Научная статья на тему 'Старчество и духовное воспитание молодежи в современных условиях'

Старчество и духовное воспитание молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старец / старчество / духовное окормление / молодежь / работа Церкви с молодежью / наставничество в духовной жизни / духовная жизнь / elder / spiritual eldership / a spiritual care / youth / Church youth work / mentoring in a spiritual life / a spiritual life

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богачев Евгений Николаевич, Смулов Алексей Михайлович

Духовное воспитание молодежи занимает одно из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Поиск наставника, друга, советника среди взрослых является естественной осознанной необходимостью молодежи. В работе проанализированы и изложены духовные качества, присущие старцу как наставнику в духовной жизни, выявлены и указаны сложности поиска духовного наставника молодым человеком или девушкой. На основе проведенного исследования авторами даются некоторые рекомендации по подготовке молодых людей к возможности целостного принятия духовного окормления наставником, старцем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual eldership and spiritual education of youth in modern conditions

Spiritual education of young people is one of the priorities of the Russian Orthodox Church. The search for mentor, friend, adviser among adults is natural conscious need youth. The paper analyzes and describes the spiritual qualities inherent in the elder as a mentor in the spiritual life, identifies and indicates the complexity of the search for a spiritual mentor by a young man or a girl. On the basis of the conducted research, the authors give some recommendations on the preparation of young people for the possibility of holistic acceptance of spiritual care by a mentor, an elder.

Текст научной работы на тему «Старчество и духовное воспитание молодежи в современных условиях»

4. Деяния Вселенских соборов. Т.1. - Казань: Центральная типография, 1910.

5. Дионисий (Шленов), игумен. Мученичество в византийской традиции // http://pokrov.pro/muchenichestvo-v-vizantijskoj-tradicii/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.09.2019).

6. Канонник. - СПб.: Сатисъ, 2004. Все тексты канонов на церковнославянском языке цитируются по этому изданию.

7. Минея. Январь. Ч. 2. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002.

УДК 248.151

Богачев Евгений Николаевич, соискатель кафедры миссиологии ПСТГУ,

Россия, г. Москва, evgeny-b11@rambler.ru

Смулов Алексей Михайлович, преподаватель кафедры миссиологии ПСТГУ,

Россия, г. Москва, jeger@bk.ru

Старчество и духовное воспитание молодежи в современных

условиях

Аннотация. Духовное воспитание молодежи занимает одно из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Поиск наставника, друга, советника среди взрослых является естественной осознанной необходимостью молодежи. В работе проанализированы и изложены духовные качества, присущие старцу как наставнику в духовной жизни, выявлены и указаны сложности поиска духовного наставника молодым человеком или девушкой. На основе проведенного исследования авторами даются некоторые рекомендации по подготовке молодых людей к возможности целостного принятия духовного окормления наставником, старцем.

Ключевые слова: старец; старчество; духовное окормление; молодежь; работа Церкви с молодежью; наставничество в духовной жизни; духовная жизнь.

Bogachyov Evgeny N., external doctorate candidate,

Department of Missiology, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University,

Russia, Moscow evgeny-b11@rambler.ru,

A.M. Smulov, lecturer of the department of Missiology, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University,

Russia, Moscow jeger@bk.ru

Spiritual eldership and spiritual education of youth in modern

conditions

Abstract. Spiritual education of young people is one of the priorities of the Russian Orthodox Church. The search for mentor, friend, adviser among adults is natural conscious need youth. The paper analyzes and describes the spiritual qualities inherent in the elder as a mentor in the spiritual life, identifies and indicates the complexity of the search for a spiritual mentor by a young man or a girl. On the basis of the conducted research, the authors give some recommendations on the preparation of young people for the possibility of holistic acceptance of spiritual care by a mentor, an elder.

Key words: an elder; spiritual eldership; a spiritual care; youth; Church youth work; mentoring in a spiritual life; a spiritual life.

Задача воспитания молодежи всегда была достаточно сложна и многогранна. Молодежь представляет собой особенный мир, полный противоречий. Еще более непроста тема духовного окормления современной молодежи в Православной Церкви, где остро стоит вопрос о катехизации и воцерковлении, а духовно-нравственное состояние молодых людей занимает одно из ключевых мест в определении будущей жизни как самой Церкви, так и российского общества в целом.

Многие молодые люди сегодня доверяют Церкви, строят свою жизнь согласно ее учению. Учитывая, что "из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности" [1, с. 255], духовное окормление молодежи становится одним из приоритетных направлений церковной жизни и требует крайне ответственного к тому отношения.

Святая Православная Церковь является носителем духовных начал общества, содержит знание и понимание духовной жизни, законов ее развития, ведущих ко спасению человека во Христе, раскрывает возможность применения этих знаний и законов в современной жизни.

Нарушение духовных законов может привести к увлечению далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, стать причиной физических и психических расстройств здоровья.

Проиллюстрировать сказанное выше можно на примере потребности человека иметь духовного наставника, старца для помощи в духовном возрастании. Незнание и непонимание того, кто может быть старцем, может привести к подчинению и зависимости юноши или девушки от человека, далекого от духовной жизни, использующего доверие в своих корыстных целях.

Анализу личности православного старца как духовного руководителя человека, роли личности старца в становлении личности молодого человека посвящено настоящее исследование.

Поиск наставника в духовной жизни, духоносного старца - явление совершенно естественное. Человеку, устраивающему духовную жизнь, хочется видеть пример христианского совершенства, быть под руководством того, кто далеко прошел по пути исполнения заповедей Божиих. Мало того, святые отцы настоятельно рекомендуют иметь духовного наставника. Святитель Григорий Нисский говорит: "...Итак, прежде всего, должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на сем пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам" [цит. по 2, с. 35-36]. В тексте Священного Писания также находим примеры, показывающие о необходимости наставника в деле спасения, например, вельможа вопрошает святого апостола Филиппа: "как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян. 8:31).

Старцы, особенно в России, оказывали огромное духовное влияние на народ, его культуру, нравственность. Старцы всегда являлись хранителями Православия, защитниками его от лжеучений, были духовными вождями, обличающими греховную жизнь, прелести, лень. Они учили молитве, борьбе со страстями, были опорой в трудную минуту, с любовью готовили себе преемников. На их примере воспитывалась молодежь, учась духовному деланию под руководством этих примеров святости. Один из таких случаев окормления у старца юного Алексея Карамазова описывает в романе "Братья Карамазовы" Федор Достоевский [3].

Необходимо отметить, что термин "старец" в Священном Писании, творениях святых отцов может обладать весьма многими, при том не равнозначными, толкованиями. Наиболее распространены в настоящее время два значения понятия "старец" - это духовный руководитель, наставник новоначального инока, и старец-харизматик, обладающий дарами Духа Святого [4]. Во втором значении старчество выступает уже как род святости [5]. Тем более, что смысл и образы старца как старца-харизматика и старца как духовного руководителя, наставника в обыденном церковном сознании в наше время крайне размыты. Это создает почву для оперирования понятием "старец" в корыстных и неблаговидных целях, уклонению от подлинных

традиций старчества в младо-, лже- старчество, гуруизм. Такие искажения в понимании старческого руководства Преданием Церкви в наше время, в частности, указываются в Определении Священного Синода РПЦ от 28-29 декабря 1998 г., журнал № 114 [6, с. 98].

При достижении определенного духовного уровня развития человека может состояться поиск духовного наставника. Данный этап в духовной жизни подразумевает готовность к жизни под руководством духовника или старца, предъявляет большие требования к желающему руководства старца [7]. Для предостережения на данном пути можно отметить несколько моментов, которые позволят принять верное решение.

Во-первых, необходимо помнить, что богодухновенные наставники во все времена были малочисленны и крайне редки. Еще в X-XI вв. преподобный Симеон Новый Богослов 1022) указывает на трудность поиска духоносного наставника: "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого ... знай, что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей" [8, с. 18]. Великий русский святой старец преподобный Нил Сорский (^ 1508) наставляет учеников в XV в.: "И се убореша святые отцы: яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестен таковым вещем; ныне же, до зела оскудевшим, подобает искати люботрудне" [9, с. 25]. А достаточно близкий к нам по времени святитель Игнатий (Брянчанинов, ^ 1867) указывает: "И то сказали святые Отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, должно искать со всею тщательностию" [10, с. 131]. После десятилетий правления безбожной власти и нанесенного ей урона духовной жизни в России, поиск благодатного старца является весьма затруднительным, можно сказать и невозможным делом.

Во-вторых, воспитывать ребенка в русле православной традиции, вдумчиво читать и разбирать Священное Писание и святых отцов. Наличие даже минимального, но реального аскетического опыта поможет отличить истинное от ложного. Такое духовно-нравственное воспитание должно присутствовать на всех уровнях церковной работы с молодежью: общецерковном, епархиальном, благочиническом, приходском, в семье. Наибольшее внимание духовному воспитанию, конечно же, уделяется на двух последних уровнях, где происходит непосредственное постоянное общение с человеком. Семья в данном случае является основой духовного воспитания. Именно в семье происходит воцерковление ребенка, в семье он учится молиться, ему прививаются навыки нравственной жизни. Воскресная школа, православная гимназия могут помочь в воспитании, но только при условии активной позиции родителей. Если дети будут посещать воскресную школу или православную гимназию, но в семье не ведут духовной жизни, не молятся, не соблюдают постов, не ходят в храм, то в этом случае рано или поздно ребенок отойдет от Церкви, неся в себе приобретенный в семье дух "века сего".

Еще один важный момент церковной работы на двух последних уровнях - это наличие "юношеского максимализма". Очень часто конфликтная ситуация возникает в том случае, если молодой человек (девушка) видит расхождение между словом и делом, образом жизни своих родителей и наставников и тем идеалом, к которому они призывают. Молодой человек с присущим ему максимализмом хорошо видит, где и в чем наша жизнь не соответствует Слову Божию, начинает увлекаться поиском новых, по его мнению, несоответствий. Такая ситуация наиболее характерна для молодежи, которая ходит в храм потому, что "так надо", у которой не состоялось личной встречи с Господом Иисусом Христом. Главной задачей родителей, священников, преподавателей воскресной школы становится тогда работа над собой, стремление к жизни по Евангелию, и, конечно же, молитва о даровании собственной, личной встречи чада со Христом.

В ранней юности возникает особый интерес к общению со взрослыми людьми. Эмоциональный контакт выстраивается на сознательном уровне, молодежь хочет видеть во взрослых друзей, советников, опору, но все же, чтобы чувствовать свою самостоятельность, находится от них на некоторой дистанции. В данном случае хорошо подключить к церковной работе с молодежью на приходе людей, живущих духовной жизнью и являющихся носителями социально значимых умений. На каждом приходе, без сомнения, найдется человек, умеющий хорошо делать что-то, кто-то поет под гитару, кто-то хорошо рисует, занимается спортом и т.п. Возможно, это дело далеко от церковного искусства, главное, что человек исполняет его хорошо и с любовью. Если такие люди посвятят немного времени общению с молодежью, то и у юношей и девушек будет складываться положительное и более широкое представление о Церкви [1, с. 253-258].

На данных уровнях церковной работы с молодежью важно обратить внимание на ее досуг. Это может быть и подготовка к православным праздникам, и паломнические поездки, и посещение музеев, художественных галерей и т.п. Особое внимание следует обратить на время каникул, отдыха. Здесь важно создать круг общения, помочь найти друзей -единомышленников, объединенных не только верой, не только совместной учебой, но и другими общими интересами.

Большую помощь в воспитании молодежи в данном случае могут оказать православные лагеря, молодежные форумы, программы семейного отдыха и социальной работы молодежи, походы. На данном этапе требуется помощь епархии, так как не у всех приходов есть возможность материального обеспечения таких проектов. Именно православные лагеря и походы помогают в решении многих педагогических и духовных вопросов. Путешествие или поход создают ситуацию, в которой молодой человек и девушка вырываются из привычных условий жизни, ставятся, в определенной степени, в кризисные условия. В этих условиях быстро становится ясно что из себя представляет человек, что он умеет, а чему стоит поучиться, какой он христианин.

Здесь уже менее важно, какие у молодого человека или девушки теоретические познания в Законе Божием, его оценки по предметам в школе. На первое место выходят его умение применить знания в жизни, показать свою любовь к Богу и ближнему, умение жертвовать своим покоем и комфортом ради других, помочь другому, когда и самому не легко, чувствовать ответственность за себя и за других. Экстремальные ситуации позволяют молодежи лучше разглядеть, познать себя, понять взрослую жизнь. Они позволяют понять, что взрослый человек (родители, инструкторы, преподаватели и т.д.) главные не потому, что "так заведено", а потому, что взрослые несут ответственность за всех, больше знают и умеют, обеспечивают безопасность, а правила и ограничения созданы не для трудностей, а имеют практическое значение для выживания. В походах налаживаются доверительные отношения молодежи и наставников, разрешаются многие духовные и житейские вопросы.

Еще одна из проблем, встречающихся в духовном воспитании молодежи, - это нездоровое увлечение виртуальным общением и социальными сетями. При невозможности в настоящее время изолировать молодежь от данного формата общения, в пользу межличностного очного общения, необходимо стараться держать его под контролем, обсуждая некоторые сайты, рекомендуя проверенные. Требуется постоянная работа родителей и духовника по снижению зависимости от виртуального общения, а порой и исключения из обихода мобильных устройств, например, на занятиях или в походе, поездке и т.п.

В воспитании молодежи в русле православной культуры необходимо задействовать все уровни церковной работы с молодежью. Приходу следует координировать работу с благочинием и епархией, использовать ресурс Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата.

В-третьих, не доверять слухам о наличии где-то "благодатного старца", который кого-то исцелил, что-то предсказал и т.п. При необходимости обращения к старцу, нужно помолиться, посоветоваться с духовным человеком, приходским священником или тем, которому доверяете, чтобы вам указали, к кому можно обратиться. Если мы будем просить и искать от всего сердца, то милостивый Бог непременно пошлет нужного нам наставника. Нужно также помнить, что важно ориентироваться не на одного какого-либо человека, а на Церковь, ее учение и традицию, тогда все наносное, неправильное, все заблуждения будет легко увидеть.

Также необходимо помнить, что признаком истинного старчества является сохранение Православной веры, следование святоотеческой традиции духовного окормления. Старец сам опытно должен пройти школу послушания и духовного восхождения, ему необходима и способность передачи опыта, то есть быть искусным врачевателем окормляемого. Старец должен знать Священное Писание и творения святых отцов, строить свою жизнь по Заповедям Божиим и руководить духовной жизнью ученика,

уповая не на себя или на свое искусство, но на помощь и руководство Святого Духа, Его вседейственной благодати.

Истинному старцу присущи любовь и смирение, он не заслонит собой Господа, а лишь скромно укажет путь к Нему [4]. Подлинный старец благодаря высокой духовности бережно относится к ученику, раскрывает в нем образ Божий теми средствами, которые созвучны уровню духовного развития, возрасту, особенностям жизни человека.

Есть также и наиболее яркие приметы того, что человек находится в ложном состоянии. Так, если некто утверждает, что только он знает истинный путь и следовать нужно только за ним, если почитание этого наставника его окружением носит характер болезненного восторга, экзальтации, а он не пресекает этого и даже поощряет, то перед нами заблуждение. Также, если наставник требует безоговорочного подчинения себе, применяет в духовной жизни к новоначальным христианам формы духовного руководства, возможные только в монастыре, запрещает какую -либо светскую жизнь, будь это чтение литературы, кино, культурные мероприятия и прочее, не считается с особенностями личности, условиями жизни. Такой наставник может потребовать оставить работу, развод с супругом, принятие пострига и т.п. Как правило, наставники, стремящиеся к господству над людьми, приписывают себе различные дарования, которыми обладали лишь избранные духовные старцы, например, оптинские и гефсиманские святые отцы. Однако подчинение таким лжестарцам обуславливается не только некоторой харизматичностью этих людей, но и инфантильностью и слабоволием некоторых христиан.

Духоносное старчество возможно только в Церкви, а лжестарчество, гуруизм - в ереси, расколе, секте. Но это не значит, что в лоне Церкви не может возникнуть ложного старчества. Всякий человек может прельститься, пасть, исказить свое делание. Искушение властью, авторитетом может постигнуть и священника, причем не зависимо от его возраста и продолжительности служения. Таким образом, вокруг соблазнившихся, и, как правило, харизматичных людей, происходит формирование внутрицерковной группы с культом личности священника, наставника, которая враждебно относится ко всему окружающему, спасение они приписывают только своей общине. Структура таких общин носит сектантский характер и зиждется на эсхатологических настроениях.

Обобщая сказанное выше, сделаем выводы:

1. Духовное развитие и религиозное образование молодежи должно проводиться на всех уровнях церковной работы с молодежью. Наибольшее внимание духовному развитию молодых людей должно уделяться в семье и на приходе.

2. Необходимо постоянно проводить изучение Священного Писания и Предания. Изучение должно быть глубоким, вдумчивым под руководством священника или специально выделенного для катехизации человека. Доступность духовной литературы, толкований святых отцов на

Священное Писание и их наставлений для людей всех духовных уровней (от готовящихся к принятию Святого Крещения до аскетов-пустынников) делает вполне возможным и плодотворным духовное воспитание в семье.

3. Необходимо сформировать у молодых людей ясное представление о духовном руководстве и старчестве согласно учению Православной Церкви.

4. Родители и, по возможности, приходской священник при обнаружении отклонений в духовном развитии юноши или девушки должны принять все меры для установления их причин и духовного врачевания.

5. На приходе необходимо изыскать возможность для различных форм общения молодых людей, создание информационного пространства для получения молодежью ответов на насущные вопросы, организовать досуг и духовно-нравственное воспитание.

Библиография

1. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов: Учебное пособие для студентов пед. Специальностей / Под общей ред. Т В. Скляровой. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 336с.

2. Александр Соловьев, протоиерей. Старчество по учению святых отцов и аскетов. - Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2009. - 168с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. -928с.

4. Смулов А.М., Богачев Е.Н. Сущностные черты духовного наставника - старца. Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015, №5(50). - С. 38-44.

5. Михайлов Андрей, свящ. Старчество преподобного Паисия (Величковского) и его Оптинских последователей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Московская Духовная Академия. Машинопись. - Сергиев Посад, 2002. - 199с.

6. Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря 1998 г., журнал № 114). // Собрание документов Русской Православной Церкви. Том II, часть 1. Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014.

7. Смулов А.М., Богачев Е.Н. Основные этапы духовного развития человека, желающего жить в послушании у наставника-старца. // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №7-2(47). - С. 20-24.

8. Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы. Гл. 33 // Добротолюбие, Т. 5. - М.: Изд-во "Неугасимая лампада", 2008. -486с.

9. Нил Сорский, прп. Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. - М., 1849.-208с.

10. Игнатий Брянчанинов, свт. Собрание творений в 6 т. Том 4 - М.: Изд-во "Правило веры", 2011.- 682с.

УДК: 266.1

Ворохобов Александр Владимирович, кандидат богословия, к.ф.н, доцент, проректор по научной работе Нижегородской Духовной семинарии, Россия, г.Нижний Новгород, vorokhobov@yandex. т

Православная миссия и актуальные задачи церковного пения

Аннотация. В статье производится анализ актуальных тенденций в отечественной церковной певческой культуре в связи с проблемами миссионерства. В настоящее время, когда в современной культуре усиливается роль эстетического компонента в восприятии мира, русская православная музыкально-певческая традиция активно помогает человеку в обретении Православия. Миссия музыкально-певческой культуры осуществляется по нескольким направлениям, главные из которых -информационное и воспитательное. Поэтому акцент сегодня должен быть сделан на качественной, смысловой стороне миссии. Одним из самых сильных средств воздействия на душу человека являются произведения церковно-певческого искусства, так как они действуют одновременно на ум и чувства. Православный человек старается чутко следить за своими чувствами и не позволять им опережать разум, чтобы сохранить трезвение в молитве.

Ключевые слова: миссионерство; православие; музыкальная культура; церковное пение, богослужение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.