Научная статья на тему 'Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения'

Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4443
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКУРСНИКИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Марина Владимировна

В статье рассматривается проблема адаптации первокурсников к обучению в среднем профессиональном учебном заведении. Рассмотрены трудности адаптации студентов и представлена образовательная программа организации процесса адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the students adaptation problem, shows the diffi culties of the issue and presents the project of the process organisation.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения»

М. В. Бирюкова

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Работа представлена межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. А. Ложникова

В статье рассматривается проблема адаптации первокурсников к обучению в среднем профессиональном учебном заведении. Рассмотрены трудности адаптации студентов и представлена образовательная программа организации процесса адаптации студентов.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, трудности, программа (проект).

M. Biryukova

ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDYING AT A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT: DIFFICULTIES, PROBLEMS, METHODS OF SOLUTION

The article is dedicated to the students ' adaptation problem, shows the difficulties of the issue and presents the project of the process organisation.

Key words: adaptation, first-year students, difficulties, programme (project).

Проблема адаптации первокурсников является одной из ключевых в современных исследованиях. В настоящее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии особых факторов на деятельность и функциональное состояние первокурсников, вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между их возможностями и объективными требованиями новых видов деятельности.

В рамках нашего исследования мы понимаем адаптацию студента к обучению как обязательный этап социализации, приведение основных параметров социальной и личностной характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды учебного заведения.

От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит успешное решение задач начального периода обучения. По данным исследований, студенты, как правило, адаптируются к обучению лишь к концу третьего курса, а наибольший отсев происходит на первом курсе - 89% студентов начинают учебный год в состоянии негативного стресса [3].

И. Н. Симаева выделяет следующие сроки адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет) [4]. К середине года (к концу первого семестра) большинство учащихся так или иначе выходят на достаточно успешный уровень функционирования, а на их фоне выделяется группа студентов, испытывающих выраженные трудности (в адаптации) в обучении, общении, внутреннем психическом или физическом самочувствии.

Но помощь в период адаптации необходима не только тем студентам, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми в учебном заведении нормами, но и те кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная требовательность к себе, низкая самооценка и др.). Кроме того, период первой сессии является для студента-первокурсника новым, дополнительным дезадаптирующим фактором,

с которым справиться достаточно сложно в силу уже затраченных на процесс адаптации к обучению психических, эмоциональных, физических ресурсов.

По данным нашего исследования, новые формы и методы обучения представляют трудности для 40% опрошенных; больший (чем в школе) объем самостоятельной работы, слабая осведомленность о правах и обязанностях студентов, правилах внутреннего распорядка - для 67% респондентов. 24% опрошенных обнаружили несовпадение представления о студенческой жизни с реальностью и поэтому оценивают ее как очень напряженную. 26% студентов недовольны своим социометрическим статусом в группе, а 27% имеют трудности в установлении контактов как со студентами, так и преподавателями. В целом 53% студентов отметили трудности, связанные именно с учебной деятельностью и сложностью учебного материала по ряду предметов (как правило, недостаток базовых знаний). Неблагополучное положение можно отметить с развитием у студентов способности к саморегуляции эмоционального состояния. 28% отметили такие негативные состояния, как повышенную тревожность, немотивированную агрессивность, причины которых им трудно объяснить.

Поэтому одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов организации и рационализации учебно-воспитательной работы со студентами в период адаптации.

К организации процесса адаптации можно подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствования работы внутренних служб учебного заведения, создания психологической службы, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Но во всех этих подходах центральным звеном является личность обучающегося.

Во многих учебных заведениях обычно специально планируются мероприятия, способствующие адаптации первокурсников к условиям учебного заведения. Помимо спецкурсов

ПЕДАГОГИКА

и специально организованных занятий к числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; праздник «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей учебного заведения, его выпускниками; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Можно выделить общие особенности, применимые к организации процесса адаптации: учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей; рассмотрение целостной ситуации развития личности в контексте его связей и отношений с другими; обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств; самореализация через субъект-субъектные отношения, сотрудничество; кооперация всех субъектов процесса адаптации.

Но, как правило, данные мероприятия проходят вне взаимосвязи друг с другом, при отсутствии единой системы координации этих мероприятий, специально организованной образовательной программы.

Эти положения актуализировали необходимость создания образовательной программы (проекта), направленной на достижение цели данного этапа образования - организации и осуществления процесса адаптации первокурсников, которая учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности студентов, допускает корректировку действий, связанных с изменением внешних и внутренних условий процесса адаптации.

Гуманистическая парадигма развития, саморазвития и самореализации личности теоретически определяет три основных направления педагогической деятельности, поэтому для изменения возникшей ситуации нами были определены основные направления работы по адаптации первокурсников.

• Обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целе-полагания, физической и психологической защиты; работа над снятием тревожности и

других негативных эмоциональных состояний, проявляющихся у студентов в начале обучения.

• Создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития студента; правильная организация учебной деятельности педагогами.

• Организация специфической микросоциальной (отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т. д.), способствующей адаптации студента к реальным социокультурным условиям деятельности в учебном заведении; планомерная работа по формированию адекватных учебному заведению взаимоотношений в студенческой группе.

Рассмотрев структуру и характеристики процесса адаптации, выделив его основные принципы, этапы, факторы, проанализировав трудности, с которыми сталкиваются первокурсники [1], мы разработали образовательную программу, направленную на преодоление трудностей, возникающих в период адаптации к обучению в новом учебном заведении у студентов первокурсников, а также дающую возможность сформировать студента как активного субъекта учебной деятельности, обучить его умению планировать, организовывать свою учебную деятельность, полноценно общаться и взаимодействовать в новом коллективе.

Такой образовательный проект является связующим звеном между теорией и практикой, информационной, эмоциональной и деятельностной составляющей процесса адаптации, между новыми получаемыми знаниями, умениями, навыками и активизацией уже имеющихся, между прошлым, настоящим и будущим студента.

Программа психолого-педагогической работы по адаптации студентов первого курса рассчитана на первый семестр, так как за этот период времени студент сталкивается с основными формами организации занятий, новыми видами деятельности, сдает первые «контрольные точки» и зачеты.

Разработка программы была ориентирована, с одной стороны, на интеграцию «разорванных» сегодня диагностику и мониторинг, кон-

сультативной работы, проведение адаптивных мероприятий и др., с другой стороны, взаимодействие всех субъектов процесса адаптации: учащегося, родителей, психологов, педагогов, кураторов, значимых сверстников и является основой для организации работы структурных подразделений учебного заведения, студенческих организаций при организации работы со студентами первого курса, разработана с учетом интересов и проблем первокурсников, анализа нормативно-правовой базы и сложившегося в реальной практике опыта работы со студентами первого курса в педагогическом колледже.

При организации процесса адаптации мы исходили из принципа неразрывности учебно-воспитательного процесса, оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, взаимодействия всех социально-воспитательных служб и субъектов учебного заведения, активно использовали уже имевшийся позитивный опыт прежних лет, сложившиеся традиции, расширяя и углубляя его.

Однако для организации процесса адаптации студентов в учебном заведении необходима творческая разработка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов, необходим педагогический инновационный поиск.

Этот поиск осуществлялся на основе изучения интересов, общего интеллектуального развития, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания, творческих способностей студентов, осмысления свойств интересов личности, определения ее базовой культуры, сформированности ценностных ориентиров, активности жизненной позиции студента, что позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения [2] .

В программе выделяются две условные части: стабильная и вариативная. Постоянными являются цель, принципы работы, основные направления работы. Конкретные процедуры, методы работы, формы проведения мероприятий изменяются в зависимости от запросов и от ситуации.

Таким образом, была создана система работы по организации процесса адаптации, результатом которой стала скоординированная деятельность всех субъектов данного процесса, основанная на принципах конструктивного взаимодействия и взаимовлияния.

В соответствии с указанными задачами работа проводилась в следующих направлениях:

1. Разработаны учебно-методические рекомендации для студентов-первокурсников, а также кураторов групп студентов нового набора по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

2. Разработаны памятки и рекомендации для преподавателей-предметников.

3. Определены, разработаны и проведены комплексные мероприятия, направленные на организацию процесса адаптации студентов первого курса.

4. Воспитательные структуры колледжа создавали систему работы в период адаптации студентов таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей студентов-первокурсников в период начальной адаптации, способствовали созданию благоприятного психологического климата (атмосферы) в коллективе и учебном заведении в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БирюковаМ. В. Трудности первичной адаптации первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении // Роль профессионального педагогического образования в модернизации системы образования Кузбасса: Материалы региональной научно-практической конференции / Под. ред. Власовой С. А., Моцарь С. В., Геровкиной О. Г., Ленинск-Кузнецкий, 2006. С. 21-24.

ПЕДАГОГИКА

2. Бирюкова М. В., Ложникова Н. А. Социально-психологический портрет первокурсника среднего профессионального учебного заведения // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 80-85.

3. БуговаГ. В. Интеллектуальная продуктивность как показатель психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 209-213.

4. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.