Голландия и Люксембург, в 2008 г. - Франция, в 2009 г. - Бельгия и Дания. Последние ограничения на перемещение рабочей силы в рамках ЕС были отменены в 2011 г. (Германия, Австрия). Благодаря вступлению в ЕС граждане Польши и стран Прибалтики получили возможность работать в странах, не являющихся членами ЕС, но входящих в состав Европейской экономической зоны: Исландии (с 2006 г.), Норвегии (с 2009 г.), Швейцарии (с 2011 г.).

Накануне 2004 г. в странах ЕС насчитывалось около 0,5 млн польских трудовых мигрантов. Точный масштаб польской трудовой миграции в ЕС трудно подсчитать в связи с разной методологией подсчёта в странах-экспортёрах и странах-импортерах рабочей силы. В связи с этим существует множество оценок величины миграции из Польши. На взгляд авторов, достоверным источником информации в данном вопросе могут служить данные польской статистической службы и данные

переписи населения, согласно которым за 2004-2014 гг. из Польши мигрировало в страны ЕС более 1,3 млн человек, около 3,5% населения страны [Габарта, 2016: 2].

По разным данным (включая нерегистрируемую миграцию), с 2004 г. по 2015 г. Литву могли покинуть не менее 500 тыс. чел., Латвию - 300-350 тыс. чел. (на состоявшемся в январе 2015 г. заседании Комиссии Сейма по долгосрочному развитию официально признан отъезд не менее 250 тыс. чел.), Эстонию - 100-150 тыс. человек.

Таблица 2.

Внешняя (регистрируемая) миграция населения стран Прибалтики в 2004-2015 гг. (чел.)

Латвия Литва Эстония

Эмиграция Иммиграция Нетто-миграция (сальдо) Эмиграция Иммиграция Нетто-миграция (сальдо) Эмиграция Иммиграция Нетто-миграция (сальдо)

2004 20167 4844 -15323 37691 5553 -32138 2927 1097 -1830

2005 17643 6691 -10952 57885 6789 -51096 4610 1436 -3174

2006 17019 8212 -8807 32390 7745 -24645 5527 2234 -3293

2007 15463 7517 -7946 30383 8609 -21774 4384 3741 -643

2008 27045 4678 -22367 25750 9297 -16453 4406 3671 -735

2009 38208 3731 -34477 38500 6487 -32013 4658 3884 -774

2010 39651 4011 -35640 83157 5213 -77944 5294 2810 -2484

2011 30311 10234 -20077 53863 15685 -38178 6214 3709 -2505

2012 25163 13303 -11860 41100 19843 -21257 6321 2639 -3682

2013 22561 8299 -14262 38818 22011 -16807 6740 4098 -2642

2014 19017 10365 -8652 36621 24294 -12327 4637 3904 -733

2015 20119 9479 -10640 44533 22130 -22403 13003 15413 2410

X 292367 91364 -201003 520691 153656 -367035 68721 48636 -20085

Источники: [Центральное статистическое управление Латвии, Департамент статистики Литвы, Статистика Эстонии, 2016].

Трудовые миграционные потоки из Польши в страны ЕС обусловлены как состоянием национального хозяйства Польши, так и общей экономической ситуацией в ЕС. Самая крупная волна миграции наблюдалась в 2004-2007 гг. По подсчетам польской статистической службы, в 2007 г. количество трудовых мигрантов, которые работали в странах ЕС, составляло 1,86 млн человек. В кризисный 2009 г. динамика оттока трудовых мигрантов уменьшилась, появились обратные процессы -возвращение граждан Польши обратно на родину. В 2010 г. масштаб эмиграции из Польши уменьшился до 1,61 млн человек. С 2011 г. отток рабочей силы из Польши усилился и в 2012 г. достиг 1,72 млн человек. В совокупности с учётом сезонных работников и тех мигрантов, которые вернулись обратно в Польшу, объём трудовой миграции в 2004-2013 гг. составил 2,4 млн человек. Самый большой отток трудовых ресурсов наблюдался в трёх польских воеводствах: Опольском, Свенток-шиском и Подкарпатском [Габарта 2016: 3].

После вступления Польши в ЕС изменилось направление польских миграционных потоков. До 2004 г. более 37% всех покинувших Польшу направлялись в Германию, а 20% мигрантов - в США [Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP, 2014: 203]. После 2004 г. польская рабочая сила в основном не покидала пределов ЕС. Согласно данным польской статистической службы, более 30% мигрантов направились в Великобританию, 23,5% - Германию, 5,5% - Ирландию Италию и Нидерланды [Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP, 2014: 203]. Такое положение дел было вызвано быстрым открытием ирландского и британского рынка труда для польских мигрантов, а также хорошим уровнем знания английского языка среди покидающих Польшу граждан. Поэтому основная масса польских трудовых мигрантов в Великобритании и Ирландии — это молодые и хорошо образованные люди. Привлекательность Нидерландов для польских трудовых мигрантов объясняется наличием большого количества свободных рабочих мест в отдельных производственных сферах экономики и высоким уровнем оплаты труда. После официального открытия немецкого рынка труда для польских мигрантов Германия стала одним из самых привлекательных центров притяжения польской рабочей силы. Отличительной чертой трудовых мигрантов, которые направляются в эту страну, является их зрелый возраст и обладание худшей квалификацией.

В Латвии на протяжении последних лет росло число эмигрантов с высшим образованием (большую часть составляют молодые люди в возрасте 20-34 года), более ориентированных на долгосрочную или постоянную эмиграцию. При этом среди молодёжи и студентов этот показатель выше и доходит до 35-40%. Основными направлениями миграции являются Великобритания (с 2010 г. - более половины всех мигрантов), Ирландия, Норвегия, Германия, США, Швейцария.

Особое место в Латвии занимают "неграждане", лица имеющие специальные паспорта "негражданина" (alien'spassport) и лишенные по сравнению с гражданами не менее 79 политических и социально-экономических прав. На 1 января 2016 г. их насчитывалось 252,017 чел., или 11,75% населения [Центральное статистическое управление Латвии, 2016]. Однако на сегодняшний день их доля в миграционном потоке из Латвии ниже их доли в общей численности населения (см. таблицу 3).

Литовская миграционная модель похожа на латвийскую (за исключением проблемы "неграждан", которых в этой стране нет ввиду предоставления гражданства всем жителям Литвы в начале 1990-х по т.н. "нулевому принципу"). К примеру, в 2011 г. более половины эмигрантов были образованные (с высшим образованием) молодые люди в возрасте 20-34 года (55,4%), ориентированные также на долго-

срочную или постоянную миграцию (часто целыми семьями). География миграционных потоков из Литвы включает в себя Великобританию (с 2010 г. - около половины всех мигрантов), Ирландию (10-15%), Германию, Норвегию, США, Испанию и Россию.

Таблица 3.

2011 2012 2013 2014 2015

Всего 30 311 25 163 22 561 19 017 20 119

Граждане Латвии 23 630 20 421 19 150 16 438 16 579

Неграждане Латвии 3 234 2 543 1 771 1 188 977

Граждане других государств 3 447 2 199 1 640 1 391 2 563

Источник: [Центральное статистическое управление Латвии, 2016].

В Эстонии трудовую эмиграцию в основном выбирают представители рабочих профессий для трудоустройства в Финляндии (в разные годы не менее 75-80% мигрантов отправлялось именно в эту страну; другие направления - Великобритания, Германия, Норвегия, Россия) в сферах строительства и услуг. Отличием эстонской модели является также и то, что ввиду близости страны назначения миграция чаще носит временный характер [ОЭСР, 2013: 16-17]. Более того, многие эстонцы (особенно, врачи, водители), имея основную работу в Таллине, на выходных подрабатывают в Финляндии (паром до Хельсинки идёт два с половиной часа) - конкретная статистика, подтверждающая данное явление, отсутствует, однако это является общеизвестным фактом.

В случае с Эстонией, как и с Латвией, следует коснуться вопроса миграции "неграждан", или, как их называют в этой стране, "лиц с неопределённым гражданством". Несмотря на сохраняющуюся большую численность этой ущемлённой в базовых правах категории жителей Эстонии (на 1 января 2016 г. - 81,238 чел., или около 6,1%), согласно статистическим данным, их доля в общем миграционном потоке незначительна (см. таблицу 4) [Статистика Эстонии, 2016].

Таблица 4.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015*

Гражданство Эстонии 2 279 3 964 4 964 3 940 3 860 3 972 4 665 5 608 5 968 6 414 4 314 8 947

Гражданство России 311 349 245 193 151 193 189 154 114 106 115 677

Другое гражданство 294 271 269 249 392 489 438 447 237 219 208 2613

Гражданство неизвестно 43 26 49 2 3 4 2 5 2 1 0 766

* Начиная с 2015 г., Департамент статистики стал учитывать не только зарегистрированную, но и незарегистрированную миграцию.

Источник: [Статистика Эстонии, 2016].

Квалификация населения прибалтийских государств в среднем выше, чем в некоторых "старых" европейских государствах и в большинстве принятых в 2004 и 2007 гг. стран Центральной Европы (см. таблицы 5, 6). И, хотя, до 80-85% трудовых мигрантов из стран Прибалтики в принимающих странах устраиваются на должности не по специальности и, как правило, на рабочие места в сфере услуг, не требующие высокой квалификации, очевидно, что трудовые мигранты из прибалтийских государств (как и стран Центральной Европы) более выгодны и удобны для "старых" европейцев как носители европейской культуры и единого "цивили-зационного кода", в отличие от мигрантов из государств Ближнего Востока и Северной Африки.

Таблица 5.

Количество лиц с высшим образованием в возрасте 25-64 лет, включая носителей и соискателей научных степеней (with tertiary education attainment)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЕС 21,9 22,5 23,0 23,5 24,2 25,1 25,9 26,8 27,7 28,6 29,3 30,1

Латвия 19,8 20,3 20,9 22,2 24,8 25,8 26,9 27,7 29,2 31,0 30,2 31,6

Литва 25,6 26,5 26,1 28,2 30,2 30,8 32,4 33,5 34,1 35,2 36,7 38,7

Польша 15,6 16,8 17,9 18,7 19,6 21,2 22,5 23,3 24,5 25,8 27,0 27,7

Эстония 30,9 33,2 33,2 33,3 34,2 36,2 35,5 36,9 37,6 37,4 37,6 38,1

Источник: Eurostat.

Таблица 6.

Количество лиц с высшим образованием в возрасте 30-34 лет

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЕС 29,0 30,1 31,1 32,3 33,8 34,8 36,0 37,1 37,9 38,7

Латвия 19,3 25,7 26,3 30,5 32,6 35,9 37,2 40,7 39,9 41,3

Литва 39,4 36,4 39,9 40,4 43,8 45,7 48,6 51,3 53,3 57,6

Польша 24,7 27,0 29,7 32,8 34,8 36,5 39,1 40,5 42,1 43,4

Эстония 32,5 33,5 34,4 36,3 40,2 40,2 39,5 42,5 43,2 45,3

Источник: Eurostat.

Последствия трудовой миграции из Польши и стран Прибалтики неоднозначны. С одной стороны, отток избыточной рабочей силы способствовал сглаживанию социальных проблем в этих государствах, был одним из источников снижения уровня безработицы. Кроме того, Польша и страны Прибалтики как экспортёры рабочей силы стали получать доходы в виде денежных переводов от своих мигрантов в более развитых странах ЕС.

В 2004-2015 гг. трудовые мигранты из Польши и стран Прибалтики перечислили на свою родину более 140 млрд долл. США (из них на Польшу приходится более 65%). Совокупный объём денежных трансфертов от польских мигрантов составил 92,752 млрд долл. США [Всемирный банк, 2016]. В 2004-2007 гг. средние темпы прироста денежных переводов мигрантов в Польшу составляли 33,6% в год Spraw Zagranicznych КР, 2014: 207]. В 2008 г. был установлен рекорд - денежные трансферты достигли 10,475 млрд долл. США [Всемирный банк, 2016]. В 2008-2015 гг. из-за экономического кризиса и его последствий уменьшился отток рабочей силы из Польши, а также ухудшились условия работы и оплаты труда польских трудовых мигрантов в странах ЕС. Объём трансфертов уменьшился. В 2015 г. денежные переводы составляли около 65% от уровня 2008 г. - 6,785 млрд долл. США.

Наряду с получением средств из структурных фондов ЕС и ПИП, трансферты мигрантов входят в тройку источников притока капитала в экономики исследуемых стран. Трансферты существенным образом повлияли на благосостояние семей мигрантов. Благодаря их денежным переводам в Польше и странах Прибалтики происходит рост внутреннего спроса, способствуя, таким образом, увеличению производства и занятости. В Польше, к примеру, большинство трансфертов направлялось жителям маленьких городов и сел, расположенных в западной части Польши. По подсчётам польских экономистов, более 2,5 млн домашних хозяйств выступили в роли получателей этих денежных средств. Благодаря денежным переводам удалось сократить уровень бедности в Польше на 2% [Габарта, 2015: 79].

Подобная тенденция наблюдалась и в странах Прибалтики. В 2004-2015 гг. совокупный объём денежных трансфертов от прибалтийских мигрантов составил 40,207 млрд долл. США (Латвия - 18,212 млрд долл., Литва - 17,236 млрд долл., Эстония - 4,759 млрд долл. США). В 2015 г. денежные переводы латышских и литовских трудовых мигрантов составляли около 80% от уровня 2008 г. - 1,416 млрд долл. и 1,373 млрд долл. США соответственно. В случае с Эстонией, судя по статистическим данным, на трудовых мигрантов из этой страны мировой кризис и его последствия оказали меньшее воздействие. В 2015 г. денежные переводы эстонских трудовых мигрантов были на 23% выше уровня 2008 г. и составили 445,5 млн долл. США [Всемирный банк, 2016].

Отток рабочей силы из Польши оказал воздействие на польский рынок труда и занятость. В 2004 г. уровень безработицы в Польше составлял более 19,1% экономически активного населения. К 2008 г. он уменьшился до 7,1%. Из-за кризиса и его последствий безработица в Польше в 2013 г. опять составила двузначные цифры - 10,3%, однако затем снова стала сокращаться (см. таблицу 7). Уровень безработицы среди молодёжи в 2004-2008 гг. существенно снизился с 39,6% до 17,2%. В последующие годы опять наблюдается тенденция к росту. В 2015 г. около 20,8% безработных - это лица в возрасте от 15 до 24 лет (см. таблицу 8). Тем не менее не совсем корректно утверждать, что отток рабочей силы из Польши являлся главной

причиной снижения уровня безработицы. Во-первых, не все мигранты в момент отъезда из Польши были экономически активным населением - высокий удельный вес в данной группе составляли студенты. Во-вторых, в 2004-2008 гг. количество безработных граждан Польши уменьшилось приблизительно на 2 млн чел., а величина миграции в данный период была гораздо меньше.

Освобождавшиеся вакансии в Польше замещаются менее квалифицированными кадрами. Дефицит рабочей силы в отдельных отраслях экономики не оказал значительного влияния на рост уровня заработной платы. В начале 2000-х гг. он вырос не более чем на 4%.

В отличие от Польши, кризисным моментом для сферы занятости во всех трёх странах Прибалтики стал период наиболее острой фазы мирового финансового кризиса (см. таблицу 7). Особую опасность для социальной стабильности, впрочем, представляет молодёжная (до 25 лет) безработица, показатели которой в 2008-2009 гг. продемонстрировали взрывной рост, достигнув в 2010 г. показателей 37,2% - в Латвии, 35,3% - в Литве и 32,9% - в Эстонии при среднеевропейском уровне 21,4% (см. таблицу 8).

Таблица 7.

Уровень безработицы в странах Прибалтики и Польше (2004-2015 гг., в %)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЕС 9,3 9,0 8,2 7,2 7,0 9,0 9,6 9,7 10,5 10,9 10,2 9,4

Латвия 11,7 10,0 7,0 6,1 7,7 17,5 19,5 16,2 15,0 11,9 10,8 9,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литва 10,9 8,3 5,8 4,3 5,8 13,8 17,8 15,4 13,4 11,8 10,7 9,1

Польша 19,1 17,9 13,9 9,6 7,1 8,1 9,7 9,7 10,1 10,3 9,0 7,5

Эстония 10,1 8,0 5,9 4,6 5,5 13,5 16,7 12,3 10,0 8,6 7,4 6,2

Таблица 8.

Уровень безработицы среди лиц до 25 лет в странах Прибалтики и Польше (2004-2015 гг., в %)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЕС 19,2 19,0 17,7 15,9 15,9 20,3 21,4 21,7 23,3 23,7 22,2 20,3

Латвия 20,0 15,1 13,6 10,6 13,6 33,3 36,2 31,0 28,5 23,2 19,6 16,3

Литва 21,8 15,8 10,0 8,4 13,3 29,6 35,7 32,6 26,7 21,9 19,3 16,3

Польша 39,6 36,9 29,8 21,6 17,2 20,6 23,7 25,8 26,5 27,3 23,9 20,8

Эстония 23,9 15,1 12,1 10,1 12,0 27,4 32,9 22,4 20,9 18,7 15,0 13,1

Источник: ЕигазШ.

В поисках работы в основном (в докризисные годы - 40-45%, в посткризисные - 55-60%) уезжают квалифицированные работники и молодёжь (20-35 лет), постепенно подтягивающие за собой и семьи, а это, в свою очередь, качественно ухудшает состояние человеческого капитала в прибалтийских государствах. В обзоре МВФ ещё в 2010 г. отмечалось: "Эмиграция - это защитный клапан, который может помочь преодолеть серьёзные проблемы с безработицей в Латвии. Но если предприниматели и наиболее квалифицированные работники будут уезжать в большом количестве, Латвия лишится тех самых людей, которые будут создавать новые компании и рабочие места. А уменьшая количество рабочей силы, эмиграция может привести к сокращению производства в Латвии. Пока ущерб от эмиграции будет возмещаться значительными переводами средств, в самой Латвии будут со-

кращаться доходы от налогов и будет сложнее финансировать государственные расходы, например, пенсии". Таким образом, страны Прибалтики оказались в своеобразном "порочном круге": смягчение социального недовольства обеспечивается за счёт трудовой эмиграции населения, в то же время экономический рост затрудняется, поскольку уезжают молодые и наиболее квалифицированные кадры.

Как и для стран Прибалтики, проблема "утечки умов", связанная с оттоком наиболее квалифицированных трудовых ресурсов, является для Польши очень важной. Отъезд из страны высококвалифицированных кадров препятствует научно-техническому развитию страны. Несмотря на то что более 20% лиц, покинувших Польшу, обладали дипломом о высшем образовании, польские политики утверждают, что в Польше до сих пор наблюдается избыток высокообразованной рабочей силы. В 2003-2014 гг. Польшу покинули около 32,5 тыс. высококвалифицированных специалистов [Габарта 2016: 5]. Одной из причин "утечки умов" является низкий уровень заработной платы. Как известно, Польша выбрала модель экономического роста, основанную на дешёвой рабочей силе, а не на инновациях. Расходы на НИОКР в Польше составляют менее 1% ВВП [Всемирный банк, 2016].

Новая волна эмиграции (после 2004 г.) оказала негативное влияние на демографическую ситуацию в Польше и странах Прибалтики. Динамика старения населения в Польше одна из самых быстрых, кроме того, уровень рождаемости и приток мигрантов в последние годы остается на очень низком уровне. Поэтому отток трудоспособного населения имеет очень тяжелые последствия для их социально-экономического развития в будущем. В опубликованном в 2015 г. прогнозе Европейской комиссии до 2060 г. отмечается, что к этому году население Литвы может сократиться еще на 38,1%, Латвии - на 30,7% (самые низкие показатели из всех 28 стран), Эстонии - на 17,2%, Польши - на 13,8%, при этом численность населения трудоспособного возраста сократится в Латвии с 66,6 до 55,7%, в Литве - с 67,0 до 56,5%, в Польше - с 70,5 до 54,1%, в Эстонии - с 66,0 до 54,9%, в то же время вырастет число лиц старше 65 лет: в Латвии - с 18,9 до 28,0%, в Литве - с 18,3 до 25,8%, в Польше - с 14,5 до 33,0%, в Эстонии - с 18,2 до 29,9% [Европейская комиссия, 2015].

Считается, что приобретение передового опыта за границей и возможность его применения на родине при репатриации может стать благоприятным фактором развития экономики государства-экспортёра. В частности, среди возвратившихся мигрантов количество лиц, склонных к открытию собственного дела, на 5-12% выше, чем у лиц, не имеющих опыта работы за рубежом [ОЭСР, 2013: 119]. У вернувшихся мигрантов более широкий кругозор, и они более уверены в своих силах.

Однако на практике естественными преградами для использования этого положительного эффекта трудовой миграции является то, что 80-90% мигрантов работают не по специальности и в основном в сфере услуг или отраслях, требующих применения физической силы, а, кроме того, государство-экспортёр, как правило, не способно предложить сопоставимый с "западным" уровень оплаты труда и социальных гарантий (безусловно, последнее относится, в основном к высококвалифицированным работникам).

К примеру, в 2008 г., согласно данным Центра изучения общественного мнения, в Польше насчитывалось около 2,9 млн человек, которые в 1997-2008 гг. имели опыт работы за рубежом [ОЭСР, 2013: 116]. Вернувшиеся мигранты сталкивались с теми же проблемами при трудоустройстве, что и лица, никогда не покидавшие Польшу. Только 69% из них удалось найти работу. Среди репатриантов уровень

безработицы был выше на 2%, чем у лиц, не имевших опыта работы за рубежом [ОЭСР, 2013: 118]. Им сложнее найти работу, поскольку, работая не по специальности за границей, они, хотя и получают более высокую зарплату, теряют основную квалификацию. В связи с этим трансферт знаний посредством возвращения

трудовых мигрантов в Польшу и страны Прибалтики крайне ограничен.

* * *

Таким образом, миграция действительно является для Польши и государств Прибалтики одной из наиболее важных проблем социально-экономической повестки. Польша, Латвия, Литва и Эстония сегодня представляют собой страны нетто-экспортеры рабочей силы и не обладают возможностями для смены модели социально-экономического развития. Более того, этому мешает и внешнеполитическая стратегия. Развитие нормального диалога с Россией всегда имело положительный эффект для экономик этих государств, позволяя создавать рабочие места в транспортной сфере, пищевой промышленности, сфере услуг и т.д. В то же время сложившая ситуация взаимных санкций Россия - ЕС, наибольшими сторонниками введения которых были в 2014 г. президенты и правительства вышеупомянутых государств, не даёт надежд на появление в кратко- и среднесрочной перспективе стимулов развития их экономик, связанных с интенсификацией экономических связей с Россией. Тем самым, ещё одна возможность для создания рабочих мест (что, в свою очередь, могло бы позволить вернуть часть мигрантов) оказывается практически утраченной.

Список литературы

Габарта, A.A., (2015), Опыт региональной интеграции и сотрудничества в рамках Вишеградской группы/У Современная Европа, №6, с. 79.

Габарта, A.A., (2016), Особенности польской трудовой миграции // Мировое и национальное хозяйство, №1 (36), стр.2, 3, 5 [Электронный ресурс] URL: http://www.mirec.ru/upload/ckeditor/files/mirec-2016-1-habarta.pdf, (дата обращения: 20.11.2016).

Дрыночкин, A.B., (2015), Проблемы экономической оценки трансформационного развития Више-градских стран // Современная Европа, №6, с. 55.

Европейская комиссия, (2015), The 2015 Ageing Report. Economic and budgetary projections for the 28 EU Member States (2013-2060), European Union, Брюссель, Бельгия, [Электронный ресурс] URL: ec.europa.eu/economy_finance/publications/european_economy/2015/pdf/ee3_en.pdf, (дата обращения: 11.06.2014).

Ломакин, В.К., (2007), Мировая экономика, 3-е издание, переработанное и дополненное, Юнити, Москва, Россия, с. 249.

Министерство иностранных дел Республики Польша, (2014), 10 PL-UE. Polskie 10 lat w Unii. Raport, МИД Польши, Варшава, Польша, с. 196, 203, 207, 211.

Организация экономического сотрудничества и развития, (2013), Coping with Emigration in Baltic and East European Countries, OECD Publishing, стр.16, 17, 116, 119.

Официальный сайт "Всемирный банк", [Электронный ресурс] URL: http://data.worldbank.org/indicator/, (дата обращения: 20.11.2016).

Официальный сайт "Евростат", [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/eurostat/data/ , (дата обращения: 20.11.2016).

Официальный сайт "Польской статистической службы", [Электронный ресурс] URL: http://stat.gov.pl/podstawowe-dane/, (дата обращения: 20.11.2016).

Официальный сайт Центрального статистического управления Латвии, [Электронный ресурс] URL: http://www.csb.gov.lvhttp://stat.gov.pl/podstawowe-dane/, (дата обращения: 20.11.2016).

Официальный сайт Департамента статистики Литвы, [Электронный ресурс] URL: http://www.stat.gov.lt, (дата обращения: 20.11.2016).

Официальный сайт "Статистика Эстонии", [Электронный ресурс] URL: http://www.stat.ee/en, (дата обращения: 20.11.2016).

Польская статистическая служба, (2014), Polska w Unii Europejskiej 2004-2014, Варшава, Польша.

References

Habarta A. (2015), Expirience of regional integration and cooperation in visegrad group// Sovremennaja Evropa, vol. 6, p. 79.

Habarta A. (2016), Features of Polish labor migration // Mirovoe i nacional'noe hozjajstvo, №1 (36), p.2, 3, 5, available at: URL: http://www.mirec.ru/upload/ckeditor/files/mirec-2016-1-habarta.pdf, (Accessed: 20.11.2016).

Drynochkin, A. V., (2015), Problemy jekonomicheskoj ocenki transformacionnogo razvitija Vishegrad-skih stran // Sovremennaja Evropa, vol. 6, p. 55.

European Commission, (2015), The 2015 Ageing Report. Economic and budgetary projections for the 28 EU Member States (2013-2060), European Union, Brussels, Belgium, available at: URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/european_economy/2015/pdf/ee3_en.pdf, (Accessed: 11.06.2014).

Lomakin, V.K., (2007), Mirovaja ekonomika, 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe, Juniti, Moscow, Russia, s. 249.

Ministerstwo Spraw Zagranicznych RP, (2014), 10 PL-UE. Polskie 10 lat w Unii. Raport, Warszawa, Poland, 2014, pp. 196, 203, 207,211

Organisation for Economic Co-operation and Development, (2013), Coping with Emigration in Baltic and East European Countries, OECD Publishing, pp.16, 17, 116, 119.

Official website "World Bank", available at: URL: http://data.worldbank.org/indicator/, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "Eurostat", available at: URL: http://ec.europa.eu/eurostat/data/, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "Glowny Urz^d Statystyczny", available at: URL: http://stat.gov.pl/podstawowe-dane/, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "Centralas statistikas parvalde", available at: URL: http://www.csb.gov.lv, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "Lietuvos statistikos departamentas", available at: URL: http://www.stat.gov.lt, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "Eesti statistika", available at: URL: http://www.stat.ee/en, (Accessed: 20.11.2016).

Glowny Urz^d Statystyczny, (2014), Polska w Unii Europejskiej 2004-2014, Warszawa, Poland, 2014.

The Influence of Labour Migration on Poland and Baltic States Development

Authors. Vorotnikov V., PhD (History), Senior Lecturer, Department of European and American Studies, MGIMO-University; Research Fellow, Center for North European and Baltic Studies, MGIMO-University; Leading Research Fellow, Institute of Europe, RAS. E-mail: [email protected]

Habarta A., PhD (Economics), Associate Professor, World Economy Department, MGIMO-University; Leading Research Fellow, Institute of Europe, RAS. E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the specifics of the phenomenon of labour migration in Poland and the Baltic States (Latvia, Lithuania, Estonia) as the labour net-exporters. After joining the EU in 2004, these countries, because of their lag in the socio-economic development compared to the EU-15 states as well as existence of skilled labor surplus, began to specialize in its export. On the basis of comparative analysis of historical retrospective and current state of labour migration, its impact on the national economy and sociopolitical development, the authors draw conclusions about characteristic features of this phenomenon for each of the countries surveyed. The authors highlight the following paradox: departure of the multitude of working and socially active population reduced social tensions during the global financial and economic crisis in 2008-2009. At the same time high level of migration has corrosive consequences for socio-economic development. Another observation is that the share of "non-citizens" in the total amount of migrant workers is small and has low significance for the overall dynamics of migration processes in Latvia and Estonia.

Key words: Central Eastern Europe, Poland, Baltic states, Latvia, Lithuania, Estonia, migration, labour migration, "brain drain", migration flows, remittances.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62016125136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.