УДК 316.356.2(470.67) + 314.146(470.67) DOI 10.23672/a7830-3027-2755-v
Загирова Эльвира Махачевна
кандидат социологических наук, младший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН [email protected]
Нурилова Альбина Захарьяевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Шихалиева Дагмара Сергоевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет [email protected]
Elvira M. Zagirova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Researcher, Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences [email protected]
Albina Z. Nurilova
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor
of the Department of Philosophy,
Dagestan State
Technical University
Dagmara S. Shihalieva
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, Dagestan State Technical University [email protected]
Гражданский брак:
отношение и оценка (на примере дагестана)
Civil marriage:
attitude and assessment (on the example of dagestan)
Аннотация. Эмпирические данные показывают позитивное восприятие гражданского брака в общественном сознании дагестанских народов с аргументом, что мусульманская религия допускает заключение брачного союза по исламским традициям, а это, с их точки зрения, важнее регистрации брака в ЗАГСе, и отсутствие официальной его регистрации не влияет законность брака. По всему массиву, большая часть опрошенных придерживаются мнения, что шариатский брак недопустимо считать сожительством между мужчиной и женщиной, ибо для последователя ислама независимо от отношения к религии (верующий - неверующий) важнее брак, заключенный по канонам мусульманства. По результатам исследования сделан вывод, что отсутствие негативного отношения к гражданскому браку (сожительству) обусловлено приоритетностью брачного союза заключенного по канонам ислама, соответственно, для опрошенного населения важным является подтверждение брака представителем духовенства (имамом).
Ключевые слова: семья, официальный брак, гражданский брак, шариатский брак, сожительство, дагестанские народы, религиозные установки.
Annotation. Empirical data show a positive perception of civil marriage in the public consciousness of the Da-gestani peoples with the argument that the Muslim religion allows the conclusion of a marriage union according to Islamic traditions, and this, from their point of view, is more important than registration of marriage in the registry office, and the absence of its official registration does not affect the legality of the marriage. Across the entire array, most of the respondents are of the opinion that Sharia marriage is unacceptable to be considered cohabitation between a man and a woman, because for a follower of Islam, regardless of his attitude to religion (believer - non-believer), marriage concluded according to the canons of Islam is more important. According to the results of the study, it was concluded that the absence of a negative attitude towards civil marriage (cohabitation) is due to the priority of the marriage union concluded according to the canons of Islam, respectively, for the surveyed population it is important to confirm the marriage by a representative of the clergy (imam).
Keywords: family, official marriage, civil marriage, Sharia marriage, cohabitation, Dagestan peoples, religious attitudes.
Введение. В современном дагестанском обществе в семейно-брачной сфере происходят различные изменения, связанные с
переходом от традиционного типа семьи к современному типу и одним из популярных видов, связанных с этими преобразованиями, в нынешнее
время является так называемое сожительство. Институт сожительства представляет интерес с позиции его оценки: как известно, для последователей мусульманства приоритетным является брачный союз, заключенный по правилам вероисповедания, то есть, в первую очередь, союз мужчины и женщины подтверждается духовным лицом (имамом) при свидетелях с обеих сторон, а потом регистрируется в органах ЗАГСа. Имеют место случаи, когда супруги довольствуются шариатским браком и официально не регистрируют свои отношения. Поэтому, по мнению авторов, корреляция традиционного и инновационного в семейно-брачной сфере можно изучить через призму выявления отношения к гражданским (незарегистрированным) семьям, где такие отношения обозначаются как сожительство. Прежде чем перейти к анализу полученной информации, представляется необходимым остановиться на кризисе семьи в ее проявлении как сожительства.
Чем обусловлено распространение формы брачного союза, который чаще именуют гражданским браком? Необходимо отметить, что в семейной сфере широкое распространение получило понятие гражданский брак, когда мужчина и женщины состоят в брачных отношениях, причем отношения могут быть длительными, более того, имеются дети, но официально свои отношения не зарегистрировали. Встречаются самые разные объяснения от «нам это не нужно, и без регистрации брака мы живем счастливо» до «у нас времени на это нет». В этой связи вполне закономерен вопрос «Как рассматривать гражданский брак, который правильнее именовать сожительством - как инновация или кризис семьи?». Как отечественные, так и западные исследователи протекающие в институте семьи трансформации обозначают как кризис и эволюция в зависимости от своих научных аргументаций [1; 2; 3; 4]. Иными словами, вопрос «в каком направлении движется институт семьи, охваченный кризисом в конце ХХ в.... Массовое уклонение от брака столь же очевидно: брак или замещается сожительством или отвергается вообще разнообразием форм домохозяйства. А для тех, кто все же вступает в брак, развод все чаще становится привычным исходом» [5, с. 3, 109] становится актуальным. По мнению отечественных исследователей, в рамках модернистского направления сожительство является выражением «современного» брачного поведения, следствие модернизации семейного института, в ходе которой неизбежно появление новых форм брака и изменение его функций» [6, с. 84]. Также следует отметить, что «сожительство определяется как предбрачный этап, «пробный брак», период выбора партнера и подготовки к браку. Это смещает исследовательский фокус от собственно сожительства в сторону изучения институциональных основ брака. Кроме того, в рамках модернистской позиции находятся исследования взаимосвязи брака и сожительства в современных условиях» [6, с. 83]. По мнению С.В. Захарова, в современном российском обществе официальный брачный союз утрачивает свою притягательность по причине существования ориента-ций на вариативную форму брака - гражданский брак, несмотря на то, что «из исторического опыта России известно, что прочность союзов,
основанных на добровольном согласии, при прочих равных условиях ниже, чем официальных браков... Именно поэтому из профессионального стана демографов, социологов и политиков часто следует посыл уничижительно-дискриминационного свойства по отношению к незарегистрированным союзам. Призывы к «укреплению и возрождению семейных ценностей» сегодня в России все более трансформируются в призыв не допустить дальнейшего распространения «незаконных сожительств» [7, с. 111]. Как отмечают российские исследователи, в рискогенных условиях жизнедеятельности, ценность семьи в массовом сознании российского населения значительно снижается [8; 9].
Эмпирическую базу составляет авторское социологическое исследование, проведенное в 2021 г. в рамках изучения отношения дагестанских мужчин и женщин к институту полигамии в городах (Дербент, Махачкала, Хасавюрт) и районах (Бот-лихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский, Кизилюртовский, Левашинский) Республики Дагестан. N = 507.
Результаты исследования. Согласно исламским традициям, брак, заключенный по шариатским законам, не только приравнивается к официальному, но и имеет приоритетное значение для мусульманских народов [10]. Иными словами, традиционное и инновационное перемешалось в массовом восприятии современных дагестанских народов, а потому резко отрицательных оценок этому виду семьи мы не получили, а с учетом распространяющейся тенденции роста шариатских браков в Дагестане по ряду вопросов были получены удивительные, с точки зрения строгих нравов дагестанского общества, результаты. Так, данные на вопрос «Как относитесь Вы к гражданским семьям?» показывают, что 28,6 % опрошенного населения положительно относятся к, сожительствующим семьям с аргументом, что исламская вера позволяет заключить брак по мусульманским предписаниям, а это, по их мнению, важнее регистрации брака в ЗАГСе. По гендерному признаку эту точку зрения разделяет 31,2 % мужчин и чуть меньшая часть женщин (26,7 %). Второе ранговое место занимает вариант ответа -«отрицательно, если отношения не будут оформлены по одному из возможных вариантов (или по религиозным предписаниям, или по закону)» и он ближе 25,0 % женщин, состоящим в браке (26,3 %), неверующим (31,6 %), поколениям в возрасте 35-50 лет (28,3 %) и старше 50 лет (24,7 %). Положительное отношение к сожительству с доводом, что «печать в паспорте не имеет значения, если супруги любят друг друга и им хорошо вместе» обозначено 16,8 % по всему массиву и их больше в подгруппе мужчин (26,0 %), по сравнению с женщинами (9,9 %), молодого поколения 0-20 лет (23,4 %), которое не имеет опыта семейной жизни, вернее не понимает, что семейная жизнь строится не только на одном чувстве любви, категории холостых (22,4 %) и колеблющихся (34,6 %). Далее, по мнению 15,8 % респондентов по всему массиву, можно заключить шариатский брак и людей в таком браке не будут называть сожителями. Ранее было отмечено, что для мусульман доминантным является брачный союз заключенный по канонам ислама и отсутствие
официальной его регистрации никак не влияет на его законность с точки зрения религии (ислама). На возможность заключения шариатского брака, который важнее официально зарегистрированных брачных отношений указывают самоидентифицирующие как верующие (16,9 %) против статистически небольшой доли неверующих (5,3 %) и колеблющихся (7,7 %), а также мужчины (18,6 %) против женщин (13,7 %), возрастная категория 20 - 35 лет (21,2 %), состоящие в браке (17,6 %) и разведенные (16,1 %). Вместе с тем, 14,8 % к сожительству относятся негативно с мотивацией, что гражданский брак способствует утрате важности семьи, семейных ценностей и формирует безнравственность в поведении молодого поколения. То есть респонденты отрицательную оценку гражданского брака объясняют тем, что незарегистрированные брачные отношения, во-первых, порождают безнравственность, во-вторых, нарушают традиционные устои нашего общества, в-третьих, разрушает традиционные семейные отношения и ценности - 10,1 %, 10,7 % и 10,2 %, соответственно. При этом 8,3 % опрошенных указывают на желательность «проверить свои отношения, прежде, чем заключить официальный брак», а 9,7 % считают, что «если какие-то причины не позволяют людям официально оформить свои отношения, то они могут находиться в гражданском браке». Анализ по тендерной принадлежности показывает, что по этим положениям доля отметивших больше среди мужчин - 13,5 % и 13,0 %, по сравнению с женщинами - 4,5 % и 7,2 %, соответственно. Согласно исламским традициям, брак заключенный по шариатским законам, не только приравнивается к официальному, но и важнее для последователей мусульманства. Поэтому можно утверждать, что общественном сознании опрошенного населения традиционный и инновационный компоненты оказались взаимозамещенными и в данном процессе ключевую роль играет исламский фактор. Далее в нашем исследовании был задан «контрольный вопрос» «Как Вы думаете, можно ли считать шариатский брак сожительством между мужчиной и женщиной?». По всему массиву 44,8 % опрошенных придерживаются точки зрения, что шариатский брак нельзя считать сожительством между мужчиной и женщиной, потому что для мусульманина независимо от отношения к религии (верующий - неверующий) важнее брак, заключенный по канонам ислама. Если посмотреть данные опроса по гендерной принадлежности данной точки зрения придерживается почти одинаковая часть опрошенных мужчин и женщин - 44,7 % и 44,9 %, соответственно. Но можно видеть, что доля таковых больше в возрастной группе 20-35 лет (50,8 %), хотя и в разрезах от 36 лет и старше этой точки зрения придерживается каждый второй респондент. При этом разделяющих данное положение заметно меньше в возрастной подгруппе 0-20 лет (34,0 %). По семейному положению 48,3 % опрошенных как состоящих, так и не связанных брачными узами (41,1 %) отмечают важность брака заключенного по исламским правилам над официальным брачным союзом. Такая же картина прослеживается и по уровню образования респондентов, хотя, на первый взгляд, можно было предположить, что среди опрошенных с высоким уровнем образования процентный показатель будет ниже, что не подтверждается результатами
опроса - 48,0 % со средним, 37,5 % средним специальным и 45,1 % высшим образованием. Но при этом, указывающих на доминанту шариатского брака, по сравнению с фиксацией его в органах ЗАГСе, как и ожидалось, больше среди верующих (48,1 %) против 11,5 % колеблющихся и неверующих (10,5 %). На втором месте находится п роти в о положный первому суждению вариант ответа, который рассматривает шариатский брак как сожительство с аргументом отсутствия его официальной регистрации (18,1 %). Разделяющих этот вариант ответа больше среди мужчин (24,2 %), по сравнению с женщинами (13,7 %), в возрасте 0-20 лет (25,0 %), состоящих в браке (18,5 %), имеющих высшее образование (21,1 %), неверующих (36,8 %) и колеблющихся (34,6 %). При этом 12,8 % не рассматривают шариатский брак как сожительство, потому что «мечеть выдает свидетельство о заключении брака, которое имеет такое значение, как и свидетельство, выданное в ЗАГСе». Это положение ближе 16,1 % женщин (мужчин заметно меньше - 8,4 %), 12,8 % в возрасте 0 - 20 лет, 14,5 % 36-50 лет, 14,4 % старше 50 лет, по семейному положению для находящихся в браке (13,8 %) и разведенных (12,9 %). По отношению к религии таковых меньше в группе верующих, по сравнению с колеблющимися, хотя, по мнению автора, должно было быть наоборот, - 12,8 % и 15,4 %, соответственно. Затруднились охарактеризовать шариатский брак 14,8 % опрошенного населения, видимо, происходящие в семейно-брачной сфере изменения еще не в полном мере осознаются и представляют сложность при выработке отношения и оценки в общественном сознании респондентов.
Заключение. Таким образом, результаты социологического исследования показывают приоритетность для носителей ислама брака заключенного по шариатским правилам, поэтому респонденты не рассматривают шариатский брак как сожительство, поскольку согласно правилам мусульманства, брачный союз заключенный в соответствии с постулатами ислама для его последователей важнее, по сравнению с зарегистрированным в государственных органах (ЗАГСе). Более того, отсутствие официальной регистрации брака никак не влияет на его законность. При этом статистически небольшая часть опрошенного населения негативно воспринимает сожительство, усматривая в нем причину утраты традиционных ценностей, расшатывания и разрушения семейных устоев дагестанских народов, а также источник порождения безнравственности особенно среди молодого поколения. В оценке мусульманского брака установлены различия по гендерной принадлежности: среди опрошенных мужчин, в сравнении с женщинами, больше положительно воспринимающих гражданский брак с доводом «печать в паспорте не имеет значения, если супруги любят друг друга и им хорошо вместе». Анализ по возрастному параметру также продемонстрировал позитивное отношение к сожительству у молодого поколения дагестанцев, которое, по мнению автора, не в полной мере осознает ответственность в семейной жизни и свою позицию связывает с эмоциями, полагая, что семейная жизнь зиждется исключительно на эмоциях.
Литература:
1. Верещагина А.В. Межэтнические отношения в оценке дагестанских народов / А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4. С. 159-177.
2. Шахбанова М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах Республики Дагестан) : дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1999. 153 с.
3. Шахбанова М.М. Место религии в процессе формирования культуры межнационального общения / М.М. Шахбанова; Отв. ред. Ю.Н. Абдул-кадыров // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов. Махачкала : АЛЕФ, 2009. С. 15-24.
4. Artamonova Ya.V. Life world of young family in space of multicultural region: sustainability and risks of disintegration / Ya.V. Artamonova, N.Kh. Gafiatul-ina // State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021. № 1. P. 233-236.
5. Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / А. Карлсон; Пер. с англ. под науч. ред. А.И. Антонова. М. : Грааль, 2003. 288 с.
6. Лактюхина Е.Г. «Мы просто живем вместе»: сожительство в современной России / Е.Г. Лактюхина, Г.В. Антонов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4(81). С. 82-95.
7. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи / С.В. Захаров // Мир России. Социология. Этнология. 2007. № 4. Т. 16. С. 73-112.
8. Артамонова Я.В. Ценность семьи в массовом сознании российского населения в рискогенных условиях жизнедеятельности / Я.В. Артамонова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 15-19.
9. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье молодой семьи: показатели и уровни оценки / Н.Х. Гафиатулина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9.
10. Shakhbanova M.M. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of interethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina [et al.] // Contributions to Economics. 2020. P. 417430.
Literature:
1. Vereshchagina A.V. Interethnic relations in the assessment of Dagestan peoples / A.V. Vereshchagina, M.M. Shakhbanova // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. Vol. XIX. № 4. Р.159-177.
2. Shakhbanova M.M. National identity: essence, structure, social functions (based on the materials of the Republic of Dagestan) : dis. candidate philos sciences. Makhachkala, 1999. 153 p.
3. Shakhbanova M.M. The place of religion in the process of forming the culture of interethnic communication / M.M. Shakhbanova // Actual problems of the humanities. Collection of scientific papers. Compiled by M.M. Shakhbanova; Ed. by Yu.N. Abdulka-dyrov. Makhachkala : ALEF, 2009. Р. 15-24.
4. Artamonova Ya.V. Life world of young family in space of multicultural region: sustainability and risks of disintegration / Ya.V. Artamonova, N.Kh. Gafiatul-ina // State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021. № 1. P. 233-236.
5. Carlson A. Society - family - personality: the social crisis of America. Alternative sociological approach / A. Carlson$ Trans. from English. under the scientific editorship of A.I. Antonov. M. : Grail, 2003. 288 p.
6. Laktyukhina E.G. «We just live together»: Cohabitation in modern Russia / E.G. Laktyukhina, G.V. Antonov // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2015. Vol. XVIII. № 4(81). Р. 82-95.
7. Zakharov S.V. The latest trends in family formation / S.V. Zakharov // The world of Russia. Sociology. Ethnology. 2007. № 4. Vol. 16. Р. 73-112.
8. Artamonova Ya.V. The value of the family in the mass consciousness of the Russian population in risky conditions of life / Ya.V. Artamonova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. № 6. P. 15-19.
9. Gafiatulina N.Kh. Social health of a young family: indicators and assessment levels / N.Kh. Gafiatulina // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 8-9.
10. Shakhbanova M.M. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of interethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina [et al.] // Contributions to Economics. 2020. P. 417-430.