Веремеева Ирина Феликсовна,
Дальневосточный федеральный университет,
Школа региональных и международных исследований, кафедра профессионально-ориентированных иностранных языков,
ассистент,
г.Владивосток
Конфликты в условиях учебной деятельности
Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Потому именно здесь необходимы благоприятные социальнопсихологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов.
Можно выделить следующие особенности педагогических конфликтов:
- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
- участники конфликта имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;
- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному);
- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося;
- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащемуся обосновать свои претензии;
- не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности;
- давать оценку только его конкретным действиям;
- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушать отношений с учеником;
- не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения [4, с.26].
Успешное разрешение конфликтов обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
При разрешении конфликтов между педагогом и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор.
Попадая в конфликтную ситуацию, преподаватель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения несогласованности, недомолвок. Хотя проблема понимания другого человека довольно сложная.
Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное содержание разговора), когда сказать (время и место), при ком сказать (уверенность в результате).
В общении педагога с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика.
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для преподавателя.
В социальной психологии и педагогике выделяется пять типов отношений:
- отношения диктата - строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;
- отношения нейтралитета - свободное общение с учениками на интеллектуально -познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;
- отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности;
- отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету, пренебрежительно-деловой тон в общении;
- отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении. [3,с.105]
Основным условием разрешения конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:
- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
- открытые и личностно-окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
- информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными - репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видно, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.
Приведу ряд ситуаций и поведение педагога при их возникновении:
- невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня «трудности» материала и др.);
- неправильное выполнение учебных поручений (скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
- эмоциональное неприятие педагога (изменить стиль общения с данным учащимся);
- эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).
В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относится к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общяющимися.
Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Затухание конфликта обычно происходит в результате истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы, потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта, переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Устранение конфликта происходит в результате изъятия из конфликта одного из участников, исключения взаимодействия участников на длительное время, устранение объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у педагогов знаний и умений, соответствующих личностных качеств.
Литература
1. АнцуповА.Я., ШипиловА.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2008. 490с.
2. ХасанБ.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М.: МИРОС, 2002. 176с.
3. Зеркин Д.Н. Основы конфликтологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 480с.
4. КозыревГ.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 2001. 175с.
5. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Владос, 2001.340с.
6. Рыбакова ММКонфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127с.