УДК 37.015.32 ББК Ю940
Н. В. Цирихова
Новоуральск
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И УЧАЩИМИСЯ КОЛЛЕДЖА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
ГСНТИ 15.21.51; 14.07.01
Код ВАК 19.00.01; 19.00.05; 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог; школьники старших классов; учащиеся колледжа; отношения «педагог — учащийся».
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются взаимоотношения между педагогом и учащимся средних образовательных учреждений и среднего профессионального образования. Отношение учащихся к педагогу является одним из главных факторов, определяющих их общую удовлетворенность, основанную на самореализации личности в процессе обучения в общем или среднем профессиональном учебном заведении.
N. V. Tsirikhova
Novouralsk
PECULIARITIES OF TEACHER‘S PERSONALITY PERCEPTION BY SENIOR PUPILS AND COLLEGE STUDENTS
KEY WORDS: teacher; senior pupils; college students; relations «teacher-pupil».
ABSTRACT. Relations between a teacher and secondary school or college students are analyzed. Attitude of pupils to the teacher is one of the main factors which determine their mutual satisfaction based on self-realization of personality in the process of study at a secondary school or college.
Модернизация системы образования, осуществляемая в нынешних социально-
экономических условиях и направленная на дальнейшую гуманизацию процесса обучения, выдвигает на первый план целый ряд проблем, касающихся эффективности взаимодействия и качества взаимоотношений между педагогом и учащимся.
Общеизвестно, что основные вопросы дидактики (чему учить? как учить? кого учить?) не могут реализоваться без ответа на главный вопрос: кто будет учить? В свое время К. Д. Ушинский отмечал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную
© Цирихова Н. В., 2011
силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакими формами организации учебных заведений [16]. Это означает, что личность воспитателя значит в деле воспитания все. То, насколько будет полноценным психологическое и личностное развитие обучающихся, развитие мотивов обучения и потребности в знаниях, интересов и склонностей к изучаемой дисциплине, самостоятельного творческого мышления, самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от педагога как личности и как профессионала.
Педагог является центральной фигурой в любой культуре, потому что
осуществляет функцию трансляции знаний и умений от поколения к поколению [6. С. 12].
В различные периоды исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель — каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личность учителя» [13. С. 328].
Еще задолго до поступления в школу ребенок знает, что его будет учить учитель [16. С. 63]. Всей атмосферой окружающей жизни он подготовлен к встрече, к сотрудничеству с учителем (педагогом) [4. С. 150]. Проблема отношений является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку от того, в какую систему отношений с окружающим и окружающими включается личность, в значительной степени зависит процесс ее формирования [5. С. 36].
В связи с этим актуальными становятся исследования, ориентированные на всестороннее изучение взаимоотношений между педагогом и учащимся.
Проблема отношений в системе «учитель — ученик» находится в той области психологических исследований, где пересекаются сферы интересов психологии личности, социальной, педагогической и возрастной психологии [12. С. 8]. Гуманистические отношения играют ключевую роль в реализации личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Современная педагогика и специальная психология решительно уходят от субъектно-объектной парадигмы, в которой учащимся отводится пассивная роль объекта педагогического воздействия. Обращение к учащемуся как к формирующейся в процессе учебной деятельности личности ставит новые научные задачи, связанные с более концептуальным его изучением в социуме, в системе межличностного взаимодействия с педагогами.
Каждому, кто имел хотя бы самое поверхностное знакомство с жизнью в учебном заведении, известно о сущест-
вовании у учащихся «любимых» и «нелюбимых» учителей. Первые находят общий язык практически с каждым ребенком. Вторые пребывают в перманентных конфликтах как с целыми классами, так и с отдельными учащимися [11. С. 89]. Известно, что некоторые учителя хорошо ладят со старшеклассниками, но не могут работать, например, с шестиклассниками. Список всевозможных вариантов взаимоотношений тех, кто учит, с теми, кто учится, можно продолжать долго.
Критерии, которыми учащиеся руководствуются в своих суждениях об учителях, существенно различаются в зависимости от места обучения [8. С. 25]. Школьники старших классов воспринимают педагогов как дети. А учащиеся колледжа — уже как взрослые [7. С. 88]. К десятилетнему возрасту увеличивается число школьников, которые считают, что педагоги неправильно оценивают их знания, бывают несправедливы. Но в целом отношение к учителю, особенно к тому, который учит детей с первого класса, — доброжелательное и доверительное. С каждым годом дети осваивают школу и правила внутришко-льной жизни — писаные и неписаные. Они уже могут сравнивать действия учителей и к подростковому возрасту оценить профессиональные и личностные качества, которые должны иметь, с их точки зрения, все учителя.
Девятиклассники видят лучшие черты педагогов в умении «держать дисциплину в классе», «не повышать голос», «интересно и понятно объяснить», «понимать учеников», «не иметь любимчиков и нелюбимчиков», «не занижать и не завышать оценки». Непривлекательные учительские черты: «несправедливый», «плохо объясняет», «дает материал непонятно», «не имеет чувства юмора», «часто ошибается».
Десятиклассники и учащиеся колледжа (15—16 лет) прежде всего отмечают способность педагога дать разумный совет в преподаваемом предмете и, как правило, довольны педагогами [10. С. 44]. В этом возрасте впервые происходит по-настоящему осмысленное разделение отношения к педагогу как к
человеку с его личностными особенностями и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками.
К 16—17 годам отношение школьников и учащихся колледжей становится наиболее дифференцированным и осознанным. Личный авторитет педагогов снижается до наименьшего за всю школьную жизнь уровня, выпускники более критично оценивают их способность обучать школьников.
Особенно охладевает желание стать похожими на своих педагогов [12. С. 11]. На протяжении всех лет обучения как в ОУ, так и в колледже стабильно высоко учащиеся оценивают справедливость педагогов, удовлетворенность их работой, способность дать разумный совет. Это своего рода «золотой фонд» благожелательного отношения к своим наставникам.
Для учащихся колледжей наиболее привлекательными качествами педагогов становятся «глубокие знания», «требовательность», «справедливость», «чувство юмора», «общительность», «умение понять другого человека». Особенно не нравятся «недобросердеч-ность», «заумность», «неумение интересно объяснить урок», «любовь публично вспоминать ошибки ученика». Способствуют общению с педагогом «самокритика», «понимание характера педагога», «любовь к предмету», «личное мнение о педагоге», «понимание своих ошибок», «способность к компромиссам».
Размышления о том, от чего необходимо отказаться и что приобрести в общении с педагогом, приобретают взрослый характер: «Избавиться от
заносчивости, лени, субъективности, обидчивости, чуть-чуть хамства. А вообще я хочу остаться такой как есть», «Надо приобрести уверенность в себе, не всегда говорить все, что ты думаешь, сдержанность, уравновешенность, интеллект» [8, С. 18]. Соотнесение собственных качеств с учительскими становится, с одной стороны, уверенным, с другой — достаточно гибким [14. С. 78].
Учащиеся колледжа и учащиеся выпускных классов ОУ определенно раз-
личают качества педагога-человека и педагога-специалиста. Самое большое требование современные учащиеся предъявляют к таким профессиональным качествам педагога, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Лучшие качества педагога видятся ими как «знание предмета», «умение организовать урок», «справедливость», «внимание к мнению учащихся», «искренность», «целеустремленность», «непредвзятость», «трудолюбие», «требовательность», «веселость». Среди нежелательных качеств упоминаются «несправедливость», «грубость», «недобросовестность», «незнание предмета», «неумение объяснять», «неумение навести тишину», «нечеловечные требования», «несвязная речь», «недоверие». Для успешного общения с педагогами одиннадцатиклассникам и учащимся колледжей необходимы «умение терпеливо (и добросовестно) выполнять однообразную домашнюю работу, стремление читать дополнительную литературу по предмету, общительность, честность в отношениях, трудолюбие и усердие» [3. С. 45].
Интересно отметить, что в различных возрастных группах учащиеся не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль педагога, ребята отмечали, что педагог должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что учащимся важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия педагога [1. С. 56].
По оценке учащихся средних и профессиональных учебных заведений, педагог вызывает резко отрицательное отношение, если: 1) агрессивен, груб, оскорбляет учащихся, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учащимся; 2) безразличный, безответственный, ненавидит учащихся и работу; 3) необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение; 4) аморален, эгоистичен, корыстолюбив, бе-
рет взятки, вымогает; 5) не умеет выслушать, понять учащегося, не уважает его, не признает права учащегося на свое мнение, нетерпим; 6) не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы; 7) не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором; 8) не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя; 9) не творчески работает; 10) педантичен, формалист [15. С. 52].
К концу школьного обучения и в ходе обучения в колледже отношение учащихся к своим педагогам становится наиболее осознанным, но вместе с тем и наиболее личностно отстраненным. Педагог интересует выпускника школы и учащихся старших курсов в колледже прежде всего как носитель предметных знаний, которые ему в скором времени понадобятся как абитуриенту или выпускнику Еще, может быть, педагог воспринимается как потенциальная угроза «порчи» аттестата посредственными оценками. Строя свои отношения со старшеклассниками, педагог должен учитывать, что они в силу постоянного пытливого интереса к людям хорошо разбираются в мотивах действий своих наставников и весьма тонко отмечают психологические нюансы в их настроении. Оценивая учителя прежде всего по его отношению к труду, они принимают самые высокие требования от того педагога, который отличается принципиальностью, глубоким знанием предмета, умением возбудить к нему интерес.
Старшеклассники не прощают приспособленчества, беспринципности, пристрастности и выражения личной неприязни в отметках за знания и поведение [9. С. 109]. Начиная с возраста 14—15 лет у учащихся субъективная оценка качества своего отношения к педагогам неуклонно возрастает. От своего классного руководителя или куратора в отличие от других педагогов они ожидают большей заботы о себе, внимания к своим проблемам. Классного руководителя или куратора обычно считают самым близким к себе педагогом, от которого можно получить реальную помощь в затруднительных ситуациях. А вот о директоре школы
или колледжа, напротив, судят чаще всего поверхностно, плохо представляя суть его деятельности, практически ничего не могут сказать о его личностных особенностях и стиле административной работы. По-видимому, отношение как большинства школьников, так и большинства учащихся колледжей к директорам представляет собой смесь уважения, боязни и разных домыслов.
Итак, отношение учащихся в среднем общем и профессиональном образовании к педагогу представляет собой сложный психологический феномен, в структуре которого выделяются оценочный и эмоциональный компоненты; каждый из этих компонентов характеризуется определенными показателями и претерпевает на протяжении периода обучения выраженную динамику. Оценочный компонент отражает специфику видения учащимися педагога, его личностных и профессиональных качеств. Эмоциональный компонент репрезентирует меру принятия учащимся педагога, интимно-личностного отношения к нему. Отношения «педагог — учащийся» являются центральным системообразующим отношением (структурной клеточкой), лежащим в основе деятельности педагога и объединяющим все другие виды отношений, в которые вступает педагог. Отношение учащихся к педагогу — один из главных факторов, определяющих их общую удовлетворенность, основанную на самореализации личности в процессе обучения в общем или среднем профессиональном учебном заведении. Вопреки распространенному в педагогической среде мнению о том, что учащиеся прежде всего обращают внимание на умение педагога преподавать свой предмет, исследования ряда авторов показали: основой формирования отношения старших школьников и учащихся колледжа к своим наставникам является эмоциональный компонент взаимодействия между ними. На втором месте находится оценка педагога как специалиста. И третье, относительно скромное место занимает оценка того, насколько удачно складываются их реальные отношения. Отношение
старших школьников к педагогам с возрастом меняется не только количественно, но и качественно, отражая этапы личностного развития учащегося. Отношение к педагогу всякий раз специфически отображает достигнутый
старшими школьниками или учащимися колледжа к определенному возрасту уровень личностной активности и самостоятельности, понимания себя и окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАГАНОВА Н. В. Отношения учителей и учащихся старших классов в общеобразовательной школе (конъюнктивный и дизъюнктивный аспект) : дис. ... канд. психол. наук. СПб. : СПбГУ, 2009.
2. ГАЛЕЕВА Н. Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности // Управление школой. СПб. : СПбГУ. 2009. № 2.
3. ГОЛОВА А. А. Проблемы взаимного восприятия в диаде учитель — ученик // Социальная психология. СПб. : СПбГУ. 2009. № 10.
4. ЗАХАРОВА А. В. Особенности восприятия учителей учениками начальных классов // Педагогическое образование : подготовка и повышение квалификации педагогических кадров : науч. реферат. сб. / ПИ РАО. М., 2009. Вып. 6. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика».
5. КАЗАНСКАЯ В. Г. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в школе // Педагогическая психология. СПб. : СпбГУ, 2009. № 1.
6. КСЕНОФОНТ. Воспоминания о Сократе / пер., ст. и комм. С. И. Соболевского. 2-е изд. М. : Наука, 1993. (Сер. «Памятники философской мысли»).
7. МАЛЬКОВСКАЯ Т. Н. Учитель — ученик. 6-е изд., доп. и перераб. М. : Изд-во МГУ. 2008.
8. МОРОЗОВА Г. В. Изучение отношений младших школьников к учителю // Воспитание детей и подростков : науч. реферат. сб. М. : ПИ РАО, 2010. Вып. 3.
9. МУРЗЕНКО Е. А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. СПб. : СпбГУ, 2007.
10. ЛАБУНСКАЯ Н. А. Студент в диалоге с преподавателем // Диалог в образовании : сб. материалов конф. Вып. 42. СПб. : СпбГУ, 2009. (Сер. «Symposium»).
11. ПОЛИКАРПОВА В. В. Оценка учителя как один из основных факторов формирования самооценки учащихся // Вестник РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008.
12. СЕЛЕЗНЕВ В. Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебновоспитательном процессе : автореф. дис. . д-ра пед. наук. 13.00.01. Борисоглебск, 2009.
13. СМИРНОВА Ю. В. Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды // Матер. междунар. науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2009.
14. СМОТРИЦКИЙ Е. Ю. Ученик и Учитель : психология отношений // Журнал СПбГЮА «Практическая психология». 2010. № 17.
15. ТОЛСТЫХ Н. Н. Совместная работа педагога и психолога по изучению личности учащихся // Психологическая служба в школе. Кн. 1. Таллинн, 2010.
16. УШИНСКИЙ К. Д. Три элемента школы // Собр. соч. М. : Изд-во МГУ, 2008. Т. 2. (Сер. «Выдающиеся русские педагоги»).
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк