ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© Елфимова Н.В.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В данной статье рассматриваются взаимоотношения учителя и ученика, их взаимное влияние друг на друга. Показано, что это взаимодействие имеет двустороннюю направленность. Предложена классификация установок педагогов по отношению к учащимся.
Взаимоотношения в образовательной среде рассматривают в различных системах: учитель - ученик, ребенок - родитель, учитель - класс, учитель - родители, учитель - администрация, ученик - ученик. Все они достаточно сложны и имеют специфические условия развития. Со всем многообразным миром окружающей действительности ребенок входит в огромное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. В системе личностно-ориентированного образования построение психологически комфортных и гуманистических взаимоотношений является одной из приоритетных педагогических проблем. Именно в области взаимоотношений учитель - ученик особенно явно должна проявиться смена образовательных парадигм: переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным (от учительского монолога - к диалогу, от авторитета роли учителя - к взаимозначимости учителя и ученика).
Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Взаимоотношения реализуются через общение. Поскольку общение это двусторонний процесс, то и за качество общения так же отвечают две стороны. Если одна из сторон испытывает жизненный, профессиональный, личностный дискомфорт, то это напрямую скажется на состоянии взаимоотношений партнеров при организации взаимодействия.
При взаимодействии учителя и учащихся возникают психологические барьеры, которые отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учеников. Типичные барьеры:
- социальный - создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху», превосходства;
* Кафедра Акмеологии и психологии управления
- гностический - педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников;
- барьер подражания - молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, но не осознает, что невозможен механический перенос чужого стиля общения на свое индивидуальное педагогическое творчество;
- барьер сужения функций общения;
- барьер «боязни класса»;
- барьер несовпадения установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, не внимателен, следовательно, неопытный учитель раздражен, нервничает;
- барьер негативной установки на класс или на ученика - формируется на основе мнения других учителей или в результате собственных педагогических ошибок;
- барьер боязни педагогических ошибок - боязнь опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить ответ учащегося [1].
Для того чтобы предупредить появление или выявить наличие психологических барьеров, необходимо проанализировать общение с учениками, найти те стороны, которые им нравятся, и наоборот. Надо стараться не выяснять отношения с детьми, а анализировать их, устранять нежелательные моменты, которые ведут к образованию барьеров, потому что психологические барьеры напрямую влияют на взаимоотношения и взаимодействия учителя и ученика. Стремиться, чтобы этот анализ был более адекватным реальному положению дел. Стараться видеть себя глазами других людей. Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются человеком, но немедленно воспринимаются окружающими и могут быть причиной формирования определенных психологических комплексов, которые мешают успешной самореализации человека в обществе.
Психологические барьеры влияют на установки педагога, которые выражаются в способах его отношения к ученику:
1. оценка успеваемости;
2. ориентация коллектива на определенное отношение к своему товарищу;
3. демонстрация эмоциональных реакций учителя;
4. формирование общественного мнения в процессе общения педагога с родителями о том, кто из учеников на кого и как влияет [2].
Первый способ отношения учителя к ученику выражается в оценке успеваемости. Вернее, в том значении, которое он придает оценке, насколько он связывает ее с престижностью. Вынужденный выбирать между обыкновенной оценкой интеллектуального развития своего ученика, эмо-
циональной потребностью ребенка в успехе, взглядами администрации на отчетные показатели, родительской реакцией и родительскими амбициями учитель постоянно маневрирует применительно к данным конкретным обстоятельствам.
Второй способ отношения к ученику состоит в ориентации коллектива на определенное отношение к своему товарищу. В младших классах дети, в отношении которых заявлено, что «они позорят коллектив», сразу попадают в положение отверженных.
Третий способ отношения к ребенку выражается в демонстрации эмоциональных реакций учителя: симпатии или антипатии, расположения или неприязни. Другими словами, когда эмоциональной оценке подлежит не побуждение или поступок ребенка, а он сам, его личность, характер, индивидуальность, когда детям и родителям приходиться считаться с «человеческим фактором» самого учителя.
Четвертый способ отношения к ученику состоит в формировании общественного мнения в процессе общения педагога с родительской средой. Своим мнением относительно того, кто на кого и как влияет, он формирует позицию ребенка по отношению к его друзьям вне стен школы. И родители, как правило, склонны верить учителю.
Психологические барьеры возникают под воздействием следующих факторов: система ценностей и взглядов на жизнь участников взаимодействия, возраст, личностные качества, самооценка, уровень воспитанности, уровень образованности, наличие или отсутствие эмпатии, отношение одного участника общения к другому по его внешнему виду.
Важным фактором является отношение учителя к ученику по его внешнему виду. Для того, чтобы выявить насколько на позитивное отношение учителя к ученику на начальном этапе взаимодействия влияет внешность, нами было проведено опытно-поисковое исследование в школах № 19, № 30, № 60 г. Каменска - Уральского Свердловской области среди 70 учителей 6-11 классов с целью выявления преобладающего типа отношения учителя к ученикам. Учителям в начале учебного года были предложены для оценки «личные дела» 200 учеников. Задача была определить уровень интеллекта учащегося, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Дело в том, что всем учителям давали одно и тоже личное дело учащегося, но к нему были предложены две разные фотографии - заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная. Оказалось, что привлекательным детям (при прочих равных условиях) учителя присваивали более высокий интеллект, намерение поступить в институт, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся больше их воспитанием. В конце учебного года эксперимент повторили: он не дал тех же
результатов. Очевидно, что в начале учебного года установка учителя по отношению к учащемуся еще не успела закрепиться. Следовательно, дело не в «хороших» и «плохих» учениках, а в «хороших» и «плохих» учителях или просто в учителях разных типов.
Исследование показало, что важной педагогической проблемой в системе взаимоотношений учитель - ученик является субъективность общения педагога и учащегося, которая проявляется, прежде всего, в избирательном отношении его к детям. Например, установлено, что учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение, симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные ему ученики остаются без внимания. Оказывается, педагог склонен лучше относиться (по степени убывания симпатии): 1) к более «интеллектуальным, более дисциплинированным, исполнительным» ученикам; 2) к пассивно-зависимым и спокойным; 3) к «растяпам», поддающимся влиянию, но плохо управляемым; 4) к независимым, активным и самоуверенным ученикам - это самая нелюбимая учителями группа учащихся. Учитель, оказывается, непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах, эти школьники оцениваются им, при прочих равных условиях, более высоко. Учитель, особенно если у него самого безукоризненный почерк, предпочитает «каллиграфов», он очень чувствителен к неправильному произношению слов и даже к звуку голоса. Одни учителя склонны к позитивным, а другие - к негативным установкам по отношению к учащимся.
В школах № 19, № 30, № 60 г. Каменска-Уральского Свердловской области среди 150 учащихся 10-11 классов был проведен экспресс-опрос с целью выявления преобладающего типа отношения учителя к ученикам. Учащимся предлагали выбрать преобладающие типы отношений учителя к ним из следующего перечня: диктат (строгая дисциплина, сугубо деловые отношения); нейтралитет (общение на интеллектуально-познавательном уровне); опека (навязчивая забота, постоянный контакт с родителями); конфронтация (неприязнь, пренебрежительно-деловой тон); сотрудничество (соучастие во всех делах, доверие). Опрос дал следующие результаты: нейтралитет выбрали 30 % от числа опрошенных учеников, диктат - 24 %, сотрудничество - 19 %, конфронтацию - 17 %, опеку - 10 %.
Показательно, что преобладают негативные отношения учителя к ученикам. Это проявляется в таких типах отношений как диктат, конфронтация, нейтралитет (в сумме они составляют 71 %). Следовательно, учителям необходимо менять тип отношения к учащимся, учитывая их половозрастные особенности, тип высшей нервной деятельности, темперамент, взаимоотношения в семье, восприятие окружающей действительности.
Таким образом, взаимодействие между учителями и учениками осложняется нежеланием понять друг друга, психологическими барьерами, стереотипами, что в свою очередь приводит к конфликтам, из которых, в первую очередь, учитель должен искать достойный выход.
Для улучшения взаимодействия в системе учитель - ученик предлагаем занятие по психологическому тренингу, которое состоит из 5 этапов (их необходимо осуществлять в определенной последовательности).
1. Построение модели профессиональной ситуации: для проигрывания ведущий предлагает группе проблему, моделирующую ту или иную ситуацию из их профессиональной деятельности.
2. Обсуждение: после проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый из группы высказывает свое мнение и дает оценку происходившего.
3. Проигрывание реальной ситуации: учителя выделяют случаи, которые вызывают у них затруднения, и проигрывают их.
4. Обсуждение «Что нужно делать»: учителя анализируют проигранные ситуации, пытаются найти такие способы общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
5. Проигрывание ситуации «Как надо делать»: после нахождения эффективных способов педагогической деятельности учителя пробуют их проиграть, применяя найденные при групповом обсуждении новые способы и приемы работы. Далее участники подводят итоги занятия [3].
Главное для учителя во взаимоотношениях с учащимися - это построение комфортных и гуманистических взаимоотношений. Учитель должен постоянно осознавать, что ученик - полноправный участник процесса взаимодействия. Между учителем и учеником должны быть субъ-ект-субъектные отношения. Грамотно построенные взаимоотношения учителя с учащимися в дальнейшем избавят последних от множества комплексов и барьеров в общении. Для оптимального процесса межличностного взаимодействия учитель должен, прежде всего, совершенствовать свою личность; знать возрастные особенности детей, чтобы не допускать конфликтных ситуаций; индивидуально подходить к каждому ребенку, к каждой ситуации.
Список литературы:
1. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995.
2. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. - М.: Педагогика, 1984.
3. Самоукина Н.В. Психологический практикум. - Дубна: ФЕНИКС+, 2000.