Научная статья на тему 'Угрозы национальной безопасности: взгляд из Праги'

Угрозы национальной безопасности: взгляд из Праги Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CZECH REPUBLIC / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / УГРОЗЫ / THREATS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / МИГРАЦИЯ / MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия Александровна

В статье анализируется официальная позиция Чехии в 2011-2016 гг. по вопросам безопасности. Рассматриваются основные угрозы национальной безопасности: терроризм, кибератаки, массовая миграция и др. Приводятся разные точки зрения на происходящие события среди представителей политической элиты. Содержатся данные социологических опросов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The threats to national security: View from Prague

In the article the official position of Czech Republic on security issues in 2011-2016 is analyzed: terrorism, cyber attacks, mass migration, etc. Different points of view on events, which exist among the political elite, are offered. The article contains the data of sociological surveys.

Текст научной работы на тему «Угрозы национальной безопасности: взгляд из Праги»

Ю.А. Щербакова

Угрозы национальной безопасности: Взгляд из Праги1

Аннотация. В статье анализируется официальная позиция Чехии в 2011-2016 гг. по вопросам безопасности. Рассматриваются основные угрозы национальной безопасности: терроризм, кибератаки, массовая миграция и др. Приводятся разные точки зрения на происходящие события среди представителей политической элиты. Содержатся данные социологических опросов населения.

Abstact. In the article the official position of Czech Republic on security issues in 2011-2016 is analyzed: terrorism, cyber attacks, mass migration, etc. Different points of view on events, which exist among the political elite, are offered. The article contains the data of sociological surveys.

Ключевые слова: Россия, Чешская Республика, безопасность, угрозы, терроризм, миграция.

Keywords: Russia, Czech Republic, security, threats, terrorism, migration.

Общепризнанно, что Чешская Республика (ЧР) находится в настоящее время в ситуации беспрецедентной безопасности. И политики, и эксперты относят современную Чехию к числу наиболее безопасных государств в мире. В 2015 г. она заняла 10-е место по безопасности среди 162 стран. Чешская

1 Обновленный вариант статьи, опубликованной ранее в журнале «Современная Европа». - М., 2015. - № 6 (66). - С. 114-121. 140

Республика оказалась впереди Германии (16-е), Польши (19-е), Нидерландов (20-е), Венгрии (22-е), Словакии (23-е) и Эстонии (34-е). В чешском обществе широко распространено чувство безопасности: постоянно растет число граждан, которые чувствуют себя в безопасности в месте своего непосредственного проживания (свыше 80%) и в Чешской Республике как таковой (70%) [Cesko.., 2015].

Сегодня этому небольшому центральноевропейскому государству прямо ничто не угрожает. И тем не менее, по мнению чешских властей, нестабильность и конфликты далеко за пределами Европы могут угрожать безопасности страны. Нельзя не отметить, что в целом за последние годы ситуация в сфере безопасности заметно ухудшается. Свою роль в этом процессе играют события, развивающиеся на Украине, и хаос, царящий на Ближнем Востоке, вызвавший миграцию десятков тысяч беженцев.

Фундаментом чешской стратегии безопасности бoльшинство чешских политиков и общeственных деятелей считают членство страны в НАТО. 70% населения ЧР считают, что НАТО способствует укреплению стабильности и мира в Европе, 60% удовлетворены членством своей страны в Североатлантическом альянсе. В последние годы позитивное восприятие НАТО со стороны чешского общества усилилось. Причины этого аналитики напрямую связывают с возросшими угрозами в сфере безопасности [Ibid.]. И хотя партии правительственной коалиции заявляют об увеличении оборонных статей бюджета до 1,4% ВВП к 2020 г., расходы на оборону в 2014 г. в реальности составили меньше 1% ВВП, не достигнув даже 50% от обязательств, вытекающих из членства ЧР в НАТО.

Угрозы, на которые указывалось в «Стратегии безопасности 2011 г.» (далее «Стратегия 2011»), не утратили своей актуальности и в настоящее время. Маловероятным остается риск прямого военного нападения непосредственно на территорию Чехии. Но заметно увеличивается, по мнению составителей документа, удельный вес невоенных угроз, таких как прекращение поставок стратегического сырья, негативные последствия международной миграции, риск роста глобального неравенства, крупных экономических и финансовых преступлений. В решении этих глобальных угроз и вызовов

незаменимую роль чешская сторона отводит Организации Объединенных Наций с ее принципами коллективной безопасности.

Как отмечалось выше, вероятность непосредственного военного нападения на территорию Чешской Республики оценивается как весьма незначительная. Однако указывается на ослабление безопасности и стабильности на границах Европы и в районах, с ней соседствующих, что может нести прямые угрозы некоторым государствам - членам НАТО и ЕС, союзникам ЧР. Источником угроз является покушение на основы господствующей в Чехии концепции демократического верховенства закона, на права и свободы человека. Носителем этих угроз могут быть как государства, так и негосударственные формирования. Как считают чешские специалисты, источником угроз могут стать также великодержавные устремления некоторых государств, которые все чаще нарушают международные правовые нормы и принципы международного права.

С точки зрения обеспечения безопасности Чешской Республики ключевое значение имеет политическая и экономическая стабильность ЕС. Чрезвычайная открытость экономики Чешской Республики обусловливает ее зависимость от воздействия внешней среды, особенно от доступа к рынкам сбыта и к энергетическим ресурсам.

Важной основой для обеспечения обороны и безопасности Чешской Республики является активное участие в системе коллективной обороны НАТО на основе прочных трансатлантических связей, развитие потенциала ЕС для кризисного регулирования и сотрудничества со странами-партнерами. Поэтому стратегия безопасности Чешской Республики разработана с учетом основных концептуальных документов НАТО и ЕС.

Растущее значение угроз невоенного характера (например, энергетических катастроф, миграции, кибератак) и ухудшение обстановки в районах, непосредственно соседствующих с государствами - членами НАТО и ЕС, предъявляют серьезные требования к способности Европы своевременно на них реагировать и выявляют недостатки ее военного потенциала и готовности противодействовать угрозам безопасности.

Основные направления политики ЧР в сфере безопасности сформулированы в документе «Стратегия национальной безопасности» (далее «Стратегия 2015»), подготовленном чешским правительством в сотрудничестве с канцелярией президента и парламентом и принятом в феврале 2015 г. [Bezpecnostni Strategie.., 2015]. В этом документе названы конкретные угрозы национальной безопасности Чешской Республики. В список угроз включены и те, которые непосредственно Чехии не угрожают, но представляют опасность для ее союзников. Порядок, в котором перечисляются угрозы безопасности, определяется их значимостью, по оценке авторов документа. На первое место они поставили ослабление механизма коллективной безопасности, политические и юридические нарушения международных обязательств в области безопасности. Далее - терроризм; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; кибератаки; негативные аспекты международной миграции, рост экстремизма и социальной напряженности, организованной преступности; экономическая и финансовая преступность, коррупция, торговля людьми; распространение наркотиков; прекращение поставок стратегических видов сырья; стихийные бедствия, природные и антропогенные катастрофы.

В то время как в «Стратегии 2011» говорилось о последствиях конфликтов за пределами Европы, в документе 2015 г. содержатся предположения о возможности агрессии со стороны России в отношении балтийских государств. Речь может идти не о прямых военных действиях, но о так называемой «гибридной войне». Помимо основных источников угроз, таких как «неприязненное отношение к ценностям, на которые опирается чешское общество», в новой стратегии отмечаются великодержавные устремления «некоторых государств». Можно с большой долей вероятности предположить, что в данном случае речь опять идет о России, которая, по мнению чешской стороны, во все большей степени перестает соблюдать нормы международного права и уважать принципы правового положения ЧР на международной арене.

Если в 2011 г. речь шла о возможной эрозии правовых норм, касающихся европейской безопасности, то в 2015 г., по мнению разработчиков документа, эрозия такого рода стала действительностью.

В нынешнем документе «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России) конкретно не упоминается, указывается на возросшую способность негосударственных образований к территориальным притязаниям с использованием крайней жестокости и насилия, угрожающих безопасности населения и стабильности и целостности пострадавших государств. В этом контексте растущую угрозу безопасности в Европе представляют так называемые «иностранные боевики».

В качестве угрозы стратегического характера в документе указывается на действия России (которая прямо не называется), обусловленные ее положением эксклюзивного поставщика стратегического сырья, направленные на продвижение собственных интересов, которые в результате «ставят под угрозу политическое единство НАТО и ЕС».

В документе на первом месте среди угроз упоминается не терроризм, а попытки России провести ревизию международного правопорядка, используя гибридные методы ведения войны. В документе прямо не упоминаются ни Российская Федерация, ни российский президент. Однако из контекста следует, что речь идет именно о России, которая подразумевается под государством, стремящимся установить «свое влияние путем дестабилизации соседних стран и использования местных конфликтов и споров». На третьем месте обозначена угроза терроризма. В отличие от «Стратегии 2011», отмечается, что данная угроза приобрела общеевропейский характер. Указывается, что в настоящее время, по данным Европола, на территории Европы находится около 5 тыс. радикальных исламистов, придерживающихся идеологии джихада и имеющих паспорта государств - членов ЕС.

В список угроз внесены также экстремизм, рост социальной и межэтнической напряженности, возникающей в связи с существованием социально изолированных населенных пунктов и отдельных групп населения (например, цыган).

Представители политической элиты солидарны относительно необходимости создания в Чехии единого фронта для эффективного противостояния современным угрозам безопасности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. 12 марта 2014 г. на

Пражском Граде лидерами шести парламентских партий (за исключением коммунистов) подписана Декларация председателей политических партий по обеспечению обороны Чешской Республики [Deklarace piedsedü.., 2015]. В декларации особо подчеркивается, что фундаментом чешской обороны и безопасности являются трансатлантическое измерение коллективной обороны, олицетворяемое НАТО, и общая политика ЕС в сфере безопасности и обороны. Гарантии коллективной обороны требуют от Чешской Республики постоянных усилий и инвестиций, которые она, как ответственный член вышеобозначенных организаций, готова предоставить, указывается в документе. Однако не всегда декларируемые намерения воплощаются в действительность. Это относится и к расходам чешского бюджета на оборону, которые существенно ниже нормативов НАТО, и к планам реализации проекта Договора представителей политических сил по обеспечению обороны Чешской Республики, которые до настоящего времени не осуществлены.

Одним из вызовов современности чешские политики прямо или иносказательно (как в «Стратегии 2015) называют угрозы европейской безопасности, исходящие от России. В Чехии высказываются опасения в связи с ростом российского влияния в Центральной и Восточной Европе и перспективой оказаться в сфере влияния российских интересов. Так, министр иностранных дел Чешской Республики Любомир Заоралек в мае 2014 г. заявил: «Создается впечатление, что Путин хочет снова построить Россию как империю... Россия никогда не признает самостоятельность стран бывшего Советского Союза» [Zaoralek, 2014].

Председатель чешского парламента Ян Гамачек (ЧСДП) на II национальной конференции «Наша безопасность - не очевидность», проходившей в мае 2015 г. в Праге, отметил в качестве угрозы растущее напряжение между Россией и НАТО. Он утверждал, что, хотя Россия и Европа нуждаются друг в друге, однако ни Чешская Республика, ни НАТО в целом не несут ответственность за дисгармонизацию взаимных отношений. При этом Гамачек сослался на политику России в отношении Крыма и на ее действия на Украине как на причину существующей напряженности в отношениях России и НАТО [Nase bezpecnost.., 2015].

По мнению Петра Павла - представителя ЧР, ставшего председателем Военного комитета НАТО, Запад, включая Чехию, долгие годы находился в плену иллюзий относительно реальных намерений России. На стороне России, по его мнению, очевидное военное превосходство и готовность использовать военную силу. Свидетельство этого он видит в действиях России в Крыму, а также в многочисленных военных учениях, проводимых российской стороной в последнее время. П. Павел призвал политиков к более быстрому реагированию на вызовы со стороны России. По его мнению, России было бы достаточно двух дней, чтобы захватить Киев или Прибалтику. Он высказал опасения, что Чехия не успеет на эти события отреагировать [Nase bezpecnost.., 2015].

Бывший министр обороны ЧР, чешский представитель в НАТО Иржи Шедивый в свою очередь сомневается, что Путин «аннексирует Прибалтику», так же как это было сделано с Крымом. Он считает, что Путин никогда не начнет в Прибалтике прямые военные действия, но может дестабилизировать ситуацию, используя методы гибридной войны, которые уже были опробованы Россией в Молдавии. Чешской стороне, по его словам, подобные методы известны по деятельности представителей пятой колонны в чешском пограничье накануне Второй мировой войны [Ibid.]. По мнению бывшего посла в Израиле Т. Пойжара, период хаоса и нестабильности, вызванный ситуацией на Ближнем Востоке и экспансионистской политикой России, может продолжаться более десяти лет [Klang, 2015].

Рассуждения политиков и экспертов об угрозах со стороны России являются константой политического дискурса в Чехии. Однако в среде политической элиты можно столкнуться и с другими мнениями, противоречащими положениям официального правительственного документа «Стратегия 2015» о роли России как об агрессоре, ведущем гибридную войну. Так, чешский министр финансов характеризует украинский конфликт как «перетягивание каната между интересами Америки и России» [Safarlkovä, 2015], а чешский президент Милош Земан - как гражданскую войну [Panenk, 2014].

Политические документы, принимаемые официальной Прагой, находят отражение в общественных настроениях. Так, в 2015 г. в чешском обществе (по сравнению с 2014 г.) значительно возросли опасения, связанные с политикой современной России. Около половины чешских граждан (46%) считали, что Россия угрожает развитию демократии в их стране, 65% видели в России угрозу для будущего развития. Мирному развитию в Европе угрожает, по мнению 80%, конфликт на Украине. Большинство чешских граждан (71%) согласны с позицией чешского государства относительно необходимости сохранения территориальной целостности украинского государства. Однако в эффективности антироссийских санкций ЕС и их возможности воспрепятствовать конфликту на Украине сомневались 72% [ОЪауу z Ишка.., 2014].

По данным другого социологического исследования, 41% опрошенных считают, что современная Россия еще не менее десяти лет будет угрожать чешским национальным интересам и идентичности чехов. 59%, соответственно, так не считают [40 ргосеп!:.., 2014]. Из этого следует, что чешское общество в оценке современной России разделено практически пополам. Одна его часть выражает опасения, несмотря на то что Чехия является членом НАТО и ЕС, а другая не считает Россию угрозой для их страны.

Одним из вызовов современности эксперты называют миграционную волну, накрывшую Европу. Министр обороны Чехии Мартин Стропницкий предположил, что лишь вопросом времени является возникновение ситуации, при которой волна беженцев, превратившись в «цунами», захлестнет Чехию. Чешское правительство выступает против квот на размещение беженцев, установленных ЕС. В этом вопросе оно занимает такую же позицию, как и остальные страны Вышеградской группы, выступающие против проводимой в ЕС политики в отношении беженцев.

В Чешской Республике живут 4% иностранцев, столько же, сколько в среднем по ЕС (4,1%). По сравнению с Чешской Республикой, в Германии иностранцев проживает вдвое больше, в Дании больше на две трети, в Нидерландах количество иностранцев достигает 4,3%. В Венгрии и Словакии лишь 1/4 от их численности в Чешской Республике, еще меньше в Польше [Се8ко.., 2015].

Мусульманская община Чехии насчитывает 20 тыс. человек, она возникла еще во времена социализма. Чешские мусульмане второго-третьего поколения полностью ассимилировались и чувствуют себя полноценными гражданами страны. Чешский министр внутренних дел М. Хованец считает, что для граждан страны эта группа населения не представляет угрозы.

И тем не менее, несмотря на заявления политиков, чешские граждане опасались и опасаются беженцев и боятся распространения ислама. 69% чешских граждан испытывают опасения в связи с притоком беженцев, а 83% - страх из-за возможного распространения ислама в Чешской Республике. Эти результаты были получены в ходе социологического опроса, проведенного в сентябре 2015 г.

События, произошедшие в Париже в ночь на 14 ноября 2015 г., самым серьезным образом повлияли на восприятие чешским обществом угроз национальной безопасности страны и на оценки ее состояния представителями чешской политической элиты.

Таблица

Динамика оценок угроз безопасности в Чешской Республике (%)

2011 г. Май 2015 г. Сентябрь 2015 г.

Исламский фундаментализм 57 82 85

Иммигранты 48 71 76

Терроризм 60 78 75

Международная орг. преступность 71 78 74

Ситуация на Ближнем Востоке 42 59 65

Бедность в развивающихся странах 32 44 49

Политика России 25 59 43

Политика США 29 36 42

Национальные меньшинства 34 44 41

Источник: [Рг^кит.., 2015].

Напряженная атмосфера в обществе усугубляется отсутствием у чешских политиков единства мнений по этим проблемам. Различия в подходах и оценках президента М. Земана и представителей исполнительной власти в лице премьер-министра Б. Соботки

относительно беженцев определяют специфику проводимого Чехией внешнеполитического курса.

У Милоша Земана свое отношение к нелегальным мигрантам, которые едут в Европу из стран Африки и Ближнего Востока. В выступлении 17 ноября 2015 г. на митинге своих сторонников и тех, кто поддерживает организацию «Блок против ислама», он сказал: «Я знаю, что большинство этих нелегальных мигрантов - молодые, хорошо обеспеченные мужчины. И я задаю себе вопрос: "Почему эти мужчины не воюют за свободу своей страны и против Исламского государства?" А по поводу тех, кто приезжает из стран, где не идет война, я задаю такой вопрос: "Почему они не работают ради своей родины? Ради ее процветания. Чтобы их страна смогла выйти из своего отсталого состояния"» [Щелков, 2015]. Миграционная волна, считает глава государства, является организованным вторжением, так как «Исламское государство» внедряет в поток беженцев джихадистов. Это, подчеркнул Милош Земан, доказали недавние террористические атаки в Париже. По мнению президента Чешской Республики, позиция, которую занял премьер страны Бо-гуслав Соботка по отношению к миграционному кризису, ставит под угрозу безопасность Чехии.

Андрей Бабиш - министр финансов Чехии и председатель движения АНО (члена правительственной коалиции), имеющий, по данным социологических опросов, один из самых высоких рейтингов среди чешских политиков, также считает, что в рамках миграционного потока «Исламское государство» отправляет в Европу своих бойцов, целью которых является организация террористических акций. Но для него является очевидным, что террористов не присылает исключительно «Исламское государство» с Ближнего Востока, они являются жителями Франции. Это второе-третье поколение переселенцев из Северной Африки.

Взгляды президента М. Земана на миграционный кризис подвергаются критике со стороны министра Чешской Республики по правам человека Иржи Динстбира. Он заявил, что Милош Земан перешел все границы, создает в обществе атмосферу страха и поддерживает фашистские настроения. Вице-премьер и глава Партии христианских демократов Павел Белобрадек призвал чешских

граждан не поддаваться панике, поскольку именно этого и добиваются террористы: «Не каждый мусульманин является террористом. Люди, которые приехали сюда уже много лет назад, не должны становиться мишенью для проявления ненависти» [БитЬа, СШак, 2015].

В обществе, так же как и среди политиков, распространены два подхода к миграционному кризису, охватившему всю Европу и непосредственно Чехию. Сторонники президента, а это в основном жители средних и малых городских и сельских поселений, выступают против приема беженцев и видят угрозу в распространении ислама. Жители крупных городов, и прежде всего Праги, считают, что необходимо проявлять толерантность в отношении беженцев и оказывать им помощь.

Большое значение чешские политики придают такой угрозе современности, как терроризм. Так, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2015 г., чешский президент Милош Земан сосредоточил внимание на единственном вопросе - на борьбе против международного терроризма. Объясняя причины, по которым он остановился именно на этой проблеме (на первый взгляд, не особенно актуальной для небольшой центральноевропейской страны, находящейся в ситуации максимальной безопасности), он подчеркнул: во-первых, терроризм представляет собой угрозу для всего человечества; во-вторых, европейские государства, все без исключения, страдают от неконтролируемого наплыва беженцев, которые, в свою очередь, спасаются от террора на своей родине.

По мнению М. Земана, для борьбы с международным терроризмом необходимы скоординированные международные усилия под эгидой ООН. Он предложил активизировать «спящие структуры» - мобильные антитеррористические группы, беспилотники, объединить усилия разведывательных организаций разных стран [Рго]вУ.., 2015]. События осени 2015 г. подтвердили актуальность и своевременность предложений чешского президента.

На протяжении 2016 г. Милош Земан неоднократно выступал с критикой радикального терроризма и полностью изменил свою позицию в отношении контроля над огнестрельным оружием в свете недавних террористических актов в Европе, призывая к но-

вому закону, который позволил бы гражданам иметь оружие, чтобы защищаться от джихадистов. Он также призвал для защиты от потока мигрантов построить забор вдоль границы страны.

Надо отметить, что Чешская Республика, являясь членом Вышеградской группы (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия), занимает общие для этих стран позиции относительно миграционной политики ЕС, связывая ее проведение с распространением терроризма в Европе.

Как заявил для СМИ премьер страны Богуслав Соботка после встречи с руководителем МВД Миланом Хованецом и главами служб безопасности, нет данных об актуальных террористических угрозах для страны. Он также подчеркнул, что абсолютным приоритетом правительства является обеспечение безопасности граждан страны и что ответственные органы работают на максимуме своих возможностей. Заявление Соботки стало реакцией на высказывание президента Милоша Земана о том, что на территории государства находится одно из лиц, связанных с исламскими террористическими организациями.

Эту опасность считает главной и чешское общество. Более 90% чехов опасаются в 2017 г. террористических нападений со стороны боевиков группировки «Исламское государство». Об этом свидетельствуют опубликованные результаты социологического опроса, проведенного 14-16 декабря 2016 г. агентством Median, в котором приняли участие около 1 тыс. человек, представлявших все слои населения страны. Если указывать более точно, то это 93% населения, причем 58% опрошенных считают эту угрозу весьма реальной, полагая, что после неудач исламистов в Сирии их главной целью может стать Европа [Куранов, 2016].

При этом организаторы опроса подчеркивают, что он был проведен еще до трагедии 19 декабря в Берлине, где грузовик протаранил людей, собравшихся на рождественском базаре в центре города, в результате чего 12 человек погибли, 48 были госпитализированы.

Боязнь терактов в Европе высказали в одинаковой мере представители всех слоев населения Чешской Республики, вне зависимости от возраста, уровня образования и места проживания. По

сравнению с предыдущими опросами заметно уменьшились опасения граждан Чехии в отношении угрозы со стороны России, а также ослабления НАТО и ухудшения экономической ситуации в Евросоюзе. 3/4 респондентов по-прежнему опасаются последствий миграционного кризиса и влияния изменений климата на жизнь европейцев. В целом 43% участников опроса выразили надежду, что 2017 г. будет столь же положительным, как 2016 г., а 40% даже ожидают, что наступающий год станет для них более удачным, чем год ушедший.

Список литературы

Куранов А. Опрос: Граждане Чехии в 2017 году больше всего опасаются терактов / / РИА Новости. - М., 2016. - 22.12. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20161222/1484273124.html (Дата обращения -08.02.2017).

Щелков К. Речь президента Земана: Оккупация, ислам, ярлыки и стадо // Иносми. - М., 2015. - 20.11. - Режим доступа: http://inosmi.ru/ politic/20151120/234505108.html (Дата обращения - 08.02.2017).

40 procent Cechu má strach, ze nás ohrozuje Rusko / / Parlamentní Listy. - Praha, 2014. - 12.05. - Mode of access: http://www.parlamentnilisty. cz/arena/monitor/40-procent-Cechu-ma-strach-ze-nas-ohrozuje-Rusko-318588 (Дата обращения - 08.02.2017).

Bezpecnostní strategie Ceské republiky / Ministerstvo zahranicních vecí Ceské republiky. - Praha, 2015. - 24 s. - Mode of access: http://www.mzv. cz/file/1386521/Bezpecnostni_strategie_2015.pdf (Дата обращения -08.02.2017).

Bumba J., Cihák O. Belobrádek: Je chybou nás politiku, ze jsme o problému migrace s lidmi nehovorili / / Cesky rozhlas. - Praha, 2015. - 27.08. -Mode of access: http://www.rozhlas.cz/plus/ranniplus/_zprava/belobradek-je-chybou-nas-politiku-ze-jsme-o-problemu-migrace-s-lidmi-nehovorili--1526515 (Дата обращения - 08.02.2017).

Cesko: Jak jsme na tom? Narodni bezpecnost / Forbes; Aspen Institute. -Praha, 2015. - 20.10. - 12 s. - Mode of access: http://www.aspeninsti tute.cz/ images_upload/files/Annual%202015/N% C3%A1rodn% C3%AD%20be zpe% C4%8Dnost.pdf (Дата обращения - 08.02.2017).

Deklarace predsedu politickych stran k zajistení obrany Ceské republiky // Natoaktual. - Praha, 2015. - 12.03. - Mode of access: http://www.natoaktual. cz/ deklarace-predsedu-politickych-stran-k-zajisteni-obrany-ceske-republiky-1q1-/na_

zpravy.aspx?c=A140313_214039_na_zpravy_m00 (Дата обращения -08.02.2017).

Klang M. Nejvetsi riziko pro bezpecnost Ceska? Hnednuti politiky, va-roval Chovanec // Aktualne. - Praha, 2015. - 20.10. - Mode of access: http:// zpravy.aktualne.cz/domaci/nejvetsi-riziko-pro-bezpecnost-ceska-hnednuti-poli tiky-varov/r~e4b74dd8773911e594170025900fea04/ (Дата обращения -08.02.2017).

Nase bezpecnost neni samozrejmost: Medialni vystupy z II. narodni kon-ference / / Natoaktual. - Praha, 2015. - 27.05. - Mode of access: http://www. natoaktual.cz/konference-2015-medialni-vystupy-dm8-/na_projekty.aspx?y=na _projekty/konference-2015-media.htm (Дата обращения - 08.02.2017).

Obavy z Ruska jako hrozby do budoucna: Od lonskeho roku vyrazne vzrostly / / Parlamentni Listy. - Praha, 2014. - 24.10. - Mode of access: http: //www.parlamentnilisty.cz/profily-sprava/user-data/06B091AE/file/685 03-STEM_Rusko_oprava.pdf (Дата обращения - 08.02.2017).

Panenk R. Obcanska valka se priblizila: Zeman ucinil prohlaseni k Ukra-jine i k ceske vlade // Parlamentni Listy. - Praha, 2014. - 09.05. - Mode of access: http: / / www.parlamentnilisty.cz/arena/rozhovory/Obcanska-valka-se-priblizila-Zeman-ucinil-prohlaseni-k-Ukrajine-i-k-ceske-vlade-318336 (Дата обращения - 08.02.2017).

Projev prezidenta Milose Zemana v OSN // Parlamentni Listy. - Praha, 2015. - 30.09. - Mode of access: http://www.parlamentnilisty.cz/politika/ politici-volicum/Projev-prezidenta-Milose-Zemana-v-OSN-401443 (Дата обращения - 08.02.2017).

Pruzkum: Co povazuje ceska verejnost za nebezpeci pro nasi zemi? // Parlamentni Listy. - Praha, 2015. - 16.10. - Mode of access: http://www. par lamentnilisty. cz/zpravy/tiskovezpravy/ Pruzkum-Co-povazuje-ceska-verejno st-za-nebezpeci-pro-nasi-zemi-403781 (Дата обращения - 08.02.2017).

Safarikova K. Babis si porizuje sveho «Zaoralka» / / ANO. - Praha, 2015. -27.01. - Mode of access: http://www.anobudelip.cz/cs/makame/aktuality/z-medii/babis-si-porizuje-sveho-zaoralka-20056.shtml (Дата обращения -08.02.2017).

Zaoralek L. Putin pusobi dojmem, ze chce znovu Rusko budovat jako imperium / / Ceska strana socialne demokraticka. - Praha, 2014. - 19.03. - Mode of access: http://www.cssd.cz/media/cssd-v-mediich/l-zaoralek-pro-pravo-putin-pusobi-dojmem-ze-chce-znovu-rusko-budovat-jako-imperium/ (Дата обращения - 08.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.