УДК 327
Юлия ЩЕРБАКОВА
ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВЗГЛЯД ИЗ ПРАГИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления политики Чешской Республики в сфере безопасности, сформулированные в документе "Стратегия национальной безопасности" [Стратегия 2015]. Вероятность непосредственного военного нападения на территорию Чешской Республики оценивается как весьма незначительная, определены конкретные угрозы национальной безопасности. На первом месте - ослабление механизма коллективной безопасности и политические и юридические нарушения международных обязательств в области безопасности. Далее - терроризм; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Среди угроз называется также политика России, проводимая ею с целью ревизии международного правопорядка с использованием гибридных методов ведения войны.
Ключевые слова: Россия, Чешская Республика, безопасность, угрозы, терроризм, миграция.
Политики и эксперты относят современную Чешскую Республику к числу наиболее безопасных государств в мире. В 2015 г. Чехия заняла 10-е место по безопасности среди 162 стран. Дания, например, была второй, но Чехия оказалась впереди Германии (16), Польши (19), Нидерландов (20), Венгрии (22), Словакии (23) и Эстонии (34). В чешском обществе широко распространено чувство безопасности: постоянно растёт число граждан, которые чувствуют себя в безопасности в месте своего непосредственного проживания (свыше 80%) и в Чешской Республике как таковой (70%)2.
Общепризнанно, что Чешская Республика в настоящее время находится в ситуации беспрецедентной безопасности. Этому небольшому центральноевропейско-му государству прямо ничто не угрожает. И тем не менее, по мнению чешских властей, нестабильность и конфликты далеко за пределами Европы могут угрожать чешской безопасности.
1 Bezpecnostni strategie Ceske republiky (2015) available at: http://www.mzv.cz/file/1386521/Bezpecnostni_strategie_2015.pdf (Accessed 9 December 2015)
2 Cesko? Jak jsme na tom (2015), available at:
http://www. aspeninstitute.cz/images_upload/files/Annual%202015/N%C3 %A 1 rodn%C3 %AD% 20bezpe%C4%8Dnost.pdf (Accessed 2 December 2015)
© Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН. Адрес: Москва, ул. Кржижановского, д. 15. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62015114121
Нельзя не отметить, что в последние годы ситуация в сфере безопасности заметно ухудшается. Свою роль в этом процессе играют события, развивающиеся на Украине, и хаос, царящий на Ближнем Востоке и вызвавший десятки тысяч беженцев.
Фундаментом чешской стратегии безопасности большинство чешских политиков и общественности считают членство страны в НАТО. 70% населения ЧР считают, что НАТО способствует укреплению стабильности и миру в Европе и 60% удовлетворены чешским членством в Североатлантическом Альянсе. В последние годы позитивное восприятие НАТО усилилось. Причины этого чешские аналитики прямо связывают с возросшими угрозами в сфере безопасности1. И хотя партии правительственной коалиции заявляют об увеличении в 2020 г. оборонных статей бюджета до 1,4% ВВП, расходы на оборону в 2014 г. составили меньше одного процента ВВП, не достигнув даже 50% от обязательств, вытекающих из членства ЧР в НАТО.
Угрозы, на которые указывалось в "Стратегии безопасности 2011 г." (далее "Стратегия 2011"), не утратили своей актуальности и в настоящее время. Маловероятным остаётся риск прямого военного нападения непосредственно на территорию Чехии. Но заметно увеличивается, по мнению составителей документа, удельный вес невоенных угроз, таких, как прекращение поставок стратегического сырья, негативные аспекты международной миграции, риск роста глобального неравенства или крупных экономических и финансовых преступлений. В решении этих глобальных угроз и вызовов незаменимую роль чешская сторона отводит Организации Объединенных Наций с её принципами коллективной безопасности.
Как отмечалось выше, вероятность непосредственного военного нападения на территорию Чешской Республики оценивается как весьма незначительная. Однако указывается на ослабление безопасности и стабильности на границах Европы и в районах, с ней соседствующих, что может нести прямые угрозы некоторым странам-членам НАТО и ЕС, союзникам ЧР. Источником угроз является покушение на основы господствующей в Чехии концепции демократического верховенства закона, на права и свободы человека. Носителем этих угроз могут быть как государства, так и негосударственные формирования. Источником угроз могут быть также великодержавные устремления некоторых государств, которые всё чаще нарушают международные правовые нормы и принципы международного права.
С точки зрения обеспечения безопасности Чешской Республики ключевое значение имеет политическая и экономическая стабильность ЕС. Чрезвычайная открытость экономики Чешской Республики обуславливает её зависимость от воздействия внешней среды, особенно от доступа к рынкам и к энергетическим ресурсам.
Важной основой для обеспечения обороны и безопасности Чешской Республики является активное участие в системе коллективной обороны НАТО на основе прочных трансатлантических связей, развитие потенциала ЕС для кризисного регулирования и сотрудничества со странами-партнёрами. Стратегия безопасности Чешской Республики разработана с учётом основных концептуальных документов НАТО и ЕС.
Растущее значение угроз невоенного характера (например, энергетическая безопасность, миграция, кибератаки) и ухудшение обстановки в районах, непосредственно соседствующих с государствами-членами НАТО и ЕС, предъявляют требования к способности Европы своевременно на них реагировать и выявляют недостатки в её военном потенциале и готовности противодействовать угрозам безопасности.
В документе определены конкретные угрозы национальной безопасности Чешской Республики. В список угроз включены и те, которые непосредственно Чехии
1 Cesko? Jak jsme na tom (2015), available at: http://www.aspeninstitute.cz/images_upload/files/Annual%202015/N%C3%A1rodn%C3%AD% 20bezpe%C4%8Dnost.pdf (Accessed 2 December 2015)
не угрожают, но представляют опасность для её союзников. Некоторые государства, указывается в "Стратегии 2015", стремятся использовать существующие международные и региональные конфликты в евро-атлантическом регионе с целью дестабилизации ситуации.
Порядок, в котором перечисляются угрозы безопасности, определяется их значимостью в глазах авторов документа. На первое место они поставили ослабление механизма коллективной безопасности и политические и юридические нарушения международных обязательств в области безопасности. Далее - терроризм; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; кибератаки; негативные аспекты международной миграции и увеличение межнационального экстремизма и социальной напряжённости, в частности, организованной преступности; экономическая и финансовая преступность, коррупция, торговля людьми; распространение наркотиков; прекращение поставок стратегических видов сырья; стихийные бедствия, природные и антропогенные явления.
В то время как в "Стратегии 2011" говорилось о последствиях конфликтов за пределами Европы, в документе 2015 г. содержатся предположения о возможности агрессии со стороны России в отношении Балтийских государств. Речь может идти не о прямых военных действиях, но о так называемой "гибридной войне". Помимо основных источников угроз, таких как "неприязненное отношение к ценностям, на которых основано чешское общество", в новой стратегии отмечаются великодержавные устремления "некоторых государств". Существует большая вероятность, что в данном случае речь опять же идёт о России, которая, по мнению чешской стороны, во всё большей степени перестаёт соблюдать нормы международного права и уважать принципы правового положения ЧР на международной арене.
Если в 2011 г. речь шла о возможной эрозии правовых норм, касающихся европейской безопасности, то в 2015 г., по мнению разработчиков документа, эрозия такого рода стала действительностью. В нынешнем документе отмечается недостаточная готовность Европы противостоять угрозам безопасности. И хотя Исламское государство конкретно не упоминается, отмечается возросшая способность негосударственных образований к осуществлению территориальных притязаний с помощью крайней жестокости и насилия, угрожающих безопасности населения и стабильности и целостности пострадавших государств. В этом контексте растущую угрозу безопасности в Европе представляют так называемые иностранные боевики.
В качестве угрозы стратегического характера в документе косвенно указывается на действия России, обусловленные её положением эксклюзивного поставщика стратегического сырья, направленные на продвижение собственных интересов, которые в результате "ставят под угрозу политическое единство НАТО и ЕС".
В документе на первом месте среди угроз упоминается не терроризм, а попытки России провести ревизию международного правопорядка, используя гибридные методы ведения войны. Очевидно, что именно РФ подразумевается под государством, стремящимся установить "своё влияние путём дестабилизации соседних стран и использования местных конфликтов и споров". На третьем месте обозначена угроза терроризма. В отличие от "Стратегии 2011" отмечается, что данная угроза приобрела общеевропейский характер. Указывается, что в настоящее время, по данным Европола, на территории Европы находится около пяти тысяч радикальных исламистов, придерживающихся идеологии джихада и имеющих паспорта государств - членов ЕС.
В список угроз внесены также экстремизм и рост социальной и межэтнической напряжённости, возникающие в связи с существованием социально изолированных населённых пунктов и социальных групп (цыгане).
Представители политической элиты солидарны относительно необходимости создания в Чехии единого фронта для эффективного противостояния современным
угрозам безопасности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. 12 марта 2014 г. на Пражском Граде лидерами шести парламентских партий (за исключением коммунистов) подписана "Декларация председателей политических партий по обеспечению обороны Чешской Республики"1. В Декларации особо подчёркивается, что фундаментом чешской обороны и безопасности является трансатлантическое измерение коллективной обороны, олицетворяемое НАТО, и общая политика ЕС в сфере безопасности и обороны. Гарантии коллективной обороны требует от Чешской Республики постоянных усилий и инвестиций, которые она, как ответственный член вышеобозначенных организаций, готова предоставить, указывается в документе. Однако не всегда декларируемые намерения воплощаются в действительность. Это относится и к расходам чешского бюджета на оборону, которые существенно ниже нормативов НАТО, и к планам разработки проекта "Договора представителей политических сил по обеспечению обороны Чешской Республики", которые до настоящего времени не осуществлены.
Одним из вызовов современности чешские политики прямо или иносказательно (как в "Стратегии 2015") называют угрозы европейской безопасности, исходящие от России. В Чехии высказываются опасения в связи с ростом российского влияния в Центральной и Восточной Европе и перспективой оказаться в сфере влияния российских интересов. Так, министр иностранных дел Чешской Республики Любомир Заоралек в мае 2014 г. заявил: "Создаётся впечатление, что Путин хочет снова построить Россию как империю.... Россия никогда не признаёт самостоятельность стран бывшего Советского Союза"2.
Председатель чешского парламента Ян Гамачек (ЧСДП) на II национальной конференции "Наша безопасность - не очевидность", проходившей в мае 2015 г. в Праге, отметил в качестве угрозы растущее напряжение между Россией и НАТО. Он утверждал, что хотя Россия и Европа нуждаются друг в друге, однако, ни Чешская Республика, ни НАТО в целом не несут ответственность за дисгармонизацию взаимных отношений. При этом Гамачек сослался на политику России в отношении Крыма и на её действия на Украине как на причину существующей напряжённости в отношениях России и НАТО .
По мнению председателя Военного комитета НАТО Петра Павла, Запад, включая Чехию, долгие годы находился в плену иллюзий относительно реальных намерений России. На стороне России, по его мнению, очевидное военное превосходство и готовность использовать военную силу. Свидетельство этого он видит в действиях России в Крыму, а также в многочисленных военных учениях, проводимых российской стороной в последнее время. П. Павел призвал политиков к более быстрому реагированию на вызовы со стороны России. По его мнению, России было бы достаточно двух дней, чтобы захватить Киев или Прибалтику. Он высказывал опасения, что Чехия не успеет на эти события среагировать4.
1 Deklarace predsedu politickych stran k zajisteni obrany Ceske republiky (2015), available at: http://www.natoaktual.cz/deklarace-predsedu-politickych-stran-k-zaiisteni-obrany-ceske-republiky-1q1-/na_zpravy.aspx?c=A140313_214039_na_zpravy_m00 (Accessed 2 December 2015)
Zaoralek L. (2014) "Putin pusobi dojmem, ze chce znovu Rusko budovat jako imperium", available at://www.cssd.cz/media/cssd-v-mediich/l-zaoralek-pro-pravo-putin-pusobi-dojmem-ze-chce-znovu-rusko-budovat-jako-imperium/ (Accessed 4 December 2015)
3 Nase bezpecnost neni samozrejmost (2015), available at: zpravy.idnes.cz/narodni-konference-o-bezpecnosti-dqj m00 (Accessed 3 December 2015)
4 Ibid.
Бывший министр обороны ЧР, чешский представитель в НАТО Иржи Шеди-вый, в свою очередь, сомневается, что Путин аннексирует Прибалтику, так же как это было сделано с Крымом. Он считает, что Путин никогда не начнёт в Прибалтике прямые военные действия, но может дестабилизировать ситуацию, используя методы гибридной войны, которые уже были опробованы Россией в Молдавии. Чешской стороне, по его словам, подобные методы известны по деятельности представителей пятой колонны в чешском пограничье накануне Второй мировой войны1. По мнению бывшего посла в Израиле Т. Пойжара период хаоса и нестабильности, вызванный ситуацией на Ближнем Востоке и экспансионистской политикой России, может продолжаться более десяти лет2.
Рассуждения политиков и экспертов об угрозах со стороны России являются константой политического дискурса в Чехии. Однако в среде политической элиты можно столкнуться и с другими мнениями, противоречащими положениям официального правительственного документа "Стратегия 2015" о роли России, как об агрессоре, ведущем гибридную войну. Так, чешский министр финансов характеризует украинский конфликт как перетягивание каната между интересами Америки и России"3, а чешский президент Милош Земан - как гражданскую войну4.
В чешском обществе по сравнению с 2014 г. значительно возросли опасения, связанные с политикой современной России. Около половины чешских граждан (46%) считают, что Россия угрожает развитию демократии в их стране, 65% видит в России угрозу для будущего развития. Мирному развитию в Европе угрожает, по мнению 80%, конфликт на Украине. Большинство чешских граждан (71%) согласны с позицией чешского государства относительно необходимости сохранения территориальной целостности Украинской Республики. В эффективности антироссийских санкций ЕС и их возможности воспрепятствовать конфликту на Украине сомневается 72%5. По данным другого социологического исследования, 41% опрошенных считают, что современная Россия ещё как минимум десять лет будет угрожать чешским национальным интересам и идентичности. 59%, соответственно так не счита-ют6. Из этого следует, что чешское общество в оценке современной России разделено но практически пополам. Одна часть её опасается, несмотря на то что Чехия является членом НАТО и ЕС, а другая не считает Россию угрозой для их страны.
Одним из вызовов современности эксперты называют миграционную волну, накрывшую Европу. Министр обороны Мартин Стропницкий предположил, что лишь вопросом времени является возникновение ситуации, при которой волна беженцев, превратившись в "цунами", захлестнёт Чехию. Чешское правительство выступает против установления квот на размещение беженцев, установленных ЕС. В этом во-
1 Nase bezpecnost neni samozrejmost (2015) available at: zpravy.idnes.cz/narodni-konference-o-bezpecnosti-dqj m00 (Accessed 3 December 2015). v
2 Klang M (2015) "Nejvetsi riziko pro bezpecnost Ceska?" available at: http://zpravy.aktualne.cz/domaci/nejvetsi-riziko-pro-bezpecnost-ceska-hnednuti-politiky-varov/r~e4b74dd8773911e594170025900fea04/(Accessed 6 December 2015).
3 Safarikova K. (2015) "Babis si porizuje sveho „Zaoralka"", available at: anobudelip.cz/cs/o-nas/aktuality/z-medii/babis-si-porizuje-sveho-zaoralka-20056.shtm /(Accessed 6 December 2015). '
4 Panenk P. (2014) "Obcanska valka se priblizila", available at: /www.parlamentnilisty.cz/ Zeman-ucinil-prohlaseni-k-Ukrajine-i-k-ceske-vlade-318336/(Accessed 6 December 2015)
5 Obavy z Ruska jako hrozby do budoucna (2014), available at: stem.cz/clanek/2987/(Accessed 6 December 2015) v
6 Dkr (2014) "40 procent Cechu ma strach, ze nas ohrozuje Rusko", available at: //www.parlamentnilisty.cz/arena/monitor/40-procent-Cechu-ma-strach-ze-nas-ohrozuje-Rusko-
318588/diskuse/(Accessed 6 December 2015)
просе оно занимает такую же позицию, как и остальные страны Вишеградской группы, выступающие против проводимой в ЕС политики в отношении беженцев.
В Чешской Республике живут 4% иностранцев, столько же, сколько в среднем по ЕС (4,1%). По сравнению с Чешской Республикой в Германии иностранцев проживает более чем вдвое больше, в Дании - больше на две трети, в Нидерландах количество иностранцев достигает 4,3%. В Венгрии и Словакии лишь четверть от их численности в Чешской Республике, еще меньше в Польше1.
Мусульманская община Чехии насчитывает 20 тыс. человек, она возникла еще во времена социализма. Чешские мусульмане второго-третьего поколения полностью ассимилировались и чувствуют себя полноценными гражданами страны. Чешский министр внутренних дел М. Хованец считает, что гражданам страны нечего бояться.
И тем не менее, несмотря на заявления политиков, чешские граждане опасались и опасаются беженцев и боятся распространения ислама. 69% чешских граждан испытывают опасения в связи с притоком беженцев, а 83% - страх из-за возможного распространения ислама в Чешской Республике. Эти результаты были получены в ходе социологического опроса, проведенного в сентябре 2015 г.
События, произошедшие в Париже в ночь на 14 ноября 2015 г., самым серьёзным образом повлияли на восприятие чешским обществом угроз национальной безопасности страны и на оценки её состояния представителями чешской политической элиты.
Динамика оценок проблем безопасности в Чешской Республике2
2011 Май 2015 Сентябрь 2015
Исламский фунда- 57% 82% 85%
ментализм
Иммигранты 48% 71% 76%
Терроризм 60% 78% 75%
Международная орг. Преступность 71% 78% 74%
Ситуация на Ближ- 42% 59% 65%
нем Востоке
Бедность в разви- 32% 44% 49%
вающихся странах
Политика России 25% 59% 43%
Политика США 29% 36% 42%
Национальные 34% 44% 41%
меньшинства
(Шкала оценок от "1" до "9", где "1" - отсутствие опасности, "9" - очень большая опасность).
Напряжённая атмосфера в обществе усугубляется отсутствием у чешских политиков единства мнений по этим проблемам. Различия в подходах и оценках президента М. Земана и представителей исполнительной власти в лице премьер-министра Б. Соботки относительно беженцев определяют специфику проводимого Чехией внешнеполитического курса.
У Милоша Земана своё отношение к нелегальным мигрантам, которые едут в Европу из стран Африки и Ближнего Востока. В выступлении 17 ноября 2015 г. на
1 Cesko? Jak jsme na tom (2015), available at: http://www.aspeninstitute.cz/images_upload/files/Annual%202015/N%C3%A1rodn%C3%AD% 20bezpe%C4%8Dnost.pdf (Accessed 2 December 2015)
2 Co povazuje ceska verejnost za nebezpeci pro nasi zemi? (2015), available at: stem.cZ/clanek/2987/(Accessed 6 December 2015)
митинге своих сторонников и тех, кто поддерживает организацию "Блок против ислама", он сказал: "Я знаю, что большинство этих нелегальных мигрантов - молодые хорошо обеспеченные мужчины. И я задаю себе вопрос: "Почему эти мужчины не воюют за свободу своей страны и против Исламского государства?". А по поводу тех, кто приезжает из стран, где не идёт война, я задаю такой вопрос: "Почему они не работают ради своей родины? Ради её процветания. Чтобы их страна смогла выйти из своего отсталого состояния". Миграционная волна, считает глава государства, является организованным вторжением, так как "Исламское государство" внедряет в поток беженцев джихадистов. Это, подчеркнул Милош Земан, доказали недавние террористические атаки в Париже1. По мнению президента Чешской Республики, позиция, которую занял премьер страны Богуслав Соботка по отношению к миграционному кризису, ставит под угрозу безопасность Чехии.
Министр финансов Чехии и председатель движения АНО (члена правительственной коалиции), имеющий, по данным социологических опросов, один из самых высоких рейтингов среди чешских политиков, Андрей Бабиш также считает, что в рамках миграционного потока "Исламское государство" отправляет в Европу своих бойцов, целью которых является организация террористических акций. Для него является очевидным, что террористов не присылает исключительно "Исламское государство" с Ближнего Востока, но они живут во Франции. Это второе-третье поколение переселенцев из Северной Африки.
Взгляды президента М. Земана на миграционный кризис подверглись критике со стороны министра по правам человека Чешской Республики Иржи Динстбира. Он заявил, что Милош Земан перешёл все границы, создаёт в обществе атмосферу страха и поддерживает фашистские настроения. Вице-премьер и глава партии христианских демократов Павел Белобрадек призвал чешских граждан не поддаваться панике, поскольку именно этого и добиваются террористы: "Не каждый мусульманин является террористом. Люди, которые приехали сюда уже много лет назад, не должны становиться мишенью для проявления ненависти"2.
В чешском обществе, так же как и среди политиков, доминируют два различных подхода к миграционному кризису, охватившему всю Европу и непосредственно Чехию. Сторонники президента, а это в основном жители средних и мелких городских и сельских поселений, выступают против приёма беженцев и видят угрозу в распространении ислама, жители крупных городов, и прежде всего Праги, считают, что необходимо проявлять толерантность в отношении беженцев и оказывать им помощь.
Серьёзное значение чешские политики придают такой угрозе современности, как терроризм. Так, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2015 г., чешский президент Милош Земан сосредоточил внимание на единственном вопросе, на борьбе против международного терроризма. Объясняя причины, по которым он остановился именно на этой проблеме, на первый взгляд не особенно актуальной для небольшой центральноевропейской страны, находящейся, по мнению многих политиков и экспертов, в ситуации максимальной безопасности, он подчеркнул, что, во-первых, терроризм представляет собой угрозу для всей человеческой цивилизации; а во-вторых, европейские государства, все без исключения, страдают от неконтролируемого наплыва беженцев, которые, в свою очередь, спасаются от террора на своей родине.
1 Besser V. (2015) "Uprchlici jsou jako trojsky kun", available at: svobodneforum.cz/migracni-krize-je-dobre-zaplacena-invaze-tvrdi-zeman /(Accessed 6 December 2015)
2 Bumba J.,Cihak O (2015) „Belobradek: Je chybou nas politiku, ze jsme o problemu migrace s lidmi nehovofili", available at: rozhlas.cz/plus/ranniplus/_zprava/belobradek-je-chybou-nas-politiku-ze-jsme-o-problemu-migrace-s-lidmi-nehovorili—1526515 (Accessed 6 December 2015)
По мнению М. Земана для борьбы с международным терроризмом необходимы скоординированные международные усилия под эгидой ООН. Он предложил активизировать "спящие структуры" - мобильные антитеррористические группы, бес-пилотники, объединить усилия разведывательных организаций разных стран . События осени 2015 г. подтвердили актуальность и своевременность предложений чешского президента.
References
Besser V. (2015) "Uprchlici jsou jako trojsky kun", available at: svobodneforum.cz/migracni-krize-je-dobre-zaplacena-invaze-tvrdi-zeman
Bezpecnostni strategie Ceske republiky (2015) available at:
http://www.mzv.cz/file/1386521/Bezpecnostni_strategie_2015.pdf
Bumba J.,Cihak O (2015) „Belobradek: Je chybou nas politikU, ze jsme o problemu migrace s lidmi nehovorili", available at: rozhlas. cz/plus/ranniplus/_zprava/belobradek-je-chybou-nas-politiku-ze-jsme-o-problemu-migrace-s-lidmi-nehovorili—1526515
Cesko? Jak jsme na tom (2015), available at:
http://www.aspeninstitute.cz/images_upload/files/Annual%202015/N%C3%A1rodn%C3%AD%20bezpe%C 4%8Dnost.pdf
Co povazuje ceska verejnost za nebezpeci pro nasi zemi? (2015), available at: stem.cz/clanek/2987/ Deklarace predsedU politickych stran k zajisteni obrany Ceske republiky (2015), available at: http://www.natoaktual.cz/deklarace-predsedu-politickych-stran-k-zajisteni-obrany-ceske-republiky- 1q1-/na_zpravy.aspx?c=A140313_214039_na_zpravy_m00 (Accessed 2 December 2015)
Dkr (2014) "40 procent CechU ma strach, ze nas ohrozuje Rusko", available at: //www.parlamentnilisty.cz/arena/monitor/40-procent-Cechu-ma-strach-ze-nas-ohrozuje-Rusko-318588/diskuse/
Klang M (2015) "Nejvetsi riziko pro bezpecnost Ceska?" available at: http://zpravy.aktualne.cz/domaci/nejvetsi-riziko-pro-bezpecnost-ceska-hnednuti-politiky-varov/r~e4b74dd8773 911e594170025 900fea04
Nase bezpecnost neni samozrejmost (2015), available at: zpravy.idnes.cz/narodni-konference-o-bezpecnosti-dqj m00
Obavy z Ruska jako hrozby do budoucna (2014), available at: stem.cz/clanek/2987 Panenk P. (2014) "Obcanska valka se priblizila", available at: /www.parlamentnilisty.cz/ Zeman-ucinil-prohlaseni-k-Ukrajine-i-k-ceske-vlade-318336
Projev prezidenta Milose Zemana v OSN (2015), available at: parlamentnilisty.cz/politika/politici-volicum/Projev-prezidenta-Milose-Zemana-v-OSN-401443
Safarikova K. (2015) "Babis si porizuje sveho „Zaoralka"", available at: anobudelip.cz/cs/o-nas/aktuality/z-medii/babis-si-porizuje-sveho-zaoralka-20056.shtm
Zaoralek L. (2014) "Putin pUsobi dojmem, ze chce znovu Rusko budovat jako imperium", available at://www.cssd.cz/media/cssd-v-mediich/l-zaoralek-pro-pravo-putin-pusobi-dojmem-ze-chce-znovu-rusko-budovat-jako-imperium/
Problems for the European security: View from Prague
Author. Shcherbakova Ju.A. PhD (History), Leading Research Fellow, Institute of Scientific Information on Social Sciences RAS. Address: 51/21 Nakhimovsky Avenue, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses basic security policies of the Czech Republic formulated in the "National security strategy" [The strategy 2015]. The likelihood of a direct military attack on the territory of the Czech Republic is estimated as very low, while specific threats to national security are identified. The first and most important one is weakening of the collective security mechanism and the political and legal violations of international obligations in the field of security. Those are followed by terrorism and proliferation of weapons of mass destruction and means of their delivery. Another short-listed threat is the policy of Russia aimed at reviewing international rule of law by using hybrid methods of warfare. Key words: Russia, Czech Republic, security, threats, terrorism, migration.
Projev prezidenta Milose Zemana v OSN (2015), available at: parlamentnilis^.cz/politika/politici-volicum/Projev-prezidenta-Milose-Zemana-v-OSN-401443(Accessed 6 December 2015)