Научная статья на тему 'Трудности верификации лабораторной диагностики токсоплазмоза'

Трудности верификации лабораторной диагностики токсоплазмоза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Н.Р. Цаава, Т.В. Старкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности верификации лабораторной диагностики токсоплазмоза»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

методом ПЦР; коагулазотипирование (kit Denka Seiken, Tokyo, Japan). Определяли наличие 43 генов вирулентности методом ПЦР: 3 лейкоцидина, 5 гемолизинов, 17 энтеротоксинов, 3 эксфолиатина, 14 адгезинов и ACME-arsA ген. Чувствительность к 38 антибиотикам — методом серийных разведений в плотной среде, в соответствии с рекомендациями CLSI.

Из 254 выделенных S. aureus 4 (1,57%) штамма являлись PVL негативными MRSA (по 1 штамму от медицинского работника и студента, 2 штамма — от больных). Все выделенные MRSA принадлежали к ST8, spa1 (t008), SCCmec IV.3.1.1., coa III, agr 1, характеризовались наличием лейкоцидина lukED, гемолизинов, энтеротоксина sea, адгезинов (за исключением cna, bbp). МПК для оксациллина составила 32 мг/мл; имипенема — 0,125—0,5 мг/мл. Выделенные штаммы оказались резистентными к ципрофлокса-цину, левофлоксацину, хлорамфениколу.

Таким образом, на территории г. Красноярска выявили циркуляцию одного клона внебольничных MRSA, характеризующихся устойчивостью к фтор-хинолонам и хлорамфениколу.

ТРУДНОСТИ ВЕРИФИКАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ТОКСОПЛАЗМОЗА

Н.Р. Цаава, Т.В. Старкова

Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

Распространение токсоплазмоза среди населения планеты варьирует от 15—85%, в зависимости от возраста и географического местоположения. На территории Российской Федерации (по разным и весьма неполным данным) инвазированность населения составляет в среднем 30—35%.

Часто инфекция протекает бессимптомно. Манифестные формы болезни у лиц со сниженным иммунитетом и у части внутриутробно инфицированных новорожденных, наблюдаются с поражением нервной системы, лимфатических узлов, мышц, в том числе миокарда, глаз, печени, селезенки и других органов.

Несмотря на определенные успехи достигнутые в области разработоки лабораторной диагностики токсоплазмоза, в частности широкого использования иммуноферментного анализа (ИФА), проблема диагностики этого заболевания по-прежнему остается актуальна. Основная проблема — верификация диагноза врожденного токсоплазмоза, а также у пациентов с иммунодефицитом.

Специфическим маркером острой инфекции считается обнаружение IgM, однако, в определенных случаях специфические антитела этого класса могут сохраняться в течение длительного времени (несколько месяцев или, в более редких случаях, в течение многих лет).

При мониторинге острого и хронического ток-соплазмоза, а также для оценки эффективности лечения следует определять IgA, но и они могут сохраняться в течение года и более после завершения острой фазы заболевания.

Для диагностики токсоплазмоза был разработан метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), для обнаружения паразита в различных образцах биологических жидкостей человека (амниотиче-ской жидкости, крови, спинномозговой жидкости

и т.д.). Обнаружение токсоплазмы в крови человека затруднительно, поскольку, в хронической фазе заболевания паразитемия отсутствует. Результаты обнаружения токсоплазм в амниотической жидкости пациента достаточно достоверны, что связано с наличием в ней большого числа паразитов.

Таким образом, для установления диагноза «ток-соплазмоз» целесообразно использовать комплексный подход к лабораторной диагностике токсоплаз-моза с использованием нескольких методов — ИФА и ПЦР.

РОЛЬ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

П.А. Цебренко, А.Ю. Кузнецова, Л.Ф. Герасимчик, О.Л. Скопенко, Л.М. Котик

МБУЗ «Медико-санитарная часть «Северсталь», г. Череповец

«Медсанчасть «Северсталь» является многопрофильным стационаром с отделениями хирургического, терапевтического и акушерского профиля. Для осуществления качественного инфекционного контроля необходима точная идентификация возбудителей нозокомиальных инфекций и мониторинг их антибиотикорезистентности. С 2004 г. в лаборатории внедрена профессиональная система микробиологического мониторинга «Микроб-2», позволяющая формировать базу данных и тестировать профили резистентности выделенной микрофлоры в каждом отделении стационара.

Формирование базы данных фенотипов выделенных штаммов позволяет госпитальному эпидемиологу проводить ежедневный мониторинг эпид-ситуации, что невозможно при рутинных методах. Анализ результатов сообщается клиническому фармакологу, заведующим отделениями в виде таблиц для практического использования при выборе антибактериальной терапии. За период с 2005 по 2011 гг. база данных микроорганизмов, выделенных из патологического материала от пациентов, составила более 48 000 изолятов. Эпидемиологический анализ данных мониторинга в стационаре показал, что этиологическая структура возбудителей зависит от профиля отделения. Лидирующей в отделениях реанимации является грамотрицатель-ная микрофлора — 57% (Enterobacteriaceae — 75%, Acinetobacter spp.— 11%, P. аeruginosa — 9%), среди грамположительных микроорганизмов преобладают Enterococcus spp. — 43%. В отделениях хирургического профиля преобладает грамположительная микрофлора 56% (из них S. aureus — 30%, Enterococcus spp. — 16%, Streptococcus spp. — 7%), на долю грамо-трицательных микроорганизмов приходится 33% (из них Enterobacteriaceae — 63%, P. аeruginosa — 17%, Acinetobacter spp. — 15%). В отделениях родовспоможения ведущей является грамположительная микрофлора — 78% (из них S. aureus — 10%, стрептококки группы В — 4%). При анализе данных мониторинга была установлена смена ведущих возбудителей нозокомиальных инфекций в ОРИТ: в 2005 г. преобладала грамположительная микрофлора (59%), а начиная с 2006 г. — грамотрицательная микрофлора (52%). При анализе данных обнаружены MRSA (2005 г. — 17%, 2011 г. — 34,9%), энтеробактерии продуценты ESBL (2005 г. — 5%, 2011 г. — 18,9%), резистентность P. aeruginosa к карбапенемам (2005 г. — 33%, 2011 г. — 37,1%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.