Научная статья на тему 'Технология психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации к вузу как элемент дидактической системы технического вуза'

Технология психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации к вузу как элемент дидактической системы технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / АDAPTATION / DIDACTIC SYSTEM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / THE ORIGINAL TECHNOLOGY OF STUDENTS SUPPORT IN TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баданина Лариса Павлиновна

В статье показана важность организации адаптации студентов в техническом вузе. Процессы модернизации системы профессионального образования накладывают отпечаток на все элементы дидактической системы технического вуза. В статье подробно представлен один элемент системы - авторская технология психолого-педагогического сопровождения студента на этапе адаптации к вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баданина Лариса Павлиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of psychological support of students during the period of adaptation as an element of didactic system in technical university

The article is devoted to the problems of period of students’ adaptation in technical university. The author shows the importance of the psychological support for students during the period of adaptation. The technology of support must be an element of didactic system in technical university. The original technology of students support during the period of adaptation is described in detail.

Текст научной работы на тему «Технология психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации к вузу как элемент дидактической системы технического вуза»

достаточно для создания операциональной модели организационной культуры. Вопросы об онтологическом статусе ценностей и о различении ценностей и идей здесь вполне могут быть вынесены за скобки.

Примечания

1. Безгодов Д. Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

3. Дики Д. Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ. М., 1974.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998; Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. эн-цикл., 1990.

5. Лосев А. Ф. Логика символа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 273.

6. Философский энциклопедический словарь, М.: Сов. энцикл., 1989. С. 581.

7. Лосев А. Ф. Логика символа; Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

8. Ивлев Ю. В. Указ. соч.

9. Гуссерль Э. Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.

10. Франк С. Л. Реальность и человек. Париж: Ушка-Рге88, 1956; Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990; Франк С. Л. Предмет знания. СПб.: Наука, 1995.

УДК 378:159.9.07

А. П. Баданина

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ВУЗУ КАК ЭЛЕМЕНТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье показана важность организации адаптации студентов в техническом вузе. Процессы модернизации системы профессионального образования накладывают отпечаток на все элементы дидактической системы технического вуза. В статье подробно представлен один элемент системы - авторская технология психолого-педагогического сопровождения студента на этапе адаптации к вузу.

The article is devoted to the problems of period of students' adaptation in technical university. The author shows the importance of the psychological support for students during the period of adaptation. The technology of support must be an element of didactic system in technical university. The original

© Баданина Л. П., 2013

technology of students support during the period of adaptation is described in detail.

Ключевые слова: адаптация, дидактическая система, психологическое сопровождение, авторская технология психологического сопровождения студентов в техническом вузе.

Keywords: аdaptation, didactic system, psychological support, the original technology of students support in technical university.

Современный мир крайне динамичен: происходит постоянное внедрение в жизнь новых технологий, появляются новые знания, резко ускорился процесс изменения ценностных ориента-ций в обществе. Эти процессы требуют от человека формирования гибких механизмов адаптации.

Значительную роль в их формировании может играть высшее профессиональное образование. Роль вуза, на наш взгляд, не только в формировании специалиста, но и в обучении адаптивному поведению.

Жизнь современного общества немыслима без достижений науки и техники. Инженер становится ключевой фигурой современного общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования адаптивной личности студента технического вуза.

Современному обществу требуется гораздо больше специалистов с техническим образованием, возросли требования к качеству подготовки инженеров. Кроме того, на рынке труда сегодня востребованы специалисты смежных профессий, специалисты, которые владеют навыками самообразования и могут быстро переучиваться. При сохранении традиционных технологий обучения с одновременным ростом запросов общества к уровню подготовки специалиста и его конкурентоспособности на рынке труда студенты начинают ощущать значительные перегрузки, наблюдается рост психологического напряжения. Особенно остро кризисное самоощущение, чувство растерянности и неопределенности проявляется у студентов на этапе адаптации к вузу.

Считаем актуальным представить авторскую технологию психолого-педагогического сопровождения студентов технического вуза на этапе их адаптации. Предлагаем данную технологию рассматривать как важный и неотъемлемый элемент дидактической системы технического вуза.

Разрабатывая данную технологию, мы исходили из того, что адаптация — не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему личностному и социальному развитию. Важно не только помочь студенту справиться с трудностями, преодолеть адаптационный барьер, но и расширить репертуар его адаптационных механиз-

мов. Такой подход предполагает организацию помощи студентам в двух направлениях.

1. Помощь в преодолении внешних трудностей адаптации: помочь в устранении пробелов в знаниях, научить конспектировать, готовиться к семинарским занятиям, организовать поиск литературы; организовать помощь в решении бытовых проблем; организовать мероприятия, направленные на сплочение коллектива и т. д.

2. Помощь в развитии адаптационного потенциала личности, в первую очередь в развитии личностных особенностей и освоении эффективных стратегий поведения для успешного прохождения процесса адаптации.

Цель психолого-педагогического сопровождения — создание условий, позволяющих студенту успешно функционировать и развиваться в системе высшего профессионального образования.

Для достижения цели сообществу вуза необходимо последовательно решить определенные задачи:

1. Проведение диагностики для выявления психологических особенностей, влияющих более всего на процесс адаптации, с целью своевременной профилактики и оказания эффективной помощи студентам группы риска.

2. Организация педагогического сопровождения всех первокурсников в период первичной вузовской адаптации, позволяющая им не только быстро овладеть навыками, необходимыми для обучения в вузе, но и развиваться в различных сферах общения и учебной деятельности.

3. Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу со студентами, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

4. В связи с тем что основная нагрузка по психолого-педагогическому сопровождению студентов ложится на кураторов студенческих групп, необходимо организовать обучение кураторов методам и приемам взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях.

Реализация технологии психолого-педагогического сопровождения возможна при определении структуры содержания. С этой целью были выделены основные содержательные модули. Под модулем понимается организационно-методическая работа, предназначенная для выполнения функции сопровождения.

1-й модуль — диагностический. Для полноценного осуществления процесса сопровождения необходима предварительная опережающая диагностика, которая позволит выявить личностные особенности и оценить психологический компонент адаптационного потенциала студентов.

Такие психологические особенности, как уровень субъективного контроля, коммуникативные

и организаторские способности, общие интеллектуальные способности, самооценка, уровень притязаний, свойства темперамента, мотивационная направленность, влияют на протекание процесса адаптации. Поэтому в начале обучения целесообразно измерить у первокурсников данные параметры личности. По результатам все студенты могут быть разделены на группы — студенты с высоким и достаточным адаптационным потенциалом; студенты, чей адаптационный потенциал недостаточен для преодоления трудностей адаптации самостоятельно.

Диагностическая составляющая психолого-педагогического сопровождения станет информационным основанием для успешного протекания процесса сопровождения студентов и адаптации в целом.

2-й модуль — информационный. Информация об окружающей среде, представления человека о будущем создают возможность правильно определить цели и задачи, спланировать и организовать деятельность. Нехватка информации, ее искажение или отсутствие могут привести к неадекватности представлений, притязаний, оценок и самооценок, действий, что может привести к срыву адаптации. При недостаточности информации активизируются подсознательные или полусознательные механизмы регуляции поведения.

И. Симаева справедливо отмечает, что непроизвольный контроль поведения, несмотря на явную биологическую детерминацию, изначально несет в себе потенциал избирательности — ограничивает варианты подготовки к изменениям социально и культурно приемлемыми вариантами поведения, а также динамическими стереотипами самой личности [1].

Столкнувшись с чем-то новым, мы начинаем формировать прогноз относительно вероятного исхода событий: человек непроизвольно готовится к действию на основе антиципирующей схемы. Такая схема имеется в распоряжении психики лишь тогда, когда имели место прецеденты адаптации к подобным изменениям в прошлом. Но это не память о событиях, так как произошло изменение структуры образа стимула, воздействующего на человека, сопровождающееся обобщением и схематизацией и обеспечивающее возможность «выхода» за пределы наличной (актуальной) позиции. Обобщенное представление о грядущих переменах активизирует превентивную подготовку для приспособления к ним [2].

Вероятностный прогноз позволяет найти и использовать наиболее целесообразные способы коррекции поведения для приспособления к данной и аналогичным ситуациям (стресса, конфликта и т. п.). В то же время отсутствие опыта или информации о ситуации влечет за собой бездействие регуляторов подсознания, так как бес-

сознательный контроль не улавливает в окружающей среде сигналы-индикаторы будущих перемен и антиципация не активизирует заблаговременную подготовку к приспособлению.

При отсутствии опыта в аналогичных ситуациях может сработать антиципация рационального (вербально-логического) уровня адаптации: раздвигая рамки индивидуального опыта, она заставляет субъекта оперировать понятиями и логическими приемами, обрабатывая информацию о предстоящих изменениях условий среды, социального окружения, собственного состояния и положения и т. д. Рациональная антиципация не только задает вопрос «Что будет?», она обеспечивает превенцию — планирование деятельности в целом, модификацию методов и средств приспособления задолго до предстоящих трансформаций. И что особенно ценно — возможность свободного перехода от настоящего к будущему и прошлому в процессе создания адаптивного ресурса.

Превентивные внутренние и внешние (поведенческие) изменения индивида, описанные в работах П. К. Анохина, Б. Ф. Ломова и Е. М. Суркова, У. Найссера, Е. Н. Соколова, подтверждают, что адаптация начинается уже в период, предшествующий воздействию, на который субъект направляет свое внимание. При этом специфичность приспособления возрастает по мере роста информации испытуемых о предполагаемой ситуации и полностью соответствует ожидаемым условиям деятельности. Известная формула П. В. Симонова, определяющая силу и качество возникшей у человека эмоции, также учитывает оценку вероятности удовлетворения потребности на основе опыта и информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности [3].

Активизация адаптивных схем, релевантных изменениям условий жизни и деятельности, способна начаться при получении информации о первых признаках изменений. По теории Н. Винера, недостаток информации затрудняет предвосхищение изменений, к которым будет необходимо адаптироваться личности, вызывает торможение процесса адаптации [4].

Любой нормальный человек, попав в новую среду, нуждается в информации об этой среде. Недостаток информации не позволяет активно предвосхищать события, следовательно, не обеспечивает возможность заблаговременной подготовки к изменениям. Поэтому необходимо предоставить студенту исчерпывающую информацию о структуре и правилах функционирования вуза, правах и обязанностях студента, приемах учебной деятельности, требованиях к знаниям, умениям навыкам по каждой из дисциплин учебного плана.

Во многих коммерческих организациях новому сотруднику вручают информационный буклет с необходимыми сведениями о руководителях и сотрудниках, с которыми будет происходить наиболее тесное взаимодействие. Данный опыт целесообразно перенести в среду вуза.

Передача информации студентам может быть организована путем прямого общения или через печатные и электронные средства информации.

В содержание информационного модуля рекомендуется включить информацию по следующим вопросам:

1. Информация о возможных формах обучения и типах высших учебных заведений современной России, в регионе. Специфика государственных и негосударственных учебных заведений. Возможность получения дополнительного образования. Возможность и процедура перехода с очной на заочную форму обучения. Возможность и процедура перехода с платного на бюджетное место и наоборот.

2. Информация о возможностях прерывания учебы. Процедура оформления академического отпуска.

3. Структура вуза. Структура факультета. Учебный план специальности.

4. Требования ФГОС и формы контроля по дисциплинам учебного плана.

5. Формы организации занятий. Требования к студентам на лекции, семинарском занятии. Формы контроля знаний в вузе.

6. Информация о выплате стипендий.

7. Права и обязанности студентов.

8. Информация об органах студенческого самоуправления: сфера компетенции и порядок работы.

9. Правила проведения экзаменов и зачетов. Требования к преподавателям и студентам во время контроля знаний. Процедуры, предусмотренные при возникновении спорной или конфликтной ситуации при проверке знаний.

10. Правила отчисления и восстановления студента в вузе.

Во многих вузах организуются студенческие землячества. Ценность землячеств для студентов не только в эмоциональной поддержке, но и в обеспечении информацией. Обеспечить включенность первокурсников в жизнь вуза помогут и органы студенческого самоуправления.

Актуально во внутренней сети вуза разместить ФГОС по каждой дисциплине учебного плана, программы курса, списки основной и дополнительной литературы, требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплинам учебного плана, фото преподавателей вуза с их бэкграундом и мини-интервью, из которого становится понятно, как человек видит себе организацию учебного процесса и что он ожидает от студентов.

Для создания более комфортной атмосферы полезно часть важной для студента информации представить ему в письменном виде. Это может быть «Инструкция для первокурсника», «Путеводитель для первокурсника» или другой документ, который содержит самую необходимую информацию.

Важно, чтобы преподаватели получили информацию о трудностях, которые испытывают студенты в процессе адаптации к вузу, не игнорировали ее. Многие преподаватели нуждаются в информации о приемах оптимизации межличностного взаимодействия со студентами, об особенностях общения и деятельности в студенческом возрасте.

Для преподавателя в адаптационный период необходимы знания о приемах поддержки студента, создания комфортной атмосферы на занятиях, об особенностях учебной мотивации первокурсников.

Считаем, что для преподавателей, работающих с первокурсниками, полезно организовать цикл лекций. Примерная тематика лекций может быть следующей:

— Внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности студентов.

— Технология создания психологически комфортной атмосферы на занятиях.

— Основы организации совместной творческой деятельности.

— Основы организации самостоятельной работы студентов.

— Возрастные особенности юношеского возраста.

3-й модуль — обучающий. Одним из основных принципов государственной политики в области образования, который декларирует Закон Российской Федерации «Об образовании», является адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Адаптированность образовательной среды — это способность образовательной среды

устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами общества в целом и отдельных граждан в частности [5].

Исследование процесса адаптации студентов показало, что уровень подготовленности первокурсников к вузовской системе обучения недостаточен. Перед педагогическим сообществом вуза ставится задача — организовать превентивный курс обучения, который будет ориентирован на передачу студентам знаний о научной организации труда. НОТ обеспечит ускорение адаптации первокурсников к условиям вуза. В реализации задачи важную роль играет система педагогической поддержки студентов.

С. А. Рунова в своем диссертационном исследовании обращает внимание на то, что абитуриент, целенаправленно готовившийся к учебе в вузе, знакомый с новыми формами организации учебного процесса и контроля знаний, ориентированный на самостоятельную работу, проходит процесс адаптации без резкого возрастания стресса [6].

Считаем, что для первокурсников целесообразно провести в первые недели учебный курс для обучения приемам вузовской учебной деятельности, а также формирования навыков информационной, учебной и коммуникативной культуры. План курса должен включать лекционные и практические занятия, что позволит слушателям получить необходимые знания и практические навыки. В программу целесообразно включить два основных блока: обучение вузовским учебным навыкам; иллюстрация возможностей информационных технологий при обучении в вузе.

Примерное содержание основных блоков и количество часов на каждую тему представлено в таблице.

Значительно затрудняет процесс учебной адаптации, провоцирует психофизиологические перегрузки плохая подготовленность студентов к обу-

Тематический план адаптационного курса

Название темы Кол-во часов

Часть 1:

1. Конспектирование лекций. Управление вниманием на лекции. 2

2. Алгоритм поиска необходимой информации для подготовки к семинарским и практическим 4

работам. Приемы работы с электронными и бумажными каталогами, поиск информации через

Интернет.

3. Приемы подготовки к семинарским и практическим занятиям. Самостоятельная работа с учебником. 4

4. Планирование рабочего дня. Знакомство с технологиями тайм-менеджмента.

5. Техника быстрого чтения 4

Часть 2: 2

1. Работа с текстовыми и графическими редакторами, подготовка презентации.

2. Порядок работы с Интернетом; порядок работы с электронной почтой, электронными 2

образовательными ресурсами, электронными библиотеками 4

чению по профилирующим дисциплинам. Особенно остро эта проблема встает у студентов, которые, не выдержав конкурсного отбора, поступили на платную форму обучения или выбрали вуз, где конкурс низкий или совсем отсутствует. В. Ю. Бай-дак в своем диссертационном исследовании, посвященном адаптационной подготовке студентов-первокурсников математических специальностей вузов, обосновывает необходимость проведения для студентов адаптационного курса математики. Цель подобного курса — дать недостающие базовые знания из курса средней школы для успешного последующего овладения программой вуза [7].

Считаем, что организация дополнительных занятий, позволяющая повторить, а для некоторых студентов и заново выучить некоторые разделы школьного курса, даст возможность не только успешно справиться с программой вуза, но и быстрее наладить общение с однокурсниками.

Особое значение в период адаптации приобретает наставник, функцию которого выполняет куратор. Чтобы его деятельность не сводилась к ряду формальных мероприятий, необходимо, во-первых, пересмотреть систему стимулирования работы куратора, во-вторых, обучить кураторов методам и приемам психолого-педагогической поддержки студентов.

Методы воздействия на студента противопоставлены методам взаимодействия. К первым относятся педагогическое внушение, руководство и управление, вмешательство и т. д. Методы взаимодействия определяются как диалоговые и партнерские. Особый интерес вызывают виды психологического влияния: убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, манипуляция.

Кураторы в большинстве своем не владеют методами взаимодействия со студентами. В работе куратора все еще превалирует подход к студенту как к объекту учебной деятельности, и требуются значительные усилия для перехода на субъект-субъектные отношения. Для обучения кураторов деятельности поддержки целесообразно организовать обучающий семинар.

4-й модуль — развивающий. Его цель — развитие адаптационных способностей студента с тем, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно справиться с трудностями адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль предполагает работу психолога-профессионала с группами студентов. Групповая форма работы целесообразнее индивидуальной в силу ее большей экономичности, возможности большего охвата студентов, передачи индивидуального жизненного опыта и стратегий адаптив-

ного поведения от студента к студенту, что ведет к скорейшей социально-психологической адаптации однокурсников. Однако по окончании групповой при необходимости может быть организована и индивидуальная работа. Проблема организации коррекционно-развивающей работы со студентами заключается в том, что подавляющее большинство студентов, сталкиваясь с трудностями адаптации, не видят своей роли в их преодолении. Они не задумываются о том, что причина их неудач в учебной деятельности и межличностном общении, а также состояния эмоционального дискомфорта кроется в них самих, в личностных особенностях, в малом и недостаточно эффективном репертуаре стратегий поведения в период адаптации.

Наши исследования показали, что подавляющее большинство адаптированных студентов — люди с интернальным локусом контроля. Студенты с трудностями в адаптации имеют экстер-нальный локус контроля.

Особенность студента с экстернальным ло-кусом контроля в том, что ответственность за свою судьбу, результаты деятельности он не приписывает себе, а перекладывает на других. Психолог не получит от студентов-экстерналов запроса о путях и возможностях самоизменения. Их интересуют инструментальные знания, позволяющие справиться с внешними трудностями адаптации — как успевать конспектировать лекцию, найти нужный для подготовки к семинару материал и т. п. Студенты попытаются переориентировать психолога на деятельность, описанную в модулях 2 и 3.

Справедливое сопротивление деятельности психолога может возникнуть также по причине того, что студенческая группа будет направлена административно на «повышение квалификации». Участники будут находиться в состоянии вынужденного, обязательного присутствия. Они не будут связаны терапевтическим контрактом с психологом.

С другой стороны, психолог не имеет возможности контролировать и использовать феномены групповой динамики: отношения в реальной группе «непрозрачны» для него, они развиваются не «здесь и теперь», а привнесены извне. Психолог столкнется с тем, что реальные отношения в группе будут создавать для многих участников затруднения и в процессе раскрытия конфиденциального материала, и в процессе искренней обратной связи.

Считаем, что в работе со студенческими группами в качестве приоритетного направления целесообразно выбрать обучение эффективным стратегиям поведения в ситуации адаптации. Эта работа должна быть ориентирована прежде всего на повышение компетентности студентов при

выборе модели поведения в процессе адаптации. Их важно научить использовать больший репертуар моделей преодолевающего поведения, ориентироваться на «здоровые» модели преодоления стрессогенных ситуаций, что выражается в более высоких показателях ассертивности (уверенности) поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивных и асоциальных действий. Необходимо научить студентов чаще использовать непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях общения. В ходе работы студенты должны научиться рассматривать кризисные ситуации как новый опыт, полезный для будущей жизни и карьеры.

Особый акцент следует сделать на переориентацию с пассивных моделей поведения на активные, просоциальные, гибкие модели. В качестве основных методических приемов целесообразно выбрать ролевые игры и групповые дискуссии, которые могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, тренировкой определенных навыков.

Работая с группами студентов по обучению их новым стратегиям преодолевающего поведения, нельзя ограничивать количество участников. Для работы с психологом целесообразно приглашать всю студенческую группу — 15—20 человек. Подобная работа может быть организована как форма учебных занятий и стоять в расписании занятий как лабораторно-практические работы.

В традиционном лабораторном практикуме студент учится планировать, проводить научный эксперимент, делать выводы из полученных сведений, работать с необходимыми инструментами. Овладение репертуаром эффективных стратегий поведения в новой ситуации может быть построено по типу лабораторно-практических занятий, когда студенты не только получают новые знания, но и проводят экспериментальное испытание новых способов поведения.

Алгоритм работы с группой на таком занятии может быть следующим.

1. Студентам предлагают для анализа трудную ситуацию адаптации. Им не дается готовый рецепт преодолевающего поведения, а предлагается целесообразный алгоритм, расширяющий адаптационные возможности в дополнение к стратегиям, которые уже имеются в опыте студентов.

2. Студент выполняет инструкцию и обнаруживает, что ему не хватает некоторых умений для использования новой стратегии. Можно предложить ему самому прокомментировать причины неудачного опыта в работе со стратегией. Если студент затрудняется, необходимо привлечь группу к анализу ситуации. Психолог должен обеспечить рабочую атмосферу в группе, ориента-

цию всех членов группы на решение поставленной задачи. В центре внимания группы должен быть путь решения проблемы, а не конкретная личность.

3. Для закрепления знаний и навыков работы студентам предлагается ролевая игра, где в новой и пока не известной участникам ситуации нужно продемонстрировать данную стратегию поведения.

4. По окончании работы студенты осмысливают новый опыт и делятся своими размышлениями с группой.

Работая в группе, студент не только накапливает опыт предвосхищения, встречи и преодоления нового через освоение репертуара эффективных стратегий, но постепенно приходит к идее необходимости личностного развития. Психологу необходимо так строить общение, чтобы у студентов возникали вопросы: «Почему я о такой форме поведения никогда не задумывался, получится ли у меня такое взаимодействие с людьми, почему не получится, что мне мешает, что изменить в себе, чтобы я смог использовать новую стратегию поведения?» Таким образом, логическим продолжением и итогом работы с группой будет запрос студента о помощи в развитии адаптационного потенциала.

Логическим продолжением групповой работы по овладению стратегиями совладающего поведения будет организация индивидуальной работы по развитию адаптационного потенциала личности.

Подводя итог, нужно отметить, что организация сообществом вуза работы по адаптации студентов в рамках одного отдельно взятого модуля уже принесет определенные результаты, но для получения наибольшего эффекта целесообразно организовать диагностическую, информационную, обучающую и развивающую работу с первокурсниками.

Примечания

1. Симаева И. Превентивная адаптация как психологический феномен // Развитие личности. 2006. № 2. С. 61-69.

2. Там же.

3. Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. М.: Наука, 1987.

4. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

5. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 200.

6. Рунова С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов I курса к условиям педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000.

7. Байдак В. Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-первокурсников математических специальностей вузов: дис. . канд. пед. наук. Орел, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.