Научная статья на тему 'Межличностное взаимодействие в образовательной среде'

Межличностное взаимодействие в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4045
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / A TEACHER / A PUPIL / RELATIONS / INTERACTION / CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елфимова Н. В.

В статье рассматриваются взаимоотношения учителя и ученика, их взаим-ное влияние друг на друга. Показано, что это взаимодействие имеет двусторон-нюю направленность. Предложена классификация установок педагогов по отно-шению к учащимся и способов поведения учеников по отношению к учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal interaction in educational milieu

In the article relations between teacher and pupil, their mutual influence to each other are considered. It's revealed that this interaction has a double-sided directivity. The classification of teacher attitudes to pupils and pupil's behavioral patterns to teacher are offered.

Текст научной работы на тему «Межличностное взаимодействие в образовательной среде»

ко применять свои знания, но и строить отношения с окружающими. Успешность в профессии во многом определяется способностью реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, что напрямую определяется качеством общения. Посредством анализа теоретических источников и на эмпирическом материале мы проверили эти предположения и пришли к выводу о том, что когнитивный стиль коррелирует с коммуникативной направленностью и межличностными отношениями студентов и влияет на эффективность общения. Кроме того, нами обнаружены различия в понимании диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами, что дает основания определить диалог как многомерную и многозначную структуру.

Литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 318 с.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 329 с.

3. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.

4. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 180 с.

5. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А. Психологические затруднения в общении: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 288 с.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 548 с.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

8. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

УДК 370.153.4

Н. В. Елфимова

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются взаимоотношения учителя и ученика, их взаимное влияние друг на друга. Показано, что это взаимодействие имеет двустороннюю направленность. Предложена классификация установок педагогов по отношению к учащимся и способов поведения учеников по отношению к учителю.

Ключевые слова: учитель, ученик, взаимоотношения, взаимодействие, общение.

In the article relations between teacher and pupil, their mutual influence to each other are considered. It’s revealed that this interaction has a double-sided directivity. The classification of teacher attitudes to pupils and pupil’s behavioral patterns to teacher are offered.

Key word: a teacher, a pupil, relations, interaction, contact.

Взаимоотношения в образовательной среде рассматривают в различных системах: учитель - ученик, ребенок - родитель, учитель - класс, учитель - родители, учитель - администрация, ученик - ученик. Все они достаточно сложны и имеют специфические условия развития. Со всем многообразным миром окружающей действительности ребенок входит в огромное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом ребенка. В системе личностно-ориентированного образования построение психологически комфортного и гуманистического взаимодействия является одной из приоритетных педагогических проблем. Именно в области взаимоотношений учитель - ученик особенно явно должна проявиться смена образовательных парадигм: переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям (от учительского монолога - к диалогу; от авторитета роли учителя - к взаимозначимости учителя и ученика; от безусловного доминирования взрослого - к взаимодействию).

Поскольку общение - это двусторонний процесс, то и за качество общения также отвечают две стороны. Если одна из них испытывает жизненный, профессиональный, личностный дискомфорт, то это напрямую скажется на состоянии взаимоотношений партнеров при организации взаимодействия. Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают породившие их психологические мотивы.

Взаимодействие учителя и учащихся нередко сопровождается возникновением психологических барьеров, которые отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учеников. Назовем наиболее типичные барьеры:

• социальный - создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху», превосходства;

• гностический - педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников;

• подражание - молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, но не осознает, что невозможен механический перенос чужого стиля общения на свое индивидуальное педагогическое творчество;

• сужение функций общения;

• «боязнь класса»;

• несовпадение установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, невнимателен, вследствие чего неопытный учитель раздражен, нервничает;

• негативная установка на класс или на ученика - формируется на основе мнения других учителей или в результате собственных педагогических ошибок;

• боязнь педагогических ошибок - боязнь опоздать на урок, не уложиться во времени, неверно оценить ответ учащегося [1].

Для того чтобы предупредить появление или выявить наличие психологических барьеров, необходимо проанализировать общение с учени-

ками, найти те его стороны, которые им нравятся, и наоборот. Следует стремиться не выяснять отношения с детьми, а анализировать их адекватно ситуации и устранять нежелательные моменты, которые ведут к образованию барьеров.

Психологические барьеры влияют на установки педагога, которые выражают следующие способы его отношения к ученику:

• оценка успеваемости;

• ориентация коллектива на определенное отношение к своему товарищу;

• демонстрация эмоциональных реакций учителя;

• формирование общественного мнения в процессе общения педагога с родителями о том, кто из учеников на кого и как влияет [2].

Первый способ отношения учителя к ученику выражается в оценке успеваемости. Вернее, в том значении, которое он придает оценке, насколько он связывает ее с престижностью. Вынужденный выбирать между обыкновенной оценкой интеллектуального развития своего ученика, эмоциональной потребностью ребенка в успехе, взглядами администрации на отчетные показатели, родительской реакцией и родительскими амбициями, учитель постоянно маневрирует применительно к конкретным обстоятельствам.

Второй способ отношения к ученику состоит в ориентации коллектива на определенное отношение к своему товарищу. В младших классах дети, по поводу которых заявлено, что «они позорят коллектив», сразу попадают в положение отверженных. Это грозит серьезным психологическим надломом и может повлечь за собой нервный срыв. Лишь в подростковом возрасте, когда стихийная ориентация общественного мнения на неформальных лидеров в состоянии ослабить удар официального порицания, можно рассчитывать на активную позицию коллектива, не только порицающую, но и берущую под защиту.

Третий способ отношения к ребенку проявляется в демонстрации эмоциональнъж реакций учителя: симпатии или антипатии, расположения или неприязни. Другими словами, эмоциональной оценке подлежит не побуждение или поступок ребенка, а он сам, его личность, характер, индивидуальность, и в этом случае детям и родителям приходиться считаться с «человеческим фактором» самого учителя.

Четвертый способ отношения к ученику заключается в формировании общественного мнения в процессе общения педагога с родительской средой. Своим мнением по поводу того, кто на кого и как влияет, он формирует позицию ребенка по отношению к его друзьям вне стен школы. Родители склонны верить учителю: ведь мы редко видим, как и с кем играют наши дети, а учитель находиться среди них постоянно. Естественно, получив ориентировку о «плохих» и «хороших», мы стремимся направить интересы и склонности наших детей в строну последних и стараемся уберечь от общения с первыми.

Психологические барьеры возникают под воздействием таких факторов, как система ценностей и взглядов на жизнь участников взаимодействия, личностные качества, возраст, самооценка, уровень воспитан-

ности, уровень образованности, наличие или отсутствие эмпатии, восприятие или отторжение внешнего вида собеседника.

Последний из перечисленных факторов является достаточно значимым. Для того чтобы выявить, насколько на позитивное отношение учителя к ученику на начальном этапе взаимодействия влияет внешность, нами было проведено опытно-поисковое исследование в школах № 19, 30, 60 г. Каменска-Уральского Свердловской области, в котором приняли участие 70 учителей 6-11-х классов. В начале учебного года учителям были предложены для оценки «личные дела» 200 учеников и поставлена задача определить уровень интеллекта учащегося, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Все учителя получили одно и то же личное дело учащегося, но с разными фотографиями - заведомо привлекательной и заведомо непривлекательной. Оказалось, что привлекательным детям (при прочих равных условиях) учителя присваивали более высокий интеллект, намерение поступить в институт, лучший статус в группе сверстников, родителей, достаточно серьезно занимающихся их воспитанием. В конце учебного года эксперимент повторили: он не дал тех же результатов. Очевидно, что в начале учебного года установка учителя по отношению к учащемуся еще не успела закрепиться. Следовательно, дело не в «хороших» и «плохих» учениках, а в «хороших» и «плохих» учителях или просто в учителях разных типов.

Исследование показало, что важной педагогической проблемой в системе взаимоотношений учитель - ученик является субъективность общения педагога и учащегося, которая проявляется, прежде всего, в избирательном отношении его к детям. Например, установлено, что учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоциональносмысловое отношение, симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные им ученики остаются без внимания. Оказывается, педагог склонен лучше относиться (по степени убывания симпатии): 1) к более «интеллектуальным, дисциплинированным, исполнительным» ученикам; 2) пассивно-зависимым и спокойным; 3) «растяпам», поддающимся влиянию, но плохо управляемым; 4) независимым, активным и самоуверенным ученикам. Учитель, оказывается, непроизвольно стремится больше обращаться к тем ученикам, которые сидят на первых партах; эти школьники оцениваются им, при прочих равных условиях, более высоко. Учитель, в особенности если у него самого безукоризненный почерк, предпочитает «каллиграфов», он очень чувствителен к неправильному произношению слов и даже к звуку голоса. Одни учителя склонны к позитивным, а другие - к негативным установкам по отношению к учащимся.

В школах № 19, 30, 60 г. Каменска-Уральского Свердловской области среди 150 учащихся 10-11-х классов был проведен экспресс-опрос с целью выявления преобладающего типа отношения учителя к ученикам. Учащимся предлагали выбрать доминирующие типы отношений учителя к ним из следующего перечня: диктат (строгая дисциплина, сугубо деловые отношения); нейтралитет (общение на интеллектуально-познавательном уровне); опека (навязчивая забота, постоянный контакт с родителями); конфронтация (неприязнь, пренебрежительно-деловой тон); сотруд-

ничество (соучастие во всех делах, доверие). Опрос дал следующие результаты: нейтралитет отметили 30% от числа опрошенных учеников, диктат - 24%, сотрудничество - 19%, конфронтацию - 17%, опеку - 10%.

Показательно, что преобладает негативное отношение учителя к ученикам (диктат, конфронтация, нейтралитет в сумме составляют 71%). Следовательно, учителям необходимо менять свои способы поведения, учитывая половозрастные особенности учащихся, тип их высшей нервной деятельности, темперамент, взаимоотношения в семье, восприятие окружающей действительности.

Учащимся был также задан вопрос: «Разделяешь ли ты мнение о том, что среди учителей распространены перечисленные ниже негативные явления?» Этот же вопрос был задан и учителям. Ответы учителей и учащихся распределились следующим образом (учащиеся (% от числа опрошенных) / учителя (% от числа опрошенных)): манипулирование оценками в личных интересах - 30,1/18,3; грубость и жестокость по отношению к ученику - 32,0/26,7; апатия и безразличие к работе - 16,5/26,7; снижение уровня общей культуры - 17,5/70,0; отсутствие потребности в самосовершенствовании - 11,6/21,7; ограниченность, узость мышления - 10,7/20,0; пессимизм, отсутствие чувства юмора - 30,1/15,0; отсутствие самоконтроля, недисциплинированность - 7,8/10,0; некритичное отношение к себе - 29,1/43,3; такие явления не характерны - 12,6/10,0.

Как показывают результаты опроса, мнения учителей и учащихся не совпадают. По некоторым критериям разница в ответах очень большая, особенно это касается таких явлений, как снижение уровня общей культуры, ограниченность, узость мышления, пессимизм, некритичное отношение к себе. Учителям и учащимся необходимо более критично относиться к себе и своему поведению, а также быть более терпимыми по отношению друг к другу.

Таким образом, взаимодействие между учителями и учениками осложняется нежеланием понять друг друга, психологическими барьерами, стереотипами, что приводит к конфликтам, искать достойный выход из которых должен прежде всего учитель.

Для улучшения взаимодействия в системе учитель - ученик мы предлагаем занятие по типу психологического тренинга, которое состоит из 5 этапов (их необходимо осуществлять в определенной последовательности).

1. Построение модели профессиональной ситуации: для проигрывания ведущий предлагает группе проблему, моделирующую ту или иную ситуацию профессиональной деятельности участников.

2. Обсуждение: после проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку происходившего.

3. Проигрывание реальной ситуации: учителя выделяют случаи, которые вызывают у них затруднения, и проигрывают их.

4. Обсуждение «что нужно делать»: учителя анализируют проигранные ситуации, пытаются найти такие способы общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

5. Проигрывание ситуации «как делать»: после нахождения эффективных способов педагогической деятельности учителя пробуют их проиграть, применяя найденные при групповом обсуждении новые способы и приемы работы. Далее участники подводят итоги занятия [3].

Главное для учителя во взаимоотношениях с учащимися - это построение комфортных и гуманистических взаимоотношений. Учитель должен постоянно осознавать, что ученик - полноправный участник процесса взаимодействия. Учителя и ученика должны связывать субъект-субъект-ные отношения. Грамотно построенное взаимодействие учителя с учащимися в дальнейшем избавит последних от множества комплексов и барьеров в общении. Для создания оптимального процесса межличностного взаимодействия учителю необходимо, прежде всего, совершенствовать свою личность; знать возрастные особенности детей, чтобы не допускать конфликтной обстановки; индивидуально подходить к каждому ребенку, к каждой ситуации.

Литература

1. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

2. Кондратьева С. В. Учитель - ученик. М.: Педагогика, 1984.

3. Самоукина Н. В. Психологический практикум. Дубна: ФЕНИКС+, 2000.

УДК 159.9

Н. В. Кулагина

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-МУЖЧИН И ПЕДАГОГОВ-ЖЕНЩИН

В статье актуализируется проблема последствий ситуации гендерного неравенства в профессиональной сфере, в результате которого возникает особый вид внутриличностного гендерного конфликта - гендерный конфликт профессиональной роли. Представлены данные эмпирического исследования внутриличностного гендерного конфликта у педагогов-мужчин и педагогов-женщин.

Ключевые слова: гендер, внутриличностный гендерный конфликт, гендерный конфликт профессиональной роли, гендерные стереотипы, гендерные представления, гендерная самооценка, полотипичная профессиональная сфера деятельности, неполотипичная профессиональная сфера деятельности, профессиональная роль.

The main problem of working men and women is stated in this article. This problem is the result of gender inequality situation in professional sphere, outcome of which is appearing of a special type of interpersonal conflict is called gender conflict of professional role. The data of empirical investigation of the inner-personal gender conflict between men pedagogues and women pedagogues are presented in the article.

Key words: gender, interpersonal gender conflict, gender conflict of professional role, gender stereotypes, gender establishing, gender self-assessment, typical sexual professional sphere, untypical sexual professional sphere, professional role.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.