Научная статья на тему 'Трудные вопросы адаптации студентов первокурсников в системе СПО'

Трудные вопросы адаптации студентов первокурсников в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Альбина Тахировна, Бочарникова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются особенности и проблемные вопросы адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения. Акцентируется внимание на проблемах дидактического характера, социально-психологические трудности и профессиональные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудные вопросы адаптации студентов первокурсников в системе СПО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СИСТЕМЕ СПО Васильева А.Т.1, Бочарникова О.Н.2

1Васильева Альбина Тахировна - преподаватель истории;

2Бочарникова Ольга Николаевна - преподаватель русского языка и литературы,

отделение № 9,

Астраханский государственный колледж профессиональных технологий

г. Астрахань

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и проблемные вопросы адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения. Акцентируется внимание на проблемах дидактического характера, социально-психологические трудности и профессиональные. Ключевые слова: адаптация, студент, среднее профессиональное образование, трудности, обучающиеся.

После окончания основной школы многие учащиеся, желая получить рабочую специальность и профессию продолжают свое обучение в заведениях среднего профессионального образования. Ежегодно Астраханский государственный колледж профессиональных технологий встречает десятки новых студентов, которые поступают из разных школ нашей области и соседних регионов. Переход от социального статуса школьник к социальному статусу студент для многих является переломным и кризисным моментом в жизни, так ка не каждый взрослеющий юноша или девушка может приспособиться к реалиям новой жизни без поддержки взрослого.

Проблема адаптации вновь прибывших студентов для нашего колледжа является наиболее важной, так как от благополучной адаптации зависит не только успешная учебная деятельность обучающихся, но и положительная динамика образовательной деятельности учреждения. При прохождении успешной адаптации студент безболезненно принимает свой новый социальный статус, является активным участником учебно-познавательного процесса, строит гармоничные взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями. Поэтому главная задача преподавателя и куратора смягчить этот процесс и поддержать студента, путем создания оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого.

В педагогической науке под понятием адаптация подразумевается способность человека приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Многогранный процесс взаимодействия личности с социальной средой и включающий в себя усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды с новыми условиями и целями деятельности. [1]

Наиболее сложный период адаптации для студентов приходиться является обучение на первом курсе, когда в привычном режиме бывшего школьника меняется все: умственные нагрузки, психоэмоциональное состояние, режим сна, питания, отдыха, организм испытывает психофизиологические перегрузки, которые впоследствии могут привести к дезадаптации, кризису личности и даже развитию целого ряда соматических заболеваний. На 2 курсе чаще всего возникают проблемы с осознанием выбора профессии, так как увеличивается количество преподаваемых специальных дисциплин и нередко обучающиеся разочаровываются в своем выборе.

Исследуя проблему адаптации первокурсников в нашем колледже мы выделили три зоны в которых студенты столкнулись с наибольшим трудностями. Первая зона

это учебный процесс, здесь возникли дидактические трудности, вторая зона новый коллектив в котором возникли проблемы социально-психологического характера и третья профессиональная, где студенты сталкиваются с вопросами о правильности выбора профессии.

Дидактические трудности заключаются в том, что студенты не могут правильно и рационально организовать учебный процесс. При проведение анкетирования на вопрос «Что для Вас является самым сложным при обучении в колледже?» подавляющее большинство студентов отметило пункт «Проблемы с учебой» (51%).Безусловно существуют количественные и качественные различия между обучением в школе и в СПО. В колледже огромное количество часов внеаудиторной самостоятельной работы, интенсивная неравномерная нагрузка, крайне возрастающая в период сессии, замена простого урока который длиться 45 минут на пару продолжительностью 1 час 20 минут. Качественное различие заключается в том, что появляется ряд новых профильных дисциплин, изменяется форма урока и форма контроля. Все эти факторы выбивают вчерашнего школьника из привычной колеи обучения.

Ряд исследователей вопроса адаптации студентов к специфике обучения среднем профессиональном учреждение Бирюкова М.А. и Симаева И.Н. отмечают, что большинство выпускников средней школы имеют психологическую неподготовленность к новой учебной деятельности, заметна нехватка различных умений и навыков необходимых для усвоения программы. [2]

Действительно этот факт подтверждают данные анкетирования студентов за которые проводились за последние пять лет в нашем учебном заведение, большой процент студентов указали, что не воспринимают лекционную форму занятия (44%), не умеют правильно составлять конспект учебной литературы 54%, у многих отсутствует умение выступать перед аудиторией и давать оценку проблемным вопросам 55 %, а так же испытывают дефицит знаний по предметам школьной программы. Все это сказывается на работоспособности обучающихся. У студентов отмечается усталость и переутомление, что в свою очередь замедляет адаптивный период.

Второй трудностью которую отмечают студенты является социально-психологические проблемы приспособления к новому коллективу. В научной литературе под социально - психологической адаптацией понимается многогранные процесс взаимодействия личности и окружающей среды, в результате которого выстраивается правильной отношение между ценностями личности и социальной группы. [3]. Уже в первые дни студентам приходится найти свое место в новой учебной группе, установить контакты с одногруппниками и преподавателями, принять новые нормы поведения, у подростка меняются личностные ориентиры. Многим так и не удаётся раскрыться и они остаются неудовлетворённым своим статусом. Если студент является иногородним ему приходиться в первое время заниматься решением бытовых, он резко остается без поддержки родителей и становится самостоятелен в своих решениях, появляются новые друзья, которые могут оказывать как положительное так и отрицательное влияние. Еще одной проблемой является то, что во многих заведения СПО происходить деление специальностей по половой принадлежности. Например в ГБПОУ «Астраханский колледж профессиональных технологий» студенты обучаются по специальностям «Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок» «Автомеханник», «Повар-судовой» основную массу в этих учебных группах составляют обучающиеся мужского пола. Поэтому вчерашним школьникам, после разнополого класса в щколе трудно взаимодействовать и общаться в группе своего пола.

После второго месяца обучения было проведено анкетирование которое выявило, что большинство студентов привыкло к новой группе, лишь только 1/3 часть испытывают эмоциональный дискомфорт. Подавляющее большинство первокурсников демонстрируют доброжелательное отношение к одноклубникам и так же ощущают позитивное отношения к себе (73%),однако у 27 % процентов одногруппники вызывают раздражение и они чувствуют негативное отношение к

80

себе. Таким образом складывается благоприятная картина социально-психологичсекой адаптации, однако анализ анкетирования говорит о том ,что 27 % учащихся не используют свои адаптивные возможности в полной мере, являясь тем самым группой риска. Поэтому главной задачей кураторов и преподавателей должны быть объедены для преодоления трудных вопросов адаптации.

Профессиональные трудности возникают как правило при обучении на втором курсе. В программе появляются многочисленные спецдисциплины, учебная практика, студенты начинаю испытывать непонимание специфики выбранной профессии, таким образом снижается мотивация к обучению и происходит разочарование. Многие приходят без четкой цели, это те учащиеся у которых были проблемы при обучение в школе, набрали невысокие балы по ГИА и ЕГЭ, не определились с выбранной профессией, со сниженной жизненной мотивацией, родители которых настояли на получении дальнейшего образования. Поэтому этому числу студентов необходимо только получение диплома, а не профессиональные знания и трудоустройство по профессии. Еще одной трудностью при профессиональной адаптации является, то что многие профессии получаемые в системе СПО (моторист, сварщик, токарь, матрос, пекарь, повар) малопрестижны в кругу современной молодежи и студенты считают их бесперспективными. Все эти факторы приводят к потере интереса изучения учебных дисциплин, частым пропускам занятий без уважительных причин и не включенность в учебно-воспитательный процесс колледжа.

Подводя итог можно сказать, что данные проведенной диагностики адаптации студентов первокурсников показали необходимость проектирования комплекса мероприятий, которые будут направлены на полноценную адаптацию в условия обучения колледжа. К таким мероприятиям, по нашему мнению, относятся внеаудиторная работа, спортивная деятельность, научная работа первокурсников, поездки и экскурсии, участие студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтёрской деятельности, а также активное погружение в учёбу в вузе в течение первой недели сентября, эффективная работа кураторов и штатного педагога-психолога.

Список литературы

1. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения [Текст] / М.В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. 2008. № 12 (88). С. 158-162.

2. Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582626/ (дата обращения: 18.01.2019).

3. Корепанова Е.В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: Дисс....канд. психол. наук: 19.00.13: Тамбов, 2003. 239 а

4. Симаева И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.