УДК 316.74:2(470.67)
DOI 10.23672/р0349-1148-2819^
Нурилова Альбина Захарьяевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Albina Z. Nurilova
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, Dagestan State Technical University [email protected]
Государственно-гражданская идентичность
и патриотические установки в общественном сознании
дагестанской молодежи
State and civil identity
and patriotic attitudes in the public consciousness of dagestan youth
Аннотация. Вопрос формирования российской идентичности актуализировался на фоне происходивших в нашем обществе сложных и противоречивых процессов, одним из которых было усиление этнического компонента, который провоцировал центробежные силы. По результатам вторичного анализа эмпирического материала установлены консо-лидационные маркеры, показано, что позитивная государственно-гражданская идентичность способствует формированию в общественном сознании патриотических установок. Конструктами формирования российской идентичности и патриотизма являются, в первую очередь, государство и его идеология, которая должна воспитать в массовом сознании молодого поколения значимость данных явлений и их роль в сохранении целостности и стабильности Российского государства.
Ключевые слова: государственно-гражданская идентичность, российская идентичность, дагестанская молодежь, патриотическое воспитание, патриотизм, патриотические установки.
Annotation. The issue of the formation of Russian identity has become actualized against the background of complex and contradictory processes taking place in our society, one of which was the strengthening of the ethnic component, which provoked centrifugal forces. Based on the results of the secondary analysis of empirical material, consolidation markers have been established, it has been shown that a positive state-civic identity contributes to the formation of patriotic attitudes in the public consciousness. The constructs of the formation of Russian identity and patriotism are, first of all, the state and its ideology, which should instill in the mass consciousness of the young generation the significance of these phenomena and their role in preserving the integrity and stability of the Russian state.
Keywords: state-civic identity, Russian identity, Dagestan's youth, patriotic education, patriotism, patriotic attitudes.
Трансформация ранее существовавшей политической системы и государственного устройства привела к тому, что в общественной сфере наблюдалось повышение веса национального компонента. Этнические лидеры стали публично заявлять о национальных проблемах своего народа, порой их выступления сопровождались обвинениями в адрес рядом проживающих этнических общностей. Кроме того, в общественном сознании ярко стали проявляться националистические тенденции и интолерантные принципы [1; 2]. Все это в сумме угрожало целостности Российского государства, дестабилизировала ситуацию, еще более, ухудшало положение состояние социально-экономической сферы страны. В такой ситуации возникла первоочередная задача в поиске механизма консолидации, идеи способной объединить российский народ. И таковым является идея государственно-гражданской идентичности. Формирование российской идентичности является довольно сложным процессом по ряду
причин: многочисленные исследования перестроечного периода констатировали наличие в российском обществе этнофобий, внутри которой выделяются кавказофобия, антисемитизм, сино-фобия и религиозные фобии [3]. Несомненно, от содержательной наполненности понятий «российский народ», «россиянин» во многом зависит стабильность российского государства. Неслучайно В.В. Путин акцентировал внимание на существовании в российском обществе деструктивных явлений в национальной сфере, на которые «не только государ ственные органы, но и общество должно незамедлительно реагировать на любые проявления ксенофобии и религиозной нетерпимости, решитель но бороться с ещё встречающимися проявлениями инфекции бытового национализма» [4, с. 35].
Много споров в отечественной научной среде вызывает проблематика соотношения государственной и гражданской идентичностей,
характерное некоторым исследователям их противопоставление, а также попытки провести четкое разграничение между государственной и гражданской идентичностями [5].
Под национально-государственной идентичностью понимается «не только лояльность государству, но и отождествление себя с гражданами страны, представления об этом сообществе, ответственность за судьбу страны и переживаемые людьми в связи с этим чувства (гордость, обида, разочарование, пессимизм или энтузиазм)» [6, с. 217]. А.Г. Санина анализирует российскую идентичность «с гражданско-государственной точки зрения как осознание индивидами и этносоциальными группами причастности к сообществу граждан России, основанное на когнитивной и эмоциональной привязанности, символических структурах, а также на прозрачной структурированности в отношении прав и обязательств между властью и гражданином» [7, с. 63].
Формирование российской идентичности происходило и происходит в сложных условиях социально-экономической и политической трансформации российского общества: распад СССР, сопровождавшийся спадом экономики и, как
Распределение ответов на вопрос «
следствие ростом бедности, на фоне ухудшения межнациональных, межрелигиозных, внутрикон-фессиональных отношений должно было способствовать одному из двух тенденций - консолидации общества или дальнейшему распаду самой России. В условиях дестабилизации выходом из сложившейся ситуации являлся поиск механизма укрепления единства государства, а это очень сложный процесс, потому что экономическая слабость России и ухудшение социально-экономического положения россиян создавали серьезные п р е пятствия достижению поставленной цели: «болезненность появления Российской Федерации сказывалась не только на утверждении российской идентичности, но и на ее характере, содержании представлений о ней, установках россиян по отношению к «другим» [8, с. 39].
В чем заключается смысл российской идентичности, какие маркеры ее воспроизводства существуют? Чтобы ответить на это вопрос мы обратились к исследованиям М.М. Шахбановой [3; 5].
В исследовании был задан вопрос, позволяющий установить факторы способные объединить российское общество (табл. 1).
Таблица 1
Вас объединяет с россиянами?» (%)
Варианты ответов / Возраст 0-19 лет 20-35 лет
Общее государство 34,1 49,5
Ответственность за страну 6,8 17,8
Родная земля, общая территория проживания 34,1 38,6
Политические символы (герб, гимн, флаг) 13,6 6,9
Общее историческое прошлое, историческая память 22,7 16,3
Общие государственные праздники 6,8 5,0
Русский язык - как язык межнационального общения 25,0 35,1
Общая российская культура 2,3 10,4
Схожесть национальных традиций, обычаев 6,8 5,0
Единая правовая система 9,1 12,9
Ничего не объединяет 13,6 4,0
Приведенные результаты исследования показывают, что в первую тройку входят индикаторы «общее государство», «родная земля, общая территория проживания» и «русский язык - как язык межнационального общения». Причем, как показывает эмпирический материал значимость и вес данной показателей с возрастом увеличивается, что позволяет утверждать о влиянии возрастного параметра на формирование развитой российской идентичности. За ними располагается вариант ответа «общее историческое прошлое, историческая память», но доля его выбравших уменьшается с увеличением возраста - 22,7 % в интервале «до 20 лет» и 16,3 % в разрезе от 20 до 30 лет. Такая же картина наблюдается и в отношении политической символики Российского государства. При этом обращает на себя внимание, что среди молодого поколения до 20 лет заметно большая доля респондентов отмечает на отсутствие объединяющих маркеров.
Не менее важным в рамках изучения российской идентичности является установление выраженности патриотических принципов в массовом сознании дагестанской молодежи. Исследователи
феномена патриотизма отмечают, что без него невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику: «без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь» [9, с. 50]. Конечно, не все так радужно и позитивно в нашей стране, но были предприняты определенные шаги по урегулированию сложившейся ситуации. И одним их таких перемен является принятие двух государствен-н ых п рограмм «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (16 февраля 2001 г.) и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» (11 июля 2005 г.), призванных формировать иные мировоззренческие установки в позициях россиян. По мнению Е.И. Демидовой и В.К. Криворученко, «патриотизм то, что связано со страной, народом, нацией, отечеством, большой и малой родиной; это нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. Патриот живет и действует
для себя, но соотносит свои действия с интересами родины» [10]. В.Ф. Шаповалов в статье «Российский патриотизм и российский антипатриотизм» дает хороший обзор и анализ истории российского патриотизма и антипатриотизма: «демократический антипатриотизм продемонстрировал внутреннюю связь антипатриотического настроения с ощущением собственной неспособности обдуманно и планомерно решать стоящие перед страной проблемы в интересах ее граждан» [11, с. 130].
Распределение ответов на вопрос «Что
И.В. Цветкова в структуру патриотических ценностей включает «1. ценности, направленные на поддержание социального порядка в обществе; 2. ценности, образующие духовную составляющую патриотизма; 3. ценности, побуждающие к проявлению положительной социальной активности» [12, с. 47].
Индикаторы измерения патриотических устано-в о к дагестанской молодежи приведены на следующей таблице (табл. 2).
Таблица 2
Вас значит быть патриотом России?» (%)
Варианты ответов / Возраст 0-19 лет 20-35 лет
Любить свою Родину 58,6 55,1
Стремиться улучшить жизнь в стране 45,7 38,0
Гордиться своей страной 30,9 29,8
Готовность действовать ради благополучия своей страны 34,5 28,6
Говорить о России правду, какой бы неприятной она не была 11,2 15,1
Чувствовать ответственность за происходящее в стране 16,1 15,1
Занимать активную гражданскую позицию 9,5 12,2
Не критиковать свою страну 13,2 13,5
Полученный социологический материал показывает, что для опрошенной дагестанской молодежи смысл патриотизма заключается в демонстрации чувства любви к Отчизне, причем можно отметить заметное отличие по подгруппам. На второй позиции располагается суждение, подчеркивающие необходимость улучшения ситуации в стране, при этом можно констатировать, что в возрастном интервале до 20 лет, по сравнению с респондентами от 20-35 лет, больше подчеркивающих готовность действовать ради благополучия своей страны. По другим позициям эмпирика распределилась примерно одинаково, хотя
можно отметить небольшие отличия по вариантам ответов «говорить о России правду, какой бы неприятной она не была» и «занимать активную гражданскую позицию».
Что является источником формирования патриотизма? - этот вопрос является ключевым при исследовании российской идентичности и патриотических принципов в обществе. Разумеется, ключевую роль в данном процессе способно осуществлять исторические события, культурные, научные, технические и иные достижения (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Что у Вас вызывает наибольшую гордость за Россию?» (%)
Варианты ответов / Возраст 0-19 лет 20-35 лет
Победа в Великой Отечественной войне 69,1 67,3
Мощь российской армии 33,2 26,1
Культурные достижения 32,2 29,4
Достижения российских спортсменов 34,5 27,3
Природные богатства 21,4 30,6
Исторические события 16,8 8,2
Независимая международная политика российского президента 24,3 24,5
Ничего не вызывает 3,3 4,9
Результаты опроса показывают, что более активной является молодежь в возрасте 0-19 лет, которая, по сравнению с когортой 20-35 лет, демонстрирует свое эмоциональное отношение и чувство гордости за Российское государство. Безусловно, Отечественная война, которая затронула каждую семью, с ее миллионами жертв, разрушенной страной и, несмотря на это, сумевшая победить нацизм и одолеть фашистскую Германию, вызывает чувство гордости у дагестанской молодежи. Не менее важным является наличие мощной армии, которая позволяет Российскому государству и в настоящее время противостоять угрозам, которые звучат со стороны недружественных стран. Вызывает сожаление стремление западного сообщества «переписать»
историю самой жестокой и трагической войны в истории человечества, принизить роль Советского Союза в достижении победу. Вместе с тем, отсутствие должной политики в воспитании гражданской позиции, патриотизма способствует тому, что очень часто средства массовой информации освещают далеко неприглядное поведение подрастающего поколения, которое устраивает «пикники» у Вечного огня. В этой связи закономерным является вопрос о субъектах формирования патриотизма и патриотических принципов во избежание парадоксов толерантности [13]. Таковыми должны выступить учебные заведения, однако, в полной мере перекладывать на их плечи ответственность недопустимо. Если в семье не уделяется внимание духовному
воспитанию ребенка, то одними усилиями школы и педагогов этого добиться невозможно. По мнению автора, большой вклад в патриотическое воспитание способно внести проходящий в последние годы Бессмертный полк, в котором активное участие принимает и молодое поколение.
Резюмирую вышесказанное, можно утверждать, что в настоящее время в массовом сознании дагестанской молодежи ярко проявляет себя российская идентичность и в тесной связи с ней
Литература:
1. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of inter-ethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina [et al.] // Contributions to Economics. 2020. P. 417-430.
2. Пшегусова Г.С. Роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья российской студенческой молодежи / Г.С. Пшегусова, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 49-52.
3. Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). Махачкала : АЛЕФ, 2007. 271 с.
4. URL : http://www.religare.ru/2_11017_1_21.html
5. Шахбанова М.М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала : АЛЕФ, 2016. 358 с.
6. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости / Л.М. Дробижева; Отв. ред. М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 7. М. : Институт социологии РАН, 2008. С. 214-228.
7. Санина А. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход / А. Санина // Социологические исследования.
2012. № 12. С. 57; С. 57-65.
8. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М. : ROSSPEN,
2013. 485 с.
9. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей / Н.А. Баранов // Человек и его потребности в социально-политической и социально-психологической сферах. Материалы межвузовской науч. конф. СПб., 2003. С. 50-53.
10. Демидова Е.И. Патриотизм в своей идее неизменен / Е.И. Демидова, В.К. Криворученко // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 6. История. URL : http://www.zpu-jour nal.ru/e-zpu/2008/6/patriotism/ (дата обращения 10.01.2022).
выступает патриотизм как любовь и гордость за Родину. Однако в формировании патриотического мировоззрения активную позицию должны занять не только школа, педагоги и иные учебные заведения (колледжи, вузы); но также и семья [14], которая должна воспитывать детей в духе уважения к истории своего народа, стремлении работать на благо Отчизны, при этом иметь активную гражданскую позицию, которая способна консолидировать российское общество и обеспечить его прогрессивное развитие.
Literature:
1. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of inter-ethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina [et al.] // Contributions to Economics. 2020. P. 417-430.
2. Pshegusova G.S. The role of patriotic education in the formation of social health of Russian student youth / G.S. Pshegusova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Sa-mygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 2. P. 49-52.
3. Shakhbanova M.M. Interethnic tolerance in a multiethnic region: state and trends (on the example of the Republic of Dagestan). Makhachkala, 2007. 271 p.
4. URL : http://www.religare.ru/2_11017_1_21.html
5. Shakhbanova M.M. Ethnic, religious and state-civil identities of Dagestan's peoples in the conditions of transformation of Russian society. Makhachkala : ALEF, 2016. 358 p.
6. Drobizheva L.M. National-civil and ethnic identity: problems of positive compatibility // Russia is reforming. Yearbook / L.M. Drobizheva; Ed. by M.K. Gorsh-kov. Iss. 7. M. : IS of the Russian Academy of Sciences, 2008. P. 214-228.
7. Sanina A. Formation of Russian identity: civil-state approach / A. Sanina // Sociological research. 2012. № 12. P. 57-65.
8. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / Ruk. project and ed. by L.M. Drobizheva M. : ROSSPEN, 2013. 485 p.
9. Baranov N.A. Patriotism in the system of all-Russian values / N.A. Baranov // A person and his needs in the socio-political and socio-psychological spheres. Materials of the interuniversity scientific conference. SPb., 2003. P. 50-53.
10. Demidova E.I. Patriotism in its idea is unchanged / E.I. Demidova, V.K. Krivoruchenko // Electronic journal «Knowledge. Understanding. Skill». 2008. № 6. History. URL : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/ 6/patriotism / (date of application 10.01.2022).
11. Шаповалов В.Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм / В.Ф. Шаповалов // Общественные науки и современность. 200В. № 1. С.124-132.
12. Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере Тольятти) / И.В. Цветкова // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 45-51.
13. Верещагина А.В. Парадоксы толерантности и девиантное поведение молодежи / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 201В. № 4. С. 32-37.
14. Artamonova Ya.V. Life world of young family in space of multicultural region: sustainability and risks of disintegration / Ya.V. Artamonova, N.Kh. Gafiatul-ina // State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021. № 1. С. 233-23б.
11. Shapovalov V.F. Russian patriotism and Russian anti-patriotism / V.F. Shapovalov // Social Sciences and modernity. 2008. № 1. P. 124-132.
12. Tsvetkova I. V. Generational differences in the dynamics of patriotic values (on the example of Togli-atti) / I.V. Tsvetkova // Sociological research. 2014. № 3. Р. 45-51.
13. Vereshchagina A.V. Paradoxes of tolerance and deviant behavior of young people / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 4. Р. 32-37.
14. Artamonova Ya.V. Life world of young family in space of multicultural region: sustainability and risks of disintegration / Ya.V. Artamonova, N.Kh. Gafiatulina // State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021. № 1. С. 233-236.