2012, Т. 2, № 1-2
Современное лабораторное обеспечение.
являясь одной из ведущих причин сезонных поражений желудочно-кишечного тракта, возникновения внутрибольничных вспышек, острых диарей, занимает второе место после ротавирусной инфекции и относится к социально значимым заболеваниям (Горелов А.В., Плоскирева А.А., с соавт., 2011). С 2010 г. количество вспышек острых кишечных инфекций в регионах РФ возросло более чем в три раза, число пострадавших от этих заболеваний составило более 3 тысяч человек, включая 1,3 тысячи детей. Основными причинами возникновения вспышек являются нарушения санитарных норм, нарушения технологического процесса в сфере производства и оборота пищевых продуктов, аварии на системах водоснабжения и канализации.
В первой декаде декабря 2011 г. в Кабардино-Балкарской республике зарегистрированы массовые обращения жителей г. Нальчика и прилежащих населенных пунктов за медицинской помощью с жалобами на расстройство желудочно-кишечного тракта. Состояние здоровья у большей части обратившихся замедицинскойпомощью,требовалогоспитализации (у 86,1% отмечалась рвота до 10 раз, у 79,6% — диарея, у 56% температурная реакция). У 445 человек (96,5%) отмечено состояние средней степени и у 16 (3,5%) — легкой степени тяжести. Следует отметить, что часть больных отказывалась от госпитализации. Из 261 ребенка 104 являлись организованными, в том числе 63 школьника и 41 воспитанник детских дошкольных учреждений. Заболеваемость носила взрывной характер с отсутствием видимой связи между очагами, с относительно равномерным их распределением по территории города и прилежащих населенных пунктов. Из 458 очагов — 448 с одним случаем, с двумя случаями — 8 и с тремя случаями — 2 очага. При лабораторном исследовании клинического материала у 16 из 30 больных выявлена РНК норовируса 2 генотипа, у двух из 30 — РНК ротавируса, в РНГА у двух из 60 определен ротавирус и у 24 из 208 больных методом иммунохроматографии установлен ротавирус. По санитарно-химическим показателям питьевой воды все пробы соответствовали требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и ГН 2.1.5.1315-03, в 13 из 29 проб водопроводной воды выявлены колифаги, а в шести пробах обнаружены РНК ротавируса А и РНК астро-вируса.
РОЛЬ РОТАВИРУСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВСПЫШЕК КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Т.Ф. Хомичук, Т.Т. Тарасенко, И.А. Ручко
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток
Проблема заболеваемости прочими острыми кишечными инфекциями (ОКИ) на территории Приморского края продолжает оставаться актуальной.
Прочие ОКИ регистрируются круглогодично, с двумя сезонными подъемами заболеваемости: зимне-весенним, определяемым, преимущественно, гастроэнтеритами вирусной этиологии и осенним — бактериальной.
В числе возбудителей, выделенных от больных с данными заболеваниями, в анализируемом периоде, отмечается увеличение доли вирусов с 20,6% в 2007 г. до 47,3% в 2011 г., по сравнению в бактериями, удельный вес которых к 2011 г. снизился до 52,7% (2007 г. — 79,4%).
В числе вирусов, выделенных от больных, ведущее место занимали ротавирусы. В 2007 г. их доля составляла 20,6%, в 2011 г. она увеличилась до 46,9%.
В Приморском крае заболеваемость ротавирусной инфекцией регистрируется, как спорадическая, так и вспышечная. Однако, роль ротавирусов, как этиологической причины, групповой и вспышеч-ной заболеваемости ежегодно увеличивается. В числе вспышек острых кишечных инфекций на долю вспышек ротавирусного гастроэнтерита в 2007 г. приходилось 38,2%. В 2011 г. их удельный вес составлял уже 64,7%.
Помимо роста числа вспышек ротавирусного гастроэнтерита, увеличилось и количество пострадавших на этих вспышках. В 2007 г. на долю таких больных, из числа вовлеченных во вспышечную заболеваемость ОКИ, приходилось 29,4%. В 2011 г. удельный вес пострадавших достиг 63,9%.
Вспышки регистрировались, преимущественно, в организованных коллективах детей и в детских соматических стационарах, с числом вовлеченных от 5 до 11 человек. Пусковым моментом, практически во всех этих вспышках был водный фактор. Далее, в организованных коллективах детей, при имеющих место фактах нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, присоединялся контактно-бытовой путь распространения.
При введении соответствующего комплекса противоэпидемических мероприятий, период существования вспышек ротавирусных гастроэнтеритов, не превышал 1—1,5 инкубационных периодов.
ВЫЯВЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВНЕБОЛЬНИЧНЫХ МЕТИЦИЛЛИНРЕЗИСТЕНТНЫХ S. AUREUS
О.Е. Хохлова12, Я. Ивао3, О.В. Перьянова12,
О.В. Теплякова1, А.Н. Дробушевская1, С.В. Ященко4,
Л.А. Рузаева4, Т. Ямамото2,3, И.Т. Решетнева1
1ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Минздравсоцразвития России, г. Красноярск; 2Российско-Японский центр микробиологии, эпидемиологии и инфекционных заболеваний, г. Красноярск; 3Медицинский Университет г. Ниигата, Япония; 4КГБУЗ «Красноярский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
Метициллинрезистентные S. aureus (MRSA) одни из важнейших возбудителей инфекционных заболеваний, как в стационарах, так и во внебольничных условиях. Значение внебольничных MRSA определяется их повышенной вирулентностью, а также необходимостью пересматривать подходы к эмпирической терапии внебольничных инфекций.
За период 2008—2011 гг. на наличие S. aureus, MRSA были обследованы 895 человек, в том числе 108 спортсменов, занимающихся вольной борьбой, 287 студентов, 374 медицинских работника, 126 больных с инфекциями кожи и мягких тканей. Материалы для исследования: мазки из носа (спортсмены, студенты, медицинские работники), отпечатки с кожи (спортсмены), биоптаты (больные). Выделение и идентификацию микроорганизмов проводили бактериологическим методом. Подтверждение принадлежности к MRSA — с помощью ПЦР (гены nuc, mecA). Мол екулярно-генетическое исследование MRSA — ST типирование, spa типирование методом секвенирования; agr и SCCmec типирование
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
методом ПЦР; коагулазотипирование (kit Denka Seiken, Tokyo, Japan). Определяли наличие 43 генов вирулентности методом ПЦР: 3 лейкоцидина, 5 гемолизинов, 17 энтеротоксинов, 3 эксфолиатина, 14 адгезинов и ACME-arsA ген. Чувствительность к 38 антибиотикам — методом серийных разведений в плотной среде, в соответствии с рекомендациями CLSI.
Из 254 выделенных S. aureus 4 (1,57%) штамма являлись PVL негативными MRSA (по 1 штамму от медицинского работника и студента, 2 штамма — от больных). Все выделенные MRSA принадлежали к ST8, spa1 (t008), SCCmec IV.3.1.1., coa III, agr 1, характеризовались наличием лейкоцидина lukED, гемолизинов, энтеротоксина sea, адгезинов (за исключением cna, bbp). МПК для оксациллина составила 32 мг/мл; имипенема — 0,125—0,5 мг/мл. Выделенные штаммы оказались резистентными к ципрофлокса-цину, левофлоксацину, хлорамфениколу.
Таким образом, на территории г. Красноярска выявили циркуляцию одного клона внебольничных MRSA, характеризующихся устойчивостью к фтор-хинолонам и хлорамфениколу.
ТРУДНОСТИ ВЕРИФИКАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ТОКСОПЛАЗМОЗА
Н.Р. Цаава, Т.В. Старкова
Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Москва
Распространение токсоплазмоза среди населения планеты варьирует от 15—85%, в зависимости от возраста и географического местоположения. На территории Российской Федерации (по разным и весьма неполным данным) инвазированность населения составляет в среднем 30—35%.
Часто инфекция протекает бессимптомно. Манифестные формы болезни у лиц со сниженным иммунитетом и у части внутриутробно инфицированных новорожденных, наблюдаются с поражением нервной системы, лимфатических узлов, мышц, в том числе миокарда, глаз, печени, селезенки и других органов.
Несмотря на определенные успехи достигнутые в области разработоки лабораторной диагностики токсоплазмоза, в частности широкого использования иммуноферментного анализа (ИФА), проблема диагностики этого заболевания по-прежнему остается актуальна. Основная проблема — верификация диагноза врожденного токсоплазмоза, а также у пациентов с иммунодефицитом.
Специфическим маркером острой инфекции считается обнаружение IgM, однако, в определенных случаях специфические антитела этого класса могут сохраняться в течение длительного времени (несколько месяцев или, в более редких случаях, в течение многих лет).
При мониторинге острого и хронического ток-соплазмоза, а также для оценки эффективности лечения следует определять IgA, но и они могут сохраняться в течение года и более после завершения острой фазы заболевания.
Для диагностики токсоплазмоза был разработан метод полимеразной цепной реакции (ПЦР), для обнаружения паразита в различных образцах биологических жидкостей человека (амниотиче-ской жидкости, крови, спинномозговой жидкости
и т.д.). Обнаружение токсоплазмы в крови человека затруднительно, поскольку, в хронической фазе заболевания паразитемия отсутствует. Результаты обнаружения токсоплазм в амниотической жидкости пациента достаточно достоверны, что связано с наличием в ней большого числа паразитов.
Таким образом, для установления диагноза «ток-соплазмоз» целесообразно использовать комплексный подход к лабораторной диагностике токсоплаз-моза с использованием нескольких методов — ИФА и ПЦР.
РОЛЬ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ
П.А. Цебренко, А.Ю. Кузнецова, Л.Ф. Герасимчик, О.Л. Скопенко, Л.М. Котик
МБУЗ «Медико-санитарная часть «Северсталь», г. Череповец
«Медсанчасть «Северсталь» является многопрофильным стационаром с отделениями хирургического, терапевтического и акушерского профиля. Для осуществления качественного инфекционного контроля необходима точная идентификация возбудителей нозокомиальных инфекций и мониторинг их антибиотикорезистентности. С 2004 г. в лаборатории внедрена профессиональная система микробиологического мониторинга «Микроб-2», позволяющая формировать базу данных и тестировать профили резистентности выделенной микрофлоры в каждом отделении стационара.
Формирование базы данных фенотипов выделенных штаммов позволяет госпитальному эпидемиологу проводить ежедневный мониторинг эпид-ситуации, что невозможно при рутинных методах. Анализ результатов сообщается клиническому фармакологу, заведующим отделениями в виде таблиц для практического использования при выборе антибактериальной терапии. За период с 2005 по 2011 гг. база данных микроорганизмов, выделенных из патологического материала от пациентов, составила более 48 000 изолятов. Эпидемиологический анализ данных мониторинга в стационаре показал, что этиологическая структура возбудителей зависит от профиля отделения. Лидирующей в отделениях реанимации является грамотрицатель-ная микрофлора — 57% (Enterobacteriaceae — 75%, Acinetobacter spp.— 11%, P. аeruginosa — 9%), среди грамположительных микроорганизмов преобладают Enterococcus spp. — 43%. В отделениях хирургического профиля преобладает грамположительная микрофлора 56% (из них S. aureus — 30%, Enterococcus spp. — 16%, Streptococcus spp. — 7%), на долю грамо-трицательных микроорганизмов приходится 33% (из них Enterobacteriaceae — 63%, P. аeruginosa — 17%, Acinetobacter spp. — 15%). В отделениях родовспоможения ведущей является грамположительная микрофлора — 78% (из них S. aureus — 10%, стрептококки группы В — 4%). При анализе данных мониторинга была установлена смена ведущих возбудителей нозокомиальных инфекций в ОРИТ: в 2005 г. преобладала грамположительная микрофлора (59%), а начиная с 2006 г. — грамотрицательная микрофлора (52%). При анализе данных обнаружены MRSA (2005 г. — 17%, 2011 г. — 34,9%), энтеробактерии продуценты ESBL (2005 г. — 5%, 2011 г. — 18,9%), резистентность P. aeruginosa к карбапенемам (2005 г. — 33%, 2011 г. — 37,1%).