Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДОГО ВЫПУСКНИКА: ПРОБЛЕМА И ТЕНДЕНЦИИ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДОГО ВЫПУСКНИКА: ПРОБЛЕМА И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / рынок труда / молодой специалист / выпускник / кадровая политика / программа подготовки / образование / безработица. / employment / labor market / young specialist / graduate / personnel policy / training program / education / unemployment.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Нурилова А.З.

Проблема трудоустройства является актуальной для молодого специалиста. Независимо от полученной специальности, выпускники учебных заведений сталкиваются с определенными трудностями при поиске работы. И такая тенденция наблюдается в отношении выпускников практически всех профессий, и это происходит на фоне констатации на государственном уровне нехватки специалистов различного профиля. Преодолеть разрыв между предложением и потребностями на рынке труда возможно при осуществлении кадровой политики учитывающий специфику российских регионов исходя из особенностей экономического уклада и функционирования промышленных отраслей, их потребности в определенной группе специалистов. Анализ вопроса трудоустройства выпускника учебного заведения показывает несоответствие компетенций молодого специалиста требованиям рынка труда, потребностям работодателя. Проблему можно решить согласованием потребностей определенных отраслей экономики и изменением программ подготовки в учебных заведениях различного уровня (колледжи, вузы), чтобы молодой специалист мог соответствовать критериям необходимым для успешного развития как производства, так и личностной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF A YOUNG GRADUATE: THE PROBLEM AND TRENDS

The problem of employment is relevant for a young specialist. Regardless of their specialty, graduates of educational institutions face certain difficulties in getting a job. And this trend is observed in relation to graduates of almost all professions, and this is against the background of a state-level shortage of specialists in various fields. It is possible to bridge the gap between supply and demand in the labor market when implementing a personnel policy that takes into account the specifics of Russian regions based on the peculiarities of the economic structure and functioning of industrial sectors, their needs in a certain group of specialists. The analysis of the issue of employment of a graduate of an educational institution shows that the competencies of a young specialist do not meet the requirements of the labor market and the needs of the employer. The problem can be solved by coordinating the needs of certain sectors of the economy and changing training programs in educational institutions of various levels (colleges, universities) so that a young specialist can meet the criteria necessary for the successful development of both production and personal self-realization.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДОГО ВЫПУСКНИКА: ПРОБЛЕМА И ТЕНДЕНЦИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.58.99.018 УДК 316.74:2(470.67)

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДОГО ВЫПУСКНИКА: ПРОБЛЕМА И ТЕНДЕНЦИИ

Нурилова А.З.

Дагестанский государственный технический университет

Аннотация. Проблема трудоустройства является актуальной для молодого специалиста. Независимо от полученной специальности, выпускники учебных заведений сталкиваются с определенными трудностями при поиске работы. И такая тенденция наблюдается в отношении выпускников практически всех профессий, и это происходит на фоне констатации на государственном уровне нехватки специалистов различного профиля. Преодолеть разрыв между предложением и потребностями на рынке труда возможно при осуществлении кадровой политики учитывающий специфику российских регионов исходя из особенностей экономического уклада и функционирования промышленных отраслей, их потребности в определенной группе специалистов. Анализ вопроса трудоустройства выпускника учебного заведения показывает несоответствие компетенций молодого специалиста требованиям рынка труда, потребностям работодателя. Проблему можно решить согласованием потребностей определенных отраслей экономики и изменением программ подготовки в учебных заведениях различного уровня (колледжи, вузы), чтобы молодой специалист мог соответствовать критериям необходимым для успешного развития как производства, так и личностной самореализации.

Ключевые слова: трудоустройство, рынок труда, молодой специалист, выпускник, кадровая политика, программа подготовки, образование, безработица.

EMPLOYMENT OF A YOUNG GRADUATE: THE PROBLEM AND TRENDS

Albina Z. Nurilova

Department of Philosophy, Dagestan State Technical University

Abstract. The problem of employment is relevant for a young specialist. Regardless of their specialty, graduates of educational institutions face certain difficulties in getting a job. And this trend is observed in relation to graduates of almost all professions, and this is against the background of a state-level shortage of specialists in various fields. It is possible to bridge the gap between supply and demand in the labor market when implementing a personnel policy that takes into account the specifics of Russian regions based on the peculiarities of the economic structure and functioning of industrial sectors, their needs in a certain group of specialists. The analysis of the issue of employment of a graduate of an educational institution shows that the competencies of a young specialist do not meet the requirements of the labor market and the needs of the employer. The problem can be solved by coordinating the needs of certain sectors of the economy and changing training programs in educational institutions of various levels (colleges, universities) so that a young specialist can meet the criteria necessary for the successful development of both production and personal self-realization.

Keywords: employment, labor market, young specialist, graduate, personnel policy, training program, education, unemployment.

Введение. Из года в год важность образования только растет, ибо оно выполняет ряд значимых социальных функций:

- во-первых, формирует трудовой резерв;

- во-вторых, позволяет сформировать общественный слой, обладающий необходимой для экономики государства профессиональной квалификацией, знаниями и навыками;

- в-третьих, обеспечивает прогрессивное развитие общественных сфер: «целевой ориентир необходимости усиления мотивации к труду,

связанной с тем, чтобы добиваться на этой основе более высокой его производительности, были возведены чуть ли не в ранг экономических законов, начиная с самого начала победы большевизма в России.

В процессе легитимизации социально-экономических и культурных революционных трансформаций, происходивших на протяжении всего XX в., ключевыми стали лозунги трудовых свершений, оставаясь одним из наиболее сложных проблемных вопросов в период переходных трансформаций к рынку» [1, с. 58].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

В постсоветский период отечественной истории кардинально изменилась система образования, в целом, начиная с дошкольной и заканчивая высшей школой, и здесь речь идет не только об изменении методики и программ преподавания и формирования надпрофессиональных навыков [2], но и появлении платной формы обучения.

Можно утверждать, что крен в сторону коммерческой составляющей в образовательной сфере только повышается. В такой ситуации в установках выпускников резонно доминирование ориентации на получение престижной и высокооплачиваемой работы. Поэтому «большая часть соискателей на рынке труда в современной России -уже имеющие опыт работы, адаптировавшиеся в профессии специалисты, что усложняет поиск работы для выпускников, лишь вчера окончивших вуз. На протяжении довольно длительного времени в стране формируется непрерывно пополняемая группа соискателей с высшим образованием, но без опыта работы, шансы на трудоустройство которых на практике невелики» [3, с. 102].

Вопрос трудоустройства тесно связан и мотивацией в данном контексте речь идет о соответствии спроса и предложения выпускников учебных заведений. Кроме того, молодой специалист на начальном этапе поиска работы сталкивается с рядом требований, в частности, отсутствием практики, которые изначально обозначены работодателем [4]. А где и как молодой специалист может получить практический опыт - аспект, который полностью игнорируется как образовательными учреждениями, так и предприятиями. Иными словами, можно констатировать наличие несогласованности между потребностями в специалистах и требованием иметь стаж работы, причем, как правило, указывается и интервал (не менее 5 лет).

Далее, выпускник учебного заведения, отмеченный как «престижный», изначально уверен в возможности получить высокооплачиваемую работу с мотивацией уровня полученного образования. В реальности он сталкивается с тем, что вынужден на равных основаниях с выпускниками «не престижных» вузов пройти собеседование и конкурс, что заметно снижает его личностную самооценку: «дело не только в подчас завышенных ожиданиях обладателей "престижных" специальностей, но и в некорректной оценке соискателем качества полученного им образования» [5, с. 103], а также жизненного мира молодых людей, их ценностных ориентаций [6].

По мнению В.А. Аникина, «для успешного развития экономики и общества нашей стране нужен особый тип работника. Понимание того, как россияне относятся к работе, какую роль она занимает в их повседневной жизни, какие стороны ее для наших граждан являются значимыми, представляет интерес как для современных исследователей, так и для практикующих политиков» [5, с. 48].

Обсуждение. В рамках исследования вопроса трудоустройства молодого специалиста важными являются несколько факторов:

1. Трудовая занятость и отраслевой рынок труда. В данном разрезе рассматриваются проблема отсутствия вакансий для имеющих практики, что вынуждает претендента трудоустраивается не по полученной специальности. Однако никто не задается вопросом: «Как и где может студент очной формы обучения получить необходимый для работодателя опыт работы?»; то есть, замкнутый круг, не предоставляющий шанса на приобретение практического навыка.

2. Отсутствие у молодого специалиста необходимых знаний и компетенций из-за отсутствия опыта работы.

3. Отсутствие понимания потребностей рынка труда в специалистах, а также - несоответствие программы подготовки в учебных заведениях и реал ь ные требования экономического развития.

Если обратиться к результатам исследования ВЦИОМ, то точка зрения о преувеличении веса высшего образования в современный период и зависимость карьерного успеха именно от него респондентами подвергается сомнению и 45 % придерживаются этой позиции в противовес 51 % несогласных.

Данные в 2023 г. констатируют, что ни высшее, ни среднее специальное образование не дают уверенности, что выпускник получит высокооплачиваемую работу (12 %). Большинство считающих, что высшее образование гарантирует хорошо оплачиваемую работу в будущем, среди россиян с неоконченным высшим и высшим уровнем образования составляет 52 %, наименьшая в когорте с неполным средним образованием (23 %). Рассматривать среднее специальное образование (колледж, техникум), как «счастливый билет» в будущее больше склонны те, кто получил такое образование (23 %) [7].

Таким образом, проведенный анализ перспектив молодого специалиста показывает наличие системного кризиса на рынке труда, основные причины которого есть выражение отсутствия:

- во-первых, прямой связи между отраслями экономики и учебными заведениями (как среднего специального, так и высшего образования);

- во-вторых, анализа самого рынка труда и его потребностей;

- в-третьих, несоответствие учебных образовательных программ и требований работодателя, то есть компетенций.

Вес комплекс данных факторов, в конечном итоге, обусловливает перенасыщенность в одной отрасли при отсутствии специалистов в другой, который способствует его «перегреву» и, соответственно, появлению скрытой и открытой форм безработицы.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Решение данной проблемы возможно при кардинальном изменении взаимоотношения между работодателем и учебными заведениями:

- первый должен обозначить требования к будущему специалисту;

- вторые должны, с учетом предложений, обеспечить подготовку квалифицированного специалиста, отвечающего современным реалиям.

Слепое следование западной системе образования показывает невозможность и плохую «приживаемость» иной модели образования в отечественной. Через десятилетия внедрения Болонской системы российское общество столкнулось формированием образа студента, который мыслить исключительно в рамках «тестов», который больше напоминает «поле чудес». Видимо, в российской системе образования назрела необходимость проведения реформы, направленной на преодоление наблюдающегося на рынке труда и в кадровой сфере (в данном контексте отсутствие специалистов) кризиса.

Может быть, ответственным за рынок труда необходимо обратиться к советской системе распределения и целевому распределению. Последнее в системе российского образования получило широкое распространение, однако «целевики», здесь речь идет о выпускниках медицинских учебных заведений, после прохождения ординатуры практически не трудоустраиваются в организациях, которые их направили: они остаются работать в городах, в которых проходили обучение.

По мнению автора статьи, определенное влияние на изменение установок молодого специалиста в поиске работы может оказать социально-экономическое положение в стране. Специальная военная операция показала потребность в специалистах военного, инженерного, электронного профиля. Потребности армии обеспечить военнослужащих необходимым оборудованием и техникой способствует развитию частного предпринимательства именно в сфере обеспе-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

чения фронта дронами, коптерами предоставляет широкое пространство для инженерно-технических кадров, которые могут открыть собственное производство. Не менее важным является обозначение на государственном уровне необходимости осуществления определенных изменений в образовательной сфере.

Принятая на «Ура!» Болонская система, как показывают реалии, не обеспечивает народной хозяйство и российскую экономику необходимым количеством специалистов разного профиля, видимо, в данной области должна быть более эффективная политика способная обеспечить российскую экономику необходимыми кадрами, а также снизить сектор безработных.

Кроме того, наблюдается ориентация молодых выпускников трудоустраиваться не государственном, а в частном секторе, ибо размеры оплаты заметно отличаются. Если относительно «благополучные» секторы, в частности, добывающая, способны в материальном плане удовлетворять молодого специалиста, то многие государственные учреждения и размер оклада в них не устраивает выпускников, поэтому и наблюдается нехватка специалистов. И только, во-первых, повышение оплаты труда, во-вторых, обеспечение социальным пакетом, в-третьих, создание приемлемых условий труда способны привлечь в госсектор молодых специалистов.

Заключение. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что в современном российском обществе наблюдается нехватка специалистов и основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие согласованности между потребностями экономики и учебными заведениями, которые не учитывают сложившуюся на рынке труда ситуацию. Подтверждением является, например, ситуация проведением специальной военной операции, которая показала потребность в инженерно-технических кадрах. Властью предпринимаются шаги по решению возникающих проблем и обеспечению отечественной экономики необходимым количеством специалистов различного профиля.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Андрианова Е.В. Изменение парадигмы мотивации и ценностей труда в контексте развития новой экономической социологии / Е.В. Андрианова // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. С. 57-63.

2. Гафиатулина Н.Х. Надпрофессиональные навыки управления конфликтами как фактор успешности молодого специалиста на современном рынке труда / Н.Х. Гафиатулина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 205-210.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3. Присяжная Н.В. Трудоустройство молодого медицинского специалиста: уровни проявления проблемы / Н.В. Присяжная, Н.Ю. Вяткина // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 1. С. 101-114.

4. Пичко Н.С. Проблемы и противоречия в системе высшего образования в России / Н.С. Пичко, Н.Х. Гафиа-тулина, А.А. Васильева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 4. С. 84-88.

5. Аникин В.А. Работа в жизни россиян / В.А. Аникин // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 48-55.

6. Гафиатулина Н.Х. Социокультурный аспект исследования жизненного мира молодой семьи: ценностные ориентации / Н.Х. Гафиатулина, Я.В. Артамонова // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. Т. 9. № 3. С. 22-29.

7. Высшее образование: неожиданный ренессанс? ЫЯЬ : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (дата обращения 10.01.2024).

1. Andrianova E.V. Changing the paradigm of motivation and labor values in the context of the development of new economic sociology / E.V. Andrianova // Bulletin of the Tyumen State University. 2014. № 8. P. 57-63.

2. Gafiatulina N.Kh. Superprofessional conflict management skills as a factor in the success of a young specialist in the modern labor market / N.Kh. Gafiatulina // State and municipal management. Scientific notes. 2023. № 4. Р. 205-210.

3. Juror N.V. Employment of a young medical specialist: levels of manifestation of the problem / N.V. Juror, N.Y. Vyatkina // Bulletin of the Institute of Sociology. 2023. Vol. 14. № 1. P. 101-114.

4. Pichko N.S. Problems and contradictions in the system of higher education in Russia / N.S. Pichko, N.Kh. Gafiatulina, A.A. Vasilyeva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2023. № 4. Р. 84-88.

5. Anikin V.A. Work in the life of Russians // Sociological research. 2009. № 12. P. 48-55.

6. Gafiatulina N.Kh., Artamonova Ya.V. Sociocultural aspect of studying the life world of a young family: value orientations // Scientific almanac of the Black Sea countries. 2023. Vol. 9. № 3. Р. 22-29.

7. Higher education: an unexpected renaissance? URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (date of the application 10.01.2024).

References:

Информация об авторе

Нурилова Альбина Захарьяевна

кандидат философских наук, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала ОЯСЮ id: 0009-0002-7751-4555 alnuza@mail.ru

Albina Z. Nurilova

Candidate of Philosophical Sciences, Dagestan State Technical University, Makhachkala ORCID id: 0009-0002-7751-4555 alnuza@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.