Научная статья на тему 'Чешские армяне – маленькая община с большим потенциалом'

Чешские армяне – маленькая община с большим потенциалом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
518
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергей Сумленный

Армянская община в Чехии весьма малочисленна – количество проживающихв стране армян лишь немногим превышает 1000 человек. Тем не менее, ар-мянская община является признанным примером успешного развития миг-рантского сообщества в Чешской республике. Члены армянской общины ве-дут активную социальную жизнь, социальные связи внутри общины крайнепрочны и многочисленны. Экономическая интеграция членов общины в чеш-ское общество протекает достаточно успешно, большинство проживающих встране армян заняты в малом бизнесе. Одной из основных проблем армянскойобщины является отсутствие в Чехии дипломатических представительств Ар-мении, способных оказать юридическую и прочую поддержку членам общи-ны, поэтому чешским армянам приходится самим решать встающие перед ни-ми проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Czech Armenians – A Small Community With A Big Potential

The Armenian community in Czech Republic doesn’t have long history, in comparisonwith the neighbor Poland, where Armenians began settling since XIVcentury, the first more or less mass settlement of Armenians in Czech Republicwas at the end of XX century. Besides the Armenian citizens aspiring to settle inCzechia, that country also became a kind of trans-shipment point for immigrantsaiming at getting in West European countries but not having entrance visa fromthe desired country. The considerable amount of the Armenian immigrant in thatcountry were settled in Czechis still in the Soviet period, many people visitedCzech Socialist Republic by a tourist’s visa or in the framework of a business trip.Today there are more then thousand Armenians inhabited in the country andmost of them are concentrated in Prague. Most of the Armenian immigrants settledthe Republic in the very beginning of 1990s, and mostly from Nagorni Karabakh.The Armenian community is successfully integrated in the country’s socialand economic life. The level of unemployment among Armenians is very law; forabout two third of Armenians there are busy with their own business; the expertsrecord high educational level of Armenians and their nationality and tendency toimprove their knowledge. Like the other representatives of Post Soviet Republicsthe Armenians immigrants prefer integrating into «Russian-speaking» immigrationcommunity to the one of Czech community. One of the problems hinderingthe Armenians’ (as well as the other immigrants’) integration into the Czech communityis the traditional conservatism of Czechs, sometimes converting intoxenophobia. The experts draw attention to the considerable number of publicationsin mass media, which stir up anti-immigration moods. Nevertheless, the Armeniancommunity is one of the most reliable ones among all the groups of foreignersinhabited in that country. The Armenian community publishes severalnewspapers and journals, on the basis of the University of Prague are given lessonsof Armenian language for the Armenian children and for all comers.

Текст научной работы на тему «Чешские армяне – маленькая община с большим потенциалом»

ЧЕШСКИЕ АРМЯНЕ - МАЛЕНЬКАЯ ОБЩИНА С БОЛЬШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Сергей Сумленный

Армянская община в Чехии весьма малочисленна - количество проживающих в стране армян лишь немногим превышает 1000 человек. Тем не менее, армянская община является признанным примером успешного развития миг-рантского сообщества в Чешской республике. Члены армянской общины ведут активную социальную жизнь, социальные связи внутри общины крайне прочны и многочисленны. Экономическая интеграция членов общины в чешское общество протекает достаточно успешно, большинство проживающих в стране армян заняты в малом бизнесе. Одной из основных проблем армянской общины является отсутствие в Чехии дипломатических представительств Армении, способных оказать юридическую и прочую поддержку членам общины, поэтому чешским армянам приходится самим решать встающие перед ними проблемы.

Армянская община Чехии - далеко не самая большая не только в мире, но и даже в Восточной Европе. По состоянию на 2005г. в Чехии проживало всего 1046 армян [1, с. 86]1, что составляло 0,42% от общего количества проживавших на территории республики иностранцев. На территории Чехии даже нет дипломатических представительств Республики Армения: территория страны входит в консульский округ, за который отвечает представительство Республики Армения в Австрии. Тем не менее, исследование армянской общины Чехии представляется весьма интересным из-за ее крайне специфического положения по сравнению с другими армянскими общинами в европейских странах.

1 Необходимо подчеркнуть, что эта цифра показывает количество людей, проживающих в Чехии и имеющих армянский паспорт. Этнические армяне, проживающие на территории Чехии, но имеющие гражданство других стран (России, Ирана, Турции, США и т.д.) рассматриваются статистической службой как представители соответствующих стран. Впрочем, в отличие, например, от Германии, где получение немецкого гражданства возможно практически только при одновременном отказе от предыдущего гражданства, чешское законодательство долгое время позволяло сохранить прежнее гражданство (сейчас такой возможности нет). Поэтому предложенные официальные данные, хотя и искажают показатели количества миграции Армении, все же могут рассматриваться как более или менее надежные [1, s. 86].

151

С. Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

Хотя Чехия (в отличие, например, от Польши, в которой армянская община на протяжении нескольких столетий была многочисленной и достаточно влиятельной) традиционно не была страной с большой долей армянского населения, в последние 50 лет контакты армян (особенно проживавших на территории Армении и других республик Советского Союза) с Чехией были существенно облегчены по сравнению с, например, контактами с Францией или США. Значительное количество армян приезжало в чешскую республику по туристическим путевкам и имело деловые, а также дружеские контакты с гражданами тогда еще Чехословакии. Последовавшая за распадом Советского Союза и организации Варшавского договора интеграция Чехии в европейскую экономико-политическую систему сделала ее достаточно привлекательной для эмигрантов из стран бывшего СССР. Сохранявшееся при этом весьма либеральное по сравнению со странами Западной Европы миграционное законодательство делало миграцию в Чехию куда более реальной, нежели миграцию во Францию или Германию.

В отличие от миграции в США, Францию или другие западные страны, зачастую совершавшейся лицами, имевшими лишь весьма смутные представления о жизни в новой стране, миграция в Чехию совершалась людьми, знакомыми с новой страной пребывания. Около половины мигрантов, переселившихся в Чехию, посещали до этого страну один или несколько раз по туристической визе или в ходе служебной командировки. Около 40% переселившихся в страну армян имели те или иные контакты с Чехией и чехами еще во времена Советского Союза. Некоторые исследователи подчеркивают, что интеграция эмигрировавших в Чехию армян существенно облегчалась тем фактом, что, будучи бывшей страной социалистического лагеря, Чехия для мигрантов из Армении была «понятнее» стран Западной Европы [2, p. 8]1.

Отдельно необходимо отметить сложившуюся с 1970-х гг. особую ситуацию с миграционными потоками в Чехию и из нее. Культурная близость Чехии к странам Западной Европы, а также существовавшие даже в советское время возможности эмиграции из страны способствовали достаточно массовой миграции чешских граждан в страны Запада. За время существования ЧССР территорию будущей Чехии покинули около 400 тысяч человек, большую часть которых составила интеллигенция, инженеры, деятели культуры и искусства [2, р. 6]. Распад объединенного Варшавским договором блока и снятие последних ограничений на миграцию чехов в страны Западной Евро-

1 Так, Ян Черник пишет: «Эмигранты из республик бывшего СССР и Югославии обнаруживали в Чехии наследие социализма, схожее с уже знакомой им ситуацией у них на родине. Это облегчало их вхождение в новую жизнь» [2, p. 8].

152

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

пы еще более усугубили ситуацию в стране: только с 1992 по 1993 гг. и только в Германию из Чехии выехало 1,2% рабочей силы страны [2, р. 7]. Чтобы закрыть возникший дефицит высококвалифицированной рабочей силы, Чехии пришлось стать более либеральной в вопросах миграции, нежели страны Западной Европы, и привлекать к себе граждан бывших республик СССР, которым страна готова была предложить лучшие условия жизни, нежели их родина. Именно с начала 1990-х гг. в структуре миграционных потоков, направленных в Чехию, стали резко преобладать республики бывшего СССР, в то время как до 1991 г. первое место среди приезжающих в Чехию иностранцев прочно удерживали граждане Вьетнама и Китая.

Именно с этого момента можно говорить о начале миграции армян в Чехию. Среди представителей республик бывшего СССР армяне занимают прочное четвертое место — после украинцев, русских и белорусов. Таким образом, армяне являются наиболее многочисленной неславянской группой граждан бывшего СССР, проживающих в Чехии. Структура армянской общины в Чехии по последним имеющимся данным, опубликованным институтом статистических исследований Чехии (состояние на 2004г.), выглядела следующим образом: 645 армян проживали в стране по визам, выданным на срок более чем 90 дней, что не является полноценным видом на жительство, но близко к нему [3]. Еще 405 человек находились в стране на основании длительного вида на жительство [4]. Доля армянских мигрантов, находящихся в стране на основании выдаваемого на длительный срок вида на жительство (61,4%), является одной из самых высоких по сравнению с другими этническими группами – более высокие показатели имеются лишь у хорватов (67%) и румын (75%) [2, p. 11].

В свою очередь, две основные группы армянских мигрантов делились на следующие подгруппы по основаниям получения миграционных документов:

Таблица 1

Основания для получения постоянного чешского вида на жителвство армянами в 2004 г.,

Роди- Гуманитар- Воссоедине Воссоеди- Постоян- Постоян- Прочие

лись в ные при- ние с се- нение с се- ный вид ный вид причи-

Чехии чины (не мьей (один мьей (ни на жи- на жи- ны

поясняется) из членов один из тельство, тельство,

семьи – членов получае- получае-

гражданин семьи не мый пос- мый пос-

Чехии) является ле 10 лет ле 8 лет

гражданин пребы- пребыва-

ом Чехии) вания в ния в

стране стране

2 44 169 404 8 2 16

153

С Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

Таблица 2

Основания для получения чешских долгосрочных виз (срок болвше 90 дней) армянами в 2004г., количество случаев (данные Чешского статистического института)

Веде- Участие в Работа Учеба в Воссое- Воссоеди- Подача Дру-

ние капитале в Чехии Чехии динение нение с докумен- гие

биз- компа- с семьей семьей (ни тов на при-

неса в нии, заре- (один из один из получе- чины

Чехии гистри- членов членов ние ста-

рованной семьи - семьи не туса бе-

в Чехии граждани является женца

н Чехии) гражданин ом Чехии)

75 62 118 15 2 108 16 9

Особо стоит сказать о такой категории мигрантов, как претенденты на получение статуса беженца. Поскольку Армения является признанной в мире демократической страной с динамично развивающейся экономикой, она не входит в число государств, граждане которых могут рассчитывать на получение статуса беженца в Европейском Союзе. Так, в период с 1991 по 2003 гг. из 3093 армян, подавших заявку на получение статуса беженца в Чехии, его получили лишь 149 человек (4,8%) [1, s. 48]. Тем не менее, несмотря на малую вероятность получения подобного статуса, в период с 2005г. по 2006г. доля армян среди иностранцев, претендующих на получение статуса беженца, выросла с 1% до 2%. Впрочем, армяне все равно составляют весьма незначительную часть среди ищущих этого статуса иностранцев, что видно из приведенных ниже таблиц:

Таблица 3

Основные группы граждан, подающих заявления на получения статуса беженца в Чехии1

Доля граждан различных стран среди подававших документы на получение статуса беженца, 2005г. Доля граждан различных стран среди подававших документы на получение статуса беженца, октябрь 2006г.

1. Украина 25% 1. Украина 16%

2. Словакия 18% 2. Ирак 11%

3. Индия 9% 3. Россия 11%

4. Китай 7% 4. Белоруссия 8%

5. Россия 6% 5. Нигерия 6%

6. Белоруссия 5% 6. Китай 5%

7. Вьетнам 5% 7. Казахстан 5%

8. Монголия 3% 8. Монголия 4%

9. Нигерия 2% 9. Куба 4%

10. Молдавия 1% 10. Шри-Ланка 3%

13. Армения 1% 13. Армения 2%

1 Данные приводятся по докладам статистического института Чехии [5].

154

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

В отличие от статуса беженца, гражданство Чехии успешно получают многие армяне — только за период с 1999 по 2003 гг. гражданство Чехии получило свыше 10% приехавших в страну мигрантов из Армении. Несмотря на то, что с 1999г. прослеживается определенная динамика снижения количества случаев выдачи гражданства, необходимо понимать, во-первых, что пик армянской миграции в Чехию пришелся на 1990-1992 гг., а пик выдачи чешских паспортов, в соответствии с чешским законодательством, пришелся на период спустя 8-10 лет, т.е. именно на 1999-2000 гг.1

Между тем, доля армян среди мигрантов, получивших чешское гражданство, значительно ниже по сравнению с долей армян в общем количестве мигрантов, проживающих на территории Чехии. Из таблицы также легко можно увидеть, что с течением времени все больше армян получали паспорта в ходе обычной процедуры, а не как беженцы.

Таблица 4

Динамика получения чешского гражданства армянами и в период с 1999по 2003гг, случаев выдачи гражданства [2, р. 16]

1999г. 2000г. 2000г. 2001г. 2001г. 2002г. 2002г. 2003г. 2003г.

всего только всего только всего только всего только

беженцы беженцы беженцы беженцы

40 36 28 20 9 8 2 18 7

Чешские исследователи отмечают, что армяне являются одним из самых благонадежных национальных меньшинств, проживающих на территории страны [2, p. 43]. Основная концентрация армян, как, впрочем, и других национальных меньшинств, наблюдается в Праге – здесь проживает около 80% чешской армянской общины. Другим центром армянской диаспоры является город Брно (здесь проживает около 200 человек). Третьим городом страны по количеству проживающих в нем армян является небольшой городок на границе с Германией – Усти-над-Лабем. Здесь проживает пять армянских семей [6, s. 3 ].

Основную часть армянской общины Чехии составляют семьи, переселившиеся в страну в период с 1990 по 1993 гг. 18% армян, опрошенных экспертом министерства внутренних дел Чехии Ярославом Мароушеком, специализирующимся на вопросах этнической миграции, заявили, что главной причиной миграции стала социальная неустроенность на родине. 16% назва-

1 По действующему чешскому законодательству, для получения гражданства иностранец должен прожить в стране не менее пяти, но не более пятнадцати лет (обычно первые пять лет иностранец живет по временной визе, которая затем заменяется на постоянный вид на жительство), не привлекаться в течение этого времени к уголовной и гражданской ответственности, а также в достаточной мере владеть чешским языком.

155

С Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

ли причиной желание вырастить детей в обустроенной стране; 8% признались, что эмиграция была выбрана как способ избежать службы в армии, столько же сообщили о политических преследованиях на родине1 [6, s. 9]. Еще в 2% случаев речь причиной эмиграции из Армении был назван смешанный армяно-азербайджанский брак, вызывавший неприятие у окружающих. Остальные опрошенные либо не смогли сформулировать причины миграции, либо называли сразу несколько.

В своем докладе Мароушек отмечает, что для многих мигрантов из Армении Чехия является страной, в которой они не собираются задерживаться надолго. Примерно две трети армян, осевших в Чехии, вначале безуспешно пытались переселиться в США или в страны Западной Европы. Окончательный выбор Чехии как места проживания был сделан ими с расчетом на то, что скорая интеграция страны в Евросоюз облегчит возможное переселение в искомые страны. Чаще всего целью дальнейшей миграции опрошенные называли Австрию, Бельгию, Германию, Голландию и Францию.

Таблица 5

Типы занятости живущих в Чехии армян

Частные предприниматели 41%

Наемные работники в чешской компании 13%

в иностранной компании 4%

в компании с преимущественно армянским трудовым коллективом 9%

Студенты 8%

Безработные 5%

Домохозяйки 5%

Пенсионеры 10%

Дети 5%

Экономическая интеграция армянской общины в чешское общество протекает весьма своеобразно (см. таблицу 5). Подавляющее большинство армян ведут собственный бизнес — в первую очередь, армяне владеют небольшими продовольственными магазинами, обувными мастерскими и ателье. Также популярен среди диаспоры ювелирный бизнес. Доля безработных среди чешских армян весьма мала – меньше пяти процентов. Примечательно, что лишь половина армян, являющихся наемными работниками, работает в чешс-

1 Необходимо отметить, что доля иностранцев, называющих причиной миграции «политические преследования» традиционно высока в Европе вне зависимости от того, из какой страны приезжают эти мигранты и насколько соответствует действительности заявленная ими причина. Зачастую факты политических преследований при более пристальном изучении дела не подтверждаются вовсе, однако среди мигрантов распространено представление о том, что политические беженцы получают вид на жительство проще и быстрее.

156

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

ких компаниях. Остальные армяне, выступающие на рынке труда как наемные работники, являются сотрудниками либо иностранных компаний, либо формально чешских компаний, однако с армянским руководством либо с преимущественно армянским трудовым коллективом. [6, s. 22].

Интересным представляется тот факт, что, согласно статистике, эта структура занятости является прямой противоположностью тому, как выглядела занятость армянских мигрантов в Чехию до их переселения из Армении.

Таблица 6

Занятость живущих в настоящее время в Чехии армян до их миграции в Чехию [6, s. 22]

Наемные работники 62%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частные предприниматели 5%

Безработные 9%

Студенты 7%

Не работали по причине возраста (ребенок/пенсионер) 17%

Особой экономико-социальной проблемой армянской общины, отмечаемой чешскими исследователями, является т.н. «клиентелизм», или внеправовые отношения внутри общины. Данный тип отношений характеризуется высокой степенью замкнутости общины, непропорционально большим количеством экономико-социальных связей внутри общины при практически полном отсутствии подобных связей, направленных вовне общины, большим количеством сделок, совершаемых внутри общины без регистрации их в правовом поле (например, найм работников без заключения трудового договора, оплата даже крупных покупок наличными без регистрации факта покупки и т.д.) Наиболее распространенный среди мигрантов из республик бывшего Советского Союза клиентелизм является, с одной стороны, удобной для многих мигрантов формой организации быта в чужой стране (клиентелизм гарантирует сохранение привычных связей между членами общества и достаточную степень взаимовыручки при минимальном вмешательстве культурно чуждых чиновников нового государства), с другой же — создает благодатную почву для злоупотреблений: вымогательств, эксплуатации наиболее социально незащищенных членов общины и т.д. По мнению эксперта чешского МВД Яна Черника, наиболее сильно среди национальных меньшинств в Чехии клиентелизм развит среди украинцев и вьетнамцев, однако и в армянской общине его показатели выше среднего уровня [2, р. 40].

Второй особой проблемой армянской общины является достаточно высокий по сравнению с другими группами иностранцев уровень правонару-

157

С Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

шений, связанных с нелегальной миграцией. По данным доклада сотрудников International Organization for Migratgion Душана Дрбоглава и Петры Ез-зеддине-Лукшиковой, сделанного ими по заказу министерства труда Чехии, армяне находятся на пятом месте среди представителей этнических групп, задержанных при нелегальном переходе чешской границы [1, s. 49].

Тем не менее, эти два факта не могут омрачить в целом весьма позитивную картину интеграции армян в чешское общество. Отношение чехов к армянам достаточно положительное. О том, насколько важной задачей для чешских властей, несмотря на малочисленность армянской общины, является ее интеграция в чешское общество, свидетельствует один тот факт, что поддерживаемый чешским правительством сайт «Дома в Чешской республике» имеет армянскую версию наряду с основной чешской, а также английской, русской, украинской и вьетнамской версиями1. Если между чехами и армянами случаются некоторые конфликты, то виной тому чаще всего выступает традиционное для чехов настороженное отношение к иностранцам [см., например, 8]. Многие исследователи отмечают, что подобное отношение к иностранцам чаще всего формируется чешскими СМИ, которые традиционно являются оплотом более консервативных и ксенофобских настроений, нежели само чешское общество. Так, случаи дискриминации иностранцев при приеме на работу описываются в чешской печати как сами собой разумеющиеся, более того – большинство статей на тему миграции прямо или косвенно призывает к ужесточению миграционного законодательства. Журналисты предпочитают описывать мигрантов как источник повышенного уровня преступности и угрозу рабочим местам этнических чехов [см., например, 9].

Условия проживания армянских мигрантов в Чехии достаточно типичны и для местного населения. Почти половина мигрантов снимает квартиру, еще четверть имеет собственное жилье.

Таблица 7

Условия проживания армянских мигрантов в Чехии [6, s. 32]

Собственная квартира 8%

Собственный дом 17%

Коммерческая аренда 48%

Жилье, предоставленное по программе расселения беженцев 8%

Жилье, предоставленное работодателем 11%

Общежитие 5%

Проживание у родственников или друзей 3%

1 Армянская версия доступна по адресу http://www.am.domavcr.cz/

158

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

Языковая интеграция армянской общины протекает неоднородно. Хотя родившиеся в стране дети либо дети, покинувшие Армению вместе со своими родителями в юном возрасте, показывают обычно отличные результаты в овладении чешским языком, старшее поколение обычно с некоторым трудом привыкает к новому языку. Согласно данным исследования МВД, уровень владения чешским в армянской общине выглядит следующим образом [6, s. 28].

Таблица 8

Уровень владения армянскими мигрантами чешским языком

Свободный уровень 31%

Средний уровень 42%

Слабый уровень 27%

Особую роль в языковой интеграции играет тот факт, что мигранты из Армении свободно владеют русским языком, который был обязательным школьным предметом в чешских школах вплоть до конца 1980-х гг. С одной стороны, в критических случаях это может облегчить общение с чехами, особенно старшего поколения. С другой стороны, некоторая схожесть чешского и русского языков служит порой поводом отказа от последовательного изучения чешского в надежде на то, что на бытовом уровне чешский язык можно понимать и при владении одним русским языком. Отдельно необходимо отметить, что, согласно социологическим опросам, одним из факторов, наиболее раздражающих проживающих в Чехии армян, является то, что их регулярно принимают за русских. По признаниям опрошенных армян, чехи регулярно задают им вопросы о том, «часть ли России Армения», «пишут ли армяне кириллицей», а также «являются ли армяне разновидностью русских» [6, s. 36]1.

Можно сказать, что подобной идентификации армян со стороны чехов способствует также тот факт, что из-за малочисленности армянской общины армяне, проживающие в Чехии, зачастую выстраивают свое социальное окружение не только на основе собственно армянской общины, но и на основе общин выходцев из других республик бывшего СССР — в первую очередь, благодаря возможности свободной коммуникации с использованием русского языка. Тем не менее, исследователи отмечают, что из всех представителей бывших советских республик армяне меньше всего участвуют в жизни «русскоязычного» сообщества, предпочитая социальные связи либо внутри ис-

1 Впрочем, согласно тому же опросу, чехи часто принимают проживающих в стране армян за греков, испанцев, итальянцев, югославов и даже цыган. В данных случаях, видимо, свою роль играет то, что армянская община страны весьма немногочисленна.

159

С Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

ключительно армянских групп, либо интеграцию напрямую в чешское общество [2, р. 44].

Как уже отмечалось выше, дети проживающих в Чехии армян показывают стабильно высокие результаты в овладении чешским языком. Успешная языковая интеграция детей армянской общины заставляет их родителей искать дополнительные способы стимулирования интереса детей к родному языку. Основным инструментом воспитания детей в рамках армянской культуры является существующая при философском факультете Пражского университета армянская школа, задачей которой является обучение детей армянскому языку, литературе и культуре. Добровольные занятия в школе проходят по субботам, преподавателями (на общественных началах) являются работники расположенной в Праге армянской редакции радиостанции «Свободная Европа». Учениками школы являются около 40 детей в возрасте от 6 до 14 лет. Школа не имеет государственной аккредитации как образовательное учреждение и зарегистрирована как общественный союз [1, s. 51].

Необходимо отметить, что представители армянской общины, проживающие в Чехии, характеризуются весьма высоким уровнем образования, что можно видеть из приведенной ниже таблицы.

Таблица 9

Уровень образования проживающих в Чехии армян (включая детей) [6, s.31]

Законченное высшее образование 36%

Студент вуза 13%

Законченная средняя школа 31%

Ученик средней школы 3%

Оконченная начальная школа 7%

Ученик начальной школы 10%

Интересным представляется тот факт, что армяне, проживающие в Чехии достаточно длительный срок, признаются, что, при сохранении традиционного для армянской семьи приоритета получения детьми высшего образования, направление этого образования несколько меняется. Наряду с такими традиционными направлениями, как изучение экономики, права и медицины, все большее предпочтение отдается социологии и философии. Практически полностью отсутствуют в стране армянские студенты, выбирающие направлением своей учебы ориенталистику: в частности, популярные сегодня в Армении исследования Ирана.

В целом, как отмечают исследования, участие армян в научной и культурной жизни Чехии значительно выше, нежели можно было бы ожидать, исходя из простого анализа численности представителей армянской

160

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С Сумленный

общины. «Участие армян в самых различных сферах культурной и общественной жизни Чехии весьма широко. Армяне работают волонтерами в ряде неправительственных организаций, преподают в университетах и участвуют в большинстве культурных фестивалей, проводимых в Чехии. Результаты социологических исследований показывают, что армяне крайне настойчиво и успешно борются за то, чтобы их высокий образовательный уровень был признан в Чехии, и также с готовностью и энтузиазмом проходят при первой возможности обучение в чешских университетах» [2, р. 43].

Несмотря на небольшую численность, армянская община Чехии ведет более чем активную социальную жизнь. Первой попыткой создания централизованной организации внутри армянской общины страны была инициирована в 1995г. предпринимателем Сергеем Григоряном, основавшим «Чешскоармянское общество». Первоначально планировалось, что организация объединит всех проживающих в республике армян и будет заниматься вопросами взаимоотношений армян с чешским обществом: информационной работой, защитой прав армянского меньшинства и т.д. Тем не менее, результаты работы «Чешско-армянского общества» оказались более скромными. Уже через два года после основания территория работы организации вследствие малого количества членов ограничилась одной Прагой. Хотя общество регулярно проводит памятные мероприятия, посвященные годовщинам Геноцида армян в Османской империи, в остальное время его деятельность почти никак не проявляется. Тем не менее, в 2001г. обществу удалось организовать встречу чешских армян с консулом Армении в Вене, благодаря которой был решен ряд вопросов по взаимодействию правительства Армении с армянской общиной в Чехии.

Более удачно сложилась ситуация с другой армянской организацией — «Гражданское содружество Армянский дом». Организация была основана в 2000г., на сегодня в ней состоят больше 60 членов. Особенностью содружества является то, что его членами могут быть как проживающие в Чехии армяне, так и армяне, проживающие в Армении, а также, что наиболее важно, чехи, интересующиеся армянской культурой. Так, сегодня в обществе состоит 21 чех и еще 10 человек, не являющихся ни гражданами Чехии, ни гражданами Армении. «Гражданское содружество Армянский дом» проводит активное консультирование мигрантов по правовым вопросам, в первую очередь – по вопросам миграционного законодательства. Желающим оказывается помощь в обучении работе с компьютером, а также преподаются другие навыки, помогающие устроиться на более высокооплачиваемую работу. С апреля 2002г. содружество издает (тиражом около 800 экземпляров) ежемесячный журнал

161

С. Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

«Наири», в котором также поднимаются вопросы правовой защиты мигрантов.

Кроме ежемесячника «Наири» в Чехии выходят еще как минимум два издания, имеющие непосредственное отношение к армянской общине. Первым из них является выходящий на армянском языке ежемесячный журнал «Орер» (тираж от 700 до 900 экземпляров)1. Издающийся с 1999г. «Орер» распространяется не только в Чехии, но и в Германии, Австрии, Польше и Украине. Изюминкой этого журнала являются репортажи о жизни армян в других странах мира — от стран Европы и республик бывшего СССР до государств Южной Америки. В настоящее время главным редактором журнала является Акоп Асатрян.

Другим интересным опытом продвижения армянской культуры является нерегулярно издающийся и выходящий частично на армянском, а частично на чешском языке альманах «Армянская газета» (Лтётку list), над созданием которого работают как армянские, так и чешские студенты философского факультета Пражского университета. Содержание альманаха достаточно типично для студенческого издания гуманитарного факультета: в нем можно найти репортажи о жизни студентов, путевые заметки, а также переводы иностранной (в первую очередь – армянской) литературы на чешский язык.

Большинство исследователей подчеркивает наличие прочных и активных связей армянской общины Чехии с Арменией. Так, Ян Черник пишет в своем докладе: «Армянская община характеризуется значительно более крепкими связями с оставшимися на родине родственникам и друзьями, нежели другие проживающие в Чехии группы мигрантов. Армяне регулярно оказывают финансовую помощь как своим соотечественникам, проживающим в Чехии, так и оставшимся в Армении родственникам. Прочные социальные связи среди армян являются частью их национальной идентичности. Создание землячеств и этнических сообществ становится формой выстраивания новых социальных ячеек. Многие армяне испытывают чувство раздражения, наблюдая отчужденность и холодность, характерные для отношений между членами чешского социума. В отличие от чехов, армяне настойчиво стремятся поддерживать тесные связи со своими соотечественниками и быть в курсе новостей, происходящих в дружественных им семьях» [2, p. 43].

Подводя итог, можно сказать, что хотя в силу своей малочисленности армянская община Чехии не является основным игроком во взаимоотношениях мигрантов и чешского государства, ее значение нельзя приуменьшать.

1 Официальный сайт журнала можно найти по следующему адресу: http://www.orer.cz/ccontacts.html. К сожалению, наполнение сайта оставляет желать лучшего: кроме работающей ссылки на армянский русскоязычный форум http://www.openarmenia.ru , а также краткой информации о журнале (включая обложки последних номеров), на сайте нет практически никакой информации.

162

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

Представители армянской общины отличаются более высоким образовательным уровнем, нежели мигранты в целом; их стремление улучшить свой образовательный уровень и дать детям отличное образование в целом выше даже аналогичного показателя среди местного населения. Все исследователи отмечают высокую готовность армянской общины к интеграции в чешское сообщество, законопослушность ее представителей и высокий уровень их социальной активности. Экономическая деятельность членов общины в основном происходит в области частного предпринимательства: подавляющее большинство проживающих в Чехии армян заняты в малом бизнесе и являются владельцами или совладельцами небольших компаний, работающих в сфере сервиса или торговли. Показатели количества общественных организаций, печатных органов и культурных союзов, существующих среди армянской общины, явно выше, нежели можно было бы ожидать, исходя из численности диаспоры. Слабая степень поддержки общины консульской службой Армении (обусловленная тем, что в Чехии отсутствует посольство и консульство Республики Армения) в значительной степени компенсируется социальной активностью армянских организаций, действующих на территории страны. Фактически задачи правовой и социальной поддержки армян на территории Чехии решаются самой общиной. Несмотря на то, что достаточно большое количество проживающих в стране армян рассматривает возможность дальнейшей миграции в страны Западной Европы, чешские власти воспринимают представителей общины как весьма лояльных жителей и охотно выдают им гражданство Чехии. Армянская община, весьма успешно интегрированная в чешское общество, одновременно с этим сохраняет связи с оставшимися в Армении родственниками и друзьями, являясь примером обогащения общества центрально-европейской страны традиционным армянскими ценностями: взаимовыручкой, прочными социальными связями, открытостью и социальной мобильностью.

Февраль, 2007г.

Источники и литература

1. Drbohlav D, Ezzeddine-Luksikova P. Vyzkumna zprava: Integrace cizincd v CR. Studie armenske, vietnamske a ukrajinske komunityv Praze a Stredoceskem kraji // International Organization for Migration. Praha, 2003/2004.

2. Cernik J. Active Civic Participation of Immigrants in the Czech Republic// Country Report prepared for the European research project POLITIS. Oldenburg, 2005.

3. http://www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/i/915446C17D752140C1256E3200469742/$File/ c01a23t.pdf

163

С. Сумленный

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

4. http://www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/i/54864F3E075C4AC8C1256E7E00400D1F/$File/ c01a21t.pdf

5. Доклады статистического института Чехии http://www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/ i/2D4E335EF7DC7F51C1256E0C0030CD96/$File/c03a22t.pdf http://www.czso.cz/ ciz/cizinci.nsf/i/8E217F0D1569D439C1256E6F00597D9B/$File/c03a09t.pdf

6. Marousek J, Armensti imigranti a jejich integrace do ceske spolecnosti (Vyzkumna zprava sestavena na zaklade etnografickeho terenniho vyzkumu ve vybranych loka-litach na uzemi CR). Univerzita Karlova v Praze, Filozoficka Fakulta, Ustav etnologie, Praha, 2003.

7. Brzakova P, Mariam - druhy rozhovor na tema jak ziji cizinky v Ceske republice -http://www.cizinci.cz/clanek.php?lg=1&id=203

8. Bitrich T, Palecek J, Jak se v ceskem tisku diskriminuje, kdyz se pise o zamestnavani cizinch? http://aa.ecn.cz/img_upload/9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/ MKC_diskriminace_zam_ciz_2.pdf; Kozak K. Medialni analyza navrhu antidiskrimi-nalniho zakona. http://aa.ecn.cz/img_upload/9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/

Medi_ln___anal_za_antidiskrimina_n_ho_z_kona_clear.pdf; Krizkova M. Media ne-

maji pamef. Medialni konstrukce nedobrovolnych sterilizaci v Ceske republice (2003-2006). http://aa.ecn.cz/img_upload/9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/ sterilizace1final.pdf

9. Bitrich T, Palecek J, Jak se v ceskem tisku diskriminuje, kdyz se pise o zamestnavani cizinch? http://aa.ecn.cz/img_upload/9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/ MKC_diskriminace_zam_ciz_2 .pdf

10. Kozak K, Medialni analyza navrhu antidiskriminalniho zakona. - http://aa.ecn.cz/

img_upload/9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/Medi_ln___anal_za_antidiskrimina_

n_ho_z_kona_clear.pdf

11. Krizkova M, Media nemaji pamef. Medialni konstrukce nedobrovolnych sterilizaci v

C eske republice (2003-2006). http://aa.ecn.cz/img_upload/

9e9f2072be82f3d69e3265f41fe9f28e/sterilizace1final.pdf

12. Доклады Чешского института статистики:

Pocet cizincu s vizem nad 90 dnipodle statniho obcanstvi a ddvodu udeleni viza - k 31.3.2004 - http://www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/iZ915446C17D752140C1256

E3200469742/$File/c01a23t.pdf

Pocet cizinch s trvalym pobytem v CR - podle statniho obcanstvi a dhvodu povoleni k pobytu k 31.3.2004 http://www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/i/54864F3E075C4AC8 C1256E7E00400D1F/$File/c01a21t.pdf

Pocet zadatelh o azyl - podle statniho obcanstvi a kontinentu - 2005 http://www. czso.cz/ciz/cizinci.nsf/i/2D4E335EF7DC7F51C1256E0C0030CD96/$File/c03a22t.pdf Pocet zadatelh o azyl - podle statniho obcanstvi a kontinentu - rijen 2006 - http:// www.czso.cz/ciz/cizinci.nsf/i/8E217F0D1569D439C1256E6F00597D9B/$File/ c03a09t.pdf

164

<21-й ВЕК», № 1 (5), 2007г.

С. Сумленный

CZECH ARMENIANS - A SMALL COMMUNITY WITH A BIG POTENTIAL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sergey Sumlennyy

Resume

The Armenian community in Czech Republic doesn’t have long history, in comparison with the neighbor Poland, where Armenians began settling since XIV century, the first more or less mass settlement of Armenians in Czech Republic was at the end of XX century. Besides the Armenian citizens aspiring to settle in Czechia, that country also became a kind of trans-shipment point for immigrants aiming at getting in West European countries but not having entrance visa from the desired country. The considerable amount of the Armenian immigrant in that country were settled in Czechis still in the Soviet period, many people visited Czech Socialist Republic by a tourist’s visa or in the framework of a business trip. Today there are more then thousand Armenians inhabited in the country and most of them are concentrated in Prague. Most of the Armenian immigrants settled the Republic in the very beginning of 1990s, and mostly from Nagorni Kara-bakh. The Armenian community is successfully integrated in the country’s social and economic life. The level of unemployment among Armenians is very law; for about two third of Armenians there are busy with their own business; the experts record high educational level of Armenians and their nationality and tendency to improve their knowledge. Like the other representatives of Post Soviet Republics the Armenians immigrants prefer integrating into «Russian-speaking» immigration community to the one of Czech community. One of the problems hindering the Armenians’ (as well as the other immigrants’) integration into the Czech community is the traditional conservatism of Czechs, sometimes converting into xenophobia. The experts draw attention to the considerable number of publications in mass media, which stir up anti-immigration moods. Nevertheless, the Armenian community is one of the most reliable ones among all the groups of foreigners inhabited in that country. The Armenian community publishes several newspapers and journals, on the basis of the University of Prague are given lessons of Armenian language for the Armenian children and for all comers.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.