DOI: 10.31249/rsm/2019.02.16
Д.А. Волкова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В ЧЕШСКУЮ РЕСПУБЛИКУ
ИЗ УКРАИНЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу миграционных потоков из Украины в Чешскую Республику с целью трудовой и профессиональной деятельности. Особое внимание направлено на предоставленные Чешским статистическим ведомством и Министерством внутренних дел данных о количестве украинских мигрантов в Чехии на конец 2016 г.
Ключевые слова: трудовая миграция; международная миграция; Чешская Республика; Европейский союз; Украина.
Волкова Дарья Андреевна - аспирант,
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва. E-mail: [email protected]
D.A. Volkova. Labour Migration to the Czech Republic From Ukraine Nowadays
Abstract. The article is devoted to the analysis of migration flows from Ukraine to the Czech Republic with the purpose of labour and professional activity. Based on the data from the Czech Statistical Office and the Ministry of Internal Affairs, particularly on the number of migrants from Ukraine to the Czech Republic at the end of 2016.
Keywords: labour migration; international migration; Czech Republic; European Union; Ukraine.
Volkova Daria Andreevna - Post-Graduate Student,
Russian State University for the Humanities, Moscow.
E-mail:[email protected]
Международная миграция стала широко обсуждаемой темой в начале XXI в. Рост мобильности населения и социально-трансформационных процессов способствует повышению значения феномена международной миграции. Новости о ситуации в области миграции на территории Чешской Рес-
публики, регулярно публикуемые Министерством внутренних дел Чехии, указывают на то, что миграционный вопрос в настоящее время один из важнейших в политике страны.
В последние годы растет доля приезжих, желающих остаться в Чехии навсегда. Вступление Чехии в Европейский союз в 2004 г., вхождение в Шен-генскую зону в конце 2007 г., а также принятие соглашения об упрощении визового режима между Украиной и Европейским союзом, вступившее в силу в июле 2017 г., существенно повлияли на развитие миграционной ситуации в Чешской Республике. Последнее десятилетие характеризуется постепенным изменением миграционных тенденций. Чехия превратилась из преимущественно транзитного государства в страну назначения. И сегодня миграционное законодательство стремится всеми силами регулировать данный вопрос.
Актуальность миграционного вопроса в контексте изменяющихся демографических характеристик населения постоянно растет. Правительство Чешской Республики признает значение страны в качестве целевого направления международной миграции и необходимость гибкого реагирования на ситуацию с мигрантами для реализации активной экономической и демографической политики государства.
Украинское население - одна из самых многочисленных групп мигрантов. Трудовая миграция на чешские территории, в частности из западных частей Украины, существовала еще в период Габсбургской монархии. Миграционные процессы между Украиной и Чехией поддерживались рядом факторов, в частности географической, культурной и языковой близостью, экономической ситуацией в обеих странах, а также доброжелательным отношением чешского правительства к украинской миграции после Первой мировой войны. Кроме того, в 1918-1939 гг. Закарпатье входило в состав Чехословакии.
Прекращение миграционных процессов (и параллельно подавление украинского меньшинства в чешских землях) произошло с наступлением коммунизма. Образование Украинской ССР и сдвиг советско-польской границы на запад после Второй мировой войны сделало невозможными для жителей Украины поездки за пределы территории СССР. С другой стороны, в рамках Советского Союза происходили значительные внутренние, управляемые государством, миграционные процессы [2, р. 112].
После распада Советского Союза из-за безработицы волна трудовой миграции из Украины за рубеж оказалась высокой. Для середины и конца 90-х годов характерна нелегальная миграция, позднее осуществлялись попытки ее институционализации.
За последнее десятилетие, в период с 2006 по 2016 г., количество мигрантов, получивших право на постоянное место жительства, увеличилось почти в 2 раза, а мигрантов, получивших право на долгосрочное пребывание, - на треть [1]. На конец декабря 2016 г. число мигрантов, проживающих на терри-
тории Чешской Республики, составило 493 441 человек, при этом количество мигрантов из Украины - 22% (109 850 человек) [3, р. 37].
За 2016 г. в консульстве Чешской Республики в общей сложности было принято 489 911 заявок на оформление краткосрочных виз (т.е. на 41 540 больше, чем в 2015 г.) [3, р. 38].
Наибольшее количество заявок на краткосрочные визы подали в 2016 г. граждане России (197 871 человек), им было предоставлено в общей сложности 196 323 виз (по сравнению с предыдущим годом это снижение на 2,7%). Вторую, наиболее многочисленную, группу составляют граждане Украины -89 267 заявления (предоставлено 82 653 визы, т.е. на 30,6% больше, чем в 2015 г.). Далее следуют граждане Китая, Турции, Индии и Казахстана [там же].
Важно отметить, что украинские мигранты также лидируют по количеству поданных на получение краткосрочной визы заявлений с целью визита к семье. Так, количество таких заявлений от граждан Украины составило 26 074, а это 55,2% от общего числа. Данная цифра растет год от года, скорее всего, это связано с политическим и экономическим кризисом на Украине, а также с тем, что многие украинцы на законном основании уже длительное время пребывают на территории Чешской Республики, давно покинув родную страну.
Украина доминирует по количеству мигрантов, получивших право на временное пребывание на территории Чехии. Так, общее число мигрантов с правом на временное пребывание на декабрь 2016 г. составило 92 374 человек, из них 28 744 человек - граждане Украины (31%). Популярность Чехии как страны назначения растет [3, р. 117].
Что касается непосредственно трудовой миграции, следует отметить: по количеству зарегистрированных в бюро по трудоустройству иностранцев из стран, не входящих в Европейский союз, мигранты из Украины занимают первое место по количеству - 14% от общего числа, второе место мигранты из России - 2% от общего числа [3, р. 57]. Украинские трудовые мигранты, без сомнения, представляют собой наибольшую долю иностранных работников на чешском рынке и важный источник дешевой рабочей силы в чешской экономике. После упрощения визового режима между Украиной и Европейским союзом среди граждан Украины пользуется популярностью следующий способ миграции на территорию Чехии: сначала они уезжают на территорию соседней с Украиной Польши, получают там разрешение на работу, а с ним отправляются в соседнюю с Польшей Чехию.
В настоящее время к нормативно-правовым документам, регулирующим трудовую занятость иностранцев на территории Чешской Республики, относятся: Закон № 435/2004 «О занятости населения» [9], Закон № 326/1999 «О пребывании иностранцев в Чешской Республике» [8], Трудовой кодекс [7], Закон № 73/2011 «О Департаменте по трудоустройству Чешской Республики» 238
[5], Закон № 221/2003 «О временной защите иностранных граждан» [6] и некоторые другие законодательные акты.
Согласно Трудовому кодексу, принять иностранца на территории Чешской Республики можно в том случае, если будущий работодатель приобрел разрешение привлекать сотрудников из-за рубежа, иностранцам было предоставлено индивидуальное разрешение на трудоустройство, а также разрешение на пребывание в стране. Ситуация на рынке труда является одним из самых важных факторов в данном вопросе, так как привлекать иностранную рабочую силу чешские компании могут только в том случае, когда в стране не хватает рабочего ресурса, т.е. нет местных специалистов.
Упростить процесс доступа к чешскому рынку труда может полученная иностранцем зеленая карта, выдающаяся иностранцам, обладающим квалификацией, на которую в Чешской Республике существует спрос. Зеленая карта позволяет находиться на территории Чехии, а также работать на той должности, на которую она была выдана. Такая карта предназначена для граждан стран, не относящихся к Европейскому союзу, а именно Австралии, Черногории, Хорватии, Японии, Канады, Южной Кореи, Новой Зеландии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Соединенных Штатов Америки, Сербии, Украины. Срок действия карты - два-три года [9, р. 37].
Зеленую карту, дающую право трудовой деятельности на территории Чехии, получили 65 украинцев, что составляет 54% от общего числа иностранцев, из них 58% получили зеленую карту типа «А», которая выдается работникам с высшим образованием на срок три года, 20% - зеленую карту типа «В», предназначенную для работников со средним образованием или профессионально-техническим образованием, выдается сроком на два года, 22% -зеленую карту типа «С», предназначенную для неквалифицированных работников. Анализируя количество мигрантов из других рассматриваемых государств, отметим, что всего четыре представителя Российской Федерации получили зеленую карту типа «А», что составляет 3% от общего числа иностранных мигрантов [3, р. 48].
При трудоустройстве в Чехии мигранты могут получить и синюю карту. Синяя карта может быть выдана жителям стран, не входящих в Европейский союз. Такой документ выдается под конкретное вакантное рабочее место, получатель синей карты должен иметь высшее или высшее специальное образование. Синяя карта была выдана Министерством внутренних дел Чехии в 2016 г. в 120 случаях. 67 карт получили граждане России, 29 карт - граждане Украины, четыре карты - граждане Казахстана [3, р. 48]. Синяя карта - это документ двойного характера, включающий в себя разрешение на длительное пребывание на территории Чешской Республики, а также разрешение на осуществление трудовой деятельности на рабочем месте, специально для которого карта была выпущена.
В настоящий момент трудовая миграция в Чешскую Республику приобретает необратимый характер. Еще в конце XX в. граждане Украины, уехавшие на заработки в Европу, собирались вернуться на родину после улучшения там экономической ситуации. Однако сейчас украинские трудовые мигранты не собираются возвращаться, что естественным образом влияет на рынок труда и потерю рабочей силы для Украины.
Согласно анализу, среднестатистический украинский трудовой мигрант, ищущий работу в Чешской Республике, - это хорошо образованный работник, происходящий из бедной украинской семьи, который должен содержать свою жену и детей. Но вполне возможно, что отсутствие рабочих мест заставляет и молодых людей без семьи искать работу за рубежом - хотя и с меньшей интенсивностью [2, р. 12]. Люди с высшим образованием имеют меньше шансов сделать карьеру у себя дома, в связи с этим они принимают решение трудиться на неквалифицированной работе в других странах - например в Чехии.
Украинские трудовые мигранты чаще всего участвуют во вторичном секторе экономики и, как правило, не представляют конкуренцию местным работникам. Занимаемые украинскими мигрантами позиции на чешском рынке труда распределились следующим образом: 52% работают в сфере строительства, 16 - в домашнем хозяйстве, 9 - нашли свое призвание в сфере сельского хозяйства, 8 - занимаются торговлей, 5% мигрантов работают в промышленной сфере, 3 - в области транспорта и связи, около 3 - в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, остальные 4% распределились по другим областям трудового рынка [4, р. 6].
Одной из характерных черт украинской миграции является наличие цепочки посредников, которые занимаются широким спектром услуг по подбору персонала, помощи в получении визы, жилья, кредита на территории Чехии. Посредниками в основном выступают агентства по трудоустройству. Компании таким образом уменьшают количество своих обязательств перед сотрудниками, а также избегают административных проблем, связанных с подбором иностранных кадров напрямую. По данным Чешского статистического управления, около 47% мигрантов имели дело с посредническими организациями [3, р. 134].
Открытым остается вопрос, какое влияние на эту систему оказывает увеличение количества агентств по трудоустройству в последние годы. К сожалению, государство на сегодняшний день не способно эффективно контролировать их деятельность, поэтому существенная часть работодателей действует вне рамок закона. Кроме того, существование взаимосвязанных сетей поиска рабочей силы формируют огромный слой нелегальных трудящихся, а также находящихся на территории Чешской Республики трудовых
мигрантов, чаще всего приехавших по туристической визе и оставшихся на нелегальной основе.
После вступления Чехии в Европейский союз правительство борется с незаконной миграцией, с каждым годом правила для мигрантов ужесточаются. Чехия присоединяется и к мировым усилиям для решения миграционных последствий гуманитарных кризисов, в том числе по устранению их причин путем развития и помощи. Тем не менее Чехия продолжает оставаться одним из самых популярных направлений трудовой, образовательной и бизнес-миграций. И в первую очередь - для граждан Украины.
Библиография
1. Cizinci: Pocet cizincü // Cesky statisticky urad. URL: https://www.czso.cz/csu/cizinci/ cizinci-pocet-cizincu (Дата обращения: 12.12.2017.)
2. Cermakova D., Nekorjak M. Ukrainian middleman system of labour organization in the Czech Republic // Journal of Economic and Social Geography. 2009. № 100 (1). P. 33-43.
3. Foreigners in the Czech Republic // Cesky statisticky urad. Czech Statistical Office, Praha. Prague, 2017. URL: https://www.czso.cz/documents/10180/45709982/29002717.pdf/770a1c14-6ea7-4c47-831e-3936e3ca1ab3?version=1.2 (Дата обращения: 12.12.2017.)
4. Richtermocova T. Migrace v Ceske Republice, jejiklady a zapory // Zpracovala: Bc. Tamara Richtermocova, 2010. 16 p. URL: http://docplayer.cz/56443-Migrace-v-ceske-republice-jeji-klady-a-zapory.html (Дата обращения: 12.12.2017.)
5. Zakon c. 73/2011 Sb., o Uradu prace Ceske republiky ze dne 9. unora 2011 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2011-73 (Дата обращения: 13.12.2017.)
6. Zakon c. 221/2003 Sb., o docasne ochrane cizincü ze dne 26. cervna 2003 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2003-221 (Дата обращения: 14.12.2017.)
7. Zakon c. 262/2006 Sb., zakonik рräceze dne 21. dubna 2006 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2006-262 (Дата обращения: 14.12.2017.)
8. Zakon c. 326/1999 Sb., o pobytu cizincü na uzemi Ceske republiky ze dne 23. dubna 2014 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/1999-326 (Дата обращения: 13.12.2017.)
9. Zakon c. 435/2004 Sb., o zamestnanosti ze dne 13. kvetna 2004 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2004-435 (Дата обращения: 13.12.2017.)
References
Cizinci: Pocet cizincü // Cesky statisticky urad. URL: https://www.czso.cz/csu/cizinci/cizinci-pocet-cizincu (Data obrashhenija: 12.12.2017.)
Cermakova D., Nekorjak M. Ukrainian middleman system of labour organization in the Czech Republic // Journal of Economic and Social Geography. 2009. N 100 (1). P. 33-43.
Foreigners in the Czech Republic // Cesky statisticky urad. Czech Statistical Office, Praha. Prague, 2017. URL: https://www.czso.cz/documents/10180/45709982/29002717.pdf/770a1c14-6ea7-4c47-831e-3936e3ca1ab3?version=1.2 (Data obrashhenija: 12.12.2017.)
Richtermocova T. Migrace v Ceske Republice, jejiklady a zapory // Zpracovala: Bc. Tamara Richtermocova, 2010. 16 p. URL: http://docplayer.cz/56443-Migrace-v-ceske-republice-jeji-klady-a-zapory.html (Data obrashhenija: 12.12.2017.)
Zakon c. 221/2003 Sb., o docasne ochrane cizincü ze dne 26. cervna 2003 // Zakony pro lidi. cz. URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2003-221 (Data obrashhenija: 14.12.2017.)
7акоп с. 262/2006 БЪ., 7акои1к ргасе7е dne 21. dubna 2006 // 7акопу рго 11^1. 07. ЦКЪ: http://www.zakonypro1idi.cz/cs/2006-262 (Ба1^ оЪга8ЬЬеп1)а: 14.12.2017.)
7акоп с. 73/2011 БЪ., о иМи ргасе Ceskë гериЪ11ку 7е dne 9. ипога 2011 // 7акопу рго 1idi. 07. иКЬ: http://www.zakonypro1idi.cz/cs/2011-73 (Ба1а obrashhenija: 13.12.2017.)
7акоп с. 326/1999 БЪ., о роЪу1и жт^ па йzemí Ceskë гериЪНку ze dne 23. dubna 2014 // 7акопу рго 1idi. cz. ЦКЪ: http://www.zakonypro1idi.cz/cs/1999-326 (Ба1а obrashhenija: 13.12.2017.)
7акоп с. 435/2004 БЪ., о zamëstnanosti ze dne 13. kvëtna 2004 // 7акопу рго 1idi. cz. иКЬ: http://www.zakonypro1idi.cz/cs/2004-435 (Data obrashhenija: 13.12.2017.)