Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА)'

ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕННЫМ УСЛОВИЯМ / АКТИВНОСТЬ / САМОВЛАСТИЕ / ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОСТОЯНИЕ СЕРДЦА / АПРАВЛЕННОСТЬ НА СЕБЯ И НА МИР / БОГОУГОЖДЕНИЕ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Т.А. ФЛОРЕНСКОЙ / ПОНИМАНИЕ СЕБЯ / THE CHOICE OF ONE’S PLACE IN LIFE / LIFE’S JOURNEY / SELF-ACTUALIZATION / CAPABILITIES AND POSSIBILITIES / LIFE VALUES AND LIFE MEANINGS / PERSONALITY TRAIT / PERSON’S ADAPTATION TO LIFE CONDITIONS / ACTIVITY / AUTOCRACY / SPIRITUAL MATURITY / HEART CONDITION / ORIENTATION AT SELF AND AT THE WORLD / PIETY / FREE CHOICE / T.A. FLORENSKAYA’S DIALOGUE METHOD / SELF-CONCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шубина Е.Ф.

В статье рассмотрен вопрос о поиске своего места в жизни современной молодежью. Рассматривается ситуация выбора своего места в жизни. Это и выбор профессии школьниками 9-11 классов, и выбор спутника жизни, и поиск себя, своего предназначения молодыми людьми более старшего возраста. Дается различение воззрения на данный вопрос в психологии и у святых отцов. В психологии поиск своего места в жизни рассматривается с точки зрения самореализации. У святых отцов этот поиск связан с духовным возрастанием, духовной зрелостью. Приводятся примеры практической психологической работы с молодыми людьми по поиску своего места в жизни с использованием метода диалога Т.А. Флоренской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFICULTIES THE MODERN YOUTH CONFRONTS WHEN LOOKING FOR THE PLACE IN LIFE. (ON THE BASIS OF A PRACTICING PSYCHOLOGIST’S EXPERIENCE OF WORK WITH YOUTH)

The article reviews the problem of the search of their place in life by the modern youth. The situation dealing with the choice of their place in life is presented. It is both the choice of a profession by the 9 - 11 grade schoolchildren and of a companion of life, soul searching, their purpose in life by the older young people. The difference between the attitudes towards this issue in psychology and among the Holy Fathers is presented. In psychology, the search of the own place in life is considered from the point of view of self-actualization. The Holy Fathers link this search with the spiritual growth, spiritual maturity. Also, the examples of the practical psychological work dealing with the young people’s search for their place in life and based on T.A. Florenskaya’s dialogue method are given.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА)»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 6, 2020: 712-725

Трудности в поиске своего места в жизни у современной молодежи (на основе опыта работы с молодежью практикующего психолога)

Е.Ф. Шубина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Lomonosov Moscow State University

Mokhovaya str., 11, building 9, Moscow 125009 Russia

e-mail: humourise@mail.ru

Ключевые слова: выбор своего места в жизни, жизненный путь, самореализация, способности и возможности, жизненные ценности и смыслы, личностные особенности, адаптация человека к жизненным условиям, активность, самовластие, духовная зрелость, состояние сердца, направленность на себя и на мир, Богоугождение, свободный выбор, диалогический подход Т.А. Флоренской, понимание себя. Key words: the choice of one's place in life; life's journey; self-actualization; capabilities and possibilities; life values and life meanings; personality trait; person's adaptation to life conditions; activity; autocracy; spiritual maturity; heart condition; orientation at self and at the world; Piety; free choice; T.A. Florenskaya's dialogue method; self-conception.

Резюме: В статье рассмотрен вопрос о поиске своего места в жизни современной молодежью. Рассматривается ситуация выбора своего места в жизни. Это и выбор профессии школьниками 9-11 классов, и выбор спутника жизни, и поиск себя, своего предназначения молодыми людьми более старшего возраста. Дается различение воззрения на данный вопрос в психологии и у святых отцов. В психологии поиск своего места в жизни рассматривается с точки зрения самореализации. У святых отцов этот поиск связан с духовным возрастанием, духовной зрелостью. Приводятся примеры практической психологической работы с молодыми людьми по поиску своего места в жизни с использованием метода диалога Т.А. Флоренской. Abstract: The article reviews the problem of the search of their place in life by the modern youth. The situation dealing with the choice of their place in life is presented. It is both the choice of a profession by the 9 - 11 grade schoolchildren and of a companion of life, soul searching, their purpose in life by the older young people. The difference between the attitudes towards this issue in psychology and among the Holy Fathers is presented. In psychology, the search of the own place in life is considered from the point of view of self-actualization. The Holy Fathers link this search with the spiritual growth, spiritual maturity. Also, the examples of the practical psychological work dealing with the young people's search for their place in life and based on T.A. Florenskaya's dialogue method are given. [Shubina E.F. The difficulties the modern youth confronts when looking for the place in life. (on the basis of a practicing psychologist's experience of work with youth)]

«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 2, 17).

«Итак, укрепляйся сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2, 1).

Выбор жизненного пути всегда был важным моментом для человека, определяющим его дальнейшее существование. Это выбор образа жизни, своего места в жизни, и профессии, и своего семейного положения, и всего того, на что будет человек ориентироваться в своей жизни, реализуя смыслы и цели своей жизни.

Психология много внимания уделяет изучению жизненного пути человека, его выбору, готовности осуществления этого выбора, условиям, при которых этот выбор происходит должным образом.

Существует много определений жизненного пути личности в психологии. К примеру, по Ананьеву Б.Г., жизненный путь - это становление человека как социального субъекта, овладение социальными ролями и расширение диапазона социальных ролей человека, последовательная смена социальных ролей и т.д. (Ананьев, 2001).

Рассматривают осуществление выбора на разных этапах жизненного пути: в школьном возрасте - первоначальный выбор; на разных этапах взрослой жизни - это и смена профессии в связи с личностной и профессиональной зрелостью, и выбор спутника жизни.

Школьникам в подростковом и юношеском возрасте предлагают задуматься о выборе направления своей будущей взрослой деятельности, предполагая, что для этого имеются необходимые предпосылки, зрелость для осуществления выбора, достаточное знание себя, своих ценностей, своих интересов, своих способностей, осведомленность о мире профессий.

Людям более старшего возраста, желающим изменить род своей деятельности предлагают больше задуматься над ценностно-смысловыми моментами их жизни, что необходимо для понимания того, что в их ситуации для них более приемлемо в профессиональном плане, о взаимовлиянии личностного и

профессионального выбора.

Психология предлагает помощь в осуществлении этого выбора. Главное внимание при этом уделяется адаптации человека к условиям жизни в современном обществе. Руководствуются исключительно прагматическими критериями: осведомленностью человека о мире профессий; требованиями к личностным особенностям человека, предъявляемыми профессией; личностными особенностями человека (при этом имеют в виду его индивидные особенности, свойства его характера); профессиональной направленностью человека (по Климову Е.А.: Человек -Знак; Человек -Техника; Человек-Природа; Человек-Художественный образ; Человек-Человек; Человек-бизнес); его интересами; его ценностями и жизненными смыслами; его способностями; свойствами его мышления и т.д. (Климов, 2010).

Но, даже правильно определив свое место в профессиональной сфере, в семейной жизни, вопрос о своем месте в жизни остается нерешенным в большинстве случаев. Считается, что здесь на помощь приходит психотерапия. Но взгляд на данную проблему в каждом направлении психотерапии зависит от мировоззрения. В одном случае - адаптация к условиям жизни, а в другом - духовный взгляд на данную проблему, что возможно с помощью диалогического подхода в практической психологии Т.А. Флоренской (2001).

Поиск своего места в жизни каждого человека может продолжаться до конца его дней. Меняется внутреннее устроение человека - меняется и понимание этого вопроса. Современный человек чаще всего самодостаточен и ищет самореализации, самоутверждения, реализации земных идеалов. И психология помогает ему в том, как этого можно достичь. Человеку кажется, что он выбирает то, что любит, к чему склоняется его сердечное произволение. Но получает внутреннее удовлетворение только на время. И поиск продолжается, возможно не получив своего разрешения и в конце жизни.

Психология не рассматривает возможность внутреннего изменения человека, духовного. Этому уделили много внимания святые отцы. Они рассматривали и состояние человека, всецело

полагающегося на себя, и состояние человека, идущего по духовному пути, ищущего воли Божией и стремящегося следовать ей.

Как только человек встает на духовный путь, меняется и понимание своего места в жизни, и сердечное произволение. Место в жизни уже не связывают с самореализацией. Иные смыслы в жизни и иные ценности приводят постепенно к пониманию того, что место в жизни тебе открывается по мере очищения от страстей твоего сердца, и оно способствует этому очищению.

Место в жизни, как его понимают святые отцы, не что иное, как проявление Промысла Божия о человеке, предоставляющего ему наилучшую возможность для спасения. Жизненный путь у святые отцы рассматривают как путь ко спасению (Феофан Затворник, свт., 2001).

Господь с Любовью принимает свободный выбор каждого человека. Но сам выбор влечет за собой определенное внутреннее состояние. Один человек строит все своими силами, под влиянием «духа льсти, по которому мудрствуют земное», по прп. Макарию Великому. (Макарий Великий, прп., 1904) Другой, будучи христианином, имея дух благочестия, смиряется и призывает в молитве благодать Духа Святаго, которая определяет для него место, необходимое для его спасения. Но и первого Господь не оставляет, а ждет его обращения, когда все то, что тот строил своими силами, рушится в один миг, когда, страдая, человек откликнется на призыв Божий и пойдет по пути спасения. И в этом также проявление Промысла Божия.

В выборе места в жизни человека, согласно святым отцам, определяющую роль играют не столько способности и возможности человека, его жизненные ценности и смыслы, его направленность на ту или иную деятельность в обществе, а состояние его сердца. Господь заботится о спасении каждого человека, в каком бы состоянии он не пребывал (Игнатий (Брянчанинов), свт. ,1993).

«Да даст тебе Господь разумение во всем.» (2 Тим. 2, 7).

В практической работе психолога приходится встречаться с трудностями в определении своего места в жизни у современных молодых людей. Каждый из них идет своим путем

к пониманию себя, к Богу.

Школьники, ученики 9-11 классов, в большинстве своем, с большим трудом пытаются сделать необходимый для них выбор профессии. Не хватает зрелости, понимания себя. Казалось бы, легче решить эту проблему верующим. Но современный мир привносит свои сложности и в семьи верующих. Условия взросления человека, детско-родительские отношения не способствуют достижению духовной зрелости, необходимой для осуществления выбора. Проблема выбора профессионального и жизненного пути, самоопределения, со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. Это первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием.

У святых отцов на первое место ставится духовная зрелость человека. Это определяет все, что человек делает и будет делать в жизни, а также те качества, которые необходимы для той или иной деятельности, свойства его личности. В психологии, хотя и говорят о готовности к выбору как интегральном психологическом образовании, включающим и нравственные моменты, но в ней не выстроена иерархия всех компонентов, и, конечно же, не говорится о роли духовного становления.

У большинства школьников еще не стоит вопрос выбора, имеется только необходимость выбора, так как этого требует школа, родители, обстоятельства. Если же современный школьник ориентируется на то, к чему лежит его душа, к чему влечет его сердце, то в большинстве случаев это проявление той или иной страсти. По мере духовного взросления человек оказывается перед очередным выбором.

Как отмечал митрополит Антоний Сурожский в книге «Человек перед Богом», задача воспитания - настроить сердце, чтобы все порывы души человека были устремлены к Богоугождению (Антоний Сурожский митр. 2001).

К сожалению, в современной жизни это встречается не так часто.

В 2003-2008 годах было проведено исследование становления личности учеников в условиях массовой школы. В одном из двух классов, «А», проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы. Когда ученики были уже в 10 классе, подобная работа, по просьбе учеников «Б» класса, велась и у них. Проводилось сравнение готовности к выбору профессии с точки зрения психологии и святых отцов в обоих классах. После анализа результатов исследования был сделан вывод, что различия в активности к выбору в обоих классах незначимые. Большая часть учеников обоих классов не готова самостоятельно сделать выбор жизненного пути или сомневаются в своих возможностях. Субъектная активность учеников обоих классов не отличалась. У многих учеников преобладала пассивность в принятии жизненно необходимых решений. Ценности у большинства учеников в обоих классах в основном направлены на признание себя в обществе. Большинство не задумываются о внутренней, духовной работе над собой, что позволило бы стремиться к духовной зрелости, к раскрытию своей личности в Боге. Ориентированных на семью, на традиции всего 4 человека из обоих классов (32 ученика). Влияние семьи, в которой ребенок не встречал благочестия, в большинстве случаев, детско-родительских отношений и окружения имели немаловажное влияние на духовную зрелость школьников (Кушнир, 2008).

Встречаются семьи, в которых родители принимают деятельное участие в воспитании самостоятельности, зрелости детей. Но, если семья ориентирована на земные ценности, неверующая, то духовной зрелости, необходимой для выбора здесь видеть не приходится. Хотя радует желание ребенка найти себя, свое место в жизни.

Пример.

Р, ученик 10 класса. Очень хорошие отношения с отцом, который привлекает Р ко всему, чем увлекается сам. Это и моделирование самолетов, и разнообразный мужской труд на даче, чтобы сын не боялся никакого труда, и другие хобби отца. Кроме этого - беседы с отцом на жизненно важные темы.

Р охотно принимает участие в судьбе друзей, оказывает помощь. Общительный. Но среди окружения не видит

настоящих друзей. В друге ценит внимательное отношение к себе. Всегда бодр, активен. Предпочитает быть в центре внимания, любит, когда с него берут пример, подражают. Но не переносит, когда ему противоречат. Любит, вызывать удивление и восхищение, быть в центре внимания. Считают, что у него есть артистический дар. Любит всяческие развлечения, веселое времяпровождение. В то же время Р не любит кропотливую работу, у него нет усидчивости. Он не выносит длительного усилия, напряжения.

Работу Р любит увлекающую, чтобы его ценили и ставили в пример другим. Изобретателен, часто бывают оригинальные идеи. На все есть свое мнение, отбрасывает все, что ему не соответствует, не терпит чужих советов, поступает по-своему. Не всегда заканчивает начатое, если нет контроля.

Как видно, несмотря на кажущееся взаимопонимание Р с отцом, на его участие в жизни сына, необходимых для выбора своего места в жизни качеств, зрелости у Р еще нет. Привычка всегда быть в центре внимания, направленность на себя, на получение удовольствия, необходимость контроля со стороны свидетельствуют об этом. О духовной зрелости и не могло быть речи, так как семья еще не пришла к вере.

Представление Р об идеальной для него жизни.

(сочинение)

Не уверен, что могу описать себя, занимающегося любимым делом, но точно могу описать моё представление о идеальной для меня жизни.

Я проживаю вдали от крупных городов, например, где-нибудь в Приуралье или за Уралом. Я живу в деревне, веду своё хозяйство. То бишь у меня есть трактор, большой огород, скот. Работаю я трактористом, или комбайнёром, или кем-то ещё в своей или соседних деревнях. Зимой где-нибудь подрабатываю, например, строителем. В принципе я могу работать кем угодно, главное, чтобы меня эта работа сильно не бесила, то есть она мне может даже не нравиться, но в пределах допустимого, есть только одно требование - чтобы она меня обеспечивала деньгами, которых хватало бы на проживание и занятия любимыми делами.

То есть для меня любимое дело это то, в котором я могу и

творю что-то руками.

Я рассматриваю практически любую государственную службу (армия, МВД и др.), потому что я приношу пользу своей Родине (блюду порядок, защищаю её). А как приятные бонусы: достойная заработная плата, высокая пенсия, всяческие льготы, пенсия по выслуге лет. И ещё, одна очень приятная вещь - это то, что у меня ещё будут силы, когда я выйду на пенсию, а значит я смогу уехать в деревню и заниматься хозяйством. Остальные профессии я рассматриваю только как способ заработать денег и смотрю, чтобы она не была мне неприятна, то есть нравилась мне или я относился к ней нейтрально. У меня в жизни пока нет особой цели, кроме того как послужить Родине и жить так, чтобы меня особо не трогали.

Главные ценности у меня: это честность, доброта, жизнерадостность. Не исключаю, что с пришествием некоторого времени мои ценности могут немного измениться.

Как видно, общение с отцом не прошло бесследно. Достойны уважения его ценности в жизни. Но в то же время Р еще далек от понимания себя, своего призвания в жизни. Ему нужно приложить много усилий, чтобы научиться Любви к другим людям. Чтобы понять себя, научиться диалогу с «другим», с каждым встречающимся на его пути человеком, с Богом. И это позволит ему быть подлинно свободным, чего жаждет его душа.

Примеры из практики с использованием диалогического подхода Т.А. Флоренской.

N 38 лет. Художник, высшее художественное образование. Член Союза художников.

Шла к своей профессии с детства. Обучалась в художественном лицее, потом в художественном институте. Своим выбором довольна. Несмотря на это, бывают профессиональные проблемы из-за депрессий, возникающих время от времени. Постоянно находится в поиске своего места в жизни. В личной жизни имеются сложности, не замужем, большие проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. С детства не сложились отношения с родителями, верующими людьми, которые постоянно говорили «о конце

света» и «не заботились должным образом о воспитании своих троих детей». Родители насильно заставляли детей ходить в храм, а о быте не заботились, по словам N. Ушла из дома, жила с бабушкой, это позволило ей получить художественное образование. Испытывает трудности в общении с людьми. Из-за этого занимается индивидуальной трудовой деятельностью, выполняя заказы. Говорит о своих детских травмах и об их последствиях, очень хочет «исцеления», но простить родителей не считает возможным. Воспоминания о травмирующих ситуациях причиняют сильную боль. Одно хорошо - страдания привели ее в Церковь.

Именно состояние сердца N определяет и направляет ее в поиске ее места в жизни. И здесь не психологи, а святые отцы помогают распознать состояние ее сердца.

«Знай же, что в последние времена наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3,1).

«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (Тим. 2, 25).

У святых отцов мы находим указание на путь к себе, к своему месту в жизни. Это деятельность, всецело направленная по заповедям Его.

«Аще кто во Христе, нова тварь.» (2 Кор. 5-17).

N занимаясь творчеством, сталкивается в своей работе с закрытостью души. Ей трудно не только общение с другими людьми, но и диалог с Богом. Как только она «забывает себя», погружается целиком в творческий процесс, «руки сами знают, что и как делать». Подлинное творчество возможно только при участии Бога и смиренного устроения души творца. И N хорошо это осознает.

Психологи при выборе пути выделяют направленность человека на себя (интроверт) или на мир (экстраверт), по Юнгу. Это дает возможность выделить ряд профессий, подходящих для деятельности данного человека в обществе. Святые отцы

напротив, говорят о необходимости отречения и от мира, и от себя, чтобы Христос присутствовал в жизни человека и в его творчестве, чем бы он ни занимался.

«Аще кто грядет по Мне», и не отречется от мира и от себя, «не может быти Мой ученик», говорит Господь. (Лк. 14:26)

Задача, которая стоит перед N духовного характера: снять центр внимания с себя и не следовать соблазнам мира, обрести подлинную веру. Это большой труд души.

Свят. Игнатий Брянчанинов писал, что Господь объявляет об усвоении нами греха при посредстве падения, которое являет нам, что все свойства, все движения души пропитаны им (Игнатий (Брянчанинов), свт., 1993).

Грех усваивается ребенком в семье, где родители не благочестивы, не имеют подлинной веры. Это прежде всего -самолюбие, саможаление. В то же время мы знаем примеры, когда и в неблагочестивых семьях страдающий от поведения родителей ребенок не замыкался на своих обидах, а обращался к Богу, как, например, святая блаженная Матрона Анемнясевская.

Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповеди Его, по словам свят. Игнатия. Это и благодаря воцерковлению, и участию в Таинствах (Игнатий (Брянчанинов), свт., 1993).

Без снятия центра внимания с себя, с чего может начаться самоотверждение, простить своих родителей, как в случае с N и изгладить из своей души обиды на тех, кто причинял страдания, невозможно. Ибо сильно саможаление и другие проявления самолюбия. Без этого же невозможно решение проблем общения с другим человеком, устроения по воле Божией личной жизни, диалога с Богом.

Беседа с N ведется на доступном для нее уровне и на понятном для нее языке, богословские определения она не воспринимает.

Таких примеров поиска своего места в жизни у современных молодых людей, которым за тридцать, можно привести множество. Различия бывают в мере воцерковления, в решении детско-родительских проблем, в устроении души, устроении личной жизни, в видении профессиональной

реализации. Общим для всех является та же проблема, которую решает N направленность на себя, на получение удовольствий.

Пример, М. 34 года.

В родительской семье М двое детей. Очень сильно контролирующее влияние матери. М обучалась в православной школе, но вынесла оттуда не укоренение в вере, а много комплексов и самоуничижение, что дополнялось комплексами, вынесенными из родительской семьи, по ее словам. Получив высшее образование в педуниверситете, профессию учителя иностранного языка, М решила начать самостоятельную жизнь вне родительской семьи. Несколько лет она провела за пределами России, работая в отеле. Опыт самостоятельной жизни был, с одной стороны, полезный, а с другой -шокирующий. Это подтолкнуло ее после возвращения на родину уйти в монастырь. Но и этот шаг не принес успокоения ее душе. Болезнь не позволила ей оставаться в стенах монастыря. М стала жить отдельно от родителей и искать себя, свое место в жизни. По состоянию здоровья более всего ее устраивала работа репетитора иностранного языка. Те, с кем приходилось М общаться в то время, по словам М, говорят о ее совершенно закрытом, сильно закомплексованном состоянии. В то время М более серьезно обратилась к вере, к дальнейшему воцерковлению. После обучения на богословских курсах ее благословили вести занятия в детской воскресной школе. Кроме этого, М закончила и регентские курсы, занимается вокалом, поет в церковном хоре. Но и это еще не все. М постоянно учится, приобретает необходимые для жизни, в том числе и для семейной, умения и навыки, считая, что не получила их в родительской семье. Много внимания М уделяет тому, как подать детям изучаемый материал, проявляя изобретательность.

Она все еще до конца не может отпустить свои детские обиды, но постоянно работает над собой, над саможалением, проявляя себя в служении другим людям. Еще ей нужно учиться терпеть свои недостатки, «снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах», по словам прп. Серафима Саровского (Серафим Саровский прп., 2014).

И результаты, хотя и скромные, уже видны в ее жизни: в молитве, в общении с другими людьми, с детьми, в понимании

себя.

Трудно складываются ее отношения с родителями. М пока еще не до конца принимает их такими, какие они есть, болезненно воспринимает их отношения к себе. Положительные моменты в их отношениях сменяются «уходом М в болезнь». Повышается температура, появляется слабость. Здесь есть еще есть над чем работать.

Помогает в работе с М и ее служение в воскресной школе. Часто мы вместе обсуждаем темы, которые ей предстоит раскрывать на уроках. Как это бывает, преподавая другим, учитель начинает глубже понимать материал. Все это несомненно сказывается на углублении, укоренении М в Церкви, на понимании себя, своего места в жизни.

Это только начало пути ко спасению, к поиску своего места в жизни. Для М главным в жизни является не стремление к земному преуспеванию. Этого ищет неверующий человек с исступлением, а едва найдет, как, по словам свят. Игнатия, найденное лишается цены и искательство возбуждается с новой силою.

«Ничем настоящим оно недовольно: оно живет одним будущим, оно жаждет только - того, чего не имеет. Предметы желания приманивают к себе сердце искателя мечтою и надеждою удовлетворения.... Ослепленное падением сердце ищет во времени и на земле того, что существует в вечности и на небе.» (Игнатий (Брянчанинов), свт., 1993).

По словам прп. Пимена Великого, человек - тот, кто познал себя; человек - тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение (Пимен Великий прп., 2009).

«Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения», писал свт. Игнатий (Игнатий (Брянчанинов), свт., 1993).

И говорить об истинном самоотверждении - говорить об истинном смирении, полной преданности Богу. «Такое смирение привлекает в душу Божественную благодать.» (Исаак Сирин прп., 2008: Слово 43).

В случае с М особенно заметна ее активность в поиске себя с помощью Божией, проявление самовластия.

Очень важной чертой образа Божия в человеке, с точки

зрения святых отцов, является самовластие. Это онтологическая черта личности, проявляющаяся в самоутверждении, в положительном смысле, (опробывании, ощупывании, обозначении для себя и для других, осмыслении границ своей власти, или свободы, своего выбора). О. Василий Зеньковский его обозначает как активность (Зеньковский, 1918). Самовластие проявляется и во власти человека над самим собой, над своими страстями и пороками. Оно может нести и отрицательные смыслы, как самопревозношение. Самовластие является важной составляющей готовности к выбору. Самовластие, как личностная черта, проявляется во всех возрастных периодах жизни человека.

Критерии определения готовности к выбору жизненного пути, своего места в жизни, в психологии отличаются от критериев, которые мы находим у святых отцов. В первом случае они подчинены устроению земной жизни, а во втором -внутреннему духовному устроению человека.

Критерием готовности к выбору призвания, своего места в жизни, по свт. Феофану, является решимость к Богоугождению во всех проявлениях жизни. Это проявляется в принятии человеком высоких нравственных идеалов, которым он желает следовать, в стремлении свою жизнь соизмерять с мнением Церкви, в принятии ответственности за себя и за других, в активности (утверждении себя как личности во всех планах, как внутренней, так и внешней жизни), в поиске, прежде всего, не своей воли, а воли Божией в любых жизненных обстоятельствах. (Феофан Затворник, свт., 2001).

Из всех приведенных примеров поиска своего места в жизни профессионалов видна решающая роль в этом духовной зрелости.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К.А. 1991. Стратегия жизни. М.: Мысль. 299 с. Антоний Сурожский митр. 2001.Человек перед Богом. М.: Паломник. 384 с. Ананьев Б.Г. 2001. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 288 с. Белан Е.А., Рылова Л.Е., Демченко С.В., Белоус С.А. 2007. О развитии личности в условиях школы: адаптация или активность? - В сб.: Актуальные проблемы психологии активности личности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. Головаха Е.И. 1988. Жизненная перспектива и профессиональное

самоопределение молодежи. Киев Наукова думка. 142, [2] с.

Игнатий (Брянчанинов), свт. 1993. Аскетические опыты. - В кн.: Святитель Игнатий Брянчанинов. Полное собрание сочинений в 7 томах. Т. 1.

Исаак Сирин прп. 2008. Слова подвижнические. Издательство Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 632 с.

Зеньковский В.В. 1918. Социальное воспитание, его задачи и пути. М.: Московская просвететительская комиссия. 91, [3] с.

Климов Е.А. 2010. Психология профессионального самоопределения. M.: Академия. 304 с.

Климов Е.А. 1990. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 159 с.

Кушнир А.В. 2008. Исследование готовности к выбору жизненного пути у старших школьников с позиции психологии и святоотеческого учения о человеке. Дипломная работа под научным руководством Шубиной Е.Ф. РПИ святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, факультет психологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макарий Великий. 1904. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 480 с.

Пимен Великий прп. 2009. Алфавитный Патерик или Достопамятные Сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов.

Серафим Саровский прп. 2014. Житие, наставления. М.: Благовест. 130 с.

Сохань Л.В. 1987. Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка. 277, [2] с.

Феофан Затворник, свт. 2001. Путь ко спасению.

Флоренская Т.А. 2001. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: ВЛАДОС. 208 с.

Шубина Е.Ф., Стеганцева В.В. 2010. Личностная встреча как особый аспект диалога. С. 76-77. - В сб.: Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции (11-13 ноября 2010 г., г. Москва). Тезисы, Т. 3: М.: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Шубина Е.Ф. 2015. Профконсультация: возможность диалога. С. 280-281. - В сб.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление.

Системогенетический подход к целеобразованию: материалы VII Международной научно-практической конференции (20-22 октября 2015 г., г. Ярославль). Под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 330 с.

Получена /Received: 19.11.2020 Принята/Accepted: 25.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.