Научная статья на тему 'Внешнеполитические приоритеты чешских парламентских партий (по итогам выборов 2017 года)'

Внешнеполитические приоритеты чешских парламентских партий (по итогам выборов 2017 года) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ / ПАРЛАМЕНТ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / "ТВЕРДОЕ ЯДРО" ЕС / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / "ФЛЕКСИБИЛЬНАЯ" ИНТЕГРАЦИЯ / МНОГОВЕКТОРНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Задорожнюк Элла Григорьевна

В статье представлен анализ внешнеполитических программ парламентских партий Чехии и показан широкий диапазон предпочтений от присоединения к «жесткому ядру» в Европейском Сою зе до призыва к реформированию ЕС и проведению референдума о выходе из него. Отмечается, что чешские избиратели весьма прагматичны в отношении внешнеполитической ориентации Чешской Республики. На это указывают также и результаты президентских выборов, состоявшихся в январе 2018 го да. Высший государственный пост занял Милош Земан, придерживающийся концепции многовекторной внешней политики Чешского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические приоритеты чешских парламентских партий (по итогам выборов 2017 года)»

DOI: 10.31168/2412-6446.2018.1.2.11

Внешнеполитические приоритеты чешских парламентских партий (по итогам выборов 2017 года)

Элла Григорьевна Задорожнюк -

доктор исторических наук, заведующая Отделом современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Институт славяноведения РАН. elzador46@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ внешнеполитических программ парламентских партий Чехии и показан широкий диапазон предпочтений — от присоединения к «жесткому ядру» в Европейском Союзе до призыва к реформированию ЕС и проведению референдума о выходе из него. Отмечается, что чешские избиратели весьма прагматичны в отношении внешнеполитической ориентации Чешской Республики. На это указывают также и результаты президентских выборов, состоявшихся в январе 2018 года. Высший государственный пост занял Милош Земан, придерживающийся концепции многовекторной внешней политики Чешского государства.

Ключевые слова

Чешская Республика, Палата депутатов, парламент, внешняя политика, Европейский Союз, «твердое ядро» ЕС, евроинтеграция, «флексибильная» интеграция, многовекторная внешняя политика.

Foreign policy priorities

of the Czech parliamentary parties

(following the 2017 elections)

Ella G. Zadorozhnyuk -

Doctor of Sciences, Head of Department of Contemporary History of Central and Southeastern Europe, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences. elzador46@mail.ru

Abstract

The analysis of sections on the foreign policy of the official programme documents of the Czech parliamentary parties is given. A wide range of preferences has been revealed — from adherence to «a hard core» in the European Union, to calls for reforming the EU and for a referendum on the withdrawal from it. It is noted that the Czech voters are quite pragmatic about the foreign policy orientation of the Czech Republic. This was indicated, in particular, by the results of the presidential elections held in January 2018. The right to occupy the highest state post was granted to Milos Zeman, who adheres to the concept of the multi-vector foreign policy of the Czech state.

Keywords

Czech Republic, Chamber of Deputies, Parliament, foreign policy, European Union, «hard core» of the EU, European integration, flexible integration, multi-vector foreign policy.

Конец 2017 г. — начало 2018 г. ознаменовались в Чешской Республике (ЧР) двумя, хотя и очередными, но трудно предсказуемыми по своим последствиям событиями: выборами в нижнюю палату парламента и переизбранием президента М. Земана на высший государственный пост. Оба эти события имеют внутри- и внешнеполитическое измерения; последнее и будет подвергнуто анализу в данной статье. Особый интерес представляет широкий разброс акцентов во внешнеполитических разделах официальных программных документов победителей парламентских выборов: от стремления окончательно примкнуть к «твердому ядру» Европейского Союза (ЕС) (в историческом разрезе — Европейского объединения угля и стали, просуществовавшего с 1951 г. по 2002 г. и включавшего Германию, Италию, Францию и страны Бенилюкса) до выхода из него.

В состоявшихся 20-21 октября 2017 г. в Чехии седьмых по счету выборах в нижнюю палату парламента — Палату депутатов — приняли участие 7.524 кандидата (на семь претендентов больше по сравнению с внеочередными парламентскими выборами 2013 г.), представлявших 31 партию. Победителем на выборах стало политическое движение Акция недовольных граждан 2011 (АНГ 2011), набравшее 29,6% голосов избирателей (в 2013 г. — 18,65%); второе место заняла Гражданская демократическая партия (ГДП) с 11,3% (7,72%); в первой тройке лидеров оказалась и Чешская пиратская партия (Пираты) с 10,8% (2,66%); с минимальным отрывом за ними следовало движение Свобода и прямая демократия (СПД) — 10,6%. Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) завоевала симпатии 7,7% (в 2013 г. — 14, 91%) электората, а Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП) в этот раз довольствовалась доверием всего лишь 7,3% голосовавших (в 2013 г. — 20,45%). Тем самым КПЧМ впервые в чешской электоральной истории опередила своего давнего соперника — ЧСДП. В нижнюю палату парламента вошли также Христианско-демократический союз-Чешская народная партия (ХДС-ЧНП — 5,8%; в 2013 г. — 6,78%), партия Традиция, ответственность, процветание 09 (ТОП 09 — 5,3%; в 2013 г. — 11,99%), движение Старосты и независимые (СТИН — 5,2%)1. Явка избирателей на выборы составила 60,84%.

В итоге места в нижней палате парламента ЧР распределились следующим образом: АНГ 2011 — 78 мандатов, ГДП — 25, Пираты — 22, СПД — 22, КПЧМ — 15, ЧСДП — 15, ХДС-ЧНП — 10, ТОП 09 — 7, СТИН — 6 мандатов. Такой разброс в расстановке политических сил в Чехии наблюдался нечасто, но именно это позволяло свободнее маневрировать правящей коалиции. В этих условиях на формирование правящей коалиции, так и не созданной к марту 2018 г., значительное влияние оказывают

1 Vys1edky то1еЬ ^ Ро81апескё 8пето"Упу 2017 — Се8ка гериЬИка // iDNES.cz [опНпе]. URL: https://vo1by.idnes.cz/pos1anecka-snemovna-2017.aspx (accessed: 25.05.2018).

внешнеполитические ориентации политических партий — участников выборов с учетом следующего: когда их девять, а, скажем, не пять или шесть, то эти ориентации выглядят рельефнее. Можно утверждать, что таковые играли — наряду с внутриполитическими приоритетами — важную роль в предпочтениях чешских избирателей. Отсюда настоятельность анализа внешнеполитической составляющей предвыборных программ девяти партий — победителей парламентских выборов 2017 года в ЧР, почти трети из числа всех партий, участвовавших в них.

Занявшее наибольшее число мест в Палате депутатов движение АНГ 2011 (лидер — А. Бабиш) 3 сентября 2017 г. представило свой весьма амбиционный предвыборный документ — «Сейчас, или никогда. Единственная программа, которая вам необходима»2. АНГ 2011, как и в предшествующем предвыборном документе (2013 г.), определила безальтернативность ориентации на западноевропейские структуры — ЕС и НАТО. Вместе с тем в нем говорится о необходимости «реформ, ведущих к более эффективной деятельности Союза и устранению в нем излишнего административного балласта». «Мы, — читаем в документе, — хотим четко различать, чем нам может помочь ЕС, а где, напротив, лучше справиться самим. Цель — реформирование Союза таким образом, чтобы он делал меньше, но намного лучше».

В программе охарактеризованы перспективы введения евро в стране, подчеркивается, что определение конкретной даты введения европейской валюты должно отвечать экономическим интересам как страны в целом, так и ее граждан и фирм. «Мы, — констатируется в ней, — активно поддержим реформу еврозоны с целью упрочения экономической и финансовой стабильности Европы с тем, чтобы это соответствовало интересам ЧР. Нужно их обеспечить, независимо от дальнейшего развития в еврозоне, чтобы не подвергать дискредитации те страны, которые пока что не имеют евро. В случае, если еврозона в последующем избирательном периоде не будет существенно реформирована, мы евро вводить не станем»3.

Характерно, что еще в начале 2017 г. чешское коалиционное правительство поддержало рекомендации Министерства финансов ЧР и Национального банка не считать введение евро ключевой задачей на ближайшие годы. Согласно проведенному в начале 2016 г. опросу, «за» введение евро проголосовали лишь 17% населения страны, «против» — 78%, остальные не определились. Высказываясь против единой европейской валюты, граждане опасаются неизбежного повышения цен на товары и продукты первой необходимости, потери финансового суверенитета, усиления зависимости

2 Ted' nebo nikdy. Ten jediny program, ktery potrebujete // ANO [online]. URL: https:// www.anobudelip.cz/file/edee/2017/09/program-hnuti-ano-pro-volby-do-poslanecke-snemovny.pdf (accessed: 25.05.2018).

3 Ibidem.

от экономик других стран4. Можно утверждать, что движение А. Бабиша проводит «здоровую» оппортунистическую линию по данной проблеме, постоянно оглядываясь на мнение электората.

Международный раздел программы АНГ 2011 акцентировал необходимость дальнейшего сотрудничества в рамках ЕС и НАТО, подчеркивая важность формата Вишеградской четверки и даже необходимость формирования новых союзов в рамках трансатлантического сотрудничества. В то же время предвыборная программа движения лишена агрессивных коннотаций по отношению к России. «В рамках ЕС, — подчеркивается в ней, — мы будем добиваться разработки новой стратегии в отношениях с Россией, с целью упрочить архитектуру безопасности в Европе и сделать возможным развитие этих отношений»5.

Сглаживание острых углов как еврооптимизма, так и евроскептициз-ма — существенный признак данной программы. В ней — по сравнению с предвыборным документом 2013 года — меньше поклонов в сторону ЕС и НАТО, а ее лидер выступает с более осмотрительными заявлениями в отношении России. Фактически данная констатация свидетельствует, что партия готова к диалогу с любым из восьми других политических акторов, но он, как будет сказано ниже, пока что не заканчивается однозначным решением.

Занявшая второе место на выборах ГДП (лидер — П. Фиала) в очередной раз подчеркнула свою установку на еврореализм, которого придерживается и ее основатель В. Клаус. В предвыборной программе гражданских демократов «Сильная программа для сильной Чехии», утвержденной 22 апреля 2017 г., содержались требования проводить активную и самодостаточную внешнюю политику, которую определяют реализм, прагматизм и ориентация на практические результаты и которая одновременно чтит чешские традиции и ценности. Ее цель — обеспечение безопасности Чехии и защита экономических интересов государства. «Гражданская демократическая партия — традиционно прозападная и трансатлантическая, ключевым мы считаем членство в НАТО и Европейском союзе. С ЕС у нас долгосрочные последовательные отношения: мы не принадлежим ни к наивным еврооптимистам, ни к радикальным евроскептикам»6, — утверждается в документе. ГДП — как и АНГ — отказывается от поспешного введения евро, полагая, что ЧР должна сама решить, нужно ли его вводить и когда это делать. При этом подчеркивается, что государства с введенным евро не должны иметь в ЕС больше прав по сравнению со странами с национальной валютой. В документе впервые вводится термин «флексибильная»

4 " "

См.: Снегирев В. Укрываются под кроной // Российская газета. 06.03.2017.

5 Ted' nebo nikdy...

6 Silny program pro silne Cesko — ODS — Obcanska demokraticka strana // ODS [online]. URL: https://www.ods.cz/program (accessed: 25.05.2018).

(гибкая) интеграция, то есть право государств самостоятельно и добровольно, не подвергаясь диктату Брюсселя, выбирать уровень и степень дальнейшей интеграции в отдельных сферах7.

На партийной конференции, состоявшейся в апреле 2017 г., ГДП представила документ «Сильная Чехия в Европе 21 века»8, продолжающий линию «Манифеста чешского еврореализма» (2001 г.)9. В нем содержатся предложения о необходимости проведения изменений в Евросоюзе, который сегодня противостоит одновременно четырем кризисам: экономическому, миграционному, системы безопасности и, наконец, кризису доверия. «Все эти кризисы, — констатируется в документе, — имеют общий знаменатель: централизм. Самым значимым препятствием свободного и гармоничного сотрудничества между странами-членами ЕС мы всегда считали переход к логике "ЕС — first" ("ЕС — прежде всего". — Э. З.), а именно: принимающими решения являются не страны-члены, а центральные европейские институты... Кризис, который сегодня затронул ЕС, является следствием нашего отказа от примата принципа свободного сотрудничества. Единый европейский акт от 1986 г. стал первым и, к сожалению, последним принципиальным договорным документом, который институционализировал то, что до этого устанавливалось органично снизу». Документ — по той же логике еврореализма — резко критикует Маастрихтский договор (1992 г.) и Лиссабонский договор (2007 г.) за отход от исходных идей в вопросе европейской интеграции. Институты ЕС, полагает ГДП, не служат общим интересам государств-членов, а окончательно превратились в акторов со своими собственными интересами. При этом говорится, что желание открыть заново учредительные договоры и реформировать ЕС решительно исключает его демонтаж и упрощенное представление о возврате к «более естественному» состоянию. «Если мы будем игнорировать современные проблемы, то уникальный проект европейской интеграции, к которому мы некогда стремились, сам по себе надежный и полезный, может прекратить свое существование»10, — зафиксировано в документе.

Вот почему ГДП категорична в необходимости реализации принципов «флексибильной» интеграции — такого сотрудничества, когда страны-члены «заключают между собой соглашения о партнерстве практического характера и обладают правом избирать ту глубину интеграции, которая их больше всего устраивает, а не нацеливаются на общесоюзные задачи. Единственным исключением является общий рынок — свободное передвижение

7 Silny program pro silne Cesko — ODS — Obcanska demokraticka strana // ODS [online]. URL: https://www.ods.cz/program (accessed: 25.05.2018).

8 Silne Cesko v Evrope 21. stoleti. Pozice ODS k EU // ODS [online]. URL: https://www.ods.cz/ docs/volby2017/silne_cesko_v_evrope_21_stoleti.pdf (accessed: 25.05.2018).

9 Подробнее см.: Европа vs Евразия. XXI век начинается / отв. ред. К.В. Никифоров. М., 2018.

10 Silne Cesko v Evrope 21. stoleti...

людей, товаров, служб и капиталов», то есть, по логике документа, тех столпов евроинтеграции, которые были заявлены инициаторами создания ЕС.

ГДП решительно отвергает при этом задачу формирования «твердого ядра» ЕС, на решение которой ориентируются многие политические силы внутри страны; считает необходимым снизить градус политической интеграции Евросоюза; настаивает на отмене принципа, согласно которому только евро является валютой ЕС; требует вернуть некоторые компетенции на национальный уровень; усилить контрольные механизмы национальных парламентов. В итоге же гражданские демократы призывают подготовиться к дискуссии о реформе институтов ЕС, называя ее «вопросом здравого смысла». «Мы, — утверждается в документе, — не осмелимся прогнозировать, какими путями будет проходить развитие Европы в длительной перспективе. Однако мы прекрасно знаем, что увлечение абстрактной идеологией никому не принесет блага. Реформа ЕС является сугубо практическим делом, это вопрос здравого смысла. Возможно, что ЕС со временем придет к решению, которое сегодня представляется нереальным. Степень интеграции может со временем расти и снижаться. Но такое развитие в любом случае является вопросом целых поколений... Мы хотим Европу, для которой лозунг "единство в разнообразии" не является одной лишь фразой. Европу гибкую, инклюзивную и дееспособную. Мы хотим Европу успешных государств, а в ее сердце — сильную Чехию»11. Такая постановка вопроса имплицитно предполагает, что границы будущей Европы пока определяются с трудом, и ни забюрократизированный ЕС, ни, тем более, пока трудно идентифицируемое его «твердое ядро» вряд ли вправе их однозначно устанавливать.

Неожиданно ворвавшаяся в первую тройку лидеров Чешская пиратская партия (Пираты), основанная 17 июня 2009 г. (лидер — И. Бартош), в предвыборной программе «Черным по белому» провозгласила необходимость активного членства в ЕС, ориентируясь при этом и на его реформу. В качестве конкретных целей, в частности, ставятся: ограничение бюрократии, борьба против ненужных субсидий, содействие более активному вовлечению граждан и Европейского парламента в процесс принятия решений, отрицание «исключений в пользу определенных стран или их частей». В ней особо подчеркнуто: «4 основные свободы передвижения (товары, услуги, лица и капитал) в европейском пространстве должны оставаться недели-мыми»12.

Движение Свобода и прямая демократия (СПД, лидер — Т. Окамура) в своей программе идентифицировало его как «патриотическую и демократическую силу», которая через бескомпромиссную политическую борь-

11 Silné Cesko v Evrope 21. stoleti...

12 Volebni program. Cerné na bilém // Pirâtskâ strana [online]. URL: https://www.pirati.cz/ program/psp2017.htm (accessed: 25.05.2018).

бу обеспечит подлинный суверенитет Чешского государства. «Нынешняя форма европейской интеграции — это ошибочный проект по созданию европейской сверхдержавы. Он связан с фактическим ослаблением и ликвидацией национальных государств и стран Европы. Мы просим граждан отказаться от ЕС на референдуме», — говорится в документе. В числе угроз свободе и демократии в Европе в программе называются ее контролируемая исламизация и продолжающаяся нелегальная иммиграция. СДП, вопреки установкам ЕС, заявляет: «Мы последовательно отвергаем муль-тикультурную идеологию, которая является инструментом исламизации. Мы заявляем, что не обязаны открывать дверь всем, кто говорит, что они поселятся здесь и что пребывание в нашем доме является привилегией для иностранцев. Кто хочет работать и жить с нами, тот должен уважать наши ценности и адаптироваться. Наше отечество веками создавали наши предки. Давайте будем настоящими хозяевами в нашей стране. Будем хорошими патриотами. Будьте бдительны и уважайте другие народы, но требуйте от них такого же уважения. Мы поддерживаем сотрудничество свободных европейских государств и государств Вишеградской четверки на принципах общих интересов, открытого рынка, свободной торговли, передвижения людей и обороны». Примечательно, что японские этнические корни лидера партии налагают дополнительные тона на эту крайне евроскептическую картину.

В программе требуется проведение референдума по каждой передаче государственного суверенитета в учреждения ЕС, чтобы Европа была свободным рынком товаров, услуг и труда — без несистемных субсидий, льгот и чиновников-бюрократов. СПД призывает обеспечивать условия для деятельности религиозных организаций в соответствии с Законом о церквях. Она настаивает на реформах полиции пограничного контроля и спецслужб ЧР, включая недопущение их в иностранные экспедиции без мандата ООН13.

В программе говорится: «Реализуется план на мультикультурное европейское супергосударство, в котором Чешская Республика будет лишь незначительной административной единицей. Мы не можем довольствоваться будущим этого современного протектората, где на заводах для иностранных корпораций работают за третью часть зарплаты, причем в условиях, которые в своих странах никогда не оставались бы безнаказанными. Чешская Республика должна вновь начать последовательно добиваться реализации своих экономических интересов. Если мы не достигнем требуемых результатов в течение шести месяцев, то объявим референдум о выходе нашей страны из Европейского союза. Если граждане поддержат

13 Volebni program SPD. Demokracii a svobodu — Uz nikdy o nas bez nas // Svoboda a prima demokracie — Tomio Okamura (SPD) [online]. URL: http://www.spd.cz/program (accessed: 25.05.2018).

этот выход, мы будем действовать подобно Великобритании. Мы активизируем статью 50 Лиссабонского договора и начнем контролируемый процесс нашего постепенного выхода»14. Как видно, программа СПД более радикальна по сравнению с программой ГДП, и обе они дистанцируются, каждая по-своему, от программных установок АНГ, хотя вместе могли бы занять немногим больше половины мест в Палате депутатов парламента.

Не обошло вниманием движение Т. Окамуры и российские сюжеты. Так, в принятом партийном документе «Внешняя политика» подчеркивается: «Исторически сложилось, что Россия — один из самых важных деловых партнеров для импорта сырья и чешского экспорта машиностроительной продукции и потребительских товаров. Традиционное отношение к чешским продуктам по-прежнему остается в России позитивным, а славянская взаимность все еще играет здесь свою роль, несмотря на все абсурдные санкции и эмбарго, применяемые ЕС в отношении России в последние годы под самыми различными предлогами. Российский газ и нефть или другие полезные ископаемые из бывшего СССР по-прежнему остаются наиболее надежными источниками энергии... Мы в СПД верим в сбалансированные и взаимовыгодные деловые отношения. Современная Россия, со своим опытом в борьбе с международным терроризмом и исламизмом, может быть перспективно очень ценным союзником. Поэтому наш лозунг: "ни Восток, ни Запад, а Чешская Республика!"»15. Обстоятельное изложение официальных документов СПД вызвано тем, что в них прямо говорится о том, что другие партии выражают завуалированно. Это в особой степени касается таких квазиделикатных моментов, как угроза исламизации и характер отношений с Россией.

Предвыборная программа КПЧМ «Мир в мире, справедливость и безопасность дома» также ориентирует на решения миграционного кризиса, отрицая навязываемые ЕС квоты на перераспределение беженцев. Помимо этого, коммунисты намерены добиваться окончания членства ЧР в НАТО — через проведение общенародного референдума, либо же выхода из военных структур блока. В программе содержится призыв «ограничить раздутую национальную и брюссельскую бюрократию»16.

Акцент партия делает на последовательном укреплении ключевой роли Генеральной Ассамблеи Организации ООН, уважении и соблюдении международного права для всех стран, на важности роли ОБСЕ, которая «более

14 Volebni program SPD. Demokracii a svobodu — Uz nikdy o nas bez nas // Svoboda a prima demokracie — Tomio Okamura (SPD) [online]. URL: http://www.spd.cz/program (accessed: 25.05.2018).

15 Zahranicni politika // Svoboda a prima demokracie — Tomio Okamura (SPD) [online]. http://www.spd.cZ/uploads/stranky/1/dokumenty/zahranicni-politika.pdf (accessed: 25.05.2018).

16 Volebni program KSCM. Pro volebni obdobi 2017-2021 // Komunisticka strana Cech a Moravy [online]. URL: http://volby.kscm.cz/volebni-program (accessed: 25.05.2018).

30 лет обеспечивала мир в Европе»17. КПЧ обосновывает необходимость отказа от участия в зарубежных военных миссиях без мандата ООН, а также выступает за предотвращение любых попыток построить иностранные военные базы в Чешской Республике и участвовать в военном вмешательстве на чужой территории без мандата Совета Безопасности ООН. В программе отмечена настоятельность продвижения более современной коллективной общеевропейской организации безопасности в многополярном мире в традициях Хельсинкского мирного процесса и без повторения холодной войны. Коммунисты полагают, что в сфере экономики неравные отношения между Европой, Канадой и США уже ухудшили условия жизни чешских граждан. В то же время практически не анализируются другие векторы внешнеполитических предпочтений, в частности, отношения с Россией.

Предвыборная программа КПЧМ, ориентированная на период 2017-2021 гг., призывает сосредоточиться, в первую очередь, на кардинальной институциональной трансформации ЕС с целью обеспечения подлинного равенства для государств-членов. При этом ВгехИ рассматривается как вызов и обязательство в деле построения другой Европы через укрепление выборных органов, снижение влияния чиновников. В этих условиях важно «внедрять законодательную инициативу Европейского парламента как европейского органа, избираемого гражданами, усиливать роль европейской гражданской инициативы; требовать от ЕС уважения интересов Чешской Республики и включения ее в свою политику — экспортная направленность, борьба против социального демпинга; отказ от экономических санкций в отношении других стран»18.

Программа коммунистов получила поддержку снизившегося числа голосов избирателей: в октябре 2013 г. за КПЧМ проголосовали 14,91% электората, а в 2017 г. — 7,7%, то есть почти вдвое меньше. Правда, при этом она опередила по числу голосов Чешскую социал-демократическую партию, с которой так и не установила контактов, по крайней мере, в предвыборный период.

Положение, в котором после парламентских выборов 2017 года оказалась ЧСДП, достаточно сложное. Чешские избиратели отправили старейшую левоцентристскую партию в нокаут после 20-летнего пребывания ее у власти. Причин много, но одной из них, по мнению ряда аналитиков, является дрейф социал-демократов в последние годы в правоцентристском направлении. Не случайно их победили коммунисты, хотя и всего на 0,4% голосов (при равном количестве мест в парламенте — по 15).

С какими же внешнеполитическими устремлениями, раздираемая внутренними противоречиями, шла на парламентские выборы ЧСДП? Ее про-

17 Volebni program KSCM. Pro volebni obdobi 2017-2021 // Komunisticka strana Cech a Moravy [online]. URL: http://volby.kscm.cz/volebni-program (accessed: 25.05.2018).

18 Ibidem.

грамма «Хорошая страна для жизни» в разделе «Безопасная и справедливая страна в сердце Европы» отмечала: «В дискуссии о будущем Европейского союза мы занимаем четкую позицию — хотим солидарную и социальную Европу, которая поведет к реальному сближению жизненного уровня стран-членов, будет проводить общую политику в борьбе против социального неравенства и добьется процветания и безопасности для всех граждан Союза»19.

Красной нитью в документе проходит тема неравенства внутри ЕС. «Неравенство и различия, — говорится в нем, — являются для нас первым номером в дебатах о Европейском союзе и его будущем. Мы будем вести борьбу за Европу, которая движется в одном направлении — к безопасности, экономическому росту и большему приближению жизненного уровня более бедных стран-членов с жизненным уровнем более богатых (выделено в оригинале. — Э. З.)».

В документе речь идет о дипломатии как основе оборонной и экономической политики, о добрых отношениях с соседями — Словакией, Польшей и Венгрией, Австрией; в числе соседей названа и Германия, с которой ЧСПД намерена развивать стратегический диалог; упоминаются и постсоветские страны Восточного партнерства. Отношение к России ограничивается следующей констатацией: «Мы, как и другие европейские страны, хотим поддерживать добрососедские стратегические отношения с глобальными сверхдержавами — США, Китаем и Россией»20.

В программе 2017 г. поднимается тема «твердого ядра» ЕС, постоянно муссируемая и рядом словацких политиков. «Мы хотим, — подчеркивает ЧСДП, — активно созидать и изменять Европу и поэтому хотим находиться в ее ядре... Вместе с тем мы требуем, чтобы Европейский союз ввел инструменты реальной социальной конвергенции, то есть сближение заработных плат, жизненного уровня и социальных стандартов в ЕС.. .Мы будем добиваться таких правил, которые позволят пресечь формирование каких-либо двойных стандартов (выделено в оригинале. — Э. З.) для "богатых" и "бедных" стран-членов»21.

19 Dobra zeme pro zivot. Volebni program CSSD pro volby 2017 // Ceska strana socialne demokraticka [online]. URL: https://www.cssd.cz/ke-stazeni/volebni-programy/volebni-program-cssd-pro-volby-2017/ (accessed: 25.05.2018).

20 " "

В «Долгосрочной программе ЧСДП», принятом 11 марта 2017 г. на 39-м ее съезде,

появились подвижки, касающиеся, в частности, отношений с РФ: «В рамках Восточной Европы мы хотим развивать с Российской Федерацией конструктивные отношения с акцентом на соблюдении международного права, сделать возможным экономическое и культурное сотрудничество». См.: Socialni demokracie — historické koreny, hlavni smery a perspektivy // Ceska strana socialne demokraticka [online]. URL: http://www.cssd.cz/data/files/cssd-dlouhodoby-program.pdf (accessed: 25.05.2018); см. также: Socialni demokracie pro 21. stoleti // Ceska strana socialne demokraticka [online]. URL: http://www.cssd.cz/data/files/socialni_demokracie_pro_21_stoleti.pdf (accessed: 25.05.2018).

21 Dobra zeme pro zivot ...

Нужно отметить, что в какой-то степени надежды на урегулирование кризисной ситуации в ЧСДП возлагались на 40-й ее съезд, прошедший 18 февраля 2018 г. в г. Градец Кралове. На нем был избран новый председатель партии Я. Гамачек, на которого возлагаются надежды на кардинальные перемены и во внешнеполитическом курсе. С ним связывает свои цели исполняющий обязанности премьер-министра А. Бабиш, поскольку Гамачек тоже избегает крайностей еврооптимизма и евроскептицизма, ориентируясь на «сильную», то есть справедливую и безопасную Чехию. Показательно, что бывший председатель партии и бывший глава чешского кабинета Б. Соботка на съезде не присутствовал, что не могло не вызвать саркастических выпадов против него.

Название предвыборной программы Христианского демократического движения-Чехословацкой народной партии (ХДС-ЧНП) (2017-2021 гг.) звучит подобно лозунгу: «Ответственно за общий дом». Относительно направлений внешней политики в ней говорится: «Европейский союз мы воспринимаем как уникальное общее ценностное пространство.Мы хотим, чтобы ЧР активно проводила свои интересы в ЕС. Мы выступаем за упрочение позиции Парламента ЧР и его профессиональных возможностей, а также за более частое использование так наз[ываемой] клаузулы субсидиар ности»22.

ХДС-ЧНП несколько сузила свою электоральную базу: с 6,78% голосов в 2013 г. до 5,8% в 2017 г., опустившись вниз вместе с ЧСДП, бывшим партнером по правящей коалиции. Предшествующий лозунг ХДС-ЧНП «Приведем страну в порядок» (2013 г.) предполагал ускоренное присоединение к зоне евро, облегченный доступ к фондам ЕС, возможность интеграции иммигрантов и явный акцент на трансатлантических связях. Новых импульсов эти устоявшиеся в партии ориентации так и не получили.

Три партии (АНГ 2011, ЧСДП и ХДС-ЧНП) в прошлом (2013-2017 гг.) коалиционном правительстве приняли 2 января 2014 г. Программное заявление, в соответствии с которым продекларировали намерение «укреплять многостороннее сотрудничество в евроатлантической сфере, главным образом, через активное членство в НАТО и активный подход к политическому, экономическому диалогу и диалогу в сфере безопасности между Европейским союзом и США»23. Эта часть заявления, скорее всего, была инспирирована ХДС-ЧНП. В нынешней ситуации даже контуров союза социал-демократов с христианскими демократами не обнаруживается. Одна

22 Zodpovedne pro spolecny domov. Volebni program KDU-CSL pro snemovni volby v roce 2017 // Kresianska a demokraticka unie — Ceskoslovenska strana lidova (KDU-CSL) [online]. URL: https://www.kdu.cz/getattachment/f3c30lfb-b96a-4915-87e4-6ad5713164a3/Volebni-program-2017-2021.aspx (accessed: 25.05.2018).

23 Programove prohlaseni vlady Ceske republiky // Vlada Ceske republiky [online]. URL: https://www.vlada.cz/assets/media-centrum/dulezite-dokumenty/programove_ prohlaseni_unor_2014.pdf (accessed: 25.05.2018).

из причин — дистанцирование США от европейских дел и ВгехИ: рыцари евроатлантизма в этих условиях пользуются меньшей поддержкой.

Это касается еще одной правой партии — ТОП 09. В отличие от ее предыдущих программных установок на безоговорочную поддержку ЕС, в новой среднесрочной программе под названием «Видение для Чешской республики», которая была принята 28 января 2017 г.24, заметно смещение фокуса на необходимость учета национальных интересов ЧР в европейском интеграционном проекте. Подтверждая, что ЧР является активным членом ЕС и НАТО на основе принципа субсидиарности, программа требует выработки «более качественных общих решений, главным образом, в области внешней, безопасности и энергетической политики». В связи с этим партией предлагаются и конкретные меры, направленные на ограничение деятельности наднациональных структур в ряде перечисленных в документе сфер. Партия взяла на себя задачу по выравниванию уровня жизни ЧР и Германии, а также введению в ближайшее время евро25.

В то же время в программе без какой-либо аргументации содержатся следующие мифические утверждения: «В середине второй декады XXI века для Чешской республики, Центральной Европы и ЕС самыми большими рисками безопасности являются политические силы, подвергающие сомнению фундамент, на котором базируются демократическая система правления и система власти права. Нужно открыто сказать, что этой силой является и в ближайшие годы останется Россия»26. Восточному соседу необоснованно приписываются экспансионистские действия в рамках попыток «преобразовать международную систему в так называемый "интерполярный мир", который характеризуется переходом от культурного, политического и экономического господства Запада к более диверсифицированной и более гетерогенной международной системе, в которой новые и старо-новые игроки не только продвигают свои интересы, но также закрепляют и собственные взгляды на мир»27.

ТОП 09 рекомендует ЕС адаптировать к изменяющимся условиям в мире свою политическую и военную мощь, соответствующую его экономической значимости. Это якобы позволит ему «противостоять имперским амбициям, которые в 2017 году продвигала Российская Федерация, и поднять ЕС на равный с другими великими державами уровень»28.

24 TOP 09: Üspesna zeme — odolna spolecnost // TOP 09 [online]. URL: http://www.top09. cz/co-delame/tiskove-zpravy/top-09-uspesna-zeme-odolna-spolecnost-21747.html (accessed: 25.05.2018).

25 Bezpeci a zahranicni politika // TOP 09 [online]. URL: http://www.top09.cz/proc-nas-volit/vize2030/3-bezpeci-a-zahranicni-politika-21784.html (accessed: 25.05.2018); см. также: Vize CR 2030-uspesna zeme, odolna spolecnost.pdf — TOP 09 // // TOP 09 [online]. URL: http://www.top09.cz/files/soubory/vize-cr-2030-uspesna-zeme-odolna-spolecnost_1696.pdf (accessed: 25.05.2018).

26 Ibidem.

27 Ibidem.

28 Ibidem; см. также: TOP 09: Üspesna zeme — odolna spolecnost...

Под «великими державами» здесь подразумеваются, по всей видимости, США, с которыми уже наличествуют связи в рамках евроатлантизма. Или ЕС должен сформировать собственную «военную мощь»? Внятного указания на силу, на которую планируется возложить защиту указанного «фундамента», документ не содержит. Подобного рода заявления «не помешали» ТОП 09 резко уменьшить долю своего электората: с 11,99% в 2013 г. до 5,3% в 2017 г., т.е. более чем вдвое.

В заключение утверждается, что образцом для ЧР не являются Россия или Китай; Чехия — часть ЕС как его активный и ответственный член. ТОП 09 обещает не допустить выхода ЧР из ЕС или же проведения «абсурдных референдумов», выступает против безрассудной дискуссии о СгехИ и напоминает, что с учетом исторического опыта «отход от Запада означает приближение к Востоку».

Предвыборная программа движения Старосты и независимые (СТИН) гласила: «Мы хотим вернуть государство ответственным гражданам. Можем позаботиться о наших деревнях, позаботимся и о нашем государстве». В сфере внешней политики в программе ставилась задача сохранения Чешской Республики как «интегральной составной части европейского пространства» с ценностных, экономических и политических позиций, включая сферу безопасности. Вместе с тем отмечалось: «Цель нашей политики — не многоскоростная Европа, которая по существу, скорее, разделяет Европейский союз, нежели объединяет, а дальнейшее совместное углубление внутреннего рынка ЕС с учетом экономики ЧР, с учетом процесса формирования пространства безопасности, справедливости и права для граждан ЕС». Поэтому европейский интеграционный процесс должен продвигаться как можно ближе к людям, для чего нужна реформа институтов ЕС, которая максимально приблизила бы союз к гражданину, а гражданина к союзу.

Относительно сотрудничества за рамками ЕС программа указывает, что ЧР «должна быть посредником и мостом между Европейским союзом и его дружественными в социокультурном плане восточными соседями, включая Украину, Грузию, Армению, Молдову и балканские страны», но не Россию, о которой ничего не говорится. СТИН лишь на 0,1% отстала от ТОП 09, впервые получив представительство в нижней палате парламента ЧР.

Сразу же после выборов президент ЧР М. Земан поручил лидеру победившего на выборах движения АНГ 2011 формирование нового правительства. После серии переговоров, закончившихся по ряду причин безрезультатно, А. Бабиш предпринял попытку создания однопартийного кабинета. Такое правительство меньшинства было сформировано в декабре 2017 г., а 8 января 2018 г. представлена финальная версия его Программного заявления. В отведенных внешнеполитическим вопросам разделах этого документа речь шла о готовности более решительно отстаивать интересы ЧР в объединенной Европе. Имелись в виду не только отвергаемые страной

иммигрантские квоты, но и борьба с налоговыми «убежищами», уклонениями от уплаты налогов. «Мы, — подчеркивалось в Заявлении, — не хотим только поддакивать Брюсселю, а стремимся изменить его политику. В настоящее время правительство не видит возможности вступления в еврозо-ну, хотя по-прежнему соблюдает взятые на себя обязательства»29.

В специально выделенном разделе «Внешняя политика и Европейский союз» декларировалось: «Мы будем выступать в поддержку активной и вразумительной внешней политики, которая однозначно ориентирована на продвижение чешских национальных интересов. Эта политика должна обеспечить Чешской Республике укрепление безопасности, процветание и правовой демократический характер государства. Мы являемся и будем оставаться неотъемлемой частью европейского цивилизационного и ценностного пространства. Поэтому наша внешняя политика должна основываться прежде всего на членстве в ЕС и НАТО»30.

Ссылаясь на ряд причин (местоположение страны, история, экономические интересы, система ценностей), правительство объявило своим приоритетом активное членство Чехии в ЕС, который, тем не менее, «нуждается в реформе». «Правительство Чешской Республики, — говорится в Программном заявлении, — примет активное участие в обсуждении этой реформы. В рамках ЕС мы будем стремиться к тому, чтобы Чешская Республика была активным и уверенным в себе членом, способным четко сформулировать свои интересы и добиваться их реализации»31. Наверное, под таким документом могло бы подписаться большинство парламентских политических партий, но они не торопились сделать это. И едва ли это главная причина недоверия к премьеру так и не утвержденного парламентом правительства. Партии, как представляется, пребывают в «режиме ожидания», ориентируясь на способы разрешения конфликтов более глобального характера.

Далее в Программном заявлении отмечается необходимость поддерживать «сверхстандартные» отношения со Словакией, развивать чешско-австрийские контакты, а также продолжать «сверхстандартное» сотрудничество в формате Вишеградской четверки. Выражено и стремление к созданию в рамках ЕС новых альянсов и объединений для продвижения чешских приоритетов.

В документе правительства отсутствует термин «твердое ядро» ЕС. Однако в пассаже о «плодотворном сотрудничестве с ключевыми европейскими игроками (курсив мой. — Э. З.) — Германией и Францией и развитии стратегического с ними партнерства» такое «ядро» угадывается без особого

29 Programove prohlaseni vlady// Vlada Ceske republiky [online]. URL: https://www.vlada. cz/assets/jednani-vlady/programove-prohlaseni/Programove-prohlaseni-vlady-CR.pdf (accessed: 25.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Ibidem.

31 Ibidem.

труда. Правда, как констатируется в документе, Великобритания, несмотря на ВгехИ, также остается для Чехии важнейшим партнером, особенно в таких сферах, как экономика и безопасность. В Программном заявлении подтверждены содействие трансатлантическим связям и развитие сотрудничества с США, особенно в области обороны, безопасности и торговли.

Предельно осторожно, но всё же в Программном заявлении обозначена и перспектива сотрудничества с Россией. «Наивысшим приоритетом, — полагало чешское правительство, — является сохранение мира и, следовательно, гарантия уважения международного права. Мы хотим в ЕС активно участвовать в дискуссиях о будущих отношениях с Российской Федерацией». Что касается восточного вектора внешнеполитической ориентации чешского правительства в целом, то Программа нацеливалась также на поиски сбалансированного и взаимовыгодного развития отношений с Китаем, на дальнейшее развитие связей с Японией и Южной Кореей32.

Представленный 16 января 2018 г. на утверждение кабинет меньшинства во главе с премьером А. Бабишем не получил поддержку нижней палаты парламента. За доверие правительству проголосовали все 78 членов парламентской фракции АНГ 2011, против — 117 депутатов остальных восьми вошедших в парламент партий (ГДП, Пираты, СПД, КПЧМ, ЧСДП, ХДС-ЧНП, ТОП 09 и СТИН; пять депутатов отсутствовали). Парламентские партии по-разному мотивируют свое неприятие нового кабинета и его программы. Так, лидеры СТИН, ТОП 09 и Пираты подчеркнули, что Бабишу предъявлены обвинения по подозрению в махинациях с финансированием фирмы «Гнездо аиста», поэтому они не считают возможным выразить ему доверие. Что касается позиции гражданских демократов, то их в принципе не устраивает концепт правительства меньшинства; ХДС-ЧНП не могут сотрудничать с премьером до тех пор, пока над ним «нависает угроза уголовного преследования».

На следующий день правительство меньшинства подало в отставку, однако продолжает работу до назначения нового кабинета, формирование которого переизбранный в январе 2018 г. президент Земан снова поручил А. Бабишу. Как уже случалось в современной чешской истории, министры могут работать и без поддержки парламента, что может продолжаться не только недели, но и месяцы, вплоть до назначения нового правительства. Что касается внешнеполитических ориентаций АНГ 2011, то они не выкристаллизовались до конца, и это вызывает дополнительные опасения у возможных партнеров по будущей коалиции.

В настоящее время А. Бабиш продолжает переговоры о формировании коалиции с представителями различных парламентских партий, которые пока что не завершились успехом. Для одних потенциальных коалицион-

32 Programove prohlaseni vlady// Vlada Ceske republiky [online]. URL: https://www.vlada. cz/assets/jednani-vlady/programove-prohlaseni/Programove-prohlaseni-vlady-CR.pdf (accessed: 25.05.2018).

ных партнеров АНГ 2011 неприемлемыми представляются предлагаемые движением установки внешнеполитического курса, для других — инкриминируемые его лидеру А. Бабишу обвинения в махинациях с евродотациями, якобы полученными в свое время его фирмой «Гнездо аиста», третьих не устраивают программные приоритеты во внутриполитической сфере и т.д.,

и т.п. Ситуация неопределенности и в этом ракурсе всё еще сохраняется.

* * *

Как показывает анализ официальных программных документов чешских парламентских партий, разделы внешнеполитических ориентаций в них занимают далеко не последнее место. Разброс предпочтений здесь предельно широк и разнообразен — от приверженности «твердому ядру» в Евросоюзе, через во многом оппортунистические требования реформирования ЕС, и до проведения референдума о выходе из него. Именно поэтому чешский электорат стоял перед достаточно сложной дилеммой на парламентских выборах — кому отдать свой голос. Всё же на то, что чешский избиратель достаточно здраво и прагматично относится к вопросам внешнеполитической ориентации ЧР, указали результаты состоявшихся в январе 2018 г. президентских выборов. Право занимать высший государственный пост на них подтвердил М. Земан — «неправильный политик» (наряду с Р. Фицо и В. Орбаном), по утверждению руководства ЕС33, — со своим концептом сбалансированной многовекторной внешней политики Чешского государства.

Литература

1. Громыко А.А. О насущном. Европа и современный мир. М.: Нестор-История, 2017.

2. Европа vs Евразия. XXI век начинается / отв. ред. К.В. Никифоров. М.: Институт славяноведения РАН, 2018.

3. Снегирев В. Укрываются под кроной // Российская газета. 06.03.2017. References

1. Gromyko, A.A., 2017. O nasushchnom. Evropa i sovremennyi mir. Moscow: Nestor-Istoriia.

2. Nikiforov, K.V. ed, 2018. Evropa vs Evraziia. XXI vek nachinaetsia. Moscow: Institut slavianovedeniia RAN.

3. Snegirev, V., 2017. Ukryvaiutsia pod krooni. Rossiiskaia gazeta, 06.03.2017.

33 «

См.: Громыко А.А. О насущном. Европа и современный мир. М., 2017. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.