УДК 314.74
Анна ЧЕТВЕРИКОВА
ИММИГРАЦИЯ В ЧЕХИЮ: ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ РАСТЁТ
За последние годы Чешскую Республику коснулась одна из ключевых трансформаций в отношении миграционных потоков: страна постепенно превратилась из транзитной в страну назначения. Этому способствовала относительно стабильная политическая и экономическая обстановка, демографическая ситуация в стране (падение рождаемости в течение долгого периода, старение населения), влияющая на состояние рынка труда, а также либеральная миграционная политика. Конечно, сейчас Чехии трудно конкурировать с основными странами иммиграции по многим объективным причинам, однако усилия государственной власти и состояние экономики способствуют усилению роли Чехии как центра притяжения мигрантов.
Иммиграционная политика
С 1993 года в Чехии начала формироваться либеральная миграционная политика. Её основная (ныне действующая) законодательная база была создана в период конца 1990-х - начала 2000-х гг., перед вступлением страны в Евросоюз. В дальнейшем в национальное законодательство был внесен ряд изменений с целью его гармонизации с законодательством ЕС и соответствия его новым потребностям.
Основу иммиграционной политики составляют Закон о проживании иностранцев на территории Чешской Республики (№326/1999), регулирующий въезд, пребывание, обязанности иностранцев [Закон о проживании..., 1999], и Закон об убежище (№325/1999), регулирующий пребывание беженцев [Закон об убежище, 1999]. Вступление этих законов в силу, включающих ряд новых ограничений, привело к некоторому временному снижению миграционных потоков. В 2003 году был принят Закон о временной защите иностранцев (№221/2003) [Закон о временной., 2003] и утверждены основные Принципы иммиграционной политики правительства Чешской Республики в отношении иностранцев [Принципы иммиграционной., 2003].
Ключевым государственным органом, занимающимся вопросами миграции, является министерство внутренних дел Чешской Республики (департамент по делам убежища и миграционной политики), которое сотрудничает по миграционной проблематике также с министерством труда и социальных дел, а также с другими министерствами и правительственными и общественными организациями. В 2007 году для улучшения координации межминистерской работы на базе МВД Чешской рес-
© Четверикова Анна Сергеевна - к.э.н., старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. Адрес:
117997, Москва, ГСП-7, ул. Профсоюзная, 23. E-mail: [email protected]. Ключевые слова: иммиграция, Чехия, трудовые ресурсы, нелегальные мигранты, интеграция мигрантов.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320154957
публики был создан Аналитический центр по делам защиты границ и миграции, в чьи функции входит (в том числе) обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными сторонами. Этот же аналитический центр занимается обменом статистическими данными с другими странами мира.
Период конца 2000-х годов стал этапом дальнейшей трансформации иммиграционной политики, совпавший с вступлением Чехии в шенгенскую зону, новыми требованиями ЕС и началом мирового финансово-экономического кризиса. Рассмотрение чешскими властями иммиграции как явления, положительно влияющего на развитие страны, и всё увеличивающаяся потребность в трудовых ресурсах также повлияли на дальнейшее изменение иммиграционной политики. В 2006 году был сокращен с 10 до 5 лет срок проживания в стране иностранцев для подачи прошения на получение разрешения на постоянное место жительства. В 2008 году в Чехии начался реализовываться проект по системному отбору квалифицированной иностранной рабочей силы, который до этого в течение 5 лет осуществлялся в качестве пилотного. Новое начинание позволяло квалифицированным иностранным кадрам работать на более выгодных условиях, включая возможность получения разрешения на постоянное проживание ранее стандартного пятилетнего периода. С 2009 года в Чехии была введена система "зелёных карт", которая упрощает процесс подачи документов иностранцами и включает объединение в одном документе разрешения на работу и долгосрочное проживание. При этом получателем "зелёной карты" может стать только житель одного из 12 государств (Австралия, Босния и Герцеговина, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, Республика Македония, Сербия, США, Украина, Хорватия, Черногория, Япония), удовлетворяющий критериям по уровню образования, квалификации и ряду других. В 2009-2013 гг. таких "зелёных карт" было выдано всего 495.
Дальнейшим направлением по отбору квалифицированных иммигрантов стало применение с 2011 года директивы ЕС 2009/50/ЕС об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран с целью трудоустройства на высококвалифицированные специальности, касающейся выдачи "голубых карт" - разрешения на работу в Чехии высококвалифицированного персонала. Согласно требованиям, контракт с такими иммигрантами должен быть заключен не менее чем на 1 год, а средняя заработная плата должна превышать в 1,5 раза среднюю заработную плату по стране. В 2011-2013 гг. было выдано только 167 "голубых карт".
Наряду с усилиями по привлечению более высокообразованных мигрантов, власти стремились улучшить свою интеграционную политику в отношении иммигрантов. В частности, в конце 2000-х годов вступило в силу требование обязательности владения чешским языком при ходатайстве о постоянном проживании на территории страны.
Реакция властей на кризис и снижение потребностей в рабочей силе выразилась в принятых в 2009-2010 гг. постановлениях правительства Чешской Республики, посвящённых положению иностранных рабочих в кризисных условиях [Постановление, 2009] и противодействию нелегальной миграции. В качестве применяемых мер для стабилизации ситуации на рынке труда предлагалось применение временных работ для иностранцев и приостановка выдачи виз с целью трудоустройства. Кроме того, были осуществлены два проекта по добровольной репатриации иммигрантов, уволенных вследствие финансово-экономического кризиса. Первый проект касался легальных иммигрантов, второй - нелегальных. Оба включали помощь с переездом на родину со стороны государства, в том числе покупку обратного билета. Первый проект, помимо прочего, подразумевал и стимулирующее пособие в размере 500 евро для легальных мигрантов. В течение 8 месяцев, пока осуществлялся этот проект, около 2300 иностранных работающих вернулись к себе на родину (около 70% из них были из Монголии). Проект, касающийся нелегальной миграции, оказался неэффективным и практически "провальным": им воспользовались
только 169 человек, из которых около 42% были жителями Украины, 12% вьетнамцами и 9% жителями Монголии [Koehler and oth., 2010: 76-77].
Одним из последних изменений, касающихся иммиграционной политики, стал новый закон о гражданстве Чешской Республики (№186/2013), вступивший в силу в 2014 году [Закон о гражданстве., 2013]. Согласно новому законодательству, стало возможным иметь двойное гражданство, однако ужесточились меры по получению гражданства через отцовство и появились требования к знанию не только чешского языка, но и истории, культуры страны. Новый закон является в частности не только попыткой власти повлиять на размер нелегальной миграции в стране, проблема которой остаётся актуальной для Чехии, но и одним из направлений по улучшению интеграционной политики.
Таким образом, Чехия планирует постепенно превратиться в страну привлечения высококвалифицированных кадров, которым в дальнейшем предоставляется возможность интеграции в местное сообщество. Низкоквалифицированные работники стали рассматриваться преимущественно с точки зрения временного пребывания в стране.
Динамика иммиграции в Чехию
На протяжении последних десятилетий Чехия с каждым годом принимала всё большее число мигрантов. Всего за 20 лет начиная с 1993 года численность мигрантов в стране увеличилась более чем в 5,5 раза и превысила 439 тыс. человек в 2013 году. Однако в настоящее время республика пока отстаёт от основных стран иммиграции, где доля мигрантов превышает 5% населения и 10% занятых в экономике [Цапенко, 2004: 27]. При этом Чехия постепенно приближается к этим показателям (Таблица 1). Среди европейских государств Чехия, где доля мигрантов среди населения в посткризисный период стабильно превышала 4%, уже обгоняет Финляндию и Португалию. Роль иностранной рабочей силы на внутреннем рынке также стабильно усиливалась: с 2000 года доля мигрантов среди занятого населения практически удвоилась и составила 6,4% в 2011 году. В то же время в период после начала мирового финансово-экономического кризиса данный показатель стабильно превышал 6%.
Таблица 1.
Мигранты в Чехии_
Показатель 2000 2005 2008 2010 2011 2012 2013
Численность мигран- 201 278 439 426 436 438 439
тов, тыс. чел.
Доля мигрантов в 2,0 2,7 4,2 4,0 4,2 4,2 4,2
населении, %
Доля мигрантов среди 3,5 4,6 6,4 6,3 6,4 - -
занятого населения, %
Доля женщин среди - 40,4 40,0 42,4 42,7 43,1 43,4
мигрантов, %
Доля нелегальных 26,4 3,9 0,9 0,7 0,8 0,8 0,9
мигрантов в общем
числе, %
Источник: The Czech statistical office. http://www.czso.cz
Стоит отметить, что финансово-экономический кризис 2008 года повлиял на иммиграцию в Чехию. Поток мигрантов сократился - падение в конце 2009 года составило около 60% по сравнению со второй половиной 2007 года, часть иностранцев потеряла работу (около 12 тысяч иностранцев было уволено только в первом квартале 2009 года) и была вынуждена покинуть страну. Наибольшие масштабы сокращений среди
мигрантов были отмечены в автомобилестроении и строительстве. Кроме того, в Чехии среди трудовых мигрантов распространен такой вид занятости, как временная и самостоятельная занятость. В результате в кризисный период в стране сформировалось значительное число безработных мигрантов, как и в других государствах - центрах иммиграции [Цапенко, 2012]. Многие мигранты были вынуждены перейти на "индивидуальную занятость". При этом в кризисный период большинство иммигрантов все же смогли найти новое место работы в других секторах хозяйства, возросла роль теневой занятости - вовлечение в экономическую деятельность незарегистрированных работников. Часть иммигрантов была вынуждена также перейти на нелегальное положение [Koehler and oth., 2010: 21, 61-63]. Кроме того, кризисные условия способствовали в целом замедлению притока новых мигрантов в Чехию в последующие периоды.
Основу мигрантов, прибывающих в Чехию, составляют, как, например, в Швейцарии или Великобритании, экономические мигранты, приезжающие в страну с целью трудоустройства. Подобная иммиграция в такой малой стране, как Чешская Республика, в первую очередь играет вспомогательную роль на национальном рынке труда, внося свои коррективы в существующие диспропорции, что отвечает потребностям страны в необходимости всё большего числа трудовых ресурсов в период её экономического роста. Как уже упоминалось, чешская политика направлена на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов, чьё положительное воздействие на экономику принимающей страны очевидно, и на ограничение неквалифицированной миграции, влияние которой на экономику носит двойственный характер, что сходно с иммиграционной политикой многих развитых стран. Однако не всегда эта политика полностью реализуется на практике. В настоящий момент основу мигрантов составляют четыре национальности: украинцы (24% на 2013 год), словаки (21%), вьетнамцы (13%) и русские (8%), на которые в совокупности приходится 66% всех мигрантов. Значительная их часть не относится к высококвалифицированным кадрам.
Например, как показывают исследования, типичным трудовым мигрантом с Украины, работающим в Чехии, является хорошо образованный, женатый мужчина в возрасте 25-54 лет из семьи с небольшим числом детей и с низкими доходами на семью. При этом имеющееся образование зачастую не обеспечивает получение высокооплачиваемой работы: украинские мигранты в Чехии заняты на низкоквалифицированных и непривлекательных видах работ [Стриелковски, 2012].
В целом все иммигранты в Чехии могут быть разделены на три группы. Первая включает выходцев из Восточной Европы и бывших советских республик, среди которых преобладают мужчины с низким уровнем образования. Часть же из них высокообразованна, но на практике представители первой группы заняты преимущественно физическим трудом, часто в строительстве. Вторая группа мигрантов объединяет граждан США и государств Западной Европы, которые зачастую имеют высшее образование и попадают в высокотехнологичные отрасли чешской экономики. И, наконец, в третью группу входят мигранты из азиатских стран, чья трудовая деятельность связана с торговлей и обслуживанием [Eross, Karacsonyi, 2014: 43]. Как видим, большая их часть, как и значительное число из первой группы, заняты низкоквалифицированным трудом.
В отраслевом разрезе наиболее привлекательными секторами для трудоустройства иммигрантов являются производство, строительство, торговля, наука, администрирование и ИТ.
В структуре иммиграционных потоков для Чехии характерна пониженная доля женщин (таблица 1): в середине 2000-х годов они составляли чуть более 40%, в то время как для многих стран характерно приблизительно равное соотношение полов среди иммигрантов. Но за прошедшие годы ситуация начала выравниваться: доля женщин постепенно возрастает и превысила 43% в 2013 году.
В территориальном аспекте иммиграционные потоки в Чехии также не являются исключением среди других государств: как и во многих странах, чешские мигранты концентрируются в крупных городах. При этом подобная тенденция в Чехии усилилась в последние годы. С 2008 года доля мигрантов, проживающих в Праге и Среднечешском крае, выросла с 46% до более чем 50% в 2012 году (49,8% в 2013 году). На втором месте по привлекательности среди районов страны находится Южноморавский край, который в определённой степени отражает вторую общемировую тенденцию по территориальной концентрации мигрантов - в приграничных территориях, хотя в Чехии такое явление не может быть широко распространено как в силу малого размера государства, так и в силу граничного положения со странами Евросоюза. В 2013 году доля мигрантов, проживающих в Южноморавском крае, составила 8,6% (8,1% в 2008 году). Иными словами привлекательность этого региона для мигрантов также увеличилась в последние годы [Foreigners., 2014].
Нелегальная иммиграция
Отдельную проблему для Чешской Республики составляет нелегальная миграция и трудоустройство, следствием которых являются рост теневой экономики, недополучение налогов и ряд других аспектов (см., например, [Каргалова, 2003]). По официальным данным, с 2008 года ежегодный поток нелегальных мигрантов в страну сократился, и в настоящее время их доля среди всех иностранцев не превышает 1% (таблица 1). В абсолютном выражении это составляет около 3-4 тысяч человек в год. Кардинальному изменению ситуации по сравнению, например, с 2000 годом, когда доля нелегальных мигрантов превышала 26%, способствовали усилия органов власти по борьбе с этим видом миграции и подготовительные меры по вступлению в ЕС. Однако одну из ключевых ролей сыграло также вступление Чехии в шенгенскую зону. Свои корректировки в статистические данные внесло и изменение методологии подсчёта.
По существующим другим оценкам, количество нелегальных мигрантов в Чешской Республике в настоящее время варьирует от 40 до 300 тысяч человек. В частности, министерство труда и социальных дел Чешской Республики считало численность нелегальных мигрантов сравнимую с количеством экономически активных легальных иммигрантов в стране [Drbohlav, Lachmanova, 2008: 131]. Подобный разброс объясняется как различием методологий подсчёта, так и разницей в понимании сути нелегальной миграции исследователями. Стоит отметить, что верхняя граница количества нелегальных мигрантов в Чехии с течением времени остаётся примерно на одном и том же уровне: в 2000 году, по оценкам исследователей, их было в стране 295-335 тыс. человек. При этом численность нелегально работающих превышала 20 тысяч [Undocumented., 2009: 27-28].
Основными путями проникновения нелегальных мигрантов на территорию Чехии являются сухопутная граница со Словакией и Польшей и международный аэропорт в г. Прага. При этом в Чехии часты случаи, когда нелегальные мигранты попадают в страну легальным путём, а остаются уже нелегально. В этой области получили распространение такие методы, как получение визы на обучение, фиктивные браки и фиктивное отцовство. Частичная легализация подобных мигрантов происходит через систему ходатайств об убежище, однако не всем удаётся этим воспользоваться. Особенно распространена она среди лиц, которые работали или обучались в Чехии в 1980-е годы.
Согласно проводимым исследованиям, можно выделить четыре основных типа нелегальных мигрантов в Чехии. Первый включает лиц, приехавших в страну в основном с экономическими целями и работающих по найму. Во второй группе такие же иммигранты, но характеризующиеся самозанятостью. Третья группа приехала в Чехию также с экономическими целями и первоначально работала по найму, в дальнейшем сменив эту деятельность на самозанятость. И четвёртая группа иммигрантов
прибыла в страну на временный период и рассматривает Чехию только как транзитную территорию на пути к более экономически развитым странам ЕС. При этом, помимо экономических причин иммиграции, у нелегальных мигрантов первых трёх групп выделяются такие выталкивающие факторы, как семейные обстоятельства, проблемы со здоровьем, проблемы с законом на родине, религиозная нетерпимость, политические убеждения и проблемы со службой в армии на родине, а также культурная близость страны происхождения и Чехии. В свою очередь, четвёртая группа представлена выходцами из стран Азии и Африки (Шри-Ланка, Китай, Нигерия, Турция), и причины их пребывания в Чехии довольно разнообразны: политическая и экономическая нестабильность на родине, воссоединение с родственниками, экономические причины [БгЬоЫау, 1апка, 2009: 153-154].
По национальному составу среди нелегальных мигрантов превалируют как граждане стран, чьи выходцы составляют основу иностранцев в Чехии (русские, украинцы, вьетнамцы), так и граждане стран, чьё представительство в Чешской Республике минимально (жители Албании, Турции, Сирии, Китая, Кувейта и др.).
Согласно официальной статистике, среди незаконно работающих иностранцев превалируют граждане Украины, Вьетнама, Китая, Молдавии, Монголии, Турции, Македонии, Узбекистана и Сербии. И именно украинские рабочие-нелегалы составляют большую проблему для Чехии, учитывая зачастую маятниковый характер их миграции. Традиционными сферами приложения труда нелегальной категории работающих является общественное питание, операции с недвижимостью, строительство, торговля и сельское хозяйство. Среди основных причин, побуждающих иностранцев на нелегальное трудоустройство, выделяются желание сохранить социальное пособие при возможности работать, стремление получать большую заработную плату по сравнению с официальным трудоустройством, бюрократизм, "традиция" нанимать нелегальных работников в определённых отраслях и юридическая безграмотность иммигрантов [Иогакоуа, 2000: 19-20].
Занятые преимущественно низкоквалифицированным трудом нелегальные мигранты создают, конечно, ряд негативных социально-экономических факторов для жизни страны, тем не менее этот сектор экономики Чехии в перспективе сохранится в силу своей высокой востребованности и относительной толерантности чешского общества к этой проблеме.
Интеграция мигрантов
Актуальным для чешского общества является вопрос интеграции мигрантов в силу всё увеличивающегося числа прибывающих в страну и их национального состава. А состав в целом свидетельствует о том, что Чехию затронул общемировой процесс расширения географии миграции, когда в структуре миграционных потоков значительную долю стали занимать представители государств, отдалённых от принимающей страны как территориально, так и этнически, и культурно. Данный процесс и его последствия определяют новые вызовы для чешских властей, которые находят отражение в актуализации интеграционный политики.
Меры, применяемые в отношении иностранцев в Чехии, можно отнести к такой модели интеграционной политики, как функциональная интеграция. Подобная модель применяется, в частности, в Германии, Италии, Греции и включает инкорпорацию иммигрантов в сферу занятости и систему социального обеспечения при ограничении политического участия в делах принимающего общества [Цапенко, 2008: 59]. В частности, иностранцы в Чехии пользуются теми же правами, что и граждане страны в области начального, среднего и высшего образования. Иммигранты имеют доступ к сфере здравоохранения при уплате соответствующих социальных взносов (нелегальные мигранты имеют право на получение скорой медицинской помощи). Од-
нако в социальной сфере существует ряд ограничений: например, для получения социальных выплат семья иммигрантов с детьми должна прожить в Чехии более 1 года.
При этом иммигранты не являются полноправными избирателями на проводимых выборах. По прошествии 5 лет легального проживания в стране и получении постоянного вида на жительство иностранцы имеют почти такие же права, что и граждане Чехии. Исключением является избирательное право, служба в армии и свобода перемещения за пределами Шенгенского союза.
На законодательном уровне основные меры и цели интеграционной политики определяются "Концепцией интеграции иностранцев", ежегодно обновляемой правительством Чешской Республики с 2006 года. В настоящее время власти страны к ключевым мероприятиям в рамках интеграционной политики относят улучшение знания чешского языка иммигрантами, расширение возможности трудоустройства иностранцев, а также инкорпорацию в сферу здравоохранения. Ежегодно на эти цели выделяется порядка 1 млн евро. Однако проводимые интеграционные мероприятия многими оцениваются как недостаточные в силу небольшого объёма финансирования, эпизодичности ряда применяемых мер и недостаточной скоординированности действий отдельных чешских регионов и центральных властей.
В качестве удачных мер в рамках интеграционной политики можно привести пример формирования сети интеграционных центров. С 2009 года, согласно интеграционной концепции, в республике стали открываться региональные интеграционные центры, чья деятельность направлена на оказание помощи иностранцам при адаптации к новым условиям и противодействие процессу формирования закрытых общин иммигрантов. Подобных центров создано уже более десяти. Так, с целью интеграции иностранцев, проживающих в столице Чехии, в 2012 году был открыт Интеграционный центр Прага [Интеграционный центр, 2015] при финансовой поддержке Европейского фонда интеграции граждан третьего мира (75% финансирования) и городского бюджета г. Праги (25% финансирования). Данный центр имеет несколько отделений, и его деятельность направлена на оказание социальной, психологической и юридической помощи всем иммигрантам, находящимся на территории страны. Кроме того, в интеграционном центре проводятся бесплатные курсы чешского языка для иностранцев и курсы социокультурной ориентации. С целью большей интеграции приезжих центр проводит различные социокультурные мероприятия (дискуссионные встречи, выставки, концерты, спортивные мероприятия) с участием чешского населения и иммигрантов.
Интеграционная политика в Чехии особенно актуальна в свете увеличивающегося потока мигрантов из азиатских государств. Особенностью страны является значительное вьетнамское меньшинство, проживающее в различных чешских районах, начиная от западных территорий, где отмечается наибольшая плотность вьетнамского населения, до восточных, где их присутствие минимально. Первые мигранты из Вьетнама стали появляться в Чехии в 1950-е годы, и к настоящему моменту их численность составляет порядка 60 тысяч человек. Большинство из них приехали с целью трудоустройства (преимущественно в сфере торговли), но в последнее время растёт и число прибывших по категории "воссоединение с семьей". Вьетнамцы формируют достаточно изолированные сообщества с собственными связями и обслуживающей инфраструктурой и слабо интегрируются в чешское общество. Например, многие не получают чешского гражданства, так как планируют возвращение на родину после того, как их дети вырастут [Стриелковски, 2012: 62; Hahn, Nadel, 2014: 98]. Кроме того, вьетнамцы создают этнические анклавы: одно из подобных образований существует вокруг большого рынка в микрорайоне Либуш г. Прага. Формирование подобных изолированных сообществ, таких как вьетнамское или, например, китайское, несёт с собой ряд негативных последствий для чешского общества, что требует более интенсивных мер со стороны властей и общественных организаций.
* * *
Произошедшая трансформация роли Чехии в международных миграционных потоках ставит новые вызовы перед государственной властью. Проводимая политика по привлечению высококвалифицированных трудовых ресурсов пока не полностью оправдывается на практике: Чешская республика остаётся привлекательной для низкоквалифицированных мигрантов преимущественно из бывших советских республик, и часть из них находится на нелегальном положении. Однако в перспективе Чехия в силу последовательных действий имеет возможность превратиться в территорию, куда будет направляться большее число высококвалифицированных мигрантов. Она продолжит усиливать свою роль в качестве страны иммиграции также и в свете существующей демографической ситуации в республике.
Список литературы
Закон о временной защите иностранцев №221/2003 (2003) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2003-221 (accessed 13.02.2015).
Закон о гражданстве Чешской республики №186/2013 (2003) Available at: http://portal.gov.cz/app/zakony/zakonPar.jsp?page=0&idBiblio=80137&name=st~C3~A1tn~C3~ADm~20ob~C 4~8Danstv~C3~AD&rpp=15#local-content (accessed 13.02.2015).
Закон о проживании иностранцев на территории Чешской Республики № 326/1999 (1999) Available at: Aktualizovane_uplne_zneni_zakona_326( 1999_o_pobytu_cizincfi_k_1.5.2013.pdf (accessed 13.02.2015).
Закон об убежище №325/1999 (1999) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/1999-325 (accessed 13.02.2015).
Интеграционный центр Прага, официальный сайт (2015) Available at: http://www.icpraha.com(accessed 13.02.2015).
Каргалова, М.В. (2003) Социальная Европа в XXI веке. Весь Мир, Москва, Россия.
Постановление правительства ЧР №55/2003 от 13.01.2003, "Принципы иммиграционной политики Правительства Чешской республики в отношении иностранцев" (2003) Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/D376DFB23057E7E6C12571B60070FBF3 (accessed 13.02.2015).
Постановление правительства ЧР №171 от 9.02.2009, "О преодолении влияния экономического кризиса на положение иностранцев в ЧР", (2009), Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/813889E9A7A4AA9EC125755B00460A14/$FILE/1 71%20uv090209.0171.pdf (accessed 13.02.2015).
Стриелковски, В. (2012) "Украинская трудовая миграция в Чешской Республике: ситуационное исследование в рамках Украинского миграционного проекта (UMP)", Социология и право, №1(12), сс. 5-19.
Цапенко, И. (2004) "Роль иммиграции в экономике развитых стран", МЭиМО, № 5, сс. 27-39.
Цапенко, И. (2008) "Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов", МЭиМО, № 3, сс. 59-69.
Цапенко, И. (2012) "Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов", МЭиМО, № 4, сс. 51-63.
References
Asylum Act №325/1999 (1999) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/1999-325 (accessed 13.02.2015).
Act on citizenship of the Czech Republic №186/2013 (2003), Available at: http://portal.gov.cz/app/zakony/zakonPar.jsp?page=0&idBiblio=80137&name=st~C3~A1tn~C3~ADm~20ob~C 4~8Danstv~C3~AD&rpp=15#local-content (accessed 13.02.2015).
Act on residence of aliens in the Czech Republic № 326/1999 (1999) Available at: Aktual-izovane_uplne_znem_zakona_326(1999_o_pobytu_cizincfi_k_1.5.2013.pdf (accessed 13.02.2015).
Act on temporary protection of foreigners №221/2003 (2003) Available at: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2003-221 (accessed 13.02.2015).
Capenko, I. (2004) "Immigration's role in the developed economies", MEIMO, № 5, pp. 27-39.
Capenko, I. (2008) "Developed countries: the integration policy towards immigrants", MEIMO, № 3, pp. 59-69.
Capenko, I. (2012) "The global economic crisis and the labour market of migrants", MEIMO, № 4, pp. 51-63.
Drbohlav, D. and Janka, E. (2009) "Illegal Economic and Transit Migration in the Czech Republic", Europe-Asia Studies, vol. 61, No. 1, pp. 141-156.
Drbohlav, D. and Lachmanova, L. (2008) "Irregular economic activities of migrants in the Czech Republic (a Delphi Study about Adaptations in a Globalizing Economy)". In Dostal, P. (ed), Evolution of Geographical Système and Risk Processes in the Global Context. Prague, Charles university in Prague, P3K, pp. 129-156.
Eross, A. and Karacsonyi, D. (2014) Discovering migration between Visegrad countries and Eastern Partners. HAC RCAES Geographical Institute, Budapest, Hungary.
Foreigners in the Czech Republic 2014. Czech Statistical Office [online]. Available at: http://www.czso.cz/csu/cizinci.nsf/engkapitola/ciz_publikace (accessed 13.02.2015).
Hahn, S. and Nadel S., ed. (2014) Asian Migrants in Europe. Transcultural Connections. V&R unipress, Gottingen, Germany.
Horakova M. (2000) Legal and illegal labour migration in the Czech Republic: Background and current trends. International Migration Branch, International Labour Office, Geneva, Switzerland.
Integration Centre of Prague, the official website (2015), Available at: http://www.icpraha.com(accessed 13.02.2015).
Kargalova, M.V. (ed.) (2003) Social'naya Evropa v XXI veke [Social Europe in the twenty-first century], Ves Mir, Moscow, Russia.
Koehler, J., Laczko, F., Aghazarm, C. and Schad J. (2010) Migration and the economic crisis in the European Union: implication for policy. IOM, Brussel, Belgium.
Resolution of the Government of the Czech Republic №55/2003 from 13.01.2003, "Principles of immigration policy of the government of the Czech Republic towards foreigners", (2003) Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/D376DFB23057E7E6C12571B60070FBF3 (accessed 13.02.2015).
Resolution of the Government of the Czech Republic №171 from 09.02.2009, "On overcoming the impact of the economic crisis on the status of foreigners in the Czech Republic", (2009) Available at: http://kormoran.vlada.cz/usneseni/usneseni_webtest.nsf/0/813889E9A7A4AA9EC125755B00460A14/$FILE/1 71%20uv090209.0171.pdf (accessed 13.02.2015).
Strielkowski, W. (2012) "Ukrainian labour migration in the Czech Republic: a case study from the Ukrainian migration project (UMP)", Sociologija i pravo, №1(12), pp. 5-19.
Undocumented migration. Counting the Uncountable. Country report - The Czech Republic (2009). [online]. Available at: http://clandestino.eliamep.gr/wp-content/uploads/2009/10/clandestino_report_czech-rep_final_3.pdf (accessed 13.02.2015).
Immigration to the Czech Republic: growing attraction
Author. Chetverikova A.S., Cand. of Science (Economics), Senior Researcher, Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO RAN). Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Аннотация. В статье отмечается, что Чехия постепенно превратилась в страну иммиграции, куда направляется всё большее число выходцев как из бывших советских республик, так и из стран культурно и территориально далеких, включая Вьетнам и Китай. Анализируется иммиграционная политика Чешской республики, ключевым элементом которой стало привлечение высококвалифицированных кадров в страну. В статье оценивается динамика и структура возрастающих иммиграционных потоков в Чехию за последние годы. Отмечается, что характерной чертой иммигрантов остаётся низкая квалификация и соответствующий уровень и сфера применения труда в Чехии. Отдельно поднимается вопрос нелегальной миграции: оцениваются её масштабы, механизмы и причины. Чешская модель интеграционной политики относится автором к функциональной интеграции: выделяются её характерные черты, поднимается проблема изолированных сообществ.
Abstract. The article shows that the Czech Republic has gradually become a country of immigration where a growing number of citizens from the former Soviet republics have been arriving, as well as from other countries, which are distant both culturally and geographically including Vietnam and China. The author analyses an immigration policy of the Czech Republic, the key point of which is attraction of highly skilled personnel to the country. The article is also devoted to the review of dynamics and structure of the increasing immigration flows to the Czech Republic in recent years. It notes that the main characteristic of immigrants remains their poor qualification. The question of illegal migration is raised; its scale, mechanisms and causes are discussed. The author considers the Czech model of integration policy as functional integration. Also the issue of isolated communities is raised.
Key words: immigration, the Czech Republic, labour force, illegal migrants, integration of migrants.